УДК 347.4 ББК 67.404.2
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАНИНА НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
СОТНИКОВА Л.В., НИКОНОВА Н.Е. ОУВО ЮУИУиЭ, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье анализируется действующее российское законодательство и правоприменительная практика в сфере возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан неблагоприятной окружающей средой.
Ключевые слова: Экология, вред, неблагоприятная окружающая среда, возмещение вреда, экологическое страхование, радиация.
Актуальность. Право на благоприятную окружающую среду предусмотрено Конституцией Российской Федерации [1] (ст. 42), иными федеральными законами. Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [5], под благоприятной окружающей средой понимается - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое
функционирование естественных
экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Данное определение не полностью отражает суть понятия, учитывая экологические права человека его необходимо трактовать, как - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое
функционирование естественных
экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также безопасна для здоровья человека.
Гражданский Кодекс Российской Федерации [2] (ГК РФ) выделяет схожие понятия "вред" и "убытки", но определения им не даёт.
В юридической литературе понятие вреда определяется фактом причинения лицу, его здоровью, достоинству, чести, деловой репутации или имуществу порчи, расстройства, ущерба, урона, потери или убытка. В отличие от вреда, понятие убытка обычно сопрягается с материальными потерями, так называемой упущенной выгодой.
Под неблагоприятными экологическими факторами понимаются любые элементы окружающей среды, способные прямо или косвенно влиять на человека, либо иной живой организм, хотя бы на одном из этапов его жизни
или индивидуального развития [8]. Такими факторами могут быть постоянные выбросы предприятий, выбросы от транспорта, радиационное загрязнение и многое другое.
Обязательства вследствие причинения вреда установлены главой 59 ГК РФ. В рамках главы выделяют общие положения (ст. 1064-1083), на базе которых регламентируются возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1084-1094), возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг (ст. 1095-1098) и компенсацию морального вреда (ст. 1093-1101).
Общим основанием ответственности за причинение вреда является принцип полного возмещения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица, лицом, причинившем вред, в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ). О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть возмещён - он может быть лишь компенсирован.
Вред жизни, здоровью и имуществу человека, причиненный негативным воздействием окружающей среды, может быть компенсирован тремя различными способами: страхованием, в судебном порядке и в публичном порядке.
Рассмотрим один из перечисленных способов, а именно страхование.
Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" [3] определяет страхование как вид отношений по защите имущественных
интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Под экологическим страхованием понимается страхование гражданской ответственности за причинение ущерба (вреда) окружающей природной среде, жизни и здоровью человека, имуществу в результате воздействий окружающей природной среды, вызванных хозяйственной и иной деятельностью. [7] Экологическое страхование позволяет решить две важные проблемы - обеспечить частичную компенсацию убытков от аварийного загрязнения окружающей среды и создать дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий, привлекая средства коммерческих структур.
Существует две формы экологического страхования - добровольная и обязательная. Правовое регулирование добровольного страхования представлено достаточно детально на подзаконном уровне [6], в то время, как обязательное страхование экологических рисков в настоящее время не получило должного внимания.
Добровольный характер экологического страхования объясняется следующими причинами:
- отсутствие необходимой законодательной базы для внедрения обязательного страхования;
- не разработаны отраслевые методики по экологическому страхованию;
- отсутствие базы статистических данных о загрязнениях окружающей среды, которая позволила бы страховщикам правильно оценить вероятность, масштаб убытков и выработать адекватные страховые тарифы;
- отсутствуют бюджетные средства, необходимые для формирования государственного экологического страхового фонда.
Опыт создания таких фондов в Российской Федерации уже есть. В 1991 г. Был принят Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" [4].
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. №2060-1 "Об охране окружающей природной среды", под экологическими фондами понимались внебюджетные государственные фонды, созданные для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления
природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Данные организации начали образовываться в Российской Федерации в начале 90-х годов, но были ликвидированы в 2000 годах.
Общие требования об экологическом страховании установлены Федеральным Законом №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ст. 18). Пункт 3 ст. 18 закона, установил, что экологическое страхование регулируется только федеральными законами.
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и ее субъектов в сфере экологи находятся:
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
- земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Так как экологическое страхование относится к одному из способов охраны окружающей среды, то данный пункт противоречит Конституции РФ. В данном случае необходимо либо изменить сам пункт, дав полномочия субъектам, либо изменить саму статью Конституции РФ.
Так же, если проанализировать законодательство субъектов РФ, то можно прийти к выводу, что в сфере экологии субъектами принимается очень мало нормативных актов, что в свою очередь также противоречит 72 статье Конституции РФ.
В заключении отметим, что состояние окружающей среды и состояние здоровья человека находятся в прямой зависимости. Для устранения вышеназванных проблем необходимо:
1) Внести изменения в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды": "благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также безопасна для здоровья человека".
2) расширить список документов в п.3 ст. 18 ФЗ №7, по которым может осуществляться
экологическое страхование в РФ, дав возможность субъектам РФ принимать законы об экологическом страховании на региональном уровне;
3) воссоздать экологические фонды на федеральном и региональном уровнях. В связи с тем, что основное финансирование ущерба пострадавшим лицам на территории экологического бедствия будет ложиться на страховщиков и экологические фонды,
денежные средства, выделенные на ликвидацию последствий экологической катастрофы, государство может использовать на нужды в других сферах;
4) создать базу статистических данных о загрязнениях окружающей среды, которая будет находиться в открытом доступе в сети Интернет. Данная база данных поможет пострадавшим для обращения в суд при определении факта причинения им ущерба в данный день.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован в "Собрании законодательства РФ". 2014.4 августа.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Российская газета. 1996.6 февраля.
3. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 //Российская газета. 1993. 12 января.
4. Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. №2060-1 //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. 5 марта.
5. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ//Российская газета. 2002. 12января.
6. Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации: утверждено Приказом Министерства природы РФ от 03 декабря 1992 г. №04-04/72-6132
7. Крассов О.И. Экологическое право / О.И. Крассов. - М.: Дело, 2001. - 398 С.
8. Неблагоприятные экологические факторы и ослабление их влияния voen-pravo.ru/ekologicheskaya-podgotovka/1071-e14 (27.09.17)
THE LEGAL BASES OF COMPENSATION FOR HARM CAUSED TO LIFE AND HEALTH OF A
CITIZEN IS THE ADVERSE ENVIRONMENT
SOTNIKOVA L.V., NIKONOVA N.E. SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: nadin [email protected]
Abstract
The article analyzes current Russian legislation and law enforcement practice in the field of compensation for harm caused to the life and health of citizens by an unfavorable environment.
Keywords: Ecology, harm, adverse environment, compensation for harm, environmental insurance, radiation.