Научная статья на тему 'Правовые основы участия сотрудников полиции МВД России в специальной военной операции'

Правовые основы участия сотрудников полиции МВД России в специальной военной операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Правовые основы / специальная военная операция / сотрудники полиции / МВД России / военное положение / федеральные законы / международное гуманитарное право / обеспечение безопасности / Legal basis / special military operation / police officers / Ministry of Internal Affairs of Russia / military situation / federal laws / international humanitarian law / ensuring safety.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Юрий Иванович

Статья затрагивает исследование правовых вопросов участия сотрудников полиции Министерства внутренних дел России в специальной военной операции. Автор начинает с исторического анализа эволюции вооруженных формирований МВД, исследуя их роль и функции в различные исторические периоды, начиная с создания внутренних страж в 1811 году и до создания Росгвардии в 2016 году. Особое внимание уделяется трансформации правоохранительных органов в периоды военных конфликтов и специальной военной операции. В основной части статьи автор анализирует современные правовые основы участия сотрудников полиции в специальной военной операции, опираясь на анализ ряда федеральных законов и указов Президента Российской Федерации. Особое внимание уделено анализу Федерального закона от 3 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" и Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, которые регулируют обязанности и полномочия сотрудников полиции в условиях военного и чрезвычайного положения. Автор рассматривает практические аспекты участия сотрудников полиции в специальной военной операции, включая задачи по обеспечению безопасности граждан, пресечению диверсионно-террористической деятельности, их роль в процессе эвакуации мирного населения из зон боевых действий. Рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности территориальных органов МВД России в розыске и задержании вооруженных дезертиров во время проведения СВО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильин Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Basis for the Participation of Police Officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia in a Special Military Operation

The article addresses the investigation of legal issues concerning the participation of police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia in a special military operation. The author begins with a historical analysis of the evolution of armed formations of the Ministry of Internal Affairs, exploring their role and functions during various historical periods, starting from the establishment of internal guards in 1811 and up to the creation of the National Guard in 2016. Special attention is given to the transformation of law enforcement agencies during periods of military conflicts and special military operations. In the main part of the article, the author analyzes the contemporary legal basis for the participation of police officers in a special military operation, based on an analysis of a number of federal laws and decrees of the President of the Russian Federation. Particular attention is paid to the analysis of the Federal Law of February 3, 2011, No. 3-FZ "On Police" and the Federal Law of November 30, 2011, No. 342-FZ, which regulate the duties and powers of police officers in conditions of military and emergency situations. The author examines the practical aspects of police officers' participation in a special military operation, including tasks related to ensuring the safety of citizens, counteracting diversionary-terrorist activities, and their role in the process of evacuating civilians from combat zones. The issues of legal regulation of the activities of territorial units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the search and detention of armed deserters during the conduct of a special military operation are discussed.

Текст научной работы на тему «Правовые основы участия сотрудников полиции МВД России в специальной военной операции»

Правовые основы участия сотрудников полиции МВД России в специальной военной операции

Ильин Юрий Иванович

кафедра тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России, Gog_68@mail.ru

Статья затрагивает исследование правовых вопросов участия сотрудников полиции Министерства внутренних дел России в специальной военной операции. Автор начинает с исторического анализа эволюции вооруженных формирований МВД, исследуя их роль и функции в различные исторические периоды, начиная с создания внутренних страж в 1811 году и до создания Росгвар-дии в 2016 году. Особое внимание уделяется трансформации правоохранительных органов в периоды военных конфликтов и специальной военной операции.

В основной части статьи автор анализирует современные правовые основы участия сотрудников полиции в специальной военной операции, опираясь на анализ ряда федеральных законов и указов Президента Российской Федерации. Особое внимание уделено анализу Федерального закона от 3 февраля 2011 года № З-ФЗ "О полиции" и Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3, которые регулируют обязанности и полномочия сотрудников полиции в условиях военного и чрезвычайного положения.

Автор рассматривает практические аспекты участия сотрудников полиции в специальной военной операции, включая задачи по обеспечению безопасности граждан, пресечению диверсионно-террористической деятельности, их роль в процессе эвакуации мирного населения из зон боевых действий. Рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности территориальных органов МВД России в розыске и задержании вооруженных дезертиров во время проведения СВО.

Ключевые слова: Правовые основы, специальная военная операция, сотрудники полиции, МВД России, военное положение, федеральные законы, международное гуманитарное право, обеспечение безопасности.

сч о сч

ю

История вооруженных формирований МВД России начинается ещё с 1811 года, когда по указу Александра I были созданы внутренние стражи. Основной их задачей было поддержание порядка в городах, обеспечение безопасности при транспортировке ссылок и осужденных, и дополнение рядов активной армии [3].

В XIX веке функции внутренних стражей были переведены к местным войскам, а в 1886 году созданы конвойные команды. Во время Первой мировой войны эти войска обеспечивали мобилизационные мероприятия, поддержание порядка в тылу и отправку подкреплений на фронт.

После Октябрьской революции 1917 года были сформированы специальные войска, которые включали различные армейские формирования разных департаментов, таких как войска ЧК, пограничники и другие.

В 1920-е годы были созданы войска ГПУ-ОГПУ, которые боролись с басмачеством в Центральной Азии. Эти войска принимали участие и в Советско-финской войне, где 12 войск НКВД были удостоены звания Героя Советского Союза.

Великая Отечественная война стала особенным периодом для войск НКВД. Они проявили себя в обороне многих городов, и принимали активное участие в партизанском движении. Помимо вышеперечисленного, эти войска обеспечивали безопасность на освобожденных территориях, боролись с бандитизмом и охраняли важные объекты.

После войны войска МВД активно участвовали в борьбе с националистическим подпольем в Западной Украине, Западной Белоруссии и Прибалтике, охраняя предприятия и лаборатории, связанные с созданием ядерного оружия.

В 1980-е годы войска МВД охраняли важные объекты и исправительно-трудовые колонии, принимали активное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1990-е годы, после распада СССР, войска МВД России продолжили выполнять свои задачи, в том числе участвуя в боевых действиях в Чеченской Республике.

В 2016 году была создана Росгвардия, которая объединила в себе внутренние войска МВД России и другие специализированные формирования.

За последние два десятилетия участие российских правоохранителей в международных миротворческих операциях претерпело существенные трансформации как на организационном, так и на правовом уровне. Отражение этих изменений прослеживается, например, в Федеральном законе от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ "О полиции".

Интересно отметить, что первая миротворческая инициатива была реализована еще в мае 1948 года в ответ на арабско-израильский конфликт. Тогда мировое сообщество создало специальную миссию ООН с целью предотвратить дальнейшее военное столкновение. В тот же период начали формироваться планы создания полицейских департаментов ООН для контроля за соблюдением мирных договоренностей в регионах напряженности.

Значимый этап в истории миротворчества состоялся в 1964 году, когда в операциях ООН на Кипре и в Конго были задействованы гражданские полицейские подразделения. Исходно их функции сводились к наблюдению за ситуацией, однако к 90-м годам прошлого века их роль стала основной в рамках миротворческих миссий ООН.

Что касается Российской Федерации, её дебют на миротворческой арене состоялся в октябре 1973 года, когда на Ближний Восток были направлены 25 военных наблюдателей. В 1992 году к данной деятельности присоединилось МВД России, отправив 14 своих сотрудников в бывшую Югославию. С тех пор представители МВД России принимали участие в 15 миротворческих миссиях под эгидой ООН, и в операциях, организованных ОБСЕ и Евросоюзом. Несмотря на разнообразие задач, которые стоят перед российской полицией в рамках различных миротворческих операций, сотрудники МВД России заслужили признание и уважение на международном уровне благодаря своему профессионализму и ответственному подходу к выполнению своих обязанностей.

В конце XX — начале XXI века персонал Министерства внутренних дел России активно участвовал в контртеррористической деятельности на территории бывших советских республик и на Северном Кавказе. При выполнении задач в условиях вооруженного конфликта сотрудники МВД России несли потери, включая погибших, пропавших без вести и плененных [4].

В соответствии с пунктами 29, 30 статьи 12 Федерального закона от 3 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции обязаны участвовать в обеспечении военного и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, и содействовать пограничным органам ФСБ при отражении вооруженных вторжений.

По части 1 статьи 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ сотрудник полиции может быть задействован в службе в особых условиях, в том числе военное положение, чрезвычайное положение и вооруженный конфликт. Но действующие нормативные акты не уточняют права и обязанности сотрудников полиции, участвующих в военных действиях, что нарушает их правовой статус как участников вооруженных конфликтов [7].

Правовой статус участников военного конфликта регулируется актами международного гуманитарного права, в том числе Гаагскую конвенцию 1907 года, Женевские конвенции 1949 года и их Дополнительные протоколы 1977 года. К сожалению, в этих актах нет прямой ссылки на правовой статус сотрудников полиции, участвующих в вооруженном конфликте.

Декларация 1979 года о полиции подчеркивает, что сотрудник полиции должен продолжать выполнять свои обязанности по защите граждан и имущества во время войны и вражеской оккупации в интересах гражданского населения. Так, полицейские не являются военнослужащими и не имеют права на военное пленение в случае попадания в руки противника. Норматив следует применять ко всем лицам, проходящим военную службу, в том числе к персоналу армии, ФСБ, внешней разведки, военной полиции, войск Росгвардии и войск МЧС.

Для определения места Министерства внутренних дел в оборонной деятельности следует обратиться к Федеральному закону от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне». Данный закон прямо относит Министерство внутренних дел к субъектам, занимающимся обороной Российской Федерации.

В условиях военного конфликта сотрудники полиции могут попасть в плен или стать заложниками. Согласно пункту 4 части 3 ст. 68 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ и Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», такие лица сохраняют свой статус и имеют право на все гарантии, предоставляемые международным и национальным правом.

Конституция Российской Федерации дает возможность введения военного положения на

и

и *

о х

а

а

и о т

V

сч о сч

5

её территории или в отдельных местах, определенных Президентом РФ как Верховным Главнокомандующим. Основанием для введения военного положения является агрессия против РФ или непосредственная угроза такой агрессии. Федеральный конституционный закон "О военном положении" определяет военное положение как специальный правовой режим и раскрывает случаи агрессии против России.

В феврале 2022 года Президент России объявил о решении провести специальную военную операцию, опираясь на статью 51 Устава ООН и договоры о дружбе с Донецкой и Луганской народными республиками. Но на тот момент эти республики не были территорией России, данный вопрос был разрешен в октябре 2022 года, когда обе республики были приняты в состав РФ. При том договоры о дружбе позволяют сторонам принимать все доступные меры для противодействия агрессии.

Главный момент состоит в том, что вопросы противостояния актам агрессии регулируются законом "О военном положении". Это означает, что "специальная военная операция" - название действий, проводимых Россией в рамках правового режима военного положения, данный вывод подтверждается решением главы государства, который в октябре 2022 года официально ввел военное положение на территориях ряда регионов.

Введение военного положения предусматривает возможность применения различных мер, включая ограничения для индивидов и организаций. При этом указ Президента РФ уточнил и расширил концепцию военного положения, введя четыре уровня (или "режима"): максимальный, средний, высокой готовности и базовой готовности.

Каждый уровень предусматривает свой комплекс мер, которые могут быть применены в разных объемах, они могут касаться не только вопросов, определенных законом "О военном положении", но и других областей, регулируемых другими федеральными законами.

Термин "специальная военная операция" с правовой точки зрения не определяет какой-либо правовой режим, а обозначает лишь период выполнения международных обязательств по противодействию актам агрессии. С учетом того, что военная доктрина РФ не содержит детального определения понятия "война", но раскрывает термин "военный конфликт" [1]. В рамках специальной военной операции полномочия и обязанности сотрудников полиции Российской Федерации характеризуются следующим образом [2]:

Во-первых, основной задачей полиции является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств, сюда входят меры по обеспечению безопасности граждан, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, и розыску лиц, в частности, выявление и раскрытие преступлений, в том числе тех, которые связаны с последствиями специальной военной операции.

Во-вторых, в условиях военной операции особое значение приобретает предотвращение диверсионно-террористической деятельности. Сотрудники полиции должны быть готовыми к перекрытию каналов проникновения террористов и оружия на территорию России, и к пресечению потенциальных террористических актов.

Стоит упомянуть о сложившейся международной ситуации: территория Украины, где проводится военная операция, не подпадает под юрисдикцию органов внутренних дел РФ, но согласно законодательству, по решению Президента РФ, сотрудники полиции могут быть задействованы в действиях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности [5].

С учетом сложившихся условий появляется необходимость подготовки сотрудников полиции, которая касается не только технической и физической подготовки, но и психологической, учитывая особенности военного времени.

Таким образом, в ходе изучения литературы мы определили, что:

Правовая основа участия сотрудников полиции Министерства внутренних дел России в специальных военных операциях определена в ряде нормативных документов. Одним из основных документов, регулирующих данную сферу, является Указ Президента РФ от 29 декабря 2022 года № 968. Согласно Указу, в период проведения специальной военной операции военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации имеют право участвовать в этих операциях, выполняя различные задачи на определенных территориях, включая Донецкую и Луганскую Народные Республики, и Запорожскую и Херсонскую области Украины.

Для управления процессом проведения специальных военных операций создается оперативный штаб, который формируется при структурных подразделениях МВД Российской Федерации на уровне республик, краевых и областных администраций, данный орган обеспечивает координацию действий сотрудников полиции и других участвующих сил, контроль за

ходом выполнения порученных задач в ходе специальной военной операции.

Активное участие сотрудников МВД в эвакуации мирного населения из зон боевых действий во время проведения специальных военных операций, что подтверждается информацией с официального сайта Президента Российской Федерации [6].

В некоторых исследовательских статьях рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности территориальных органов МВД России в розыске и задержании вооруженных дезертиров во время проведения специальных операций, которое указывает на разнообразие задач, возложенные на сотрудников полиции в ходе специальных военных операций, и на наличие специфических правовых основ для регулирования их деятельности в различных вопросах данного процесса.

Литература

1. Винокуров, В. А. Военное положение, уровни реагирования, специальная военная операция: понятие и содержание / В. А. Винокуров // Право и государство: теория и практика.

- 2023. - № 7(223). - С. 203-207. - URL: http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_203.

2. Грищенко, Л. Л. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях проведения специальной военной операции / Л. Л. Грищенко // Академическая мысль. - 2022. - № 2 (19). - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-v-usloviyah-provedeniya-spetsialnoy-voennoy-operatsii (дата обращения: 24.10.2023).

3. Гуляков, А. Д. История органов внутренних дел России : учеб. пособие / А. Д. Гуляков, В. Н. Колемасов, А. В. Лобанов, Н. И. Свечников, А. А. Грачев ; под общ. ред. В. В. Гошуляка.

- Пенза : Изд-во ПГУ, 2018. - 216 с.

4. Земсков, Ю. В. Участие сотрудников МВД России в операциях по поддержанию международного мира и безопасности: международно-правовой аспект / Ю. В. Земсков, А. В. Земскова // Труды Академии управления МВД России. -2012. - № 1 (21). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-sotrudnikov-mvd-rossii-v-operatsiyah-po-podderzhaniyu-mezhdunarodnogo-mira-i-bezopasnosti-mezhdunarodno-pravovoy-aspekt (дата обращения: 22.10.2023).

5. Обращение Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. -URL: http://kremlin.ru/events/president/news/by-date/24.02.2022 (дата обращения: 22.10.2022).

6. Официальный сайт Президента Российской Федерации. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70744 (дата обращения: 21.10.2023).

7. Цветков, А. О. Особенности правового статуса сотрудника полиции в условиях вооруженного конфликта / А. О. Цветков // Полицейская деятельность. - 2021. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-statusa-sotrudnika-politsii-v-usloviyah-vooruzhennogo-konflikta (дата обращения: 20.10.2023).

Legal Basis for the Participation of Police Officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia in a Special Military Operation Ilyin Yu.I.

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article addresses the investigation of legal issues concerning the participation of police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia in a special military operation. The author begins with a historical analysis of the evolution of armed formations of the Ministry of Internal Affairs, exploring their role and functions during various historical periods, starting from the establishment of internal guards in 1811 and up to the creation of the National Guard in 2016. Special attention is given to the transformation of law enforcement agencies during periods of military conflicts and special military operations. In the main part of the article, the author analyzes the contemporary legal basis for the participation of police officers in a special military operation, based on an analysis of a number of federal laws and decrees of the President of the Russian Federation. Particular attention is paid to the analysis of the Federal Law of February 3, 2011, No. 3-FZ "On Police" and the Federal Law of November 30, 2011, No. 342-FZ, which regulate the duties and powers of police officers in conditions of military and emergency situations. The author examines the practical aspects of police officers' participation in a special military operation, including tasks related to ensuring the safety of citizens, counteracting diversionary-terrorist activities, and their role in the process of evacuating civilians from combat zones. The issues of legal regulation of the activities of territorial units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the search and detention of armed deserters during the conduct of a special military operation are discussed. Keywords: Legal basis, special military operation, police officers, Ministry of Internal Affairs of Russia, military situation, federal laws, international humanitarian law, ensuring safety.

References

1. Vinokurov, V. A. Martial Law, Response Levels, Special Military Operation: Concept and Content / V. A. Vinokurov // Law and State: Theory and Practice. - 2023. - No. 7(223). - P. 203-207. - URL: http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_203.

2. Grischenko, L. L. Features of the Activity of Internal Affairs Bodies During the Conduct of a Special Military Operation / L. L. Grischenko // Academic Thought. - 2022. - No. 2 (19). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-v-usloviyah-provedeniya-spetsialnoy-voennoy-operatsii (accessed: 24.10.2023).

U

8) *

О X

n

a

8) О

т

V

3. Gulyakov, A. D. History of Internal Affairs Bodies of Russia: Educational Manual / A. D. Gulyakov, V. N. Kolemasov, A. V. Lobanov, N. I. Svechnikov, A. A. Grachev; under the general editorship of V. V. Goshulyak.

- Penza: Publishing House of PSU, 2018. - 216 p.

4. Zemskov, Yu. V. Participation of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Operations to Maintain International Peace and Security: International Legal Aspect / Yu. V. Zemskov, A. V. Zemskova // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

- 2012. - No. 1 (21). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-sotrudnikov-mvd-rossii-v-operatsiyah-po-podderzhaniyu-mezhdunarodnogo-mira-i-bezopasnosti-mezhdunarodno-pravovoy-aspekt (accessed: 24.10.2023).

5. Address by the President of the Russian Federation, February 24, 2022 // Official website of the President of the Russian Federation. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/by-date/24.02.2022 (accessed: 22.10.2022).

6. Official website of the President of the Russian Federation. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70744 (accessed: not indicated).

7. Tsvetkov, A. O. Features of the Legal Status of a Police Officer in Armed Conflict Conditions / A. O. Tsvetkov // Police Activity. - 2021. - No. 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-statusa-sotrudnika-politsii-v-usloviyah-vooruzhennogo-konflikta (accessed: 24.10.2023).

(0 C4 O C4

10

Финансовая аренда (лизинг):

проблема теории и практики (международный опыт)

Кржижановский Кирилл Вадимович

аспирант, кафедра гражданского права и процесса ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» (АТиСО), krz.customs@yandex.ru

В статье выявлены некоторые теоретические и практические проблемы лизинговой деятельности за рубежом. Обозначены преимущества и риски лизинга, его статус на развитых и развивающихся рынках. Выявлена проблема недостаточной изученности лизинга в макроэкономических исследованиях. В практике отмечаются такие проблемы, как: потребность в адаптации законодательного массива, низкая информированность населения и недостаток финансовых и управленческих компетенций в предпринимательской среде, неразвитость инфраструктуры лизингового рынка и проч. Отдельно рассмотрены вопросы международного и онлайн-лизинга.

Ключевые слова: лизинг, финансовая аренда, цифровизация, лизинговая инфраструктура, лизинговое соглашение, международный лизинг

Во многих русскоязычных и зарубежных научных исследованиях, раскрывающих те или иные аспекты финансовой аренды (лизинга), можно встретить отсылку к «Риторике» Аристотеля, в тексте которой античный мыслитель приводит следующее умозаключение: богатство не есть владение имуществом как собственностью, богатство - это использование имущества. Действительно, этот тезис достаточно емко выражает сущностные черты лизинга. Несмотря на то, что тема лизинга косвенно поднималась еще мыслителями древних цивилизаций, сам по себе лизинг в его традиционном, современном понимании является относительно новым феноменом в мировой экономике.

При этом стимулирование развития лизинга представляется стратегической задачей любого национального правительства: благодаря лизингу государство формирует систему взаимосвязей между крупными производственными единицами, решает проблемы сбыта продукции в стратегически значимых отраслях производства, способствует развитию мелкого и среднего бизнеса [6, с. 82]. Рассмотрим подробнее положительные черты лизинга. Как известно, рост макроэкономических показателей во многом обусловлен уровнем активности предпринимателей. Лизинг выступает важным экономическим, правовым и управленческим механизмом, который во многом стимулирует граждан на занятие предпринимательской деятельностью [1, с. 66].

Финансовая аренда позволяет гражданам, даже при отсутствии стартового капитала, заниматься бизнесом, фактически используя единственный фактор производства - собственную предпринимательскую способность. Лизинг стимулирует предпринимательскую инициативу, «превращая каждого человека в реального владельца средств производства, который сам принимает технические и организационные решения с полной ответственностью за их последствия» [9, с. 169]. Интересы предпринимательской общественности благодаря лизингу смещаются от хаотической спекулятивной купли-продажи в сторону реального

и

и *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о х

о а

а) о т г

сч о сч

ю

материального производства - что, собственно, повышает стабильность национальной экономической системы и обеспечивает прирост доходов населения. Для существующих бизнес-единиц лизинг представляется весьма эффективным инструментом получения дорогостоящего оборудования и совершенствования производства в целом. Лизинг позволяет путем внесения незначительных капитальных затрат ощутимо повысить рентабельность бизнеса.

Наконец, следует отметить то обстоятельство, что лизинг представляет собой универсальную ценность, будучи инструментом социально нейтральным к способу производства и к формам общественного хозяйства [9, с. 169].

Зарубежный опыт лизинговой деятельности

Зарубежный опыт показывает, что в развитых странах лизинг становится самым распространенным источником обновления основных фондов малых и средних предприятий, а также крупных промышленных структур и конгломератов. Кроме того, практика лизинга полезна и для тех субъектов, которые производят объекты, передаваемые в лизинг - в особенности речь идет об автомобилях и иной капиталоемкой продукции.

На развивающихся рынках Азии и Восточной Европы абсолютное большинство предприятий сталкивается с нехваткой средств. Недофинансирование существенно тормозит развитие предпринимательства и в конечном итоге негативно сказывается на общестрановой макроэкономической динамике. Предприятия, систематически испытывающие нехватку средств, не могут качественно обновить основные фонды, и, кроме того, не имеют возможности кредитовать покупателей, что влечет за собой проблемы со сбытом произведенной продукции. Кроме того, как отмечают многие эксперты, на развивающихся рынках крайне высок риск экономической стагнации, что связано с выбытием из строя существенной части элементов основного капитала [10, с. 107]. Именно лизинг, будучи надежным источником капитальных вложений в основные фонды, может стать выходом из этой проблемы.

В развитых странах накоплен большой опыт успешного оказания лизинговых услуг в отношении предпринимателей. США, в частности, сконцентрировали около 50% глобального рынка лизинговых договоров. Отраслевая структура лизинговых операций имеет региональные вариации, обусловленные отраслевой

спецификой конкретных территорий. Во Франции лизинговые сделки преимущественно заключаются на объекты движимого имущества с последующим правом на его выкуп. Весьма активно лизингом пользуются мелкие и средние предприниматели Японии, Швеции, Норвегии, Китая. В 2021 г. наибольший рост объемов лизинговых операций был зарегистрирован в Прибалтике, в Турции, Словении и Швеции [12, с. 1]. В целом на развитых рынках более 30% капитальных вложений приходится именно на долю лизинга [2, с. 45].

В зарубежной практике все чаще наблюдается усложнение института лизинга. Многие субъекты предпринимают попытки привлечения капитала в сложных, комбинированных формах. Это, в свою очередь, приводит к учащению случаев заключения комбинированных сделок, адаптированных к специфике партнеров и позволяющих уменьшить финансовые риски посредством внедрения механизмов контроля за деятельностью лизингополучателя [10, с. 107].

Среди факторов, которые влияют на развитие лизинга в мире, можно отметить следующие: (1) интенсификация глобализационных процессов и как следствие - усиление доли международных и комбинированных лизинговых сделок; (2) спрос и предложение на рынке лизинговых услуг; (3) политика крупнейших лизинговых компаний и банков, контролирующих их; (4) динамика развития кредитно-финансовой сферы; (5) изменения в национальных законодательствах, регулирующих лизинговый рынок и в особенности - введение законов, ограничивающих деятельность иностранных лизингодателей. Все эти факторы взаимосвязаны между собой. Так, развитие практики международного лизинга связано с ужесточением национальных законодательных массивов в налоговой области и стремлением лизингополучателей к выработке более выгодных путей построения операций. Лизингополучатели стремятся осуществлять финансовые операции в тех странах, где их права будут менее ограниченными, а условия будут более привлекательны для реализации лизинговых операций [7, с. 76].

Проблемы теории и практики лизинга в мире

Рассмотрим основные проблемы, существующие в методологии и практике лизинговой деятельности в мире. Следует, прежде всего, сказать, что лизинговая отрасль, выступает одной из наиболее сложных экономических отраслей,

подвергаемая правовому и макроэкономическому регулированию [5, с. 137].

Для стран с развивающимися рынками весьма актуальной является проблема модернизации гражданского законодательства. До сих пор в зарубежной науке и законодательстве наблюдаются противоречия относительно дефиниции самого понятия «лизинг». Разные авторы рассматривают его либо в качестве инвестиционной деятельности, либо как сложную лизинговую сделку. Также некоторые законодатели и специалисты-теоретики считают лизинг одной из разновидностей договора аренды. Подобные противоречия вносят дисбаланс в теорию и практику лизинговой деятельности.

Национальным правовым массивам требуется адаптация под лизинговую деятельность, в противном случае этот инструмент не сможет выполнять свои функции по развитию рынка лизинга и экономики страны в целом - так, как это происходит в Европе, США и некоторых других странах [11, с. 55]. Результатом наличия пробелов в законодательстве выступает неустойчивость судебной практики в области лизинговых споров.

Рассмотрим еще одну теоретическую проблему лизинга. В зарубежной экономической литературе крайне редко рассматривается лизинг, связанный с арендой личного имущества или иные виды некоммерческого лизинга. Фокус внимания исследователей оказывается неоправданно смещенным в сторону лизинговых сделок, заключаемых юридическими лицами. Практически игнорируется высокая доля лизинговых сделок, где лизингополучателями выступают физические лица [16, с. 221].

Кроме того, в большинстве статей, публикуемых зарубежными авторами в специализированных периодических изданиях, рассматриваются конкретные процессы и рынки лизинга. Такие исследования носят прикладной или экспериментальный характер, тогда как интереса к общетеоретическим фундаментальным аспектам института лизинга в зарубежной практически не наблюдается. Лизинг, безусловно, еще не в полной мере изучен как макроэкономическое явление. Тем не менее, современные исследователи-экономисты, менеджеры, юристы, по всей видимости, не заинтересованы в попытках глубинного анализа лизинга как института [16, с. 221].

Можно сказать, что лизинг является крайне популярным финансовым и управленческим инструментом в странах Запада и на развитых рынках в целом. Развивающиеся государства,

в свою очередь, испытывают ряд сложностей со внедрением лизинга как устойчивой экономической практики. В ряде стран ближнего зарубежья, в СНГ, на территории ЕАЭС, как и в России институт лизинга применяется «не на полную мощность, что не позволяет радикально увеличить экономические показатели» [1, с. 67].

Несмотря на несомненные выгоды лизинговой формы бизнеса, распространяется она в экономике стран ближнего зарубежья - Беларуси, Казахстане, Азербайджане, Армении и др. - достаточно медленно. Одна из причин такой ситуации - низкая информированность населения и недостаток финансовых и управленческих компетенций в предпринимательской среде. Большинство предпринимателей не обладают достаточными знаниями о специфике финансового механизма лизинга и его потенциале в развитии бизнеса [8].

На азиатских рынках, а также на рынках ближнего зарубежья отчетливо прослеживается проблема неразвитости инфраструктуры лизингового рынка. Наблюдается недостаток институционализированных акторов -сетей лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг [9, с. 173].

Некоторые специалисты также говорят о такой проблеме, как недостаток квалификации и компетенций кадров для проведения лизинговых операций. Безусловно, специалисты в области лизинговых операций должны обладать глубокими знаниями в области коммерции, кредитования, рынка нового и подержанного оборудования и транспорта, технологии производства и техобслуживания, бухгалтерского учета, инспектирования. Кроме того, им необходимы знания в области права и страхования.

Отдельную проблемную область зарубежной лизинговой практики представляет международный лизинг. Международные лизинговые договоры, как и договоры «внутренние», играют важную роль в стимулировании экономического развития государства. Международный лизинг имеет место в ситуациях, когда один из субъектов лизинговой сделки относится к нерезидентам страны, где заключается эта сделка.

Существует три основных вектора реализации международного лизинга: экспортный - когда арендатором выступает зарубежная сторона, а оборудование, предназначенное для аренды, вывозится из страны по условиям экспортного соглашения; импортный - когда вла-

(0

и *

о

X

а

а

а)

о т

V

2

о

сч

ю

дельцем является иностранное лицо, и оборудование доставляется в страну арендатора по условиям соглашения об импорте; транзитный - когда лизингодатель, лизингополучатель, поставщик недвижимости являются резидентами разных стран. Международный лизинг может быть выгодным для всех сторон: за счет лизинговой сделки можно реализовать произведенный товар, а арендатор, в свою очередь, привлекает финансирование по более низким процентным ставкам [17].

До сих пор в области международного лизинга остается много нерешенных вопросов и проблем. В частности, при проведении международных лизинговых операций участники этой деятельности могут столкнуться с налоговыми рисками. Учитывая тот факт, что в международном лизинге оказываются задействованы налоговые резиденты разных государств, существует риск уплаты дополнительных налогов. При отсутствии межгосударственных соглашений об устранении двойного налогообложения международный лизинг может стать не инструментом для стимулирования бизнеса и производства, а финансовым бременем для лизингополучателей [15, с. 1].

Международный лизинг, особенно в крупных инвест-проектах, может быть также сопряжен с политическими рисками - косвенным или прямым вмешательством государственных ведомств в контрактные взаимоотношения сторон или вынужденное прерывание подобных взаимоотношений вследствие геополитической турбулентности [3, с. 162]. Безусловно, как и в случае любой внешнеэкономической деятельности, международный лизинг связан с валютными рисками, возникающими в результате колебаний обменного курса в ходе лизинговых операций [14].

Правовые и судебные риски, связанные с определением юрисдикций, применимых законодательных мер и локализацией возможных разбирательств, также свойственны международному лизингу. В ситуации, когда лизинговое соглашение является международным, можно применить три модели его законодательного регулирования. Во-первых, могут применяться законы конкретного государства, выбранного обеими сторонами сделки. Во-вторых, может быть применены общие правила в отношении операций международного лизинга, представленные секретариатом УНИДРУА. В-третьих, когда стороны не являются резидентами государств-членов УНИДРУА, может применяться законодательство страны-лизингодателя [4, с. 508].

В последнее время в зарубежной литературе все чаще появляются опасения относительно ухода лизинговой деятельности в онлайн. Проблема онлайн-лизинга, рассматриваемая в контексте финансовых операций, постепенно становится одной из значимых проблем современной экономической среды [13]. Речь идет о лизинговых соглашениях, заключаемых через интернет-платформы. Существенной проблемой онлайн-лизинга является необходимость обеспечения безопасности финансовых сделок, заключаемых через виртуальные платформы. Неотъемлемой частью процесса онлайн-лизинга становятся меры аутентификации, шифрования и защиты данных. Второй аспект проблемы связан с нормативными и правовыми аспектами онлайн-ли-зинга. Законодательство, регулирующее финансовые операции и лизинг, часто не адаптировано к особенностям онлайн-среды, что может создавать неопределенности и юридические сложности. Третьей важной проблемой является установление доверия между сторонами сделки. В сети возникают возможности для мошенничества, и, следовательно, необходимо разработать механизмы проверки надежности клиентов и арендодателей в онлайн-лизинге.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить некоторые теоретические и практические проблемы в области лизинга.

1. К примеру, в зарубежной науке нет универсальной дефиниции самого понятия «лизинг». В некоторых законодательных массивах она не закреплена в принципе. Национальным правовым массивам требуется адаптация под лизинговую деятельность.

2. Кроме того, исследователи крайне редко рассматривают лизинг, связанный с арендой личного имущества или иные виды некоммерческого лизинга - игнорируется высокая доля лизинговых сделок, где лизингополучателями выступают физические лица.

3. Выделяется недостаток общетеоретических исследований на тему функционирования института лизинга. Лизинг еще не в полной мере изучен как макроэкономическое явление.

4. Среди практических проблем на развивающихся рынках можно выделить низкую информированность населения и недостаток финансовых и управленческих компетенций в предпринимательской среде.

5. Развивающиеся рынки также отличаются неразвитостью инфраструктуры лизингового рынка. Можно отметить проблему недостатка квалификации и компетенции кадров для проведения лизинговых операций.

6. Выявлены налоговые, валютные, политические риски, связанные с проведением международных лизинговых операций.

7. Все чаще специалисты высказывают опасения по поводу ухода лизинговой деятельности в онлайн. Существенной проблемой он-лайн-лизинга является необходимость обеспечения безопасности финансовых сделок, заключаемых через виртуальные платформы. Кроме того, законодательство, регулирующее финансовые операции и лизинг, часто не адаптировано к особенностям онлайн-среды, что может создавать неопределенности и юридические сложности.

Литература

1. Ананьева, Е. О. Проблемы развития лизинга и пути их решения в современной России / Е. О. Ананьева, П. В. Ивлиев // Закон и право.

- 2022. - №4. - С. 66-68.

2. Веряскина, А. А. Договор лизинга в России и за рубежом: теоретические и практические аспекты / А. А. Веряскина // Вестник науки.

- 2021. - №5 (38). - С. 43-49.

3. Головенко, А. Д. Международный лизинг -современное состояние и проблемы развития /

A. Д. Головенко // Скиф. - 2021. - №9 (61). - С. 56-63.

4. Городько, М. В. Лизинг как финансовый инструмент развития бизнеса за рубежом / М.

B. Городько // Форум молодых ученых. - 2018.

- №11-1 (27). - С. 504-509.

5. Зернов, А. О. Актуальные проблемы договора финансовой аренды (лизинга) / А. О. Зер-нов, Е. В. Воскресенская // Colloquium-journal. -2020. - №5 (57). - С. 137-139.

6. Канцер, Ю. А. Лизинг: проблемы правового регулирования / Ю. А. Канцер // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - №1. - С. 82-85.

7. Плужникова, Е. С. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта использования лизинга / Е. С. Плужникова, П. В. Акинин // Пространство экономики. - 2013. - №2-3. - С. 73-76.

8. Рябчук, П. Г. Понятие эффективности лизинга и анализ факторов, ее формирующих / П. Г. Рябчук // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. - 2018. - №3. - С. 41-46.

9. Самедова, Э. Р. Современные проблемы развития лизингового рынка / Э. Р. Самедова // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - №29. - С. 168-173.

10. Сусанян, К. Г. Лизинг как форма коммерческой деятельности / К. Г. Сусанян // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. -№9. - С. 106-110.

11. Холобцева, Т. С. Лизинг: теоретические и практические проблемы / Т. С. Холобцева // Вестник магистратуры. - 2014. - №6-2 (33). - С. 54-56.

12. Lease Europe. Key Facts and figures -2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.leaseurope.org/_flysystem/s3?file=St atistics/Facts%20and%20Figures/LeaseuropeF% 26F_21.pdf. - Дата доступа: 25.10.2023.

13. Lu, J. Competitive Analysis of the Online Leasing Problem for Scarce Resources. / J. Lu, N. Chen, X. Feng // Int J Environ Res Public Health. -2023. - #3;20(1). - P. 886.

14. Mastering Lease Accounting for Foreign Exchange Rates with LeasO - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medium.com/@hubler/mastering-lease-accounting-for-foreign-exchange-rates-with-leaso-c1273c7c23d6 — Дата доступа: 25.10.2023.

15. Mehta, A. S. International taxation of cross-border leasing income / A. S. Mehta // library of the University of Amsterdam. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pure.uva.nl/ws/files/3851580/49575_UBA0 02001355_09.pdf. - Дата доступа: 25.10.2023.

16. Merrill, T. W. The Economics of Leasing / T. W. Merril // Journal of Legal Analysis. - 2020. -Volume 12. - Pp. 221-272.

17. Petropoulos, T. The development of International leasing and the prospects of Chinese ship leasing / T. Petropoulos // Petrofin Research. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.petrofin.gr/wp-content/uploads/2021/06/The-development-of-International-leasing-and-the-prospects-of-Chinese-ship-leasing.pdf - Дата доступа: 25.10.2023.

Financial lease (leasing): problem of theory and practice

(international experience) Krzhizhanovsky K.V.

Academy of Labor and Social Relations The article identifies some theoretical and practical problems of leasing activities abroad. The advantages and risks of leasing, its status in developed and developing markets are outlined. The problem of insufficient study of leasing in macroeconomic research has been identified. In practice, problems such as the need to adapt the legislative body, low awareness of the population and lack of financial and managerial competencies in the business environment, underdeveloped infrastructure of the leasing market, etc. are noted. Issues of international and online leasing are considered separately. Keywords: leasing, financial lease, digitalization, leasing

infrastructure, leasing agreement, international leasing References

1. Ananyeva, E. O. Problems of leasing development and ways to solve them in modern Russia / E. O. Ananyeva, P. V. Ivliev // Law and Law. - 2022. - No. 4. - pp. 66-68.

U

8) *

О X

OS a

8) О

т г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.