ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ
ОХРАНЫ В РОССИИ
В.В. Кузнецов, М.А. Антропова, к.ю.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Осложнение пожароопасной обстановки в сельской местности в современных условиях связано как с наличием населенных пунктов, время прибытия в которые подразделениями пожарной охраны превышает нормативные значения, установленные Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [1], отсутствием, либо недостаточностью применения органами местного самоуправления полномочий по осуществлению первичных мер пожарной безопасности, так и недостаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения. Кроме того, огромной проблемой для сельской местности страны является отток сельских жителей в города, экономические проблемы, безработица, и вследствие этого - рост преступности, социальные конфликты, противоречия. Эти и многие другие факторы неизбежно приводят к возрастанию количества пожаров в сельской местности и увеличению социально-экономического ущерба от них.
В настоящее время практически во всех странах мира, наряду с профессиональной пожарной охраной, существует добровольная пожарная охрана. Её организационная структура, система управления, формы мотивации работников определяются региональными и национальными факторами и традициями. Так, в большинстве стран Европы добровольная пожарная охрана организована с целью объединения усилий граждан в борьбе с пожарами. Для достижения этой цели осуществляются соответствующие меры моральной и материальной мотивации. В России пожарная охрана также имеет давние традиции. До революции 1917 г. пожарная охрана в основном была добровольной. В последующие годы многие традиции добровольчества были утрачены, так как был взят курс на создание в каждом городе и районном центре военизированной пожарной охраны [2].
Главным фактором, который заставил обратить внимание на необходимость развития добровольного пожарного общества в системе обеспечения пожарной безопасности МЧС России, стали пожары летом 2010 г., когда стало ясно, что без поддержки добровольцев из числа населения, ликвидировать лесные пожары не удастся.
В связи с этим был принят Федеральный закон Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» [3]. Он регулирует и устанавливает правовые основы создания и деятельности ДПО, права, гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, отношения добровольной пожарной охраны с органами местного самоуправления, органами государственной власти, организациями,
иностранными гражданами и лицами без гражданства, гражданами Российской Федерации.
В федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» [4] были отражены мероприятия: разработка и внедрение технических и организационных мероприятий по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны и культуры пожаробезопасного поведения населения; совершенствование научно-экспериментальной и учебно-материальной базы учреждений подготовки профессиональных и добровольных пожарных, научно -исследовательских и судебно-экспертных учреждений. Одним из конечных результатов реализации Программы было установлено возрождение добровольной пожарной охраны.
Добровольная пожарная охрана создается общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ. Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица -общественные объединения.
Федеральным законом от 22 февраля 2017 года № 21-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» [5] было введено в действие следующее: создаваемые общественные объединения пожарной охраны могут быть зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приобрести права юридического лица, либо осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Создание и деятельность добровольной пожарной охраны осуществляются в соответствии с принципами:
1) равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм;
2) добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной пожарной охраны;
3) свободы в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны;
4) гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны;
5) готовности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров,
проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим;
6) приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
7) обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
1) осуществление профилактики пожаров;
2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно -спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Общественные объединения пожарной охраны
создаются в три этапа:
- организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны;
- разработка проекта устава;
- государственная регистрация;
-организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны.
Организационная работа по созданию подразделений добровольной пожарной охраны, разъяснению основных положений законодательства Российской Федерации, регламентирующих деятельность общественных объединений пожарной охраны и организации деятельности подразделений пожарной охраны возложена на Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация и общественное учреждение.
Общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины.
В образовательных учреждениях в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач по профилактике пожаров могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Участниками добровольных дружин юных пожарных могут быть граждане в возрасте от десяти до восемнадцати лет, изъявившие желание участвовать в деятельности дружин юных пожарных и способные по состоянию
здоровья участвовать в деятельности по профилактике пожаров.
Подводя итог анализу деятельности добровольной пожарной охраны в России, можно установить, что для эффективного тушения пожаров, особое внимание стоит уделить пожароопасным периодам, необходимо снабдить подразделения ДПО современными видами пожарно-технического вооружения и противопожарной техники, а также, в свою очередь, выделить средства на обучение личного состава для эффективного обращения с выделенной техникой и вооружением. Также необходимо реализовывать сотрудничество ВДПО с МЧС России в рамках образовательных программ и развития учебно-тренировочной базы.
Список использованной литературы
1. Справочно-правовая система «Консультант - Плюс».
2. Добровольная пожарная охрана: теоретико-правовые аспекты / А.Н. Смертин // Научно-аналитический журнал Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2013. №4(21). - 16 стр.
3. Справочно-правовая система «Консультант - Плюс».
4. Справочно-правовая система «Консультант - Плюс».
5. Справочно-правовая система «Консультант - Плюс».