Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовые основы оборота информации в сфере охраны здоровья граждан / поведение медицинских работников / законодательное запрещение разглашения конфиденциальных сведений / legal basis for the circulation of information in the field of public health / the behavior of medical workers / the legislative prohibition of disclosure of confidential information

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алишер Рустамович Мухамедов

Рассмотрено развитие правовых основ оборота информации в сфере охраны здоровья граждан, определение рамок допустимого поведения медицинских работников, связанного с их информированностью обстоятельствами, составляющими врачебную тайну, законодательного запрещения разглашения конфиденциальных сведений, а также детального правового регулирования общественных отношений, при внедрении современных цифровых технологий в медицине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the legal framework for the circulation of information in the field of protecting the health of citizens, the definition of the framework for the permissible behavior of medical workers related to their awareness of the circumstances constituting a medical secret, the legislative prohibition of the disclosure of confidential information, as well as the detailed legal regulation of public relations, with the introduction of modern digital technologies in medicine are considered.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.

Алишер Рустамович Мухамедов

Доцент кафедры социогуманитарных наук с курсом биоэтики, ТГСИ

АННОТАЦИЯ

Рассмотрено развитие правовых основ оборота информации в сфере охраны здоровья граждан, определение рамок допустимого поведения медицинских работников, связанного с их информированностью обстоятельствами, составляющими врачебную тайну, законодательного запрещения разглашения конфиденциальных сведений, а также детального правового регулирования общественных отношений, при внедрении современных цифровых технологий в медицине.

Ключевые слова: правовые основы оборота информации в сфере охраны здоровья граждан, поведение медицинских работников, законодательное запрещение разглашения конфиденциальных сведений.

The development of the legal framework for the circulation of information in the field of protecting the health of citizens, the definition of the framework for the permissible behavior of medical workers related to their awareness of the circumstances constituting a medical secret, the legislative prohibition of the disclosure of confidential information, as well as the detailed legal regulation of public relations, with the introduction of modern digital technologies in medicine are considered. .

Keywords: legal basis for the circulation of information in the field of public health, the behavior of medical workers, the legislative prohibition of disclosure of confidential information.

18 марта 2022 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеев провел встречу с представителями сферы здравоохранения, где отметил, что «Мы готовы направить любые средства и возможности на то, чтобы обеспечить здоровье нашего народа. .. .Здоровье нации превыше и ценнее всего [1]

ABSTRACT

October 19, 2022

Было высказано предложение о том, чтобы в основном законе страны закрепить в качестве прямой конституционной нормы вопрос преобразования системы здравоохранения в высококвалифицированную современную отрасль, которая будет служить укреплению здоровья населения.

И сфера защиты здоровья человека, современные медицинские технологии требуют наличия тесной связи с информационными цифровыми технологиями, постепенного расширения его возможностей.

В этой связи, представляется весьма актуальным развитие правовых основ оборота информации в сфере охраны здоровья граждан, определение рамок допустимого поведения медицинских работников, связанного с их информированностью обстоятельствами, составляющими врачебную тайну, законодательного запрещения разглашения конфиденциальных сведений, а также детального правового регулирования общественных отношений, при внедрении современных цифровых технологий в медицине.

До сих пор законодательство об информационных технологиях и законодательство о здравоохранении шли параллельно, практически не пересекаясь. И лишь в последнее время возникла необходимость переосмыслить тенденцию внедрения информационных технологий во все сферы общественной жизни, в том числе в медицину, что в свою очередь вызвало необходимость четкой правовой регламентации этих процессов.

Имеющаяся нормативно-правовая база Республики Узбекистан определяет основы функционирования информационного комплекса, регламентирует взаимные отношения органов власти и управления, физических и юридических лиц, пользующихся информацией, регулирует общественные отношения в области создания, функционирования и развития телекоммуникаций и т.д.

Законы Республики Узбекистан "О телекоммуникациях" и "Об информатизации» регулируют такие вопросы, как: стандартизация информации; создание единого информационного пространства и обеспечения условий вхождения республики в мировое информационное сообщество; сертификация создаваемых в республике и импортируемых технических, программных и технологических информационных средств и ресурсов; создание и внедрение в республике новейших средств электроники, вычислительной техники и средств связи в производственной, управленческой, научной и социальной сферах; создание условий для интенсивного развития

October 19, 2022

www.tsdi.uzwww.tma.uz

информатизации на основе предупреждения чрезмерной концентрации и монополизации в информационной сфере, перехода от государственных, централизованных методов финансирования и управления информационными процессами к самостоятельности организаций и предпринимательству; разработка и внедрение механизмов защиты информации и средств ее обработки в целях соблюдения интересов Республики Узбекистан, прав юридических и физических лиц, связанных с созданием и использованием информационных ресурсов; обеспечение сохранности, накопления и эффективного использования государственных информационных ресурсов и т.д.[ 2,3 ]

Все большая необходимость и распространяющаяся практика применения цифровизации в деле защиты здоровья человека вызывает за собой необходимость устранения постоянно возникающих пробелов в законодательстве, ввиду расширения новых форм и методов информационных технологий.

Поэтому, необходим не только пересмотр отдельных направлений правового регулирования, организации, пределов и мер ответственности, гарантий безопасности и контроля, но и в целом систематизация правовых основ развития цифровой системы здравоохранения в нашей стране.

Практика ведущих учреждений здравоохранения в Узбекистане свидетельствует о том, что использование информационных систем в медицине в достаточной мере обеспечивает соблюдение прав пациентов на врачебную тайну.

Вместе с тем, правовое обеспечение цифровизации медицины в Узбекистане пока еще не отвечает запросам, так как нормативно-правовая база в нашей стране в этой области пока еще не сформирована.

Поэтому считаем актуальным рассмотрение специального правового режима информации в медицинской деятельности. Развитие информационных технологий, создание компьютерных сетей, расширение сферы информационной деятельности обусловили появление отрасли информационного права. Ее предмет составляют общественные отношения, связанные с оборотом информации, созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов, созданием и использованием информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих процессы информатизации и удовлетворения потребностей

October 19, 2022

www.tsdi.uzwww.tma.uz

пользователей, обеспечением безопасности информационных ресурсов, средств коммуникации, а также всех участников отношений в данной сфере

В принятом 29 августа 1996 года за № 265-1 Законе Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» (с последующими изменениями и дополнениями) вообще нет упоминания об использовании в системе здравоохранения новых информационных технологий. Что касается сохранения врачебной тайны, то она трактуется следующим образом: (Ст. 25 Закона.) «Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну...» Ну, а что является медицинским документом, и может ли в качестве медицинского документа рассматриваться цифровая информация- ничего не сказано. [ 4 ]

Указом Президента Республики Узбекистан «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 7 декабря 2018 года была утверждена Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы. Концепцией предусмотрены меры по совершенствованию нормативно -правовой базы, внедрению государственно-частного партнерства в сферу, поэтапному внедрению обязательного медицинского страхования и другие. [5]

В Концепции указано, что «в организации здравоохранения сохраняются отдельные проблемные вопросы и негативные явления, препятствующие эффективному решению задач по дальнейшему совершенствованию системы охраны здоровья граждан.

В частности, отсутствие комплексного правового регулирования отрасли, значительное преобладание подзаконных и ведомственных актов, в первую очередь в сфере профилактики и социальной защиты населения от заболеваний, являющихся ведущими в индексе смертности и инвалидности, не позволяют обеспечивать стабильность системы здравоохранения. Неурегулированность таких востребованных направлений, как трансплантология, вспомогательные репродуктивные технологии, телемедицина, приводит к отставанию национальной системы здравоохранения от современных достижений медицинской науки и практики.», далее отмечено, что «слабое внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему здравоохранения, чрезмерные объемы ведения медицинской документации в бумажном виде не позволяют оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию

October 19, 2022

принимаемых решений, а также являются причиной излишней бюрократизации и высоких издержек». [ 5]

Одной из важных задач Концепции определено обеспечение комплексного правового регулирования отрасли с имплементацией международных стандартов и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения. Отдельным пунктом указана необходимость «широкого внедрения систем "электронного здравоохранения", создание комплекса информационных систем и баз данных, интегрированных на основе единых национальных стандартов».

В третьей главе Концепции в статье 1 особо указаны направления совершенствования законодательства в сфере здравоохранения. В частности, отмечена необходимость унификации и кодификации национального законодательства в сфере здравоохранения.

Очень важное, можно сказать революционное, значение приобретает статья 9 третьей главы Концепции о широком внедрении информационно -коммуникационных технологий и «электронного здравоохранения». Так, Концепция предусматривает создание комплекса информационных систем и баз данных, интегрированных на основе единых национальных стандартов.

Принятие Концепции ознаменовало качественно новый этап в общественном развитии нашей страны. Мировой опыт показывает сложность реформирования медицинской и фармацевтической отраслей. Во многих странах реформирование здравоохранения длилось десятки лет: так, во Франции - 60 лет, в Республике Корея - 40 лет, а Турция осуществила реформу здравоохранения за 10 лет. Узбекистан поставил цель осуществить реформу здравоохранения за 7 лет. [ 6]

И важное значение приобретает именно правовые рычаги преобразований, так как без принятия нового комплекса законодательства в сфере здравоохранения невозможно осуществить эти реформы.

REFERENCES

1. «Формирование сильной и эффективной системы здравоохранения -важнейшая задача государства». Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на встрече с медицинскими работниками.19 марта 2022 года, Газета правда Востока, № 57 (29827) 2.Закон Республики Узбекистан, от 11.12.2003 г. № 560-II «ОБ информатизации». Национальная база данных

законодательства, 30.03.2021 г., № 03/21/679/0256)

October 19, 2022

3. Закон Республики Узбекистан, от 20.08.1999 г. № 822-1 «О телекоммуникациях» (Национальная база данных законодательства, № 03/21/721/0952, 07.06.2022 г., № 03/22/775/0477)

4. Закон Республики Узбекистан, от 29.08.1996 г. № 265-1 «Об охране здоровья граждан» (Национальная база данных законодательства, 18.05.2022 г., № 03/22/770/0424)

5. Указ Президента Республики Узбекистан, от 07.12.2018 г. № УП-5590 «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения республики Узбекистан». (Национальная база данных законодательства, 24.02.2022 г., № 06/22/78/0163)

6. «Развитие медицинской помощи - инвестиции не только в настоящее, но и в будущее», Алишер Шадманов (министр здравоохранения Республики

Узбекистан), интервью в Российская газета - Спецвыпуск: Узбекистан №193(7951) от 29.08.2020.

October 19, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.