Научная статья на тему 'Обязанности работника по сохранению конфиденциальной информации в Республике Беларусь'

Обязанности работника по сохранению конфиденциальной информации в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
558
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / БАНКОВСКАЯ ТАЙНА / НАЛОГОВАЯ ТАЙНА / ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА / ТАЙНА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ / ТАЙНА СВЕДЕНИЙ О СТРАХОВАНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щерба Ольга Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению обязанностей работника по сохранению конфиденциальной информации в Республике Беларусь. Автором исследуются понятия «конфиденциальный», «секрет», «тайна», а также взгляды учёных-юристов к определению понятия «конфиденциальная информация». В статье проанализированы нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие обязанности работника по сохранению конфиденциальной информации. Автором на основании анализа действующего законодательства Республики Беларусь предложено внести изменение в пункт 10 части 1 статьи 53 Трудового кодекса Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обязанности работника по сохранению конфиденциальной информации в Республике Беларусь»

УДК 349.2

Щерба Ольга Сергеевна

аспирант.

Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь olga shcherba@mail.ru Olga S. Shcherba

graduate student of the National center of the legislation and legal researches of Republic of Belarus olga shcherba@mail.ru

Обязанности работника по сохранению конфиденциальной информации

в Республике Беларусь

The worker's obligations for saving confidential information in Republic

of Belarus

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению обязанностей работника по сохранению конфиденциальной информации в Республике Беларусь. Автором исследуются понятия «конфиденциальный», «секрет», «тайна», а также взгляды учёных-юристов к определению понятия «конфиденциальная информация». В статье проанализированы нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие обязанности работника по сохранению конфиденциальной информации. Автором на основании анализа действующего законодательства Республики Беларусь предложено внести изменение в пункт 10 части 1 статьи 53 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Ключевые слова: обязанности работника, конфиденциальная информация, государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна, налоговая тайна, врачебная тайна, тайна почтовой связи, тайна сведений о страховании.

Annotation. Аrticle is devoted to consideration of obligations of the worker for saving of confidential information in Republic of Belarus. The author examines the concept of "confidential", "secret", "secret", as well as the views of scientists, lawyers to the definition of "confidential information". In article the regulations of Republic of Belarus regulating the worker's obligations for saving of confidential information are analysed. The author on the basis of the analysis of the current legislation of Republic of Belarus it is offered to make change to point 10 ofpart 1 of article 53 of the Labour code of Republic of Belarus.

Key words: worker's duties, confidential information, state secret, office secret, trade secret, bank secrecy, tax secret, medical secret, secret of a mail service, secret of data on insurance.

Наиболее активно исследованием вопросов прав и обязанностей

работника по сохранению конфиденциальной информации занимались российские правоведы: Э.Н. Бондаренко, В.Н. Лопатин, А.А. Фатьянов и другие. Вопросы прав и обязанностей работника по сохранению тайны были рассмотрены в диссертационных работах Д.В. Иванова, И.Ю. Мирских, Е.М. Якутик и других.

В Республике Беларусь отдельные вопросы правового регулирования и организации защиты конфиденциальной информации были рассмотрены в работах А.И. Лукашова, Г.Н. Мухина и других, однако комплексного исследования обязанностей работника по сохранению конфиденциальной информации до настоящего времени не проводилось.

Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 г. № 455-З определяет конфиденциальность информации как требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь [1].

С точки зрения этимологии, слово «конфиденциальный» происходит от латинского confidentia - доверие и в современном русском языке означает «доверительный, не подлежащий огласке, секретный». Слово «секрет», которое также необходимо рассмотреть, заимствовано из французского secret - «тайна». Интересно, что в словаре В.И. Даля также названы аналогичные значения: «конфиденциальная» - «откровенная, по особой доверенности, неоглашаемая, задушевная»; «тайна» - «кто чего не знает, то для него тайна, все сокрытое, неизвестное, неведомое» [2]. Существует еще одно родственное слово - глагол «таить». Оно трактуется В.И. Далем как «скрывать от других, содержать в скрытности, в неведении от кого-либо, в сохранности, хоронить; не говорить чего, не сказывать, не показывать; отпираться, запираться, лгать» [3, с. 5].

В юридической литературе можно встретить различные подходы исследователей к определению понятия конфиденциальной информации.

В частности, Э.Н. Бондаренко, Д.В. Иванов предлагают следующее определение конфиденциальной информации: «конфиденциальная информация - это легально полученная информация, которая в силу закона или иного акта, имеющего юридическое значение, доступна строго определённому кругу лиц, и в отношении которой установлен режим определённого рода секретности» [4, с. 33].

В приведенном выше определении есть некоторые недостатки. Во-первых, конфиденциальная информация может быть получена не только легальным путем. Во-вторых, режим секретности устанавливается только на государственные секреты, а понятие конфиденциальная информация охватывает и иную информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено (коммерческую, банковскую, налоговую, врачебную тайны и другие), в отношении которых не может быть установлен данный режим.

А.И. Лукашов, Г.Н. Мухин предложили свое определение конфиденциальной информации, как «юридически значимой категории, под которой следует понимать систему документированной информации (включая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных

системах), носящую характер преднамеренно скрываемых сведений, имеющих действительную или потенциальную ценность для их собственника (владельца), доступ к которым в соответствии с законом и другими нормативными актами ограничивается и утрата которых, может причинить вред собственнику или владельцу этих сведений» [5, с. 14].

В приведенном выше определении А.И. Лукашов, Г.Н. Мухин выделяют следующие отличительные признаки конфиденциальности информации:

- системность;

- документированность;

- преднамеренная закрытость (с использованием различных методов);

- ограниченность доступа, регламентированная законодательством;

- действительная или потенциальная ценность для собственника;

- возможность причинения вреда собственнику (владельцу) вследствие ее утраты [5, с. 14-15].

Можно согласиться с определением понятия конфиденциальная информация, как юридически значимой категории, предложенным А.И. Лукашовым, Г.Н. Мухиным с одной оговоркой - конфиденциальной информацией является не только документированная информация.

Проведенный анализ понятия «конфиденциальная информация» позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода к определению понятия «конфиденциальная информация».

Следует отметить, что в условиях развития информационных технологий конфиденциальная информация стала занимать особое место. Обеспечение сохранности конфиденциальной информации непосредственно связано с владельцем такой информации. В результате разглашения или утраты конфиденциальной информации может быть причинен существенный вред владельцу указанной информации. В большинстве случаев разглашение или утрата конфиденциальной информации совершается работником.

Из анализа пункта 10 части 1 статьи 53 Трудового кодекса Республики Беларусь следует, что работник обязан хранить государственную и служебную тайну, не разглашать коммерческую тайну нанимателя, коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ [6].

Понятия «государственная и служебная тайна» закреплены в статье 16 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З «О государственных секретах» (ред. от 23.10.2014 г.) и определяются как категории государственных секретов. Под государственной тайной следует понимать сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а под служебной тайной следует понимать сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь [7].

Следует отметить, что государственные секреты имеют специальный режим хранения и доступа. Порядок хранения сведений, составляющих государственные секреты, доступа к ним и их разглашения регламентируется Законом Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З (ред. от 23.10.2014 г.)

«О государственных секретах».

Вместе с тем, как следует из анализа пункта 10 части 1 статьи 53 Трудового кодекса Республики Беларусь, работник обязан не разглашать коммерческую тайну нанимателя, коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ [6].

Понятие «коммерческая тайна» закреплено в статье 1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-3 «О коммерческой тайне», под которой следует понимать «сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям Закона Республики Беларусь «О коммерческой тайне», в отношении которых установлен режим коммерческой тайны» [8].

Анализируя Закон Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-З «О коммерческой тайне», можно констатировать, что на работника, получившего доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну нанимателя и (или) третьих лиц возложены дополнительные обязанности:

- соблюдать установленный нанимателем режим коммерческой тайны, не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведения, составляющие коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ, и не использовать сведения, составляющие коммерческую тайну, в целях, не связанных с выполнением трудовых (служебных) обязанностей;

- незамедлительно сообщать нанимателю о допущенных ими либо ставших известными им фактах незаконного ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведениями, составляющими коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ, фактах незаконного использования этих сведений, фактах разглашения или угрозы разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведений, составляющих коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ, а также о требованиях доступа к коммерческой тайне со стороны государственных органов и иных лиц;

- подписать по требованию нанимателя обязательство о неразглашении коммерческой тайны;

- передать нанимателю при прекращении трудового договора (контракта) находящиеся у них носители коммерческой тайны [8].

Следует обратить внимание, что сведения, составляющие коммерческую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Порядок хранения сведений, составляющих коммерческую тайну, доступа к ним и их разглашения регламентируется Законом Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-З «О коммерческой тайне».

Между тем, обзор действующего белорусского законодательства свидетельствует о закреплении обязанностей работника хранить и иные виды тайн.

В соответствии с частью 2 статьи 121 Банковского кодекса Республики

Беларусь, Национальный банк и банки гарантируют соблюдение банковской тайны своих клиентов и банков-корреспондентов. Работники Национального банка и банков обязаны хранить банковскую тайну, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь [9].

Понятие «банковская тайна» закреплено в части 1 статьи 121 Банковского кодекса Республики Беларусь, под которой следует понимать сведения о счетах и вкладах (депозитах), в том числе о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации), его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах), а равно сведения о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам), а также об имуществе, находящемся на хранении в банке [9].

Из анализа содержания Банковского кодекса Республики Беларусь можно сделать вывод, что работники Национального банка и банков обязаны хранить банковскую тайну владельцев счетов, вкладов (депозитов), а также об имуществе владельцев, находящемся на хранении в банке.

Из содержания части 1 статьи 51 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII (ред. от 10.07.2012 г.) «О здравоохранении» следует, что медицинские (фармацевтические) работники обязаны хранить врачебную тайну [10].

Необходимо также указать, что Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XП (ред. от 16.06.2014 г.) «О здравоохранении» предусматривает обязанность сохранять врачебную тайну лицами, которым в установленном Законом порядке стали известны сведения, составляющие врачебную тайну (часть 13 статьи 46) [10].

Таким образом, из анализа содержания Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII (ред. от 10.07.2012 г.) «О здравоохранении» можно сделать вывод, что обязанность по сохранению врачебной тайны возложена как на медицинских (фармацевтических) работников, так и на иных лиц, которым стали известны сведения, составляющие врачебную тайну.

Следует обратить внимание, что должностные лица налоговых органов в соответствии с подпунктом 1.11. статьи 82 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) обязаны соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах) [11].

Из анализа содержания Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) следует, что налоговую тайну составляют любые сведения о плательщиках (иных обязанных лицах), за исключением сведений, перечисленных в статье 79 содержания Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть).

Отдельно следует отметить, что сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, при этом порядок хранения сведений, составляющих налоговую тайну, доступа к ним и их разглашения регламентируется Положением о порядке хранения сведений, составляющих налоговую тайну, доступа к ним и их разглашения,

утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2004 г. № 1149 (ред. от 14.02.2013 г.).

Из анализа содержания статья 13 Закона Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 258-З (ред. от 12.12.2013 г.) «О почтовой связи» следует, что все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны почтовой связи [12].

Анализируя статью 836 Гражданского кодекса Республики Беларусь, можно констатировать, что страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. За нарушение тайны сведений о страховании страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность [13].

Подводя итог анализу рассматриваемых нормативных правовых актов Республики Беларусь, полагаем возможным заключить, что из смысла приведенных нормативных правовых актов Республики Беларусь следует, что работник обязан хранить не только государственную и служебную тайну, не разглашать коммерческую тайну нанимателя, коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ, а обязан хранить и иные охраняемые законом тайны (банковскую, врачебную, налоговую тайны и другие).

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В статье 53 Трудового кодекса Республики Беларусь закреплены общие обязанности работника, в том числе обязанности работника хранить государственную и служебную тайну, не разглашать коммерческую тайну нанимателя, коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ. Непосредственные обязанности работника по сохранению конфиденциальной информации зависят от характера выполняемой работником трудовой функции и закреплены в специальных нормативных правовых актах.

2. Обязанности работника по сохранению конфиденциальной информации зависят от характера выполняемой работником трудовой функции.

3. В целях конкретизации обязанностей работника по сохранению конфиденциальной информации и защиты прав нанимателя полагаем необходимым пункт 10 части 1 статьи 53 Трудового кодекса Республики Беларусь изложить в следующей редакции:

«10) хранить государственную и служебную тайну, не разглашать коммерческую тайну нанимателя, коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ; соблюдать иную охраняемую законом тайну;».

Литература:

1. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 ноября 2008 г., № 455-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

2. Понятие и виды конфиденциальной информации / [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://www.russianlaw.net/law/confidential_data/a90/. - Дата доступа: 05.01.2013.

3. Фатьянов, А.А. Тайна и право (основные системы на доступ к информации в российском праве): Монография / А.А. Фатьянов - Москва: МИФИ, 1999. 288 с.

4. Бондаренко, Э.Н. Конфиденциальная информация в трудовых отношениях / Э.Н Бондаренко, Д.В. Иванов - Санкт-Петербург: Юридический центр-Пресс, 2012. 150 с.

5. Лукашов, А.И. Конфиденциальная информация и коммерческая тайна: правовое регулирование и организация защиты / А.И. Лукашов, Г.Н. Мухин Минск: Тессей, 1998. 128 с.

6. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 июня 2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск., 2015.

7. О государственных секретах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 19 июля 2010 г., № 170-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск., 2015.

8. О коммерческой тайне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 05 января 2013 г., № 16-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск., 2015.

9. Банковский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 25 октября 2000 г., № 441-З : принят Палатой представителей 3 октября 2000 г. : одобр. Советом Респ. 12 октября 2000 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 июня 2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск., 2015.

10. О здравоохранении [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2435-XII// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минс., 2015.

11. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) [Электронный ресурс] : 19 декабря 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 30 декабря 2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск., 2015.

12. О почтовой связи [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 15 декабря 2003 г., № 258-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск., 2015.

13. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 31 декабря 2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск., 2015.

Literature:

1. About information, informatization and information security [An electronic

resource]: Law of Republic Belarus, on November 10, 2008, No. 455-Z//STANDARD. Legislation of Republic of Belarus / National. center legal inform. Republic Belarus. - Minsk, 2015.

2. Concept and types of confidential information / [Electronic resource]. -Access mode: http://www.russianlaw.net/law/confidential_data/a90/. - Date of access: 05.01.2013.

3. Fatyanov, A. A. Tayna and the right (the main systems on access to information in Russian law): Monograph / A.A. Fatyanov - Moscow: MEPhI, 1999. -288 pages.

4. Bondarenko, E.N. Confidential information in labor relations / E.N of Bondarenko, D. V. Ivanov - St. Petersburg: Legal center Press, 2012. - 150 pages.

5. Lukashov, A.I. Confidential information and trade secret: legal regulation and protection / A.I organization. Lukashov, G. N. Mukhin - Minsk: Theseus, 1998. -128 pages.

6. Labor code of Republic of Belarus [An electronic resource]: On July 26,

1999, No. 296-Z: it is accepted by the House of Representatives on June 8, 1999: oàoôp. Council of Republic on June 30, 1999: in an edition. The law of Republic Belarus of June 4, 2015//the STANDARD. Legislation of Republic of Belarus / National. center legal inform. Republic Belarus. - Minsk, 2015.

7. About the state secrets [An electronic resource]: Law of Republic Belarus, on July 19, 2010, No. 170-Z//STANDARD. Legislation of Republic of Belarus / National. center legal inform. Republic Belarus. - Minsk, 2015.

8. About a trade secret [An electronic resource]: Law of Republic Belarus, on January 05, 2013, No. 16-Z//STANDARD. Legislation of Republic of Belarus / National. center legal inform. Republic Belarus. - Minsk, 2015.

9. Bank code of Republic of Belarus [An electronic resource]: On October 25,

2000, No. 441-Z: it is accepted by the House of Representatives on October 3, 2000: oàoôp. Council of Republic on October 12, 2000: in an edition. The law of Republic Belarus of June 4, 2015//the STANDARD. Legislation of Republic of Belarus / National. center legal inform. Republic Belarus. - Minsk, 2015.

10. About health care [An electronic resource]: Law of Republic Belarus, on June 18, 1993, No. 2435-XII//STANDARD. Legislation of Republic of Belarus / National. center legal inform. Republic Belarus. - Minsk, 2015.

11. Tax code of Republic of Belarus (General part) [An electronic resource]: On December 19, 2002, No. 166-Z: it is accepted by the House of Representatives on November 15, 2002: oàoôp. Council of Republic on December 2, 2002: in an edition. The law of Republic Belarus of December 30, 2014//the STANDARD. Legislation of Republic of Belarus /National. center legal inform. Republic Belarus. - Minsk, 2015.

12. About a mail service [An electronic resource]: Law of Republic Belarus, on December 15, 2003, No. 258-3//STANDARD. Legislation of Republic of Belarus / National. center legal inform. Republic Belarus. - Minsk, 2015.

13. Civil code of Republic of Belarus [An electronic resource]: On December 7, 1998, No. 218-Z: it is accepted by the House of Representatives on October 28, 1998: oàoôp. Council of Republic on November 19, 1998: in an edition. The law of Republic Belarus of December 31, 2014//the STANDARD. Legislation of Republic of

Belarus / National. center legal inform. Republic Belarus. - Minsk, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.