УДК 34
А. С. Тяпкин
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕРКИ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аннотация. Автором статьи проведен анализ правового регулирования порядка проверки дееспособности граждан при осуществлении нотариальных действий. Сделан вывод о необходимости совершенствования порядка проверки дееспособности, внедрения новых методик определения дееспособности. Сделан вывод о том, что действующий федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Юриспруденция» не содержит в себе положений о необходимости наличия у выпускников профессиональной компетенции по проверке дееспособности лиц, а, следовательно, ФГОС не соответствует уровню профессиональной подготовки, которая необходима для осуществления нотариальной деятельности. Приведены предложения по усовершенствованию эффективности проверки дееспособности при совершении нотариальных действий, в том числе предложение о необходимости изменения в Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)».
Ключевые слова: дееспособность, проверка дееспособности, нотариат, нотариусы, нотариальные действия.
A. S. Tyapkin
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
LEGAL BASIS FOR VERIFICATION OF LEGAL CAPACITY OF CITIZENS IN THE IMPLEMENTATION OF NOTARIAL ACTS
Abstract. The article deal with the analysis of legal regulation of a procedure for test of capacity of citizens at implementation of notarial actions. The conclusion is drawn on need of improvement of a procedure for test of capacity, introduction of new techniques of determination of capacity. The conclusion is drawn that the existing federal state educational standard in "Law" does not comprise regulations on need of presence at graduates of professional competence on check of capacity of persons and consequently, FSES does not correspond to the level of vocational training, which is necessary for implementation of notarial activity. Offers on improvement of efficiency of check of capacity at commission of notarial actions are provided. Author provide the offer on need of change to the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 1.12.2016 no. 1511 "On the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 40.03.01 Law".
Key words: legal capacity, verification of legal capacity, notary, notaries, notarial acts.
В 2017 г. заметно увеличилось количество гражданских споров по вопросам расторжения сделок на основании ст. 176 и 177 ГК РФ. Вышеназванные нормы устанавливают последствия сделок, совершенные недееспособным лицом или лицом не способным понимать значение своих действий, а также руководить ими. Последствием совершения сделок с данными лицами является признание судом их недействительности. Рядовому участнику сделки в современных реалиях достаточно тяжело распознать в своём контрагенте недееспособное лицо, тем более
определить, способен ли он понимать значение своих действий и руководить ими. Юридическое сообщество, понимая проблему рисков признания сделок недействительными, противодействуют этому договорными средствами, а именно указывают в качестве условия договора положение о том, что стороны добросовестно подходят к исполнению взаимных обязательств, признают и гарантируют, что являются дееспособными, осознают значение своих действий, способны руководить своими действиями. Как показывает практика, договорные средства не всегда являются гарантом абсолютной законности сделки. Существуют прецеденты признания сделок недействительными, несмотря на наличие вышеуказанного пункта в договоре, что в современных реалиях и является проблемным аспектом правоприменительной практики.
Нельзя не отметить того факта, что в праве существует возможность обезопасить себя от последствий, декларированных в ст. 176 и 177 ГК РФ. Данной возможностью является нотариат, главенствующей целью которого является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а следовательно, при совершении сделок нотариусы всецело анализируют и проверяют законность совершения сделки, как с материальной стороны, так и с процессуальной. На исключительное значение нотариальных действий в качестве гаранта законности указывает Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», которое устанавливает, что защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц достигается путем совершения нотариусами, работающими в государственных конторах или занимающимися частной практикой, предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов [1].
В силу того, что нотариальные действия гарантируют доказательную силу и публичное признание нотариально оформленных документов, нотариусы обязаны осуществлять свою деятельность с учетом всех обстоятельств дела, в том числе обязаны проверить дееспособность гражданина. Нотариальная форма предполагает повышенное доверие со стороны участников сделки и третьих лиц к данному юридическому акту, соответствие сделки закону, ее «чистоту».
Обязанность по проверке дееспособности граждан нотариусами содержится в ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [2], которая устанавливает, что при удостоверении сделок осуществляется проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. При этом названная статья не содержит в себе самого механизма реализации данной обязанности, более того, у нотариусов не имеется и правовых оснований выполнения ряда необходимых для этого действий. На практике дееспособность определяется документально (путем проверки документов, удостоверяющих личность, в которых указана дата рождения), а также визуально (путем беседы, собственной оценки адекватности поведения и т.п.) [3].
Несмотря на законодательное декларирование права нотариусов проверять дееспособность граждан, эффективность данной процедуры не абсолютная, что возвращает нас обратно к проблеме признания судом сделок недействительными и применения последствий, указанных в ст. 176 и 177 ГК РФ.
Именно по этой причине возникают обращения в суд с исками о возмещении причиненного вреда к нотариусам, если выясняется наличие порока воли в совершенной сделке, в т.ч. по обстоятельствам, свидетельствующим об отсутствии у лица на момент совершения сделки способности понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ) [4, С. 18].
В соответствии с классификацией юридических фактов сделка считается действием, то есть обстоятельством реальной действительности, которое происходит по воле человека, представляет собой волевой акт. В данном случае воля участников направляется на достижение определенного правового результата и составляет его основу. Окружающие могут судить о наличии у субъекта воли определенного содержания исключительно по совершаемым им действиям. Чтобы воля субъекта гражданского оборота приобрела юридическое значение, она должна быть выражена во внешнем мире, оставаясь только внутренней волей лица, она не может влиять на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей [5, 169].
Переходя к изложению возможных вариантов решения настоящей проблемы, необходимо определить, каков объём понятия «дееспособность», а также насколько сложна процедура ее проверки. Законодательное понятие дееспособности определено в ст. 21 ГК РФ, в соответствии с которой способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их - есть дееспособность [6].
Дееспособность гражданина возникает не в момент рождения, а по мере его взросления, формирования у него волевых и интеллектуальных качеств, достижения определенного уровня психической зрелости и постепенно накапливается, т.е. зависит от возраста (п. 1 ст. 21, ст. 26, 28 ГК РФ); психического здоровья (ст. 29 ГК РФ); наличия у лица вредных привычек и порожденных ими последствий (ст. 30 ГК РФ) и иных обстоятельств (п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК РФ), в т.ч. оценочных (п. 4 ст. 26 ГК РФ) [7, 53]. Дееспособность не только формируется в процессе взросления лица, она может и утрачиваться (деградировать) в процессе жизни гражданина, подвергаться воздействию целого комплекса отрицательных факторов.
Правовое понятие дееспособности изящно обходит психиатрическую сторону рассматриваемого вопроса, а следовательно, нотариусы могут проверить дееспособность только правовыми средствами, например, путём запроса в медицинском учреждении информации о нахождении лица на специализированном учете и т.д. При этом законодатель, предоставляя право нотариусам поверять дееспособность, закладывал возможность применения иных механизмов проверки дееспособности, в том числе методами психологического анализа [10].
Выявление на обыденном уровне всех признаков, свидетельствующих о психическом отклонении конкретного гражданина от некой средней нормы, - достаточно сложная задача. Так, например, в психиатрии используется шкала PANSS, основной целью создания которой являлось создание стандартизированной, чувствительной, надежной и валидной психометрической методики оценки позитивных и негативных нарушений у больных шизофренией. Оцениваются такие проявления психического состояния личности, как расстройство мышления, возбуждение, подозрительность и идеи преследования, враждебность, эмоциональная отгороженность, малоконтактность и некоммуникабельность в общении и т.п. Данные проявления могут являться особенностями характера человека, следствием тяжелого стечения обстоятельств, наличием противоречий между участниками отношений общей собственности, могут быть усилены болезнью, действием лекарственных или психотропных препаратов, могут быть предопределены возрастом лица.
С точки зрения психологического анализа проверка дееспособности является достаточно сложной процедурой, требующей от проверяющего лица соответственных профессиональных компетенций, в случае отсутствия которых не исключены ошибки, которые негативным образом скажутся на статусе нотариата как гаранта законности сделок.
Ситуация в области профессиональной проверки дееспособности нотариусами усугубляется увеличением количества лиц, страдающих психическими расстройствами, расширением перечня состояний, которые специалисты оценивают
с позиции умаления возможности гражданина адекватно оценивать совершаемые им действия [4, с. 19].
Говоря о требованиях к образовательному уровню нотариусов, необходимо отметить, что для занятия должности нотариуса достаточно иметь высшее юридическое образование. Действующие требования федеральных образовательных стандартов высшего образования по направлению Юриспруденция не содержат в себе положений о наличии у выпускников профессиональных компетенций по проверке дееспособности лиц, а следовательно, не достаточны для занятия должности нотариуса [9].
Таким образом, в современных реалиях мы столкнулись с образовательным кризисом, в соответствии с которым молодые юристы не могут осуществлять нотариальную деятельность в связи с нехваткой профессиональных компетенций.
Из сложившейся ситуации видится два варианта выхода. Первым вариантом является включение в Федеральный образовательный стандарт высшего образования по направлению Юриспруденции требования о наличии у выпускника профессиональной компетенции по проверке дееспособности лиц. Данное предложение осуществимо путём введения в образовательную программу курса по судебной психиатрии.
Судебная психиатрия - отрасль психиатрии, задачей которой является изучение психических расстройств и других нарушений психической деятельности человека в их специальном отношении к определённым вопросам уголовного и гражданского права, а также уголовного и гражданского и административного судопроизводств. Судебная психиатрия в первую очередь исследует психиатрические (медицинские) основания, по которым исключается способность лица нести ответственность за совершённые им деяния, а также способность приобретать гражданские права и выполнять гражданские обязанности.
Необходимость внедрения данной профессиональной компетенции именно в федеральный образовательный стандарт продиктовано целесообразностью. Каждый юрист в своей деятельности может столкнуться с необходимостью проверки дееспособности лиц, например, для оценки достоверности доводов, свидетельских показаний и т.д.
Второй вариант действий по преодолению проблемы по проверке дееспособности лиц выражается в установлении требований к образовательному уровню, необходимому для осуществления нотариальной деятельности. Установить, что для осуществления нотариальной деятельности необходимо высшее юридическое образование и повышение квалификации по направлению судебной психиатрии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апелляционное определение Московского городского суда от 30.03.2015 по делу № 33-9783)/ Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.11.2017).
2. Граждански кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)/ Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 10.10.2017).
3. Желтов В.М. Судебно-психологическая экспертиза по гражданским делам: правовое регулирование и правоприменительная практика / В.М. Желтов, Е.Н. Хлопова. — М. : Юрлитинформ, 2014. — 256 с.
4. Нестерова М.С. Особенности совершения сделок, совершенных ограниченно дееспособным лицом / М.С. Нестерова // Власть Закона. — 2016. — № 3. — С. 169-175.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 № 45038 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.consultant.ru / (дата обращения 25.10.2017).
6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 10. — Ст. 357.
7. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате: постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 22. — Ст. 2491.
8. Романовская О.В. К дискуссии о будущем нотариата / О.В. Романовская // Нотариус. — 2013. — № 5. — С. 40-44.
9. Романовская О.В. Нотариальное право: региональный аспект / О.В. Романовская // Нотариус. — 2010. — № 1. — С. 27-32.
10. Серова О.А. О проблеме оценки нотариусами дееспособности гражданина / О.А. Серова // Нотариус. — 2016. — № 3. — С. 18-20.
REFERENSES
1. Apelliatsionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 30.03.2015 po delu № 33-9783) (Appeal decision of the Moscow City Court from 30.032015 on the case no. 339783)). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 25.11.2017).
2. Grazhdanski kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast pervaia) ot 30.11.1994 № 51 -FZ (red. ot 29.07.2017) (s izm. i dop., vstup. v silu s 06.08.2017) (The Civil Code of the Russian Federation (part one) from 30.11.1994 no. 51-FZ (an edition from 29.07.2017) (with changes and additions from 06.08.2017)). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/ (accessed 10.10.2017).
3. Zheltov V.M., Khlopova E.N. Sudebno-psikhologicheskaia ekspertizapo grazhdanskim delam: pravo-voe regulirovanie i pravoprimenitel'naia praktika [Judicial and psychological examination on civil cases: legal regulation and law-enforcement practice]. Moscow, Iurlitinform Publ., 2014, 256 p.
4. Nesterova M.S. Features of transaction concluding by a restricted capable person. Vlast Zakona = The Reign of Law, 2016, no. 3, pp. 169-175 (in Russian).
5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vys-shego obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 40.03.01 Iurisprudentsiia (uroven' bakalavri-ata): prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.12.2016 № 1511 (Zaregistrirovano v Miniuste Ros-sii 29.12.2016 № 45038 (On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 40.03.01 Law (bachelor degree level): the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 12.01.2016 no. 1511 (It is registered in Ministry of Justice of Russia 29.12.2016 no. 45038). Available at: http: // www.consultant.ru / (accessed 25.10.2017).
6. Principles of the legislation of the Russian Federation on a notaries. Vedomosti SND i VS RF = Sheets of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and Supreme Council of the Russian Federation, 1993, no. 10, art. 357.
7. On the case of check of constitutionality of separate provisions of articles 2, 12, 17, 24 and 34 of Principles of the legislation of the Russian Federation on a notaries: resolution of the Constitutional court of the Russian Federation from 19.05.1998 no. 15-P. Sobranie za-konodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 1998, no. 22, art. 2491.
8. Romanovskya O.V. On the discussion about the future of Notaries. Notarius = Notary, 2013, no. 5, pp. 40-44 (in Russian).
9. Romanovskya O.V. Notarial Law: Regional Aspect. Notarius = Notary, 2010, no. 1, pp. 27-32 (in Russian).
10. Serova O.A. On the issue of estimation of the natural person's capacity by notaries. Notarius = Notary, 2016, no.3, pp. 18-20 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Тяпкин ¿Александр Сергеевич — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHOR
Tyapkin Aleksandr Sergeevich — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Тяпкин А. С. Правовые основы проверки дееспособности граждан при осуществлении нотариальных действий / А.С. Тяпкин // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Tyapkin A. S. Legal basis for verification of legal capacity of citizens in the implementation of notarial acts. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).