Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
193
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
генеральный план / правила землепользования и застройки / территориальное планирование / функциональное зонирование / градостроительное зонирование / градостроительное регулирование / зонирование / master plan / land use and development regulation / urban planning / functional zoning / land use

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — О.Ю. Лептюхова

Недостатки градостроительного законодательства порождают правовые неопределенности и юридические риски, которые застройщики переносят на конечных покупателей недвижимости. А системные дефекты в подготовке градостроительной документации, определяющей комплексное развитие территории муниципальных образований, в отдаленной перспективе ведут сначала к стагнации их градостроительного развития, а затем региона и страны в ц елом. Высокую значимость вопросы подготовки градостроительной документации до перехода к этапу активного освоения конкретного земельного участка приобретают в настоящее время в связи с реализацией национальных проектов, утвержденных руководством государства. В данной статье рассматриваются отдельные аспекты совершенствования системной подготовки генерального плана и правил землепользования и застройки с точки зрения их роли в системе градостроительной документации. Основное внимание направлено на правовые и теоретические основы подготовки и взаимосвязь карт функционального и градостроительного зонирования. Приведены результаты анализа положений нормативных правовых и методических документов в области территориального планирования, землепользования и застройки. Разрешается вопрос соотношения этих карт. В заключение отмечается, что в российском законодательстве не урегулированы вопросы обеспечения взаимосвязи генерального плана и правил землепользования и застройки, и признается необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR PREPARATION AND INTERRELATION OF FUNCTIONAL AND LAND ZONING

Deficiencies in urban planning legislation create legal uncertainties and legal risks that are transferred by developers to ultimate buyers of real estate. And systemic defects in the preparation of urban planning documentation that determines the integrated development of the territory of municipalities lead in the long run first to the stagnation of their urban development and then to the stagnation of the region and the country as a whole. Nowadays the questions of town-planning documentation preparation before the transition to the stage of active development of a particular land plot acquire great importance in connection with the implementation of national projects approved by the government. This article discusses some aspects of improving the systematic preparation of the master plan and the rules of land use and development in terms of their role in the system of urban planning documentation. The main attention is focused on legal and theoretical basis of preparation and interconnection of functional and town-planning zoning maps. The results of the analysis of regulations and methodological documents in the spatial planning, land use and development are given. The issue of correlation between these maps is resolved. In conclusion it is pointed out that the Russian legislation does not regulate the questions of provision of interrelation between the general plan and rules of land tenure and building, and the necessity of further improvement of legislation in this field is admitted.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ»

m

О

IX

X с

X X

CD

S

и

УДК 711 DOI: 10.24412/1816-1863-2022-4-70-77

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ

ш О. Ю. Лептюхова, к. т. н, доцент кафедры «Градостроительство», Национальный о исследовательский Московский государственный строительный университет х (НИУ МГСУ), oy-2@mail.ru, Москва, Россия

о

Недостатки градостроительного законодательства порождают правовые неопределенности и Ф юридические риски, которые застройщики переносят на конечных покупателей недвижимости. с А системные дефекты в подготовке градостроительной документации, определяющей комплексное развитие территории муниципальных образований, в отдаленной перспективе ведут снача-О ла к стагнации их градостроительного развития, а затем региона и страны в ц елом. Высокую зна-^ чимость вопросы подготовки градостроительной документации до перехода к этапу активного х освоения конкретного земельного участка приобретают в настоящее время в связи с реализацией § национальных проектов, утвержденных руководством государства. В данной статье рассматри-с ваются отдельные аспекты совершенствования системной подготовки г енерального плана и пра-О^ вил землепользования и застройки с точки зрения их роли в системе градостроительной докуём ментации. Основное внимание направлено на правовые и теоретические основы подготовки и -о взаимосвязь карт функционального и градостроительного зонирования. Приведены результаты Ф анализа положений нормативных правовых и методических д окументов в области территориаль-х ного планирования, землепользования и застройки. Разрешается вопрос соотношения этих карт. В заключение отмечается, что в российском законодательстве не урегулированы вопросы обес-

¡3 печения взаимосвязи генерального плана и правил землепользования и застроики, и признается О необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в данной области. О

^ Deficiencies in urban planning legislation create legal uncertainties and legal risks that are transferred by developers to ultimate buyers of real estate. And systemic defects in the preparation of urban planning documentation that determines the integrated development of the territory of municipalities lead in the long run first to the stagnation of their urban development and then to the stagnation of the region and the country as a whole. Nowadays the questions of town-planning documentation preparation before the transition to the stage of active development of a particular land plot acquire great importance in connection with the implementation of national projects approved by the government. This article discusses some aspects of improving the systematic preparation of the master plan and the rules of land use and development in terms of their role in the system of urban planning documentation. The main attention is focused on legal and theoretical basis of preparation and interconnection of functional and town-planning zoning maps. The results of the analysis of regulations and methodological documents in the spatial planning, land use and development are given. The issue of correlation between these maps is resolved. In conclusion it is pointed out that the Russian legislation does not regulate the questions of provision of interrelation between the general plan and rules of land tenure and building, and the necessity of further improvement of legislation in this field is admitted.

Ключевые слова: генеральный план, правила землепользования и застройки, территориальное планирование, функциональное зонирование, градостроительное зонирование, градостроительное регулирование, зонирование.

Keywords: master plan, land use and development regulation, urban planning, functional zoning, land use.

70

Введение

В ближайшие годы перед строительным комплексом Российской Федерации стоит масштабная задача обновления городских территорий путем их комплексного развития. Решение задачи планируется в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Исхо-

дя из действующей системы градостроительного законодательства, зафиксированной в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ГрК РФ), вопросы перспективного комплексного развития территорий и регулирования процессов землепользования и застройки конкретных земельных участков или их групп

должны ставиться на первых стадиях градостроительного проектирования в составе генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований. Функциональное зонирование в составе генерального плана и градостроительное зонирование в составе правил землепользования и застройки являются основными этапами территориального планирования и градостроительного регулирования соответственно. Оба вида зонирования имеют ц елью определить границы (как физические, так и правовые) возможного использования одной и той же территории или земельного участка на этапе архитектурно-строительного проектирования. На практике сочетание этой функции в обоих документах приводит к сюрпризам: положения генерального плана и правил землепользования и застройки в отношении одного и того же земельного участка признаются несоответствующими и освоение территории приостанавливается, что подтверждается судебной практикой. Это, а также проблемы, возникающие на этапе утверждения этих документов, негативно сказывается на «имидже» указанных документов и порождают желание исключить их как звено в градостроительном развитии территорий.

Цель исследования — определить соотношение карты функционального зонирования в составе генерального плана и карты градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки с правовой и теоретической точек зрения.

Объект исследования — карта функционального зонирования и карта градостроительного зонирования (Карты).

Предмет исследования — взаимосвязи градостроительной документации: генерального плана и правил землепользования и застройки.

В задачи исследования входило:

1) Найти и проанализировать правовую и методическую литературу по разработке ГП, ПЗЗ, а также Карт в их составе;

2) Установить градостроительные задачи, решаемые ПЗЗ и ГП, в системе градостроительной документации;

3) Сравнить теоретические и правовые основы разработки Карт;

4) Установить взаимосвязь между Картами.

Материалы и методы

Принципиально существует две диаметрально противоположные позиции о взаимосвязи карт функционального и градостроительного зонирования. Согласно одной позиции Карты должны совпадать. Эта позиция поддерживается некоторыми судебными решениями (См.: Определения ВС РФ от 02.11.2016 № 18-КГ16-141, от 07.08.2017 № 304-КГ17-9720 по делу № А70-6832/2016; Постановления Одиннадцатого ААС от 07.09.2018 № 11АП-11376/2018 по делу № А55-32455/2017; Третьего ААС от 22.10.2018 по делу № А69-1413/2018. Судебная практика приводится по СПС «КонсультантПлюс). Согласно другой — Карты в составе документов различного функционального назначения должны иметь различную смысловую нагрузку и, соответственно, не могут быть идентичными. Практика судебных решений сводится к констатации несоответствия правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Вопрос соотношения карты функциональных зон и карты градостроительного зонирования многократно обсуждался, и в настоящее время до сих пор нет консенсуса. Из публикаций Э. К. Трутнева различных лет следует, что зонирование в составе генерального плана и правил землепользования и застройки не м ожет д ублироваться [1, 2]. А. В. Баша-рин, исследуя юридическую значимость генерального плана, приходит к выводу о том, что генеральный план не может ограничивать права субъектов градостроительной деятельности [3, 4]. Вместе с тем другими экспертами: С. Д. Митягиным, Д. Г. Лебедевым, М. В. Бочаровым указывается на необоснованность разделения зонирования на два вида и избыточности существования генерального плана и землепользования и застройки [5—8].

В зарубежной практике имеют место различные системы зонирования территорий. Известно, что выстроенная в ГрК РФ система градостроительной документации является гибридной: заимствованной из

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

71

О

IX

X с

X

X

ф

с

ф

и о

X

X ^

и

ф

и

о ^

О ^

X

о

о

т

I-

и

Ф

IX

о

I-

и о а

о ^

72

стран Европы и США [9—12]. Российская система зонирования самобытна, учитывает традиции и опыт советского градостроительства и д олжна рассматриваться с позиции решаемых задач в системе градостроительной документации.

Исследование построено на поиске, изучении и анализе правовых и теоретических основ подготовки генерального плана и правил землепользования и застройки, закрепленных в современном законодательстве.

Результаты исследования

В соответствии со статьями 23 и 30 ГрК РФ карта функционального зонирования и карта градостроительного зонирования входят в состав основного (утверждаемого) комплекта документов генерального плана и правил землепользования и застройки соответственно. Прежде чем рассмотреть теоретические основы разработки Карт, необходимо остановиться на задачах, которые решаются посредством разработки этих документов.

Генеральный план (ГП) и правила землепользования и застройки (ПЗЗ) являются основными градостроительными документами о комплексном развитии всей территории муниципального образования.

Целью разработки ГП является обеспечение реализации стратегии развития муниципального образования и увязка ее с территорией. В ГП определяется назначение территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В числе основных задач повышения качества городской среды и устойчивости градостроительного развития ГП предусматривает:

• обеспечение экологической безопасности городской среды и повышение устойчивости природного комплекса;

• сохранение и поддержание историко-культурного наследия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обеспечение пространственной ц елост-ности, функциональной достаточности, эстетической выразительности, гар-

моничности и многообразия городской среды;

• расширение выбора и улучшение транспортной доступности объектов системы обслуживания, мест приложения труда и рекреации;

• улучшение жилищных условий, физического состояния и качества жилищного фонда;

• повышение надежности и безопасности функционирования инженерной и транспортной инфраструктуры;

• повышение эффективности использования территории.

ГП разрабатывается не менее чем на 20 лет и, по сути, является моделью территории в двадцатилетней перспективе. В ГП отражается планируемое размещение жизнеобеспечивающей инфраструктуры, а принятые решения должны быть финансово обеспечены.

Основной задачей ПЗЗ является правовое регулирование использования земельных участков и объектов капитального строительства (ОКС). Это процесс каждодневного учета положений ПЗЗ субъектами градостроительной деятельности при ее реализации. ПЗЗ обеспечивают информацией о возможном использовании недвижимости (земельных участков и ОКС). Поэтому ПЗЗ содержат нормативные положения о правилах землепользования и застройки и градостроительный регламент, включающий перечень видов разрешенного использования, предельные размеры земельных участков, а также предельные параметры разрешенного строительства для каждой территориальной зоны. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливался единый градостроительный регламент. По сути, ПЗЗ являются звеном, призванным обеспечить трансформацию от существующего использования территории к перспективному, определенному в составе генерального плана, утвержденного органами местного самоуправления, и обозначить границы возможной трансформации недвижимости для каждого объекта градостроительной деятельности.

Все это должно обеспечить достижение целей ПЗЗ, предусмотренных ГрК РФ:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных об-

разований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В совокупности генеральный план и ПЗЗ создают условия для реализации закрепленного в ГрК РФ принципа устойчивого развития городской территории.

Также необходимо отметить, что ГП разрабатывается на всю территорию муниципального образования (населенные пункты и прилегающие к ним территории), тогда как ПЗЗ — на территории, застроенные или подлежащие застройке. При этом определен перечень территорий, на которые градостроительные регламенты не распространяются или для которых не устанавливаются. Таким образом, область действия ПЗЗ намного уже области действия ГП.

На карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального, местного значения и местоположения линейных объектов федерального, регионального, местного значения (ст. 23 ГрК РФ).

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон — зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Разработка карты функциональных зон на федеральном уровне регламентирована ст. 23 ГрК РФ, Методическими рекомендациями по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденными приказом Министерства регионального развития от 26 мая 2011 года № 244, Требованиями к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов

регионального значения, объектов местного значения, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 10. Основные теоретические положения по разработке карты градостроительного зонирования содержатся в ст. 30—40 ГрК РФ, а форма графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории утверждена приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650.

Результаты анализа требований вышеприведенных документов к подготовке Карт представлены в таблице 1.

Основу для разработки карты функционального зонирования составляют результаты комплексной оценки воздействующих факторов: социальных, экономических, экологических и иных. Используются материалы положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения.

Такие природные характеристики территории, как рельеф, климат, озеленен-

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

73

О

IX

X с

X

X

ф

^

ф

и о

X

X ^

и

ф

и

о ^

т

О

СР

X

X

о

о

т

I-

и

Ф

IX

о

СР

I-

и о а о

ность и инсолируемость, геологический состав и др., во многом определяют результаты территориального планирования и должны в числе приоритетных упоминаться в законодательстве и использоваться при подготовке карты функциональных зон.

Подготовка проекта ПЗЗ осуществляется с учетом положений документов территориального планирования, требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исклю-

чением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных ГрК РФ территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения [2].

Таким образом, основой для подготовки карты градостроительного зонирования служат материалы существующего землепользования, материалы ГП (включая карту функциональных зон), документация по планировке территории, историко-культурный опорный план исторического поселения, нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В ГрК РФ последовательность разработки/внесения изменений в ГП и ПЗЗ прямо не определена. Оба документа

Таблица 1

Сравнительный анализ требований к подготовке градостроительных карт

Объект Карта функциональных зон Карта градостроительного зонирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Номенклатура зон Границы зон Технические требования к описанию зон Правила установления зон Описание возможностей использования Не установлена Не закреплены Установлены* Не установлены Параметры функциональных зон Установлена Закреплены в координатах Установлены частично Установлены Градостроительный регламент

74

* Следует отметить, что наименование приказа Минэкономразвития не соответствует его содержательной части. В ст. 1 ГрК РФ даны определения объектов федерального, регионального и местного значения. Например, применительно к ГП объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие поселений, городских округов. Виды объектов местного значения поселения, городского округа в указанных пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ областях: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотве-дение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа и иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа. Фактически приказом утверждены требования ко всем объектам, которые могут отображаться на карте функциональных зон.

Планируемое Текущее состояние состояние

Зона действия

Генерального

плана

Зона действия Правил

землепользования и застройки

Рис. 1. Схематичное изображение временной юрисдикции ПЗЗ и ГП

должны действовать в любом муниципальном образовании (за редким исключением). Описательно глава по град остро -ительному зонированию стоит после главы, посвященной территориальному планированию. В тексте статьи 34 ГрК РФ имеется указание на учет функциональных зон при осуществлении градостроительного зонирования. Однако в этой статье также перечислены другие основания для подготовки карты градостроительного зонирования, которые содержательно вполне могут противоречить друг другу.

Место в системе градостроительной документации ГП и ПЗЗ может быть определено с учетом решаемых этими документами задач. Исходя из выстроенной в ГрК РФ системы градостроительного законодательства, установление территориальных зон должно обеспечить конкретизацию и реализацию положений ГП, в том

числе параметров планируемого развития соответствующей функциональной зоны.

Из вышесказанного следует, что временной период действия ПЗЗ и ГП различны. ГП — документ, представляющий собой модель территории в будущем, а ПЗЗ — документ, регламентирующий использование территории в настоящем (рис. 1).

ПЗЗ жестко не привязаны к положениям ГП, однако могут служить действенным инструментом его реализации. Совместно ПЗЗ и ГП особенно эффективно могут способствовать комплексному развитию территорий или размещению объектов местного, регионального или федерального значения (рис. 2).

Таким образом, трансформация функциональных зон в территориальные зоны градостроительным законодательством не предусмотрена. Картографический материал ГП и ПЗЗ функционально не дублируется, а нормативно-правовые основы разработки ГП и ПЗЗ нуждаются в коренной доработке.

В целях гармонизации системы градостроительной документации и повыше -ния ее эффективности должна проводиться научно-исследовательская работа в направлении обеспечения теоретической основы подготовки ГП и ПЗЗ, их эффективной интеграции в системе градостроительного законодательства. Дальнейшие

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

Зона действия Генерального плана

Зона действия Правил землепользования и застройки

Пересечение зон действия Правил землепользования и застройки и Генерального плана

Рис. 2. Схематичное изображение территориальной юрисдикции Правил землепользования

и застройки З и Генерального плана

75

исследования связаны с необходимостью 2. Особенно важна взаимосвязь ГП и

о анализа практики разработки этих доку- ПЗЗ для территорий, подлежащих комп-

* ментов различными организациями и в лексному развитию, и для территорий,

^ различных субъектах Российской Феде- предназначенных для размещения объ-

X рации. ектов федерального, регионального или

£ местного значения.

ш Выводы 3. Многочисленные вопросы и проти-§ воречия у участников градостроительной □ 1. Карты функционального и градо- деятельности в ч асти зонирования терри-х строительного зонирования имеют раз- торий вызваны несовершенством градо-х личную функциональную нагрузку, оп- строительного законодательства. Фактису ределяемую местом документов, частью чески отсутствует методическое сопро-§ которых они являются в системе градо- вождение подготовки рассматриваемых и строительной документации. Замена функ- документов. Таким образом, теоретичес-§ ционального зонирования градостроитель- кие основы подготовки ГП и, в особен-о ным или, наоборот, не отвечает принципу ности, ПЗЗ нуждаются не в пересмотре, а системности. в существенной доработке.

х

о

о

а.

I-

и о

Библиографический список

и 1. Трутнев Э. К. Градорегулирование: Основы регулирования градостроительной деятельности в ус-

^ ловиях становления рынка недвижимости. — М.: Фонд «Институт экономики города, 2009. —

| 296 с.

О 2. Трутнев Э. К. Градорегулирование: Правовое обеспечение градостроительной деятельности: аль-

тернативные модели законодательства и программа исправления его ошибок. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2019. — 682 с. á 3. Башарин А. В. О возможности отказа в выдаче разрешения на строительство на основании поло-

жений генерального плана, некоторые размышления о юридической силе генеральных планов // 1— Вестник экономического правосудия Российской Федерации. — 2020. — № 1. — С. 4—14.

4. Башарин А. В. Об ограничении свободы усмотрения публичной власти при принятии (изменении) генеральных планов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. — 2020. — № 9. — С. 10—22.

5. Митягин С. Д. Некоторые соображения по теме дискуссии: Формирование территориальных зон на картах градостроительного зонирования // Управление развитием территории. — 2012. — № 2. — С. 68—69.

6. Лебедев Д. Г. Правовое регулирование территориального планирования использования земель городов в Российской Федерации: дис. на соиск. уч. ст. к. юр. н. — Москва, 2007. — 214 с.

7. Нарышева, Н. Г. Юридическое значение документов территориального планирования // Экологическое право. — 2017. — № 5. — С. 7—12.

8. Бочаров М. В. К обсуждению типовых правил землепользования и застройки // Управление развитием территории. — 2012. — № 2. — С. 73—75.

9. Menzori I. D., Nunes de Sousa I. C., Gonjalves L. M. Urban growth management and territorial governance approaches: A master plans conformance analysis // Land Use Policy. — 2021. — Vol. 105. — 105436.

10. Hirt S. To zone or not to zone? Comparing European and American Land-use Regulation. — URL: https://vtechworks.lib.vt.edu/bitstream/handle/10919/48185/hirt_to_zone_or_not_to_zone.pdf7se-quence=4, дата обращения: 29.05.2022.

11. Standard State Zoning Enabling Act. — URL: https://planning-org-uploadedmedia.s3.amazonaws.com/ legacy_resources/growingsmart/pdf/SZEnablingAct1926.pdf, дата обращения: 10.06.2022.

12. Alterman R. Compensation Rights for Decline in Land Values Due to Planning Decisions: A Cross-National Perspective. — URL: http://www.fig.net/resources/proceedings/fig_proceedings/fig2008/papers/ ts06d/ts06d_03_alterman_3089.pdf, дата обращения: 19.05.2022.

76

LEGAL BASIS FOR PREPARATION AND INTERRELATION OF FUNCTIONAL AND LAND ZONING

O. Yu. Leptukhova, Ph. D. (Technical Sciences), assoc. professor of Urban Planning Department, National Research Moscow State University of Civil Engineering, oy-2@mail.ru, Moscow, Russia

jskoj Federacii [Legal regulation of territorial planning of urban land use in the Russian Federation]. diss. for the degree of candidate of legal sc. Moscow, 2007. 214 p. [in Russian].

References

"O

1. Trutnev E. K. Gradoregulirovanie: Osnovy regulirovaniya gradostroitelnoj deyatelnosti v usloviyah stanov- q leniya rynka nedvizhimosti [Urban regulation: Fundamentals of urban planning regulation in the condi- q tions of the formation of the real estate market]. M.: Fond "Institut ekonomiki goroda, 2009. 296 p. Q [in Russian]. O

2. Trutnev E. K. Gradoregulirovanie: Pravovoe obespechenie g?adostroitel'noj deyatel'nosti: al'ternativnye modeli ^ zakonodatel'stva iprogramma ispravleniya ego oshibok [Urban regulation: Legal support of urban develop- e ment: alternative models of law and the program of correction of its errors]. M.: Fond "Institut ekonomiki ^ goroda", 2019. 682 p. [in Russian]. Q

3. Basharin A. V. O vozmozhnosti otkaza v vydache razresheniya na stroitel'stvo na osnovanii polozhenij gen- q eral'nogoplana, nekotorye razmyshleniya o yuridicheskoj sile general'nyhplanov [On the possibility of refusal " to issue a construction permit based on the provisions of the master plan, some reflections on the legal ^ force of master plans]. Vestnik ekonomicheskogo pravosudiya Rossijskoj Federacii. 2020. № 1. P. 4—14 ^ [in Russian].

4. Basharin, A. V. Ob ogranichenii svobody usmotreniya publichnoj vlasti pri prinyatii (izmenenii) general'nyh planov [On limiting the discretion of public authorities when adopting (changing) master plans]. Vestnik ekonomicheskogo pravosudiya Rossijskoj Federacii. 2020. No. 9. P. 10—22 [in Russian]. Q

5. Mityagin S. D. Nekotorye soobrazheniya po teme diskussii: Formirovanie territorial'nyh zon na kartah e gradostroitel'nogo zonirovaniya [Some considerations on the topic of discussion: Formation of territorial zones on urban zoning maps]. Upravlenie razvitiem territorii. 2012. No. 2. P. 68—69 [in Russian]. n

6. Lebedev D. G. Pravovoe regulirovanie territorial'nogo planirovaniya ispol'zovaniya zemel'gorodov v Rossi- u

X

H

T3

o

03

7. Narysheva, N. G. Yuridicheskoe znachenie dokumentov territorial'nogo planirovaniya [Legal significance of e territorial planning documents]. Ekologicheskoe pravo. 2017. No. 5. P. 7—12 [in Russian]. ^

8. Bocharov M. V. K obsuzhdeniyu tipovyh pravil zemlepol'zovaniya i zastrojki [To the discussion of standard H rules of land use and development]. Upravlenie razvitiem territorii. 2012. No. 2. P. 73—75 [in Russian]. ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Menzori I. D., Nunes de Sousa I. C., Gonjalves L. M. Urban growth management and territorial gov- x ernance approaches: A master plans conformance analysis. Land Use Policy. 2021. Vol. 105. 105436. J3

10. Hirt S. To zone or not to zone? Comparing European and American Land-use Regulation. URL: https:// vtechworks.lib.vt.edu/bitstream/handle/10919/48185/hirt_to_zone_or_not_to_zone.pdf?sequence=4, access data 05.29.2022. ■ g

11. Standard State Zoning Enabling Act. URL: https://planning-org-uploadedmedia.s3.amazonaws.com/ legacy_resources/growingsmart/pdf/SZEnablingAct1926.pdf, access data 05.29.2022.

12. Alterman R. Compensation Rights for Decline in Land Values Due to Planning Decisions: A Cross-National Perspective. URL: http://www.fig.net/resources/proceedings/fig_proceedings/fig2008/papers/ ts06d/ts06d_03_alterman_3089.pdf, access data 05.29.2022.

y

x

03

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.