Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРАВОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмаилов В.

Анализируются правовые основы модернизации в государственном управлении. Широко освещаются вопросы модернизации правовой системы в государственном управлении Азербайджанской Республики. Излагаются объективные и субъективные факторы, создающие условия для проведения реформ в системе государственного управления. Особое внимание уделяется кардинальным реформам в области модернизации правовой системы современного Азербайджана, изучению роли главы государства как инициатора проведенных реформ в системе государственного управления. Подробно описывается поэтапный процесс построения правовой системы и излагается политическое значение данного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR MODERNIZATION IN PUBLIC ADMINISTRATION

The article analyzes the legal foundations of modernization in public administration. The issues of modernization of the legal system in the state administration of the Republic of Azerbaijan are widely covered. The author outlines the objective and subjective factors that create conditions for reforms in the public administration system. Special attention is paid to cardinal reforms in the eld of modernization of the legal system of modern Azerbaijan. A special role is given to studying the role of the head of state as the initiator of the reforms in the public administration system. The article describes in detail the step-by-step process of building a legal system and outlines the political signi cance of this process.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»

УДК 34:35

В. ИСМАИЛОВ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Анализируются правовые основы модернизации в государственном управлении. Широко освещаются вопросы модернизации правовой системы в государственном управлении Азербайджанской Республики. Излагаются объективные и субъективные факторы, создающие условия для проведения реформ в системе государственного управления. Особое внимание уделяется кардинальным реформам в области модернизации правовой системы современного Азербайджана, изучению роли главы государства как инициатора проведенных реформ в системе государственного управления. Подробно описывается поэтапный процесс построения правовой системы и излагается политическое значение данного процесса.

Ключевые слова: модернизация, модернизация государственного управления, правовая модернизация, правовые реформы.

The article analyzes the legalfoundations of modernization in public administration. The issues of modernization of the legal system in the state administration of the Republic of Azerbaijan are widely covered. The author outlines the objective and subjective factors that create conditions for reforms in the public administration system. Special attention is paid to cardinal reforms in the field of modernization of the legal system of modern Azerbaijan. A special role is given to studying the role of the head of state as the initiator of the reforms in the public administration system. The article describes in detail the step-by-step process of building a legal system and outlines the political significance of this process.

Keywords: modernization, modernization of public administration, legal modernization, legal reforms.

Проблема модернизации правовой системы в рамках государственного управления во все времена беспокоила многих исследователей, трудящихся в различных областях гуманитарных наук. Сложность и многоаспектность данного социального явления объясняется тем, что вокруг него всегда ведутся бурные дискуссии. Проблеме модернизации правовой системы современного азербайджанского общества уделяют особое внимание юристы, политологи, социологи, а также философы.

В рамках естественных эволюционных процессов реализованы реформы, направленные на модернизацию

© Исмаилов В., 2021

правовой системы государственного управления в современном Азербайджане. Данный путь сопровождался сложностямии и различными препятствиями. На процесс модернизации правовой системы государственного управления в Азербайджане повлияло большое количество факторов, которые можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные факторы. Первый объективный фактор - протекающие в современном азербайджанском обществе политические, экономические и правовые изменения, а также процессы глобализации, протекающие в мире в целом. Развитие современного

мира идет по пути, который проложен европейской цивилизацией. Мировая политика и экономика выстраиваются на принципах, заложенных европейским обществом, его ценностями и культурой. Западные политические идеи являются неким маяком, который направляет многие государства на путь социального благополучия. Сложившаяся в XX веке мировая политико-экономическая система принудительно сбивает со своего пути страны, идущие по тропе государственного и общественного развития, основанного на альтернативных признаках. Таким образом, чтобы войти в эту систему, возникает необходимость вольно или невольно принимать эти условия, что претворяется в жизнь только посредством модернизации правовой системы общества. В данном случае и Азербайджан не является исключением. Отношение к данному объективному фактору может быть абсолютно разным, однако независимо от того, принимается данный факт или нет, не выполнить его невозможно.

Вторым объективным фактором, влияющим на модернизацию правовой системы Азербайджана, являются внутренние процессы, которые протекали и протекают в азербайджанском обществе на этапах перестройки и постперестроечного периода. Падение политической и экономической систем советского государства требовало выбора новой модели организации государственного и общественного строя. Абсолютно объективно общество требовало независимости от внутренних ресурсов. Выстраивание рыночной экономики выявило потребность в создании новых социальных институтов, основанных на свободе лично-

сти, политических и демократических нормах.

Субъективные факторы. В качестве первого субъективного фактора хотелось бы выделить мнение определенной части общества, прежде всего прозападной политической и культурной элиты, а также мнение определенной части научного сообщества. Посредством СМИ, через произведения искусства, а также при помощи научной и учебной литературы представители названных социальных групп распространяли приоритетные идеи модернизации [10, 12]. Вопросы о правах и свободах человека, о распространении ценностей гражданского общества становились поводом для размышления среди обычных людей. Активная гражданская позиция вышеназванной элиты оказывала значительное влияние на общественное и личное мнение человека.

Активная гражданская позиция этой элиты оказала сильное влияние на общественное мнение и позицию субъекта. Безусловно, это оказывало сильное влияние на установление прав и свобод человека и гражданина, а также на актуализацию модернизации, которая направлена на создание правового государства.

Проводя анализ правовой, политической, экономической и социальной среды современного Азербайджана, можно выделить ряд факторов, которые оказывают влияние на модернизацию правовой системы Азербайджана.

В первую очередь, необходимо обратить внимание на деятельных реформаторов. Исторически в Азербайджане такими деятельными реформаторами были государственные правители и главы государства. Подобное явление можно назвать государственной моно-

полией на модернизацию. Таким образом, в качестве первоочередного фактора модернизации правовой системы Азербайджана можно назвать государственную монополию на проведение модернизации. Как и любая система, государственный аппарат стремится к самозащите и воссозданию.

В целом, модернизацию правовой системы условно можно разбить на два элемента: модернизатор (правящая элита, стремящаяся к стабилизации своего положения и пытающаяся укрепить свои позиции в будущем) и модернизированные области (все прочее: предприниматели, общество, все его институты, нравы и обычаи, мораль и т.д.).

Обращая внимание на главные характеристики социальных изменений в перестроечный период, российский политолог и философ А.С. Панарин отмечал, что чем пассивнее необходимый для перемен «социальный материал», тем лучше для реформатора [9, с. 78].

Принятие первой Конституции независимой Азербайджанской Республики путем всенародного голосования 12 ноября 1995 года стало основой правовой модернизации государственного управления в Азербайджане. На базе Конституции Азербайджанской Республики была заложена основа главных реформ модернизации правовой системы.

24 августа 2002 года, 18 марта 2009 года, а также 26 сентября 2016 года посредством всенародного голосования были внесены значительные изменения и дополнения в Конституцию Азербайджанской Республики [8]. Внесенные в главный закон страны изменения и дополнения представляли собой логическое продолжение правовых реформ, проводи-

мых в сфере модернизации правовой системы в рамках демократического государственного управления. Одним из важнейших дополнений конституционной реформы от 26 сентября 2016 года явилось создание института вице-президентства.

В целях дальнейшего развития системы государственного управления в Азербайджане поправки и дополнения к Конституции направлены на реализацию намерений и принципов, отраженных в преамбуле Конституции страны. В особенности создание института вице-президентства является новым и очень важным событием в области государственного управления в Азербайджане [11].

Процесс модернизации судебно-правовой системы прошел четыре этапа развития. С принятием Конституции Азербайджанской Республики были заложены основы первого этапа модернизации правовой системы. Под предводительством общенационального лидера Гейдара Алиева в Азербайджанской Республике с существующим демократическим управлением были заложены прочные основы правового государства и гражданского общества. За годы независимости страны на базе данной прочной основы были реализованы многочисленные реформы, направленные на установление правового государства и гражданского общества. В рамках проведенных реформ необходимо особо выделить проведенные реформы в области судебно-правовой системы. Основополагающими целями реформ в области судебно-правовой системы являются обеспечение функционирования независимой судебной системы в правовом государстве, обеспечение удовлетворенности граждан справедливыми су-

дебными решениями, а также реализация прав граждан на обжалование судебных решений.

В результате судебно-правовой реформы, проведенной под руководством общенационального лидера Гейдара Алиева, унаследованная от советского административного аппарата судебная система начала заново выстраиваться на основе демократических принципов. В 1993 году был наложен мораторий на смертную казнь, а в 1998 году смертная казнь была отменена. Отмена смертной казни явилась одной из важнейших правовых реформ, направленных на обеспечение прав и свобод человека.

В целях реализации правовых реформ в области модернизации правовой системы в 1996 году была создана Комиссия по правовым реформам при Президенте Азербайджанской Республики. Комиссия по правовым реформам определила направления правовых реформ, проводимых на первом этапе, и, полностью изменив унаследованную от советского правительства тоталитарную правовую систему, начала работы по внедрению совершенно новой демократической правовой системы. Проводимые правовые реформы основывались на универсальных демократических принципах, на верховенстве закона, защите прав человека и принципах социальной справедливости. 8 июня 1996 года была принята Программа сотрудничества Совета Европы и Азербайджанской Республики с целью проведения правовых реформ и интеграции Азербайджана в европейские демократические институты. На основе положений «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» были разработаны новые законы.

В сущности, правовые реформы включали в себя разработку законов и иных нормативно-правовых актов, расширение правовой информационной системы, реформирование судебной и правоохранительной систем.

Первыми реформами, проведенными в Азербайджанской Республике в области судебно-правовой системы, явились созданные Комиссией по правовым реформам законы Азербайджанской Республики - «О судах и судьях», «О Конституционном суде».

Регламентированный в Конституции Азербайджанской Республики принцип независимости судебной власти был далее закреплен в Законе «О судах и судьях» от 1997 года, что заложило основу независимого функционирования судебной системы страны. Данный закон, устанавливая новую судебную систему и ее организационную основу, был направлен на обеспечение независимости судей и судов, обеспечение судебной защиты прав и свобод каждого человека, на установление деятельности судов и статуса судей в соответствии с международными стандартами. Унаследованные от советской тоталитарной правовой системы негативные аспекты были устранены. В соответствии с Законом «О судах и судьях» произошел абсолютный отказ от советской судебной системы и были заложены основы новой судебной системы, отвечающей международным правовым нормам.

По результатам проведенных фундаментальных судебно-правовых реформ была полностью упразднена старая советская судебная система, и в 2000 году была создана новая трехуровневая независимая судебная система. Достоинство данной судебной системы заключается в том, что она гаранти-

рует судебную защиту прав и свобод каждого, а также право обжалования судебных решений; рассмотрение дел в первой инстанции, право проверки фактов в апелляционном порядке, а затем позволяет пересмотр судебных решений в кассационном порядке в соответствии с законом.

Наряду с отправлением правосудия, в Азербайджанской Республике суды также наделены новыми полномочиями, которые реализуются посредством судебного контроля. В соответствии с законодательством судебный контроль охватывает реализацию права каждого гражданина на свободу и личную неприкосновенность; действия, ограничивающие право на личную тайну, а также действия по принудительному производству следственных действий в отношении сведений, содержащих государственную, профессиональную и коммерческую тайну; применение мер процессуального принуждения или проведение розыскных мероприятий, а также судебный контроль за процессуальными действиями или решениями органа, ведущего уголовный процесс.

18 июня 1998 года Президентом Азербайджанской Республики Гейдаром Алиевым был подписан указ «Об утверждении Государственной программы по защите прав человека». Государственная программа по защите прав человека предусматривала приведение национального законодательства в сфере прав человека в соответствие с международно-правовыми обязательствами.

Таким образом, под руководством Гейдара Алиева на первом этапе судебно-правовой реформы, проводимой в рамках модернизации государственного управления в целях установления правовых основ, была выстроена новая

трехуровневая судебная система, основанная на принципах демократического и гуманистического правосудия, создана система конституционного контроля, внедрен институт уполномоченного по правам человека (омбудсмен), усовершенствована деятельность правоохранительных органов, расширена деятельность неправительственных организаций и СМИ, сформированы эффективные механизмы управления в сфере защиты прав человека.

Наряду с этим, стремительное социально-экономическое развитие Азербайджана, его вступление в европейское пространство, тесное и близкое сотрудничество с Советом Европы и влиятельными мировыми международными организациями, внесение значительных изменений и дополнений в Конституцию страны и другие законодательные акты, принятие новых законов в области прав и свобод человека, создание новых институтов в сфере управления, а также другие нововведения продемонстрировали потребность в продолжении проводимых правовых реформ.

Основываясь на этом, с декабря 2004 года начался второй этап правовых реформ. В настоящее время Президент Азербайджана Ильхам Алиев успешно продолжает процесс построения демократического государства, основанного на верховенстве закона и гражданском обществе. Стремительное социально-экономическое развитие Азербайджана требует более глубокой интеграции с Западом с политической, экономической и правовой точек зрения, а также создает потребность в судебно-правовой системе, которая может отвечать требованиям развития демократии. Таким образом, начался процесс внедрения правовых реформ с

целью большего расширения проводимых реформ в судебной системе и повышения эффективности правосудия. Начался качественно новый этап в развитии правосудия.

Продолжением модернизации судебно-правовой системы стал указ Президента Азербайджана Ильхама Алиева от 10 января 2006 года «О модернизации судебной системы Азербайджанской Республики». Данный указ положил начало третьему этапу проводимых реформ и стал важным шагом в модернизации и развитии судебной системы.

Главной целью третьего этапа модернизации судебной системы явилось создание новые апелляционных и экономических судов в целях удовлетворения потребности населения в юридических учреждениях и правовой помощи в рамках социально-экономического развития регионов.

В настоящее время качественно новый этап развития гражданского общества и верховенства закона в Азербайджане требует продолжения последовательных правовых реформ в области защиты прав человека и построения демократического правового государства. В связи с этим начало нового (четвертого) этапа реформ в судебно-правовой системе было ознаменовано подписанием указа Президента Азербайджана от 3 апреля 2019 года «Об углублении реформ в судебно-правовой системе».

Отмечая необходимость проводимой модернизации и реформ в сфере государственного управления, президент Ильхам Алиев в своем поздравительном послании к народу Азербайджана по случаю праздника Новруз в марте 2019 года отметил: «Тот факт, что Азербайджан, достигший значи-

тельных успехов на пути устойчивого развития, вступает в следующий этап реформ, укрепляет нашу решимость развиваться в гармонии с обновленным духом весны. Этот этап направлен на дальнейшее повышение благосостояния граждан страны в различных проектах, реализуемых в едином потоке с постоянными тенденциями модернизации в различных сферах нашей жизни» [1].

Затем Ильхам Алиев выделил важность модернизации посредством проводимых реформ и отметил: «Реформы будут расширены. Реформам нет другой альтернативы. Политические реформы, экономические реформы, реформы в социальной сфере, реформы в судебно-правовой системе - уже даны соответствующие поручения и готовится необходимый пакет документов. Азербайджан вступил в новую эру в области образования, здравоохранения и других сферах. Азербайджан обновляется, Азербайджан становится сильнее и модернизируется» [2].

Одной из важных правовых реформ, проводимых в целях повышения качества государственного управления в Азербайджанской Республике, является создание нового правового института - Конституционного суда - впервые в истории государственности Азербайджана.

Правовой основой повышения качества государственного управления Азербайджанской Республики являются Конституция Азербайджанской Республики и нормативные правовые акты, подготовленные в соответствии с Конституцией.

Одним из главных и важных условий правовой основы модернизации государственного управления является правильное и объективное регулиро-

вание взаимоотношений государства и гражданина с юридической точки зрения. Главной юридической основой правового регулирования отношений между государством и гражданином является Закон Азербайджанской Республики от 16 ноября 2015 года «Об обращениях граждан» [5]. В соот-

ветствии со ст. 57 и п. 1 ч. I ст. 94 Конституции Азербайджанской Республики данный закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан Азербайджанской Республики на обращение, определяет порядок рассмотрения обращений официальных лиц [11].

^Ш ЛИТЕРАТУРА

1. Азербайджанская газета. 20.03.2019.

2. Азербайджанская газета. 28.03.2019.

3. Закон Азербайджанской Республики от 13.01.2004 № 580-11Г «О борьбе с коррупцией».

4. Закон Азербайджанской Республики от 21.07.2000 № 926-IIQ «О государственной службе».

5. Закон Азербайджанской Республики от 30.09.2015 № 1308-IVQ «Об обращении граждан».

6. Закон Азербайджанской Республики от 31.05.2007 № 352-ШГ «О правилах этичного поведения государственных служащих».

7. Конституционный Закон Азербайджанской Республики от 21.12.2010 № 21-IVKQ «О нормативных правовых актах».

8. Конституция Азербайджанской Республики. Баку: Hüquq yayim evi, 2016.92 с.

9. Панарин А.С. Политология. М.: Проспект, 2006.

10. dliyev H. Müstaqilliyimiz abadidir. IVkitab. Baki: Azarnagr, 1997. 528 sah.

11. Konstitusiya Mahkamasinin sadri: vitse-prezidentlik institutunun yaradilmasi Azarbaycanda dövlat idaraetmasi sahasinda yeni va olduqca vacib hadisadir. URL: https:trend.az/azerbaijan/ politiks/2819545 (дата обращения: 03.03.2021).

12. Mirzazada A. Heydar dliyev siyasi irsinin politoloji aspektlari. Baki: Azarbaycan na^riyyati, 2016.240 sah.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.