Научная статья на тему 'Правовые основы международного сотрудничества по уголовным делам Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан'

Правовые основы международного сотрудничества по уголовным делам Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
716
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / ВЫДАЧА ЛИЦ / ПЕРЕДАЧА ЛИЦ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллоев Парвиз Саьдуллоевич, Махмудов Изатулло Тешаевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с правовыми основами международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан по уголовным делам. Генеральная прокуратура РТ, в большинстве международных договоров определена в качестве центрального компетентного органа по осуществлению международного сотрудничества в сфере правовой помощи по уголовным делам. Анализируются вопросы субъектов международного сотрудничества, нормы международных договоров и нормы национального законодательства, а также применение нормы уголовно-процессуального законодательства. Предлагаются идеи по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в этой сфере. В статье дается анализ зарубежного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF THE INTERNATIONAL COOPERATION OF PROSECUTO''S GENERAL OFFICE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN ON CRIMINAL CASES

In the article the actual questions are considered connected with legal bases of the international cooperation the Prosecutor's General Office of Republic of Tajikistan on criminal cases. Prosecutor's General Office of Republic of Tajikistan in many of the international contracts is defined as the central competent body on realization of the international cooperation in legal aid sphere on criminal cases. It is analyzed the legislation and also norms of application criminal-remedial legislations, questions of the subjects of the international cooperation, norms of the international contracts and national norms. Ideas on perfection of the criminally-remedial legislation in this sphere are offered. In article it is given the analysis of the foreign legislation.

Текст научной работы на тему «Правовые основы международного сотрудничества по уголовным делам Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан»

5.7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Абдуллоев Парвиз Саъдуллоевич, канд. юрид. наук. Должность: ассистент. Место работы: Таджикский национальный университет. Подразделение: кафедра правосудия и прокурорского надзора. Е-mail: [email protected]

Махмудов Изатулло Тешаевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Таджикский национальный университет. Подразделение: кафедра правосудия и прокурорского надзора. Е-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с правовыми основами международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан по уголовным делам. Генеральная прокуратура РТ, в большинстве международных договоров определена в качестве центрального компетентного органа по осуществлению международного сотрудничества в сфере правовой помощи по уголовным делам. Анализируются вопросы субъектов международного сотрудничества, нормы международных договоров и нормы национального законодательства, а также применение нормы уголовно-процессуального законодательства. Предлагаются идеи по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в этой сфере. В статье дается анализ зарубежного законодательства.

Ключевые слова: Конституция, международное сотрудничество, международный договор, уголовный процесс, международно-правовая помощь, выдача лиц, передача лиц, уголовное дело.

LEGAL BASES OF THE INTERNATIONAL COOPERATION OF PROSECUTO'S GENERAL OFFICE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN ON CRIMINAL CASES

Abdulloev Parviz Sadulloevich, PhD at law. Position: assistant. Place of employment: Tajik national university. Department: judicial law and prosecutor's supervision chair. E-mail: [email protected]

Mahmudov Izatullo Teshaevich, PhD at law, associate professor. Position: head of chair. Place of employment: Tajik national university. Department: judicial law and prosecutor's supervision chair. E-mail: [email protected]

Annotation: In the article the actual questions are considered connected with legal bases of the international cooperation the Prosecutor's General Office of Republic of Tajikistan on criminal cases. Prosecutor's General Office of Republic of Tajikistan in many of the international contracts is defined as the central competent body on realization of the international cooperation in legal aid sphere on criminal cases. It is analyzed the legislation and also norms of application criminal-remedial legislations, questions of the subjects of the international cooperation, norms of the international contracts and national norms. Ideas on perfection of the criminally-remedial legislation in this sphere are offered. In article it is given the analysis of the foreign legislation.

Keywords: the Constitution, the international cooperation, the international contract, criminal trial, the in-

ternational legal aid, delivery of persons, extradition, criminal case.

Среди субъектов международного сотрудничества Республики Таджикистан по уголовным делам особое место занимает Генеральная прокуратура1. Международное сотрудничество по уголовным делам Генеральной прокуратуры РТ - это подотросаль уголовно-процессуального права, представляющая собой нормы национального законодательства и международно-правовых актов, регулирующих порядок взаимодействия прокуратуры с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам, связанным с осуществлением предварительного расследования и судебного производства, привлечением к уголовной ответственности и наказанием преступников, а также отбытием ими наказания.

Согласно ч. 2 ст. 470 УПК РТ, «поручение о производстве отдельного следственного действия направляется через Генерального прокурора РТ, а судебного действия - через председателя Совета юстиции РТ либо соответственно их заместителей, которые в необходимых случаях обращаются к посредничеству Министерства иностранных дел РТ»2. На основании данного положения можно сделать вывод:

а) поручение о производстве отдельного следственного действия направляется через Генерального прокурора РТ либо его заместителей;

б) поручение о производстве отдельного судебного действия - через председателя Совета юстиции РТ либо его заместителей;

в) Генеральный прокурор РТ либо его заместители по вопросу направления поручения о производстве отдельного следственного действия в необходимых случаях обращаются к посредничеству Министерства иностранных дел РТ;

г) председатель Совета юстиции РТ либо его заместители по вопросу направления поручения о производстве отдельного судебного действия3 в необходимых случаях обращаются к посредничеству Министерства иностранных дел РТ.

По сравнению с ч. 3 ст. 453 УПК РФ УПК РТ предусматривает узкий круг субъектов правовой помощи по уголовным делам, которые имеют право направить запрос. Так, ч. 2 ст. 470 УПК РТ устанавливает должностных лиц, которые имеют право направлять поручение (кроме МИД РТ, например, Генеральный прокурор РТ), ч. 3 ст. 453 УПК РФ предусматривает, что компетентные органы имеют полномочия по направлению запроса (например, Генеральная прокуратура).

УПК РФ не конкретизирует, в каком случае и какие субъекты обращаются в МИД РФ, поскольку МИД не считается правоохранительным органом и не имеет

1 Анализ практики правоохранительных органов Республики Таджикистан показывает, что в последние годы число направленных или исполненных поручений по международному сотрудничеству по уголовным делам растет. По официальным данным Генеральной прокуратуры РТ, в 2010 г. было зарегистрировано только 293 международных поручений об оказании правовой помощи, в 2011 г. - 314, в 2012 г.- 299, в 2013 г. - 408, а в 2014 г. -325 поручений (Архив Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан. 2015).

2 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан от

3 декабря 2009 г. (в ред. Законов РТ от 27.11.2014 г. № 1134) // АМОРТ. 2009. № 12. Ст. 816.

3 Совет юстиции РТ в 2000-2009 гг. предоставил правовую помощь по десяти уголовным делам. После принятия нового УПК РТ Совет юстиции РТ не направлял ни одного поручения об оказании правовой помощи по уголовным делам (Архив Совета юстиции Республики Таджикистан).

процессуальной компетенции по составлению запроса об оказании правовой помощи по уголовным делам.

Один из важных вопросов при направлении поручения - это определение центральных органов Договаривающихся Сторон. В международных договорах РТ по уголовным делам данный вопрос решается неоднозначно.

В соответствии с международно-правовыми актами направление запроса - это одна из гарантий исполнения запроса в иностранном государстве. Управление ГКНБ Сугдейской области РТ, расследуя уголовное дело № 58000 в отношении А.М. и уголовное дело № 58008 в отношении М.И., направило запрос об оказании правовой помощи по уголовным делам к компетентным органам Узбекистана. Компетентные органы Узбекистана не исполнили запрос на основании нарушения ст. 6 Минской конвенции (запрос направляется через центральные органы). После этого Генеральная прокуратура РТ направила данный запрос в компетентные органы Узбекистана .

Генеральная прокуратура РФ5, как и Генеральная прокуратура РТ, в большинстве международных договоров определена в качестве центрального компетентного органа по осуществлению международного сотрудничества в сфере правовой помощи по уголовным делам6.

Не только направление поручения гарантирует его исполнение. Как справедливо отмечает В.А. Шипюк, «недопустимо направление запросов о правовой помощи минуя центральные органы при отсутствии соответствующего соглашения между государствами-участниками, нарушение данного требования может повлечь признание полученных доказательств недо-пустимыми»7.

Поскольку для международного сотрудничества по уголовным делам характерен так называемый «международный элемент», или, другими словами, «иностранный элемент», все договоры РТ о международном сотрудничестве по уголовным делам предусматривают дипломатические службы по международному сотрудничеству по уголовным делам.

Генеральный прокурор РТ, председатель Совета юстиции РТ либо соответственно их заместители обращаются к посредничеству МИД РТ в необходимых случаях:

1) если между РТ и иностранным государством, в котором находится доказательственная информация, не заключен договор о правовой помощи по уголовным делам;

2) если между РТ и иностранным государством, в котором находится доказательственная информация, имеется договор о правовой помощи по уголовным делам, но существует непонимание при применении нормы данного договора;

4 Архив Генеральной Прокуратуры РТ. 2012.

5 Генпрокуратурой России в 2010 г. в компетентные органы иностранных государств направлено около 2951 запросов о правовой помощи, в 2011 г. - 3036, в 2012 г. - 2943 запроса. В 2010 г. рассмотрено 3373 иностранных запросов о правовой помощи, в 2011 г. - 2907, в 2012 г. - 3237 запросов (http://www.genproc.gov.ru)

6 См.: Участие органов прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам: Сб. методических и информационных материалов / Под общ. ред. А.Г. Звягинцева. М., 2011. С. 43.

7 Шипюк В.А. Правовая помощь в сфере международного со-

трудничества по уголовным делам: Учеб. пособие. СПб., 2012. С.

34.

3) если между РТ и иностранным государством, в котором находится доказательственная информация, имеется договор о правовой помощи по уголовным делам, но как центральный орган определена только прокуратура, а при запросе о процессуальных действиях нужна помощь суда.

В практике правоохранительных органов РТ имеются случаи, когда Генеральный прокурор РТ либо его заместители для направления запроса об оказании правовой помощи по уголовным делам обращаются в МИД РТ, а он направляет запрос по дипломатическим каналам. Все запросы о правовой помощи по уголовным делам, которые МИД направил, были по тяжким и особо тяжким преступлениям8.

Следует отметить, что ст. 470 УПК РТ предусматривает, что поручение о производстве отдельного следственного действия направляется через Генерального прокурора РТ либо его заместителей; Генеральная прокуратура РТ обращается к соответствующему органу иностранного государства с требованием о выдаче лица (ч. 1 ст. 476); «основанием для передачи лица, осужденного... является международный договор... либо письменное соглашение на условиях взаимности Генерального прокурора РТ с компетентными органами и должностными лицами иностранного государства» (ст. 483 УПК РТ); передача может быть осуществлена только после вступления приговора в законную силу по решению Генерального прокурора Республики Таджикистан или его заместителя (ч. 2 ст. 484).

Из содержания нормы УПК РТ можно заключить: в рамках института правовой помощи и передачи лиц субъектом является Генеральный прокурор РТ либо его заместители, а в рамках института выдачи лиц -Генеральная прокуратура РТ. Возникает вопрос: каждый ли институт международного сотрудничества предусматривает отдельного субъекта или, по существу, субъектом международного сотрудничества по уголовным делам является Генеральная прокуратура Рт?

По сравнению с ч. 2 ст. 470, ст. 483-484 УПК РТ, которые устанавливают полномочия компетентных лиц о направлении поручения, ст. 50 Конституционного закона РТ об органах прокуратуры РТ предусматривает полномочия органа, направляющего поручения, следующим образом: «В процессе международного правового сотрудничества Генеральная прокуратура РТ направляет для исполнения в соответствии с законами, международными правовыми актами, признанными РТ, поручения об оказании правовой помощи.»9. Практика Генеральной прокуратуры РТ показывает, что большинство поручений о международном сотрудничестве по уголовным делам направляет начальник Управления международных отношений и правовой

пропаганды, и компетентные органы иностранных го-

10

сударств направляют запросы на его имя.

В соответствии со ст. 50 Конституционного закона РТ об органах прокуратуры РТ субъектом международного сотрудничества является Генеральная прокуратура РТ, а не Генеральный прокурор Рт либо его заместители. Приказ Генерального прокурора РТ № 19 от 10 ноября 2008 г. предусматривает «органы международно-правового сотрудничества» - это Генеральная прокуратура РТ, а не Генеральный прокурор РТ либо его

8 Архив Генеральной Прокуратуры РТ. 2012.

9 Конституционный закон РТ «Об органах прокуратуры» (в ред. Закона РТ от 31.12.2014 г. №1166.) // АМОРТ. 2005. № 7. Ст. 398.

10 Архив Генеральной Прокуратуры РТ. 2015.

заместители. Таким образом, субъектом международного сотрудничества по уголовным делам является Генеральная прокуратура РТ. По нашему мнению, необходимо изменить нормы УПК РТ по данному вопросу. РТ относится к континентальной системе права, поэтому в качестве основы международного сотрудничества по уголовным делам Генеральной прокуратуры РТ выступают нормативно-правовые акты. Конституция РТ занимает приоритетное место среди нормативных правовых актов, регулирующих вопросы международного сотрудничества по уголовным делам, как акт высшей юридической силы.

Согласно ст. 10 Конституции РТ, «международно-правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы республики. В случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов.

Законы и признанные Таджикистаном международно-правовые акты вступают в силу после их официального опубликования»11.

Как правильно отмечает З.Х. Искандаров, Конституция РТ 1994 г. установила важное правило о международно-правовых актах. Заметим, что формулировка «международно-правовые акты» не встречается в конституциях других государств, например Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, США, Франции и др.12

Часть 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой систе-мы»13.

Конституция РТ предусматривает «международно-правовые акты», в то время как Конституция РФ признает «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Конституция РТ допускает только письменную форму международного договора, а Конституция РФ кроме письменной формы международного договора признает и общепризнанные принципы международного права, которые, как известно, могут существовать и в неписаной форме.

Международно-правовой акт - это надлежаще оформленный письменный документ, признанный субъектами международных отношений и содержащий нормы международного права14. Данное понятие международно-правового акта закрепилось в законодательстве РТ, в том числе и в уголовно-процессуальном законодательстве. Так, ст. 1 УПК РТ устанавливает:

«Порядок производства по уголовным делам в РТ определяется УПК РТ, основанным на Конституции РТ.

11 Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. (в ред. Закона от 22 июня 2003 г.) // Джумхурият. 2003. 7 июня.

Надо признать, что не все международно-правовые акты РТ были официально опубликованы в РТ. В ходе изучения международно-правовых актов РТ было установлено, что в большинстве случаев официально опубликованы только Постановления Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ о ратификации международно-правовых актов о сотрудничестве в сфере уголовного процесса.

12 Подробнее об этом см. Искандаров З.Х. Применение международно-правовых актов в уголовном процессе Республики Таджикистан. Душанбе, 2009. С. 3-4.

13 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 янв.

14 См.: Искандаров З.Х. Указ. соч. С. 3-4.

Международные правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовых норм, регулирующих уголовное производство. Если в соответствии с этими актами в отношении положений настоящего кодекса установлен иной порядок, применяются положения международных правовых актов (курсив мой. - П.А.)».

Часть 2 ст. 5 Модельного УПК предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и положения вступивших в силу международных договоров независимого государства имеют преимущественную силу перед положениями законов, регулирующих порядок уголовного судопроизводства, и других актов.

В практике международного сотрудничества по уголовным делам Генеральной прокуратуры РТ норма, предусмотренная Конституцией и УПК РТ, вызывает определенные сложности. Так, одним из основных принципов международного сотрудничества по уголовным делам Генеральной прокуратуры РТ является принцип взаимности.

В соответствии с ч. 1 ст. 470 УПК РТ в основе международно-правовой помощи по уголовным делам лежит международный договор об оказании взаимной правовой помощи с иностранным государством. Таким образом, УПК РТ допускает оказание взаимной правовой помощи только на основе международного договора об оказании взаимной правовой помощи.

По сравнению с УПК РТ ст. 470 УПК РФ предусматривает оказание правовой помощи как на основе международных договоров и международных соглашений1 , так и на основе принципа взаимности16. Статья 574 Модельного УПК не использует понятие «на основе принципа взаимности»: в нем указано - «на основе взаимности». Понятия «на основе принципа взаимности» и «на основе взаимности», предусмотренные соответственно УПК РФ и Модельным УПК, по существу, идентичны, поскольку в них содержится главное условие - взаимность. УПК РФ, который признает общепризнанные принципы международного права, в специальной форме предусматривает принцип взаимности. А Модельный УПК независимо от того, что взаимность является принципом международного права, определяет помощь «на основе взаимности». Возможно, такая формулировка обусловлена тем, что Модельный УПК используют те государства, которые не признают общепризнанные принципы международного права как составную часть системы национального права (в качестве юридической фикции), например УПК РТ.

Как было отмечено, УПК РТ не предусматривает международное сотрудничество на основе принципа взаимности, но на практике в случае необходимости Генеральная прокуратура РТ направляет и исполняет поручение о международном сотрудничестве по уго-

17

ловным делам на основе принципа взаимности .

15 Эта норма УПК о международных договорах и международных соглашениях остается дискуссионной. Международное соглашение - это вид международных договоров.

16 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. (принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 г.) № 174-ФЗ (в ред. Закона от 4 марта 2013 г.) // Российская газета. 2001. 22 дек.

17 Между Латвией и РТ нет договора о правовой помощи по уголовным делам. Служба государственных доходов Латвийской Республики направила запрос о правовой помощи в уголовном процессе № 15830208510 от 26 мая 2011 г. в компетентные правоохранительные органы РТ, со своей стороны РТ на основе вза-

УПК РТ предусматривает международное сотрудничество по уголовным делам только на основе международных договоров РТ и не предусматривает международного сотрудничества на основе принципа взаимности. Доказательства, полученные на территории иностранного государства на основе принципа взаимности, не имеют юридической силы на территории РТ, поскольку эти доказательства получены не в рамках положений уголовно-процессуального законодательства РТ и являются недопустимыми.

Среди источников международно-правового регулирования международного сотрудничества по уголовным делам Генеральной прокуратуры РТ важное место занимают международные договоры РТ о международном сотрудничестве по уголовным делам.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РТ о международных договорах РТ от 11 декабря 1999 г. под международным договором РТ понимается соглашение, заключенное от имени РТ (межгосударственный договор), Правительства РТ (межправительственный договор) или министерства, государственного комитета или иного органа государственного управления (межведомственный договор) с согласия Правительства РТ с иностранными государствами или международными организациями в письменной форме18.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о международных договорах РТ, международные договоры Рт о сотрудничестве и взаимной помощи, а также договоры об основах межгосударственных отношений требуют ратификации Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ19. Одна из особенностей международных договоров о международном сотрудничестве по уголовным делам состоит в том, что их ратифицирует Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ. Признанные РТ международные правовые акты вводятся в действие после официального опубликования и имеют прямое действие 0

Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. РТ ратифицировала 19 декабря 1999 г. Как уже отмечалось, РФ до настоящего времени не ратифицировала Римский статут21.

Хотя во многих странах к моменту ратификации Статута МУС уже действовали законы о международном правовом сотрудничестве по уголовным делам, они оказывались непригодными для обеспечения взаимодействия с МУС, так как не учитывали специфики этого института, в первую очередь «вертикальный», а не

«горизонтальный» характер отношений между сторо-нами22.

имности исполнила этот запрос (Архив Генеральной Прокуратуры РТ).

18 Закон РТ о международных договорах Республики Таджикистан от 11 декабря 1999 г. // АМОРТ. 2009. № 12. Ст. 348; 2001. № 7. Ст. 484; 2005. № 12. Ст. 654.

19 Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ - это один из двух Маджлисов парламента РТ Маджлиси Оли.

20 Ст. 8 Закона РТ о нормативных правовых актах от 26 марта 2009 г. № 506 // АМОРТ. 2009. № 2. Ст. 50.

21 Римский статут является комплексным правовым документом, содержащим уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы. В российской правовой литературе указанный документ активно обсуждается, в том числе с точки зрения перспектив его ратификации и применения в РФ. Вопрос об имплементации Римского статута в РФ остается дискуссионным (Международное уголовное правосудие: Современные проблемы. С. 446).

22 «Вертикальный» характер отношений между сторонами озна-

чает, что нормы Римского статута МУС имеют высшую юридиче-

скую силу по сравнению с нормами национального законодатель-

ства (Додонов В.П. Модели имплементации Римского статута

В настоящее время нормативно-правовые акты РТ недостаточно регламентируют взаимодействие с МУС. Можно толковать нормы законодательства РТ, процедуру взаимодействия РТ с МУС, но нет специальных норм о сношениях РТ с МУС: какой правоохранительный орган должен сотрудничать с МУС; какой порядок исполнения поручения МУС; какой орган имеет право собирать доказательства, а также исполнять наказания, назначенные МУС, на территории данного государства; и другие важные вопросы, не нашедшие отражение в законодательстве РТ.

В настоящее время некоторые государства заключают договоры для эффективного действия МУС, они помогают МУС в передаче лиц другого государства. Соглашение между Правительством РТ и Правительством США относительно передачи лиц Международному уголовному суду от 26 августа 2002 г. имеет иной смысл23.

Другой источник международного сотрудничества Генеральной прокуратуры РТ по уголовным делам, который имеет универсальный характер, но не является международным договором, - это Устав Международной организации уголовной полиции.

Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) вступил в силу 13 июня 1956 г. РТ стал членом Интерпола 06.10.2004 г. Согласно ст. 2 Устава, одна из основных целей Интерпола - это обеспечение широкого взаимодействия всех органов уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека, а другая - создание и развитие учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.

Важное место среди многосторонних договоров РТ, регламентирующих вопросы международного сотрудничества по уголовным делам Генеральной прокуратуры РТ, занимают Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и Кишиневская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Все страны СНГ были в составе одного государства - СССР. После распада Союза ССР РТ, РФ, Республика Армения, Беларусь, Республика Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Украина, Республика Молдова, Узбекистан в г. Минске 22 января 1993 г. подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Протокол Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам подписан 28 марта 1997 г. в г. Москве. Протоколом внесены изменения и дополнения в данную Конвенцию.

Указанные государства, кроме Узбекистана и Грузии, подписали в г. Кишиневе 7 октября 2002 г. новую Кон-

Международного суда в национальных законодательствах зарубежных стран // Там же. С. 670).

23 Соглашение между Правительством РТ и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно передачи лиц Международному уголовному суду от 26 августа 2002 г. // АМОРТ. 2003. № 9-10. Ст. 487.

США только за два года после вступления в силу Римского статута МУС подписал 74 двусторонних соглашения, из них 34 с государствами-участниками Римского статута МУС (в том числе с РТ) по поводу сотрудничества с МУС или оказания помощи МУС (см.: Раджабов С.А. Становление и развитие Международного уголовного суда. Душанбе, 2005. С. 82).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

венцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с дополнением и изменением. Конвенция вступила в силу 27 апреля 2004 г. в связи с ратификацией Республикой Беларусь, Казахстаном и Азербайджаном. РТ ратифицировал конвенцию 1 октября 2004 г., и 17 мая 2005 г. она вступила в силу24.

В соответствии со ст. 118 настоящей конвенции в отношениях между Договаривающимися Сторонами, которые являются также участниками одной или нескольких конвенций Совета Европы в уголовно-правовой сфере, содержащих положения, затрагивающие предмет настоящей Конвенции, применяются только те ее положения, которые дополняют указанные конвенции Совета Европы или содействуют применению изложенных в них принципов2 .

Часть 1 ст. 120 Кишиневской Конвенции определяет: настоящая Конвенция подлежит ратификации подписавшими ее государствами. Между государствами-участниками Кишиневской Конвенции прекращает свое действие Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и Протокол к ней от 28 марта 1997 г.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и Протокол к ней от 28 марта 1997 г. продолжают применяться в отношении государства, для которого Кишиневская Конвенция не вступила в силу. РТ оказывает правовую помощь по уголовным делам РФ и другим странам, которые не ратифицировали Кишиневскую Конвенцию и эта Конвенция не имеет юридическую силу для данных государств, на основе Минской Конвенции.

Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания и Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения регламентируют те аспекты международного сотрудничества, которые не нашли свое отражение в Кишиневской и Минской Конвенциях.

Двусторонние договоры о международном сотрудничестве по уголовным делам занимают особое место в регулировании вопросов международного сотрудничества по уголовным делам Генеральной прокуратуры РТ.

К настоящему времени РТ заключил и ратифицировал следующие международные договоры о международном сотрудничестве по уголовным делам:

Соглашение о правовом сотрудничестве между РТ и Республикой Турция о правовом сотрудничестве в области гражданских, торговых и уголовных отношений от 06 мая 1996 г.; Договор между РТ и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г.; Договор между Кыргызской Республикой и РТ об оказании взаимной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 10 мая 1998 г.; Договор между РТ и Республикой Индия о взаимной правовой

24 На 15 мая 2010 г. не выполнили все внутригосударственные процедуры для вступления Конвенции в силу Республика Молдова, РФ и Украина. Вышла из состава участников данной Конвенции Грузия (Крупцов А.А., Моисеев Е.Г., Чучаев А.И. Выдача лиц, совершивших преступление: Учеб.-практ. пособие. М., 2011. С. 62).

25 РТ не является участником Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 17 марта 1978 г.).

помощи по уголовным делам от 10 мая 2001 г.; Соглашение между РТ и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Соглашение между РФ и РТ по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных сил РФ на территории РТ от 21 января 1997 г. Договор между РТ и Республикой Узбекистан о выдаче от 15 июня 2000 г.; Договор между РТ и Республикой Индия о выдаче от 14 ноября 2003 г.: Соглашение между РТ и Исламской Республикой Иран об экстрадиции от 4 января 2010 г.; Соглашение между РТ и Объединенными Арабскими Эмиратами об экстрадиции от 14 апреля 2007 г.: Соглашение между РТ и Исламской Республикой Афганистан о передаче осужденных для дальнейшего отбывания наказания от 27 июля 2006 г.; Договор между РТ и Украиной о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 2 апреля 2004 г.;26 Договор между РТ и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных 13 сентября 2014 г. и Договор между РТ и Китайской Народной Республикой об экстрадиции 13 сентября 2014 г.27

Следует отметить, что по содержанию двусторонних договоров РТ об оказании правовой помощи можно выделить следующие особенности регулирования правовой помощи по уголовным делам:

1) оказание правовой помощи осуществляется совместно с другими видами правовой помощи, например правовой помощью по гражданским, торговым, уголовным и семейным делам;

2) оказание правовой помощи осуществляется в отдельных видах межгосударственных договоров;

3) оказание правовой помощи осуществляется по отдельным вопросам.

Одним из актуальных вопросов международного сотрудничества по уголовным делам является интерпретация норм международного права в национальном уголовно-процессуальном законодательстве. Не во всех случаях нормы международного права совпадают с интересами национального законодательства. При интерпретации норм международного права международные организации и ведущие государства влияют прямо или косвенно на национальное законодательство отдельных государств.

По мнению В.В. Милинчука, межведомственные соглашения вообще не затрагивают аспекты, относящиеся к взаимной правовой помощи либо содержат оговорку, что такая помощь оказывается на условиях двустороннего договора28.

26 Подробнее об этом см.: Абдуллоев П.С. Международное сотрудничество в сфере уголовного процесса Республики Таджикистан. Применение международно-правовых актов. М., 2013.

27 ЦБПИ РТ «Адлия». Версия 6.0. По состоянию на 1 февраля 2015 г.

Генеральная прокуратура РТ укрепляет свое сотрудничество в сфере уголовного процесса с компетентными органами иностранных государств. В настоящее время находятся в стадии подписания и заключения: Договор между РТ и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам, Соглашение между РТ и Исламской Республикой Афганистан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств-участников СНГ и Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой РТ и Генеральной прокуратурой Республики Турция.

28 См.: МилинчукВ.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.С. 38.

Межведомственные договоры в соответствии со ст. 2 Закона РТ о международных договорах Республики Таджикистан от 11 декабря 1999 г. - это международно-правовые акты. По нашему мнению, межведомственные договоры о сотрудничестве, в том числе о правовой помощи по уголовным делам, занимают важное место при оказании правовой помощи. Они имеют особое практическое значение. Оказание правовой помощи можно признать общим видом этой практической деятельности.

По существу, статус межведомственных договоров даже закреплен в уПк некоторых государств. Например, ч. 1 ст. 492 УПК Республики Беларусь от 16 июля 1999 г.29 устанавливает юридический статус межведомственного соглашения. Справедливо отмечает В.В. Моторин, что «соглашения, заключенные руководителями прокуратуры, служат также правовой основой для международного сотрудничества при расследовании преступлений. Они направлены на повышение эффективности при осуществлении сотрудничества, на сохранение существующих связей и отношений»30.

Однако не следует преувеличивать значение межведомственных договоров о правовой помощи по уголовным делам. Существует мнение о том, что «международные межправительственные и межведомственные договоры. должны проходить ратификацию»31. В этой связи следует отметить, что согласно ст. 12 Закона РТ о международных договорах РТ утверждение межведомственных международных договоров РТ производится Правительством РТ. Международные межведомственные договоры РТ публикуются в официальных печатных изданиях соответствующих органов (ч. 2 ст. 21). По нашему мнению, этого достаточно для обоснования юридической силы межведомственных международных договоров.

Как уже отмечалось, международные межведомственные договоры имеют большое практическое значение. Генеральная Прокуратура РТ как компетентный орган в сфере международного сотрудничества по уголовным делам заключает с некоторыми прокуратурами иностранных государств соглашения о сотрудничестве. Например, Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой РТ и Генеральной прокуратурой РФ от 21 декабря 2009 г.32; Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой РТ и Прокуратурой Республики Узбекистан от 4 февраля 1998 г.; Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой РТ и Верховной Народной Прокуратурой КНР от 4 июля 2000 г.; Соглашение между Генеральной прокуратурой Республики Казахстан и Генеральной прокуратурой РТ о правовой помощи и сотрудничестве от 26 апреля 2007

29 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З (по состоянию на 10.12.2013 г.): иК1_: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx7rgrF2002

30 Моторин В.В. Международное сотрудничество следователей в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам: Учеб. пособие. Домодедово, 2007. С. 28.

31 Устинов А.В. Взаимодействие органов предварительного следствия Российской Федерации с уполномоченными субъектами иностранных государств в целях получения доказательств по уголовному делу: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10.

32 В соответствии со ст. 15 Соглашения со дня подписания «настоящего Соглашения прекращается применение Соглашения

между Генеральной прокуратурой РТ и Генеральной прокуратурой РФ о правовой помощи и сотрудничестве, подписанного в г.

Москве 7 декабря 1995 г.».

г.; Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой РТ и Генеральной прокуратурой Республики Турция (проект).

Важным является и вопрос о применении на территории независимого государства уголовно-процессуального законодательства иностранного государства. УПК стран СНГ в общей части уголовно-процессуального законодательства не устанавливает таких норм, хотя в части международного сотрудничества закрепляет нормы об использовании уголовно-процессуального законодательства иностранного государства в ходе исполнения поручения33.

Следует в этой связи обратить внимание на Модельный УПК и отметить, что в ст. 7 не используется формулировка «уголовно-процессуальное законодательство», а используется понятие «уголовно-процессуальное право»: как известно, эти понятия существенно различаются. Названый акт использует понятие «нормы иностранного права», а не понятие «уголовно-процессуальные нормы» иностранного государства. Модельный УПК предусматривает «применение норм» права иностранного государства, хотя нормы иностранного государства «используются» для уточнения правовой природы отдельных понятий или институтов при оказании международно-правовой помощи по уголовным делам. Нормы уголовно-процессуального законодательства иностранного государства применяются как диспозитивные нормы. Иными словами, компетентные субъекты правовой помощи по уголовным делам изучают нормы законодательства иностранного государства и на основании имеющихся у них полномочий могут их применять или не применять. А при применении норм законодательства иностранного государства в качестве императивных норм означает, что закон иностранного государства обязателен к применению, но это практически невозможно, поскольку можно применить лишь отдельные нормы, касающиеся эффективного оказания правовой помощи. Отдельные нормы уголовно-процессуального законодательства должны применяться исключительно в ограниченном виде, чтобы не нарушать юрисдикцию государств34. Возможно приме-

33 В отличие от УПК стран СНГ, новый УПК Грузии в общей части всесторонне регламентирует вопросы применения уголовно-процессуальных норм иностранного государства и уголовно-процессуальных норм на территории иностранного государства. Так, ч. 6 ст. 2 УПК Грузии предусматривает: «в соответствии с международными договорами и соглашениями Грузии уголовно-процессуальное законодательство Грузии может применяться и на территории иностранных государств». Согласно ч. 8 ст. 2, «при удовлетворении ходатайств судов или следственных органов иностранных государств о производстве процессуальных действий на территории Грузии может быть применено также уголовно-процессуальное законодательство этих государств, если это предусмотрено международными договорами Грузии». Однако УПК Грузии не предусматривает кодификационные нормы о международном сотрудничестве, в частности об оказании правовой помощи по уголовным делам: нормы УПК Грузии о применении уголовно-процессуального законодательства применяются по аналогии (Уголовно-процессуальный кодекс Грузии от 9 октября 2009 г. № 1772-11с // http://www.pravo.org.ua; Путеводитель по новому уголовно-процессуальное кодексу Грузии / Сост. З Меишвили; пер. с груз. яз. М. Цакадзе. 2010).

34 Окружная Прокуратура Республики Польша в Ольштыне направила запрос в Генеральную прокуратуру РТ. В запросе указывается просьба предупредить перед началом допроса свидетелей о содержании ст. 233 (о ложных показаниях) Уголовного кодекса Польши и ст. 183 параграф 1 (о свидетеле) Уголовно-процессуального кодекса Польши. По нашему мнению, в данном случае нет необходимости применять законодательство Польши в Рт, поскольку ст. 351 (лжесвидетельство) УК РТ и ст. 56 (свиде-

нение норм в ограниченном виде и при пребывании компетентных лиц иностранного государства на иностранной территории с целью проведения процессуальных действий. Таким образом, использование таких понятий, как «уголовно-процессуальное право» и «нормы иностранного права», в решении данного вопроса недопустимо.

Компетентный субъект международного сотрудничества по уголовным делам может применять уголовно-процессуальное законодательство иностранного государства, если: это определено в договоре о международном сотрудничестве; данный субъект не нашел норму в УПК своей страны; есть норма, но она не подходит для правильного решения вопроса в сфере международного сотрудничества; уголовно-процессуальное законодательство иностранного государства не противоречит нормам уголовно-процессуального закона независимого государства.

Все договоры о международном сотрудничестве по уголовным делам определяют диспозитивные нормы об использовании уголовно-процессуального законодательства иностранного государства. Никакой договор о международном сотрудничестве по уголовным делам не устанавливает императивные нормы о применении норм уголовно-процессуального законодательства иностранного государства. Нормы УПК иностранного государства имеют руководящий характер, но не императивный. Поэтому нормы уголовно-процессуального законодательства иностранного государства не могут использоваться в качестве источников права в области международного сотрудничества по уголовным делам.

Международное сотрудничество в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам без национального законодательства осуществляться не может, поскольку реализация международных договоров по условиям самих же договоров возложена на уголовно-процессуальное законодательство исполняющей страны. В силу этого национальное законодательство является основой для создания и применения международных договоров35.

В качестве национального законодательства РТ о международном сотрудничестве по уголовным делам выступают нормы УПК РТ, гл. 7 Конституционного закона РТ «Об органах прокуратуры» и нормы других нормативно-правовых актов, регламентирующих данных вопрос.

Таким образом, на основании вышесказанного мы приходим к следующим выводам.

Субъектом международного сотрудничества по уголовным делам является Генеральная прокуратура РТ, а не Генеральный прокурор Рт. В связи с этим представляется необходимым изменить нормы УПК РТ по данному вопросу.

Генеральная прокуратура РТ сотрудничает по уголовным делам с теми иностранными государствами, с которыми РТ не имеет международных договоров о международном сотрудничестве, - на основе принципа взаимности.

В целях предотвращения сложной ситуации в рассматриваемой сфере (предоставление международно-правовой помощи и международное сотрудничество на основе закона) предлагается: первый вариант -внести дополнение и изменение в ч. 3 ст. 10 Конститу-

тель) УПК РТ предусматривают аналогичные нормы УК и УПК Польши (УД № III Oz76/12 67) (Архив Генеральной Прокуратуры РТ. 2012).

35 Там же. С. 11.

ции РТ и ч. 3 ст. 1 УПК РТ по поводу признания общепризнанных принципов международного права составной частью правовой системы Таджикистана. В этом контексте признать допустимым предоставление МПП по уголовном делам на основе принципа взаимности, в связи с чем внести дополнения и изменения в ч. 1 ст. 470 и ч. 3 ст. 473 УПК РТ. Второй вариант: необходимо заключить новые договоры о международном сотрудничестве по уголовным делам с теми иностранными государствами, с которыми чаще всего приходится сотрудничать.

Список литературы

1. Абдуллоев П.С. Международное сотрудничество в сфере уголовного процесса Республики Таджикистан. Применение международно-правовых актов. М., 2013.

2. Додонов В.П. Модели имплементации Римского статута Международного суда в национальных законодательствах зарубежных стран // Международное уголовное правосудие: Современные проблемы / Под. ред. Г.И. Богуша, Е.Н. Трикоз. М., 2009.

3. Искандаров З.Х. Применение международно-правовых актов в уголовном процессе Республики Таджикистан. Душанбе, 2009.

4. Крупцов А.А., Моисеев Е.Г., Чучаев А.И. Выдача лиц, совершивших преступление: Учеб.-практ. пособие. М., 2011.

5. Милинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

6. Моторин В.В. Международное сотрудничество следователей в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам: Учеб. пособие. Домодедово, 2007.

7. Раджабов С.А. Становление и развитие Международного уголовного суда. Душанбе, 2005.

8. Участие органов прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам: Сб. методических и информационных материалов / Под общ. ред. А.Г. Звягинцева. М., 2011.

9. Устинов А.В. Взаимодействие органов предварительного следствия Российской Федерации с уполномоченными субъектами иностранных государств в целях получения доказательств по уголовному делу: Ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

10. Шипюк В.А. Правовая помощь в сфере международного сотрудничества по уголовным делам: Учеб. пособие. СПб., 2012.

Рецензия

на статью П.С. Абдуллоева и И.Т. Махмудова на теме «Правовые основы международного сотрудничества по уголовным делам Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан»

Статья П.С. Абдуллоева И.Т. и Махмудова посвящена вопросам международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан по уголовным делам и его правовые основы. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку как показывает практика оказание правовой помощи по уголовным делам является одним из основных способов международного сотрудничества Республики Таджикистан в сфере уголовного судопроизводства с другими государствами. Как правильно указано в статье, что среди субъектов международного сотрудничества Республики Таджикистан по уголовным делам Генеральная прокуратура занимает особое место.

На основе анализа УПК РТ, международных договоров, а также двусторонних соглашений между Таджикистаном и другими государствами, автором были установлены направления международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан. Взаимодействие прокуратуры с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам, связанным с осуществлением предварительного расследования и судебного производства, привлечением к уголовной ответственности и наказанием преступников, а также отбытием ими наказания являются основными направлениями международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан.

Анализ статьи показывает, что на практике большинство поручений о международном сотрудничестве по уголовным делам Генеральной прокуратуры направляет начальник Управления международных отношений и правовой пропаганды, и компетентные органы иностранных государств направляют запросы на его имя. Критика указанной проблемы, позиция авторов о том, что субъектом международного сотрудничества по уголовным делам является Генеральная прокуратура Республики Таджикистан, а не Генеральный прокурор РТ и другие должностные лица этого органа, является правильной.

Одним из основных принципов международного сотрудничества по уголовным делам Генеральной прокуратуры РТ является принцип взаимности. В статье особое внимание уделено преимуществам и недостаткам данного принципа. Так как, в уПк РТ международное сотрудничество на основе принципа взаимности не предусмотрено, но на практике в случае необходимости Генеральная прокуратура Республики Таджикистан направляет и исполняет поручение о международном сотрудничестве по уголовным делам на основе принципа взаимности.

В заключительной части статьи, для совершенствования нормы законодательства и самого сотрудничества Генеральной прокуратуры по вопросам правовой помощи по уголовным делам, авторы предлагают следующие предложения, которые являются своевременными:

а) внести дополнение и изменение в ч. 3 ст. 10 Конституции РТ и ч. 3 ст. 1 УПК РТ по поводу признания общепризнанных принципов международного права составной частью правовой системы Таджикистана. В этом контексте признать допустимым предоставление МПП по уголовном делам на основе принципа взаимности, в связи с чем внести дополнения и изменения в ч. 1 ст. 470 и ч. 3 ст. 473 УПК РТ.

б) необходимо заключить новые договоры о международном сотрудничестве по уголовным делам с теми иностранными государствами, с которыми чаще всего приходится сотрудничать.

Отмечая положительные стороны обсуждаемой статьи, следует в то же время обратить внимание и на некоторые недостатки и спорные ее положения и выводы. Необходимо сокращать объем статьи и избегать некоторых ненужных положений.

Таким образом, научно-практическая статья П.С. Аб-дуллоева и И.Т. Махмудова на теме «Правовые основы международного сотрудничества по уголовным делам Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан» соответствует всем требованиям,

предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Заведующий кафедрой коммерческого права Таджикского государственного университета коммерции, кандидат юридических наук, доцент Кудратов Н.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.