Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Право
УДК 342:341
Организационные аспекты взаимодействия суда с органами власти в процессе оказания уголовно-правовой помощи в уголовных делах (опыт Украины)
Вильгушинский М.И.
Кандидат юридических наук,
заместитель Председателя Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Заслуженный юрист Украины
В статье определено соотношение понятий «международное сотрудничество» и «международная правовая помощь в уголовных делах». Сделан вывод о том, что суд при взаимодействии с органами внутренних дел, прокуратурой, Министерством юстиции Украины играет ключевую роль в процессе оказания международной правовой помощи, не ограничиваясь стадией судебного разбирательства, но и на стадии досудебного расследования в случае необходимости санкционирования тех или иных процессуальных действий, для совершения которых с запросом обратились иностранные органы.
Ключевые слова: международное сотрудничество, международная правовая помощь в уголовных де-
лах, взаимодействие.
Исследование аспектов международно-правового сотрудничества при оказании правовой помощи являет собой особый научный интерес. Во-первых, развитие международно-правового сотрудничества способствует сближению и гармонизации национальных правовых систем различных государств в связи с их присоединением к межгосударственным конвенциям, во-вторых, присоединение к таким конвенциям предполагает развитие национального законодательства и права, поскольку существующие в государстве процедуры должны предусматривать порядок реализации обязательств по предоставлению международной правовой помощи, в-третьих, научный анализ аспектов такого сотрудничества позволяет выявить недостатки законодательства и предложить пути совершенствования процедур, которые будут способствовать решению проблемы преступности.
В рамках нашего исследования считаем целесообразным определить роль и место суда в системе органов государственной власти при оказании международной правовой помощи, а также установить особенности взаимодействия суда с национальными
органами и соответствующими органами иностранных государств с учетом положений нового Уголовного процессуального кодекса Украины. Изучение вопроса предоставления и инициирования судами международной правовой помощи во взаимодействии с другими органами является целью этой статьи.
Актуальность исследования проблем взаимодействия государственных органов при оказании международной правовой помощи по уголовным делам обусловлена тем, что сравнительно недавно - 16 июня 2011 г. - Уголовно-процессуальный кодекс Украины (УПК Украины) (утративший силу 20 ноября 2012 г. в связи со вступлением в силу новым КПК) был дополнен Разделом IX (гл. 38 и 39), который регулирует вопросы международного сотрудничества по уголовным делам. Закон от 16 июня 2011 г., которым внесены указанные изменения, принят в связи с ратификацией Украиной Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам [1].
До внесения указанных изменений единственной нормой, которая определяла аспекты международного сотрудничества, была ст. 31 УПК Украины,
138
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Право
согласно которой порядок взаимоотношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями иностранных государств, а также порядок исполнения взаимных поручений определяется законодательством Украины и международными договорами Украины.
Таким образом, в связи с отсутствием процессуальных норм, которые бы четко определяли основания, порядок и особенности международного сотрудничества, основанием для предоставления международной правовой помощи были, как правило, двусторонние соглашения, которые лишь фрагментарно определяли особенности взаимодействия между отдельными органами (к примеру, Меморандум о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и Генеральной прокуратурой Венгерской Республики от 16 декабря 2009 г. [2]).
Наличие значительного количества межгосударственных и межведомственных договоров свидетельствует о тесном взаимодействии отечественных государственных органов (министерства юстиции, прокуратуры, суда, министерства внутренних дел) с соответствующими органами иностранных государств, однако подобные международные договоры в основном решают процедурные аспекты взаимодействия и не могут быть восприняты как такие, которые комплексно формируют национальную правовую систему Украины, даже несмотря на то, что, согласно ст. 9 Конституции Украины, международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства.
Более того, как правильно отмечает В.В. Игнатенко, по условиям абсолютного большинства международных договоров, действующих в исследуемой сфере правоотношений, при выполнении запросов иностранных государств о предоставлении правовой помощи применению подлежит уголовно-процессуальное законодательство той страны, которой адресован запрос [3, с. 3]. Таким образом, одних международных договоров явно недостаточно для того, чтобы должным образом определить в законодательстве все аспекты и особенности оказания международной правовой помощи.
Полностью поддерживаем позицию о том, что четкое определение направлений совместной деятельности субъектов обеспечивает конкретизацию и целенаправленность их усилий, а также предупреждает разобщенность действий и возможный выход ими за пределы собственной, определенной в законодательстве, компетенции [4, c. 52].
Таким образом, следует констатировать значительные положительные тенденции в регулировании вопросов международного сотрудничества в связи с внесением изменений в УПК Украины 16 июня 2011 г. Однако, особого внимания заслуживают положения о международном сотрудничестве
Уголовного процессуального кодекса Украины (новый УПК Украины), принятого Верховной Радой Украины 13 апреля 2012 г.
В главах 42-46 нового УПК Украины определены общие принципы и урегулированы процессуальные вопросы международного сотрудничества и оказания международной правовой помощи по уголовным делам [5].
Исследованием отдельных аспектов международной правовой помощи по уголовным делам занимались ученые в области международного частного права. Кроме того, некоторые аспекты оказания международной правовой помощи по уголовным делам, связанные с осуществлением уголовного производства (особенности осуществления контролируемой поставки, проведения иных процессуальных действий), были предметом исследования учё-ных-процессуалистов.
В последнее время ученые вполне аргументированно подчеркивают, что международная правовая помощь является не только совокупностью норм, определяющих определенную процедуру, их постоянное развитие дает возможность говорить об оформлении правового института взаимной международной помощи по уголовным делам [6, c. 226]. Так, к числу ученых, которые занимались указанными вопросами следует отнести Д.М. Афанасиади, Р.В. Баранника, А.И. Дмитриева, В.В. Игнатенко, А.Г. Ма-ланюка, В.Т. Маляренко, А.С. Мацка, В.Т. Нора, В.И. Пашковского, В. Старченко, В.М. Стратонова, Ю.М. Черноус и других. Динамика развития законодательства в сфере международного сотрудничества требует проведения дальнейших исследований, в том числе в контексте определения общих принципов взаимодействия судов с национальными органами и органами иностранных государств.
Наличие положительных признаков совершенствования законодательства в сфере регулирования международного сотрудничества обуславливает и привлечение внимание исследователей и к его (законодательства) определенным недостаткам. Используя понятие «международное сотрудничество» и «международная правовая помощь», законодатель в определении понятий формулирует дефиницию лишь международной правовой помощи, что не позволяет определить ее соотношение с понятием «международное сотрудничество». Очевидно, что эти понятия не могут восприниматься как тождественные по содержанию.
Исследователи упомянутого вопроса в своих трудах констатируют, что понятие «международное сотрудничество» является более широким по содержанию, и одним из его аспектов является предоставление международной правовой помощи по уголовным делам. Так, под международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства следует понимать деятельность, урегулированную международ-
139
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
ными договорами и внутренним уголовно-процессуальным законодательством, основанную на принципе взаимности, разнообразную по направлениям и формам взаимодействия правоохранительных и судебных органов Украины с соответствующими компетентными органами иностранных государств или международных организаций, осуществляемую на всех стадиях уголовного процесса, направленную на решение общих задач уголовного судопроизводства, связанную с нарушением, расследованием, рассмотрением и решением уголовных дел, исполнением принятых процессуальных решений, а также защитой прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве [6, c. 228].
Понятие «международная правовая помощь», определено в ст. 541 нового УПК как проведение компетентными органами одного государства процессуальных действий, выполнение которых необходимо для досудебного расследования, судебного разбирательства или для исполнения приговора, вынесенного судом другого государства или международным судебным учреждением.
По своему содержанию понятие международное сотрудничество раскрывается через такое базовое понятие как «взаимодействие», одним из субъектов которого является суд. Стоит согласиться с тем, что понятие «международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» охватывает более узкое по содержанию понятие «международная правовая помощь по уголовным делам». Опираясь именно на такое понимание, мы будем выяснять роль и значение суда в международно-правовом сотрудничестве как субъекта, уполномоченного совершать процессуальные действия в порядке оказания международной правовой помощи.
Взаимодействие субъектов в процессе оказания международной правовой помощи должно основываться на определенных принципах. По общему правилу, основанием для международного сотрудничества является наличие международного договора между государствами, которым закреплены взаимные обязательства государств по оказанию правовой помощи. Такие договоры могут быть как двусторонними, так и многосторонними (ратификация международных конвенций). В юридической науке выделяются следующие группы договоров: многосторонние межгосударственные договоры и документы недоговорного характера (многосторонние конвенции), многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие виды международного сотрудничества в сфере раскрытия и расследования преступлений, международные договоры о борьбе с отдельными видами преступлений; двусторонние международные договоры, регулирующие международное сотрудничество Украины с отдельными государствами в расследовании преступлений [7, с. 226 - 227].
_____________________________________Право
Отсутствие соответствующего договора является основанием для отказа в предоставлении правовой помощи. В международной практике известны случаи отказа государств от предоставления правовой помощи, поскольку между запрашиваемой и запрашивающей стороной не был заключен соответствующий договор. В то же время, стоит отметить, что новым УПК Украины предусмотрена возможность получения и предоставления международной правовой помощи даже в случае отсутствия международного договора как правового основания для такого сотрудничества между определенными государствами в соответствии с принципом взаимности, который допускает предоставление правовой помощи без международного договора при соблюдении определенных условий: 1) запрашиваемой стороне должны быть предоставлены гарантии о рассмотрении в будущем её запроса о предоставлении такого же вида международной правовой помощи, 2) рассмотрение запроса иностранного государства осуществляется только при наличии письменной гарантии запрашивающей стороны о принятии и рассмотрении в будущем запроса Украины. Таким образом, законодательное закрепление принципа взаимности снимает препятствия в оказании правовой помощи по запросу о правовой помощи без наличия международного договора.
Считаем, что такое положение свидетельствует о прогрессивности национального законодательства Украины, поскольку не обязывает к формальным отказам в предоставлении международной правовой помощи по причине отсутствия соответствующего договора.
В то же время, это не умаляет роли интернациональных соглашений для обеспечения должного регулирования анализируемой сферы. Основным документом, который регулирует общие принципы оказания международной правовой помощи по уголовным делам и устанавливает для Украины соответствующие обязательства, является Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. [ратифицирована Украиной 16 января 1998 г. (далее - Конвенция)]. Согласно ст. 1 указанной Конвенции, стороны обязуются предоставлять без промедления друг другу в соответствии с положениями настоящей Конвенции широкую взаимную помощь в отношении правонарушений, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны [8]. Конвенция определяет следующие направления взаимодействия: исполнение судебных поручений, вручение документов и распоряжений по явке лиц, передачи выписок, извлечений из судебных материалов, сообщения о преступлениях в связи с рассмотрением дела, обмен информацией относительно судебных приговоров. Такие процедурные вопросы должны быть детали-
140
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Право
зированы в национальном законодательстве с определением полномочных органов, а также аспектов взаимодействия между ними для оказания международной правовой помощи по уголовным делам на должном уровне.
Как верно отмечает Д.В. Лазарев, одним из первоочередных и обязательных условий качественного, эффективного международного взаимодействия по противодействию организованной преступности является создание надежной и слаженной системы субъектов, ее реализующих. Стоит согласиться с мнением о том, что существенной научной разработки требует вопрос административно-правового статуса субъектов, участвующих в международном сотрудничестве по вопросам противодействия организованной преступности. Поэтому заслуживает особого внимания позиция ученого о том, что понятие административно-правового статуса должны составлять не только права и обязанности, но и совокупность целей, задач и функций, компетенций, полномочий, определяющих положение (роль) этих субъектов как в механизме государства вообще, так и в системе международного сотрудничества по противодействию организованной преступности, в частности [9, с. 527 - 529].
Таким образом, понимание роли и значения суда в процессе оказания международной правовой помощи по уголовным делам, по нашему мнению, не следует ограничивать пониманием того, что суд является полномочным совершать определенные процессуальные действия. Суд следует расценивать как неотъемлемого субъекта в системе международного сотрудничества, деятельность которого полностью согласуется с задачами и целью международного сотрудничества, для реализации которых соответствующий орган наделен компетенцией, правами и обязанностями.
Новым УПК Украины четко определены органы, которые уполномочены участвовать в процессе оказания международной правовой помощи по уголовным делам. Так, согласно ст. 545 нового УПК Украины, центральными органами являются Генеральная прокуратура Украины и Министерство юстиции Украины, полномочия между которыми распределены в зависимости от стадии уголовного производства, на которой возникла необходимость оказания международной правовой помощи: на стадии досудебного расследования уполномоченной является Генеральная прокуратура Украины, а на стадии судебного разбирательства - Министерство юстиции Украины.
Кроме указанных органов, полномочиями в сфере получения и оказания международной правовой помощи наделены Министерство иностранных дел Украины и консульские учреждения или дипломатические представительства других государств в Украине, которые способствуют деятельности ком-
петентных органов своих государств при выполнении определенных процессуальных действий.
Таким образом, Генеральная прокуратура Украины, Министерство юстиции Украины, Министерство иностранных дел Украины осуществляют организационное обеспечение международного сотрудничества, в то время как суд, прокурор или следователь относятся к субъектам, которые непосредственно оказывают правовую помощь или же выступают с инициативой обращения за правовой помощью к иностранному государству.
Именно в случае инициирования судом процедуры оказания международной правовой помощи он взаимодействует с Министерством юстиции Украины, которое в связи с его полномочиями по предоставлению международной правовой помощи на стадии судебного разбирательства обязано проверить обоснованность такого запроса и его соответствие законам и международным договорам Украины (ст. 551 нового УПК Украины). В дальнейшем, в зависимости от того, как этот вопрос урегулирован международно-правовым договором между Украиной и государством-адресатом соответствующего запроса, Министерство юстиции Украины самостоятельно или дипломатическим путем, то есть через Министерство иностранных дел Украины, направляет этот запрос уполномоченному органу адресата.
Можно сделать взвод о том, что взаимодействие национальных судов с судами иностранных государств осуществляется через полномочного посредника - Министерство юстиции Украины, которое обязано проверить такие формальные аспекты запроса суда как его соответствие требованиям закона и международного договора по содержанию, форме, наличию всех необходимых сведений, а также тех приложений, которых требует закон для проведения тех или иных процессуальных действий в иностранном государстве (в случае необходимости допроса свидетеля к запросу прилагается извлечение соответствующих статей УПК Украины с целью разъяснения её процессуальных прав и обязанностей; в случае необходимости проведения обыска, осмотра места события, изъятия, ареста или конфискации имущества или иных процессуальных действий, разрешение на проведение которых предоставляется судом согласно положениям УПК Украины, добавляется информация о доказательствах, которые обосновывают потребность в соответствующих мероприятиях).
В этом же контексте стоит отметить еще один аспект, который отражает значение суда как субъекта взаимодействия органов в процессе оказания международной правовой помощи. Процессуальные действия, для проведения которых требуется разрешение суда, могут быть совершены в рамках оказания международной правовой помощи исключительно при наличии разрешения национального
141
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1_____________________________________Право
суда. Таким образом, в случае обращения правоохранительных органов иностранных государств с запросом о проведении правоохранительными органами Украины обыска, изъятия, ареста имущества, такие действия могут быть совершены исключительно при наличии соответствующего разрешения суда Украины.
Таким образом, суд при взаимодействии с органами внутренних дел, прокуратурой, Министерством юстиции Украины играет ключевую роль в процессе оказания международной правовой помощи не только на стадии судебного разбирательства, но и на стадии досудебного расследования в случае необходимости санкционирования тех или иных процессуальных действий, для совершения которых с запросом обратились иностранные органы.
Учитывая изложенное, следует выделить такие особенности взаимодействия суда с иными органами государственной власти в процессе оказания международной правовой помощи в уголовных делах:
1) суд взаимодействует с Министерством юстиции Украины в случае инициирования им (судом) процесса оказания международной правой помощи, а также в случае необходимости оказания правовой помощи иностранному государству на стадии судебного разбирательства;
2) Генеральная прокуратура взаимодействует с судом при необходимости санкционирования судом процессуальных действий, совершение которых требует запрашивающая сторона;
3) Министерство юстиции Украины фактически является посредником во взаимоотношениях национальных судов с судами иностранных государств как центральный (уполномоченный) орган на оказание международной правовой помощи по уголовным делам.
Полученные результаты нашего исследования позволяют определить особое значение суда в процессе международного сотрудничества, предметом которого является предоставление правовой помощи. Поэтому теоретическое понимание сущности взаимодействия суда с другими органами должно основываться на том, что суд наделен задачами, функциями, компетенцией, полномочиями, правами и обязанностями для достижения целей оказания международной правовой помощи. Отношения такой помощи строятся на взаимодействии суда с другими органами, в которых он может выступать как инициатором, так и субъектом, который непосредственно оказывает международную правовую помощь.
Литература:
1. Закон Украины от 01 июня 2011 г. № 3449-VI «О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной помощи в уголовных делах» // Вщомосн Верховно! Ради Укра!ни. - 2011. - № 50. - С. 545.
2. Меморандум о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Украины и Генеральной прокуратурой Венгерской республики от 16 декабря 2009 г. // Офщшний вюник Укра!ни. - 2010. -№ 3. - С. 145.
3. 1гнатенко В.В. Розшук та забезпечення конфюкацй майна в механiзмi сшвроб^ництва держав у боротьбi зi злочинами: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук. -Запорiжжя, 2010. - 23 с.
4. Афанасiадi Д.М. Напрямки взаемодп правоохо-
ронних i компетентних оргашв, посадових ошб окремих держав, мiжнародних оргашзацш при розслщуванш злочишв мiжнародного характеру // Форум права. - 2012. - № 1. - С. 52-58. -URL: http://www.nbuv.gov.ua/e-joumals/FP/2012-
1/12admzmx.pdf.
5. Уголовный процессуальный кодекс Украины от 13 апреля 2012 г. // Голос Укра!ни. - 2012. -№ 90-91.
6. Бараншк Р.В. Сшвроб^ництво та допомога у кримшальних справах : сшввщношення понять // Науковий вюник Дшпропетровського державного ушверситету внутршшх справ. - 2010. -№ 1 - С. 224-232.
7. Чорноус Ю.М. Напрями мiжнародно-правового регулювання сшвробггництва у розслщуванш злочишв // Вюник Запорiзького юридичного шституту. - 2010. - № 2 - С. 224-231.
8. Закон Украины от 16 января 1998 г. «О ратификации Европейской конвенции о взаимной помощи в уголовных делах, 1959 год, и Дополнительного протокола 1978 г. к Конвенции» // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. - 1998. - № 23. - С. 130.
9. Лазарев Д.В. Адмшютративно-правовий статус суб’екпв мiжнародно! взаемодй щодо протидп оргашзованш злочинносн // Форум права. -2012. - № 1. - С. 527-533. - URL: http://www. nbuv.gov.ua/ejoumals/FP/2012-1/12ldvpoz.pdf.
142
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Право
Organizational Aspects of Interaction of the Court and Governmental Bodies in the Process of Rendering of Legal Aid in Criminal Cases (The Experience of Ukraine)
M.I. Vilgushinski
The Supreme Specialized court on consideration of Civil and Criminal cases
The paper analyzes correlation of notions of “international cooperation ” and “international legal aid in criminal cases”. The author comes to the conclusion that the court affiliated with Internal affairs bodies, Public prosecution office, and Ministry of Justice of Ukraine plays key role in the process of rendering international legal aid not only on the stage of legal proceedings, but on the stage ofprejudicial inquiry in case of necessity of sanctioning ofprocedural action by the request of foreign bodies.
Key words: international cooperation, international legal aid in criminal cases, cooperation.
143