Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ НА ДОСТОЙНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ НА ДОСТОЙНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ДОСТОЙНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / DECENT STANDARD OF LIVING / DECENT DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL / MECHANISM OF LEGAL REGULATION / PROVISION OF CIVIL RIGHTS / SOCIAL SECURITY / SOCIAL PROTECTION / STATE SOCIAL INSURANCE / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пантелеева Н.В.

Рассматривается международно-правовое регулирование, в частности отражены отдельные международные правовые акты, договоры и обязательства, направленные на обеспечение достойного уровня жизни и достойное развитие личности. Показана взаимосвязь международно-правовой регламентации с положениями национального законодательства в области социальной защиты и социального обеспечения прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK OF THE CONSTITUTIONAL GUARANTEE FOR DECENT PERSONAL DEVELOPMENT AND DEGRADABLE STANDARD OF LIVING

The article reflects international legal regulation, in particular certain international legal acts, treaties and commitments aimed at ensuring a decent standard of living and a dignified development of the individual. The interrelation of international legal regulation with the provisions of the national legislation in the field of social protection and social security of citizens’ rights is shown.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ НА ДОСТОЙНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ»

2018

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия В

УДК 342; 347.15/18

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ НА ДОСТОЙНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

канд. юрид. наук, доц. Н.В. ПАНТЕЛЕЕВА (Могилёвский государственный университет имени А А. Кулешова)

Рассматривается международно-правовое регулирование, в частности отражены отдельные международные правовые акты, договоры и обязательства, направленные на обеспечение достойного уровня жизни и достойное развитие личности. Показана взаимосвязь международно-правовой регламентации с положениями национального законодательства в области социальной защиты и социального обеспечения прав граждан.

Ключевые слова: достойный уровень жизни, достойное развитие личности, механизм правового регулирования, обеспечение гражданских прав, социальное обеспечение, социальная защита, государственное социальное страхование, права человека.

Введение. Актуальность темы представляемого исследования заключается в том, что Республика Беларусь как социальное государство стремится к надлежащему обеспечению достойного уровня жизни посредством социальной защиты граждан, используя для этого различные правовые механизмы. В соответствии со статьей 6 Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года (далее - Всеобщая декларация), «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Несмотря на то, что правоспособность и гражданские права человека в частности возникают с момента рождения, тем не менее государство в лице уполномоченных органов должно в обязательном порядке признавать данное юридическое свойство человека, например, посредством записи акта о рождении, либо об ином правовом состоянии человека. Следовательно, каждый является субъектом права и носителем всего спектра прав человека, подлежащих реализации во взаимосвязи и взаимодействии, дополняя и компенсируя друг друга.

При попытке четко разграничить права человека на отрасли права особая роль принадлежит межотраслевому подходу как механизму, действующему при невозможности абсолютного обособления одного права от другого. Свободная воля личности, осуществляемая в условиях демократии и защищаемая верховенством закона, составляет необходимую основу для успешного экономического и социального развития (3.2.2 Экономические и социальные права, Париж, 1990 Обязательств ОБСЕ в области человеческого измерения).

Основная часть. Развитие и совершенствование правовой основы для достойного развития личности и обеспечения достойного уровня жизни - это непрерывный процесс с участием, на который в значительной мере воздействует международно-правовой механизм обеспечения и защиты прав человека. Отдельно следует указать на сотрудничество Республики Беларусь с международными организациями, которые оказывают существенную консультативную и техническую помощь в реализации проектов по развитию национальной правовой базы в сфере обеспечения социальной защиты. Такое сотрудничество, в частности, осуществляется в рамках Союза Беларуси и России.

Так, одним из направлений работы постоянно действующего семинара при Парламентском собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства является обеспечение равных прав граждан Союзного государства, в рамках которого периодически проходят семинары (один из последних был проведен 23-24 октября 2017 года, г. Псков), где вырабатываются основные рекомендации по гармонизации законодательства Беларуси и России. Это не может не отразиться на становлении национального законодательства, в том числе гражданского и социально-обеспечительного. Контекст рекомендаций сорок девятого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему: «Обеспечение равных прав граждан Союзного государства» подтверждает, что национальное правовое регулирование обеспечения равных прав граждан между двумя странами в настоящее время осуществляется в основном посредством заключения международных договоров.

Общие статьи международных договоров, устанавливающие принцип равенства прав граждан (статья 14 Договора о создании Союзного государства и статья 3 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан), сформулированы таким образом, что не имеют прямого действия и не обладают приоритетом перед национальным законодательством, а, наоборот, содержат прямую отсылку к законодательству государств-участников. Более того, в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации граждане другого государства-участника имеют статус иностранных граждан, поэтому осуществляемая в настоящее время работа по обеспечению равных прав граждан направлена на заключение международных договоров и внесение отдельных изменений в законодательство государств-участников, устанавливающих предоставление гражданам одного государства-участника, находящимся на территории другого государства-участника, прав и обязанностей,

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Конституционное право. Теория права

№ 14

равных с гражданами государства пребывания по отдельным вопросам. При этом нельзя недооценивать влияние межгосударственной политики на формирование национального законодательства. Например, Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года и Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года граждане Республики Беларусь, работающие в Российской Федерации, и граждане Российской Федерации, работающие в Республике Беларусь, имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности и по материнству на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане государства трудоустройства. Такой подход обеспечивает равные права граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на пособия. Также в соответствии с положениями международных договоров и законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации белорусским гражданам предоставлены равные права с российскими гражданами в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [10].

Подводя итог, следует отметить, что все перечисленные в положениях Всеобщей декларации прав человека; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; Международного пакта о гражданских и политических правах, а также международных обязательствах по правам человека, принятых в рамках ОБСЕ и договорах и соглашениях в рамках Содружества независимых государств и Союза Беларуси и России направления нашли свое отражение в Конституции Республики Беларусь 1994 года.

Так, согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция) «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства ... Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.». Тем самым Конституция обозначила и закрепила высшую ценность и цель социальной политики Республики Беларусь. Однако это положение имеет значимое и глубокое содержание, в том числе и в контексте обеспечения жизнедеятельности таких уязвимых слоев населения, как одинокие личности, престарелые граждане, инвалиды и иные лица, имеющие проблемы со здоровьем.

По этому поводу в комментариях к Конституции И.И. Пляхимович указывает, что права и свободы - «это юридические возможности человека, гарантируемые государством . гарантиями прав и свобод, называются разнообразные средства, условия, необходимые для реального пользования правами и свободами».

Одной из групп гарантий И.И. Пляхимович называет материальные, т.е. деньги, иное имущество, необходимое для выплаты пенсий и пособий гражданам в связи с их правом на социальное обеспечение [15, с. 71]. Полагаем, что к таким материальным гарантиям можно отнести и рентные платежи, выплачиваемые плательщиком ренты ее получателю, так как помимо материального обеспечения рентные платежи в контексте пожизненного содержания с иждивением несут функцию социального обеспечения получателя ренты в форме предоставления медицинского ухода, питания и т.п., вплоть до последующего погребения. При этом обязанности плательщика рентных платежей ухода за престарелыми людьми берет на себя государство в лице уполномоченных органов. Правовая основа такой деятельности государства обеспечивается Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы» от 30 января 2016 года (далее - Государственная программа о социальной защите), которое определяет порядок социального обеспечения прав инвалидов и пожилых граждан в рамках подпограммы: «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан».

Следующая группа гарантий - юридическая. Это гарантии, предусмотренные законодательством, такие как: право на обращение в суд, обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц и т.д. Такие гарантии И.И. Пляхимович называет фактическими или юридическими феноменами. Представляется, что подобной фактической гарантией является право физического лица на совершение сделки пожизненного содержания с иждивением, которое сопровождается нотариальным оформлением, государственной регистрацией в Кадастровом агентстве по регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним [5, с. 76]. Учитывая особый социальный статус пожилых лиц, инвалидов либо иных лиц, нуждающихся в уходе или пожизненном содержании по состоянию здоровья, таким лицам может понадобиться юридическая помощь. Оказание юридической помощи в оформлении гражданских и иных прав также может быть возложено на специализированные государственные органы.

Республика Беларусь как социальное правовое государство играет первостепенную роль в обеспечении условий для свободного и достойного развития личности. При этом гарантия свободного развития личности - это воплощение либерального подхода, а достойного развития личности - воплощение принципа социального государства. Соответственно, следует придерживаться позиции И.И. Пляхимовича в том, что право личности на достойное развитие является позитивным и означает право требовать от государства предоставления определенных благ: «Если обеспечение свободного развития человека включает невмешательство государства в его жизнь и охрану приобретенных им самим благ, то для достижения достойного развития необходима не только свобода, но и активная помощь государства своим гражданам, в том числе путем предоставления им готовых благ» [15, с. 75]. В связи с этим воплощение принципа социального государства тесно связано с экономическими условиями развития общества и государства, и в частности, помимо достойного духовного и физического развития, с достойным материальным обеспечением

2018

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия В

в повседневной, бытовой жизни. Этому отвечают положения, провозглашаемые статьей 21 Конституции «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий...». Содержание этого права полностью отвечает контексту статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Очевидно, что достойный уровень жизни и соответствующее ему материальное и социальное обеспечение и защита не могут существовать обособленно от других прав человека. Обозначенное в Конституции право на «. достойный уровень жизни.», подразумевает степень удовлетворенности моральных и духовных потребностей неотъемлемо от права на «.достойное развитие личности.» и согласуется также со многими иными конституционными правами личности. В этой связи следует отметить, что все мероприятия социального характера в том числе проводимые в рамках гражданско-правовых обязательств отвечают статусу социального государства, закрепленному Конституцией Республики Беларусь.

Конкретные задачи ставятся и исполняются в рамках отдельных нормативных правовых актов и общегосударственных социальных программ, среди которых Законы Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» от 5 января 2008 года; «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 года (далее - Закон о социальном обслуживании); «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 года; «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14.06.2007, № 239-З и др. Немаловажную роль здесь играют следующие подзаконные нормативные правовые акты: Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 20162020 годы» от 30 января 2016 года (далее - Государственная программа о социальной защите), которое определяет порядок социального обеспечения прав инвалидов и пожилых граждан в рамках подпограммы: «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан»; Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200 и другие.

Заключение. Международное правовое регулирование обеспечения и защиты прав человека и положения таких актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, договоры и соглашения в рамках Содружества независимых государств и Союза Беларуси и России, нашли свое отражение в конституционных положениях Республики Беларусь, направленных на социальное обеспечение и защиту.

Согласно статье 6 Гражданского кодекса нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, не вступивших в силу, могут применяться Республикой Беларусь временно в порядке, установленном законодательством о международных договорах Республики Беларусь. При этом межгосударственное сотрудничество и обмен опытом призваны способствовать эффективному развитию в области труда и социального обеспечения взаимодействующих государств, действуя по принципу соблюдения пределов своей компетенции, соблюдая международные обязательства и национальное законодательство соответствующих государств. С другой стороны, следует согласиться с мнением И.И. Пляхимовича: «Смысл конституционных обязанностей человека состоит, в конечном счете, в обеспечении прав других граждан, которые, как и он, являются высшей ценностью».

Несмотря на то, что правовое регулирование общественных отношений в социальной сфере в Республике Беларусь развивается с учетом норм национального законодательства, тем не менее такой институт, как социальное обеспечение, требует постоянной имплементации международных и межгосударственных стандартов; межгосударственного сотрудничества в формате договоров и соглашений на основе взаимодействия правовых норм договаривающихся сторон; гармонизации международных, межгосударственных и национальных стандартов правового регулирования; в рамках международного сотрудничества свободной реализации национальных усилий и в соответствии со структурой и ресурсами государства. Учитывая, что формирование и развитие социальной сферы предполагает ряд составляющих элементов, целесообразно исследовать содержание определенных направлений социального обеспечения и социальной интеграции во взаимодействии с гражданско-правовыми институтами, осуществляющим обеспечение гражданских прав человека как правового средства для достойного уровня жизни и достойного развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] : [принята в Нью-Йорке 10.12.1948] // КонсультатПлюс. Беларусь / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Конституционное право. Теория права

№ 14

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 дек. 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

3. Государственный социальный заказ: анализ практики применения и предложения по совершенствованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: actngo.info@gmail.com, www.actngo.info. - Дата доступа: 23.10.2018.

4. Государственная социальная поддержка пожилых граждан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mintrud.gov.by. - Дата доступа : 23.10.2018.

5. Конвенция о защите прав человека и фундаментальных свобод [Электронный ресурс] : [заключен в Риме 04.11.1950] // КонсультатПлюс. Беларусь / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

6. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный источник] : Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и ратифицированной Законом Республики Беларусь от 18 октября 2016 года // КонсультатПлюс. Беларусь / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

7. Международный пакт Организации Объединенных Наций об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс] : [принят в Нью-Йорке 16.12.1966] // КонсультатПлюс. Беларусь / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

8. Международный пакт ООН о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] : [принят в Нью-Йорке 16.12.1966] // КонсультатПлюс. Беларусь / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

9. Об итогах реализации концепции социального развития союзного государства на 2011-2015 годы : постановление Совета Министров Союзного Государства от 16 февраля 2017 г., № 9 // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

10. О равных правах граждан : Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 22 июля 1999 года // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

11. Об утверждении Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 30.01.2016, № 73 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

12. Об итогах реализации концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы : [Электронный ресурс] : резолюция высшего Государственного Совета Союзного Государства 30 июня 2017 г. № 1 // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

13. Об утверждении государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 30 января 2016 года, № 73 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2018.

14. Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

15. Пляхимович, И.И. Комментарий к Конституции Республики Беларусь : в 2 т. Т. 1 / И.И. Пляхимович. -Минск : Амалфея, 2015. - 1224 с.

Поступила 27.10.2018

LEGAL FRAMEWORK OF THE CONSTITUTIONAL GUARANTEE FOR DECENT PERSONAL DEVELOPMENT AND DEGRADABLE STANDARD OF LIVING

N. PANTELEEVA

The article reflects international legal regulation, in particular certain international legal acts, treaties

and commitments aimed at ensuring a decent standard of living and a dignified development of the individual.

The interrelation of international legal regulation with the provisions of the national legislation in the field

of social protection and social security of citizens' rights is shown.

Keywords: a decent standard of living, decent development of the individual, the mechanism of legal

regulation, provision of civil rights, social security, social protection, state social insurance, human rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.