Научная статья на тему 'ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / ИНВАЛИДЫ / ГАРАНТИИ / ПРАВА И СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шахновская И.В.

Рассматриваются вопросы правовой регламентации гарантий реализации прав и свобод инвалидов в Республике Беларусь. Изучается научная проблематика гарантирования прав инвалидов как социальной общности в целом. Дается анализ действующему законодательству, предлагаются мероприятия, направленные на совершенствование законодательства Республики Беларусь в сфере защиты прав и законных интересов инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шахновская И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUARANTEES OF IMPLEMENTATION OF THE RIGHTS OF DISABLED PEOPLE IN THE REPUBLIC OF BEDARUS

The issues of legal regulation of guarantees for the realization of the rights and freedoms of disabled persons in the Republic of Belarus are considered. The scientific problems of guaranteeing the rights of disabled people as a social community in general are studied. The analysis of current legislation is given, a number of aspects of improving the legislation of the Republic of Belarus in the sphere of protection of rights and legal interests of disabled persons are suggested.

Текст научной работы на тему «ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 342(476)

ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

И.В. ШАХНОВСКАЯ (Полоцкий государственный университет)

Рассматриваются вопросы правовой регламентации гарантий реализации прав и свобод инвалидов в Республике Беларусь. Изучается научная проблематика гарантирования прав инвалидов как социальной общности в целом. Дается анализ действующему законодательству, предлагаются мероприятия, направленные на совершенствование законодательства Республики Беларусь в сфере защиты прав и законных интересов инвалидов.

Ключевые слова: социальная общность, инвалиды, гарантии, права и свободы.

Инвалиды являются той социальной общностью, которая находится в социально уязвимом положении, что обусловлено особенностями физического, психического или иного состояния данной категории лиц. На основании этого актуальным является вопрос о рассмотрении гарантий, которые предоставлены инвалидам согласно действующему законодательству Республики Беларусь, а также разработки ряда предложений по его совершенствованию.

Основная часть. Инвалиды в Республике Беларусь являются социальной общностью, которая находится в социально уязвимом положении, обусловленном психическими и физическими особенностями данной категории лиц. В силу этого инвалиды нуждаются в необходимости дополнительной регламентации ряда гарантий в трудовой, социальной, конституционной, уголовно-исполнительной и иных сферах общественных отношений. Проблема правового статуса инвалидов в нашем государстве актуализировалась по причине ратификации в 2016 году Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов [11], что свидетельствует о повышенной заинтересованности государства к данной категории лиц. Официальные статистические данные показывают, что по итогам 2016 года численность инвалидов, получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, составила 554,9 тыс. человек (5,8% от численности населения страны), в том числе: инвалидов I группы - 86,5 тыс. человек; II группы - 266,4 тыс. человек, III группы - 172,4 тыс. человек, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет - 29,6 тыс. человек. Удельный вес женщин с инвалидностью в общей численности инвалидов составил 54,8%. Приведенная статистика свидетельствует о невысоком проценте инвалидов по сравнению с основной массой населения, однако цифра около 6% свидетельствует о существовании данной социальной общности. Кроме того, признание на уровне Конституции Республики Беларусь в качестве субъектов правоотношений указывает на значимость данной общности для государства. Такая небольшая цифра, объясняет Г.А. Василевич, в какой-то мере обусловлена высокими требованиями для получения группы инвалидности [2, с. 38]. Исходя из оценки статистических данных по гендерному признаку, здесь наблюдается примерное равенство мужчин и женщин, имеющих статус инвалида.

Актуализация внимания к проблеме инвалидов в Республике Беларусь объясняется и возросшим количеством научных публикаций за последние годы. В связи с этим отметим отдельные исследования таких авторов, как: Г.А. Василевич [2], А.М. Боголейко [1], Т.М. Киселева [5], Г.Б. Шишко [16], С.Г. Василевич [4], Г.Г. Куневич [8] и других. Так, Г. А. Василевич обращается к аспектам гарантий прав инвалидов в сфере трудовых правоотношений [2, с. 3]; статья А.М. Боголейко посвящена оценке уровня международного и национального регулирования прав инвалидов, внимание акцентируется на том, что в Республике Беларусь необходимо отойти от понятия «инвалид» и перейти к термину «люди с инвалидностью» [23, с. 18]; в работе С.Г. Василевича определяется ряд направлений по совершенствованию действующего законодательства, к числу которых автор относит обеспечение более активного участия в защите прав инвалидов общественных объединений инвалидов, наделения общественных объединений инвалидов правом нормотворческой инициативы и др. [4, с. 43]. Достаточно новую проблематику поднимает Т.М. Киселева, анализируя законодательство Республики Беларусь об образовании в части закрепления гарантий для молодых специалистов, имеющих статус инвалида [5, с. 62].

Законодательство Республики Беларусь в сфере защиты прав инвалидов представлено достаточным количеством нормативных правовых актов. Высшая юридическая сила среди них принадлежит Конституции, где имеется ряд правовых норм, касающихся гарантирования прав инвалидов. Это положения части 1 статьи 14 (принцип равенства при регулировании отношений между всеми социальными общностями), статьи 22 (запрет на дискриминацию, в том числе по мотиву инвалидности), статьи 47 (гарантирование инвалидам социального обеспечения) [7]. Следующим нормативным правовым актом является Закон Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 424-З «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»,

которым был ратифицирован такой важный международный документ, а также определивший Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в качестве государственного органа, курирующего вопросы, связанные с осуществлением Конвенции [11]. С момента ратификации Конвенции о правах инвалидов базовыми постулатами государственной политики в данной сфере являются проведение поощрения, защиты и обеспечения полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также обеспечение поощрения уважения чести и достоинства инвалидов.

Еще одним законодательным актом выступает Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-Х11 «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», положения которого направлены на определение государственной политики Республики Беларусь в отношении инвалидов, а также на обеспечение осуществления эффективных мер по их социальной защите, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества [12]. В данном Законе определены гарантии в различных сферах отношений для инвалидов, в частности, гарантии прав в сфере трудовых отношений. Как позитивные стоит отметить нормы статьи 19 Закона, в которых регламентирован запрет отказа нанимателя на заключение трудового договора либо продвижение по работе, на расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, перевода инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда выполнение трудовых обязанностей противопоказано индивидуальной программой реабилитации инвалида [12]. В то же время гарантии реализации данной правовой нормы имеют ряд проблемных аспектов. В частности, стоит обратить внимание на отсутствие в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях нормы об ответственности для нанимателя в случае отказа в приеме на работу по мотиву инвалидности. В соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» «инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Защита прав, свобод и законных интересов инвалидов в Республике Беларусь гарантируется государством и обеспечивается в судебном или ином порядке, установленном законодательством» [12]. Анализ нормы позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь гарантируется обеспечение всех доступных способов защиты прав для инвалидов. Одной из гарантий реализации прав является регламентация на уровне действующего законодательства ответственности для виновных лиц за нарушение прав. Положение части 1 статьи 14 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает запрет дискриминации по признаку инвалидности в сфере трудовых отношений [14]. Однако данная норма не содержит запрета на возможность позитивной дискриминации, когда этого требуют деловые качества работника либо такая необходимость обусловлена спецификой трудовой функции работника. В Трудовом кодексе Республики Беларусь глава 21 посвящена особенностям регулирования труда инвалидов. В соответствии с частью 2 статьи 283 Трудового кодекса «отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда выполнение трудовых обязанностей противопоказано индивидуальной программой реабилитации инвалида» [14]. Из этого следует, что в Республике Беларусь законодательством запрещен необоснованный отказ в приеме на работу по мотиву инвалидности, что предполагает одновременное наличие нормы об ответственности для лиц (нанимателей), совершивших такой отказ.

Отметим, что в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях содержатся положения об ответственности для нанимателей в отказе в приеме на работу в статье 9.16 [6]. В то же время нормы часть 1 статьи 9.16 содержит ответственность в случае необоснованного отказа при приеме на работу лица, направленного в счет брони. В части 2 данной нормы запрещается отказ в приеме на работу выпускников государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленных на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии. Ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу по мотивам инвалидности либо иного дискриминационного признаки не предусмотрено. На основании этого считаем необходимым включить в статью 9.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях часть 3 и изложить норму в следующей редакции: «Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу лицу в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, иных обстоятельств, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей».

Предложенные нами изменения и дополнения будут способствовать привлечению внимания со стороны общественности к проблеме инвалидов, реализации государственной политики в сфере обеспечения защиты прав данной категории граждан, а также усилению ответственности за дискриминацию. Кроме того, данные предложения будут направлены на обеспечение гендерного равенства в Республике Беларусь, что является приоритетным направлением в настоящий момент.

Следует обратить внимание на тот факт, что внесение изменений и дополнений в статью 9.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях не будет противоречить статье 190 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Нарушение равноправия граждан» [15]. Данная уголовно-правовая норма содержит материальный состав преступления и устанавливает уголовную ответственность для лиц, которые допустили дискриминацию в любых сферах общественных отношений. Обязательным признаком объективной стороны в данном случае будет выступать необходимость наступления общественно опасных последствий в виде причинения существенного вреда правам, свободам и законным интересам граждан.

В Законе Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» также содержится ряд гарантий, обозначенных через гарантированность реализации всех прав инвалидов, закрепленных в различных нормативных правовых актах [12], в которых имеется ряд недостатков в правовой регламентации. Так, проблемным аспектом остается вопрос реализации конституционного права инвалидов на участие в управлении делами государства. В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции «граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей» [7].

Из приведенной нормы видно, что каждый инвалид вправе принимать участие на равной основе со всеми гражданами в управлении делами государства, сущность которых состоит в реализации ряда политических прав (принимать участие в выборах, референдумах, собраниях и т.д.). Следовательно, если дать оценку уровню нормативной регламентации возможностей реализации прав инвалидов в сфере управления государством, то данную сферу стоит отметить положительно. В то же время проблема состоит в обеспечении реальных возможностей для инвалидов в части реализации прав, а именно гарантирования.

Данная проблематика была обозначена белорусским профессором Г. А. Василевичем, который делает акцент на необходимости активизации работы представительных органов в сфере защиты прав инвалидов, а также обеспечения реального участия данной категории лиц в работе таких органов.

Так, Г. А. Василевич, положительно оценивая историческую практику, отмечает, что «в 1990 году в Верховный Совет Республики Беларусь (БССР) было избрано 50 депутатов от общественных организаций, в том числе от общества инвалидов, общества слепых и общества глухих (они по сути также были инвалидами, но представляли различные общественные организации)» [3, с. 41]. Кроме того, автор видит возможным предусмотреть соответствующую квоту представителей общественных организаций, представляющих инвалидов, в Избирательном кодексе Республики Беларусь при формировании Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [3, с. 41].

Обязательность участия в законодательном органе государства представителей инвалидов явилась бы весомой гарантией в реализации их прав. Показательно, что в Национальном собрании Республики Беларусь нет ни одного депутата и члена «на инвалидной коляске». Кроме того, среди кандидатов на выборах, как правило, не представлена данная категория лиц. В то же время кардинально изменять высший представительный орган государства необходимо поэтапно, начиная с реального обеспечения участия инвалидов в деятельности местных Советов депутатов. В данном направлении должна быть проведена масштабная работа по внесению изменений и дополнений в избирательное законодательство.

Так, считаем необходимым дополнить статью 19 Избирательного кодекса Республики Беларусь частью 3 (прим. 1) и изложить норму в следующей редакции: «Списки граждан-инвалидов составляются на основе данных, предоставляемых соответствующими органами по труду, занятости и социальной защите по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии». Ведение в особом порядке списка граждан-инвалидов позволит обеспечить их максимальный учет, отразить реальную численность таких лиц на каждом избирательном участке, цифры которой будут указывать на необходимость создания безбарьерной среды для доступа инвалидов на конкретный избирательный участок. В настоящий момент при проведении выборов такого рода информация по каждому избирательному участку отсутствует.

Для дачи оценки по нормативной регламентации гарантированности обеспечения участия инвалидов в голосовании стоит проанализировать нормы законодательства относительно создания безбарьерной среды. Так, глава 6 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» посвящена основам создания такого рода условий. Согласно части 1 статьи 24 данного Закона установлено, что «республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации обеспечивают инвалидам необходимые условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, местами отдыха и досуга» [12]. Из этого следует, что акцент законодателя в данной норме сделан на необходимость обеспечения безбарьерной среды на объектах социального и жилого пользования. В то же время необходимость создания особых условий на участках для голосования не предусмотрена. На основании этого считаем необходимым внести изменения

и дополнения в часть 1 статьи 24 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» и изложить норму в следующей редакции: «Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации обеспечивают инвалидам необходимые условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, участкам для голосования, беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, местами отдыха и досуга».

На наш взгляд, включение в перечень обязательных объектов для создания особых условий для жизнедеятельности инвалидов позволит повысить внимание государственных органов на проблему реального доступа инвалидов к участкам для голосования, к информации и т.д. В силу возможности и сосредоточения инвалидов в местах проживания (исходя из статистических данных, учет которых предложен нами выше) избирательный участок может быть организован исходя из обеспечения максимальной доступности для инвалидов. В развитие таких положений необходимо внести изменения и дополнения в статью 51 Избирательного кодекса Республики Беларусь путем включения в нее части 11 и изложить норму в следующей редакции: «Для организации голосования инвалидов могут быть созданы специальные условия в соответствии с действующим законодательством». Данные предложения будут способствовать гарантированности обеспечения реализации активного избирательного права инвалидов.

Проблема прав инвалидов в сфере управления делами государства состоит также в сложности реализации пассивного избирательного права - «права быть избранным». В этой связи было бы актуальным рассмотреть вопрос о возможности наделения правом выдвигать кандидатов в местные Советы депутатов общественные объединения инвалидов по аналогии с трудовыми коллективами. Для этого необходимо внести в Избирательный кодекс Республики Беларусь статью 641 и изложить ее в следующей редакции:

Статья 641 «Порядок выдвижения кандидатов в местные Советы депутатов общественными объединениями инвалидов

Выдвижение кандидатов в депутаты местных Советов депутатов от общественных объединений инвалидов (далее - Объединение) осуществляется на собраниях (конференциях) их членов, либо иными способами, предусмотренными уставными документами объединения.

Собрания (конференции) членов Объединения созываются по инициативе группы избирателей, являющихся членами Объединения.

Кандидат в депутаты местного Совета депутатов может быть выдвинут, если на собрании Объединения присутствует более половины его состава.

Объединение с соблюдением требований части третьей настоящей статьи вправе выдвинуть только по одному кандидату в депутаты каждого территориального уровня местных Советов депутатов».

Предложенные нами изменения позволят активизировать работу общественных объединений в сфере защиты прав инвалидов, что будет способствовать развитию гражданского общества в Республике Беларусь, а также дальнейшему построению демократического и правового государства.

Законодательство Республики Беларусь в сфере защиты прав инвалидов представлено также Законом Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», положения которого направлены на определение правовых и организационных основ предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов в целях предотвращения случаев возникновения инвалидности, улучшения качества жизни инвалидов, их социальной адаптации и интеграции в общество, а также восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций организма и имеющихся ограничений жизнедеятельности инвалидов в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями [10]. Положительно стоит оценить внесение изменений и дополнений в данный Закон в 2018 году [9]. В частности, были внесены изменения, которые касаются обеспечения участия общественных объединений инвалидов в формировании государственных программ реабилитации инвалидов, что значительным образом повышает активность таких объединений, как институтов гражданского общества. Кроме того, Законом о внесении изменений и дополнений от 9 января 2018 года № 91-З были расширены полномочия местных органов власти в части разработки комплекса региональных мероприятий по реабилитации инвалидов и их финансирования за счет местных бюджетов [9].

Среди законодательных актов важное место занимает Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017-2025 годы» (далее - Национальный план) [13]. Национальный план является основополагающим документом, призванным обеспечить создание необходимых условий и механизмов для реализации положений Конвенции в Беларуси на основании консолидации усилий государственных органов, организаций и институтов гражданского общества [13]. В Национальном плане дается оценка действующему белорусскому законодательству в сфере защиты

прав инвалидов, которое в целом оценивается позитивно. Вместе с тем отмечается ряд основных направлений (мер), которые должны быть реализованы в целях обеспечения полноправного участия инвалидов в жизни общества и государства. К числу важнейших таких мер Национальным планом отнесены следующие: дальнейшее совершенствование формирования баз данных инвалидов; обеспечение занятости инвалидов; разработка образовательных стандартов для детей-инвалидов; создание института «персонального ассистента инвалида»; реструктурирование системы финансирования процессов реабилитации; социальная поддержка инвалидов путем введения «персонального бюджета инвалида» и др. [13].

Ряд гарантий в сфере социального обеспечения предусмотрен такими нормативными актами, как: Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании»; Закон Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»; Указ Президента Республики Беларусь «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения»; Указ Президента Республики Беларусь «О государственной адресной социальной помощи» и др.

Заключение. Правовой статус инвалидов как социальной общности в Республике Беларусь представлен достаточно большим количеством нормативных правовых актов, которые содержат ряд гарантий в сфере трудовых отношений, в сфере социального обеспечения, создания безбарьерной среды для участия инвалидов в жизни общества и государства и др.

Анализ данного блока законодательства позволяет в целом положительно оценить гарантирован-ность реализации прав и свобод инвалидов. В то же время ряд проблем для решения является актуальным для государства, особенно после ратификации Конвенции о защите прав инвалидов и принятия Национального плана. Предложенные нами изменения и дополнения соответствуют тем основным направлениям, которые обозначены как важные для исполнения в Национальном плане.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боголейко, А.М. Совершенствование национального законодательства Республики Беларусь в области обеспечения и защиты прав людей с инвалидностью / А.М. Боголейко // Проблемы обеспечения прав инвалидов и иных лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите : сб. материалов круглого стола, 26 дек. 2017 г., Минск / БГУ, юрид. фак., каф. конституционного права ; редкол.: Г.А. Василевич [и др.]. - Минск : БГУ, 2018. - С. 16-28.

2. Василевич, Г.А. Гарантии прав инвалидов в сфере трудовых отношений / Г.А. Василевич // Проблемы обеспечения прав инвалидов и иных лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите : сб. материалов круглого стола, 26 дек. 2017 г., Минск / БГУ, юрид. фак., каф. конституционного права ; редкол.: Г.А. Василевич [и др.]. - Минск : БГУ, 2018. - С. 3-8.

3. Василевич, Г.А. Гарантии прав инвалидов с сфере трудовых отношений / Г.А. Василевич // Трудовое и социальное право. - № 1. - 2018. - С. 38-41.

4. Василевич, С.Г. О дополнительной защите прав лиц с ограниченными способностями / С.Г. Василевич // Проблемы обеспечения прав инвалидов и иных лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите : сб. материалов круглого стола, 26 дек. 2017 г., Минск / БГУ, юрид. фак., каф. конституционного права ; редкол.: Г.А. Василевич [и др.]. - Минск : БГУ, 2018. - С. 40-49.

5. Киселева, Т.М. Особенности статуса молодых специалистов, имеющих инвалидность / Т.М. Киселева // Проблемы обеспечения прав инвалидов и иных лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите : сб. материалов круглого стола, 26 дек. 2017 г., Минск / БГУ, юрид. фак., каф. конституционного права ; редкол.: Г.А. Василевич [и др.]. - Минск : БГУ, 2018. - С. 61-65.

6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-3 : принят Палатой Представителей 17 дек. 2002 г. : одобрен Советом Республики 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

7. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

8. Куневич, Г. Г. Компетенция органов местного самоуправления в обеспечении прав инвалидов / Г. Г. Куневич // Проблемы обеспечения прав инвалидов и иных лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите : сб. материалов круглого стола, 26 дек. 2017 г., Минск ; БГУ, юрид. фак., каф. конституционного права ; редкол.: Г.А. Василевич [и др.]. - Минск : БГУ, 2018. - С. 71-85.

9. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 9 янв. 2018 г. № 91-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

10. О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 23 июля 2008 г. № 422-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 янв. 2018 г. № 91-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2018.

11. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 18 окт. 2016 г., № 424-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

12. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 11 нояб. 1991 г. № 1224-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 16 нояб. 2010 г. № 192-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2018.

13. Об утверждении Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017-2025 гг. [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 13.06.2017 № 451 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

14. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г. № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 года : одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 13 нояб. 2017 г. № 68-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

15. Уголовный кодекс Респ. Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г. № 275-З : Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года : одобр. Советом Республики 24 июня 1999 года : в ред Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. № 53-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

16. Шишко, Г.Б. Правовое регулирование труда инвалидов, работающих в надомной сфере / Г.Б. Шишко // Проблемы обеспечения прав инвалидов и иных лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите : сб. материалов круглого стола, 26 дек. 2017 г., Минск / БГУ, юрид. фак., каф. конституционного права ; редкол.: Г. А. Василевич [и др.]. - Минск : БГУ, 2018. - С. 103-112.

Поступила 16.04.2018

GUARANTEES OF IMPLEMENTATION OF THE RIGHTS OF DISABLED PEOPLE IN THE REPUBLIC OF BEDARUS

I. SHAKHNOVSKAYA

The issues of legal regulation of guarantees for the realization of the rights and freedoms of disabled persons in the Republic of Belarus are considered. The scientific problems of guaranteeing the rights of disabled people as a social community in general are studied. The analysis of current legislation is given, a number of aspects of improving the legislation of the Republic of Belarus in the sphere of protection of rights and legal interests of disabled persons are suggested.

Keywords: social community, disabled, guarantees, rights and freedoms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.