Научная статья на тему 'Порядок рассмотрения жалоб граждан, поступающих в суды общей юрисдикции в области защиты конституционных прав на труд'

Порядок рассмотрения жалоб граждан, поступающих в суды общей юрисдикции в области защиты конституционных прав на труд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ СПОРЫ / ТРУДОВЫЕ ДЕЛА / СУД / ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ / ТРУДОВЫЕ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шильвян Анастасия Викторовна

В статье анализируется порядок рассмотрения жалоб граждан, поступающих в суды общей юрисдикции в области защиты конституционных прав на труд. Предложено ввести в Республике Беларусь институт конституционной жалобы по трудовым и связанным с ними отношениям, который способствовал бы обеспечению права каждого работника на доступ к конституционному правосудию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок рассмотрения жалоб граждан, поступающих в суды общей юрисдикции в области защиты конституционных прав на труд»

ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ ГРАЖДАН, ПОСТУПАЮЩИХ В СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НА ТРУД Шильвян А.В.

Шильвян Анастасия Викторовна — магистрант, юридический факультет, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье анализируется порядок рассмотрения жалоб граждан, поступающих в суды общей юрисдикции в области защиты конституционных прав на труд. Предложено ввести в Республике Беларусь институт конституционной жалобы по трудовым и связанным с ними отношениям, который способствовал бы обеспечению права каждого работника на доступ к конституционному правосудию.

Ключевые слова: трудовые споры, трудовые дела, суд, институт конституционной жалобы, трудовые и связанные с ними отношения.

Поступающие в суды жалобы в области защиты конституционных прав граждан рассматриваются судами либо в рамках Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц», либо в процессуальном порядке в рамках гражданского судопроизводства [1].

При рассмотрении трудовых споров суды применяют законодательство о труде Республики Беларусь, а также руководствуются разъяснениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащимися в соответствующих постановлениях.

Судами рассматриваются следующие категории трудовых споров: о понуждении нанимателя к заключению трудового договора; о досрочном расторжении контракта в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного, трудового договора; о восстановлении на работе; об изменении формулировки причины увольнения; о взыскании среднего заработка за задержку расчета при увольнении и за задержку выдачи трудовой книжки; о взыскании заработной платы и премий; об отмене дисциплинарных взысканий и др. [2].

Трудовые дела, по общему правилу, рассматриваются районными судами общей юрисдикции. Так, в соответствии с п. 69 Инструкции по делопроизводству в районных (городских) судах Республики Беларусь, утвержденной Приказом Верховного Суда Республики Беларусь от №81 06.10.2014 исковые заявления по трудовым спорам, поступившие в суд, проходят первичную обработку, которая осуществляется уполномоченным работником канцелярии, после чего - регистрируются в журнале входящих документов, а затем - в учетно-статистических карточках, а также проходят компьютерную регистрацию в автоматизированной информационной системе. После регистрации исковые заявления передаются на рассмотрение председателю суда, который распределяет дела между судьями с учетом специализации, действующей в суде, путем проставления соответствующей резолюции.

В случае принятия трудового дела к производству судья определяет категорию дела, по которой оно будет учтено в статистическом отчете, указывает номер строки на определении о возбуждении дела и подготовке его к судебному разбирательству [3].

Исковое заявление о возбуждении дела рассматривается судьей в течение трех дней после поступления его в суд. Исковые заявления, поданные с нарушением требований статей 242 и 243 ГПК или не оплаченные государственной пошлиной, по определению судьи остаются без движения, о чем извещается истец. Эти заявления хранятся в специальном наряде. Если недостатки не будут устранены истцами в назначенный судьей срок, эти заявления считаются неподанными. Такие заявления и приложенные к ним документы с копией определения суда возвращаются истцам [4].

В силу части 3 статьи 241 ТК работники при рассмотрении индивидуальных трудовых споров (глава 17 ТК), в том числе и о восстановлении на работе, освобождены от уплаты судебных расходов (в том числе судебных расходов, понесенных нанимателем (ответчиком) при рассмотрении индивидуального спора, если в иске истцу (работнику) отказано. В тоже время, работник не

освобождается от уплаты судебных расходов, понесенных нанимателем (истцом) по делам о возмещении ущерба при удовлетворении судом иска нанимателя к работнику.

Решая вопрос о возбуждении производства по трудовому спору, судья обязан выяснить, установлен ли для данного спора части 2 статьи 236 ТК обязательный внесудебный порядок его разрешения КТС [2].

Если отсутствуют основания для отказа в возбуждении дела (статьи 245 и 246 ГПК), судья в указанный срок, если иное не предусмотрено ГПК или иными законами, выносит определение о возбуждении дела и о подготовке его к судебному разбирательству.

Подготовка дела к судебному разбирательству - обязательная стадия гражданского процесса, призванная путем процессуальных действий судьи содействовать сторонам в истребовании необходимых для установления истины по делу доказательств и обеспечить правильное и своевременное его рассмотрение и разрешение.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья принимает меры по созданию условий для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для дела. Поэтому он определяет степень достаточности представленных юридически заинтересованными в исходе дела лицами доказательств и в случае их недостаточности предлагает представить дополнительные доказательства. Если для названных лиц представление дополнительных доказательств невозможно, судья содействует в истребовании таких доказательств (часть 3 статьи 179 ГПК).

Определение о подготовке дела к судебному разбирательству должно содержать указание на конкретные действия судьи, которые следует совершить с учетом содержания поступившего заявления (жалобы), а в случае возложения обязанности по совершению отдельных действий на юридически заинтересованных в исходе дела лиц судья в определении указывает сроки, в течение которых должны быть совершены эти действия.

При рассмотрении дела по существу необходимо окончательно: 1) определить состав и позиции юридически заинтересованных в исходе дела лиц; 2) установить предмет доказывания, а также получить, исследовать и правильно оценить все необходимые доказательства; 3) правильно выбрать и применить соответствующую норму права

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора в областном (Минском городском) судах, Верховном Суде Республики Беларусь по протестам должностных лиц в порядке главы 33 ГПК.

Следует отметить, что трудовые споры, по общему правилу, подсудны судам первой инстанции. Вместе с тем, областные, Минский городской суды вправе изъять любое гражданское дело из районного (городского) суда, находящегося на территории соответствующей области, города Минска, и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции; Верховный Суд Республики Беларусь вправе изъять любое гражданское дело из любого суда общей юрисдикции Республики Беларусь и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции.

Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь не могут быть предметом пересмотра в порядке судебного надзора, т.е. надзорное производство принято считать последней судебной инстанцией [4].

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь судебные постановления судов общей юрисдикции в Конституционный Суд Республики Беларусь не могут быть обжалованы.

Значительное место в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь занимает защита социально-экономических прав граждан, к которым относятся право на труд, его справедливую оплату, объединение в профсоюзы, достойный уровень жизни, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом и др.

Исходя из этого можно сделать вывод, что и в Республике Беларусь назрела необходимость введения института конституционной жалобы по трудовым и связанными с ними отношениям. Таким образом, полагаем, что учреждение института конституционной жалобы по трудовым и связанными с ними отношениям способствовало бы обеспечению права каждого работника на доступ к конституционному правосудию, поскольку защита этих прав имеет большое значение для каждого гражданина и они определяют его повседневную жизнь, материальное положение и социальную обеспеченность [5].

Проанализировав порядок рассмотрения жалоб граждан, поступающих в суды общей юрисдикции в области защиты конституционных прав на труд, следует вывод о том, что данный порядок конкретно не закреплен ни в ТК, ни ГПК. В связи с чем, суды в своей практической деятельности, т.е. при рассмотрении трудовых споров, обращаются к другим

65

нормативным правовым актам, регламентирующим данный вопрос, например, к постановлениям Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Инструкции по делопроизводству и т.д.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что судебная защита осуществляется всей судебной системой государства, состоящей из нескольких звеньев - судов первой, кассационной и надзорной инстанций. Представляется, так же, как не может быть ограничено право на обращение в суд первой инстанции, не может быть ограничено право на обращение в суды кассационной и надзорной инстанций.

Список литературы

1. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь, 18.07.2011 № 300-3: в ред. от 15.07.20156 №306-3 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

2. Трудовой кодекс Республики Беларусь: 26 июля 1999 г., № 296-3: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2015 г. № 305-3 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

3. Инструкция по делопроизводству в районных (городских) судах Республики Беларусь: Приказ Верховного Суда Респ. Беларусь, 06.10.2014 № 81: в ред. от 03.08.2016 №81 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

4. Гражданский процессуальный кодекс: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998: с изм. и доп. от 09.01.2017 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

5. Петрович В.К. Право граждан на обращение в органы конституционной юстиции: международный опыт и национальная практика. [Электронный ресурс]: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/28697//Petrovich._V._K._143_146.pdf/ (дата обращения: 04.04.2017).

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ ПРАВАХ ГРАЖДАН В РФ

Аннакулиев Б.А.

Аннакулиеа Батыр Аннабердиевич — студент, кафедра гражданско-правовых дисциплин, факультет юриспруденции, Северо-Кавказская государственная гуманитарно—технологическая академия, г. Черкесск

Аннотация: в статье рассмотрены основные вопросы надзорной функции органов прокуратуры за соблюдением ТК РФ и других актов трудового законодательства. Большой промежуток времени функция надзора за трудовым законодательством находилась в руках профессиональных союзов и технических инспекций труда, которые также находились под их контролем.

На данный момент функцию надзора за соблюдением трудового законодательства осуществляют: федеральный орган контроля за охраной труда, органы прокуратуры, а также специальные органы надзора.

Ключевые слова: работник, надзор, контроль, инспекция труда, трудовое законодательство, акты прокурорского реагирования, проверка, обследования и т.д.

Такое направление деятельности органов прокуратуры, как контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства выступает как один из способов для защиты прав и интересов работников. Проверки, обследования и другие правовые методы, которыми пользуются органы, осуществляющие надзора за соблюдением трудового законодательства являются рычагами для воздействия на субъектов правонарушения и привлечения виновных к ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.