Научная статья на тему 'Правовые основы и принципы функционирования системы социальной защиты населения в России'

Правовые основы и принципы функционирования системы социальной защиты населения в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
711
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL POLICY / SOCIAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексеев А. Ю., Яковлев А. Ю.

В статье говорится о правом обеспечении системы социальной защиты населения в России и принципах ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы и принципы функционирования системы социальной защиты населения в России»

Алексеев А.Ю.1, Яковлев А.Ю.2 ©

'Кандидат экономических наук, 2кандидат политических наук, Государственный университет управления

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация

В статье говорится о правом обеспечении системы социальной защиты населения в России и принципах ее функционирования.

Ключевые слова: Социальная защита, социальная политика, социальная помощь. Keywords: Social protection, social policy, social assistance.

Сегодня среди основных направлений деятельности государства все большее значение уделяется социальной защите населения. Данная тенденция в определенной мере имеет отношение и к Российской Федерации, хотя по ряду параметров Россия еще отстает от других развитых стран Западной Европы и Северной Америки.

Право российских граждан на социальную защиту закреплено в ст. 7 основного закона страны, который провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». А именно в стране «охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Законодательное закрепление конституционных основ социальной политики нашли отражение в следующих нормативных правовых актах:

• Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

• Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

• Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

• Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

• Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

• Федеральный закон от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

• Федеральный закон от 9 января 1997 г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

• Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

• Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

• Федеральный закон от 07 ноября 2000 г. № 136-Ф3 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

• Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

© Алексеев А.Ю., Яковлев А.Ю., 2013 г.

• Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Свое воплощение социальная защита населения получила в совокупности социально-экономических мероприятий, среди которых можно выделить:

• обеспечение нетрудоспособных граждан России пенсиями (по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, социальной пенсии);

• выплату пособий (по временной нетрудоспособности, безработице, беременности и родам, на содержание детей);

• оказание адресной помощи малоимущим слоям населения и гражданам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию (в том числе беженцам и переселенцам);

• обеспечение инвалидов лекарствами, протезно-ортопедическими изделиями, бесплатным проездом на транспорте, их профессиональное обучение, переобучение и трудоустройство;

• создание комплекса социальных служб и центров социального обслуживания населения;

• оказание социальной помощи на дому;

• работу социальных приютов для детей.

Если говорить о категориях граждан, нуждающихся в социальной защите, то, в первую очередь, это:

• лица пожилого возраста, особенно одинокие и одинокопроживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);

• инвалиды (Великой Отечественной войны, детства и др.);

• семьи, в которых проживают дети-инвалиды;

• дети с девиантным поведением;

• дети - круглые сироты;

• лица с ограниченными возможностями;

• граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

• вынужденные беженцы и переселенцы;

• малообеспеченные семьи;

• многодетные семьи;

• одинокие матери;

• молодые студенческие семьи;

• безработные.

Указанным категориям граждан социальную помощь оказывает система органов социальной защиты и подведомственные им учреждения и организации.

Необходимость социальной защиты вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему норм, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. А ее сущность состоит в правовом обеспечении социально-экономических и общественно-политических прав и свобод человека и гражданина.

Подобная постановка вопроса имеет общепризнанный мировой характер но, в реальности, хотя права граждан и сформулированы в основном законе и иных нормативных правовых актах государств, в реальности зачастую они не находят своей реализации. В России современная система социальной защиты также на деле обеспечивает выполнения не всех и не в полной мере конституционных гарантий.

Тем не менее, 20-летняя практика социальной защиты населения в посткоммунистической России выработала ряд принципов ее организации:

• нормативно-правовой обеспеченности и регламентированности процедур;

• гарантированности и надежности;

• стимулирования к активной деятельности;

• использование заработной платы как основного источника обеспечения социальной зашиты занятого трудоспособного населения;

• регулирования доходов;

• приоритетности предоставления социальных услуг отдельным категориям жителей;

• единства и адресности поддержки;

• постоянного совершенствования.

Прежде всего, в основе любой государственной политики и деятельности органов власти лежат правовые нормы и четкая регламентированность всех действий и процедур.

Следующим выступает надежность системы социальной защиты. Она предполагает создание таких механизмов государственных гарантий, при которых практически исключается возможность возникновения ситуации, при которой помощь не дойдет до того или иного гражданина.

Далее идет стимулирующий принцип. Он с одной стороны, должен быть направлен на активизацию деятельности работающего, а с другой не обделять помощью действительно нуждающихся жителей, не способных осуществлять полноценную трудовую деятельность по независящим от них обстоятельствам.

Не менее важная роль отводится использованию заработной платы в качестве основного источника обеспечения социальной зашиты занятого трудоспособного населения. Общественная инфраструктура создается таким образом, чтобы она содействовала росту человеческого фактора и повышению эффективности его деятельности. Государственные социальные стандарты в области оплаты труда предусматривают установление минимального размера оплаты труда в пределах прожиточного минимума, нормативы и порядок выплаты вознаграждения, индексации заработной платы, порядок оплаты сверхурочных работ и др.

Помимо вышеуказанного, государство регулирует соотношение сверхвысоких и низких доходов различных групп населения с тем чтобы сглаживать экономическое неравенство и предотвращать возможные социальные взрывы и потрясения.

В виду ограниченности размера бюджета, выполняя социальные функции, государство вынуждено устанавливать приоритетность и очередность предоставления помощи тем или иным группам граждан.

Осуществляемая властями поддержка представляет собой систему и имеет адресную направленность на поддержку нуждающихся и незащищенных слоев и малоимущих групп населения.

Крайне важным является обязательность непрерывного совершенствования системы социальной защиты, т.к. нередко в ряде случаев только оперативное вмешательство способно предотвратить наступление негативных последствий.

Справедливости ради стоит отметить, что не все из приведенных принципов воплощены в жизнь в России, часть застыла в виде лозунгов, некоторые просто еще не дождались своего часа.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

2. Зотов В.Б. Управление социально-экономическим развитием региона в условиях глобального кризиса // Экономика мегаполисов и регионов, 2009, №4.

3. Яковлев А.Ю. О некоторых особенностях государственного и муниципального управления в Индии: право и традиции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012, №12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.