Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В ОБЛАСТИ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В ОБЛАСТИ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / ТКО (ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ) И ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанцев Сергей Яковлевич, Саркисов Олег Ростиславович, Любарский Евгений Леонидович

Рассматривается ситуация в стране в области отходов производства и твердых коммунальных отходов, уровень нанесенного ущерба окружающей среде и здоровью населения загрязнением, наличие действующих нормативно-правовых актов, эффективность принимаемых мер. Определяются задачи, стоящие перед государством и обществом, направленные на улучшение деятельности отрасли по переработке отходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CONDITIONS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY IN THE FIELD OF INDUSTRIAL WASTE AND SOLID MUNICIPAL WASTE IN THE RUSSIAN FEDERATION: ENVIRONMENTAL AND LEGAL ASPECT

The situation in the country in the field of industrial waste and municipal solid waste, the level of damage caused to the environment and public health by pollution, the availability of existing regulatory legal acts, the effectiveness of measures taken are considered. The tasks facing the state and society aimed at improving the activities of the waste processing industry are determined.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В ОБЛАСТИ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Научная статья УДК 34:504.5

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1 -134-138 NIION: 2003-0059-1/23-564 MOSURED: 77/27-003-2023-01-763

Правовые основы и перспективы развития отрасли в области отходов производства и твердых коммунальных отходов в Российской Федерации: эколого-правовой аспект

Сергей Яковлевич Казанцев1, Олег Ростиславович Саркисов2, Евгений Леонидович Любарский3

1 Казанский юридический институт МВД РФ, Казань, Республика Татарстан, menedqment@mail.ru

2 Институт социальных и гуманитарных знаний, Казань, Республика Татарстан, oleg_sarkisov@mail.ru

3 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Республика Татарстан, elyubars@ mail.ru

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Татарстан Э. Е. Сафонов

Аннотация. Рассматривается ситуация в стране в области отходов производства и твердых коммунальных отходов, уровень нанесенного ущерба окружающей среде и здоровью населения загрязнением, наличие действующих нормативно-правовых актов, эффективность принимаемых мер. Определяются задачи, стоящие перед государством и обществом, направленные на улучшение деятельности отрасли по переработке отходов.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, развитие отрасли по переработке отходов производства и потребления, ТКО (твердых коммунальных отходов) и перспективы улучшения деятельности

Для цитирования: Казанцев С. Я., Саркисов О. Р., Любарский Е. Л. Правовые основы и перспективы развития отрасли в области отходов производства и твердых коммунальных отходов в Российской Федерации: эколого-правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 134-138. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-134-138.

Original article

Legal conditions and prospects for the development of the industry in the field of industrial waste and solid municipal waste in the Russian Federation: environmental and legal aspect

Sergey Ya. Kazantsev 1, Oleg R. Sarkisov2, Evgeny L. Lyubarskiy3

1 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Kazan, Republic of Tatarstan,

menedqment@ mail.ru

2 Institute of Social and Humanitarian Knowledge, Kazan, Republic of Tatarstan, oleg_sarkisov@ mail.ru

3 Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Republic of Tatarstan, elyubars @ mail.ru

Reviewer: Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Honored Lawyer of the Republic of Tatarstan E. E. Safonov

Abstract. The situation in the country in the field of industrial waste and municipal solid waste, the level of damage caused to the environment and public health by pollution, the availability of existing regulatory legal acts, the effectiveness of measures taken are considered. The tasks facing the state and society aimed at improving the activities of the waste processing industry are determined.

Keywords: environmental protection, development of the industry for the processing of production and consumption waste, MSW (solid municipal waste), prospects for improving its activities

For citation: Kazantsev S. Ya. Sarkisov O. R., Lyubarskiy E. L. Legal conditions and prospects for the development of the industry in the field of industrial waste and solid municipal waste in the Russian Federation: environmental and legal aspect. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):134-138. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-134-138.

Среди техногенных нагрузок серьезную проблему для России представляют отходы. На территории страны за последние десятилетия накоплены десятки миллиардов тонн твердых и коммунальных отходов производства и потребления, свалки в том виде, в котором они сегодня существуют, должны

© Казанцев С. Я., Саркисов О. Р., Любарский Е. Л., 2023

быть ликвидированы или преобразованы в современные хранилища [1]. Президентом Российской Федерации в 2012 г. утвержден ключевой документ, определивший основные направления деятельности по охране окружающей среды на долгосрочную перспективу — «Основы государственной политики в

JURISPRUDENCE

области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 30 апреля 2012 г. № 1102-пр. Важным распоряжением определены основные задачи государственного управления в экологической сфере, к которым отнесена и необходимость обеспечения экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления. Российская нормативно-правовая база в этой области насчитывает более 200 документов только федерального уровня, в том числе 20 законов, 40 постановлений, около десяти распоряжений Правительства РФ и 180 нормативных документов федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, Российская Федерация подписала и ратифицировала ряд международных соглашений, регулирующих эту важную проблему. К ним можно отнести Конвенцию о контроле над трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция от 22 марта 1989 г, с поправками по состоянию на 8 октября 2005 г.) Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с правительствами 14 государств, в которых закреплены основные направления сторон в охране окружающей среды, в том числе по удалению, обезвреживанию, переработке и использованию промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов, контроль над транспортным перемещением токсичных отходов.

Вместе с тем, в РФ одной из наиболее острых экологических проблем в настоящее время является загрязнение окружающей природной среды, атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв и растительности отходами производства и потребления. Объекты размещения отходов производства и твердых коммунальных отходов (ТКО) являются источниками потенциальных экологических рисков, поскольку на них сосредоточены в больших количествах отходы разного морфологического и химического состава, взаимодействующие друг с другом [2]. К ним можно отнести опасные субстанции, которые выделяют тяжелые металлы (кадмий, никель, ртуть), они сконцентрированы в отвалах, терриконах, несанкционированных свалках, на территориях предприятий, у зданий жилых массивов городов и поселений. Летучая зола заводов, сжигающих отходы (мусоросжигательных заводов), обогащена хлоридами, тяжелыми металлами, свинцом, цинком; попадая в слизистую людей при дыхании, они нано-

сят большой ущерб здоровью населения страны и окружающей среде. Кроме того, как показывает мировая статистика, число онкологических заболеваний, согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), связано с количеством мусоросжигательных заводов. На состояние окружающей среды оказывает негативное влияние и то, что почва вокруг мусорных контейнеров в радиусе 15 м относится к сильно загрязненной территории по биологическим показателям [3]. Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд т отходов, из которых используется (перерабатывается) лишь 2 млрд т или 28,6 %. Так, по данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, только в течение 2017 г. в России образовалось 6220,6 млн т бытовых отходов, а к началу 2021 г. накоплено бытовых (коммунальных) и образующих отходов добывающих промышленных производств (заводских комплексов, предприятий) 51 млрд 75 млн т. Особую реальную опасность для здоровья людей представляют радиоактивные отходы, т. е. вещества, содержащие элементы, способные к ядерному излучению, случайно попавшие в полотно дорог, в панели, блоки жилых и общественных зданий, заводских сооружений, на бытовую свалку. Уже ни один год продолжается так называемая мусорная реформа, но особой эффективности она пока не достигла. В стране за последние два года стали перерабатывать всего на 2 % больше отходов, а более 90 %, по-прежнему, утилизируют на полигонах — сжигается около 2 % мусора, а перерабатывается 4 %, все остальное отправляется на свалки [4]. Следует подчеркнуть то, что в других странах переработка мусора не только защищает экологию, но и является экономически выгодной. Так, Швеция достигла таких эффективных способов переработки отходов, что импортирует «мусор» из других стран [5]. Китай ежегодно закупал в США бытовой мусор на 1 млрд долл., а США выпускали продукцию из этих отходов на 4 млрд долл. и продавал ее по всему миру.

Как показывает мировой опыт, «мусор» — это деньги; при хорошей продуманной организации и развитии этой отрасли государство может не только зарабатывать, но и создавать эффективную экономически выгодную систему. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) — феде-

ральный орган исполнительной власти подготовил предложения по совершенствованию законодательства об отходах производства и потребления. В этой связи в Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 225-ФЗ «Об отходах производства и потребления» были внесены дополнения, которые определили эффективность работы специально уполномоченных органов. Важным в документе является то, что на операторов и юридических лиц, занимающихся контролем этого направления, возлагается задача обеспечивать и осуществлять целенаправленную деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности.

Кроме того, на своих подведомственных территориях они обязаны обеспечивать и рассматривать вопросы разделения и хранения мусора, создавать, обслуживать, вести реестры контейнерных площадок по складированию твердых (бытовых), коммунальных отходов, отслеживать и учитывать вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Вместе с тем, в Российской Федерации в течение 2020 г. образовалось 6 млрд 956 млн т ТКО (на 10 % меньше, чем в 2019 г.). Утилизировано для повторного применения 3 млрд 406 млн т отходов. Однако, как показывает статистика, проблема остается; к началу 2021 г. в стране уже образовалось 51 млрд 75 млн т промышленных и бытовых отходов. Определенные сложности связанны с вывозом и переработкой твердых коммунальных отходов. К сожалению, данный процесс в нашей стране еще в стадии становления и развития. Вместе с тем, гражданское население России стремится правильно складировать мусор и отходы на придомовых территориях. Только за 2020 г. население российских городов накопило 49,6 млн т твердых коммунальных отходов. Платеж с человека вырос примерно на 150 руб. в зависимости от норматива накопления ТКО [6].

Тем не менее, к 2024 г. в России с учетом разработанной схемы, заложенной в нормативных актах, должны перерабатывать 60 % всего накопленного мусора, утилизировать можно будет лишь 36 %. Для этого необходимо построить 70 экотехнопарков — т. е. производств, комплектующих сортировку, переработку отходов и утилизацию того, что нельзя переработать. Министерство природных ресурсов РФ в своем письме от 9 ноября 2020 г. № 25-50/14385-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу разъясне-

ния по осуществлению лицензированной деятельности в области обращения с отходами производства и потребления» определило последовательность действий специально уполномоченных органов и органов местного самоуправления с отходами I-IV классов опасности. Кроме того, с 1 января 2020 г. за все этапы обращения с мусором — от его сбора и сортировки до ликвидации незаконных свалок — отвечают региональные системы операторов, с которыми заключаются договоры специально уполномоченными органами государства. Вывоз ТКО с придомовых территорий должна осуществлять лицензированная компания, входящая в состав оператора региона. В 2021 г. в ФЗ от 29 декабря 2014 г. № 458 «Об отходах производства и потребления» были внесены изменения Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170, касающиеся норм коммунальных и бытовых отходов; речь идет о поэтапном складировании и вывозе мусора. С 1 января 2021 г. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. № 1029 вступили в силу современные требования к разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Требования предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории. В нормативном документе даются четкие определения организации процесса обработки утилизации, обезвреживания, и организации раздельного сбора мусора.

Принятые и утвержденные дополнения и изменения направлены на улучшение экологического состояния территории страны, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранение природы России, защиты ее флоры и фауны от уничтожения. Кроме того, Правительством Российской Федерации разрабатываются проекты строительства современных заводов по переработке (сжиганию), правила и нормативы обращения с отходами, сбора мусора (раздельного сбора), захоронения органических соединений опасных продуктов. Пересматриваются полномочия деятельности федеральных, региональных и местных органов в области обращения с мусором и отходами. Вместе с тем, следует признать, что принятые меры до сих пор не достигли желаемого результата: в регионах действуют полигоны твердых коммунальных отходов,

JURISPRUDENCE

но не все объекты работают из-за отсутствия лицензий, не обеспечивается специально уполномоченными органами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами полная очистка территорий, не видна эффективность их работы в данной сфере. В России безопасная и выгодная переработка мусора еще не стала трендом. Об этом высказался Президент России В. В. Путин на встрече с генеральным директором «Российского экологического оператора» (РЭО) Д. Буцаевым 2 августа 2022 г. и назвал ситуацию с отходами производства «болевой точкой» России [7]. Следует отметить, что аналогичная ситуация сложилась и в Республике Татарстан. Здесь много делается для преодоления и решения отмеченных экологических проблем и дело не только в отсутствии должного финансирования; прежде всего, следует преодолеть косность мышления целого ряда руководителей крупных промышленных предприятий и организаций. Резко усилить контроль и надзор в сфере отходов производства и твердых коммунальных отходов.

В этой связи, как мы считаем, необходимо принять закон о создании и обеспечении деятельности важной отрасли — индустрии перерабатывающей отходы. Разработать целевую программу национального уровня, в рамках которой можно было бы сосредоточить имеющиеся ресурсы и последовательно решать накопившиеся проблемы в данной области. Ускорить строительство во всех регионах РФ новых комплексов по переработке мусора (отходов) любой категории, включая мусоросжигаю-щие и мусороперерабатывающие заводы, способные изготавливать из вторсырья новые материалы, которые повторно будут задействованы в производстве, взяв за основу опыт ряда зарубежных стран в этом направлении. Российским законодателям уже давно пора решить вопрос о внесении соответствующих изменений в Административный кодекс РФ, УК РФ в части увеличения ответственности за нанесенный ущерб окружающей среде и тяжести последствий.

Список источников

1. Чистота и порядок // Российская газета. 2018. 19 дек.

2. Толстокорова О. Н. Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Правила взаимодействия с региональным оператором // Экология

производства. Научно-практический журнал. 2019. № 2. С. 21-22.

3. Мусорный тариф опустили ниже урны // Коммерсанты 2019. 10 янв.

4. О мусоре // Российская газета. 2018. 21 дек.

5. Пушкарева А. С. Эффективные методы переработки мусора. Швеция // Молодой ученый. 2019. № 2. С. ll-l8.

6. Метры или люди: какой из способов взимания платы справедлив // Российская газета. 2019. 21 февр.

l. В России все меньше мусора. У Путина связали количество мусора с падением доходов населения // Московский комсомолец. 2022. 3 авг.

References

1. Cleanliness and order // Rossiyskaya Gazeta. 2018. 19 Dec.

2. Tolstokorova O. N. Solid municipal waste management (MSW). Rules of interaction with the regional operator // Ecology of production. Scientific and practical journal. 2019. No. 2. Р. 21-22.

3. The garbage tariff was lowered below the urn // Kommersant. 2019. 10 Jan.

4. About garbage // Rossiyskaya Gazeta. 2018. December 21.

5. Pushkareva A. S. Effective methods of waste recycling. Sweden // Young scientist. 2019. No. 2. Р. ll-l8.

6. Meters or people: which of the methods of charging is fair // Rossiyskaya Gazeta. 2019. February 21.

l. There is less and less garbage in Russia. Putin linked the amount of garbage with a drop in household incomes // Moskovsky Komsomolets. 2022. 3 Aug.

Библиографический список

1. Бобович Б. Б. Переработка промышленных отходов: учебник для вузов. М., 1999.

2. Бобылев С. Н., Новоселов А. Л., Гирусов Э. В. и др. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2002.

3. Круглов В. В. Опасные отходы в окружающей среде // Природа. 2012. № 11. С. 62.

4. Кузнецов В. Л., Крапильская Н. М., Юдина Л. Ф. Экологические проблемы твердых бытовых отходов. Сбор, ликвидация, утилизация: учеб. пособие. М., 2005.

5. Лысухо Н. А., Ерошина Д. М. Отходы производства и потребления, их влияние на природную

среду. Мн. : Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета, 2011.

6. Мусор уберут // Российская газета. 2018. 21 дек.

7. Шубов Л. Я. и др. Концепция управления муниципальными отходами мегаполиса // Научные и технологические аспекты охраны окружающей среды!. 2001. № 6.

Bibliographic list

1. Bobovich B. B. Processing of industrial waste: textbook for universities. M., 1999.

2. Bobylev S. N., Novoselov A. L., Girusov E. V., etc. Ecology and economics of nature management: textbook for universities. 2nd ed., pererab. M. : UNITY-DANA ; Law and Law, 2002.

3. Kruglov V. V. Hazardous waste in the environment // Nature. 2012. No. 11. P. 62.

4. Kuznetsov V. L., Krapilskaya N. M., Yudi-na L. F. Environmental problems of solid household waste. Collection, liquidation, disposal: studies. manual. M., 2005.

5. Lysukho N. A., Eroshina D. M. Waste of production and consumption, their impact on the natural environment. Mn. : International State Ecological Institute named after A. D. Sakharov of the Belarusian State University, 2011.

6. Garbage will be removed // Rossiyskaya Gazeta. 2018. 21 Dec.

7. Shubov L. Ya. et al. The concept of municipal waste management of megapolis // Scientific and technological aspects of environmental protection. 2001. № 6.

Информация об авторах

С. Я. Казанцев — профессор кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД РФ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации и Республики Татарстан;

О. Р. Саркисов — доцент кафедры теории и истории государства и права Института социальных и гуманитарных знаний, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Республики Татарстан;

Е. Л. Любарский — профессор кафедры ботаники и физиологии растений Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Татарстан.

Information about the authors

S. Ya. Kazantsev — Professor of the Department of Criminology of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan;

O. R. Sarkisov—Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Institute of Social and Humanitarian Knowledge, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Honored Worker of the Higher School of the Republic of Tatarstan;

E. L. Lyubarsky — Professor Department of Botany and Plant Physiology of Kazan (Volga Region) Federal University, Doctor of Biological Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 05.12.2022; принята к публикации 18.01.2023.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 05.12.2022; accepted for publication 18.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.