FORENSIC TYPOLOGY OF SUBJECTS OF VIOLENT VIOLENCE TO LIFE AND HEALTH OF INDIVIDUALS WITH MENTAL DISORDERS ARE NOT EXCLUDING RESPONSIBILITIES
A.V. Vardanyan
On the basis of the individual subjects of forensic analysis of violent crimes against life and health, mental disorders, not excluding sanity, presents the author's typology of these subjects.
Keywords: crime, violent crimes, crimes against life and health of the person, murder, motives, mental disorders, subjects, sanity, sexual motives, serial killers.
Vardanyan A.V., Doctor. jurid. Science, Professor, Head of the Department of Criminology FGKOU VPO "Rostov Institute of Law, Ministry of Internal Affairs of Russia”, tel. 8 (863) 2786101; E-mail: [email protected] (Russia, Rostov-on-Don)
УДК 343
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В США
А.Ю. Г оловин, А.А. Спиридонов
В статье представлен научный обзор правовых основ, а также методов и механизмов деятельности открытого правительства в Соединенных Штатах Америки.
Ключевые слова: открытое государственное управление, открытое правительство, открытость власти, свобода информации, открытые данные.
Концепция открытого правительства, активно формирующаяся в странах североамериканского континента, заслуживает научного и практического изучения в целях выявления позитивного опыта открытого государственного управления в современном обществе и высокотехнологичном мире и использования эффективных зарубежных инструментов такого управления в процессе развития и совершенствования работы открытого правительства в Российской Федерации и ее субъектах.
В Соединенных Штатах Америки в качестве стратегических целей развития механизмов открытого государственного управления называются укрепление демократии и повышение эффективности деятельности правительства страны. Правительство Соединенных Штатов декларирует, что открытость способствует развитию демократических институтов, причем несколькими путями. Так, государственные органы должны обеспечивать открытость и прозрачность своей деятельности перед обществом так, чтобы граждане имели возможность выразить свои мысли взгляды по различным политическим решениям и влиять на их
принятие. Институт открытости госуправления способствует укреплению демократии также путем стимулирования государственных служащих и должностных лиц лучше исполнять свои обязанности, обеспечивать прозрачность работы и принимаемых решений. Как следствие, государственные органы и должностные лица более подотчетны обществу в принятии ими различных решений.
Аналогичным образом декларируется, что большая открытость правительства США облегчает контроль за его деятельностью со стороны средств массовой информации и групп общественных наблюдателей и позволяет предотвратить нежелательные решения власти или такое воздействие на политиков, которое противоречит интересам общества либо способствует обеспечению интересов не всех его членов, а лишь отдельных привилегированных лиц. Достаточно содержательно некоторые элементы системы «открытое правительство» США рассмотрены в книге Бет Симон Новек «'1кь правительство: Как технологии могут сделать власть лучше, демократию сильнее, а граждан влиятельнее» [1].
В официальных документах Соединенных Штатов Америки неоднократно указывается, что реализация механизма открытости власти - это путь повышения эффективности ее деятельности. Когда правительство обеспечивает прозрачность принятия своих решений, то выносимые на суд общественности идеи активно дополняются и дорабатываются с учетом общественного мнения. Оценки таким идеям и проектам решений даются не самим правительством или отдельными должностными лицами, а специалистами и экспертами из негосударственной сферы. Это дает политикам возможность получать оценки своих идей и инструменты повышения их эффективности из многих источников и от многих специалистов. Предполагается, что такой подход является проявлением, так сказать, общественной мудрости. Кроме того, такой поход позволяет избежать лишних потерь в государственных ресурсах, сэкономить, что особо подчеркивается американскими властями, доллары налогоплательщиков, а также сократить траты на проблемные идеи и эффективно перераспределить ресурсы на перспективные государственные проекты.
Концепцией открытого правительства США предусмотрено повышение осведомленности электората о деятельности органов федеральной власти, что, как предполагается, поможет гражданам и в их повседневной жизни. Такие сведения помогут решать различные проблемы личного и потребительского характера, включая решение вопросов здоровья, ведения домашнего хозяйства, транспортной доступности и инфраструктуры. Как заявляется, более демократичное и эффективное правительство - это верный путь к обеспечению достойной жизни всех тех, кому власть должна служить.
В США инструменты отрытого госуправления сформированы и реализуются в рамках единой общегосударственной концепции открытого правительства. О
ключевых постулатах этой концепции можно судить по тексту преамбулы Национального плана действий «Открытое правительство», согласно которой органы государственной власти должны:
- быть более прозрачными на каждом уровне, для чего своевременно следует предоставлять максимально полную информацию о деятельности правительства и сделать ее легкодоступной для людей;
- вовлекать все больше своих граждан в процессы принятия решений, потому что это делает правительство более эффективным и ответственным;
- реализовывать высшие стандарты честности, потому что те, кто находятся во власти, должны служить людям, а не самим себе;
- расширять доступ к технологиям, потому что в существующем цифровом веке доступ к информации становится открытым для всех [2].
Эти ключевые постулаты положены в основу ряда основных методов и механизмов деятельности открытого правительства в США, исходя из степени реализации которых американские власти должны отчитываться перед населением о достижении поставленных задач в сфере открытого госуправления [3]. В числе таких методов (механизмов) особо выделяются:
1. Метод прозрачности (в оригинале - transparency), означающий обеспечение общества информацией о правительственной деятельности и гарантий ее доступности. Согласно официальным пояснениям, этот метод предполагает, например, раскрытие информации о том, что федеральные органы власти США делали или собираются делать. Предпосылкой реализации данного метода выступает наделение своих граждан правом знать, что, как и почему американское правительство делает и какие цели преследует при этом.
2. Метод партнерства (participation), выражающийся в том, что граждане страны уполномочены на большее, чем просто открыто наблюдать за действиями их правительства со стороны. Партнерство предполагает важное значение гражданской позиции в общественных делах и оценки характера действий должностных лиц на предмет их общественной полезности, формируемой как путем привлечения независимых от американского правительства экспертов и даже граждан, не имеющих каких-либо специальных знаний в той или иной сфере. Согласно американской теории открытого госуправления такое партнерство способствует расширению круга гражданских возможностей выражать свои альтернативные политические взгляды и мысли помимо голосования на выборах.
3. Метод сотрудничества ^collaboration), заключающийся в разрушении системы, разделяющей власть и простых граждан (так называемая система «мы против них»), исключающей возможности создания партнерских отношений с ними либо создающей такие отношения на уровне, недоступном для всех членов американского общества. Данный метод также означает, что граждане вправе не только просто зарегистрировать свое мнение по тому или иному вопросу государственной жизни, но и давать власти советы. Граждане могут
поучаствовать и в формировании плана работы государственных органов, а также поучаствовать в выборе конкретных инструментов и методов достижения властными органами определенных задач. Предполагается, что когда власть готова к сотрудничеству, граждане становятся ее верными партнерами в определении и достижении различных политических целей.
Именно три названных метода (механизма) - прозрачность, партнерство и сотрудничество - ложатся в фундаментальную основу концепции работы открытого правительства в США. Эта концепция, называемая также «директива» (OpenGovemmentDirective), была принята в декабре 2005 года, и стала руководством по работе в этой области для федеральных органов исполнительной власти Соединенных Штатов Америки. Эта директива включает в себя четыре инструкции. Первая из них определяет обязанность американских федеральных органов исполнительной власти и управления раскрывать сведения о своей деятельности. Более того, в своей деятельности министерства и агентства США должны уважать так называемую «презумпцию открытости».
Вторая из инструкций ориентирует американские министерства и агентства на обеспечение надлежащего качества предоставляемой обществу информации, особенно, если эта информация касается деятельности федерального правительства.
Третья инструкция, представленная в общей открытого правительства в США, имеет своей целью обеспечение участия федеральных органов исполнительной власти в формировании и введении в обиход культуры открытого госуправления. Для этого различным министерствам и агентствам предписано не только активно совершенствовать собственную деятельность в этой сфере, но и постоянно обмениваться положительным опытом между собой.
Четвертая инструкция, являющаяся частью общей директивы открытого правительства, содержит указания и рекомендации по расширению возможностей открытого госуправления в Соединенных Штатах с использованием новейших информационных технологий, средств и форм коммуникации.
Реализация вышеуказанных методов, механизмов и инструкций по работе открытого правительства в США предполагает использование ряда основных инструментов (действий), которые призваны не допустить превращения такого правительства в некую абстракцию. В их числе особо выделяются:
1. Обеспечение свободы информации, продекларированное специальным Законом о свободе информации (Freedom оf Information Act или FOIA) [4]. Указанным законом гражданам США предоставляется право на доступ к архивам информации о деятельности федерального правительства и отдельных органов государственной власти. Имеются ряд исключений из этого правила, при которых органы государственной власти не предоставляют гражданам сведения о результатах своей деятельности. Например, установлено девять таких исключений, позволяющих государственным органам скрывать информацию:
- касающуюся национальной безопасности, обороны или внешней политики США;
- в сфере кадровых правил и кадровой работы в американских органах власти;
- предоставление которой запрещено на основании других законов Соединенных Штатов;
- содержащую коммерческую тайну и иные сведения конфиденциального характера в сфере бизнеса;
- содержащуюся в документах, раскрытие содержания которых невозможно без нарушения чьих-либо прав;
- личного и медицинского характера;
- содержащуюся в архивах и делах правоохранительных органов;
- в сфере банковского контроля;
- геологического и геофизического характера.
Существуют также три специальных исключения, позволяющих не предоставлять гражданам информацию о деятельности правоохранительных органов. Первое исключение позволяет правоохранительным органам США скрывать сведения об осуществляемом расследовании в целях предупреждения вмешательства со стороны фигурантов преступления в его нормальный ход. Второе исключение дает право американским правоохранительным органам не раскрывать сведения о своих информаторах. И, наконец, третье исключение касается деятельности американской разведки и контрразведки, а также вопросов борьбы с международным терроризмом.
Стоит также добавить, что Закон США о свободе информации регулирует деятельность только федеральных органов исполнительной власти и не предоставляет гражданам право на доступ к сведениям о деятельности представительных, судебных или местных органов власти.
Кроме того, указанный Закон не обязывает федеральные органы исполнительной власти США проводить по запросу своих граждан какие-либо исследования, отвечать на письменные вопросы, формировать специальную статистику в связи с запросом и т.д.
Стоит, впрочем, отметить, что принятая в США концепция открытого правительства ориентирует федеральные министерства и агентства на упредительное распространение полезной для населения информации, не ожидая конкретных запросов от граждан на основании Закона США о свободе информации.
Современная концепция работы открытого правительства США предполагает модернизацию работы с базами данных о деятельности правительства страны. Декларируется, что основа открытости и подотчетности работы правительства гражданам страны невозможна без качественного управления архивами документов и действия и решениях органов федеральной
власти. Использование цифровых методов хранения и обработки такой информации, облегчения доступа к ним граждан с использованием интернет технологий называется в числе основных задач обеспечения нормального функционирования открытого государственного управления в этой стране.
2. Планирование работы федеральных органов исполнительной власти США по развитию институтов открытого госуправления. Практически все американские федеральные министерства, агентства, службы и комиссии провозглашены субъектами реализации проекта открытого правительства [5]. Реализуя такие задачи, федеральные органы исполнительной власти США исходят из необходимости завоевать общественное доверие и поддержку со стороны общества. Как следствие, обеспечивая открытость и прозрачность своей работы, такие органы власти обязаны создать инструменты оперативного предоставления информации для населения в формах, облегчающих ее доступность, поиск и использование. Предполагается, что такие формы должны носить высокотехнологичный характер, постоянно развиваться и совершенствоваться.
Кроме того, в обязанность федеральных органов исполнительной власти в США вменено постоянное совершенствование институтов обратной связи между обществом и правительством.
Основная директива открытого госуправления получает реализацию практически во всех планах деятельности того или иного федерального органа исполнительной власти США. Такие планы ведутся министерствами и агентствами, начиная с 2010 года [3]. В числе таких органов, на которых распространяется действие программы открытого правительства и которые обязаны разрабатывать самостоятельные планы работы в это направлении, официально названы ряд ключевых министерств США (иногда также называемых федеральными исполнительными департаментами (United States Federal Executive Departments)), а также независимых агентств, управлений, национальных фондов и комиссий:
• Министерство сельского хозяйства США (The Department of Agriculture, USDA);
• Министерство торговли США (The Department of Commerce, DOC);
• Министерство обороны США (The Department of Defense, DOD);
• Министерство образования США (The Department of Education, ED);
• Министерство энергетики США (The Department of Energy, DOE);
• Министерство здравоохранения и социальных служб США (The Department of Health and Human Services, HHS);
• Министерство внутренней безопасности США (The Department of Homeland Security, DHS);
• Министерство жилищного и городского развития США (The Department of Housing and Urban Development, HUD);
• Министерство юстиции США (The Department of Justice, DOJ);
• Министерство труда США (The Department of Labor, DOL);
• Государственный департамент США (Госдепартамент) (The Department of State, DOS);
• Министерство внутренних дел США (The Department of the Interior, DOI);
• Министерство финансов США (The Department of the Treasury);
• Министерство транспорта США (Department of Transportation, DOT);
• Министерство США по делам ветеранов (The Department of Veterans Affairs, VA);
• Агентство США по международному развитию (The Agency for International Development ,USAID);
• Агентство США по защите окружающей среды (The Environmental Protection Agency , EPA);
• Управление общих служб США (The General Services Administration ,GSA);
• Национальное агентство по аэронавтике и космическому пространству(The National Aeronautics and Space Administration, NASA);
• Национальный научный фонд (The National Science Foundation, NSF);
• Комиссия ядерного надзора (The Nuclear Regulatory Commission, NRC);
• Управление кадровой службы (The Office of Personnel Management, OPM);
• Управление по делам малого бизнеса (The Small Business Administration,
SBA);
• Управление социального страхования (The Social Security Administration,
SSA);
• Федеральная избирательная комиссия (The Federal Election Commission,
FEC);
• Корпус мира (The Peace Corps) и другие органы власти.
Федеральные министерства и агентства США должны отчитываться об
эффективности своей работы посредством специальных веб-страниц. При этом они должны обеспечить возможность «обратной связи» с обществом для подтверждения и оценки результатов своей работы, а также доведения до граждан и корректирования планов своей деятельности в сфере открытого госуправления. Кроме того, создан специальный интернет-инструмент (панель) информирования граждан о планах и работе федеральных органов исполнительной власти в системе открытого правительства - «Open Government Dashboard», доступный через официальный сайт Белого Дома (White House website).
Например, инструмент Recovery.gov панели «Open Government Dashboard» является одним из официальных сайтов правительства США, обеспечивающий доступ общества сведениям и отчетности, связанным с расходованием бюджетных
средств. Данный сайт создан в целях качественного общественного контроля в финансовой сфере государства и направлен на предупреждение за счет этого потенциального мошенничества, расточительства и злоупотреблений бюджетных ресурсов. Сайт содержит удобные инструменты для такого контроля в виде диаграмм, графиков и схем, которые постоянно совершенствуются и уточняются. Данный ресурс по задумке его создателей должен обеспечивать как общенациональный общественный контроль за финансовой сферой, так и проверку отдельной финансовой операции или проекта. Этот ресурс является важной частью реализации прав налогоплательщиков призвать правительство к ответу за необоснованные, неэффективные или нецелевые расходы бюджетных средств.
Как следует из официального отчета администрации Президента США Барака Обамы о работе открытого правительства [3], большинство планов американских федеральных органов исполнительной власти получили одобрение со стороны населения в части объема проработки проблем открытого госуправления. Так, в плане Агентства США по защите окружающей среды проработаны все детали и последовательность постоянного обновления информации о предстоящих действиях и мероприятиях агентства, различных слушаний и других инициатив, возможностях контроля со стороны общественности за принятием правил и норм в сфере экологии. Министерство транспорта США представило амбициозный пятилетний двухэтапный план по развитию открытого госуправления в этой сфере, основанный на использовании новейших технологий, который предполагает формирование культуры открытости этого органа власти с участием всех заинтересованных сторон и предоставление всего комплекса данных о достижениях, деятельности и планах работы этого министерства.
Ряд федеральных органов исполнительной власти США в своих планах развития открытого госуправления в подведомственной сфере делают акцент на применение новейших информационных, прежде всего интернет, технологий. Например, министерство торговли США (The Department of Commerce), предприняло специальные меры для максимально широкого охвата населения в целях «десятилетней переписи» и запустило специальный веб-сайт «2010census.gov» для информирования общества о результатах такой переписи. Для обеспечения максимального удобства и доверия к представленным результатам переписи сайт указанного министерства содержал информацию на 60 языках, представленную с использованием многочисленных мультимедийных средств.
Другим примером работы Министерства торговли США в сфере открытого госуправления является программа «CommerceConnect», которая упрощает доступ к государственным услугам и решениям органов власти. Эта программа разработана в интересах американского бизнеса и обеспечивает его
представителям единую точку доступа для всей информации и всех услуг, предоставляемых правительством. Предполагается, что такая программа способствует бизнесу в сохранении его конкурентоспособности в 21 веке.
Среди достижений в сфере открытого управления называется и опыт Министерства энергетики США, которое еще в 2010 году создало специальный веб-сайт «OpenEI.org» для широкого информирования населения о экологически чистых источниках энергии. Этот сайт содержит указание на 60 видов экологически безопасных источников энергии, места, где расположены и которые пригодны для установки источников получения энергии от солнца или ветра, сведения о различных климатических зонах, передовой опыт в сфере энергетики. Кроме того, для пользователей сайта созданы условия по скачиванию заинтересовавших их данных во всех доступных форматах. В планах Министерства энергетики США расширение этого интернет-портала в части развития системы он-лайн обучения и предоставления технических экспертных интернет-отчетов в сфере продвижения, использования и развития экологически чистых источников энергии.
Министерство здравоохранения и социальных служб США также реализовало большое количество информационных проектов в сфере информации о здоровье и оказании медицинской помощи. В качестве положительно примера, в частности, приводится опыт распространения сведений о доле курящих в обществе, проблемах с ожирением, доступе к здоровой пище, качестве медицинского обслуживания, вопросах домашнего ухода за больными и пр.
Имеются и положительные примеры совместных проектов различных органов исполнительной власти США. Так, например, в целях предупреждения американских граждан о попадании на рынок США небезопасной или бракованной продукции, шесть федеральных агентств объединились, чтобы создать ресурс «recalls.gov». Данный ресурс работает по принципу открытых данных, предоставляя потребителям актуальную информацию о безопасности различной продукции и товаров. Пользователи могут скачать на мобильный телефон или иной гаджет специальные приложения, помогающие найти интересующую их информацию. Для этого достаточно ввести наименование товара в поисковую строку, чтобы сразу получить ответ о его безопасности или об отзыве такого товара или продукции с рынка. Потребители также могут увидеть фотографии отозванных продуктов и узнать, как поступить с таким товаром, если он уже был ими приобретен.
Инициативы открытого правительства используются даже Министерством обороны США, например в процессе совершенствования боевых уставов. Новый подход к обновлению некоторых из примерно 500 боевых уставов заключается в том, что любой солдат с учетом их применения в процессе службы может предложить свои поправки к таким уставам. Эти поправки в последующем рассматриваются центральным командованием армии США.
Имеются и другие многочисленные примеры положительного опыта в работе федеральных органов исполнительной власти в сфере открытого госуправления применительно к каждому из заявленных механизмов открытого правительства: открытости, партнерства и сотрудничества [6].
3. Прозрачность расходов. Декларируется, что открытость правительства США повышает эффективность расходования бюджетных средств и принятия финансовых решений. Открытость и прозрачность действий власти становятся инструментом защиты интересов налогоплательщиков. Кроме того, данный инструмент обеспечивает детальное информирование населения о различных стимулирующих выплатах, грантах, расходах на информационнотехнологическую сферу и т.д. Также правительство США обеспечивает открытость сведений о финансовом состоянии, правительственных планах по стабилизации финансовой системы и информации о помощи различным финансовым институтам.
4. Снятие информационных ограничений для правительственной информации. Согласно этого подхода деятельность открытого правительства в США связана со все большим раскрытием различной важной для общества информации и появлением новых типов документов, для которых существенно сокращаются сроки хранения в тайне от граждан. Президент Обама, в частности, издал специальный приказ (Presidents Obama’s Executive Order 13526) об установлении ограничений на закрытие правительственной информации и раскрытие ранее засекреченных сведений, которые не должны долго храниться в тайне от общества [7].
5. Открытые данные и инновации в управлении ими. Данный инструмент предполагает, что все федеральные органы исполнительной власти в США, реализуя свои программы в рамках общей концепции открытого правительства, улучшают доступность полезной информации для общества через общую платформу Data.gov[8]. На этом проекте целесообразно остановиться поподробнее.
США - страна, которая одной из первых запустила портал открытых данных. Этот портал (Data.gov) был запущен еще в 2009 году. Основным инициатором этого проекта стал главный ИТ-директор Администрации Президента США Вивек Кундра, на тот момент возглавший главный совет ИТ-руководителей (Chief Information Officer Council). Совет ИТ-руководителей федерального правительства США - это совещательный координационный орган, в который входят ИТ-руководители крупнейших федеральных органов исполнительной власти этой страны. Совет служит главным форумом для обсуждения и принятия решений в области информатизации госорганов. В России таким органом, по сути, является Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления [9].
Цель реализации проекта открытых данных (data.gov)является расширение и упрощение высокоскоростного доступа общественности к различным наборам (пакетам) машиночитаемых данных, формируемых и генерируемых федеральными органами исполнительной власти США. Как отмечают отдельные американские исследователи проблем открытого госуправления, этот интернет-ресурс стал «хранилищем всей информации, собираемой правительством, за исключением данных, имеющих частный, конфиденциальный характер, либо ограниченных к распространению по соображениям национальной безопасности» [10].
Нормативным обеспечением данного проекта в США является приказ Барака Обамы и документ под названием «Новые стандарты открытых данных» (New Open Data Policies), согласно которым открытые данные объявлены национальным достоянием, к которому должны иметь доступ все граждане государства. Эти стандарты нужны для того, чтобы сделать федеральные правительственные данные более открытыми и доступными и закрепить такую практику на законодательном уровне.
Согласно новому регламенту, правительственные данные должны предоставляться в открытом доступе, в машиночитаемом формате и, вместе с тем, должны отвечать таким требованиям, как безопасность и конфиденциальность [11].
Американская концепция открытого правительства предусматривает различные формы повышения уровня открытости и прозрачности в деятельности федерального правительства. Запущенный еще в мае 2009 года проект «Открытые данные» на базе интернет платформы Data.gov стал центральной площадкой для размещения разнообразной информации различными министерствами и агентствами США. Различного рода открытые данные не только размещаются на указанном интернет ресурсе, но и могут быть скачаны и использованы для создания различных полезных для потребителей компьютерных программ и мобильных приложений. Как следствие, многие неправительственные компании и даже отдельные энтузиасты активно включились в разработку различного программного обеспечения, позволяющего пользоваться открытыми данными простыми гражданами в их повседневной жизни с использованием различных компьютерных и мобильных устройств. Таким образом, представление и распространение открытых данных в США предполагается осуществлять с использованием и активным внедрением новейших инновационных технологий распространения, поиска и получения информации, как правило, с использованием современных телекоммуникационных сетей и гаджетов.
Впрочем, этот проект вызывает и отдельные нарекания у западных специалистов. В частности, отмечается, что открытое движение информации отвлекает общественность от обсуждения ключевого вопроса о подотчетности правительства. В то время как правительство за последние несколько лет
разместило сотни тысяч новых пакетов данных онлайн, успехи правительства в рамках традиционной системы координат открытого правительства относительно скромны. Так, количество обработанных запросов о соответствии того или иного решения Закону США о свободе информации (FOIA) выросло лишь на шесть процентов [12].
Федеральные органы исполнительной власти США за период действия программы Data.gov разместили уже многие тысячи массивов таких данных, что на сегодняшний день выступает обязательной частью их работы в сфере открытого правительства.
Как уже было отмечено, открытые данные размещаются на интернет платформе Data.gov. Это делает такие открытые данные доступными неограниченному кругу пользователей. Открытые данные размещаются различными американскими министерствами и агентствами с учетом их функций и компетенции. В числе наиболее популярных открытые данные о поездках различными видами транспорта, дорожных ситуациях, погоде и состоянии окружающей среды, преступности, медицинских услугах, охране здоровья, борьбе с ожирением и полезном питании, лекарствах, образовании и обучении детей, финансах и изменениях на рынке, безопасности на рабочих местах и многое другое.
Портал открытых данных правительства США (Data.gov) на данный момент включает в себя ряд разделов-тем. В их числе:
- сельское хозяйство (Agriculture);
- климат (Climate);
- погода (Weather);
- геопространство (Geopatial);
- образование (Education);
- энергия (Energy);
- финансы (Finance);
- здоровье (Health);
- наука и исследования (Science&Research);
- глобальное развитие ( Global development);
- работа и навыки (Jobs&Skills);
- общественная безопасность (Public safety);
- бизнес (Bussines);
- право (Law);
- этика (Ethics);
- потребитель (Consumer);
- города (Cities);
- округа (Counties);
- штаты (States);
- производство (Manufacturing);
- океан (Ocean).
Также Data.gov содержит сведения, что реализация схожих проектов по открытым данным помимо США ведется в 44 странах мира, в числе которых и Россия.
Концепция открытых данных послужила основой для разработки в США стратегии цифрового развития (Digital Government Strategy) [13]. Эта стратегия, утвержденная в 2012 году, предполагает достижение правительством США несколько основных задач:
- обеспечить свободный доступ любому гражданину к качественной информации о деятельности правительства и электронным государственным услугам из любого места, в любое удобное время и с электронных гаджетов различных типов;
- обеспечить на основе новейших и наиболее безопасных информационных технологий использование органами государственной власти информационных технологий современных технических и программных средств раскрытия данных, создания различных приложений и сервисов;
- продемонстрировать потенциал открытых данных в сфере развития инноваций и повышения качества государственных услуг для населения США.
В числе результатов реализации указанной стратегии цифрового развития предполагается, что США станут государством:
- с информационно-ориентированной развитой системой высокоценных открытых данных;
- создающим платформу совместного партнерства (формирование Центра инноваций электронных услуг - Digital Services Innovation Center);
- ориентированным на интересы и возможности пользователей и потребителей открытых данных, включая использование современных механизмов и технологий, мобильных технологий, измерение уровня удовлетворенности и пр.
- обеспечение безопасности использование таких данных, а также обеспечение конфиденциальности и сохранения персональных и других сведениях о пользователях.
Анализируя общую концепцию открытого правительства США нельзя не отметить имеющуюся в литературе критику отдельных идей американского открытого госуправления. Так, отмечается, что отдельные цели функционирования открытого правительства США по факту отчасти противоречат друг другу. В их числе, в частности, называются:
- повышение прозрачности лишь ради увеличения доверия к деятельности различных органов государственной власти;
- снижение ответственности перед населением в связи с исполнением сделанных ими запросов: «...чем больше материалов размещается он-лайн, тем легче выполнять такие запросы, просто перенаправляя спрашивающих на
соответствующие веб-сайты — до тех пор, пока люди не сообразят, что к чему, и не прекратят подавать запросы» [14];
- предоставление обществу исходных наборов данных для того, чтобы они без участия чиновников сделали на их основе что-либо инновационное и полезное самому обществу;
- предоставление обществу «сырых» данных, в целях их анализа, выявления проблем и в итоге повышения качества таких данных не за счет работы органов власти, а за счет самого населения;
- повысить рейтинг отдельных чиновников и «прикрасить» качество их работы.
Как отмечается, в зависимости от того, что является основной движущей силой «открытости», меняется смысл этой открытости, равно как и распределение усилий, предпринимаемых по различным направлениям стратегии и плана построения «открытого правительства» [15].
Действительно, с отдельной критикой в этой части можно согласиться не только применительно к концепции деятельности открытого правительства США, но и аналогичных концепций открытого госуправления в других странах.
С этой точкой зрения трудно согласиться. Конечно, нельзя исключать, что в отдельных случаях возможно перекладывание чиновниками исполнения государственного бремени на самих граждан, снижение таким образом ответственности за качество своей работы либо принятие некачественных или непродуманных решений за счет якобы проведенного «общественного обсуждения». Однако, во-первых, реализаций ключевых принципов концепции открытого государственного управления предполагает помимо прочего и недопущение ситуаций неоправданного «общественного доверия» при принятии властных решений и обеспечения чиновниками надлежащего выполнения всех своих функций. Во-вторых, сама идея подконтрольности, открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти перед обществом призвана исключить саму возможность каких-либо злоупотреблений, а участие общественности в осуществлении такой деятельности путем реализации различных инструментов открытого правительства, наоборот, сделать принимаемые властью решения более качественными и общественно ориентированными.
Что же касается системы открытого правительства США, то здесь можно резюмировать следующее. Директива открытого госуправления, декларируемая правительством Соединенных Штатов Америки, нередко называется одной из наиболее прогрессивных концепций открытого правительства в мире. Ряд инструментов и механизмов, реализованных в этой концепции, используется в развитии аналогичных институтов во многих странах мира. Определенный позитивный опыт такого открытого управления, несомненно, может
заимствоваться и использоваться в развитии моделей федерального и региональных открытых правительств в Российской Федерации.
Список литературы:
1. Бет Симон Новек «Wiki-правительство: Как технологии могут сделать власть лучше, демократию сильнее, а граждан влиятельнее» / Бет Симон Новек; Пер с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. - (Библиотека Сбербанка).
2. The open government partnership //
http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/microsites/ostp/ogp_selfassessment_marc h2013.pdf
3. The Obama administration’s commitment to open government: a status report // http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/opengov_report.pdf
4. U.S. Department of State Freedom of Information Act // http://foia.state.gov/
5. http://www.whitehouse.gov/open/documents/open-government-directive/officials
6. http: //www.whitehouse. gov/open/highlights
7. http: //www.whitehouse. gov/sites/default/files/opengov_report.pdf
8. http://www.data.gov/
9. Митяева Ю. Открытые данные США: организационная структура// http://gov-gov.ru/?p=3325
10. Hansell, Saul The Nation’s New Chief Information Officer Speaks// The New York Times. 2009-04-30.
11. http://большоеправительство.рф/infopotok/5508601/?sphrase_id=57806
12. MarksJoseph5 Open Government Trends
//http://www.govexec.com/media/gbc/docs/top5_open_gov_trends.pdf
13.http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/omb/egov/digital-government/ digital-government.html
14. Maio A.D. What Is Open Government For? // Gartner Blog Network, March 19th, 2010. URL: http://blogs.gartner.com/andrea_dimaio/2010/03/19/what-is-open-government-for/
15. Храмцовская Н.А.Открытое правительство США: основные идеи и практика реализации // Информационные системы для научных исследований: Сборник научных статей. Труды XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество». Санкт-Петербург, 10 - 12 октября 2012 г. / НИУ ИТМО. СПб., 2012.
Головин Александр Юрьевич, докт. юрид. наук, декан юридического факультета ТулГУ, тел. +7(4872)35-55-85, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
Спиридонов Андрей Алексеевич, канд. юрид. наук, доцент кафедры правовых дисциплин ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», тел. + 7 (4872) 35-55-85, [email protected] (Россия, Тула, ТГПУим.Л.Н.Тостого)
LEGAL BASIS AND METHODS FOR THE IMPLEMENTATION OF IDEAS OPEN
GOVERNMENT IN U.S.
A.Y Golovin A.A Spiridonov The article presents ascientific reviewthe legal frameworkand the methods andmechanismsof activityof open governmentin the United States.
Keywords:opengovernment, freedom of information,open data
Golovin A.Y., Doctor. jurid. Science, Deсan of the Faculty of TSU bodies. 8 (4872) 35-55-85, [email protected] (Russia, Tula, Tula State University)
Spiridonov A.A., the candidate of jurid. science, associate professor of legal disciplines of «Tula state pedagogical university named Leo Tolstoy», +7 (4872) 35-55-85,
[email protected] (Russia, Tula, TSPU named Leo Tolstoy)
УДК 343.98
КОНТРАБАНДА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ИРАК КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Т.В. Толстухина, Э.Н.К. Шервани
В статье рассмотрены международно-правовые нормы и уголовное законодательство Ирака, предусматривающие ответственность за контрабанду наркотических средств, а также проведен анализ уголовно-правовой характеристики данного преступления.
Ключевые слова: наркотические средства, контрабанда, незаконный оборот
наркотических средств, уголовное законодательство Республики Ирак, расследование контрабанды наркотических средств
Незаконный оборот наркотических средств - одна из наиболее серьезных угроз безопасности и стабильности развития любого государства. При этом возрастает криминализация общества, создается угроза жизни и здоровью населения, а также подрываются экономические и морально-нравственные устои государства и общества. Во многих странах мира контрабанда упомянутых объектов карается самым жестким образом. На борьбу с контрабандой наркотических средств во всех странах выделяются огромные бюджетные средства.
Контрабанда наркотических средств является наиболее масштабной и социально опасной разновидностью нелегальной трансграничной активности между государствами. Масштабность оборота определяется стоимостью