Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРАВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРАВА'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРАВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РФ И КНР / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРАВОВОЙ КЛИМАТ / FOREIGN INVESTMENT LAW / COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIA AND CHINA / INVESTMENT LAW / INVESTMENT LEGAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фань Цзинчжао

Цель: Исследование законодательства об иностранных инвестициях в России и Китае. Методология: В статье использованы исторический, сравнительно-правовой и формально-логический методы исследования. Результаты: В статье анализируются законодательные основы закона об иностранных инвестициях и правовой системы России и Китая с точки зрения функционального анализа сравнительной юриспруденции, а также даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию закона об иностранных инвестициях. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью. Россия и Китай имеют похожие источники права и правовые традиции, обе страны также сталкивались с похожими неизбежными стадиями развития. В последние годы обе страны находятся в схожей международной ситуации, поэтому сравнительные исследования являются перспективными и способствуют укреплению правового взаимопонимания и сотрудничества между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS AND FUNCTION OF FOREIGN INVESTMENT LAW: COMPARATIVE RESEARCH OF RUSSIAN AND CHINESE FOREIGN INVESTMENT LAW

Purpose: The research of the law of foreign investment in Russia and China. Methodology: The article uses historical, comparative legal and formal logical research methods. Results: The paper analyses the legislative background of foreign investment law and legal system of foreign investment in Russia and China from the perspective of functional analysis of comparative jurisprudence, and to make recommendations for further improvement of foreign investment law of the two countries. Novelty/originality/value: The article is of high scientific value. In Russia and China there are similar sources of law and legal traditions, and the two countries have experienced similar inevitable stages of developing countries. In recent years the two countries have been in a similar international situation, so the comparative research is forward-looking and conducive to strengthening legal understanding and cooperation between them.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРАВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРАВА»

Фань Ц.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРАВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРАВА

Цель: Исследование законодательства об иностранных инвестициях в России и Китае.

Методология: В статье использованы исторический, сравнительно-правовой и формально-логический методы исследования.

Результаты: В статье анализируются законодательные основы закона об иностранных инвестициях и правовой системы России и Китая с точки зрения функционального анализа сравнительной юриспруденции, а также даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию закона об иностранных инвестициях.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью. Россия и Китай имеют похожие источники права и правовые традиции, обе страны также сталкивались с похожими неизбежными стадиями развития. В последние годы обе страны находятся в схожей международной ситуации, поэтому сравнительные исследования являются перспективными и способствуют укреплению правового взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Ключевые слова: закон иностранных инвестиций, сравнительный анализ РФ и КНР, инвестиционное право, инвестиционный правовой климат.

Fan J.

THE LEGAL BASIS AND FUNCTION OF FOREIGN INVESTMENT LAW: COMPARATIVE RESEARCH OF RUSSIAN AND CHINESE FOREIGN INVESTMENT LAW

Purpose: The research of the law of foreign investment in Russia and China.

Methodology: The article uses historical, comparative legal and formal logical research methods.

Results: The paper analyses the legislative background of foreign investment law and legal system of foreign investment in Russia and China from the perspective of functional analysis of comparative jurisprudence, and to make recommendations for further improvement of foreign investment law of the two countries.

Novelty/originality/value: The article is of high scientific value. In Russia and China there are similar sources of law and legal traditions, and the two countries have experienced similar inevitable stages of developing countries. In recent years the two countries have been in a similar international situation, so the comparative research is forward-looking and conducive to strengthening legal understanding and cooperation between them.

Keywords: foreign investment law, comparative analysis of Russia and China, investment law, investment legal environment.

Закон об иностранных инвестициях является основным законом для привлечения иностранных инвесторов и улучшения правового инвестиционного климата. В 2020 году вступил в силу первый Закон об иностранных инвестициях в Китае, который является основным законом, регулирующим иностранные инвестиции, а также фундаментальным законом, регулирующим деятельность предприятий. В 1999 году в России был принят Закон об иностранных инвестициях, который вместе с соответствующими законами и правилами формирует полноценную правовую систему регулирования иностранных инвестиций. За более чем 20 лет в данный закон 15 раз вносились поправки для удовлетворения потребностей экономического и политического развития.

I. Сравнение законодательных основ иностранного закона в России и Китае

Современная правовая система России является приемником советской правовой системы. Разработка российского закона «Об иностранных

инвестициях в Российской Федерации» началась в 1991 году после распада Советского Союза, когда из-за экономических перемен Россия в крупных масштабах начала привлекать иностранные инвестиции. Первым периодом считается начальный законодательный период с 1991 по 1996 год [1]. Он характеризовался быстрой приватизацией государственной собственности и одновременным применением законодательства об иностранных инвестициях, а также проведением экономических реформ. Следует заметить, что Закон об иностранных инвестициях в СССР, принятый в июле 1991 года, был важным и основополагающим для современного законодательства об иностранных инвестициях, сыгравшим ведущую роль в период экономического перехода. Соглашение о разделе продукции, принятое 30 декабря 1995 года, также было направлено на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в сырьевую экономику [2]. Вторым периодом считается период законодательного прогресса, с 1996 по 1999 год, когда постепенно формировалась

финансовая инфраструктура и увеличивалось количество международных компаний в России. Третьим периодом считается современный законодательный период, с 1999 года по настоящее время. После экономического кризиса 1998 года наблюдается быстрое развитие законодательства. Наиболее характерными законодательными актами являются Закон об иностранных инвестициях (1999 г.), который действует и сегодня, а также Закон «О защите прав и законных интересов иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг» (1999 г.) [3].

В Китае Закон об иностранных инвестициях вступил в силу в 2020 году. Его предшественниками были Закон о совместных предприятиях китайского и иностранного капитала, Закон о китайских и иностранных кооперационных предприятиях и Закон о предприятиях с иностранным капиталом. Данные законы оказали значительное влияние на корпоративный законодательный процесс. После 2020 года вновь установилась связь между Законом об иностранных инвестициях и Законом о компаниях. Были отменены первоначальные три закона об иностранных инвестициях, и четко определены области применения Закона об иностранных инвестициях и Закона о компаниях.

Немецкие юристы Цвайгерт и Кётц предположили, что основным принципом методологии всех сравнительных законов является функциональный принцип [4]. Кроме того, из данного базового принципа вытекают правила выбора законов для сравнения, объем исследований и состав сравнительной системы. С функциональной точки зрения, законы об иностранных инвестициях России и Китая основаны на необходимости адаптации законодательства к экономическим реформам.

II. Сравнительный анализ правовой системы иностранных инвестиций в России и Китае

Существует два общих международных метода введения закона об иностранных инвестициях в действие. Один из них - формулировка основного закона в виде общего закона об иностранных инвестициях. Данный метод устанавливает основные понятия, правовые принципы и гарантии иностранных инвестиций. Другой метод заключается в разработке специального кодекса иностранного инвестирования, охватывающего все аспекты инвестиций, а также ряд процедур для создания, управления, ликвидации и банкротства предприятий с иностранными инвестициями, налогообложение, валютный контроль, меры по за-

щите иностранных инвестиций, механизмы урегулирования споров и другие вопросы.

Российское инвестиционное законодательство в основном регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений. Законодательная система иностранных инвестиций в России включает в себя: Гражданский кодекс, Закон об иностранных инвестициях, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон об акционерных обществах, Закон о соглашениях о разделе продукции, Закон о стратегических инвестициях и другие. Специальное законодательство включает в себя положения, регулирующие особые виды и формы инвестиций, установление специальных инвестиционных режимов, а также инвестиционные договоры БИТ (двусторонние инвестиционные договоры) и международные договоры с участием России. К элементам специального инвестиционного законодательства относится следующее: корпоративное инвестирование, капитальное строительство, инновационные инвестиции, приватизационные инвестиции, инвестиции в районы опережающего развития и особые экономические зоны (открытые порты), льготное инвестирование, лизинговые инвестиции, совместное инвестирование [5]. Ядром российской правовой системы иностранных инвестиций является Закон об иностранных инвестициях. В данном законе насчитывается 28 статей, охватывающих область применения, основные определения, гарантии для иностранных инвестиций, антимонопольное законодательство, основные процедуры создания и ликвидации иностранных предприятий, а также преференции и юридическую ответственность.

Закон об иностранных инвестициях в Китае объединяет в себе предыдущие три закона с целью создания стабильной, транспарентной, справедливой конкуренции и предсказуемой деловой среды для инвесторов, а также с целью предоставления надежных юридических гарантий для нового витка открытости Китая. Закон Китая об иностранных инвестициях состоит из 42 статей и разделен на шесть частей: общие положения, содействие инвестициям, защита инвестиций, управление инвестициями, юридическая ответственность и дополнительные статьи [6]. Текущая правовая система Китая для иностранных инвестиций включает в себя: Гражданский кодекс, Закон об иностранных инвестициях, Специальные административные меры в отношении доступа к иностранным инвестициям, Применение Закона об иностранных инвестициях, а также Судебное толкование Верховного народного суда.

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 4 (47) 2020 <

АДВОКАТУРА

III. Сравнение режимов, применяемых к предприятиям с иностранными инвестициями

И в Гражданском кодексе России, и в Законе об иностранных инвестициях присутствуют положения, которые ставят предприятия с иностранными инвестициями в один ряд с государственными предприятиями. Согласно Статье 4 Закона об иностранных инвестициях и соответствующей части Закона о предприятиях существует три типа предприятий, которые могут быть признаны предприятиями с иностранными инвестициями: совместные предприятия, дочерние иностранные филиалы, а также филиалы иностранных коммерческих организаций [7]. Предприятия с иностранными инвестициями в России имеют право на национальный режим, налоговые льготы и необязательные налоги без особых обстоятельств.

Китайское законодательство предусматривает равный правовой статус для всех предприятий с иностранными инвестициями. Китай предоставляет национальный режим предприятиям с иностранными инвестициями предварительно, если отрасль инвестирования не включена в негативный список. Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями могут пользоваться льготами в области финансов, налогообложения, земельных ресурсов в соответствии с законами, правилами и постановлениями Государственного совета. Иностранные инвесторы, которые расширяют свои инвестиции в Китае за счет доходов от своих инвестиций в этой стране, имеют право на льготный режим в соответствии с законом и не подлежат налогообложению без особых обстоятельств.

Юристы сравнительного права отмечают, что обязательным условием сравнения правовых норм разных стран является наличие общих функций. Это означает, что регулироваться будут одни и те же или похожие области, так как для получения результата сравнения также требуется, чтобы правила преследовали одинаковые правовые и политические цели. Иными словами, так они намереваются одинаково повлиять на регулируемые области. С точки зрения правового статуса предприятий с иностранными инвестициями, Россия и Китай установили принцип равенства между иностранными и отечественными инвесторами. Таким образом, Китай принял модель «предварительный национальный режим + негативный список», в то время как Россия приняла модель «национальный режим + стратегические инвестиционные ограничения». Причина применения одного и того же принципа равенства и похожих моделей режима объясняется одинаковой

законодательной целью. Данная правовая система направлена на максимальное повышение привлекательности иностранных инвестиций и обеспечение чувства безопасности инвесторов.

IV. Направление совершенствования законов об иностранных инвестициях в России и Китае

Согласно теории немецкого юриста Цвай-герта, отправной точкой сравнительного права является функциональный подход [8]. Основная функция Закона об иностранных инвестициях обеих стран - обеспечение правовой защиты инвесторов и введение прав и обязанностей, а также разъяснение законодательных принципов правовой структуры, поэтому действующее законодательство предоставляет закону об иностранных инвестициях более гибкий способ развития.

Государству необходимо усилить динамику реформы закона об иностранных инвестициях. В России и Китае правовое регулирование структуры компаний с переменной долей участия и оффшорных компаний до сих пор остается неясным. В судебной практике имеется множество случаев уклонения от закона, которые требуют дальнейшего совершенствования законодательства. В обеих странах принятие Закона об иностранных инвестициях не только открыло новые возможности, но и поставило новые задачи перед лицом иностранных предприятий, инвестирующих в слияние и поглощение (М&А). В то же время некоторые положения Закона являются настолько абстрактными, что оставляют множество возможностей для совершенствования системы управления иностранными инвестициями.

Государству необходимо укреплять международно-правовое сотрудничество. Развитие правовой системы иностранных инвестиций требует международного юридического взаимодействия. Более того, государство должно принимать активное участие в международных договорах и двусторонних инвестиционных соглашениях. Также существует потребность в создании сервисных учреждений, таких как центры правовой идентификации иностранных законов.

Механизм разрешения споров нуждается в совершенствовании. Правовая среда является основным фактором, который учитывается иностранными инвесторами при въезде в страну, но Закон об иностранных инвестициях определяет только общие принципы и рамки. Для практического разрешения международных юридических споров по-прежнему необходимы установленные правила и специализированные учрежде-

ния. Российский международный коммерческий арбитражный суд, а также коммерческие арбитражные учреждения являются юридическими институтами с долгой историей и богатым опытом, которые в процессе изучения западноевропейского опыта развиваются и улучшаются путем объединения практик. Китай учредил Первый международный коммерческий суд в Шэньчжэ-не и Второй международный коммерческий суд в Сиане, а также Постоянный форум Международного инвестиционного арбитража в Сиане, которые обеспечивают значимую поддержку в разрешении международных споров. Так как обе страны являются развивающимися, данные учреждения России и Китая все еще далеки от передовых международных арбитражных центров, таких как в Нью-Йорке, Лондоне и Гааге.

Гражданские и предпринимательские правовые системы России и Китая, на которые большое влияние оказывает система гражданского права Германии, имеют глубокие исторические корни и сходства в отношении законодательного уровня и механизма разрешения споров. Однако Россия и Китай имеют разные социальные идеологии, правовую культуру и правовое сознание, поэтому в правовом понимании и правовом сотрудничестве возникают препятствия. Россия и Китай подписали двусторонний инвестиционный договор, а также протокол к Конвенции о сотрудничестве, но на практике по-прежнему возникает множество юридических споров. В 2019 году отношения между Россией и Китаем были возведены на высшую ступень «стратегического партнерства», а сотрудничество в правовой и культурной областях вышло на новый уровень. Закон об иностранных инвестициях, несомненно, станет эффективным средством защиты прав инвесторов, внесет вклад в экономическое и правовое сотрудничество, обеспечит безопасную и удобную инвестиционную среду, а также продвижение стратегии «Один пояс - один путь».

Пристатейный библиографический список

1. Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» - 10 лет спустя (опыт, проблемы и пути совершенствования) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 11. С. 61.

2. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовые условия формирования благоприятного инвестиционного климата и информационной среды в Российской Федерации // Журнал российского права. 2012. № 10 (190). С. 6.

3. Абросимова Е.А. Некоммерческие организации и инвестиционная привлекательность России: вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 2020. № 1. С. 34.

4. Слыщенков В.А. Правовое учение Никласа Лу-мана и кризис современного общества // Lex Russica. 2016. № 2 (111). С. 186.

5. Лисица В.Н. О развитии международно-правового регулирования иностранных инвестиций // Евразийский юридический журнал. 2009. № 4. С. 95.

6. Кон Цзинцян. Взаимоотношения и связь между законодательством Китайской Народной Республики об иностранных инвестициях и другими законодательными и нормативными актами // Вестник коммерческого университета в Шанхае «(( Ф^АК^

ИШХ^^Ш). 2013. № 9. С. 6.

7. Щербинин С.С. Способы и формы защиты прав инвесторов // Право и экономика. 2004. № 12. С. 19.

8. Шульце К. Постметафизическое мышление и переосмысление права разума (справедливость в восприятии Лумана, Хабермаса и Деррида) // Lex Russica.

2015. № 2. С. 19.

References (transliterated)

1. Farxutdinov I.Z., Magomedov M.Sh. Federally1] zakon «Ob inostranny"x investiciyax v Rossijskoj Federa-cii» - 10 let spustya (opy"t, problemy" i puti sovershenst-vovaniya) // Zakony" Rossii: opy"t, analiz, praktika. 2009. № 11. S. 61.

2. Doronina N.G., Semilyutina N.G. Pravovy"e uslovi-ya formirovaniya blagopriyatnogo investicionnogo klimata i informacionnoj sredy" v Rossijskoj Federacii // Zhurnal rossijskogo prava. 2012. № 10 (190). S. 6.

3. Abrosimova E.A. Nekommercheskie organizacii i investicionnaya privlekateFnost" Rossii: voprosy" pravo-vogo regulirovaniya // Zhurnal rossijskogo prava. 2020. № 1. S. 34.

4. Sly"shhenkov V.A. Pravovoe uchenie Niklasa Lumana i krizis sovremennogo obshhestva // Lex Russica.

2016. № 2 (111). S. 186.

5. Lisicza V.N. O razvitii mezhdunarodno-pravovo-go regulirovaniya inostranny"x investicij // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2009. № 4. S. 95.

6. Kon Czzinczyan. Vzaimootnosheniya i svyaz" mezh-du zakonodatel"stvom Kitajskoj Narodnoj Respubliki ob inostranny"x investiciyax i drugimi zakonodatel'ny'mi i normativny"mi aktami // Vestnik kommercheskogo uni-versiteta v Shanxae (?L№. «< Ф^АК^РЯ^ШЙ

шт> -ш^шшш^ш!.» шшшх^

Ш). 2013. № 9. S. 6.

7. Shherbinin S.S. Sposoby" i formy" zashhity" prav in-vestorov // Pravo i e"konomika. 2004. № 12. S. 19.

8. Shul"ce K. Postmetafizicheskoe my"shlenie i pereosmy"slenie prava razuma (spravedlivost" v vospri-yatii Lumana, Xabermasa i Derrida) // Lex Russica. 2015. № 2. S. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.