Научная статья на тему 'Реформа инвестиционного законодательства и проект Закона КНР "Об иностранных инвестициях"'

Реформа инвестиционного законодательства и проект Закона КНР "Об иностранных инвестициях" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕФОРМА / ПРОЕКТ ЗАКОНА КНР ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чжан Лянвэй

В статье рассматривается обстановка, в которой стала возникать необходимость реформы законодательства КНР об иностранных инвестициях, новые положения, структура и особенности проекта закона об иностранных инвестициях, а также значение установления единого закона об иностранных инвестициях в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORM OF THE LEGISLATION ON THE INVESTMENT LAW AND "THE DRAFT FOREIGN INVESTMENT LAW OF THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA"

The article focus on the background and the necessity of reform of the legislation on foreign investment in China, and the new contents, structure and characteristics of the draft law on foreign investment, as well as the significance of establishing the unified law on foreign investment in China.

Текст научной работы на тему «Реформа инвестиционного законодательства и проект Закона КНР "Об иностранных инвестициях"»

Проблемы экономики и юридической практики

2'2017

10.9. РЕФОРМА ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРОЕКТ ЗАКОНА КНР «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ»

Чжан Лянвэй, aспирант. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса и международного права Место учебы: Российский университет дружбы народов

zhangliangwei@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается обстановка, в которой стала возникать необходимость реформы законодательства КНР об иностранных инвестициях, новые положения, структура и особенности проекта закона об иностранных инвестициях, а также значение установления единого закона об иностранных инвестициях в КНР. Ключевые слова: закон об иностранных инвестициях, инвестиционное законодательство, реформа, проект закона КНР об иностранных инвестициях, иностранные инвестиции.

THE REFORM OF THE LEGISLATION ON THE INVESTMENT LAW AND «THE DRAFT FOREIGN INVESTMENT LAW OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA»

Zhang Liangwei, postgraduate student. Department: Civil and procedure law and international private law chair Study place: Peoples' Friendship University of Russia

zhangliangwei@mail. ru

Annotation: The article focus on the background and the necessity of reform of the legislation on foreign investment in China, and the new contents, structure and characteristics of the draft law on foreign investment, as well as the significance of establishing the unified law on foreign investment in China.

Keywords: foreign investment laws, investment legislation, reform, the draft foreign investment law of the People's Republic of China, foreign investment.

В начале осуществления политики реформ и открытости, уровень экономического развития Китая был очень низким, существовала нехватка валютных резервных фондов Китая и отсутствие столь необходимой передовой науки и техники. Для привлечения иностранного капитала и передовых технологий был разработан Закон КНР «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала» 1979г., Закон КНР «О предприятиях иностранного капитала» 1986г., Закон КНР «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала» 1988г. Эти законы заложили правовую основу для применения иностранных инвестиций в Китае, а также внесли значительный вклад в продвижение политики реформ и открытости в Китае.

Однако теперь, с развитием экономики, Китай уже стал второй по величине экономикой в мире, стал иметь обильные фонды и валютные резервы, уровень науки и техники существенно повысился, перед политикой открытости внешнему миру и расширения внешних связей (политика КНР) стоит новая задача. Существовала трудность в исполнении норм Законов КНР «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала», «О предприятиях иностранного капитала», «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала», она состояла в том, что всестороннее углубление реформы и дальнейшее расширение открытости не способствовали стимулированию жизнеспособности рынка и трансформации правительственных функций. Кроме того, процесс системы официального утверждения иностранных инвестиций в существующих трех законах оказался очень сложным, кроме того, в статьях «Закона КНР о компаниях» появилось много дублирования и противоречий, что даже стало создавать трудности для судебной практики [3, с. 30].

Такая несогласованность не только отрицательно сказывалась на привлечении иностранных инвестиций, но и вела к снижению авторитета закона.

9 ноября 2013 г. на Третьем пленуме Центрального Комитета Коммунистической Партии Китая (ЦК КПК) 18-го созыва предложили осуществить «унификацию законов и нормативных актов для регулирования иностранных и внутренних инвестиций, а также для придания политике иностранных инвестиций стабильности, прозрачности, ожидаемости». Было принято решение провести «реформирование системы разрешения иностранных инвестиций». 20 октября 2014 г. на Четвёртом пленуме ЦК КПК 18-го созыва предложил «постоянно углублять адаптацию политики открытости внешнему миру, совершенствовать законодательные и нормативные акты, связанные с иностранными инвестициями, содействовать строительству новой системы открытой экономики». Это стимулировало Министерство коммерции КНР к внесению поправок в Законы КНР «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала», «О предприятиях иностранного капитала» и «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала», а также разрабатывало проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях», с целью установления основного закона для иностранных инвестиций, не только в соответствии с этапом экономического развития Китая и общеполитической обстановкой в стране, но и в соответствии с требованиям общепринятых международных правил, для создания более стабильной, прозрачной, и ожидаемой правовой среды для иностранных инвестиций.

19 января 2015 г., Министерство коммерции КНР опубликовало проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях» и «пояснения к проекту» для общественных консультаций [2], то

Чжан Лянвэй

РЕФОРМА ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРОЕКТ ЗАКОНА КНР «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ»

есть, если проект будет принят и вступит в силу, модель управления иностранных инвестиций КНР пройдет переломное преобразование. Согласно проекту закона КНР «Об иностранных инвестициях», будут признаны утратившими силу:

Закон КНР «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала», Закон КНР «О предприятиях иностранного капитала», Закон КНР «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала», и вместо них установить единый закон КНР «Об иностранных инвестициях» [4, с. 273].

Проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях» состоит из 11 глав, объединяющих 170 статей, и имеет следующую структуру:

1. «Общие положения»,

2. «Иностранный инвестор и иностранные инвестиция»,

3. «Допуск управления»,

4. «Проверка государственной безопасности»,

5. «Информационный отчет»,

6. «Содействие иностранным инвестициям»,

7. «Защита инвестиции»,

8. «Разрешение споров»,

9. «Контроль проверки»,

10. «Юридическая ответственность»,

11. «Дополнительные положения».

Основные положения проекта Закона КНР «Об иностранных инвестициях» включают в себя следующие главы:

Глава 1, «Общие правила». Здесь указаны цели законодательства, сфера применения, положения о защите инвестиций, система управления иностранным капиталом, содействие инвестированию, закреплен принцип открытости и прозрачности, и др.

Глава 2, «Иностранные инвесторы и иностранные инвестиция», содержит нормы об иностранных инвесторах, китайские инвесторах, отечественных предприятиях, предприятиях с иностранными инвестициями, иностранных инвестициях, правах на недвижимость, некоммерческих организациях, и др.

Глава 3, «Допуск к управлению», определяет порядок допуска иностранных инвестиций к ограничиваемым сферам деятельности, и определяет процесс подачи заявления для получения разрешения иностранному инвестору и его проверки.

Глава 4, «Проверка государственной безопасности», предусматривает создание совместной комиссии по проверке безопасности иностранных инвестиций для интересов государства, и ясно определяет процесс осуществления такой проверки.

Глава 5, «Информационный отчет», определяет систему информационного отчета, в том числе включает управление, субъект, способ, объявление, поиск, исключение информационного отчета; проводит детализацию проекта, изменение иностранных инвестиций, периодический доклад и ведет статистику иностранных инвестиций.

Глава 6, «Содействие иностранным инвестициям». Здесь определяется политика содействия инвестициям, политика отрасли и зоны, меры содействия инвестициям, порядок содействия инвестициям и так далее. Одновременно, ясно определяется поддержка деятельности международного органа по содействию инвестиций, создание платформы обмена для содействия международным инвестиционных и др.

Глава 7, «Защита инвестиций». Здесь определяются взимание, реквизиция, компенсация государства, уступка, прозрачность, защита права на интеллектуальную собственность.

Глава 8, «Разрешение споров», определяет принимаемые меры и механизм разрешения инвестиционных споров между иностранными предприятиями и административными органами. Координационный Центр инвестиций отвечает за конкретную реализацию.

Глава 9, «Контроль проверки», определяет механизм контроля и проверки иностранных инвесторов.

Глава 10. «Юридическая ответственность». Здесь устанавливается, что иностранный инвестор несет ответственность за нарушения закона КНР «Об иностранных инвестициях».

Одновременно, проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях» определяет: когда данный закон вступает в силу, признает утратившими силу и полностью заменяет Закон КНР «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала», «О предприятиях иностранного капитала», «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала» (статья. 170). Более того, до и после вступления в силу нового закона, будут упорядочиваться комплексные законы и нормативные акты, будут вноситься соответствующие изменения в законодательство или будут признаны утратившими силу соответствующие законы или нормативные документы, противоречащие новому закону [1, с. 70].

По сравнению с Законом КНР «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала», «О предприятиях иностранного капитала», «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала», размер статей проекта Закона КНР «Об иностранных инвестициях» очевидно объемнее, так как его содержание охватывает очень широкий круг правоотношений, и содержит больше конкретных систем о допуске иностранных инвестиций и управлении работой.

Принятие Закона КНР «Об иностранных инвестициях» представляет собой большую работу, проделанную в процессе политики реформ и открытости и управления страной в соответствии с законом. Опубликование проекта Закона КНР «Об иностранных инвестициях» является важным шагом. Проект пока находится на разработке в Министерстве коммерции КНР, его необходимо глубоко исследовать и всесторонне обсуждать. Когда Закон КНР «Об иностранных инвестициях» выступит в силу, он, таким образом, закончит дисперсную законодательную модель для регулирования иностранных инвестиций и существо изменит всю существующую правовую систему для регулирования иностранных инвестиций. Данный закон будет способствовать конкуренции иностранных и китайских инвесторов на более прозрачной и справедливой платформе. Есть все основания считать, что принятие Закона КНР «Об иностранных инвестициях» сможет максимально устранить пробелы в законодательстве КНР о регулировании иностранных инвестиций, и будет содействовать новому стремительному развитию экономики Китая.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,7%.

Список литературы:

1. Жэнь Цин. Три ключевые слова в проекте «Закона КНР об иностранных инвестициях» // Обзор судебной практики Китая. -

2015. - № 3. - С.70. (на кит.яз.) Оригинальный текст:

2015

^Ш3Ш,Ш70Ж

Проблемы экономики и юридической практики

2'2017

2. «Закон КНР «Об иностранных инвестициях (проект)» и объяснительная записка к проекту. Оригинальный текст

ВКЙ;Й (^ШШ^ШШ)» &*ш.

3. URL: http://tfs.mofcom.gov.cn/article/as/201501/ 20150100871010.shtml (дата обращения: 12.01.2017) (на кит.яз.)

4. Цао Чжэнь. Размышления о переориентации правового режима иностранных инвестиций в Китае // Вестник Чанчжоуского университета. - 2015. - № 5. - С.30. (на кит.яз.) Оригинальный текст:

Ш, 2015^9Йж5^,ж30Ж

5. Цзан Гунцин. Обсуждение законодательства: обобщение точек зрений, высказанных по поводу законодательства об иностранных инвестициях // Комментарий экономики и юриспруденции. - 2015. -№ 1. - С.273. (на кит.яз.) Оригинальный текст: ÄÄR: «Ä&i^iX :

2015^

ШШШ273Ж-

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта кафедры гражданского права и процесса и международного частного права ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Чжана Лянвэя на тему: «Реформа инвестиционного законодательства и проект закона КНР «Об иностранных инвестициях».

Статья Чжана Лянвэя «Реформа инвестиционного законодательства и проект закона КНР «Об иностранных инвестициях» написана на актуальную тему. Значимость изучения данного вопроса обусловлена

возросшим в последние годы торгово-экономическим сотрудничеством между нашими странами, что приводит к необходимости изучения современного инвестиционного законодательства Китая.

В рецензируемой статье автор сделал предметом своего внимания детальное изучения структуры и особенностей законопроекта об иностранных инвестициях, опубликованного 19 января 2015 г. Министерством коммерции КНР, а также значение установления единого закона об иностранных инвестициях для китайской модели правового регулирования иностранных инвестиций.

Работа написана хорошим понятным языком, на основе достаточного числа источников. Она представляется продуманной, отвечает поставленной автором цели и решаемым в ходе изложения задачам; материал излагается последовательно и логично.

Статья будет интересна отечественному читателю, поскольку содержит сведения об иностранном праве. Она также практически полезна, поскольку раскрывает ранее неизвестные российскому правоведению грани исследуемого вопроса. С учетом изложенного, рекомендую рецензируемую статью Чжана Лянвэя к публикации в журнале ВАК.

Рецензент: Доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права, канд. юрид. наук

С.В. Одинцов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.