Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В РОССИИ С 2001 ГОДА ДО СОВРЕМЕННОГО ПЕРИОДА'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В РОССИИ С 2001 ГОДА ДО СОВРЕМЕННОГО ПЕРИОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шумских Ю.Л., Заболотная В.В.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся правового регулирования государственной регистрации права собственности на земельный участок в России с момента принятия и вступления в силу действующего Земельного кодекса РФ и до современного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шумских Ю.Л., Заболотная В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В РОССИИ С 2001 ГОДА ДО СОВРЕМЕННОГО ПЕРИОДА»

границ. Поставщики, партнеры, консультанты, подрядчики, а в некоторых случаях и даже клиенты должны быть частью системы по организации защиты информации.

Использованные источники:

1. Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» <http://www.intuit.ru/> дата обращения 01.06.2014

2. Guy Bunker. Technology is not enough: Taking a holistic view for information assurance. INFORMATION SECURITY TECHNICAL REPORT №17 (2012) I9 - 25

Шумских Ю. Л. старший преподаватель кафедра гражданского права и процесса

Заболотная В.В. студент 6 курса факультет экономики и права БГТИ (филиал) ОГУ Россия, г. Бузулук ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В РОССИИ С 2001 ГОДА ДО СОВРЕМЕННОГО ПЕРИОДА

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся правового регулирования государственной регистрации права собственности на земельный участок в России с момента принятия и вступления в силу действующего Земельного кодекса РФ и до современного периода.

Ключевые слова: земельный участок, право собственности, регистрация права собственности.

Keywords: land, ownership , registration of property rights.

Нормативно-правовая база, регулирующая институт государственной регистрации прав постоянно реформируется. С момента принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» было принято большое количество нормативно-правовых актов, влияющих на процесс государственной регистрации. Постоянно вносимые изменения в законодательство о государственной регистрации не всегда положительно влияют на общественные отношения, поскольку отсутствует достаточное количество времени для их непосредственной реализации, что вызывает некоторые проблемы на практике.

Принятая в 1993 году Конституция РФ [4] официально закрепила право частной собственности граждан на земельные участки и определила условия и порядок пользования землей на основе федеральных законов.

Принятый 24 декабря 1993 года Указ Президента РФ «О приведении

земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» отменил значительную часть действующего ЗК РСФСР 1991 г. и Закон РСФСР «О земельной реформе», что практически упразднило законодательную основу правового регулирования земельных отношений [10].

Кроме того, глава 17 ГК РФ, регламентирующая вопросы собственности и иных вещных прав на землю так и не находила практического применения. Фактически действовавший с 1998 года Закон о государственной регистрации не имел четко закрепленной нормативно -правовой базы, т.е. законодательно регулировался процесс регистрации, в то время как объект регистрации не получил официального закрепления на уровне федерального законодательства. Вышеназванные вопросы требовали принятия нового Земельного кодекса Российской Федерации.

Как отмечает П. Н. Павлов «о необходимости принятия нового кодифицированного законодательного акта о земле стали говорить сразу же после издания ЗК РСФСР» [11], поэтому после принятия Конституции РФ в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносилось на рассмотрение несколько проектов ЗК РФ, но они так и не получили должного внимания со стороны законодателя вплоть до 2001 года.

Принятый Государственной Думой РФ 28 сентября 2001 г. и одобренный Советом Федерации 10 октября 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) [2] был подписан Президентом РФ 25 октября 2001 года, урегулировал вопросы частной собственности на землю, гражданского оборота земельных участков, а также фактически отменил права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненно наследуемого владения земельным участком. Лицам, у которых данные права возникли до введения в действие ЗК РФ, было предложено переоформить земельные участки на право собственности или право аренды. Таким образом, ЗК РФ делает попытки преобразования вещных прав, свойственных для административно-правовой экономики в права, характерные для рыночной экономики. Вышеназванные преобразования оказали непосредственное влияние на институт государственной регистрации прав на земельные участки, а также их кадастровый учет.

Так, нормы принятого в 2000 году ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее по тексту - Закон о земельном кадастре) нашли отражение и в новом ЗК РФ. В соответствии с Законом о земельном кадастре, государственным земельным кадастром признавался «систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации, сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов» (ст. 1 Закона о земельном кадастре). На всей территории России была введена единая система ведения кадастрового

учета. В качестве объектов учета определялись земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, прочно связанные с земельными участками. «Роль земельного кадастра заключалась в обеспечении правильной организации рационального использования и охраны земельных ресурсов. А его значение усматривалось в том, что кадастровые сведения являются государственным информационным ресурсом» [11].

Важным условием для государственной регистрации прав на земельные участки стало положение об их обязательном предварительном учете в земельном кадастре. В ст. 3 Закона о земельном кадастре устанавливался перечень обязательных документов, необходимых для постановки на кадастровый учет, содержащих индивидуализирующие сведения о каждом земельном участке, находящемся в пользовании либо на ином другом праве. В указанном перечне устанавливались «основные, вспомогательные и производные документы. К основным относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы); к вспомогательным - книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. К производным документам - документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы» [12, с. 68].

Закрепленный в ЗК РФ принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, затрудняет процесс регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку данные о земельном участке формируются в земельном кадастре, в то время как учет иной недвижимости осуществлялся в органах технического учета недвижимого имущества (бюро технической инвентаризации). Существующая проблема разобщенности сведений о земельных участках и иных объектах недвижимого имущества, а также несогласованность различных ведомств в ведении различных реестров недвижимого имущества и отсутствие единого информационного банка явилось, по мнению Е. С. Швалёвой, «основной причиной формирования единого полноценного реестра объектов налогообложения и развития института массовой оценки недвижимого имущества» [13, с. 98].

В рассматриваемый нами период времени в России продолжает совершенствоваться система учета, унификации форм и методов государственного учета, объединяются информационные ресурсы, направленные на учет и регистрацию земельных участков, «усиливается роль информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления» [7, с. 287]. В целях развития данного направления в сфере кадастрового учета земельных участков принимаются Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов

недвижимости (2002 - 2008 годы)», подпрограмма «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений». Позднее была утверждена подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)» в рамках Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)». Указанные документы были ориентированы «на создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления национальной экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления» [7, с. 287].

После принятия в 2007 году нового ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», был создан новый Государственный кадастр недвижимости (далее по тексту - ГКН) на основе упраздненного ключевого информационного ресурса о земле - земельного кадастра. Вновь созданный ГКН был сравнительно новым шагом законодателя к формированию новой, удобной и упрощенной системой учета недвижимости. В то же время, по мнению С. А. Липски «охват ГКН почти всех видов недвижимости важнейшие информационные слои о земельных ресурсах. Так, в новом кадастре нет данных о качественном состоянии земельного участка, о составе его угодий» [5, с. 145]. Ранее он высказывал опасения о том, что объединение системы учета земли и иных объектов недвижимого имущества приведет к упрощению земельной составляющей и второстепенной роли земельных участков в гражданском обороте [6, с. 147]. Учитывая вышесказанное, данная позиция отчасти подтвердилась.

Большое значение для развития института государственной регистрации прав на земельные участки оказало введение упрощенной процедуры регистрации прав на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и гаражного строительства [8]. Подробнее на этом вопросе остановимся в следующем разделе.

В систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество (в т. ч. земельные участки) внесение изменений предполагалось в рамках Концепции гражданского законодательства [3]. В соответствии с указанной Концепцией предлагалось устранить государственную регистрации сделок, оставив только государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Необходимость этого обусловлена наличием в

Законе о государственной регистрации двух совершенно различных систем -регистрации прав и регистрации сделок, что создавало ряд проблем (например, в вопросах аренды нежилых помещений, зданий). Предполагалось государственную регистрацию сделки заменить ее нотариальным удостоверением. Но, мнению О. Г. Ершова и К. В. Карпова [1, с. 87] указанная замена столкнется с проблемами ввиду недостаточной проработанности вопроса, а также отсутствием нового закона о нотариате.

Функции по государственной регистрации прав на земельные участки с 2004 года выполняла Федеральная регистрационная служба, руководство деятельностью которой с 2008 года осуществляло Министерство экономического развития Российской Федерации. В этом же году на Федеральную регистрационную службу возложили функции упраздненных Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и переименовали в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Основными функциями Росреестра с этого момента стали функции «по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, основанной на принципах единства технологии и обязательности ведения государственного кадастра недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в ней сведений, сопоставимости таких сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах» [1, с. 88].

В связи с тем, что в отношении одного и того же объекта недвижимости в разных системах учета существовали разные идентификационные признаки, возникали проблемы дублирования информации, невозможности представить ее в едином информационном пространстве. Одной из причин этому были недостатки во взаимодействии органов, обладающих полномочиями в сфере недвижимости.

Для решения указанных проблем распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р утвержден План мероприятий «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которым в результате реализации указанных в нем мероприятий, к 2018 году в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость должен быть создан единый государственный информационный ресурс. Для внедрения принципа «одного окна», повышения качества предоставления государственных услуг также была разработана и утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)», и в дальнейшем - Федеральная целевая программа «Развитие единой

государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)» [7, с. 289].

Благодаря предпринятым мерам в России появилась возможность создать единую федеральную систему государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета недвижимости, а также значительно повысить качество государственных услуг в данной сфере. Все это обусловило принятие в 2014 году законопроекта «О государственной регистрации недвижимости». В 2015 году ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» был подписан, но вступление его в силу отложено до 1 января 2017 года.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Рассмотренный этап реформирования института государственной регистрации включает принятие различных нормативно-правовых актов, оказывающих влияние не только на процесс государственной регистрации, но и законодательное регулирование института в целом. Так, в 2001 году принят новый ЗК РФ, ставший основополагающим законодательным актом в сфере регулирования земельных отношений. С момента его принятия в сфере государственной регистрации прав на земельный участок сформировалось множество изменений, таких как - упразднение земельного кадастра и принятие на его основе государственного кадастра недвижимости, введение упрощенного порядка регистрации прав на земельные участки, выданные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и гаражного строительства. Также, в рамках Концепции развития гражданского законодательства предусматривается упразднение системы регистрации сделок в пользу развития системы регистрации прав.

С вступлением в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в 2017 году планируется создание единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Использованные источники:

1. Ершов, О. Г., Карпов, К. В. О государственной регистрации сделок и едином подходе при реформировании гражданского законодательства / О. Г. Ершов, К. В. Карпов // Евразийская адвокатура. - 2013. - № 4. - С.86 - 88.

2. Земельный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ ; ред. от 30.12.2015 // Собрание законодательства РФ. -2001. - № 44. - Ст. 4147.

3. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 //

Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 11.

4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от

05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

5. Липски, С. А. Земельная реформа в постсоветской России / С. А. Липски // Экономический журнал. - 2013. - Т. 31. - № 3. - С. 139 - 148.

6. Липски, С. А. К вопросу объединения информационных систем об объектах недвижимости / С. А. Липски // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2003. - № 4. - С. 145 - 153.

7. Лисина, Н. Л. Государственный кадастровый учет участков : развитие, современность и перспективы / Н. Л. Лисина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 285 - 291.

8. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества : федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ ; ред. от 23.06.2014 // Собрание законодательства РФ. -2006. - № 27. - Ст. 2881.

9. О государственной регистрации недвижимости : федеральный закон от

13.07.2015 № 218-ФЗ ; ред. от 03.07.2015 // Собрание законодательства РФ. -2015. - № 29 (ч. 1). - Ст. 4344.

10. О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации : указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 [утратил силу] // Российская газета. - 1994. - 5 января.

11. Павлов, П. Н. О Земельном кодексе Российской Федерации. - Режим доступа : http://dpr.ru/journal/journal_8_13.htm.

12. Черкашина, Е. Г. Кадастровый учет земельных участков: современная история / Е. Г. Черкашина // Вестник Амурского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2013. - № 62. - С. 65 - 70.

13. Швалёва, Е. С. От государственного земельного кадастра к единому государственному кадастру недвижимости / Е. С. Швалёва // Российский юридический журнал. - 2008. - № 1. - С. 98 - 102.

Юданова О.К. студент 1 курса Куликова И.М., к.фил.н научный руководитель, доцент Сургутский государственный университет

Россия, г. Сургут СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ФЕСТИВАЛЯ «СОЦВЕТИЕ» В статье рассмотрены социально-культурные функции фестиваля национальных культур «Соцветие», определены его характерные признаки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.