и]
Жанузакова Лейла Тельмановна,
главный научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ
В соответствии с пп.4) ст.6 Закона РК от 25 декабря2008г. «Оконкуренции»,государственная монополия - это исключительное право государства на производство, реализацию или покупку какого-либо товара на конкурентном рынке, вводимое в порядке, предусмотренном указанным Законом [1].
Государственная монополия может быть создана лишь в исключительных случаях и ограничивается законом определенными сферами деятельности. Необходимость введения государственной монополии возникает тогда, когда свободный рынок может вызвать негативные последствия для граждан (их прав и свобод, здоровья) либо для государства и общества в целом, то есть отразиться на политической стабильности, безопасности, состоянии правопорядка. Таким образом, государственная монополия вводится в целях защиты публичных интересов.
Государственная монополия отличается от естественной монополии тем, что она создается в тех сферах, в которых было бы выгодно с точки зрения развития экономики иметь конкурентные рынки, однако, необходимость обеспечения публичных интересов, таких как стратегические интересы экономической, военной безопасности и иные, требуют сохранения или выделения определенных сфер экономической деятельности в монопольное ведение государства [2].
В СССР существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
«Целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм
законодательства и направлены в основном на обеспечение публичных интересов» [3].
Государственная монополия обычно вводится на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, производство, реализацию и ввоз оборонной продукции, деятельность в области военно-технического регулирования, эмиссию наличных денег (банкнот и монет), организацию их обращения на территории страны, опробирование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, регулирование экспорта необработанных алмазов, на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и т.д. Это вызвано повышенной опасностью отдельных товаров или видов деятельности, их стратегическим значением для экономики страны и пр.
Например, в Казахстане с 1 января 2013 г. введена государственная монополия на экспорт икры осетровых видов. Обусловлено это тем, что в последние десятилетия наблюдается резкое сокращение численности осетровых рыб в стране и массовое нарушение законодательства в данной сфере, связанное с незаконным отловом рыб, производством и реализацией икорной продукции.
Монополистическая деятельность государства может охватывать производство и (или) продажу, покупку товара или пользование им.
Государство осуществляет свою
монополистическую деятельность путем создания субъекта государственной
монополии, которым является исключительно государственное предприятие. Это коммерческая организация, созданная государством, основанная на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Правом на учреждение государственного предприятия обладает Правительство Республики и
местные исполнительные органы (акиматы) областей, городов республиканского значения (г. Алматы) и столицы (г. Астана). Местные исполнительные органы это право осуществляют по решению Правительства. В зависимости от этого различаются республиканские (РГП «Государственная вневедомственная экспертиза проектов Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан») и коммунальные государственные предприятия (КГП на праве хозяйственного ведения акимата города Алматы «Метрополитен»).
Правила ценообразования на товары, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, утверждены постановлением Правительства РК от 20 февраля 2013 г. № 159 [4]. Они разработаны Агентством РК по защите конкуренции совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования РК. В соответствии с п.3 Правил, формирование цен на продукцию, товары (работы, услуги) осуществляется на основании раздельного учета затрат по каждому виду продукции, товаров (работ, услуг). В случае отсутствия у субъекта раздельного учета затрат по видам продукции, товаров (работ, услуг), затраты субъекта разделяются по видам реализуемых продукции, товаров (работ, услуг) на основе косвенных методов, предусматривающих определение затрат, относящихся к определенному виду деятельности субъекта, реализующих продукцию, товары (работы, услуги) по удельному весу доходов (объемов, затрат на оплату труда производственного персонала) в общих затратах субъекта.
При формировании обоснованной цены на продукцию, товары (работы, услуги) субъекта в себестоимости учитываются расходы, непосредственно относящиеся к производству (оказанию) продукции, товаров и подтвержденные обосновывающими материалами (договорами, счетами-фактурами, финансовыми документами). К ним относятся: материальные расходы; средства, направляемые субъектом на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств; выделяемые субъекту субсидии из средств государственного бюджета; на оплату труда персонала; на амортизационные отчисления; на выплату вознаграждений за заемные средства на реализацию инвестиционного проекта или приобретение
основных средств, задействованных в производстве продукции, товаров (работ, услуг); на аудиторские, консалтинговые, маркетинговые услуги, приобретаемые в порядке, установленном законодательством; на оплату за эмиссию в окружающую среду, определенную в соответствии со ставками, порядком и условиями, установленными экологическим и налоговым законодательствами; на обязательные виды страхования, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет.
При формировании цен субъекта в себестоимости не учитываются расходы, не относящиеся непосредственно к производству (оказанию) продукции, товаров (работ, услуг), а также не подтвержденные обосновывающими материалами (договорами, счетами-фактурами, финансовыми документами), в том числе: амортизационные отчисления основных средств, не используемых при производстве (оказании) продукции, товаров (работ, услуг); платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ; безнадежные долги; штрафы, пени, неустойка и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, судебные издержки; на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных организаций,учебных заведений, за исключением профессионально-технических училищ, а также оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда и др.
Уполномоченный орган проводит экспертизу цены товара (работы, услуги), для проведения которой субъекты представляют соответствующие документы.
Несоблюдение субъектом порядка ценообразования влечет ответственность в соответствии с законами.
На субъекта государственной монополии Законом налагаются определенные ограничения, которые исходят из того, чтобы не допустить злоупотребления своим монопольным положением на рынке.
Так, запрет на производства товаров, не относящихся к сфере государственной монополии, объясняется тем, что в других сферах экономики действует принцип свободной конкуренции, и государство в лучшем случае может выступать только равным участником. Исключение составляет деятельность, технологически связанная с производством товаров, где государство является монополистом.
Государство не вправе владеть акциями (долями участия в уставном капитале), а также
иным образом участвовать в деятельности юридических лиц. Это необходимо для того, чтобы государство не давило на других акционеров или учредителей юридических лиц, не вмешивалось в их уставную деятельность, не создавало привилегированное положение данных юридических лиц по сравнению с другими субъектами хозяйственной деятельности.
Запрет на переуступку прав, связанных с государственной монополией, обусловлен тем, что государственное предприятие наделяется этими правами государством в лице Правительства и местных исполнительных органов. В любое время государство может лишить его монопольного положения на рынке, а значит и этих прав. Поэтому само государственное предприятие не может переуступить эти права другим субъектам, то есть фактически сделать их монополистами.
Субъекту государственной монополии запрещено устанавливать цены на производимые или реализуемые им товары, отличающиеся от цен, установленных Правительством Республики Казахстан. Этот запрет вытекает из того, что субъект государственной монополии все права получает от государства. И только ему принадлежит все имущество, включая зарабатываемую прибыль, которым владеет такое предприятие. Естественно, что цены на продукцию государственной монополии устанавливает государство в лице своего высшего исполнительного органа. В этой связи та относительная свобода хозяйственной деятельности, которую имеет субъект государственной монополии, все же ограничена по сравнению с другими участниками рынка, в том числе по самостоятельной установке цены на производимые или реализуемые им товары.
Ч.6 п.3 ст.32 Закона «О конкуренции» закрепляет перечень обстоятельств, при которых субъекту государственной монополии предоставляется дополнительное право, а именно осуществлять иные, технологически близкие к основной, виды деятельности. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, наличие ограничений, препятствующих дальнейшему продолжению основной деятельности. Подобное право предоставляется решением Правительства, однако оно ограничено конкретным сроком - на период до возобновления основной деятельности.
Стихийное бедствие - разрушительное природное явление, вследствие которого
возникла чрезвычайная ситуация
(землетрясение, наводнение). Разрушительное явление, повлекшее чрезвычайную ситуацию регионального или глобального масштаба, является уже катастрофой.
Эпидемия - это массовое распространение инфекционного заболевания, существенно превышающее обычно регистрируемый уровень заболеваемости. Эпизоотия - массовое распространение особо опасных и других инфекционных болезней животных на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Указанные явления представляют собой чрезвычайные ситуации природного характера. Однако в жизни могут возникать и чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые вызваны уже не силами природы, а промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях.
Авария - это нарушение технологического процесса, повреждение механизмов, оборудования и сооружений.
Само понятие «чрезвычайная ситуация» означает обстановку на определенной территории, возникшую в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Все эти явления могут вызвать перебои в деятельности, приостановление и даже прекращение деятельности государственных предприятий, находящихся в таких зонах либо имеющих экономические связи с хозяйствующими субъектами, расположенными в таких зонах.
В таких условиях государство вправе принимать меры, направленные на защиту прав и свобод граждан, юридических лиц, обеспечение правопорядка, в том числе устанавливать отдельные ограничения прав юридических лиц, вплоть до введения чрезвычайного положения, возлагать на них дополнительные обязанности. В числе таких юридических лиц могут быть и государственные предприятия - субъекты
государственной монополии.
Правовое регулирование таких ситуаций и вводимых ограничительных мер предусмотрен законами Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» [5], от 8 февраля 2003 г. «О чрезвычайном положении» [6], от 10 июля 2002 г. «О ветеринарии» [7], Кодексом РК от 18 сентября 2009 г. «О здоровье народа и системе здравоохранения» [8] и др.
Так, основаниями введения чрезвычайного положения являются чрезвычайные ситуации социального, природного и техногенного характера, а также реальная угроза стихийного бедствия или крупномасштабной аварии (катастрофы) на основании представления уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций.
В этом случае в качестве первоочередных действий по ликвидации чрезвычайной ситуации могут применяться следующие временные ограничения:
- приостановление деятельности опасных производственных объектов;
- приостановление оказания услуг связи физическим и (или) юридическим лицам и (или) ограничение использования сети и средств связи;
- ограничение или запрещение на торговлю оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами,сильнодействующимихимическими и ядовитыми веществами, установление особого режима оборота лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, этилового спирта и алкогольной продукции и др.
В случае угрозы ввоза и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний уполномоченный орган в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, совпадающую с таможенной границей Таможенного союза, и на соответствующих территориях вводит ограничительные мероприятия, в том числе карантин, с особыми условиями предпринимательской и (или) иной деятельности и жизни населения.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий, в том числе карантина, и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия, в том числе карантин, устанавливаются Правительством РК.
Такие же ограничения вводятся приэпизоотиях или их угрозы. Перечни заразных болезней
животных, при которых устанавливаются ограничительные мероприятия или карантин, утверждаются уполномоченным органом.
При этом животные, продукция и сырье животного происхождения, представляющие опасность для здоровья животных и человека, в зависимости от степени их опасности подлежат обязательному изъятию и уничтожению либо обязательному обезвреживанию (обеззараживанию) и переработке без изъятия в порядке, утвержденном Правительством РК, по представлению уполномоченного органа.
Контроль за соблюдением субъектами государственной монополии ограничений, осуществляется антимонопольным органом. Антимонопольным органом в Республике Казахстан является Агентство по защите конкуренции и его территориальные подразделения в областях, городах республиканского значения (Алматы) и столице (Астана). Правовой статус данного органа определен Положением, утвержденным постановлением Правительства РК от 15 февраля 2008 г. №141 [9].
Агентство по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) является государственным органом Республики Казахстан, не входящим в состав Правительства, осуществляющим руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на соответствующих товарных рынках и защиты прав потребителей, контроль и регулирование деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные, разрешительные и контрольные функции. Задачи, функции и компетенция данного органа, в том числе по контролю за соблюдением субъектами государственной монополии ограничений, установлены Законом РК «О конкуренции» и названным Положением.
Введение государственной монополии допустимо только с соблюдением определенных условий.
В первую очередь установлен минимальный срок для извещения субъектов рынка о данном решении. Это минимум шесть месяцев до его введения в действие. Это необходимо для того, чтобы те юридические лица либо индивидуальные предприниматели, которые были заняты в данной сфере производства, могли завершить деятельность в соответствующем
секторе рынка без лишних потерь и перестроить свою деятельность в другую сферу или перенести ее на другую территорию.
Субъектам рынка, занимавшимся
производством, продажей или пользовавшиеся этим товаром в течение шестимесячного срока после введения в действие государственной монополии, разрешено осуществлять реализацию этого товара. Исключение составляют сделки, срок исполнения которых превышает этот срок. Эта норма направлена на защиту интересов предпринимателей, поскольку, учитывая их информированность о введении государственной монополии в той или иной отрасли еще за шесть месяцев до ее введения и наличие права производить, продавать и пользоваться этим товаром еще шесть месяцев после введения монополии государства, у них фактически есть год для переориентации своей экономической деятельности. Это позволяет им выходить из данного сегмента производства с меньшими потерями.
Но главной мерой, защищающей субъектов хозяйственной деятельности, является норма о возмещении государством убытков, которые были причинены им в результате введения государственной монополии, в соответствии с гражданским законодательством.
Пенсионная реформа, проведенная в стране в 90-е годы, привела к созданию новой системы пенсионного обеспечения граждан -накопительной. Были созданы накопительные пенсионные фонды, где аккумулировались пенсионные взносы. Но деятельность многих фондов была признана неэффективной. В результате 21 июня 2013 г. принят новый Закон «О пенсионном обеспечении в Республике
Казахстан», в соответствии с которым предусмотрено создание единого накопительного пенсионного фонда, учредителем которого является государство [10]. Это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и по пенсионным выплатам.
Таким образом, государство ввело государственную монополию на
аккумулирование пенсионных накоплений за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде, осуществление инвестиционного управления пенсионными активами, их хранение и последующие пенсионные выплаты из этого фонда.
Положения ст.32 Закона «О конкуренции» не распространяются на деятельность единого накопительного пенсионного фонда. Это обусловлено повышенной социальной значимостью данной сферы. Деятельность фонда затрагивает всех граждан страны, у которых есть пенсионные накопления. Государство гарантирует сохранность этих накоплений. Естественно, что ограничения, вводимые для субъектов государственной монополии в других секторах экономики, недопустимы в отношении данной сферы. Антимонопольное законодательство здесь не применяется, поскольку конкуренции по привлечению обязательных пенсионных взносов граждан теперь нет. На добровольные пенсионные фонды, где аккумулируются добровольные пенсионные отчисления, антимонопольное законодательство уже распространяется.
Список литературы
1. Ведомости Парламента РК. - 2008. - № 24. - Ст. 125.
2. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации. Курс лекций / Под ред. проф. С.В. Запольского. - М.: Статут, 2010. - С. 46.
3. Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). - М.: Городец, 2002. - С. 75.
4. САПП РК. - 2013. - № 17. - Ст. 296.
5. Ведомости Парламента РК. - 1996. - № 11-12. - Ст. 263.
6. Ведомости Парламента РК. - 2003. - № 3. - Ст. 18.
7. Ведомости Парламента РК. - 2002. - № 16. - Ст. 148.
8. Ведомости Парламента РК. - 2009. - № 20-21. - Ст. 89.
9. САПП РК. - 2008. - № 7. - Ст.7 9.
10. Ведомости Парламента РК. - 2013. - № 10-11. - Ст. 55.
Мацалада мемлекеттт монополиянъщ mYcinisi мен тYрлерi, оны енггзудгц шарттары, мемлекеттж монополиянъщ cубъекmiлерi, олардъщ цызметте шектеулер цою жэне цосымша цуцыцтар, тауарларга бага цоюдыц mэрmiпmерi, осы саладагы бацылауды ЖYзеге асыратын органдар царастырылган.
Ty^u свздер: мемлекеттж монополия, бага цалыптастыру, бэсекелестщ мекеме, тауарлар, шектеулер, твтенже жагдай.
В статье рассматриваются понятие и виды государственной монополии, условия ее введения, субъекты государственной монополии, ограничения на их деятельность и дополнительные права, правила ценообразования на товары, производимые и реализуемые ими, органы, осуществляющие контроль в данной сфере.
Ключевые слова: государственная монополия, ценообразование, конкуренция, предприятие, товары, ограничения, чрезвычайная ситуация.
In the article the concept and types of the state monopoly, conditions of its introduction, subjects of the state monopoly, restrictions on their activity and additional rights, rules of pricing on the goods made and realized by them, the bodies exercising control in this sphere are considered.
Keywords: state monopoly, pricing, competition, enterprise, goods, restrictions, emergency situation.
Лейла Тельманкызы Жан^закова,
КР Зац шыгару институты конституциялыщ, эюмшшк зацнама жэне мемлекетпк бас^ару бeлiмшщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., профессор
Мемлекеттж монополиянын к;¥Кык;тык; негiздерi
Жанузакова Лейла Тельмановна,
главный научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, д.ю.н., профессор
Правовые основы государственной монополии
Zhanuzakova Leila Telmanovna,
^ief research fellow of Department of the constitutional, administrative legislation and public administration of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor
Legal bases of the state monopoly