ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ Вафаева Д.Б. Email: Vafaeva1182@scientifictext.ru
Вафаева Джамиля Бакиевна - кандидат философских наук, доцент, кафедра истории Узбекистана, факультет исторических наук, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы создания правовой основы институтов гражданского общества в Узбекистане после обретения независимости. Автор указывает, какие правовые акты приняты в настоящее время и причины слабого участия ННО в реализации социально-экономических программ государства. Также приводятся положения новых законодательных актов, совершенствующих деятельность ННО. Главная идея статьи - показать роль ННО в формировании и развитии гражданского общества в Узбекистане. Большое внимание уделяется нормативным актам, принятым за последние годы. Ключевые слова: институты гражданского общества, Конституция Республики Узбекистан, Конституция РУзб., правовые акты, ННО, общественные объединения.
LEGAL BASIS FOR THE FORMATION OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN
UZBEKISTAN Vafaeva D.B.
Vafaeva Djamilya Bakievna - Candidate of Philosophy, Docent, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEKISTAN, FACULTY OF HISTORY SCIENCES, SAMARKAND STATE UNIVERSITY, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the issues of creating a legal basis for civil society institutions in Uzbekistan after gaining independence. The author indicates which legal acts are currently adopted and the reasons for the weak participation of NGOs in the implementation of socio-economic programs of the state. The provisions of new legislative acts that improve the activities of NGOs are also given. The main idea of the article is to show the role of NGOs in the formation and development of civil society in Uzbekistan. New acts to regulations NGO is paid much attention in recent years.
Keywords: institutions of civil society, the Constitution of the Republic of Uzbekistan, legal acts, NGOs, public associations.
УДК-314.96
После обретения независимости наша страна поставила перед собой цель построения свободного демократического государства, основанного на верховенстве закона и гражданского общества. В процессе достижения этой цели проводятся радикальные реформы, направленные на постепенное повышение роли институтов гражданского общества, в частности, роли негосударственных некоммерческих организаций в обществе. Поэтому создание необходимых условий для формирования эффективных негосударственных некоммерческих организаций - одна из важнейших задач построения демократического правового государства и открытого гражданского общества в нашей стране. С этой целью в первые годы независимости закрепление в нашей Конституции основных принципов деятельности негосударственных некоммерческих организаций создало благоприятные условия для развития широкой сети таких организаций, отражающих интересы всех слоёв населения. В частности, особое внимание было уделено созданию правовой базы для деятельности этих учреждений. В частности, глава XIII Конституции Республики Узбекистан посвящена конституционным основам общественных объединений, закрепляющим принципы этих типов организаций, порядок их деятельности, их независимость от органов государственной власти и должностных лиц. Статья 56 Конституции Республики Узбекистан гласит: «Зарегистрированными в Республике Узбекистан в соответствии с законом общественными объединениями признаются профсоюзы, политические партии, научные общества, женские, ветеранские и молодежные организации, творческие союзы, массовые движения и другие объединения граждан» [1].
Также другие статьи Конституции усиливают конституционные принципы и правила, касающиеся деятельности институтов гражданского общества. В частности, статья 34 Конституции признает право граждан Республики Узбекистан вступать в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях, а также формировать меньшинства в политических партиях, общественных объединениях, массовых объединениях. движения и представительные органы. установил, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его частную жизнь, семью, жилище или корреспонденцию, а также посягательствам на его честь и репутацию. Статья 12 Основного закона воплощает конституционный принцип, согласно которому общественная жизнь
в Республике Узбекистан развивается на основе разнообразия политических институтов, идеологий и мнений, и что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией.
Конституционное право граждан объединяться или, по терминологии международных документов, право создавать одни ассоциации с другими включает: право создавать добровольные неправительственные организации, основанные на защите общих интересов и общих целей, а также доступ к существующим неправительственные организации; покрывает право на выход из нее. Участие или неучастие в деятельности той или иной негосударственной некоммерческой организации - личное дело каждого гражданина. Принуждение граждан к вступлению в негосударственную некоммерческую организацию или предотвращение их выхода из нее признается незаконной деятельностью. В статье 35 Основного закона признается, что каждый имеет право подавать заявления, предложения и жалобы в компетентные государственные органы, учреждения или представителям народа непосредственно и совместно с другими. При этом свобода объединения неправительственных некоммерческих организаций осуществляется в определенных пределах. В этом случае это право не может быть использовано в антиобщественных целях. В этой связи Конституция Республики Узбекистан гласит: «Формирование и деятельность военизированных объединений, политических партий и общественных объединений национального и религиозного духа, а также формирование тайных обществ и объединений запрещены». Вышеупомянутые конституционные принципы получили дальнейшее развитие в ряде законодательных актов.
Принятие более 200 законодательных актов, направленных на решение важнейших социально -экономических проблем, также свидетельствует о большом внимании, уделяемом развитию этого сектора. Также была проделана значительная работа по демократизации и либерализации деятельности институтов гражданского общества, для обеспечения их широкого участия в процессе углубления социально -политических и социально-экономических реформ.
В частности, принятые в первые годы независимости законы «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан», «Профсоюзы, их права и гарантии деятельности», «Об общественных организациях», «Об органах самоуправления граждан», «О политических партиях», «Об общественных фондах», «О финансировании политических партий», «О свободе совести и религиозных организациях»,« О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций», «О средствах массовой информации» и ряде других законов, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, а также законодательных актов, принятых Кабинетом Министров Республики Узбекистан придало системный характер деятельности негосударственных некоммерческих организаций и придало национальной законодательной системе страны самостоятельную сферу правового регулирования общественных отношений, связанных с деятельностью негосударственных некоммерческих организаций.
Закон «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан», принятый в 1991 году, является краеугольным камнем позитивного процесса в области правового регулирования негосударственных некоммерческих организаций. В этом законе впервые дается юридическое определение института общественного объединения (организации), а также цели, принципы его организации и объема прав и обязанностей. Усилен порядок создания общественной организации по инициативе не менее десяти граждан в установленных законом формах.
Согласно статье 1 этого Закона, политические партии, массовые движения, профсоюзы, женские, молодежные и детские организации, организации ветеранов и инвалидов, научно-технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и другие добровольные общества, творческие объединения, объединения граждан, ассоциации и другие объединения граждан признаются общественными объединениями [2] .
Согласно общепринятой классификации, негосударственные некоммерческие организации в Узбекистане включают следующие группы: национальные и международные фонды, специализирующиеся в области экологии, культуры и здоровья (Фонд ЭКОСАН, Фонд Золотого Наследия, Фонд Здорового Поколения, Культурный Центр Амира Темура, исторический фонд, Фонд спасения Арала, Среднеазиатский фонд науки и культуры и др.); социальные институты, представляющие профессиональные интересы, наиболее заметными из которых являются: Центр общественной мысли, Центр духовности и просвещения, Международный центр репатриации журналистов и другие; национальные благотворительные организации, фонды (Детский фонд, Фонд поддержки талантливой молодежи Улугбека, Фонд национального танца Узбекистана, Фонд социальной защиты детей-сирот и др.); правозащитные неправительственные организации (Ассоциация судей Узбекистана, Палата адвокатов Узбекистана, Общественное объединение женщин-юристов Узбекистана, Комитет по защите прав человека, Независимая правозащитная организация Узбекистана и др); общенациональные общественные организации творческой интеллигенции (Союз писателей, Узбекское химическое общество, Союз журналистов, Союз композиторов, Общество архитекторов, Общество кинематографистов и др.); национально-культурные центры, объединяющие проживающие в Узбекистане меньшинства - культуру, духовность, обычаи и традиции, а также общества дружбы с зарубежными странами; объединения, организованные на основе социальной значимости и творческих интересов (Ассоциация ветеранов войны, Добровольное общество мотоциклистов, Общество изобретателей и рационализаторов, Клубы туристов и любительской песни, Ассоциация родителей детей с ограниченными возможностями и др.).
В настоящее время в Узбекистане насчитывается более 10 тысяч ННО. Однако появление большого количества ННО еще не свидетельствует об их устойчивом функционировании и жизнеспособности. На то есть ряд причин, среди которых: во-первых, отсутствие профессионализма, правовой и политической культуры; во-вторых, некоторые НПО ориентированы на получение прибыли; в-третьих, общественность не до конца понимает содержание и сущность некоторых ННО; в-четвёртых, некоторые государственные органы не воспринимает деятельность ННО как серьезную помощь в их работе. Есть еще ряд других причин, которые тормозят функционирование ННО в обществе.
В последние годы проведены последовательные работы по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, по усилению социального партнерства между ними и государственными органами, осуществлению действенного общественного контроля, а также совершенствованию правовой базы, регулирующей данную сферу.
В частности, за истекшие четыре года из Государственного бюджета были выделены средства в размере 117 миллиардов сумов для поддержки более 1270 проектов негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
В результате осуществленных мер усовершенствована нормативно-правовая база, обеспечивающая правовые гарантии негосударственных некоммерческих организаций и отвечающая современным демократическим требованиям и международным стандартам. В результате этого принято около 20 законов, актов Президента Республики Узбекистан и решений Правительства [3].Создана Общественная палата при Президенте Республики Узбекистан, деятельность которой направлена на представление интересов негосударственных некоммерческих организаций, выполнение роли моста между ними и государством, а также в целях внедрения новых эффективных средств проведения открытого диалога с населением налажена деятельность общественных советов при государственных органах.
В результате принимаемых мер количество негосударственных некоммерческих организаций, являющихся основными институтами гражданского общества, за последние четыре года увеличилось на 20,7 процента, в том числе 187 крупных республиканских негосударственных некоммерческих организаций начали свою деятельность.
В марте 2021 года было принято Постановление Президента РУзб. «О дополнительных мерах по государственной поддержке негосударственных некоммерческих организаций, обеспечению свободы их деятельности, защиты прав и законных интересов». Согласно данному документу, ННО предоставляется широкая возможность в получении финансирования от иностранных и государственных фондов, а также предложено создание коворкинг-центров.
В целях дальнейшего совершенствования организационно-правовых основ развития гражданского общества, повышения роли и значения, социальной активности и эффективности деятельности негосударственных некоммерческих организаций Указом Президента была утверждена Концепция развития гражданского общества в 2021 — 2025 годах, приоритетными направлениями которой являются: последовательное совершенствование правовых основ развития гражданского общества; оказание содействия институтам гражданского общества и дальнейшее совершенствование механизма их государственной поддержки;
создание необходимых условий для активного участия институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении;
дальнейшее расширение участия институтов гражданского общества в реализации государственных социальных проектов;
обеспечение открытости деятельности институтов гражданского общества.
Роль и значение институтов гражданского общества в жизни нашего общества в настоящее время отражается в следующем:
- представляет интересы разных социальных групп населения;
- является важным фактором укрепления демократических ценностей в сознании граждан, повышения их политической и гражданской активности, расширения и углубления масштабов демократических изменений, происходящих в стране;
- они являются основным средством общественного контроля за деятельностью государственных и правительственных структур;
- они являются равноправными социальными партнерами государства в решении вопросов общественной значимости;
-развитая система негосударственных некоммерческих организаций решает и укрепляет гармонию интересов в обществе.
Список литературы /References
1. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент, 2018.
2. О дополнительных мерах по государственной поддержке негосударственных некоммерческих организаций, обеспечению свободы их деятельности, защиты прав и законных интересов/ Постановление Президента РУЗ от 3 марта 2020 г. / [Электронный ресурс]. Режим доступа:lex.uz/ (дата обращения: 09.09.2021).
3. Концепция развития гражданского общества на 2021-2025 гг. Указ Президента РУЗбот 3 марта 2021 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: norma.uz/ (дата обращения: 17.03.2021).
4. Общественный контроль как функция гражданского общества. LXX INTERNATIONAL CORRESPONDENCE SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE «EUROPEAN RESEARCH: INNOVATION IN SCIENCE, EDUCATION AND TECHNOLOGY» March 10-11, 2021 London, United Kingdom .С.46
5. Вафаева Д.Б. Сравнительный анализ социального партнерства между негосударственными некоммерческими организациями Узбекистана и России. Журнал «Наука, техника и образование». № 5(69), 2020.
6. Влияние политической активности граждан на процесс становления гражданского общества в Узбекистане. Вестник науки и образования. № 13 (67). Часть 1, 2019. C. 99101.
7. Вафаева Д.Б. К вопросу участия неправительственных организаций в осуществлении общественного контроля над органами государственной власти // Academy. № 4 (19), 2017. С. 104-106.