Научная статья на тему 'Правовые основы и гарантии функционирования негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане'

Правовые основы и гарантии функционирования негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
314
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАН / ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА / NON-GOVERNMENTAL NON-PROFIT ORGANIZATIONS / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS / LEGISLATION / REGULATIONS / PUBLIC ASSOCIATIONS / SELF-GOVERNMENT OF CITIZENS / LEGAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шаякубов Шомансур Шахабилович

В данной статье рассмотрены принципы и нормы осуществления права граждан на свободу объединения для формирования правовых основ деятельности институтов гражданского общества, правовые основы и гарантии деятельности негосударственных некоммерческих организаций функционирующих в Узбекистане, анализ существующих пробелов в нормативноправовых актах. Анлизируются определенные препятствия связанные с несовершенством законодательства, правовые коллизии на пути эффективного развития сектора ННО в Узбекистане и отмечается необходимость принятия отдельных мер по решению указанных правовых проблем, проведению инвентаризации законодательства, внесению поправок в некоторые законодательные акты. Вместе с тем, из-за расширения спектра направлений деятельности зарегистрированных ННО предлагается создание новых ННО, которые ставят задачами внести вклад в формирование широкого кругозора детей и их правовой защиты, в решение проблем в семейных отношениях, исходя из особенностей местного менталитета, подготовки экскурсоводов со знанием иностранных языков для развития туризма в области и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES AND GUARANTEES OF FUNCTIONING OF NON-GOVERNMENT NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN UZBEKISTAN

This article discusses the principles and norms of the exercise of the right of citizens to freedom of association to form the legal foundations of the activities of civil society institutions, the legal foundations and guarantees of the activities of non-governmental non-profit organizations operating in Uzbekistan, the analysis of existing gaps in regulatory legal acts. Certain obstacles related to the imperfection of legislation, legal conflicts on the path of effective development of the NGO sector are analyzed in Uzbekistan, it is noted that it is necessary to take separate measures to solve the indicated legal problems, to conduct an inventory of the legislation, and to amend some legislative acts. At the same time, due to the expansion of the range of activities of registered NGOs, it is proposed to create new NGOs that aim to contribute to the formation of a broad horizons for children and their legal protection, to solve problems in family relations, based on the peculiarities of the local mentality, and the preparation of guides with knowledge of foreign languages for the development of tourism in the region, etc.

Текст научной работы на тему «Правовые основы и гарантии функционирования негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане»

Правовые основы и гарантии функционирования негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане

Шаякубов Шомансур Шахабилович,

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры «Общеобразовательные дисциплины», Ташкентский государственный юридический университет E-mail: [email protected]

В данной статье рассмотрены принципы и нормы осуществления права граждан на свободу объединения для формирования правовых основ деятельности институтов гражданского общества, правовые основы и гарантии деятельности негосударственных некоммерческих организаций функционирующих в Узбекистане, анализ существующих пробелов в нормативно-правовых актах. Анлизируются определенные препятствия связанные с несовершенством законодательства, правовые коллизии на пути эффективного развития сектора ННО в Узбекистане и отмечается необходимость принятия отдельных мер по решению указанных правовых проблем, проведению инвентаризации законодательства, внесению поправок в некоторые законодательные акты. Вместе с тем, из-за расширения спектра направлений деятельности зарегистрированных ННО предлагается создание новых ННО, которые ставят задачами внести вклад в формирование широкого кругозора детей и их правовой защиты, в решение проблем в семейных отношениях, исходя из особенностей местного менталитета, подготовки экскурсоводов со знанием иностранных языков для развития туризма в области и др.

Ключевые слова: негосударственные некоммерческие организации, институты гражданского общества, законодательство, нормативные акты, общественные объединения, самоуправление граждан, правовая поддержка.

В Узбекистане созданы необходимые комплексные организационно-правовые, материально-технические, институциональные основы организации деятельности негосударственных некоммерческих организаций (далее - ННО). К этому периоду принято более 250 законодательных актов, направленных на усиление роли и значения гражданских институтов.

Конституционное закрепление принципов и норм осуществления права граждан на свободу объединения стало фундаментом для формирования правовых основ деятельности институтов гражданского общества в Узбекистане.

Глава XIII Конституции страны полностью посвящена общественным объединениям. В ней определены ключевые принципы об организационных формах такого объединения: профессиональных союзах, политических партиях, обществах ученых, женских организациях, организациях ветеранов и молодежи, творческих союзах, массовых движениях и иных объединениях граждан [1].

Нормы Конституции конкретизируются и раскрываются в законах и актах законодательства, устанавливающих прочные правовые основы и гарантии для создания и функционирования различных форм ННО. В частности, это Законы «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан», «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об общественных фондах», «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций», «О социальном партнерстве», Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по оказанию содействия развитию гражданского общества в Узбекистане», Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны» и т.д.

В результате проводимых поэтапных реформ значительно либерализована правовая база ННО.

Вместе с тем, в национальном законодательстве, регламентирующем деятельность ННО, имеются ряд правовых коллизий и пробелов, требующих пересмотра. В первую очередь, это нечеткая формулировка понятия ННО и неясная классификация форм ННО.

Согласно статье 10 Закона «О негосударственных некоммерческих организациях» - негосударственные некоммерческие организации могут создаваться в форме общественного объединения, общественного фонда, учреждения, а также в иной форме, предусмотренной законодательными актами [2]. Необходимо подчеркнуть, что слова «а также в иной форме, предусмотрен-

5 -о

сз

<

ной законодательными актами» позволяют создавать практически неограниченное разнообразие форм ННО (ассоциации, союзы, клубы и т.д.). Все эти формы должны отличаться друг от друга как минимум внутренней структурой и особенностями управления имуществом. В свою очередь, это приводит к недостаточно четкому пониманию государственными органами, специалистами и обществом в целом термина «ННО» и возможных ее форм.

Определенные противоречия можно проследить и в Гражданском кодексе Республики Узбекистан. В ст. 73-78 Гражданского кодекса перечисляются организационно-правовые формы ННО (потребительский кооператив, общественные объединения, общественные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и органы самоуправления граждан) [3]. Однако, не все они являются ННО, поскольку в данных статьях кодекса отсутствует слово «негосударственные» за исключением общественных фондов. К примеру, органы самоуправления граждан не являются ННО, поскольку порядок их создания, функционирования, полномочия и прочее не соответствуют ННО.

Вместе с тем, сформированные к настоящему времени организационно-правовые, институциональные, материально-технические условия формирования и развития институтов гражданского общества нуждаются в дальнейшем совершенствовании и развитии [4, с. 84].

На решение соответствующих задач направлен принятый 4 мая 2018 года Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны».

Данным Указом определены такие приоритеты дальнейшего развития гражданского общества и его институтов, как:

- формирование механизмов эффективного и конструктивного диалога государства с гражданским обществом по важнейшим вопросам государственного и общественного развития;

- повышение уровня участия гражданских институтов в разработке и реализации программ социально-экономического развития;

- превращение социального партнерства в эффективный механизм взаимодействия между государственными органами и негосударственными некоммерческими организациями по широкому спектру социальных проблем граждан;

- совершенствование мер государственной поддержки и поощрения деятельности активных, самоинициативных негосударственных некоммерческих организаций, предлагающих инновационные идеи по дальнейшему социально-экономическому, общественно-политическому развитию страны [5].

Е Для реализации этих задач при президен-2 те страны образован и начал свою деятельность Консультативный совет по развитию гражданского еЗ общества, призванный стать современной, демо-ав кратической и транспарентной площадкой по кон-

солидации усилий государства и гражданского общества, направленных на дальнейшее опережающее и всестороннее развитие страны.

В соответствии с утвержденной президентом страны в 2018 году Концепцией совершенствования нормотворческой деятельности проведена инвентаризация актов законодательства, регулирующих отношения в сфере гражданского общества.

В настоящее время на стадии разработки находится законопроект «О ННО» в новой редакции, который предусматривает:

- ввести в законодательство правовую терминологию, четко определяющую понятия «гражданское общество», «институт гражданского общества» и другие термины, связанные с формированием гражданского общества и деятельностью его институтов;

- объединить в единый закон действующие в настоящее время Законы «О негосударственных некоммерческих организациях», «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» и «Об общественных объединениях»;

- значительно сократить количество отсылочных норм и подзаконных ведомственных нормативно-правовых актов с тем, чтобы законы, регулирующие отношения в сфере гражданского общества, стали законами прямого действия;

- обеспечить совершенствование процессуальных механизмов общественного контроля и социального партнерства, включая предусмотренный государственной программой по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах переход от «двух-секторной» модели социального партнерства к «трехсекторной» модели взаимодействия государства, субъектов предпринимательства и институтов гражданского общества в решении приоритетных экономических и социальных задач [6].

Следует отметить, что в полной мере обеспечивается прозрачность государственного реестра ННО. Так, согласно пункту 45 Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации Постановления Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2013 года № ПП-2085 «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества» № 57 от 10 марта 2014 года Государственный реестр ННО, Государственный реестр обособленных подразделений ННО, имеющих статус юридического лица, Государственный реестр представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных некоммерческих организаций и Реестр обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица, являются открытыми для всеобщего доступа.

Результаты мониторинга официального веб-сайта Министерства юстиции показывают, что

на сайте размещены наименования 511 ННО, прошедшие государственную регистрацию в министерстве, информация об остальных более 9 438 ННО отсутствует [7]. Также информация не зафиксирована на официальных сайтах территориальных управлений Министерства юстиции.

В целом, правовые коллизии, несовершенство законодательства создают определенные препятствия на пути эффективного развития сектора ННО в Узбекистане. В этой связи, необходимым является принятие отдельных мер по решению указанных правовых проблем, проведению инвентаризации законодательства, внесению поправок в некоторые законодательные акты.

По данным Министерства юстиции Республики Узбекистан на состояние 1 января 2019 года по всей стране функционируют 9 949 ННО, которые выполняют важную роль в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, демократических ценностей, достижении социальных, культурных и образовательных целей. Наибольшее количество зарегистрировано в Ташкентской области (892), наименьшее - в Навоий-ской области (474) [7].

В основном, свою деятельность ННО ведут в сферах развития предпринимательства и фермерства (20,7%), развития спорта (13%), политические партии (9%), воспитания молодежи (8,6%) и развития демократических институтов (8,5%) и другие.

При этом строгую разбивку ННО по направлениям деятельности дать довольно трудно, поскольку многие ННО занимаются реализацией комплексных задач, включающих несколько сфер [8, с. 320].

Вместе с тем, среди новых зарегистрированных ННО расширяется спектр направлений их деятельности. В обществе ощущается потребность в создании новых ННО, которые ставят задачами внести вклад в формирование широкого кругозора детей и их правовой защиты, в решение проблем в семейных отношениях, исходя из особенностей местного менталитета, подготовки экскурсоводов со знанием иностранных языков для развития туризма в области и др.

Особого внимания заслуживает тот факт, что принимаются отдельные указы и постановления, которые по достоинству учитывают заслуги и работу профильных ННО. Так, согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 13 августа 2019 года УК-5781 «О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма в Республике Узбекистан» представителям общественных структур и соотечественникам за рубежом, внесшим достойный вклад в развитие и популяризацию сферы туризма в стране, по результатам оценки их деятельности соответствующими ННО будут награждаться нагрудным знаком «За вклад в развитие сферы туризма».

В общее количество ННО включены все подразделения политических партий, движений, профсоюзов, союзов и другие региональные отделения республиканских ННО.

По республике Комитет женщин Узбекистана имеет 14 региональных и свыше 200 городских и районных отделений, и каждое из них считается отдельным ННО. Аналогичная ситуация складывается и с Фондом «Махалла», «Нуроний», Союзом молодежи Узбекистана, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Республиканским центром духовности и просветительства, Советом по координации деятельности органов самоуправления граждан, Обществом Красного полумесяца Узбекистана, Обществом инвалидов Узбекистана, Обществом по защите прав потребителей, количество региональных подразделений которых составляет около 2000 ед. и 400 ед. в Ассоциации водопользователей.

Наряду с этим, ярким примером развитого гражданского общества являются национально-культурные центры (НКЦ) и общества дружбы. Неоценима их роль в сохранении межнационального согласия и развитии культуры межнациональных отношений, развитие традиций, языка, культуры всех наций и национальностей, проживающих в Узбекистане.

Так, в республике насчитывается 129 национально-культурных центров, от общего количества ННО составляет 1,3% и 23 общества дружбы. В частности, 6 НКЦ - в Республике Каракал-пакстан, 23 в г. Ташкенте и 100 в областях (таджиков, туркменов, арабов, казахов, киргизов, уйгуров, башкир, белорусов, болгар, бухарских евреев, греков, грузин, дунган, крымских татар, немцев, татар и др).

Таким образом, количество системообразующих ННО с их региональными подразделениями составляет около 7 тыс. ед., из них почти половина создана отдельными решениями правительства. Количество так называемых «самоинициативных» ННО, не имеющих территориального подразделения и функционирующих на локальном уровне, составляет порядка 3 тыс. ед.

Организационно-правовая форма - это форма, в рамках которой ННО осуществляет свою деятельность. Количественное соотношение организационно-правовых форм региональных ННО свидетельствует о том, что наиболее распространенной формой в Узбекистане является «общественные объединение» (69,1%). Другие формы не получили пока еще широкого распространения. Так, в форме «учреждений»» зарегистрировано (7,7%) и «общественных фондов» (5%) ННО. Следует отметить, что под «другими» организационно-правовыми формами зарегистрировано (18,2%) ННО. В частности, к 23% из категории «другой», организационно-правовой форме относятся союзы водопользователей и другие. р

Вместе с тем, критический анализ количествен- Д ных показателей ННО свидетельствует о наличии Е ряда проблем, требующих принятия действенных К мер по решению сложившейся ситуации. ё

Во-первых, критический анализ действующих у в регионах страны ННО, показывает, что не все А

зарегистрированные в органах юстиции организации полноценно функционируют. В каждом регионе имеются в среднем 10-12 ННО, не функционирующих несколько лет. Все еще остается открытым вопрос ликвидации либо возобновления деятельности нефункционирующих ННО.

В свою очередь, анализ изучения причин нефункционирования ННО дал возможность классифицировать их по следующим группам:

- отсутствие руководства организации (в связи с кончиной, миграцией за границу в целях заработки, переходом на государственный и бизнес сектор и т.д.);

- отсутствие источников финансирования;

- отсутствие помещения, офиса для осуществления деятельности.

Во-вторых, требуется совершенствование механизмов оказания инициативным группам правовой поддержки в подготовке и оформлении уставов новых ННО. Недостаточный уровень правовых знаний не дает возможность также в подготовке уставов в соответствии с требованиями законодательства.

В-третьих, по данным Государственного комитета по статистике количество зарегистрированных ННО по всей республике в соответствии с формой 1-NNT составляет более 20 тыс. ед., в то время как по данным Министерства юстиции их количество насчитывается 9 449 ед.

Непроработанный механизм взаимодействия между двумя госорганами в вопросах формирования единого реестра ННО приводит к расхождению в цифрах.

Более того, форма 1-NNT Госкомстата требует коренного пересмотра, поскольку под эту форму, кроме ННО, регистрируются религиозные организации, негосударственные образовательные учреждения, адвокатские фирмы и другие некоммерческие организации, которые не входят в систему ННО.

В-четвертых, отдельного рассмотрения требует вопрос политических партий. На сегодня, по всей республике действуют 851 партийная организация. Эти институты гражданского общества, также регистрируются органами юстиции в качестве ННО.

Литература

1. Конституция Республики Узбекистан. -Т.: Узбекистан. 2018.

2. Закон Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» от 14 апреля 1999 года № 763-1.

3. Гражданский кодекс Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года.

4. Абдукаримов Г., 2016. Опыт Узбекистана в совершенствовании потенциала институтов гражданского общества, повышения правовой культуры и активности общества. Учебное пособие. Ташкент. С. 84.

5. Указ Президента Республики Узбекистан от 4 мая 2018 года «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны» № 5430.

6. www.regulationgov.uz

7. www.minjust.uz

8. Садикова Ш., 2016. Социологический анализ социальной защиты престарелых в процессе модернизации общества. Диссертация на соискание ученой степени DSc. Ташкент. С. 320.

LEGAL BASES AND GUARANTEES OF FUNCTIONING OF NON-GOVERNMENT NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN UZBEKISTAN

Shayakubov Sh. Sh.

Tashkent State University of Law

This article discusses the principles and norms of the exercise of the right of citizens to freedom of association to form the legal foundations of the activities of civil society institutions, the legal foundations and guarantees of the activities of non-governmental non-profit organizations operating in Uzbekistan, the analysis of existing gaps in regulatory legal acts. Certain obstacles related to the imperfection of legislation, legal conflicts on the path of effective development of the NGO sector are analyzed in Uzbekistan, it is noted that it is necessary to take separate measures to solve the indicated legal problems, to conduct an inventory of the legislation, and to amend some legislative acts. At the same time, due to the expansion of the range of activities of registered NGOs, it is proposed to create new NGOs that aim to contribute to the formation of a broad horizons for children and their legal protection, to solve problems in family relations, based on the peculiarities of the local mentality, and the preparation of guides with knowledge of foreign languages for the development of tourism in the region, etc.

Key words: non-governmental non-profit organizations, civil society institutions, legislation, regulations, public associations, self-government of citizens, legal support.

References

1. The Constitution Of The Republic Of Uzbekistan. 2018.

2. Law of the Republic of Uzbekistan "on non-governmental non-profit organizations" dated April 14, 1999 No. 763-I.

3. the Civil code of the Republic of Uzbekistan of December 21, 1995.

4. He Was Born In G., In 2016. Uzbekistan's experience in improving the capacity of civil society institutions, increasing the legal culture and activity of society. Textbook. Tashkent, P. 84.

5. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated may 4, 2018 "on measures to radically increase the role of civil society institutions in the process of democratic renewal of the country" No. 5430.

6. www.regulationgov.uz

7. www.minjust.uz

8. Sadikova Sh., 2016. Sociological analysis of social protection of the elderly in the process of modernization of society. The dissertation on competition of a scientific degree DSc. Tashkent, P. 320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.