Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (ЕС, БРИКС, ШОС И ПР.) С ЦЕЛЬЮ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЛУЧШЕГО ОПЫТА В ПРАВО ЕАЭС'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (ЕС, БРИКС, ШОС И ПР.) С ЦЕЛЬЮ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЛУЧШЕГО ОПЫТА В ПРАВО ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / БРИКС / ШОС / АТЭС / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЕДИНОЕ ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTEGRATION ASSOCIATIONS / EUROPEAN UNION / BRICS / SCO / APEC / DIGITAL ECONOMY / SINGLE DIGITAL SPACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демченко Максим Владимирович, Дахненко Светлана Сергеевна

Задача. Цель написания научной работы заключается в исследовании правовых основ формирования единого цифрового пространства на территории региональных объединений (ЕС, БРИКС, ШОС и пр.) для выработки предложений по имплементации лучшего опыта в право ЕАЭС. Данная тема не получила широкого освещения в юридической литературе, так как всестороннего анализа правового регулирования формирования цифрового пространства на территориях существующих региональных объединений в целостности не проводилось. В работе исследуются международные источники, являющиеся основой формирования и функционирования цифрового пространства, отдельно рассмотрены правовые основы в цифровой сфере в рамках ЕС, БРИКС, ШОС, АТЭС, ЕАЭС, сделаны выводы о совершенствовании регулирования рассматриваемых правоотношений в рамках ЕАЭС. Выводы. Исследуя правовые основы формирования единого цифрового рынка ЕАЭС авторами констатировано, что на текущий момент нормативные акты весьма фрагментарно регулируют исследуемую группу отношений. Наиболее успешный опыт правового регулирования отношений в сфере цифровой экономики демонстрирует Европейский союз, в праве которого определен дефинитивный аппарат, классифицированы объекты единого цифрового рынка, содержатся унифицированные правила торговли цифровыми активами. Положительной оценки заслуживает и опыт АТЭС в сфере защиты персональных данных. Практическое значение. Результаты работы могут быть использованы при совершенствовании регулирования правовых основ формирования единого цифрового пространства в рамках ЕАЭС. Оригинальность/ценность. Выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Демченко Максим Владимирович, Дахненко Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR THE FORMATION OF A SINGLE DIGITAL SPACE IN THE TERRITORY OF REGIONAL ASSOCIATIONS (EU, BRICS, SCO, ETC.) IN ORDER TO IMPLEMENT THE BEST PRACTICES IN THE LAW OF THE EAEU

Objective. The purpose of writing a scientific work is to study the legal basis for the formation of a single digital space in the territory of regional associations (EU, BRICS, SCO, etc.) to develop proposals for the implementation of best practices in the EAEU law. This topic has not received wide coverage in the legal literature, since a comprehensive analysis of the legal regulation of the formation of a digital space in the territories of existing regional associations has not been carried out as a whole. The work examines international sources, which are the basis for the formation and functioning of the digital space, separately discusses the legal framework in the digital sphere within the framework of the EU, BRICS, SCO, APEC, EAEU, draws conclusions on improving the regulation of the legal relations under consideration within the EAEU. Conclusions - by examining the legal foundations of the formation of a single digital market of the EAEU, the authors noted that at the moment regulatory acts very fragmentarily regulate the group of relations under study. The most successful experience in the legal regulation of relations in the digital economy is demonstrated by the European Union, the law of which defines a definitive apparatus, classifies objects of a single digital market, and contains unified rules for trading digital assets. The APEC experience in the field of personal data protection also deserves a positive assessment. Practical significance. The results of the work can be used to improve the regulation of the legal framework for the formation of a single digital space within the EAEU. Originality / value. Conclusions and suggestions can be used in the practical activities of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (ЕС, БРИКС, ШОС И ПР.) С ЦЕЛЬЮ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЛУЧШЕГО ОПЫТА В ПРАВО ЕАЭС»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10

6.18. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (ЕС, БРИКС, ШОС И ПР.) С ЦЕЛЬЮ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЛУЧШЕГО

ОПЫТА В ПРАВО ЕАЭС

©Демченко Максим Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, заместитель руководителя Департамента правового регулирования экономической деятельности; Research ID X-3664-2018, Scopus Author ID 57200194746, РИНЦ Author ID 498922

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

[email protected]

©Дахненко Светлана Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности; Research ID T-7249-2019, РИНЦ Author ID: 730401 Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

[email protected]

Аннотация

Задача. Цель написания научной работы заключается в исследовании правовых основ формирования единого цифрового пространства на территории региональных объединений (ЕС, БРИКС, ШОС и пр.) для выработки предложений по им-плементации лучшего опыта в право ЕАЭС. Данная тема не получила широкого освещения в юридической литературе, так как всестороннего анализа правового регулирования формирования цифрового пространства на территориях существующих региональных объединений в целостности не проводилось. В работе исследуются международные источники, являющиеся основой формирования и функционирования цифрового пространства, отдельно рассмотрены правовые основы в цифровой сфере в рамках ЕС, БРИКС, ШОС, АТЭС, ЕАЭС, сделаны выводы о совершенствовании регулирования рассматриваемых правоотношений в рамках ЕАЭС.

Выводы. Исследуя правовые основы формирования единого цифрового рынка ЕАЭС авторами констатировано, что на текущий момент нормативные акты весьма фрагментарно регулируют исследуемую группу отношений. Наиболее успешный опыт правового регулирования отношений в сфере цифровой экономики демонстрирует Европейский союз, в праве которого определен дефинитивный аппарат, классифицированы объекты единого цифрового рынка, содержатся унифицированные правила торговли цифровыми активами. Положительной оценки заслуживает и опыт АТЭС в сфере защиты персональных данных.

Практическое значение. Результаты работы могут быть использованы при совершенствовании регулирования правовых основ формирования единого цифрового пространства в рамках ЕАЭС.

Оригинальность/ценность. Выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета 2019 года.

Ключевые слова: интеграционные объединения, Европейский союз, БРИКС, ШОС, АТЭС, цифровая экономика, единое цифровое пространство.

ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Мировая экономика стремительно становится цифровой. Цифровизация открывает огромные возможности для экономического роста, создания новых рабочих мест, внедрения новых технологий в привычные производственные процессы. Обслуживая цифровую экономику, право столкнулось с необходимостью решения значительного количества проблем, связанных с разработкой ранее неизвестного терминологического аппарата, поиска эффективных правовых средств, направленных на регулирование новых отношений и защиту интересов их участников. Участие государств в интеграционных процессах еще более усложнило эту задачу, поскольку правовое регулирование он-лайн отношений потребовала разработки правовых норм не только на национальном, но и наднациональном уровне.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ: ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предмет исследования составляют международные источники, регулирующие формирование экономико-правового режима развития цифровых технологий на территории региональных объединений (ЕС, БРИКС, ШОС и пр.). обоснование проведения исследования Существенным сегментом в развитие экономического сотрудничества стан участников ЕАЭС является взаимодействие в области цифрового сегмента экономики. Современные цифровые технологии и платформы дают новые возможности для развития общества, ускорения интеграционных процессов практически во всех сферах взаимодействия государств.

В связи с этим актуальным и необходимым является изучение положительного опыта формирования единого цифрового

пространства на территории региональных объединений (ЕС, БРИКС, ШОС и пр.) с целью имплементации лучшего опыта в право ЕАЭС

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целом сегодня можно говорить о достаточно фрагментарном регулировании отношений, подпадающих в круг вопросов цифровой повестки в праве ЕАЭС. Успех в формировании единого цифрового рынка зависит от соразмерности так называемого индекса сетевой готовности стран членов ЕАЭС. Кроме того, характер интеграционных связей в ЕАЭС предполагает, что его члены самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют политику в сферах цифровизации экономики, связи и информатизации, обеспечении устойчивого функционирования единого информационного пространства. В Российской Федерации сформирована система документов стратегического планирования цифровизации экономики. В эту систему входят: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 г., утвержденная Указом Президента от 09.05.2017 г. №203; Программа «Цифровая экономика в Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р. Ведется работа в рамках законодательного процесса в отношении определения правового режима цифровых финансовых активов, подготовлены изменения в гражданское законодательство и уточнен перечень объектов гражданских прав посредством включения в него цифровых прав. Формирование единого пространства в ЕАЭС возможно только при активизации законодательных органов всех членов регионального объединения.

Между тем на основании проведенного анализа авторам удалось сформулировать предложения по имплементации опыта формирования региональных цифровых экономик в право ЕАЭС с учетом принципов Хартии глобального информационного общества.

ОБСУЖДЕНИЕ

Одним из первых международных договоров, заложивших основу регулирования в сфере цифровой экономики и создания единых основ формирования и функционирования цифрового пространства, является Окинавская хартия глобального информационного общества 2000 г. Она носит декларативный характер и содержит такие основополагающие идеи как: необходимость создания нормативной правовой базы обеспечивающей защиту конкуренции в сети, стимулирование инвестиций и инноваций для развития электронного оборота объектов гражданских прав, устранение разрыва между государствами в возможностях использовать знания и информацию, устранение необоснованных барьеров в сфере обмена информационными ресурсами, обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в трансграничных отношениях с использованием цифровых технологий, унификацию правил торговли дистанционным способом, гармонизацию законодательства в сфере защиты прав потребителей, персональных данных, использования электронных подписей и их аналогов.

Важнейший вклад в создание регуляторов предпринимательства с использованием цифровых технологий внесла Декларация о всемирной электронной торговле 1998 года, которая провозгласила отказ от таможенных пошлин при электронном способе продажи товаров и услуг. Отказ от тарифов лег в основу Соглашения об информационных технологиях (Information Technology Agreement (ITA).

Инициатива по развитию и сотрудничеству в области цифровой экономики проявляется и рамках региональной интеграции. Наиболее успешный опыт демонстрирует сегодня Европейский Союз.

Учитывая перспективы цифровизации экономики в 2015 году Европейская комиссия официально провозгласила необходимость создания цифрового единого рынка как одного из его ключевых приоритетов. Формирование единого цифрового пространства Европейского союза основано на следующих принципах:

- улучшение доступа потребителей и предприятий к онлайн-товарам и услугам;

- устранение барьеров для трансграничной онлайн-активности;

- создание благоприятных условий для функционирования цифровых сетей, сервисов, иной инфраструктуры, обеспечивающей осуществление предпринимательской деятельности он-лайн.

В основу создания механизма правового обеспечения формирования единого цифрового пространства ЕС легло сообщение Европейской комиссии от 6 мая 2015 года «Стратегия цифрового единого рынка для Европы», реализация которой основана на унификации и гармонизации законодательства стран участников ЕС, устранении необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности он-лайн. Законодательство ЕС, предметом регулирования которого являются отношения в сфере осуществления электронной коммерции и контроля за ней представлено целым рядом регламентов и директив. В таблице №1 предпринята попытка систематизации мер правового регулирования, направленных на формирование единого цифрового рынка Европейского Союза и дана их краткая характеристика.

Европейский союз продолжает работу над совершенствованием правовых основ в сфере цифровой экономики. В частности на повестке дня стоят вопросы, связанные с определением правового режима Big data, правового статуса правообладателей массива информации, возмещением вреда, причиненного объектами, составляющими интернет вещей, например, самоуправляемыми автомобилями, обеспечением совместимости устройств и принятием единых стандартов в сферах интернета вещей, больших данных, облачных сервисов и т.д. Кроме того, положительной оценки заслуживает и стремление Европейского Союза к цифровизации промышленности, созданию европейского открытого научного облака.

Основы сотрудничества в сфере электронной коммерции между странами БРИКС заложены в Йоханнесбургской декларации Десятого саммита БРИКС, в которой подтверждена важность разработки принципов и правил ответственного поведения в информационном пространстве, констатированы преимущества, возможности и риски, связанные с цифровизацией, необходимость разработки эффективного механизма нивелирования последних, проведение скоординированной налоговой и кредитно-денежной политики, углубления сотрудничества в сфере цифровых технологий, поддержки компаний высокотехнологичного сектора. В этих целях страны БРИКС заявили о готовности вести работу по обеспечению безопасного и упорядоченного использования цифровых технологий, сокращению цифрового разрыва в государствах, передаче технологий, ведению совместных исследований в обозначенной сфере, разработке справедливой системы налогообложения в сфере трансграничной электронной коммерции. В настоящее время правовых основ цифрового рынка БРИКС не создано.

ШОС, создание которой было детерминировано, прежде всего, соображениями безопасности, развивает сегодня и экономическую область взаимовыгодного сотрудничества. Такое сотрудничество требует создания благоприятных условий для торговли и инвестиций с помощью правовых средств, которые должны быть разработаны в международных региональных соглашениях. Однако сегодня говорить о создании зоны свободной торговли и формирования цифрового рынка ШОС не приходится.

Правовые основы обеспечения развития электронной коммерции в странах АТЭС представлены следующими основными документами: Дорожная карта АТЭС «Интернет и цифровая экономика» и Соглашение АТЭС о трансграничном обеспечении конфиденциальности (CPEA). Целями реализации Дорожной карты АТЭС «Интернет и цифровая экономика» являются поощрение развития цифровой инфраструктуры и сотрудничества в обозначенной сфере, достижение всеобщего беспрепятственного доступа к контенту, разработка единой политики в области интернета и цифровой экономики, гармонизация правового регулирования цифровой экономики, распространение цифровых инноваций, обеспечение безопасности в сети Интернет, содействие электронной торговле. Примечательно, что в качестве основной проблемы развития цифровой экономики названа правовая неопределенность, решение которых требует согласованных действий по развитию эффективного механизма правового регулирования отношений, складывающихся в цифровом пространстве. Необходимость обеспечения конфиденциальности и защиты персональных данных легла в основу разработки и принятия Соглашения АТЭС о трансграничном обеспечении конфиденциальности. CPEA исходит из необходимости содействия обмену информации между национальными органами по обеспечению конфиденциальности и утверждает перечень органов - администраторов CPEA. В развитие CPEA разработана Система правил трансграничной конфиденциальности АТЕС (CBPR), которая преследует реализацию четырех основных принципов. Это необходимость применения мер защиты конфиденциальности личной информации, прежде всего от нежелательных вторжений и неправомерного использования личной информации; предоставление возможности организациям, которые собирают, получают доступ, используют или обрабатывают данные в странах АТЭС, разработать и внедрить в своих организациях единые подходы к глобальному доступу к персональной информации и ее использованию; оказание содействия правоохранительным органам в выполнении их обязанностей по защите конфиденциальности информации; развитие международных механизмов поощрения и обеспечения конфиденциальности информации и поддержания непрерывности информационных потоков между странами АТЭС и их торговыми партнерами.

CBPR предполагает создание системы соответствия организаций, осуществляющих электронную торговлю стандартам защиты персональных данных, управляемой объединенной надзорной группой. Причем национальное законодательство должно содержать механизмы принудительного воздействия на организации, невыполняющие требования CBPR.

Особенности интеграционных процессов в рамках ЕАЭС оказывают влияние на состояние правовых основ обеспечения функционирования единого цифрового пространства. Правовые основы формирования единого цифрового пространства в ЕАЭС представлены международными актами, заключенными в связи с созданием интеграционного объединения, а именно

Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана 2014), а также Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 г. №21 «О формировании цифровой повестки Евразийского экономического союза». Кроме того, были во исполнение цифровой повестки приняты отдельные акты Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Совета Евразийской экономической комиссии, Коллегии Евразийской экономической комиссии. Среди них Решение Евразийского межправительственного совета от 30.04.2019 №2 «О реализации проекта «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий», Решение Евразийского межправительственного совета от 30.04.2019 №6 «О создании условий для развития цифровой экосистемы торговли в Евразийском экономическом союзе».

Состояние правового регулирования формирования единого цифрового рынка ЕАЭС демонстрирует таблица №2. (см. приложение к статье)

В целом сегодня можно говорить о достаточно фрагментарном регулировании отношений, подпадающих в круг вопросов цифровой повестки в праве ЕАЭС. Успех в формировании единого цифрового рынка зависит от соразмерности так называемого индекса сетевой готовности стран членов ЕАЭС. Кроме того характер интеграционных связей в ЕАЭС предполагает, что его члены самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют политику в сферах цифровизации экономики, связи и информатизации, обеспечении устойчивого функционирования единого информационного пространства. В РФ сформирована система документов стратегического планирования цифровизации экономики. В эту систему входят:

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 г., утвержденная Указом Президента от 09.05.2017 г. №203;

Программа «Цифровая экономика в Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 г. №1632-р.

Ведется работа в рамках законодательного процесса в отношении определения правового режима цифровых финансовых активов, подготовлены изменения в гражданское законодательство и уточнен перечень объектов гражданских прав посредством включения в него цифровых прав. Формирование единого пространства в ЕАЭС возможно только при активизации законодательных органов всех членов регионального объединения.

Между тем на основании проведенного анализа авторам удалось сформулировать предложения по имплементации опыта формирования региональных цифровых экономик в право ЕАЭС с учетом принципов Хартии глобального информационного общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя правовые основы формирования единого цифрового рынка ЕАЭС авторами констатировано, что на текущий момент нормативные акты весьма фрагментарно регулируют исследуемую группу отношений. Наиболее успешный опыт правового регулирования отношений в сфере цифровой экономики демонстрирует Европейский союз, в праве которого определен дефинитивный аппарат, классифицированы объекты единого цифрового рынка, содержатся унифицированные правила торговли цифровыми активами. Положительной оценки заслуживает и опыт АТЭС в сфере защиты персональных данных. Изучение опыта этих интеграционных объединений позволил авторам сформулировать следующие предло-

жения, направленные на совершенствование правовых основ формирования единого цифрового рынка ЕАЭС.

1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск 1993 г.), определяющая компетентный правопорядок при разрешении споров, связанных с осуществлением, в том числе, трансграничной он-лайн торговли содержит единственную ст. 41, определяющую в качестве коллизионных привязок право, определенное сторонами в договоре и право места совершения сделки. При этом в российском национальном праве понятие «место совершения сделки» не легитимизировано. Кроме того, участники могут определить место совершения сделки формально, не следуя ему, в том числе в целях обхода закона. В этой связи полагаем, что в рамках региональных договоренностей, необходимо принять нормы, направленные на определение компетентного правопорядка при разрешении споров между сторонами, государственная принадлежность которых это страны члены ЕАЭС. Применительно к отношениям, вытекающим из договоров как онлайн, так и офлайн купли-продажи, оказания услуг и других, следует использовать трехступенчатую систему коллизионных привязок: право, определенное сторонами в договоре- право центральной стороны исполнения договора при отсутствии договоренности сторон-критерий тесной связи при невозможности определения центральной стороны исполнения.

2. Минская конвенция не предоставляет высокий стандарт защиты прав потребителей, в ней не предусмотрена в качестве основной коллизионная привязка право страны места жительства потребителя. В отношении споров, вытекающих из потребительских договоров, система коллизионных привязок может выглядеть следующим образом:

- право страны места жительства потребителя при условии осуществления предпринимателем фактической деятельности на этой территории или направлении своей деятельности на территорию страны любыми способами;

- право, о котором стороны договорились при условии применения императивных норм о защите прав потребителей страны места жительства последнего.

Коллизионная привязка «право страны места жительства потребителя» не применима в отношениях, вытекающих из оказания услуг на территории страны иной нежели место жительство потребителя, международной перевозки, производных финансовых инструментов. В отсутствии договоренности применению должно подлежать право центральной стороны исполнения и право, определимое по критерию тесной связи.

3. В целях сокращения сроков исполнения решений, вынесенных судами государств членов ЕАЭС полагаем необходимым отказаться от системы экзекватуры, подчиненной правилам ст. 53-54 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск 1993 г.) и предусмотреть в рамках региональных договоренностей упрощенный механизм исполнения судебных решений на основании исполнительных документов.

4. Необходимо разработать и принять акт, предусматривающий в случае достижения договоренности между сторонами договора возможность урегулирования споров с участием потребителей в режиме онлайн с использованием веб сайта с интерфейсом для подачи жалобы в электронной форме в целях рассмотрения споров аккредитованными на сайте арбитражными комиссиями, что не требует физического присутствия сторон (Евразийская платформа он-лайн регулирования споров). Способом обеспечения исполнения решения арбитраж-

ной комиссии могут являться активы, которые вносятся на электронный счет при заключении договора.

5. В целях обеспечения добросовестной конкуренции в электронной коммерции и формирования единого рынка разработать и принять нормы, предусматривающие недопустимость нарушения правил о публичном смарт-контракте в отношении обязанности продавца или исполнителя услуги осуществлять деятельность в отношении каждого обратившегося независимо от места жительства или места нахождения и на одних и тех же условиях, не допуская дискриминации. В перспективе представляется необходимым разработать универсальные правила ведения электронной торговли, предусмотрев средства защиты прав сторон, например, в отношении послепродажного сервиса, поскольку существующий механизм, предусмотренный в рамках Рекомендаций Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 ноября 2017 г. №27 «Об общих подходах к проведению государствами-членами ЕАЭС согласованной политики в сфере защиты прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) дистанционным способом» содержит отсылочные к национальному законодательству нормам, что не позволит обеспечить единый стандарт защиты прав потребителей и не распространяется на отношения поставки.

6. Предусмотреть в законодательстве коллизионную привязку «право страны места нахождения провайдера онлайнового сервиса» с целью преодоления территориального характера авторского и смежных прав, освобождения провайдера от обязанности получать у правообладателей права на распространение контента на территории стран членов ЕАЭС при условии временного нахождения потребителя из страны места нахождения провайдера, для определения компетентного правопорядка к содержанию контента;

7. В рамках ЕАЭС необходимо разработать и заключить Соглашение о едином порядке регулирования отношений в сфере пользования и защиты авторских и смежных прав, объекты которых обнародованы в электронной форме и мерах борьбы с нелегальным контентом. Соглашение должно быть основано на исключительном праве разрешать или запрещать прямое или косвенное, срочное или бессрочное использование произведений или объектов смежных прав в электронной форме полностью или частично исключительно авторами, исполнителями, создателями фонограмм, организациями эфирного вещания; исключении действия норм о защите авторских и смежных прав на демонстрационные материалы в ознакомительных целях, а также на объекты авторских и смежных прав, трансграничный доступ к которым предоставляется в научных, образовательных и культурных целях. Кроме того, это Соглашение должно предусматривать обязанности провайдеров, информировать пользователей о вреде нелегального контента, пресекать оборот нелегального контента путем блокировки на основании судебного решения с учетом предложенных выше изменений, связанных с отказом от системы экзекватуры.

8. В силу мобильности, присущей объектам, используемым в сети Интернет в целях защиты авторских прав в границах территории ЕАЭС предлагается исходить из презумпции, согласно которой использование объектов авторского права в сети Интернет считается свободным, если автор или правообладатель не заявит об обратном. При этом должен быть предусмотрен стандартный уровень защиты, который означает, что публикация в сети Интернет не переводит произведение в общественное достояние и не дает права на дальнейшее копирование

произведения. Одновременно на территории ЕАЭС свободное использование объектов авторских прав должно допускаться научно-исследовательскими, в том числе образовательными учреждениями в образовательных, научных и социальных целях и объеме, который соответствует некоммерческому характеру использования. В основу регулирования в рамках решения Коллегии Евразийской экономической комиссии, направленного на обеспечение свободного использования произведений могут быть положены нормы статей 10 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года и 1274 ГК РФ.

9. Гармонизировать и унифицировать законодательство ЕАЭС в сфере взимания НДС и налога на прибыль при осуществлении онлайн торговли как цифровым контентом, так и традиционными товарами. Предусмотреть, что продажа цифрового контента облагается НДС в стране потребителя, а налог на прибыль по месту создания контента или по месту нахождения виртуального представительства в зависимости от вида деятельности. В настоящее время, в России и Республики Беларусь действует принцип места нахождения покупателя, тогда как в других странах членов ЕАЭС - принцип страны места нахождения продавца. В рамках же ЕАЭС в соответствии со п. 2 ст. 72, п.28, пп.5 к п. 29 Приложения 18 Договора о Евразийском экономическом союзе НДС уплачивается по месту реализации электронных услуг, то есть нахождения исполнителя. Исключения предусмотрены для услуг, закрытый перечень которых содержится в п. 4 ст. 28 и включает, например, консультацион-

ные, юридические, рекламные услуги, услуги по обработке информации, по разработке и сопровождению программ ЭВМ.

В рамках права ЕАЭС определить правовой режим онлайновых платформ в сфере привлечения средств физических лиц, что позволит создать эффективный механизм защиты прав розничных инвесторов на территории интеграционного объединения.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,62%.

Список литературы:

1. Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. // «Дипломатический вестник», №8, август, 2000 г.

2. Циренщиков В. Цифровизация экономики Европы. Современная Европа. 2019. №3. С. 105.

3. Соловьев А.И., Куприяновский В.П., Соловьев С.А. Единый цифровой рынок Европейского союза: текущее состояние и направления развития. International Journal of Open Information Technologies ISSNA 2307-8162 vol.5, no 10, 2017.

4. Бирюкова О.В., Данильцев А.В. Когда сотрудничество не складывается: глобальное управление цифровой торговли. Вестник международных организаций. 2019. Т. 14. №1. С. 14.

5. Андреев В.К., Андреева Л.В. Внедрений цифровых технологий в экономику государств членов ЕАЭС. Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018 г. №2. С. 38.

Мера, направленная на формирование единого цифрового рынка Нормативный акт Содержание механизма стимулирования формирования единого цифрового рынка

Унификация норм, регулирующих отношения, вытекающие из договоров, заключаемых он-лайн и обеспечение прав потребителей в сети Регламент ЕС №593/2008 о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам (Рим I) Определена система коллизионных привязок для определения применимого права: автономия воли, право центральной стороны исполнения, критерий тесной связи

Регламент (ЕС) 1215/2012 Европейского Парламента и Совета от 12 декабря 2012 года о юрисдикции, признании и обеспечении исполнения решений судов по гражданским и коммерческим вопросам Судебное решение, вынесенное в стране участнике, исполняется на территории другой страны участника без вынесения решения об исполнимости

Директива ЕС 83/2011 Европейского парламента и Совета о правах потребителей, вносящая поправки в Директиву совета 93/13/ЕЕС и Директиву 1999/44/ЕС Европейского парламента и совета и отменяющая Директиву совета 85/577/ЕЕС и Директиву 97/7/ЕС Европейского парламента и совета. Устанавливает основы регулирования отношений связанных с обслуживанием потребителей и защитой их прав; распространяет свое действия на договоры о предоставлении цифрового содержимого; предоставляет право на отказ от договора в любой момент (например скачивания), кроме случаев когда потребитель согласил на исполнение договора в момент ожидания; устанавливает обязанность продавца проинформировать потребителя о функциональной и операционной совместимости контента и оборудования

Регламент ЕС 524/2013 Европейского парламента и Совета Европейского союза об урегулировании споров потребителей в режиме онлайн и внесении поправок в постановление (ЕС) № 2006/2004 и Директиву 2009/22 / ЕС Предусмотрен внесудебный механизм разрешения споров, вытекающих из отношений онлайн торговли

Директива ЕС 29/2001 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О гармонизации некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе» Провозглашены права авторов и обладателей смежных прав на воспроизведение, доведение до сведения общественности и ознакомление, на распространение; установлены ограничения прав авторов и обладателей смежных прав, которые связаны с допущением воспроизведения, цель которого передача по сети провайдером, законное использование объекта авторских и смежных прав не в коммерческих целях

Директива об определенных аспектах договоров онлайновой и иной дистанционной продажи товаров (принята в первом чтении 15.04.2019) Устанавливает правовые основы заключения, исполнения и расторжения договоров дистанционной продажи товаров

Директива об определенных аспектах договоров поставки цифрового контента (принята в первом чтении 15.04.2019) Устанавливает правовые основы заключения, исполнения, расторжения договоров на поставку цифрового контента, правила о соответствии цифрового контента, средства правовой защиты в случае несоблюдения условий о соответствии

Создание эффективной системы трансграничной доставки товаров Регламент ЕС 0149/2016 Европейского парламента и Совета по трансграничным службам доставки посылок Установлено, что различия между внутренними и трансграничными тарифами на услуги по доставке посылок должны быть обоснованы объективно (транспортными расходами, весом), транспортные компании должны ежегодно уведомлять национальные органы о тарифах

ПРИЛОЖЕНИЕ К СТА ТЬЕ Таблица 1

Меры, обеспечивающие формирование единого цифрового пространства Европейского Союза и содержание механизма их реализации

Введение запрета на ограничения доступа к контенту по географическому и национальному признакам Регламент 302/2018 Европейского парламента и Совета Европейского союза «Об устранении неоправданных геоблокировок и других форм дискриминации по признаку гражданства, места жительства или места учреждения на внутреннем рынке, а также об изменении регламентов ЕС 2006/2004 и 2017/2394 и Директивы 2009/22 (Брюссель 28.02.2018) Провозглашает недопустимость блокировки доступа к онлайн- интерфейсов для потребителей других стран или предоставления им неполного и неравного доступа

Создание условий для беспрепятственного доступа к контенту Регламент ЕС 2017/1128 Европейского парламента и Совета Европейского союза «О трансграничной переносимости услуг онлайн-контента на внутреннем рынке» Провозглашает необходимость обеспечения трансграничного доступа к контенту, а именно к аудио-визуальным медиа услугам, доступа к объектам смежных прав без дополнительных сборов в том же объеме

Гармонизация налогообложения торговых он-лайн операций Директива ЕС 2006/112 «Об общей системе налога на добавленную стоимость» Устанавливает обязанность по уплате НДС по месту жительства покупателя в отношении телекоммуникационных, трансляционных и электронных услуг, при этом, если место жительства установить невозможно, то место уплаты налога определяется территорией страны, где оказание услуги начато; в целях уплаты НДС поставщик регистрируется в стране потребления или стране идентификации; в случае регистрации в стране идентификации, поставщик уплачивает НДС по ставке страны потребителя, а государство страны идентификации перераспределяет НДС между государствами- членами ЕС; с 1.01.2019 года и с 1.01.2021 года для электронных услуг и дистанционной торговли соответственно устанавливается порог в 10 тысяч евро не требующий уплаты НДС; к 2021 году планируется, что уплату НДС можно будет осуществлять через национальный онлайн портал

Создание условий для беспрепятственного распространения контента Директива ЕС 2018/1972 Европейского парламента и Совета Европейского союза «Европейский кодекс электронных коммуникаций» Провозглашает свободу предоставления сетей и услуг электронной связи на всей территории ЕС; операторам услуг связи инкорпорированным на территории ЕС предоставлены права на подачу и рассмотрение заявлений о предоставлении необходимых прав на установку объектов для осуществления деятельности, на использование радиочастотного спектра и пр.

Директива ЕС 2010/13 Европейского парламента и совета от 10 марта 2010 года о координации некоторых положений, установленных законом, регулированием или административными действиями в государствах-членах в отношении предоставления аудиовизуальных медиа-услуг с изменениями от 14.11. 2018 г. Провозглашает свободу приема и ретрансляции на территории ЕС аудиовизуальных медиауслуг из других стран ЕС. Исключение допускается по соображениям недопущения разжигания расовой, гендерной, религиозной розни, вреда несовершеннолетним, общественной опасности, вреда здоровью и при соблюдении установленного порядка

Обеспечение наднациональной защиты персональных данных Регламент ЕС 2016/679 Европейского парламента и Совета от 27 апреля 2016 «О защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных и об отмене директивы 95/46 / EC» GDPR призван урегулировать отношения в сфере обработки персональных данных и обеспечения высокого стандарта защиты прав лиц, информация о которых обрабатывается. Систематизация персональных данных должна отвечать принципам минимизации данных и использование их исключительно в конкретных и законных целях, которые сообщаются лицу при взятии согласия на обработку персональных данных. Хранение персональных данных должно соответствовать требованиям безопасности, а субъект в любое время вправе отозвать согласие на обработку персональных данных. Право на предоставление согласия на обработку персональных данных предоставляется по общему правилу с 16 лет. В GDPR определена информация, которая не может выступать объектом обработки, регламентировано право субъекта данных на информацию об обработке данных, требовать исправления информации, не соответствующей действительности, требовать удаления данных. Кроме того определен стандарт безопасности обработки данных, порядок действий в случае взлома системы,

Директива ЕС 2016/680 Европейского парламента и Совета от 27 апреля 2016 года «О защите физических лиц в отношении обработки персональных данных компетентными органами в целях предупреждения, расследования, обнаружения или преследования уголовных преступлений или исполнения уголовных наказаний, а также о свободном перемещении таких данных и отмене Рамочного решения Совета 2008/977/ЖД» Обработка данной категории персональных данных отвечает тем же принципам, что заложены в Регламенте 2016/679. Дополнительно предусматривается повышенный стандарт обоснованности сбора и обработки данных, последние должны быть основаны на фактах, а не личных оценках. Ограничение субъекта данных в правах в отношении предоставления информации об обработке данных допускается в связи с необходимостью защиты общественной и национальной безопасности, прав и законных интересов других лиц.

Проект Регламента ЕС Европейского парламента и Совета «Об уважении частной жизни и защите персональных данных в электронных сообщениях и отмене директивы 2002/58 / ЕС» (Положение о конфиденциальности и электронных сообщениях) Заложил основы обеспечения информационной безопасности; предполагает создание специальных институтов, в частности группы по вопросам использования Интернета для борьбы с финансированием терроризма, незаконным оборотом культурных ценностей, киберпреступлениями.

Создание условий для роста цифровой экономики Постановление ЕС № 283/2014 Европейского парламента и Совета от 11 марта 2014 года «О руководящих принципах для трансъевропейских сетей в области телекоммуникационной инфраструктуры и отмене решения № 1336/97» Содержит правовые основы взаимодействия в рамках телекоммуникационных проектов, представляющих общий интерес, финансовой поддержки за счет европейского фонда Connecting Europe Facility

Таблица №2

Правовые основы формирования единого цифрового рынка ЕАЭС_

Название акта Краткое содержание акта

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 г. №12 «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г.» Легитимизированы ряд определений, таких категорий как «регулятивная песочница», «цифровая платформа», «цифровой актив»; Определены цели, принципы и направления реализации цифровой повестки, а также подходы к проработке инициатив и поддержке проектов в сфере цифрой экономики.

Решение Евразийского межправительственного совета от 1.02. 2019 г. №1 «О механизмах реализации проектов в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза» Предусмотрен механизм реализации проектов, предполагающих создание цифровых активов при участии органов государственной власти, организаций и их объединений в форме консорциумов. Закреплено, что финансирование проектов может осуществляться за счет средств Союза, государств -членов, частных инвесторов

Решение Евразийского межправительственного совета от 25.10.2017 г. «О порядке проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза» Предусмотрен порядок экспертизы инициатив и проектов в сфере цифровой экономики

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21. 11. 2017 г. № 27 «Об Общих подходах к проведению государствами - членами Евразийского экономического союза согласованной политики в сфере защиты прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) дистанционным способом» Урегулированы отношения, возникающие в связи с заключением потребительского договора в сети Интернет, права и обязанности сторон договора, определены условия квалификации смс сообщений, р^^уведомлений в качестве оферты, а также принципы сбора и обработки персональных данных.

«Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе» (Заключено в г. Москве 11.12.2017) Предусматривает порядок управления авторскими и смежными правами организацией по коллективному управлению на основании договора, заключенного с автором или правообладателем.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22.08. 2017 №100 «Об утверждении Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года» Определяет стратегические приоритеты и направления развития в сфере обмена информацией на территории ЕАЭС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LEGAL BASIS FOR THE FORMATION OF A SINGLE DIGITAL SPACE IN THE

TERRITORY OF REGIONAL ASSOCIATIONS (EU, BRICS, SCO, ETC.) IN ORDER TO IMPLEMENT THE BEST PRACTICES IN THE LAW OF THE EAEU

©Demchenko Maksim V., PhD in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Legal Regulation of Economic Operations

Work place: Financial University under the Russian Federation Government, Moscow

[email protected]

©Dakhnenko Svetlana S., PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Operations

Work place: Financial University under the Russian Federation Government, Moscow

[email protected]

Annotation: Objective. The purpose of writing a scientific work is to study the legal basis for the formation of a single digital space in the territory of regional associations (EU, BRICS, SCO, etc.) to develop proposals for the implementation of best practices in the EAEU law. This topic has not received wide coverage in the legal literature, since a comprehensive analysis of the legal regulation of the formation of a digital space in the territories of existing regional associations has not been carried out as a whole. The work examines international sources, which are the basis for the formation and functioning of the digital space, separately discusses the legal framework in the digital sphere within the framework of the EU, BRICS, SCO, APEC, EAEU, draws conclusions on improving the regulation of the legal relations under consideration within the EAEU.

Conclusions - by examining the legal foundations of the formation of a single digital market of the EAEU, the authors noted that at the moment regulatory acts very fragmentarily regulate the group of relations under study. The most successful experience in the legal regulation of relations in the digital economy is demonstrated by the European Union, the law of which defines a definitive apparatus, classifies objects of a single digital market, and contains unified rules for trading digital assets. The APEC experience in the field of personal data protection also deserves a positive assessment.

Practical significance. The results of the work can be used to improve the regulation of the legal framework for the formation of a single digital space within the EAEU.

Originality / value. Conclusions and suggestions can be used in the practical activities of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation.

Keywords: integration associations, European Union, BRICS, SCO, APEC, digital economy, single digital space.

Reference list:

1. The Okinawa Charter of the Global Information Society of July 22, 2000 // Diplomatic Bulletin, No. 8, August, 2000

2. Tsirenschikov V. Digitalization of the European economy. Modern Europe. 2019. №3. S. 105.

3. Soloviev A.I., Kupriyanovsky V.P., Soloviev S.A. The European Union's single digital market: current status and development directions.

International Journal of Open Information Technologies ISSN A 2307-8162 vol. 5, no 10, 2017.

4. Biryukova OV, Daniltsev A.V. When collaboration fails: the global digital commerce office. Bulletin of international organizations. 2019.Vol. 14. No. 1. S. 14.

5. Andreev V.K., Andreeva L.V. The introduction of digital technology in the economy of the EAEU member states. International cooperation of Eurasian states: politics, economics, law. 2018 No. 2. S. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.