Подсветова Т. В.1
МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ И ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Аннотация. Проанализированы проблемы таможенного сотрудничества в рамках региональных торговых соглашений и интеграционных объединений. Рассмотрены направления деятельности ФТС России с ЕАЭС, ЕС, АТЭС, БРИКС, ШОС и проекты с другими зарубежными странами.
Ключевые слова: международное таможенное сотрудничество, региональные торговые соглашения, международная экономическая интеграция, интеграционные объединения.
Экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик приводит к формированию сначала торговых, а затем и экономических объединений и союзов. Региональные торговые соглашения (РТС) подразумевают договоренность между несколькими странами о либерализации торговли. В рамках этих соглашений устанавливаются взаимные дополнительные преференции по сравнению с теми, которые дает членство в ВТО.
В научной литературе нет единого мнения о времени и причинах возникновения международного таможенного сотрудничества. Одни из авторов (Л.Г. Борисов, К.К. Сандровский, В.В. Мицик) связывают начало международного таможенного сотрудничества с возникновением международных организаций в конце XIX - начале ХХ века, уставная деятельность которых предусматривала такое сотрудничество. Другие авторы считают, что оно возникло значительно раньше и зависело от развития торговли между странами и сотрудничества государств по торговым вопросам. Таким образом, можно утверждать, что торговые договоры стали основой развития международных таможенных отношений, что позволило им регламентировать таможенные вопросы относительно таможенных тарифов, пошлин, регулирования ввоза, вывоза товаров и т.д.
Особую роль в развитии таможенных отношений сыграл Ганзейский союз, объединивший купеческие дома североевропейских стран в ХШ-ХУ1 вв. В рамках Ганзейского союза торговые отношения охватывали просторы Европы от Португалии до России и от Скандинавии до Италии. Новгород входил в состав Ганзы. Отличительной особенностью этого объединения являлось то, что оно стало самым долговечным международным торгово-экономическим союзом, и внутри его устанавливался торгово-таможенный режим, который не применялся к другим городам, не членам Ганзы.
Развитие торговых отношений между странами требовало применения общей практики применения таможенных правил, что привело к образованию в
1 Подсветова Татьяна Валентиновна - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономических и финансовых дисциплин АНО ВО «Московский гуманитарный университет».
1834 г. Германского таможенного союза. Он интересен прежде всего тем, что впервые в истории появилась новая форма экономического объединения и, следовательно, таможенного сотрудничества.
Образование таможенных союзов, зон свободной торговли и других форм международного таможенного сотрудничества породило необходимость в создании новой отрасли международного права, которой стало международное экономическое право [4].
Вторая половина ХХ века характеризуется активным образованием различных региональных объединений, союзов, группировок. Процесс такого рода интенсивного экономического сближения получил название международной экономической интеграции.
Причина стремительного роста интеграционных структур, по мнению главного научного сотрудника ИМЭМО РАН В.В. Оболенского, состоит в «изменении характера международной торговли, 40% которой в современных условиях представляет собой торговлю внутрифирменную, перемещение товаров в «цепочках добавленной стоимости» [3]. Следовательно, быстрота и ритмичность трансграничных поставок товаров во многом зависит от торгово-политических режимов, от тарифных и нетарифных барьеров в разных странах. Данное обстоятельство подталкивало страны к дальнейшей либерализации торговых режимов и унификации национальных мер регулирования торговли.
Практически все страны участвуют в региональных соглашениях, каждая страна имеет в среднем 13 соглашений, целью которых является либерализация торговли с предоставлением взаимных преференций в трансграничном перемещении товаров, услуг и факторов производства.
Многолетняя практика показала, что наивысший результат в таможенном сотрудничестве достигается в условиях экономической интеграции, включающей весь функционал таможенного регулирования:
- согласование правил классификации и кодирования товаров в таможенных целях;
- упрощение и гармонизация таможенных процедур и иных таможенных формальностей;
- унификацию правил определения таможенной стоимости товаров;
- согласование правил страны происхождения товаров в целях применения таможенных льгот и преференций;
- борьбу с таможенными правонарушениями;
- охрану объектов интеллектуальной собственности и защиту прав правообладателей;
- обмен внешнеторговыми данными с применением современных телекоммуникационных технологий [2].
Региональные соглашения можно условно разделить на две группы. К первой группе относят соглашения, которые регламентируются правилами ВТО в отношении антидемпинговых и компенсационных мер, субсидий, защитных мер, технических барьеров, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер и т.д.
Во вторую группу входят соглашения, выходящие за рамки мировой торговой системы, например, подписанное в феврале 2016 г. Соглашение о создании Транс-Тихоокенского партнерства (ТТП). Правда, перспективы его дальнейшего развития не ясны, так как США приняли решение о выходе из ТТП с целью улучшения ситуации на внутреннем рынке рабочей силы.
Интеграционные процессы в своем развитии проходят несколько этапов, каждый из которых приводит к дальнейшему экономическому сближению и проведению единой таможенной политики стран участниц:
1. Создание зоны свободной торговли
2. Создание таможенного союза
3. Формирование общего рынка
4. Создание экономического и валютного союза
5. Полная экономическая и политическая интеграция
Российская Федерация таможенное сотрудничество осуществляет в соответствии с «Положением об организации и порядке осуществления международной деятельности ФТС России» [1].
В настоящее время ФТС России на постоянной основе участвует в таких организациях как:
- Всемирная таможенная организация (ВТамО);
- Комитет сотрудничества Россия - ЕС;
- Форум АТЭС;
- Группа по таможенному сотрудничеству ШОС;
- Московский международный клуб таможенных атташе и др.
Текущие проекты ФТС осуществляются в следующих направлениях:
- Экономический пояс Шелкового пути, предполагающий поставку грузов из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно;
- Международный транспортный коридор Север-Юг. Интерес к проекту проявили достаточно большое количество стран, в том числе страны Евразийского экономического союза: Казахстан, Белоруссия, Армения, а также Финляндия, Болгария, Азербайджан, Турция, Сирия, Оман, Таджикистан, Туркменистан, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка;
- Установление «зеленого коридора» со странами Китай, Италия, Тунис, Иран, Сирия, Марокко, Финляндия, Израиль, пилотный проект с ЕС;
- Взаимное признание результатов таможенного контроля;
- Обмен снимками инспекционно-досмотровых комплексов.
В рамках ЕАЭС Россия принимает участие в работе Объединенной коллегии таможенных служб государств- членов таможенного союза. В 2017 г. было проведено 4 заседания Объединенной коллегии, по итогам которых принято 99 решений по вопросам практического взаимодействия между таможенными службами государств - членов ЕАЭС, упрощения таможенного администрирования и единства правоприменительной практики.
Осуществляется таможенное сотрудничество со странами СНГ, в частности по созданию «упрощенного таможенного коридора». Совместно с Европейским союзом разрабатывается дорожная карта по параметрам сопряжения транзитных систем.
В сентябре 2017г. руководителями таможенных служб БРИКС была подписана Стратегическая программа таможенного сотрудничества, направленная на упрощение таможенных процедур во взаимной торговле. В ее основе заложен принцип «3В»:
- взаимный обмен информацией;
- взаимное признание результатов таможенного контроля;
- взаимопомощь в правоохранительной сфере.
ФТС России активно участвует в интеграционных процессах государств -членов ШОС в рамках Специальной рабочей группы по таможенному сотрудничеству (СРГ ШОС), которая была создана в сентябре 2004 года и на сегодняшний день насчитывает более 30 заседаний, планируется переход в стадию практического применения ранее достигнутых договоренностей.
В рамках АТЭС самыми актуальными вопросами на сегодняшний день являются сотрудничество таможенных служб в области управления рисками, защиты прав интеллектуальной собственности, а также трансграничной электронной коммерции и проектов по развитию уполномоченных экономических представителей.
Таким образом, Россия является одним из лидеров международного таможенного сотрудничества. Но в то же время необходимо учитывать, что таможня неизменно связана с торговлей. Условия функционирования экономических субъектов стремительно меняются. В ближайшее время может измениться институциональная парадигма мирового экономического пространства в связи с формированием суперблоков интеграционного типа, в рамках которых могут подписываться многосторонние соглашения, выходящие за рамки ВТО. При разработке концепции международного таможенного сотрудничества надо учитывать складывающуюся двухуровневую структуру функционирования международной торговли и определиться с выбором оптимального варианта интеграционного взаимодействия.
Список использованных источников и литературы:
1. Приказ ФТС России от 27.09.2012г. №1948 (с изменениями на 2 декабря 2013 года) «Об утверждении Положения об организации и порядке осуществления международной деятельности ФТС России».
2. Международное таможенное сотрудничество: экономико-правовые аспекты: коллективная монография / А.А. Бишенова, А.В. Власов, А.А. Галушкин и др. - М.: Прометей, 2017.
3. Оболенский В.П. Глобализация регионализма: вызовы и риски для России // Мировая экономика и международные отношения. 2015. №9. С 6-13.
4. Рыбак С.В. Международное таможенное сотрудничество: учебное пособие.- СПб, 2014.