Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИБОРОВ УЧЕТА'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИБОРОВ УЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС / КОММУНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРИБОРЫ УЧЕТА / ПОСТАВЩИК / ПОТРЕБИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савин Константин Николаевич, Шепс Роман Александрович

Рассмотрены основные правовые вопросы учета коммунальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве в части энергоснабжения и холодного водоснабжения. Приведены основные проблемные моменты, возникающие при применении правовых норм, связанных с эксплуатацией инженерно-технических систем и получением коммунальных ресурсов потребителями. Даны предложения по правовому регулированию конфликтных ситуаций между потребителями и поставщиками коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR THE OPERATION OF METERING DEVICES

The article deals with the main legal issues of accounting for municipal resources in the housing and communal services in terms of energy supply and cold water supply. The main problematic issues that arise in the application of legal norms related to the operation of engineering systems and the receipt of utility resources by consumers are presented. Proposals on the legal regulation of conflict situations between consumers and utility service providers are given.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИБОРОВ УЧЕТА»

УДК 340

РО!: 10.17277/ргауо.2021.03.рр.118-123

Рассмотрены основные правовые вопросы учета коммунальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве в части энергоснабжения и холодного водоснабжения. Приведены основные проблемные моменты, возникающие при применении правовых норм, связанных с эксплуатацией инженерно-технических систем и получением коммунальных ресурсов потребителями. Даны предложения по правовому регулированию конфликтных ситуаций между потребителями и поставщиками коммунальных услуг.

Ключевые слова: правовое регулирование; Жилищный кодекс; коммунальные ресурсы; приборы учета; поставщик; потребитель.

Константин Николаевич Савин, д-р экон. наук, д-р техн. наук, профессор, президент Ассоциации «ЖКХ-68», Тамбов, Россия;

kon-savin@yandex.ru

Роман Александрович Шепс, канд. техн. наук, доцент, кафедра жилищно-коммунального хозяйства, ФГОБУ ВО «Воронежский государственный технический университет», Воронеж, Россия;

romansheps@yandex.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИБОРОВ УЧЕТА

Введение

Зачастую техническая модернизация жилищно-коммунального хозяйства существенно опережает правовое регулирование отрасли. Реализуются новые приборы учета и технические решения, требующие своевременного отражения в нормативно-правовых актах.

К поставляемым коммунальным услугам в первую очередь относятся электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и канализация. И если последняя в крайне редких случаях оснащена прибором учета, то остальные требуют установки счетчиков на границе эксплуатационной ответственности.

В Конституции Российской Федерации ч. 1 ст. 9 закреплены первоначальные правовые нормы учета энергетических и коммунальных ресурсов. Общие положения о порядке коммунального учета закреплены в ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный федеральный закон в первую очередь обязывает производить учет поставляемых и потребляемых коммунальных ресурсов, впервые вводит понятие энергетического аудита. С принятием ФЗ № 261 от 23.11.2009 начинается массовая установка различных приборов учета в коммунальной отрасли, продолжающаяся по настоящее время.

Аналогично существуют самостоятельные федеральные законы, регламентирующие учет коммунальных ресурсов. Основными являются:

Федеральный закон от 26.03.2003№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Также часть правовых взаимоотношений приведена в Жилищном кодексе Российской Федерации, а также подзаконных нормативных правовых актах.

Последние изменения, касающиеся учета потребления электроэнергии, прописаны в постановлении Правительства РФ от 18.04.2020 № 554. Согласно нормативному документу, ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных жилых домах и сетевым организациям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке). Теперь приборы учета зачастую выносятся из границ собственника и устанавливаются на прилегающей территории в месте подключения к централизованной сети энергоснабжения.

При таком типе учета электроэнергии потребитель в полной мере оплачивает сетевые потери, возникающие в кабельных линиях. Собственник должен самостоятельно следить за наличием несанкционированных подключений, поскольку прибор учета установлен не на его территории, а, следовательно, вне зоны его непосредственной ответственности. С другой стороны, ресурсоснабжающая организация должна в полной мере обеспечить учет ресурса, то есть установить счетчик, следить за его работоспособностью, а также производить своевременную поверку прибора учета.

Если установка счетчиков электрической энергии не представляет существенных технических сложностей, поскольку установка подразумевается в большинстве случаев над землей и непосредственно на опорах линий электропередач, то в сфере водоснабжения более сложная ситуация.

Поставщики холодной воды предлагают устанавливать приборы учета в водопроводных колодцах, расположенных в местах врезки абонентов в централизованную сеть. Это позволяет контролировать приборы учета в любое время суток. Однако решение, казавшееся столь совершенным, на деле влечет за собой технические и юридические сложности, а также противостояние абонентов.

К техническим сложностям можно отнести скудный ряд приборов учета, способных работать в затапливаемом колодце. Аналогично установка приборов учета в водопроводных колодцах потребует увеличения длины технологического присоединения. При проектировании, помимо основной врезки в водопровод и при необходимости установки пожарного гидранта, потребуется водомерная вставка и обводная линия. Стоит помнить, что при установке водомера необходимо соблюдение нормативных прямых участков, лежащих в интервале от 3 до 5 условных диаметров. Все вышеперечисленное, как правило, не поместится в стандартный водопроводный колодец диаметром 1,5 или 2 метра. Проектировщикам и строителям потребуется проектировать и строить подземные камеры. Это вызовет существенное удорожание технологического присоединения к централизованной сети водоснабжения, а также трудности при согласовании в крупных городах ввиду большого количества подземных сооружений и коммуникаций.

Если учитывать юридические противоречия, то в первую очередь стоит упомянуть п. 7.7 Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 № 307. В нем говорится, что потребители обязаны оплачивать потребление воды на основании показаний водомеров, установленных на границе сетей потребителей с системами централизованного водоснабжения. Однако на монтаж приборов учета воды распространяются требования пункта 11.5 СНиП 02.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация», согласно которому водомеры должны устанавливаться в месте, удобном для снятия показаний и обслуживания приборов учета, в освещенном помещении с температурой внутреннего воздуха не менее +5 °С. На обязательность этого требования указывает письмо Минрегиона России от 08 сентября 2010 № 8235-14/ИБ-05. С одной стороны, в колодце можно снимать показания, причем в любое время, но водопроводный колодец является инженерным сооружением, а не помещением, на которое ссылается СНиП 02.04.01-85.

Также есть противоречия и в Жилищном кодексе. Установка прибора учета прописана требованиями и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства России № 644. Согласно постановлению, граница балансовой принадлежности системы водоснабжения пролегает по внешней стене дома абонента, а водомер подлежит установке как раз на границе.

Стоит обратить внимание также на постановление Правительства РФ № 354, которое возлагает определенные требования к потребителям, такие как сообщения о неисправностях в приборах учета исполнителю и в аварийно-диспетчерскую службу; при наличии возможности - принятие возможных мер по их устранению; содержание в целости антимагнитных пломб. Все вышеперечисленные требования с трудом исполнимы при монтаже водомера в колодце.

Обслуживание и эксплуатация водомерных колодцев регламентированы приказом Минтруда № 902 «Об утверждении правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах». В приказе говорится, что при работе в колодцах персонал должен быть обеспечен индивидуальными защитными средствами. Также для проведения сервисных и ремонтных работ необходим наряд-допуск.

Существует также документ, напрямую обязывающий потребителя устанавливать водомер в уличном колодце. Пункт 7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83, говорит, что при подключении к магистральному водопроводу в пределах границ земельного участка потребителя установку прибора учета воды предусматривать в уличном колодце.

Отметим, что сложившаяся судебная практика не в пользу ресурсо-снабжающих организаций. Доступные судебные решения о переносе прибора учета в колодцы приняты в пользу потребителей, то есть место расположения водомера остается в здании потребителя.

Деятельность любого хозяйствующего субъекта в сфере коммунального комплекса сопряжена с применением множества законодательных

актов. Нарушение правил, установленных законодателем, влечет наступление различных видов ответственности и применение штрафов. Размеры таких штрафов могут достигать сотен тысяч и миллионов рублей, что, несомненно, отражается на качестве работ и услуг. Очевидно, что не каждый руководитель предприятия обладает знаниями, достаточными для приведения деятельности своей организации в соответствие с требованиями всех отраслей права. Даже если необходимые знания есть, руководителю, учитывая его многозадачность, может банально не хватить времени на постоянный контроль всех происходящих процессов с точки зрения их соответствия праву.

Множество различных документов, регламентирующих деятельность ресурсоснабжающих организаций, требует правового аудита, отмены устаревших норм и правил, включение в пробелы нормативно-правовых актов (НПА) актуализированных и новых ГОСТ Р, особенно это касается установки, эксплуатации, регламента приборов коммерческого учета. Правительство упразднило неактуальные акты в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства (постановление Правительства РФ № 1136 от 29.07.2020 г.)

Всего с 1 января будущего года будет аннулировано более 30 документов, которые либо содержат устаревшие требования, либо их положения дублируются в действующем законодательстве.

4 июня 2020 года Министерство строительства и ЖКХ разместило на федеральном портале проектов нормативных правовых актов паспорт проекта 02/07/06-20/00102661 «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах». Объемный документ, включающий в себя 124 страницы, посвящен изменениям жилищного законодательства.

Данный проект кратко можно назвать «Четыре в одном», так как он предполагает признание утратившими силу: постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, постановление Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290, постановление Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416, постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170.

Новый НПА включает в себя тринадцать разделов, которые подробно описывают условия предоставления услуг по содержанию жилого помещения в многоквартирном доме (МКД), перечень технической документации и иных документов, связанных с управлением МКД, порядок взаимодействия при проведении капитального ремонта общего имущества, а также минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и перечни работ, выполняемые по аварийному и текущему ремонту.

Ревизия норм российского законодательства в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, которую правительство проводит совместно с экспертным сообществом и представителями бизнеса, осуществляется в рамках механизма «регуляторной гильотины», предусматривает отмену необоснованных или устаревших надзорных требований для снижения регуляторной нагрузки.

Список литературы

1. Артемьев Е. В. Дифференциация регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения // Право и экономика. 2018. № 10(368). С. 23 - 29.

2. Богомольный Е. И., Блех Е. М., Веселова М. В. Все о ЖКХ. Нормативные правовые акты: сб. ст. Т. 2: М., 2017. 782 с. URL: https://book.ru/book/922206 (дата обращения: 13.05.2021).

3. Канова Н. В. Обзор изменений действующего законодательства и некоторых решений ФАС и УФАС, касающихся безучетного потребления // Главный энергетик. 2020. № 7. С. 58 - 62.

4. Козлов С. В. Правовые основы цифровизации энергетики в России // Право и экономика. 2018. № 12(370). С. 31 - 40.

5. Мохоров Д. А., Демидов В. П., Мохорова А. Ю. Правовое регулирование вопросов функционирования товариществ собственников жилья в рамках реализация полномочий органов местного самоуправления // Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 4(005). С. 43 - 111.

6. Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации // Водоснабжение и канализация. 2013. № 7-8. С. 82 - 111.

7. Плотникова И. А., Сорокина И. В. Проблемы развития современного жилищно-коммунального хозяйства // Проблемы развития территории. 2019. № 6(104). С. 52 - 68.

8. Романова В. В. Проблемные аспекты правового обеспечения учета поставляемых и потребляемых энергетических ресурсов // Правовой энергетический форум. 2018. № 3. С. 9 - 15. DOI: 10.18572/2312-4350-2018-3-9-15

9. Прогнозирование экономии денежных средств при энергоэффективном капитальном ремонте многоквартирных домов / Э. В. Сазонов и др. // Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура. 2020. № 3(14). С. 87 - 93.

10. Субботин В. Н. Правовые проблемы предоставления коммунальных услуг в малоэтажных жилых комплексах // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1. С. 186 - 189.

References

1. Artem'yev Ye.V. [Differentiation of regulated tariffs in the sphere of cold water supply], Pravo i ekonomika [Law and Economics], 2018, no. 10(368), pp. 23-29. (In Russ.).

2. Bogomol'nyy Ye.I., Blekh Ye.M., Veselova M.V. Vse o ZHKKH. Normativ-nyye pravovyye akty [All about housing and communal services. Normative legal acts. Collection], v. 2, Moscow, 2017, 782 p. available at: https://book.ru/book/922206 (accessed: 13 May 2021). (In Russ.).

3. Kanova N.V. [Review of changes in current legislation and some decisions of the FAS and OF AS concerning unaccounted consumption], Glavnyy energetik [Chief Power Engineer], 2020, no. 7, pp. 58-62. (In Russ.).

4. Kozlov S.V. [Legal bases of digitalization of energy in Russia], Pravo i ekonomika [Law and Economics], 2018, no. 12(370), pp. 31-40. (In Russ.).

5. Mokhorov D.A., Demidov V.P., Mokhorova A.Yu. [Legal regulation of the functioning of homeowners' associations within the framework of the implementation of the powers of local governments], Aktual'nyye problemy nauki i praktiki [Actual problems of science and practice], 2016, no. 4(005), pp. 43-111. (In Russ.).

6. [On the approval of the rules for cold water supply and sewerage and on amendments to some acts of the government of the Russian Federation], Vodosnabzhe-niye i kanalizatsiya [Water supply and sewerage], 2013, no. 7-8, pp. 82-111. (In Russ.).

7. Plotnikova I.A., Sorokina I.V. [Problems of development of modern housing and communal services], Problemy razvitiya territorii [Problems of development of the territory], 2019, no. 6(104), pp. 52-68. (In Russ.).

8. Romanova V.V. [Problematic aspects of legal support for accounting for supplied and consumed energy resources], Pravovoy energeticheskiy forum [Legal Energy Forum], 2018, no. 3, pp. 9-15. DOI: 10.18572/2312-4350-2018-3-9-15 (In Russ.).

9. Sazonov E.V., Sheps R.A., Shashin A.V., Frolova O.Ye. [Forecasting savings in energy efficient capital repairs of apartment buildings], Zhilishchnoye khozyaystvo i kommunal'naya infrastruktura [Housing and communal infrastructure], 2020, no. 3(14), pp. 87-93. (In Russ.).

10. Subbotin V.N. [Legal problems of providing communal services in low-rise residential complexes], Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskiy zhurnal [Business in law. Economic and legal journal], 2016, no. 1, pp. 186-189. (In Russ.).

Legal Basis for the Operation of Metering Devices

K. N. Savin, Dr. Sci. (Economics), Dr. Sci. (Engineering), Professor, President of the Association "Housing and Communal Services-68",

Tambov, Russia; kon-savin@yandex.ru

R. A. Sheps, Cand. Sci. (Engineering), Associate Professor, Department of Housing and Communal Services, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia;

romansheps@yandex.ru

The article deals with the main legal issues of accounting for municipal resources in the housing and communal services in terms of energy supply and cold water supply. The main problematic issues that arise in the application of legal norms related to the operation of engineering systems and the receipt of utility resources by consumers are presented. Proposals on the legal regulation of conflict situations between consumers and utility service providers are given.

Keywords: legal regulation; Housing Code; municipal resources; metering devices; supplier; consumer.

© К. Н. Савин, 2021 © Р. А. Шепс, 2021

Статья поступила в редакцию 15.05.2021

При цитировании использовать:

Савин К. Н., Шепс Р. А. Правовые основы эксплуатации приборов учета // Право: история и современность. 2021. № 3(16). С. 118 - 123. doi: 10.17277/pravo. 2021.03.pp.118-123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.