Научная статья на тему 'Кластерный подход на рынке жилищно-коммунальных услуг'

Кластерный подход на рынке жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ / РЫНОК ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / КОНКУРЕНЦИЯ / КЛАСТЕР / MANAGEMENT / RESIDENTIAL PROPERTY / MARKET FOR HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / COMPETITION / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьев Константин Юрьевич

Рынок услуг по управлению многоквартирными домами до сих пор характеризуется низким уровнем конкуренции. Одной из основных причин этого является высокий уровень износа жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Кроме того, следует упомянуть такие факторы, как низкий уровень развития инфраструктуры поддержки субъектов рынка, а также недостаточные их взаимодействия между собой, с научно-образовательными организациями и органами власти. Кластерный подход играет важную роль в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Создание жилищно-коммунальных кластеров будет способствовать формированию конкурентного рынка услуг по управлению многоквартирными домами и повышению эффективности деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Federation Property Market: The Cluster Approach for Improving the Efficiency of Residential and Communal Services

The article has indicated that the Russian Federation (RF) market of management services for multifamily housing is characterized by a low level of competition. One of the principal reasons behind this state, the critique relates, is the high level of deterioration marking the residential and communal infrastructures. Other factors causing this competitive shortfall include minimal market-support levels, and their inability to inter-relate with scientific and educational groups and/or government bodies. At this stage, the document suggests the cluster approach (CA) as a potential solution to a number of RF regional and municipal socio-economic development problems. The blueprint claims, in conclusion, that creation of utility-oriented CAs would make the market more competitive for management services in the country's apartment-building sector. In a parallel fashion, the commentary observes, this maneuver could enhance the efficiency of Russia's already in-place residential and communal services.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход на рынке жилищно-коммунальных услуг»

Кластерный подход на рынке жилищно-коммунальных услуг

*

The Russian Federation Property Market: The Cluster Approach for Improving the Efficiency of Residential and Communal Services

УДК 338.46

Прокофьев Константин Юрьевич

аспирант Псковского государственного университета

180000, г Псков, ул. Л. Толстого, д. 4

Prokof'ev Konstantin Yur'evich

Pskov State University

L'va Tolstogo Str. 4, Pskov, 180000, Russian

Federation

Рынок услуг по управлению многоквартирными домами до сих пор характеризуется низким уровнем конкуренции. Одной из основных причин этого является высокий уровень износа жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Кроме того, следует упомянуть такие факторы, как низкий уровень развития инфраструктуры поддержки субъектов рынка, а также недостаточные их взаимодействия между собой, с научно-образовательными организациями и органами власти. Кластерный подход играет важную роль в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Создание жилищно-коммунальных кластеров будет способствовать формированию конкурентного рынка услуг по управлению многоквартирными домами и повышению эффективности деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

The article has indicated that the Russian Federation (RF) market of management services for multifamily housing is characterized by a low level of competition. One of the principal reasons behind this state, the critique relates, is the high level of deterioration marking the residential and communal infrastructures. Other factors causing this competitive shortfall include minimal market-support levels, and their inability to inter-relate with scientific and educational groups and/or government bodies. At this stage, the document suggests the cluster approach (CA) as a potential solution to a number of RF regional and municipal socio-economic development problems. The blueprint claims, in conclusion, that creation of utility-oriented CAs would make the market more competitive for management services in the country's apartment-building sector. In a parallel fashion, the commentary observes, this maneuver could enhance the efficiency of Russia's already in-place residential and communal services.

Ключевые слова: управление, многоквартирный дом, рынок жилищно-коммунальных услуг, конкуренция, кластер

Keywords: management, residential property, market for housing and communal services, competition, cluster

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) как одного из важнейших секторов экономики, обеспечивающего население жизненно важными услугами, создающего условия безопасного и комфорт-

ного проживания и, таким образом, оказывающего определенное влияние на социальную стабильность в обществе, в целом имеет важное значение для экономики России. Достаточно упомянуть, что в 2010 г. объем платных услуг, оказанных в сфере ЖКХ, составил около 3% от ВВП (1292,4 млрд руб.) [1].

Одной из важнейших проблем ЖКХ остается высокий уровень износа жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Так, на начало 2011 г. уровень ветхого и аварийного жилищного фонда составил 3,1%, а коммунальной инфраструктуры — 58%. По итогам 2010 г. в среднем по Российской Федерации доля убыточных организаций ЖКХ достигла 40,6% (2007 г. — 41,8%, 2009 г. — 38,9%).

Снижение рентабельности отрасли обусловлено политикой сдерживания регулируемых тарифов и недостаточным вниманием органов местного самоуправления к утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, что приводит к отсутствию заинтересованности организаций ЖКХ в повышении эффективности использования объектов инфраструктуры, в снижении потерь в тепловых сетях и сетях водоснабжения. Следствием высокого износа коммунальной инфраструктуры является повышение доли утечек и неучтенного расхода воды (достигла 21,3%) и потерь тепловой энергии (10,6%) [2].

Одна из основных целей реформирования ЖКХ заключалась в создании конкурентного рынка услуг по управлению многоквартирными домами (МКД) для повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

В законодательстве РФ отсутствует четкое определение сферы предоставления услуг по управлению МКД как конкурентной. В работах, посвященных развитию конкуренции на рынке жилищных услуг, под конкурентным понимается рынок услуг по управлению МКД с развитой конкурентной средой и такой совокупностью сложившихся условий, при которых большое количество производителей и потребителей взаимодействуют друг с другом для осуществления взаимовыгодных сделок в сфере предоставления и получения услуг.

К отличительным чертам конкурентного рынка услуг по управлению МКД относятся: обеспечение органами МСУ регулирования и контроля качества жилищных услуг; обеспечение некоммерческими организациями контроля качества услуг по управлению МКД; обеспечение минимального уровня (менее 10%) жилищного фонда, непривлекательного для целей управления (с износом свыше 60%); преобладание качественных услуг по управлению МКД; преобладание «качественного» спроса со стороны потребителей услуг по управлению МКД; развитие информационно-образовательной среды в сфере управления МКД; организация

* Статья подготовлена в рамках проекта «Реализация стратегии инновационного развития экономики на основе межрегиональных инновационных кластеров».

Таблица 1

Основные документы, регулирующие процесс управления МКД в России

Вид документа Дата принятия № Название

Кодекс 29 декабря 2004 г. — Жилищный кодекс РФ

Инструкция 14 февраля 2007 г. 29 «Об особенностях внесения записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества»

Постановление Правительства РФ 6 февраля 2006 г. 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»

Постановление Правительства РФ 13 августа 2006 г. 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»

Приказ Минрегио-на России 2 сентября 2010 г. 394 «Об утверждении Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов»

Постановление Правительства РФ 23 сентября 2010 г. 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»

Постановление Правительства РФ 6 мая 2011 г. 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

Постановление Правительства РФ 14 февраля 2012 г. 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»

Постановление Правительства РФ 28 марта 2012 г. 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»

о <

о

о о

> <

взаимодействия основных субъектов рынка услуг по управлению МКД [3].

В результате проведенного нами анализа конкурентной среды на рынке услуг по управлению МКД выяснилось, что по состоянию на начало 2010 г. в большей части больших, крупных и крупнейших городов (свыше 60%), являющихся наиболее привлекательными для формирования анализируемого рынка (случайная выборка составила 46, 32 и 5 городов из числа больших, крупных и крупнейших соответственно), он может быть охарактеризован как высоко либо как умеренно концентрированный [4]. В результате анализа, проведенного ФАС России (сформирована случайная выборка 5 городов в каждой группе), было зафиксировано, что на начало 2011 г. в большинстве крупнейших городов рынок является низко концентрированным, а в больших и крупных — низко и умеренно концентрированным [5]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что со временем уровень концентрации конкурентной среды на изучаемом рынке снижается.

Начиная с 2005 г. нормативно-законодательная база в сфере предоставления услуг по управлению МКД значительно расширилась. Процесс управления МКД регулируется достаточно широким спектром документов (табл. 1), и нормативно-правовая база постоянно развивается и совершенствуется.

Однако в России так и не удалось сформировать действительно конкурентный рынок. Так, доля МКД, в которых собственники помещений выбрали способ управления посредством ТСЖ или жилищного кооператива, в 2010 г. составила 10,3% (в 2007 г. — 4,09%, в 2008 г. — 5,6%, в 2009 г. — 8,2%). Несмотря на принимаемые меры, в 2010 г. удовлетворенность населения ЖКУ оставалась на крайне низком уровне — 24,5% удовлетворенных от числа опрошенных (в 2007 г. — 20,4%, в 2008 г. — 20,1%, в 2009 г. — 20,8%), что в целом характеризует качество предоставления ЖКУ. Если в среднем по России уровень возмещения населением затрат за предоставленные ЖКУ достигает 93%, то в регионах с высокими долями и объемами неэффективных расходов (Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Магаданская область) аналогичный показатель составляет менее 70% [2].

Для формирования конкурентного рынка услуг по управлению МКД предлагается кластерный подход. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривает создание сети территориально-производственных кластеров [6].

В настоящее время кластерный подход широко используется при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.

о <

о

о о

> <

Органы

МСУ

Региональные органы власти

Управляющие организации

Органы власти

Субъекты рынка услуг по управлению МКД

Вузы

Ссузы

Ассоциации собственников МКД муниципальных образований

Научные и образовательные организации

Подрядные организации

Организации инфраструктуры поддержки субъектов рынка услуг по управлению МКД

Организации, осуществляющие производство и доставку коммунальных ресурсов

Информационно-образовательные организации

Консультационные организации

Бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки и т. д.

Рис. 1. Модель жилищно-коммунального кластера

Под территориальным кластером понимается объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов РФ. Предполагается, что возрастание эффективности деятельности организаций, входящих в территориальный кластер, происходит благодаря использованию си-нергетического эффекта.

С учетом отраслевой специфики выделяют следующие типы кластеров.

1. Дискретные кластеры, включающие предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов. Как правило, данные кластеры состоят из малых и средних компаний-поставщиков, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций.

2. Процессные кластеры, которые образуются предприятиями, относящимися к процессным отраслям, таким как химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и др.

3. Инновационные и «творческие» кластеры, которые развиваются в так называемых новых секторах, таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии).

4. Туристические кластеры, которые формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов (например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и др.)

5. Транспортно-логистические кластеры, которые включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров.

6. Кластеры смешанных типов, которые могут сочетать признаки нескольких типов кластеров [7]. Предлагаемая нами модель жилищно-коммунального кластера представлена на рис. 1.

Далее рассмотрим возможности, открывающиеся перед участниками жилищно-коммунального кластера.

1. Организации инфраструктуры поддержки субъектов рынка услуг по управлению МКД.

В соответствии с [1] под инфраструктурой поддержки субъектов рынка услуг по управлению МКД следует понимать систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях оказания содействия профессиональным управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, иным потребительским кооперативам, советам МКД как на начальных этапах развития, так и на протяжении всего периода их жизнедеятельности.

Участие в жилищно-коммунальном кластере открывает организованный доступ:

• к большому количеству потенциальных клиентов, таких как управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, советы МКД, собственники помещений в МКД;

• к научно-методическим материалам вузов и т. д. Прочим членам кластера будет предоставлена возможность получения квалифицированной помощи на льготных условиях.

2. Субъекты рынка услуг по управлению МКД:

• получат доступ к квалифицированной юридической, информационно-образовательной и иной помощи на льготных условиях;

• смогут использовать научный потенциал вузов для целей разработки программ энергосбережения, повышения эффективности использования энергетических ресурсов и т. д. в МКД;

• осуществлять организованный заказ на подготовку специалистов различных профессий и квалификации;

• наладят взаимодействие между собой и т. д. Следствием этого может стать повышение качества

управления МКД, конкурентоспособности управляющих и подрядных организаций, качества ЖКУ, постепенное снижение тарифов и т. д.

Здесь следует добавить, что к включению в жилищно-коммунальный кластер предлагаются такие некоммерческие организации, как ассоциации собственников МКД муниципальных образований. Алгоритм их создания представлен в [8].

3. Органы власти получат возможность целенаправленно оказывать содействие членам данного кластера, снижать административные барьеры и реа-лизовывать свои функции в области поддержки малого и среднего предпринимательства, формирования условий для управления МКД, развития самоуправления в жилищной сфере, совершенствования ЖКК муниципальных образований и т. д.

4. Научные и образовательные организации смогут организованно получать заказы на разработку программ энергосбережения, повышения эффективности использования энергетических ресурсов, а также на целенаправленную подготовку специалистов. Это может привести к развитию учебно-методической и научно-практической базы данных организаций.

5. Организации, осуществляющие производство и доставку коммунальных ресурсов:

• смогут использовать научный потенциал вузов для целей разработки программ повышения эффективности использования энергетических ресурсов, энергосбережения и т. д. в МКД;

• осуществлять организованный заказ на подготовку специалистов различных профессий и квалификации.

Следствием этого может стать повышение качества управления организациями коммунального комплекса, снижение затрат, т. е. себестоимости, вследствие повышения эффективности предоставления коммунальных услуг и, как следствие, снижение тарифов.

Создание жилищно-коммунального кластера будет способствовать выполнению рекомендаций, предложенных Минрегионом [7], для повышения эффективности деятельности в сфере ЖКХ, а именно:

• развития конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда путем развития рынка частных управляющих компаний;

• развития инициативы собственников жилья;

• создания системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и других механизмов государственно-частного партнерства;

• повышения энергоэффективности за счет снижения теплопотерь при содержании жилищного фонда, стимулирования наиболее эффективных технологий производства тепловой энергии, установки приборов учета потребляемых электроэнергии, тепла и воды;

• реализации системной практики принятия в муниципальных образованиях комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры;

• обеспечения надежности, экологической безопасности и эффективности предоставления коммунальных услуг за счет модернизации и развития системы коммунальной инфраструктуры в рамках реализации комплексных программ развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирования нормативного правового и методического обеспечения управления коммунальным комплексом и взаимодействия хозяйствующих субъектов, органов власти и потребителей.

Таким образом, создание жилищно-коммунального кластера будет способствовать формированию конкурентного рынка услуг по управлению МКД и повышению эффективности деятельности в сфере ЖКХ.

Литература g

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]. Режим доступа: cl http://www.gks.ru. Е:

2. Официальный сайт Министерства регионального развития ^ Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим к доступа: http://www.minregion.ru. ^

3. Прокофьев К. Ю. Развитое самоуправление в жилищной < сфере как одно из условий формирования конкурентно- о го рынка услуг по управлению многоквартирными до- ¡3 мами // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2012. ^ № 5 (56). С. 326-329. о

4. Прокофьев К. Ю. Эволюция рынка услуг по управлению ^ жилищным фондом // Научно-технические ведомости з Санкт-Петербургского государственного политехническо- Цр го университета. 2011. № 6 (137). С. 83-85. ^

5. Официальный сайт Федеральной антимонопольной служ- 1 бы Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fas.gov.ru.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=90601.

7. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, разработанные и утвержденные Министерством экономического развития Российской Федерации 26 декабря 2008 г. № 20615-ак/д19: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-354647.html.

8. Прокофьев К. Ю. Управление многоквартирными домами на рынке жилищно-коммунальных услуг (на примере г. Пскова) // Экономика и управление. 2011. № 8 (70). С. 58-62.

References

1. Official website of the RF Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru.

2. Official website of the RF Ministry of Regional Development. Available at: http://www.minregion.ru.

3. Prokof'ev K.Yu. Razvitoe samoupravlenie v zhilishchnoy sfere kak odno iz usloviy formirovaniya konkurentnogo rynka us-lug po upravleniyu mnogokvartirnymi domami [The advanced self-government in the housing sector as a condition for the formation of competitive market services in the sphere of apartment buildings management]. Vestnik INZhEKONa. Ser.: Ekonomika [Herald of the St. Petersburg State Univ. of Engineering and Economics. Ser.: Economics], 2012, no. 5 (56), pp. 326-329.

4. Prokof'ev K.Yu. Evolyutsiya rynka uslug po upravleniyu zhil-ishchnym fondom [The evolution of the services market of the housing management]. Nauchno-tekhnicheskie vedo-mosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekh-nicheskogo universiteta [Scientific and Technical Gazette of St. Petersburg State Polytechnical University], 2011, no. 6 (137), pp. 83-85.

5. Official website of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation. Available at: http://www.fas.gov.ru.

6. "The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020". Approved by the RF Government Directive of November 17, 2008 № 1662-r. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601. (in Russ.).

7. Methodic recommendations for the implementation of cluster policy in the Russian Federation subjects. Developed and approved by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, December 26, 2008 № 20615-ak/d19. Available at: http://do.gendocs.ru/docs/index-354647.html. (In Russ.).

8. Prokof'ev K.Yu. Upravlenie mnogokvartirnymi domami na rynke zhilishchno-kommunal'nykh uslug (na primere g. Pskova) [Management of apartment buildings on the market of utility services (the example of the city of Pskov)]. Ekonomika i upravlenie, 2011, no. 8 (70), pp. 58-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.