Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ТРАНСПОРТ / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асилян Лилия Варужановна, Бичахчан Эвелина Серановна, Матевосян Татьяна Игоревна

Орган местного самоуправления руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; осуществляют контроль за работой иных пассажирских перевозчиков, предоставляющих услуги по маршрутным пассажирским перевозкам автомобильным транспортом; утверждает маршруты маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; утверждает графики движения автотранспорта по маршрутам маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения пассажирских перевозчиков, действующих на территории муниципального образования. В статье рассмотрены правовые основы деятельности органов местного самоуправления в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Асилян Лилия Варужановна, Бичахчан Эвелина Серановна, Матевосян Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF ACTIVITY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE FIELD OF MUNICIPAL TRANSPORT

The local self-government body manages transport enterprises and organizations that are in municipal ownership; monitors the work of other passenger carriers providing services for route passenger transportation by road; approves routes for route passenger transportation by road; approves schedules for the movement of vehicles on routes of route passenger transportation by road; attracts, on a contractual basis, passenger carriers operating on the territory of the municipality to transport services to the population. The article discusses the legal basis of the activities of local governments in this area.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 34

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Асилян Лилия Варужановна

Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права,

ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени Ф. Ф. Ушакова»

Бичахчан Эвелина Серановна,

Матевосян Татьяна Игоревна,

Курсанты, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени Ф. Ф. Ушакова»

Орган местного самоуправления руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; осуществляют контроль за работой иных пассажирских перевозчиков, предоставляющих услуги по маршрутным пассажирским перевозкам автомобильным транспортом; утверждает маршруты маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; утверждает графики движения автотранспорта по маршрутам маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения пассажирских перевозчиков, действующих на территории муниципального образования. В статье рассмотрены правовые основы деятельности органов местного самоуправления в этой сфере.

Ключевые слова: вопросы местного значения, история становления местного самоуправления, транспорт, орган местного самоуправления, управление транспортом.

LEGAL BASES OF ACTIVITY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE FIELD OF MUNICIPAL TRANSPORT

Asilyan Lilia Varuzhanovna

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, F. F. Ushakov State Maritime University

Bichakhchan Evelina Seranovna, Matevosyan Tatiana Igorevna,

Cadets, F. F. Ushakov State Maritime University

The local self-government body manages transport enterprises and organizations that are in municipal ownership; monitors the work of other passenger carriers providing services for route passenger transportation by road; approves routes for route passenger transportation by road; approves schedules for the movement of vehicles on routes of route passenger transportation by road; attracts, on a contractual basis, passenger carriers operating on the territory of the municipality to transport services to the population. The article discusses the legal basis of the activities of local governments in this area.

Keywords: issues of local importance, the history of the formation of local self-government, transport, local self-government, transport management.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления.

Согласно ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности

муниципалитетов может находиться пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения. В соответствие с ч. 1 ст. 51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным

имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Из смысла отмеченной нормы следует, что местные органы власти осуществляют управление пассажирским транспортом и другим имуществом, предназначенном для транспортного обслуживания населения [1, с. 57].

В ч. 12 ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. «Устав автомобильного транспорта и городского

наземного электрического транспорта»,

говорится о том, что перевозка пассажира осуществляется на основании договора перевозки пассажира.

В соответствии с ч. 11 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства [3, с. 125].

Таким образом, логично

предположить, что комплексное понятие «пассажирский транспорт» включает в себя транспортные средства морского, внутреннего водного, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта [1, с. 58[. Однако, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо не закрепляет нахождение объектов указанных видов транспорта в муниципальной собственности.

Так, согласно ч 6. ст. 1 Федерального закона от 01.01.01 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии

с законодательством Российской Федерации. Однако, Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» не содержит положений, допускающих муниципальную собственность на объекты железнодорожного транспорта и возможность муниципального управления ими.

В некоторых областях Крайнего Севера и Дальнего Востока морские перевозки являются единственным видом транспорта, поэтому необходимо активное участие органов местного самоуправления в перевозочной деятельности этих регионов. Однако Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261 -ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит ни одной нормы, посвященной возможности осуществления муниципальных перевозок морским транспортом. Подобная ситуация сложилась и в области внутреннего водного транспорта [2, с. 115].

Содержание ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо не относит грузовой и специализированный

транспорт (транспортные средства,

предназначенные для уборки территорий, автомобили скорой медицинской помощи и т. д.) к категории муниципальной собственности.

Делая вывод, можно сказать, что система муниципального управления, как и вся система местного самоуправления, находится в современной России на стадии становления. Ее законодательная база еще пока несовершенна и во многом противоречива, не вполне устоялась терминология, опыт муниципальной практики относительно невелик [3, с. 126]. Таким образом, организация транспортного обслуживания населения в Российской Федерации на уровне муниципальных образований сопряжена с комплексом проблем, которые остаются актуальными во многом потому, что к настоящем времени не сформированы единые подходы, цели, задачи, принципы транспортного обслуживания как отдельного, требующего особого внимания, направления транспортной политики Российской Федерации. В то же время, справедливым видится замечание о том, что основные проблемы в текущем периоде являются следствием «более системного противоречия -рыночные условия, конкурентная среда, созданная на рынке услуг пассажирского транспорта контрактной системой, не привела к ликвидации традиционных механизмов административного контроля и надзора на всех уровнях управления».

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубкина, К. В. Государственно-частное партнерство: содержание, формы, идентификация особенностей на транспорте / К. В. Голубкина, С. К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - № 1. - С. 57-59. - 00! 10.23672/БДЕ.2019.1.24666.

2. Попов, Е. А. Проблемы организации правового развития и функционирования системы транспорта в России / Е. А. Попов, Н. А. Штырхунова, С. К. Абрамян // Гуманитарные, социально-

экономические и общественные науки. - 2019. - № 2. - С. 114-116. - 00! 10.23672/БАЕ.2019.2.26709.

3. Яменсков, А. И. Проблемы качества перевозок пассажиров городским общественным транспортом в городе Новороссийске / А. И. Яменсков, К. В. Голубкина, С. К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - № 1. - С. 124-128. - 00! 10.23672/ БАЕ .2019.1.24679.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.