Научная статья на тему 'Правовые основы борьбы органов внутренних дел с преступлениями террористического характера'

Правовые основы борьбы органов внутренних дел с преступлениями террористического характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LEGISLATION IN THE FIELD OF COUNTERTERRORISM / COUNTER-TERRORISM / SUPPORT OF LEGAL REGIME / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аккаева Халимат Алиевна

В статье проводится сравнительный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Министерства внутренних дел в сфере борьбы с преступлениями террористического характера. Формулируются конкретные предложения на основе исследования. Выводы автора могут быть использованы в правоприменительной практике органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL FRAMEWORK OF COMBATING TERRORISM-RELATED CRIMES BY INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article carries out a comparative analysis of the legal acts regulating the activities of the Ministry of Internal Affairs in the sphere of terrorism-related crimes control. Some concrete proposals on the basis of the research are formulated. The author's conclusions may be used in law enforcement practice of the Internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Правовые основы борьбы органов внутренних дел с преступлениями террористического характера»

УДК 343.326:351.74

Аккаева Халимат Алиевна

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры специально-технической подготовки

Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Akkaeva Khalimat Aliyevna

PhD in Law, Professor, Special Technical Training Department, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of International Affairs of Russia

THE LEGAL FRAMEWORK OF COMBATING TERRORISM-RELATED CRIMES BY INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация:

В статье проводится сравнительный анализ нор-мативно-правовых актов, регулирующих деятельность Министерства внутренних дел в сфере борьбы с преступлениями террористического характера. Формулируются конкретные предложения на основе исследования. Выводы автора могут быть использованы в правоприменительной практике органов внутренних дел.

Ключевые слова:

законодательство в сфере борьбы с терроризмом, противодействие терроризму, обеспечение правового режима, органы внутренних дел.

Summary:

The article carries out a comparative analysis of the legal acts regulating the activities of the Ministry of Internal Affairs in the sphere of terrorism-related crimes control. Some concrete proposals on the basis of the research are formulated. The author's conclusions may be used in law enforcement practice of the Internal Affairs bodies.

Keywords:

legislation in the field of counterterrorism, counter-terrorism, support of legal regime, Ministry of Internal Affairs of Russia.

Антитеррористическая деятельность ОВД основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах президента и правительства Российской Федерации, а также других актах, касающихся указанного направления.

Главенствующие стратегические цели по обеспечению национальной безопасности прописаны в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. Согласно п. 36 данного акта установлено, что государство на длительную перспективу обозначает необходимость в непрерывной антитеррористической деятельности [1].

В области правового регламентации антитеррористической деятельности наиболее важная роль отводится ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Благодаря этому документу был устранен такой недостаток в антитеррористической сфере, как отсутствие четко определенных направлений деятельности. Профилактика, предупреждение, борьба с терроризмом, а также минимизация последствий были обозначены как основополагающие направления в антитеррористической деятельности. Кроме того, в указанном законе установлены правовые и организационные основы контртеррористических мероприятий; порядок руководства деятельностью органов, не исключая общественные объединения и организации, взаимодействия должностных лиц и граждан; а также гарантии, обязанности и права, касающиеся антитеррористической борьбы.

В качестве положительного момента следует отметить то, что в законе обозначены основы понятийного аппарата. Для примера, в нем раскрываются понятия терроризма, деятельности в этом направлении (организации, планирования, подготовки, обеспечения и исполнения террористического акта; склонения к осуществлению террористического акта; организации незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, организованной группы для совершения таких преступлений; вооруженного противодействия терроризму (антитеррористическая деятельность); террористического акта, контртеррористической операции, границ ее проведения).

Следует признать, что данный закон выработал первоначальную антитеррористическую законодательную базу. Концепция по противодействию терроризму в Российской Федерации подтвердила этот факт. Так, в ней обозначено, что основной задачей уполномоченных органов являются обнаружение, предупреждение и пресечение действий, которые преследуют цели по совершению террористических актов и иных преступлений подобного характера.

Часть 16 ст. 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», устанавливает обязанность МВД задействовать органы внутренних дел и внутренних войск в антитеррористических мероприятиях, контролировать соблюдение условий контртеррористических операций, осуществлять охрану возможных объектов таких посягательств и мест значительного скопления граждан, а равно производить экспертную оценку степени антитеррористической защищенности объектов [2]. Таким образом, указанное ведомство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязанным проводить антитеррористические мероприятия.

В соответствии с ч. 11 ст. 13 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», территориальный орган МВД России на своем уровне контролирует участие подчиненных ему органов внутренних дел в антитеррористических мероприятиях и, в пределах компетенции, - внутренних войск; отвечает за соблюдение режима контртеррористической операции; осуществляет защиту возможных объектов посягательств и мест скопления граждан; а также оценивает защищенность объектов от террористических посягательств. Руководитель такого органа включается в антитеррористическую комиссию и оперативный штаб в субъекте Российской Федерации, в рамках имеющихся полномочий реализует их решения [3].

Указанные обязанности полиции также обозначены в п. 17 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». Порядок создания и реорганизации подразделений полиции устанавливается президентом. Так, Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» обозначены подразделения, в компетенцию которых входит антитеррористическая деятельность.

Основными направлениями в работе подразделений полиции в данной области являются:

- профилактические и предупредительные мероприятия, включая установление и искоренение обстоятельств, способствующих совершению таких преступлений;

- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений такого характера (антитеррористическая деятельность).

Также в этой статье указана обязанность обеспечения временных ограничений на объектах и территории, находящихся в пределах границ осуществления контртеррористических мероприятий на время их проведения. Некоторые особые меры и ограничения предусмотрены таким режимом [4].

Степень участия органов, включая ОВД, в антитеррористической деятельности устанавливается подследственностью. Статья 151 УПК РФ регламентирует, какими органами будет осуществляться предварительное следствие по уголовным делам о конкретных преступлениях. По преступлениям террористического характера расследование производится следователями:

- органов внутренних дел - по преступлениям, предусмотренным ст. 205, 206 и 208 УК РФ (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ);

- Следственного комитета - по преступлениям, предусмотренным ст. 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 279, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ (п.п. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ);

- органов Федеральной службы безопасности - по преступлениям, предусмотренным ст. 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 277, 278, 279 и 281 УК РФ (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Отметим, что часть 5 ст. 151 УПК РФ обозначила возможность производства следствия по ст. 206, 208, 282.1 и 282.2 УК РФ органом, выявившим его, то есть так называемая альтернативная подследственность.

Также уточним, что, согласно п.п. «б», «в», «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, Следственному комитету подследственны уголовные дела о преступлениях:

- совершенных лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам;

- совершенных сотрудниками органов правопорядка;

- тяжких и особо тяжких в отношении несовершеннолетних либо совершенных самими несовершеннолетними.

Согласно указанной статье, предварительное расследование производится в форме дознания или предварительного следствия. В форме дознания следствие осуществляется по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 220, 221 УК РФ (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ).

Нужно признать, что следователи и дознаватели ОВД уполномочены осуществлять следствие по большому перечню уголовных дел о преступлениях террористического характера. Однако стоить заметить, что ни один орган не уполномочен расследовать весь перечень преступлений такой направленности. Это затрудняет антитеррористическую деятельность оперативных

служб полиции, поскольку при работе в данном направлении возникает необходимость в согласовании мероприятий с разными следственными органами.

Следует согласиться с такими авторами, как М.И. Дзлиев, Э.С. Иззатдуст, М.П. Киреев [5], которые заявляют, что законодательство в этом направлении должно развиваться комплексно во всех отраслях права. Работа в данной сфере должна быть скоординирована во избежание имеющихся сейчас пробелов, противоречий и нестыковок между некоторыми законодательными актами. Оптимизация системы принципов антитеррористической деятельности является главной целью улучшения ее организационно-правовых основ.

Ссылки:

1. Аккаева Х.А. Правовые и организационные основы деятельности ОВД по противодействию преступлениям террористического характера // Бизнес в законе. 2014. № 2. С. 251-253.

2. Трофимов Д.С. Современное состояние борьбы с преступлениями террористического характера : аналитический обзор. Саратов, 2013. С. 78.

3. Паненков А.А. Проблемы оптимизации правоохранительной (оперативно-разыскной, уголовно-процессуальной и судебной) деятельности в Северо-Кавказском федеральном округе (на материалах Чеченской Республики) // Военно-юридический журнал. 2011. № 7. С. 67.

4. Мешалкин С.Н. Правовое регулирование деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел в сфере противодействия терроризму // Состояние и тенденции развития организованной преступности в Российской Федерации : материалы круглого стола (Москва, 14 ноября 2008 г.). М., 2009. С. 234-235.

5. Дзлиев М.И., Иззатдуст Э.С., Киреев М.П. Современный терроризм: социально-политический облик противника / под общ. ред. В.В. Гордиенко. М., 2007. С. 486.

References:

1. Akkaeva, HA 2014, 'Legal and organizational bases of activity of the ATS to counter terrorist crimes', Business in law, no. 2, p. 251-253.

2. Trofimov, DS 2013, The current state of the fight against terrorist crimes: an analytical review, Saratov, 78 p.

3. Panenkov, AA 2011, 'Problems of optimization of enforcement (the operational-search, criminal-procedural and judicial) activities in the North Caucasus Federal District (on materials of the Chechen Republic)', Military Law Journal, no. 7, p. 67.

4. Meshalkin, SN 2009, 'Legal regulation of activity of operative divisions of internal affairs bodies in the sphere of combating terrorism', Status and trends of organized crime in the Russian Federation: Materials of the round table, Moscow, November 14, 2008, Moscow, p. 234-235.

5. Dzliev, MI, Izzatdust, ES & Kireev, MP 2007, Modern terrorism: social and political complexion of the enemy, Moscow, p. 486.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.