Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / УСТАВ / ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Левченко И. Е.

Введение. Статья посвящена анализу уставов духовных академий Русской Православной Церкви. Цель публикации заключается в исследовании нормативно-правовой базы, регламентировавшей деятельность высшей духовной школы в разные исторические периоды. Материалы и методы. Корпус источников включает уставы духовных академий, законы, постановления и ведомственные документы советского времени. Методологическую основу исследования составили источниковедческий, религиоведческий, историко-педагогический и церковно-правовой подходы. Результаты. Исследованы учредительные документы академических духовных учреждений. Установлено, что постепенно духовные академии превратились в сословные учреждения, подчиненные Священному Синоду, что привело к противоречивым последствиям. Автором выявлено, что за три столетия нормативная база и направленность деятельности высшей духовной школы неоднократно изменялись по инициативе светских и церковных властей. В начале XXI в. нормативно-правовая база духовных академий выстроена согласно требованиям светского законодательства, сохранив при этом приверженность традициям церковного права. Обсуждение. Церковные историки и светские ученые плодотворно изучили историю отечественного академического духовного образования и изменений его нормативно-правовой базы. Обобщив результаты исследований, автор в этом процессе выделяет несколько основных периодов: 1) конец XVII- начало XIX в.; 2) 1808-1917 г. г.; 3) 1917-1943 г. г.; 4) 1944-1991 г. г.; 5) после 1991 г. Заключение. Делается вывод о том, что нормативно-правовая база высшей духовной школы неоднократно изменялась под воздействием объективных и субъективных факторов. Показано, что в процессе ее формирования и развития условно можно выделить несколько периодов: дореволюционный, советский и современный, которые в свою очередь включают подпериоды, обусловленные введением новых Уставов. Основные положения: - доказана информативность уставов духовных академий в качестве исторических и нормативно-правовых источников; - представлена авторская периодизация истории отечественного академического духовного образования и изменений его нормативно-правовой базы; - определены основные направления деятельности высшей духовной школы: развитие богословской и церковно-исторической науки, подготовка священнослужителей для приходов, квалифицированных кадров для православных и светских учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Левченко И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIСS FOR ACADEMIC SPIRITUAL EDUCATION

Introduction. The article is devoted to the analysis of the statutes of the theological academies of the Russian Orthodox Church. The purpose of the publication is to study the legal framework that regulated the activities of the higher theological school in different historical periods. Materials and methods. The corpus of sources includes charters of theological academies, laws, regulations and departmental documents of the Soviet era. The methodological basis of the research is based on source studies, religious studies, historical-pedagogical and church-legal approaches. Results. The article examines the constituent documents of academic theological institutions. It is established that gradually theological academies turned into class institutions subordinate to the Holy Synod, which led to contradictory consequences. The author reveals that over the past three centuries, the regulatory framework and focus of the higher theological school have repeatedly changed at the initiative of secular and ecclesiastical authorities. At the beginning of the XXI century, the legal framework of theological academies was built in accordance with the requirements of secular legislation, while maintaining adherence to the traditions of church law. Discussion . Church historians and secular scholars have fruitfully studied the history of Russian academic spiritual education and changes in its regulatory framework. Summarizing the results of the research, the author identifies several main periods in this process: 1) late XVII- early XIX centuries; 2) 1808-1917; 3) 1917-1943; 4) 1944-1991; 5) after 1991 г. Conclusion. It is concluded that the legal framework of the higher theological school has repeatedly changed under the influence of objective and subjective factors. It is shown that in the process of its formation and development, several periods can be conditionally distinguished: pre-revolutionary, Soviet and modern, which in turn include sub-periods caused by the introduction of new Charters. Highlights: The informative value of the charters of theological academies as historical and regulatory sources is proved; The author's periodization of the history of Russian academic theological education and changes in its regulatory framework is presented; The main areas of activity of the higher theological school are defined: the development of theological and church-historical science, the training of priests for parishes, qualified personnel for Orthodox and secular educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья УДК 378.014.015 ББК 74.03.(2)

DOI 10.25588/CSPU.2021.166.6.010

И. Е. Левченко

ORCID № 0000-0002-3619-4797 Доцент, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: levchenkoie@cspu.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу уставов духовных академий Русской Православной Церкви. Цель публикации заключается в исследовании нормативно-правовой базы, регламентировавшей деятельность высшей духовной школы в разные исторические периоды.

Материалы и методы. Корпус источников включает уставы духовных академий, законы, постановления и ведомственные документы советского времени. Методологическую основу исследования составили источниковедческий, религиоведческий, историко-педагогический и церковно-правовой подходы. р

Результаты. Исследованы учредительные документы академических духовных учреждений. Установлено, что постепенно духовные академии превратились в сословные учреждения, подчиненные Священному Синоду, что привело к

а № О № сг № О О

противоречивым последствиям. Автором выявлено, что за три столетия норма- о

а §

тивная база и направленность деятельности высшей духовной школы неоднократно изменялись по инициативе светских и церковных властей. В начале XXI в. нормативно-правовая база духовных академий выстроена согласно требованиям светского законодательства, сохранив при этом приверженность традициям цер- е ковного права. О

О

Обсуждение. Церковные историки и светские ученые плодотворно изу-

чили историю отечественного академического духовного образования и измене- ^

О

Ж О

О

XIX в.; 2) 1808-1917 г. г.; 3) 1917-1943 г. г.; 4) 1944-1991 г. г.; 5) после 1991 г. °

) ) ) ) ^

8 О

а

ективных факторов. Показано, что в процессе ее формирования и развития условно Ж можно выделить несколько периодов: дореволюционный, советский и современный,

ний его нормативно-правовой базы. Обобщив результаты исследований, автор в этом процессе выделяет несколько основных периодов: 1) конец XVII- начало 2) 1808-1917 г. г.; 3) 1917-1943 г. г.; 4) 1944-1991 г. г.; 5) после 1991 г. Заключение. Делается вывод о том, что нормативно-правовая база высшей духовной школы неоднократно изменялась под воздействием объективных и субъ-

@ Левченко И. Е., 2021

которые в свою очередь включают подпериоды, обусловленные введением новых Уставов.

Ключевые слова: духовная академия; Русская Православная Церковь; устав; церковное право; нормативно-правовая база; светская власть; духовное образование.

Основные положения:

- доказана информативность уставов духовных академий в качестве исторических и нормативно-правовых источников;

- представлена авторская периодизация истории отечественного академического духовного образования и изменений его нормативно-правовой базы;

- определены основные направления деятельности высшей духовной школы: развитие богословской и церковно-исторической науки, подготовка священнослужителей для приходов, квалифицированных кадров для православных и светских учебных заведений.

1 Введение (Introduction)

Более трех веков протекает процесс развития академического духовного образования. Прежде всего, он связан с деятельностью Русской Православной Церкви (РПЦ) и ее взаимоотношениями с обществом и государством. Плодотворность выполнения церковью просветительской миссии зависит также от качества подготовки священнослужителей.

Нормативно-правовая база функционирования образовательных институтов РПЦ претерпела значительные изменения и это, безусловно, представляет научный интерес. Тем более что в настоящий период продолжается реформирование системы духовного образования церкви. Церковное право и светское законодательство определяют порядок приема абитуриентов, организацию учебного процесса, научного поиска и практической подготовки обучающихся, а также распределение выпускников учебных заведений. Следует учитывать, что обретение профессиональных компетенций предполагает непременное участие студенчества в богослужениях. Свою специфику имеет характер прав и обязанностей преподавательской корпорации.

Эффективность формирования специалиста, способного осуществлять богословские штудии и пастырское служение, обеспечивается, в том числе, и соблюдением норм правового государства и церковного права.

Анализ правовых основ высшего духовного образования, основанный на исследовании нормативно-правовых источников, позволяет полнее учесть накопленный опыт, наладить механизмы оптимального взаимодействия систем религиозного и светского образования.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В качестве источников для наших изысканий выступили уставы духовных академий РПЦ, принятые в дореволюционный, советский и современный периоды, а также законы, постановления и ведомственные документы советского времени.

Методологическую основу исследования составили несколько подходов. Так, источниковедческий подход, базирующийся на когнитивно-информационной теории, изучает «произведения, созданные людьми целенаправленно и осознанно, как целостный, внутренне взаимосвязанный объект, как совокупность с присущими данной эпохе (культуре) типологическими и видовыми свойствами, способами функционирования, особенностями информационного поля» [1]. Религиоведческий подход относится к разряду междисциплинарных, что поз-

воляет рассмотреть духовные академии как религиозные институты, их ^

§

о

§

сг № о о ж

о

§

сг

позиции церковно-правового подхода рассматриваются внутренние а

а

взаимосвязь с обществом, культурой и образованием [2]. Раскрытие генезиса, функционирования и развития образовательных учреждений обеспечивает использование историко-педагогического подхода [3]. С

правовые акты, регламентирующие церковную жизнь [4]. Данные подходы дали возможность предметно проанализировать сущность и специфику правового регулирования академического духовного образования РПЦ на протяжении трех последних столетий. у

о

3 Результаты (Results) §

Истоки академического духовного образования в нашей стране относятся к концу XVII в. В 1682 г. монахом Сильвестром (С. А. Медведевым), философом и придворным книгохранителем, была составлена Жалованная грамота «Привилегии Московской Академии», утверж-

о

г

о о р о в а н и

So

денная царем Федором Алексеевичем. Документ о новом высшем учебном заведении предусматривал: 1) доступность для всех сословий; 2) автономность «от светских и духовных властей для подготовки государственных и церковных кадров нового уровня»; 3) «собственные источники финансирования»; 4) принятие решений «вопросов о научном, еретическом и колдовском исключительно ученым советом Академии»; 5) гарантии «служебного и судебного иммунитета преподавателей и студентов; 6) «преимущественное право выпускников занимать государственные посты» [5].

Грамота также вменяла в обязанность преподавать «науки гражданские и духовные, наченше от грамматики, пиитики, реторики, диалектики, философии разумительной, естественной и нравной, даже до богословия, учащей вещей божественных и совести очищения» [6].

Академия открылась в 1687 г. уже при царевне Софье, и лишь немногие привилегии были действительно предоставлены. Зато интеллектуальные ресурсы использовались весьма активно: преподаватели выполняли по поручению властей переводы, составляли множество учебных пособий, занимались цензурированием, сличением и исправлением книг, увещанием иноверцев, раскольников и отступников от веры [7]. В 1701 г. Петр I своим указом велел «завесть в Академии Ла-тинския учения». Академические права, выражавшиеся, прежде всего в судебной автономии для студентов и корпорации, были закреплены в указе-«памяти» в 1706 г. [8]. В «Духовном регламенте» (1721 г.), подготовленном архиепископом Феофаном (Прокоповичем) при непосредственном участии императора, предписывалось: «Новопришедшаго ученика отведать память и остроумие; и если покажется весьма туп, не принимать в Академию: ибо лета потеряет, а ничего не научится ...

§ Буде покажется детина непобедимой злобы, свирепый, до драки ско-

нк

е№ч рый, клеветник, непокорив, и буде чрез годовое время ни увещании, ни

е№

^ жестоким наказании одолеть ему невозможно, хотя б и остроумен был:

^ выслать из Академии, чтоб бешеному меча не дать» [9]. В итоге, в XVIII в.

Академия превратилась в сословное учреждение, подчиненное Священному Синоду, что привело к противоречивым последствиям:

1) «закрытый принцип функционирования учебного заведения формировал единое образовательное пространство, необходимое для проведения процесса воспитания и обучения, формирования иерархии ценностей будущих священнослужителей» [10];

2) «концентрация умов» способствовала созданию в обществе благоприятной интеллектуальной среды для развития русской церковной и светской науки — были учреждены Академия наук (1724 г.) и Московский университет (1755 г.);

3) преподавание на латыни [11], с одной стороны, делало доступной зарубежную теологическую литературу для понимания обучаемыми, с другой стороны, усиливало «разрыв» между богословской ученостью и практикой социального служения на приходах [12].

В последующие столетия нормативная база и направленность деятельности высшей духовной школы неоднократно изменялись по инициативе светских и церковных властей. Так, в начале XIX в. произошла трансформация всей системы образования. В Уставе Духовных академий (1814 г.), утвержденном Александром I, было четко указано их предназначение: «1) образование духовного юношества к высшим должностям; 2) распространение и поощрение учености в духовенстве; о 3) управление духовных училищ, академии подчиненных» [13]. Реформа включала несколько направлений (Таблица 1).

Таблица 1 — Реформа духовных академий РПЦ (1808-1814 г. г.) Table 1 — The reform of the theological academies of the Russian Orthodox Church (1808-1814 г. г.)

Критерий Содержание

Изучаемый предмет Обязательные дисциплины — богословие, философия, церковная история, словесность и греческий язык. По выбору студентов — блоки исторических и математических дисциплин

р а в о в

£

е

о с

к

ч

е с к о г о

о

о

в н о г о о р о в а н и

So

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

Срок обучения Делился на два двухгодичных отделения - общеобразовательное и специально-богословское

Выпускник Удостаивались ученых степеней кандидатов и магистров богословия

Штат преподавателей Шесть профессоров и двенадцати бакалавров (помощников) в каждой академии

Функция Подготовка преподавателей духовных семинарий

Специалисты отмечают, что в 1830-е -1850-е г. г. коррективы в правовой базе и учебно-воспитательном процессе «по большей части носили случайный, а не систематический характер и вносились на основе пожеланий разных высокопоставленных лиц, главным образом, обер-прокурора Святейшего Синода графа Н. А. Протасова» [14]. Хотя среди новшеств встречались и полезные: например, в практику преподавания были введены патристика, пастырское богословие, логика, психология и русская церковная история.

Наступившая эпоха «великих реформ» затронула и систему образования. Согласно Уставу 1869 г., «православная духовная академия есть высшее духовно-учебное установление, имеющее целью: доставлять высшее богословское образование, в духе православия, для просвещенного служения Церкви и приготовлять преподавателей для духовно-учебных заведений» [15].

Такая «переориентация» привела, по мнению богослова Г. Флоровского, к тому, что «в Академиях не столько готовили к пастырству, сколько именно к педагогической деятельности. Отсюда неиз-

§ бежная многопредметность и разбросанность. Иные предметы только

ен

£ затем и преподавались, чтобы по ним приготовить преподавателей для

^ школ низших ступеней» [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В период правления Александра III возобладала критическая оценка «либерального» Устава (1869), что побудило консервативные силы подготовить новый вариант регламента. Как писал известный церковный историк И. К. Смолич, «Устав 1884 года отказался от далеких перспектив, ограничившись постановкой задач в местном российском масштабе. Он имел в виду не столько научное образование будущего духовенства и учителей Русской Церкви, сколько подготовку политически и конфессионально благонадежного церковно-админи-стративного персонала, который должен был к тому же поставлять преподавателей для духовных учебных заведений среднего и низшего звена» [17].

Спустя двадцать лет события 1905-1907 гг. продемонстрировали, что у значительной части соотечественников (включая некоторых студентов духовных заведений) не удалось сформировать лояльное отношение к РПЦ и монархии [18]. В попытках преодолеть негативные последствия революции после длительных обсуждений был принят очередной Устав (1910). В нем было зафиксировано следующее определение: «Православные духовные академии суть закрытые высшие а

§

о

§

сг

№ о

о

ж о

§ о*

церковные училища, христианским воспитанием и высшей православно-богословской наукой приготовляющие христиански просвещенных деятелей для служения святой православной Церкви, прежде всего в области церковно-пастырской, а затем и на других поприщах а духовной деятельности, предпочтительно в священном сане» [19]. Документ также очерчивал круг деятельности образовательных учреждений (рисунок 1).

8 Л № о

а о

г о

о

о

§

ж о

г о

о

Р

8 о

§

а ж

¡0

«Высшая о «Преподавание богослов- о «Воспитание

ученая раз- ских наук и некоторых не- в учащихся

работка бо- о богословских, необходи- о любви к свя-

гословия на мых для основательного той Церкви и

церковном, о научного изучения богосло- о ее установле-

строго пра- вия во всех его разветвле- ниям и пре-

вославном о ниях и для просвещенного о данности

основании» служения Святой Церкви на Престолу и

пастырском, духовно-учеб- Отечеству»

ном, миссионерском и дру-

гих поприщах»

Рисунок 1 — Круг деятельности Духовных академий (1910 г.) Figure 1 — The scope of activities of Theological academies (1910 г.)

Однако усилия духовных пастырей не смогли предотвратить потрясения и смуту, в конечном итоге, глубокий кризис общества и государства привел к падению самодержавия. Отношения РПЦ с Временным правительством складывались непросто, в том числе, из-за решения последнего узаконить свободу совести и передать церковноприходские школы в ведение приходов. Вместе с тем светские власти оказали помощь в организации Поместного собора и поддержали возвращение института патриаршества.

Но за этим последовали трагические события Октябрьской революции, инициированной большевиками. 2 декабря 1917 г. Священный собор Православной Российской Церкви принял постановление «О правовом положении Православной Российской Церкви», которое содержало два пункта о религиозном образовании: «18. Учреждаемые Православною Церковью низшие, средние и высшие школы, как специально богословские, так и общеобразовательные, пользуются в Государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании. 19. Во всех светских государственных и частных

школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви: преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях» [20].

Новое руководство полностью проигнорировало эти требования, и вскоре Совет народных комиссаров (СНК) выпустил Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви [21]. В результате атеистической политики коммунистов были репрессированы тысячи священников и миллионы верующих, РПЦ во многом утратила свою субъектность, попав под тотальный контроль карательных органов советского режима и лишившись возможности вести, какую бы то ни было образовательную деятельность.

Ситуация изменилась лишь через четверть века после встречи И. В. Сталина с иерархами РПЦ, которые обратились к нему с соответствующей просьбой [22]. Было принято Постановление СНК СССР № 1324 «Об утверждении предложения Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Союза ССР о разрешении открытия Православного богословского института и богословско-пастырских а курсов» от 28 ноября 1943 г. [23].

Вот что сообщал Г. Г. Карпов, председатель Совета по делам РПЦ при СНК, В. М. Молотову о речи митрополита Алексия (С. В. Си-

манского) на церемонии в честь начала деятельности этих образователь- к

ад

ных организаций: «... он противопоставил вновь открываемые духовные е школы старым, времен царизма, духовным учебным заведениям, являвшимся сословными, кастовыми учреждениями. Теперь же не так должно быть и не так будет. Сословий у нас нет, нет и духовного сословия, и каждый гражданин, чей бы он ни был сын и потомок, может свободно ж избрать путь по своему влечению. Поэтому те, кто поступит в наши учебные школы, поступит не подневольно, а следуя влечению своему

ч е о к о г о

до о

№ ж

о г о о

Р о

послужить св. церкви в священном сане, и, следовательно, весь строй а

ж

этих школ должен быть строго церковным, без всякого уклонения в сто- ^

рону мирского, светского уклада» [24].

Составители Устава 1949 г. взяли в качестве ориентира Устав 1884 г. Поэтому в содержании многих глав (например, «Общие положения», «О ректоре Академии», «О прочих должностных лицах Академии» и др.) частично воспроизводится предшествующий текст, ряд глав (например, «Об ученом секретаре», «Печать Академии») являются новыми. Этим же обусловлены отдельные недостатки этого церковного акта [25].

Согласно принятому ныне в РПЦ «узкому» определению, исключающему из этой системы средние учебные заведения, «духовное образование есть целенаправленный процесс обучения и воспитания, имеющий своей целью подготовку пастырей, а также богословов и церковных специалистов для осуществления миссии Церкви в современном мире» [26] (Таблица 2).

Таблица 2 — Структура духовного образования современной РПЦ Table 2 — Structure of theological education of the modern Russian Orthodox Church

§ ж

3-

«О

Si

Критерий Тип высшего учебного заведения

Духовная семинария Духовная академия

Статус Высшее духовное учебное заведение Научно -богословский, образовательный и исследовательский центр

Функция Подготовка священнослужителей, а также церковнослужителей и церковных специалистов Подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия

Продолжение таблицы 2 Continuation of table 2

Критерий Тип высшего учебного заведения

Духовная семинария Духовная академия

Форма обучения Очная (стационарная), заочная Очная (стационарная), заочная

Срок освоения программы 5 лет 3 года, 4 года

В Уставе (2015) Московской духовной академии указывается, что она «является религиозной и образовательной организацией, деятельность которой направлена на подготовку служителей и религиозного персонала Русской Православной Церкви посредством реализации соответствующих образовательных программ, а также образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки (специальностям) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами» [27].

Таким образом, в начале XXI в. нормативно-правовая база высшей духовной школы РПЦ выстроена согласно требованиям светского законодательства, сохранив при этом приверженность традициям церковного права.

4 Обсуждение (Discussion)

История академического духовного образования РПЦ достаточно полно рассмотрена в публикациях церковных историков (М. С. Иванов, С. К. Смирнов, И. К. Смолич, К. Е. Скурат, Н. Ю. Сухова и др.) и светских ученых (А. П. Богданов, М. А. Гончаров, А. А. Ларионов, М. Г. Пло-хова, Т. А. Чумаченко и др.). Обобщив результаты исследований, можно выделить несколько основных периодов в истории высшей духовной школы и церковного образовательного права, регулировавшего деятельность православных академий:

1) ранний (конец XVII- начало XIX в. в.), включающий процесс формирования отечественной системы православного образования;

2) институализации (1808-1917 г. г.), когда происходило принятие различных («прогрессивных», «охранительных», «умеренных») вариантов уставов академий, соответствующих потребностям, в первую очередь, светских властей и части академической корпорации;

3) уничтожения (1917-1943 г. г.), во время которого было восстановлено патриаршество, но в рамках атеистической политики советского государства значительная часть храмов подверглась поруганию, все духовные заведения были закрыты, в результате репрессий погибли тысячи священнослужителей и верующих, в том числе, преподавателей и учащихся;

4) возрождения (1944-1991 г. г.), способствовавший, с одной стороны, возвращению к традициям православного образования, с другой стороны, осуществлялся жесткий государственный контроль над духовной жизнью клира и паствы;

5) современный (после 1991 г.), характеризующийся юридическим и организационным оформлением системы духовного образования, удовлетворяющая требования Болонской декларации (1999 г.) и российского законодательства.

5 Заключение (Conclusion)

Проведенный анализ Уставов духовных академий РПЦ показал следующее:

1) уставы религиозных образовательных учреждений являются весьма содержательными источниками, отражающими их роль и место в системе образования, организационную структуру и специфику управления;

2) нормативно-правовая база высшей духовной школы неоднократно изменялась под воздействием объективных и субъективных

§ факторов;

ж

g 3) в процессе формирования и развития правовой и нормативной

^ базы академического духовного образования условно можно выделить

bj

^ несколько периодов: дореволюционный, советский и современный,

которые в свою очередь включают подпериоды, обусловленные введением новых Уставов;

4) в соответствии с историческими обстоятельствами, государственными и церковными потребностями в разные периоды на первый план выдвигались те или иные направления деятельности академий: развитие богословской и церковно-исторической науки, подготовка священнослужителей для приходов, преподавателей для духовных училищ и семинарий, преподавателей Закона Божьего и богословия для светских средних и высших учебных заведений, квалифицированные кадры для всей системы народного образования.

Библиографический список

1. Медушевская О. М. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 2. : Источниковедение: теория, история, метод. М., Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 881 с.

2. Смирнов М. Ю. Религия и религиоведение в России. СПб. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013. - 365 с. - ISBN 978-588812-586-1.

3. Князев Е. А. История отечественного образования и педагогики : учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2020. - 236 с. - ISBN 978-5-534-02291-9.

4. Цыпин В. А. Курс церковного права : учебное пособие. Клин : Христианская жизнь, 2004. - 703 с. - ISBN 5-93313-023-0. §

№ О №

Клио. 2016. № 5 (113). С. 60-61. I

6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. М. : Педагогика. 1985. С. 236-240.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М. : Типография В. Готье, 1855. С. 129-131.

8. Ларионов А. А. Реформы Московской Славяно-греко-латинской академии (вторая четверть XVIII - начало XIX в.) в контексте развития высшего образования в России // Вестник Православного Свято-Тихоновского университета. История. 2014. Вып. 4 (59). С. 75.

9. Духовный регламент. 1721 год // Азбука веры : [сайт]. URL: ^

О

https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopovich/duhovnyj-reglament-1721-goda/ (дата § обращения: 12.10.2021). 0

10. Гончаров М. А., Плохова М. Г. Духовно-учебные заведения и их место в формировании образовательного пространства России XVIII-XIX вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского университета. Педагогика. Психология.

о о ж

О № £

а §

д

к ч

№ о

а О

г О

о р

8 О

№ а

2012. Вып. 3 (26). С. 120-130. |

11. О порядке учения в духовных академиях и семинариях : указ от 31

октября 1798 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Том 25 : (1798-1799). СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 427. - 936 с.

12. Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный : сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. С. 19-20.

13. Проект Устава духовных академий от 30 августа 1814 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Том 32 : 1812-1814. СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 913. - 1131 с.

14. Скурат К. Е. Московская Духовная академия в 1814-1869 гг. // Богословский вестник. 1996. № 2. С. 61.

15. Устав и штат Духовных академий, Высочайше утвержденные 30 мая 1869 г. СПб. : Синодальная типография, 1869. - 48 а

16. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев : Путь к истине, 1991. - 599 с.

17. Смолич И. К. История Русской Церкви (1700-1917) : в 8 книгах. М. : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1996. Кн. 8. Ч. 1. - 799 с.

18. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 годы. СПб. : Синодальная типография, 1910. С. 1-14. - 268 с.

19. Высочайше утвержденный Устав Духовных академий от 2 апреля 1910 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т XXX : Отделение 1. 1910 г. СПб. : Государственная типография, 1913. С. 414. - 1425 с.

20. Постановление Священного собора Православной Российской Церкви «О правовом положении Православной Российской Церкви» от 2 декабря 1917 г. // Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений : в 11 -ти кн. Книга 1. Выпуск 1 : Деяния. М. : Издание Соборного Совета, 1918. С. 6-8.

21. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах // Декреты советской власти. М. : Политиздат, 1957. Т. 1. С. 371-374.

22. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М. : АИРО-XX, 1999. - 246 с.

23. Об утверждении предложения Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Союза ССР о разрешении открытия Православного богословского института и богословско-пастырских курсов» от 28 ноября 1943 г. : постановление СНК СССР № 1324» // Русская Православная Церковь в годы Вели-

0 кой Отечественной войны 1941-1945 г. г. : сборник документов / составители: ж Васильева О. Ю., Кудрявцев И. И., Лыкова Л. А. М. : Издательство Крутицкого | подворья, Общество любителей церковной истории, 2009. - 779 а ^ 24. Докладная записка Г. Г. Карпова В. М. Молотову об открытии Право-

^ славного богословского института и богословско -пастырских курсов в Москве № ^ 73/с от 16 июня 1944 г. // Русская Православная Церковь в годы Великой Отечест-

венной войны 1941-1945 г. г. : сборник документов / составители: Васильева О. Ю., Кудрявцев И. И., Лыкова Л. А. М. : Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2009. - 779 c.

25. Иванов М. С. Академический устав 1949 г. // Богословский вестник. 1996. № 2. С. 19-41.

26. Концепция высшего духовного образования Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / Учебный комитет Русской Православной Церкви : [сайт]. URL: http://www.uchkom.info/upload/doki/Концепция%20духов-ного0/о20образования0/о20Русской0/о20Православной0/о20Церкви_21.08.2007^ (дата обращения: 12.10.2021).

27. Устав религиозной организации — духовной образовательной организации высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» [Электронный ресурс] // Московская духовная академия : [сайт]. URL: http://mpda.developer.stack.net/data/2015/12/14/1236166763/ustav_novii.pdf (дата обращения: 12.10.2021).

I. Ye. Levchenko

ORCID No. 0000-0002-3619-4797 Docent, Candidate of Philosophical Sciences, Leading Research Officer, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: levchenkoie@cspu.ru

LEGAL BASICS FOR ACADEMIC SPIRITUAL EDUCATION

Abstract

Introduction. The article is devoted to the analysis of the statutes of the theological academies of the Russian Orthodox Church. The purpose of the publication is to study the legal framework that regulated the activities of the higher theological school in different historical periods.

,-S

Materials and methods. The corpus of sources includes charters of the- j

ological academies, laws, regulations and departmental documents of the So viet era. The methodological basis of the research is based on source studies religious studies, historical-pedagogical and church-legal approaches.

g

Results. The article examines the constituent documents of academic ^ theological institutions. It is established that gradually theological academies turned into class institutions subordinate to the Holy Synod, which led to con- ^

tradictory consequences. The author reveals that over the past three centuries, the regulatory framework and focus of the higher theological school have repeatedly changed at the initiative of secular and ecclesiastical authorities. At the beginning of the XXI century, the legal framework of theological academies was built in accordance with the requirements of secular legislation, while maintaining adherence to the traditions of church law.

R

a fa О

О

a ^

о' a

ii s

13 £

Discussion. Church historians and secular scholars have fruitfully studied the history of Russian academic spiritual education and changes in its regulatory framework. Summarizing the results of the research, the author identifies several main periods in this process: 1) late XVII — early XIX centuries; 2) 1808-1917; 3) 1917-1943; 4) 1944-1991; 5) after 1991 r.

Conclusion. It is concluded that the legal framework of the higher theological school has repeatedly changed under the influence of objective and subjective factors. It is shown that in the process of its formation and development, several periods can be conditionally distinguished: pre-revolutionary, Soviet and modern, which in turn include sub-periods caused by the introduction of new Charters.

Keywords: Theological academy; Russian Orthodox Church; Charter; Church law; Regulatory framework; Secular power; Theological education.

Highlights:

The informative value of the charters of theological academies as historical and regulatory sources is proved;

The author's periodization of the history of Russian academic theological education and changes in its regulatory framework is presented;

The main areas of activity of the higher theological school are defined: the development of theological and church-historical science, the training of priests for parishes, qualified personnel for Orthodox and secular educational institutions.

References

1. Medushevskaya O.M. (2017), Sobranie sochinenij v 4 t. "T. 2. Isto-chnikovedenie: teoriya, istoriya, metod" [Collected works in 4 vols. 2. Source studies: theory, history, method], Izdatel'stvo Direkt-Media, Moscow, Berlin, 881 p. (In Russian).

2. Smirnov M.Yu. (2013), Religiya i religiovedenie v Rossii [Religion and Religious Studies in Russia], Izdatel'stvo Russkoj xristianskoj gumanitar-noj akademii, St. Petersburg, 365 p. ISBN 978-5-88812-586-1. (In Russian).

3. Knyazev E.A. (2020), Istoriya otechestvennogo obrazovaniya i peda-gogiki (uchebnoe posobie dlya vuzov) [History of Russian education and pedagogy], Izdatel'stvo Yurajt, Moscow, 236 p. ISBN 978-5-534-02291-9. (In Russian).

4. Cypin V.A. (2004), Kurs cerkovnogo prava (uchebnoe posobie) [The course of ecclesiastical law], Izdatel'stvo "Xristianskaya zhizn", Klin, 703, p. ISBN 5-93313-023-0. (In Russian).

5. Bogdanov A.P. (2016), Disput o Privilegii Moskovskoj Akademii XVII v. [Dispute about the Privilege of the Moscow Academy of the XVII century], Klio, 5 (113), p. 60 -61. (In Russian).

6. (1985), Antologiya pedagogicheskoj my^sli Drevnej Rusi i Russkogo gosudarstva XIV—XVII v. v. [Anthology of pedagogical thought of Ancient

Russia and the Russian state of the XIV-XVII centuries.], Izdatel'stvo "Peda-gogika", Moscow, p. 236-240. (In Russian).

7. Smirnov S.K. (1855), Istoriya Moskovskoj Slavyano-greko-latinskoj akademii [History of the Moscow Slavic-Greek-Latin Academy], Izdatel'stvo "Tipografiya V. Gote", Moscow, p. 129-131. (In Russian).

8. Larionov A.A. (2014), Reformy" Moskovskoj Slavyano-greko-latinskoj akademii (vtoraya chetverf XVIII- nachalo XIX v.) v kontekste razvitiya vy^sshego obrazovaniya v Rossii [Reforms of the Moscow Slavic-Greek-Latin Academy (the second quarter of the XVIII - the beginning of the XIX century) in the context of the development of higher education in Russia], Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tixonovskogo universiteta. Istoriya,. 4 (59), p. 75. (In Russian).

9. Duxovnysj reglament. 1721 goda [Ecclesiastical Regulations, 1721] / Azbuka very' [Website "The ABC of faith"]. Available at: https://az-byka.ru/otechnik/Feofan_Prokopovich/duhovnyj -reglament-1721-goda/ (Accessed: 12.10.2021). (In Russian).

10. Goncharov M.A. & Ploxova M.G. (2012), Duxovno-uchebny'e zavedeniya i ix mesto v formirovanii obrazovateVnogo prostranstva Rossii XVIII-XIXvv. [Spiritual and educational institutions and their place in the formation of the educational space of Russia in the XVIII -XIX centuries], Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tixonovskogo universiteta. Pedagogika. Psixologiya, 3 (26), p. 123. (In Russian).

11. (1830), Ukaz «O poryadke ucheniya v duxovny\ akademiyax i seminariyax» ot 31 oktyabrya 1798 g. [Decree "On the order of teaching in theological Academies and Seminaries" of October 31, 1798], Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 goda. Izdatel'stvo "Tipografiya II Otdele-niya Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kancelyarii", St. Petersburg, vol. 25, p. 427. (In Russian).

H

e

a

to

a

r c a d

12. Suhova N.Yu. (2007), Vertograd nauk duxovny'j (sbornik statej po g istorii vy^sshego duxovnogo obrazovaniya v Rossii XIX— nachala XX veka) [Vertograd nauk dukhovny (a collection of articles on the history of higher theological education in Russia of the XIX - early XX century)], Izdatel'stvo "Pravoslavnyj Svyato-Tixonovskij gumanitarnyj universitet", Moscow, p. 19-20. (In Russian).

13. (1830), Proekt Ustava duxovny^x akademij ot 30 avgusta 1814 g. [Draft Charter of Theological Academies of August 30, 1814], Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 goda], Izdatel'stvo "Tipografiya II Otdele- i niya Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kancelyarii", St. Petersburg, vol. 32, p. 913. (In Russian).

14. Skurat K.E. (1996), Moskovskaya Duxovnaya akademiya v 1814- UU 1869 g. g. [Moscow Theological Academy in 1814-1869], Bogoslovskij vest- i nik, 2, 61. (In Russian).

C6

15. (1869), Ustav i shtat Duxovnysx akademij, Vy^sochajshe utver-zhdennyse 30 maya 1869 g. [The charter and staff of the Theological Academies, most highly approved on May 30, 1869.], Izdatel'stvo "Sinodalnaya ti-pografiya", St. Petersburg. p. 1. (In Russian).

16. Florovskij G. (1991), Puti russkogo bogosloviya [Ways of Russian theology], Izdatel'stvo "PuF k istine", Kiev, 599 p. (In Russian).

17. Smolich I.K. (1996), Istoriya Russkoj Cerkvi (1700-1917) [History of the Russian Church (1700-1917)], Izdatel'stvo Spaso-Preobrazhenskij Va-laamskij monastyV, Moscow, vol. 8, is. 1, p. 469. (In Russian).

18. (1910), Vsepoddannejshij otchet ober-prokurora Svyatejshego Si-noda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 1905-1907 godys [The most comprehensive report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod on the Department of the Orthodox Confession for the years 1905-1907], Izdatel'stvo "Sinodalnaya tipografiya", St. Petersburg, p. 1 -14. (In Russian).

19. (1913), Vy^sochajshe utverzhdenny^j Ustav Duxovny^x akademij ot 2 aprelya 1910 g. (polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 goda) [The most highly approved Charter of Theological Academies of April 2, 1910], Izdatel'stvo Gosudarstvennaya tipografiya, St. Petersburg, vol 30, is. 1, p. 414. (In Russian).

20. (1918), Postanovlenie Svyashhennogo sobora Pravoslavnoj Rossijskoj Cerkvi "O pravovom polozhenii Pravoslavnoj Rossijskoj Cerkvi " ot 2 dekabrya 1917 g. [Decree of the Sacred Council of the Orthodox Russian Church "On the legal status of the Orthodox Russian Church" of December 2, 1917], Sobraniye opredeleniy i postanovleniy "Svyashchennyy Sobor Pra-voslavnoy Rossiyskoy Tserkvi". V 11 -ti kn. Kniga 1. Vypusk 1. "Deyaniya" [Collection of definitions and resolutions "Sacred Council of the Orthodox Russian Church". In 11 books. Book 1. Issue 1 "Acts"], Izdatel'stvo "Izdanie Sobornogo Soveta", Moscow, 1, 1, p. 6-8. (In Russian).

21. (1957), Dekret o svobode sovesti, cerkovny^x i religiozny^x ob-shhestvax [Decree on Freedom of Conscience, Church and Religious Societies], Dekrety'sovetskoj vlasti, Izdatel'stvo "Politizdat", Moscow, vol. 1, p. 371-374. (In Russian).

22. Chumachenko T.A. (1999), Gosudarstvo, pravoslavnaya cerkov\ veruyushhie. 1941 -1961 g. g. [The state, the Orthodox Church, and the faithful. 1941-1961], Izdatel'stvo "AIRO-XX", Moscow, 246 p. (In Russian).

23. VasiFeva O.Yu., Kudryavcev I.I. & Ly'kova L.A. (2009), Postanovlenie SNK SSSR № 1324 «Ob utverzhdenii predlozheniya Soveta po delam Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi pri Sovnarkome Soyuza SSR o razreshenii ot-

„H kry^tiya Pravoslavnogo bogoslovskogo instituta i bogoslovsko-pasty'rskix | kursov» ot 28 noyabrya 1943 g. [Resolution of the SNK of the USSR No. 1324 ^ "On approval of the proposal of the Council for the Affairs of the Russian ^ Orthodox Church under the Council of People's Commissars of the USSR on

permission to open an Orthodox Theological Institute and Theological and pastoral courses" dated November 28, 1943], Sbornik dokumentov / Izdatel'stvo Kruticzkogo podvor^ya, Obshhestvo lyubitelej cerkovnoj istorii "Russkaya Pra-voslavnaya Cerkov' v gody' Velikoj Otechestvennoj vojny'" 1941-1945 g. g. [A collection of documents "Russian Orthodox Church during the years of the Great Patriotic War of 1941 -1945"], Moscow, 779 p. (In Russian).

24. Vasil'eva O.Yu., Kudryavcev I.I. & Ly'kova L.A. (2009), Doklad-naya zapiska G. G. Karpova V. M. Molotovu ob otkry'tii Pravoslavnogo bo-goslovskogo instituta i bogoslovsko-pasty'rskix kursov v Moskve № 73/s ot 16 iyunya 1944 g. [Report of G.G. Karpov to V.M. Molotov on the opening of the Orthodox Theological Institute and Theological and Pastoral Courses in Moscow No. 73/s of June 16, 1944], Sbornik dokumentov / Izdatel'stvo Kruticzkogo podvor^ya, Obshhestvo lyubitelej cerkovnoj istorii "Russkaya Pravoslav-naya Cerkov' v gody' Velikoj Otechestvennoj vojny'" 1941-1945 g. g. [A collection of documents "Russian Orthodox Church during the years of the Great Patriotic War of 1941 -1945"], Moscow, 779 p. (In Russian).

25. Ivanov M.S. (1996), Akademicheskij ustav 1949 g. [Academic Charter of 1949], Bogoslovskij vestnik. № 2, p. 19-41. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Koncepciya vy^sshego duxovnogo obrazovaniya Russkoj Pra-voslavnoj Cerkvi [Concept of higher theological education of the Russian Orthodox Church], Sajt "Uchebny'j komitet Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi" [Website "Educational Committee of the Russian Orthodox Church"]. Available at: http://www.uchkom.info/upload/doki/Koncepciya%20duxovnogo%20obrazo-vaniya%20Russkoj%20Pravoslavnoj%20Cerkvi_21.08.2007.pdf (Accessed: 12.10.2021). (In Russian).

27. Ustav religioznoj organizacii — duhovnoj obrazovateVnoj organ-izacii vy^sshego obrazovaniya "Moskovskaya duhovnaya akademiya Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi" [Charter of the religious organization — theological educational organization of higher education "Moscow Theological Academy of g the Russian Orthodox Church"], Sajt "Moskovskaya duxovnaya akademiya" ^ [Website "Moscow Theological Academy"]. Available at: http://mpda.devel-oper.stack.net/data/2015/12/14/1236166763/ustav_novii.pdf (Accessed: ^ 12.10.2021). (In Russian). r

ca

Статья поступила в редакцию 02.12.2021; одобрена после рецен- e зирования 06.12.2021; принята к публикации 06.12.2021.

The article was submitted 02.12.2021; approved after reviewing ^

06.12.2021; accepted for publication 06.12.2021. ^

a

e c a

i

o

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.