Научная статья на тему 'ИСТОРИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ (1869-1917 ГГ.): ОПЫТ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОРТРЕТА'

ИСТОРИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ (1869-1917 ГГ.): ОПЫТ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОРТРЕТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ДУХОВНАЯ ШКОЛА / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / ПРОСОПОГРАФИЯ / ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА / ЦЕРКОВНЫЕ ИСТОРИКИ / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ ИСТОРИКОВ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА / HIGHER THEOLOGICAL SCHOOL / ST. PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY / PROSOPOGRAPHY / CHURCH HISTORY / CHURCH HISTORIANS / THEOLOGICAL EDUCATION / COLLECTIVE PORTRAIT OF HISTORIANS / ST. PETERSBURG SCHOOL OF HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ростовцев Евгений Анатольевич, Боднарчук Дмитрий Владимирович

Цель данной статьи - создать коллективный портрет историков, работавших в Санкт-Петербургской духовной академии в 1869-1917 гг., и сопоставить его с данными по историкам, работавшим в светских учебных и научных учреждениях Санкт-Петербурга, с Петербургским университетом в целом, его историко-филологическим факультетом и кафедрой русской истории. Для достижения поставленной цели авторы статьи проанализировали данные по историкам СПбДА за указанный период по ряду параметров, таким как сословное происхождение, процент защитивших магистерские, докторские диссертации, по количеству времени, прошедшего с момента окончания учебного заведения до защиты диссертации, публикационной активности, времени получения профессуры и другим параметрам. Данные были получены на основании анализа комплекса материалов (портал «Биографика СПбГУ», адрес-календари Российской империи за 1869-1917 гг., электронные каталоги Российской национальной библиотеки в Петербурге, Государственной Российской библиотеки в Москве, Государственной публичной исторической библиотеки в Москве и др.). В статье показана преемственность научной школы СПбДА, высокая степень корпоративной замкнутости, отличавшая церковную историческую школу Петербурга. Хотя «церковно-историческая наука» воспринималась историками Петербургской духовной академии как особая отрасль исторического знания, а сами они рассматривались современниками как принадлежавшие «к особому церковному миру», отличному от мира «светского», полученный коллективный портрет историков СПбДА дает все основания утверждать, что в профессиональном плане, в вопросах построения карьеры и научных занятий они были весьма близки к историкам, работавшим в мирских учебных и научных учреждениях. Следует отметить, что ученые СПбДА в значительной части печатались в светских научных изданиях, оказывали консультативные услуги органам государственного управления. Иными словами, как показано в статье, корпорация церковных историков была вполне вписана как в научную жизнь профессионального исторического сообщества второй половины XIX - начала ХХ в., так и в государственную среду империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ростовцев Евгений Анатольевич, Боднарчук Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIANS OF ST. PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY (1869-1917): AN ATTEMPT OF A COLLECTIVE PORTRAIT

The purpose of this article is to create a collective portrait of historians who worked at St. Petersburg Theological Academy between 1869 and 1917 and to compare it with data on historians who worked in secular educational and scientifi c institutions of St. Petersburg, with St. Petersburg University as a whole, with its Faculty of History and Philology, and with the Department of Russian History of the Faculty of History and Philology. The authors of the article analysed data on historians of St. Petersburg Theological Academy during the relevant period using a number of parameters, such as class origin, percentage of master dissertations and doctoral theses, the time between graduation and defending a dissertation, their publication activity, and time taken to obtain professorship, as well as some other parameters. The data was obtained from analysis of an array of sources (the portal Биографика СПбГУ, address-calendars of the Russian Empire for 1869-1917m electronic catalogues of the Russian National Library in St. Petersburg, State Russian Library in Moscow, State Public Historical Library in Moscow, etc.). The article shows a continuity of the academic school of St. Petersburg Theological Academy, a high degree of corporate closedness that distinguished the school of church history of St. Petersburg. Although the “church-historical science” was seen by the historians of St. Petersburg Theological Academy as a special branch of historical knowledge, and they themselves were looked at by contemporaries as “belonging to a special church world” , different from the “secular” world, the resulting collective portrait of historians of St. Petersburg Theological Academy provides all evidence to state that in a professional sense, in building their career and pursuing their scientific concerns, they were very close to historians who worked in secular educational and scientific institutions. It should be noted that a significant part of scholars of St. Petersburg Theological Academy published articles in secular scientifi c periodicals and provided advisory services to government bodies. In other words, as shown in the article, the corporation of church historians was quite integrated both in the scientifi c life of the professional historical community of the second half of the 19th and early 20th centuries, and in the state milieu of the Empire.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ (1869-1917 ГГ.): ОПЫТ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОРТРЕТА»

Ростовцев Евгений Анатольевич, д-р ист. наук, проф. кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века Института истории СПбГУ Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 e.rostovtsev@spbu.ru ОИСГО: 0000-0002-5833-448Х

Боднарчук Дмитрий Владимирович, канд. ист. наук, науч. сотрудник Института истории СПбГУ Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 <±Ьо<1пагсЬик@ spbu.ru ОИСГО: 0000-0002-5310-9283

Историки Санкт-Петербургской

духовной академии (1869—1917 гг.):

*

ОПЫТ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОРТРЕТА Е. А. Ростовцев, Д. В. Боднарчук

Аннотация: Цель данной статьи — создать коллективный портрет историков, работавших в Санкт-Петербургской духовной академии в 1869—1917 гг., и сопоставить его с данными по историкам, работавшим в светских учебных и научных учреждениях Санкт-Петербурга, с Петербургским университетом в целом, его историко-филологическим факультетом и кафедрой русской истории. Для достижения поставленной цели авторы статьи проанализировали данные по историкам СПбДА за указанный период по ряду параметров, таким как сословное происхождение, процент защитивших магистерские, докторские диссертации, по количеству времени, прошедшего с момента окончания учебного заведения до защиты диссертации, публикационной активности, времени получения профессуры и другим параметрам. Данные были получены на основании анализа комплекса материалов (портал «Биографика СПбГУ», адрес-календари Российской империи за 1869—1917 гг., электронные каталоги Российской национальной библиотеки в Петербурге, Государственной Российской библиотеки в Москве, Государственной публичной исторической библиотеки в Москве и др.). В статье показана преемственность научной школы СПбДА, высокая степень корпоративной замкнутости, отличавшая церковную историческую школу Петербурга. Хотя «церковно-историческая наука» воспринималась историками Петербургской духовной академии как особая отрасль исторического знания, а сами они рассматривались современниками как принадлежавшие «к особому церковному миру», отличному от мира «светского», полученный коллективный портрет историков СПбДА дает все основания утверждать, что в

* Статья выполнена в рамках работы по проекту РФФИ № 19-011-00782 «Историческая наука Петрограда—Ленинграда (1917—1934): центры, направления исследований, коллективная биография».

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 95. С. 70-93 БО1: 10.15382/^^1202095.70-93

профессиональном плане, в вопросах построения карьеры и научных занятий они были весьма близки к историкам, работавшим в мирских учебных и научных учреждениях. Следует отметить, что ученые СПбДА в значительной части печатались в светских научных изданиях, оказывали консультативные услуги органам государственного управления. Иными словами, как показано в статье, корпорация церковных историков была вполне вписана как в научную жизнь профессионального исторического сообщества второй половины XIX — начала ХХ в., так и в государственную среду империи.

Ключевые слова. Высшая духовная школа, Санкт-Петербургская духовная академия, просопография, церковно-историческая наука, церковные историки, духовное образование, коллективный портрет историков, петербургская историческая школа.

Среди научных центров дореволюционной России важную роль играли высшие учебные духовные заведения — духовные академии. Всего их было четыре: в Петербурге (СПбДА), в Сергиевом Посаде (МДА), в Казани (КазДА), в Киеве (КДА). В каждой из этих академий в разное время работали выдающиеся отечественные ученые-историки, в том числе В. О. Ключевский, Е. Е. Голубинский (МДА), А. А. Бриллиантов, В. В. Болотов (СПбДА), П. В. Знаменский, И. М. Покровский (КазДА), митрополит Евгений (Болховитинов), М. Э. Поснов (КДА) и многие другие. Каждому из этих учебных заведений посвящена обширная историография (включая и СПбДА1). Тем не менее существуют вопросы, которые не затрагивались исследователями, но являются важными в контексте изучения истории исторической науки дореволюционной России. К числу таких вопросов, или задач, относится составление коллективного портрета историков, работавших в упомянутых выше научных центрах. Важно принимать во внимание и то, что эти исследования отражают общий тренд современных научных штудий, находящихся на стыке антропологии науки и социальной истории2, связанный с

1 Иннокентий (Павлов), иером. С.-Петербургская духовная академия как церковно-историческая школа // Богословские труды. Юбилейный сборник. Ленинградская Духовная академия: 175 лет. М., 1986. С. 211-268; Карпук Д. А. История кафедры гомилетики Санкт-Петербургской духовной академии // Христианское чтение. 2014. № 2-3. С. 156-206; Он же. Кафедра русской церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии на рубеже XIX — XX вв. // Христианское чтение. 2015. № 5. С. 175-218 и др.

2 Лягушкин И. А., Вишленкова Е. А. Профессиональная самоорганизация русских ученых (опыт просопографического анализа зоологической секции на съездах русских естествоиспытателей и врачей второй половины XIX — начала ХХ века) // История и историческая память. 2013. № 7-8. С. 172-190; Проскурякова М. Е. Просопографические базы данных как инструмент работы с массовыми источниками в современной историографии // Петербургский исторический журнал. 2016. № 3. С. 190-198; Андреев А. Ю., Цыганков Д. А. Императорский Московский университет: 1755-1917: Энциклопедический словарь. М., 2010; Си-дорчук И. В. Биографика в контексте современных исследований по истории Петербургского университета // Международные отношения и диалог культур. 2016. № 4. С. 224-235; Поте-хина И. П. Портал «Биографика СПбГУ» и новые возможности в изучении петербургской медиевистики // Средние века. 2018. Т. 79. № 3. С. 180-195; Сосницкий Д. А. Основные направления изучения истории Санкт-Петербургского университета в современной российской историографии // Клио. 2017. № 10 (130). С. 207-217; Грибовский М. В. Профессорско-преподавательский корпус Императорских университетов как социально-профессиональная

просопографией научного сообщества в разных отраслях знания, в том числе в исторической науке3.

В настоящей статье предпринята попытка составить коллективный портрет историков Санкт-Петербургской (Петроградской) Духовной академии конца XIX — начала ХХ в. Важно отметить, что среди самих ученых, работавших в академиях, существовало представление о принадлежности к особой «церковно-исторической науке», что, очевидно, должно было свидетельствовать об их отличии от «светской» исторической науки, бытовавшей, например, в университетах и Академии наук4.

Хронологические границы исследования обусловлены изданием Устава духовных академий 1869 г. и 1917 г. — последним годом, когда СПбДА существовала в рамках прежнего корпоративного уклада. Устав духовных академий 1869 г. имел особое значение для развития исторической науки в духовных академиях, так как на его основе в системе академического преподавания специально были выделены «церковно-исторические дисциплины». К ним относились: «1) библейская история Ветхого и Нового Завета; 2) общая церковная история;

группа российского общества. 1884 г. — февраль 1917 г.: дис. ... д-ра ист. наук. Томск, 2018; Куприянов А. В. От просопографии университетской профессуры до цифрового следа философского парохода: «средние данные» и формальные подходы в истории науки // Топос. 2017. № 1-2. С. 111-137 и др.; Andreev A. "Diegespaltene Universität". Moskauer Gelehrten 1911-1917 // "Kollegen — Kommilitonen — Kämpfer. Europäische Universitätenim Ersten Weltkrieg". Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2006. S. 159-176.

3 Дворниченко А. Ю., Ростовцев Е. А., Баринов Д. А. Опыт коллективного портрета историков столичного университета Российской империи // Вестник СПбГУ. История. 2019. Т. 64. Вып. 1. С. 24-52; Ростовцев Е. А., Баринов Д. А. Историко-филологический факультет Петербургского университета: проблемы коллективной биографии (1819-1917) // Клио. Журнал для ученых. 2013. № 10 (82). С. 36-41; Dvornichenko A. Iu., Rostovtsev E. A., Barinov D. A. The department of Russian History at St. Petersburg University (1821-1917): a Group Portrait // Вестник СПбГУ. История. 2016. Вып. 3. С. 46-56; Алеврас Н. Н., Выдрин О. В. База данных по диссертационной культуре российских ученых-историков (1814-1919): информационный ресурс и опыт его анализа // Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию: сб. науч. статей. Челябинск, 2018. С. 10-18; Алеврас Н. Н., Гришина Н. В., Скворцов А. М. К созданию коллективного портрета историков — соискателей ученых степеней в России XIX — начала XX в.: разработка базы данных и предварительный анализ // Учитель истории в социокультурном пространстве Евразии в конце ХХ — начале XXI в.: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2016. С. 32-40 и др.

4 Лебедев А. П. Краткий очерк хода развития церковно-исторической науки у нас в России: Вступит. лекция по истории Церкви в Московском университете // Богословский вестник. 1895. Т. 4. № 12. С. 289-321. Этот концепт существует и сейчас: Мельков А. Развитие церковно-исторической науки в России до начала XX века // Журнал Московской Патриархии. 2003. № 2. С. 70-75; Махно Л. Л. Православная историография в трудах отечественных историков дореволюционного периода // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. История. Исторические науки. 2016. № 2. С. 154-159; Цыганков Д. А. Московская школа историков в научной литературе // История мысли. Русская мыслительная традиция / под ред. И. П. Смирнова. Т. 6. М., 2013. С. 79-102; Андреев А. Ю. Цыганков Д. А. Императорский Московский университет...; Андреев А. Ю., Цыганков Д. А. Преподавание церковно-богословских дисциплин и подготовка историков и Императорском Московском университете // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Т. 68. № 1. С. 70-97 и др.

3) история Русской Церкви; 4) история и обличение Русского раскола; 5) общая гражданская история; 6) русская гражданская история»5. Однако такое деление не означает, что в других отделениях академий, богословском и церковно-практическом, исторических дисциплин не было. На богословском отделении преподавалась библейская археология в рамках курса «Еврейский язык и библ ейская археология», а на церковно-практическом отделении преподавалась церковная археология в рамках курса «Церковная археология и литургика»6. Тем не менее выделение отдельного исторического отделения в структуре академий четко обозначает изменение статуса исторической науки в этих высших учебных заведениях7.

Одним из формальных маркеров развития церковно-исторической науки можно считать правила обретения научного ценза, открывавшего дорогу к преподавательской деятельности и научной карьере в рамках высших духовных учебных заведений. Несмотря на внешнее соответствие университетской системе (степени «кандидат» — «магистр» — «доктор»), система обретения духовных научных степеней долгое время не предполагала столь жестких академических требований к соискателю, как в светских университетах. Дело в том, что по уставу Духовных академий 1814 г. для получения степени магистра богословия защита диссертации обязательной не была. Больше внимания в данном вопросе уделялось успешной сдаче экзаменов на степень магистра. Защита докторской диссертации также не имела большого карьерного смысла, поскольку для занятия должности профессора достаточно было получить степень магистра. При этом по уставу 1814 г. степени, присуждаемые Духовными академиями, не имели внутренних различий. То есть специалисты по церковной истории, богословию, литурги-ке, каноническому праву равно становились магистрами/докторами богословия.

Положение стало меняться с 1869 г. По новому Уставу защита диссертации для получения магистерской степени сделалась обязательной. Занятие должности доцента обуславливалось ее наличием, а обретение профессуры — уже получением докторской степени. По Уставу 1884 г. вводились новые ученые степени магистра и доктора церковной истории, наряду с учеными степенями доктора богословия и канонического права8. Таким образом, система научной аттестации в духовных учебных заведениях следовала за развитием светской науки с точки зрения усиления значения научного ценза и расширения номенклатуры ученых степеней9.

5 Высочайше утвержденные 30 мая 1869 г. Устав и штаты православных духовных академий // ПСЗ. II. Т. XLIV. Отд. 1. СПб., 1873. № 47154. С. 552.

6 Там же.

7 Лебедев А. П. Краткий очерк хода развития церковно-исторической науки у нас в России: Вступит. лекция по истории Церкви в Московском университете // Богословский вестник. 1895. Т. 4. № 12. С. 308- 311.

8 Высочайше утвержденный Устав православных Духовных академий // ПСЗ. III. Т. IV. СПб., 1887. № 2160. С. 241.

9 Ср.: Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX — начале ХХ в. М., 2012; Иванов А. Е. Ученое достоинство в Российской империи. XVIII — начало ХХ века. Подготовка и научная аттестация профессоров и преподавателей высшей школы. М., 2016. С. 136-143.

В ходе работы мы столкнулись с проблемой критериев выборки персонажей, которых можно отнести к изучаемой группе. Дело в том, что не всегда возможно четко разграничить работы по истории Церкви, догматическому богословию, сравнительному богословию и патрологии. В то же время, если считать всех исследователей, так или иначе использовавших исторический метод в своих работах, историками, то можно прийти к выводу, что в СПбДА работали преимущественно историки, которые занимались изучением разных научных вопросов, будь то история Церкви или история богословской мысли, история богослужения. Поэтому для нас критериями при отборе были научные темы, которые преимущественно разрабатывал исследователь, и курсы, которые он читал в СПбДА. Хотя, еще раз повторимся, это не означает, что в ходе своей научной и преподавательской деятельности эти ученые не касались вопросов богословских, философских, литургических или канонических.

Таким образом, нами была сформирована база данных по отобранным персонажам, которая и стала предметом анализа. В ее составе 30 персонажей (см. таблицу 1), которых можно отнести к историкам как по читавшимся ими курсам, так и по научным сюжетам, их интересовавшим. В ней учитывались такие показатели, как сословие, образование, этапы научной карьеры, наличие/отсутствие ученой степени, духовного сана, монашества, публикационная активность, основные темы научной работы. В основу анализируемого корпуса данных были положены справочные ресурсы портала «Биографика СПбГУ»10, а также адрес-календари Российской империи за 1869-1917 гг., электронные библиотечные каталоги РНБ, РГБ, ГПИБ11.

Как видно из таблицы 1, период научной деятельности историков, представленных в нашей выборке, составляет более 130 лет; они, очевидно, принадлежат к разным эпохам в истории науки и общества. В этой связи для понимания как общих для всей группы черт, так и эволюции исторической корпорации СПбДА нам показалось логичным разбить ее на несколько поколений, которые представлены в таблице 2. Мы выделили пять поколений историков, работавших в СПбДА в 1869-1917 гг. Группировка по поколениям организована по годам рождения (1815-1836; 1837-1848; 1849-1860; 1861-1872; с 1873 г.). Полученные данные мы по возможности попытались сопоставить с имеющимися в нашем распоряжении сведениями о «светской» (в первую очередь) университетской исторической науке.

10 Петербургская историческая школа (XVIII — начало XX в.): информационный ресурс / ред. коллегия: Т. Н. Жуковская, А. Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е. А. Ростовцев (отв. ред.), И. Л. Тихонов. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/histschool.html (дата обращения: 11.04.2020); Сетевой ресурс «Историки Петрограда-Ленинграда» (1917—1934) / авт. коллектив: В. В. Андреева, Д. А. Баринов, Д. В. Боднарчук, Т. Н. Жуковская (отв. ред.), И. П. Потехина, Е. А. Ростовцев (отв. ред.), И. В Сидорчук, Д. А. Сосницкий, И. Л. Тихонов (отв. ред.) и др. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/hist-pg-ld.html (дата обращения: 11.04.2020).

11 Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725-1998) / Российская национальная библиотека. URL: http://nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak (дата обращения: 07.05.2020); Каталог РГБ / Российская государственная библиотека. URL: http://aleph.rsl.ru/ F/-?func=file&file_name=find-a (дата обращения: 07.05.2020); Единый электронный каталог / ГПИБ. Государственная Публичная историческая библиотека // http://unis.shpl.ru/ (дата обращения: 07.05.2020).

Прежде всего укажем на то, что для изучаемого времени средняя продолжительность жизни преподавателей-историков СПбДА в 62,4 года была довольно высокой (и примерно равной кафедре русской истории Петербургского университета — 62,8 лет)12. Отметим также, что из всех историков, приведенных в таблицах 1 и 2, работавших в СПбДА немногим менее чем полвека, только пять не происходили из духовного сословия. О происхождении еще четырех нам не удалось найти каких-либо сведений. Если сравнить эту информацию с данными по Петербургскому университету за 1819-1917 гг., то получится, что в сословном плане состав историков университета был более привилегированным — 56,5% работавших там историков были детьми дворян и чиновников13. Добавим, что выходцы из духовного сословия также работали в университете, их было 16,7%. Похожая ситуация складывалась на историко-филологическом факультете университета, где на период 1884-1917 гг. среди преподавателей доля выходцев из дворянского сословия и детей чиновников составляла 58% от общего числа преподавателей14.

В СПбДА была ярко выражена преемственность поколений между учеными. Так, из преподававших в академии историков в 1869-1917 гг. только двое окончили другие учебные заведения, не СПбДА. То есть на долю воспитанников столичной Духовной академии приходилось 93,4%. Для сравнения: в столичном университете процент историков — выпускников университета от общего числа работавших там историков был 63,5%15. По историко-филологическому факультету университета эта доля равнялась 69%16, а по кафедре русской истории университета — 63,9%17. Все эти показатели значительно ниже показателей Духовной академии.

Однако было бы ошибкой считать, что это свидетельство полной закрытости корпорации историков СПбДА по отношению к обществу. В рамках последнего поколения, то есть среди родившихся в 1873-1881 гг. и преподававших в академии в начале ХХ в., наблюдается тенденция к увеличению числа выходцев из других сословий, не из духовенства. Так, из четырех историков, относящихся к этому поколению, были потомки рабочих, военных, чиновников, и только один происходил из духовенства. Всего два историка во время преподавания в академии имели священный сан: иеромонах Герасим (Яред) и прот. Павел Федорович Николаевский. В то же время около половины историков из СПбДА либо работали в других академических и государственных учреждениях города, либо печатались в светских научных и публицистических журналах.

12 Dvornichenko A. Iu., Rostovtsev E. A., Barinov D. A. The department of Russian History...

P. 50.

13 Дворниченко А. Ю., Ростовцев Е. А., Баринов Д. А. Опыт коллективного портрета историков. С. 40.

14 Ростовцев Е. А. Столичный университет Российской империи: ученое сословие, общество и власть (вторая половина XIX — начало ХХ века). М., 2017. С. 173.

15 Дворниченко А. Ю., Ростовцев Е. А., Баринов Д. А. Опыт коллективного портрета историков. С. 37.

16 Ростовцев Е. А. Столичный университет Российской империи. С. 167.

17 Dvornichenko A. Iu., Rostovtsev E. A., Barinov D. A. The Department of Russian History...

P. 54.

Почти все историки (28 из 30, 93,4%), работавшие в СПбДА, защитили магистерские диссертации, 20 человек (66,6%) защитили докторские диссертации. Для сравнения: на историко-филологическом факультете университета магистерскую диссертацию защитили примерно 50% исследователей (103 человека) из 205, преподававших в 1884-1917 гг., а докторскую защитили 42,9%, или 88 исследователей из 20518 (для кафедры русской истории Петербургского университета показатели по защите степеней были следующими: магистерскую диссертацию защитили 25 человек из 33, работавших в 1831-1917 гг., т. е. 75%, докторскую диссертацию защитили 13 человек, или 36,1%)19. Разумеется, сравнивая эти показатели с университетом, следует принять во внимание отмеченное выше отставание требований, предъявляемых в духовных академиях к получению магистерской степени по крайней мере до 1869 г. Однако и в этом случае в СПбДА очевидно, что процент остепенившихся был гораздо выше, чем в Петербургском университете на историко-филологическом факультете и на кафедре русской истории: из 23 преподавателей-историков, трудившихся в СПбДА после 1884 г. (если сопоставлять с аналогичными данными по университету), по крайней мере, 13 (56%) человек защитили две полноценные диссертации (магистерскую и докторскую) по правилам, введенным после 1869 г. Таким образом, можно предположить, что значение «научного ценза» в российской церковной исторической науке на рубеже XIX—ХХ вв. было не меньшим, чем в светской. Разумеется, во многом это было обусловлено нарастающей конкуренцией за преподавательскую позицию. По нашим подсчетам, профессорскую должность историки в СПбДА получали в среднем через 10,3 года после окончания академии. Этот показатель примерно равен показателю по историко-филологическому факультету и университету в целом (10 лет)20.

Наиболее популярные тематики исследований СПбДА — история Русской Церкви, история Византийской и Древней Церквей. Далее следуют библейская археология, церковная археология. Такие темы исследований в определенной мере ожидаемы. Логично, что в столичной Духовной академии Российской империи главное внимание уделялось истории Русской Церкви. История Церкви Древней и Византийской в принципе являются одними из основных тем для изучения церковными православными историками. Христианская и библейская археологии являются дисциплинами специальными, так что играть роль магистральных направлений исследовательской работы могут разве что в специализированных учебных заведениях. Между тем практически все представители проанализированной группы свою профессиональную деятельность вели строго в рамках поля истории Церкви. Мы почти не можем указать на специальные труды сотрудников СПбДА, посвященные иным сферам исторического знания. Известным исключением могут служить филологические работы Д. А. Хволь-

18 Ростовцев Е. А. Столичный университет Российской империи... С. 160.

19 Dvornichenko A. Iu., Rostovtsev E. A., Barinov D. A. The Department of Russian History...

P. 52.

20 Ростовцев Е. А., Баринов Д. А. Историко-филологический факультет Петербургского университета. С. 39; Дворниченко А. Ю., Ростовцев Е. А., Баринов Д. А. Опыт коллективного портрета историков. С. 33.

сона, работы М. О. Кояловича по истории русского самосознания, поздние работы А. П. Дьяконова по истории Античности. Но они лишь подтверждают общее правило. Ситуация зеркально повторялась в светской университетской историографии, где углубленные занятия историей Церкви были редкостью. Из 133 ученых, занимавшихся историческими исследованиями в Петроградском университете в 1915 г., всего шесть человек в той или иной степени специализировались на истории Церкви 21.

Важное различие во внутриуниверситетском и в академическом укладе маркируют показатели академической мобильности — если продолжительность работы в академии равнялась 20 годам, то на историко-филологическом факультете университета она была значительно меньше — 12,1 года22. Для университетского ученого (в том числе историка) вполне допустимым был временный уход по различным причинам из университета, а затем возвращение в него (С. А. Венгеров, Н. И. Кареев, И. М. Гревс и другие), примеров чего в СПбДА мы не наблюдаем. Корпоративная закрытость продолжала сказываться на восприятии академической профессуры со стороны других представителей русского общества. Так, высказывались весьма резкие суждения, что «академическая профессура менее интеллигентна, культурна и воспитана, чем университетская, у нее недостает часто даже простой дисциплины»23. На различие «церковных» и «светских» интеллектуалов указывала и Зинаида Гиппиус, когда описывала религиозно-философские собрания в Петербурге, в которых принимали участие и профессора СПбДА: «Знакомясь ближе с "новыми" людьми, мы переходили от удивления к удивлению. Даже не о внутренней разности я сейчас говорю, а просто о навыках, обычаях, о самом языке; все было другое, точно другая культура. Ни происхождение, ни прямая принадлежность к духовному званию — ряса — не играли тут роли. Человек тогдашнего церковного мира, — кто бы он ни был, — чиновник, профессор, писатель, учитель, просто богослов, и одинаково: умный и глупый, талантливый и бездарный, приятный и неприятный, — неизменно носил на себе отпечаток этого иного мира, не похожего на наш обычный светский (по выражению церковников) мир»24.

Тем не менее из таблицы 2 видно, как постепенно, вместе с изменением социального заказа к науке менялись и интересы церковных историков. Основной тренд — постепенная эволюция от церковной истории как таковой к изучению отношений общества и Церкви Нового времени. Неслучайно последние дореволюционные поколения ученых-историков СПбДА активно занимались консультированием государственных структур, таких как Синод или Министерство иностранных дел по вопросам церковной политики. Приведем только несколько примеров такой деятельности. В. В. Болотов занимался переводами дипломатической переписки с геэз, амхарского языков и в награду за это досрочно полу-

21 См.: Дворниченко А. Ю., Ростовцев Е. А., Баринов Д. А. Опыт коллективного портрета историков. С. 43; ср.: Potehina I. P. The History of the Medieval Papacy at the St. Petersburg University (1819-1917) // Vestnik of Saint-Petersburg University. History. 2019. Vol. 64. Iss. 1. P. 136-158.

22 Ростовцев Е. А. Столичный университет Российской империи. С. 164.

23 Цит. по: Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в конце XIX — начале XX вв. М., 2005. С. 213.

24 Цит. по: Там же. С. 195.

чил чин действительного статского советника25. И. Е. Троицкий может быть назван одним из теоретиков русской церковной политики на Ближнем Востоке26. И. Г. Троицкий привлекался в качестве эксперта со стороны защиты для проведения богословской экспертизы по делу Бейлиса27. П. Н. Жукович, будучи специалистом по западнорусской истории, был в 1915 г. командирован в Галицию для анализа ситуации по воссоединению галицийских униатов и православных. По данному вопросу им были составлены соответствующие записки28. В 1914 г. правительство запрашивало мнение П. Н. Жуковича относительно целесообразности открытия Духовной академии в Вильно29. Византинист И. И. Соколов по заданию Синода для Министерства иностранных дел в 1915 г. написал секретный доклад «Константинополь, Палестина и Русская Церковь», где высказал свои соображения относительно дальнейшей судьбы Константинопольского патриархата, если после победы в Первой мировой войне Константинополь войдет в состав Российской империи30.

В какой-то степени, сказанное дает определенное основание рассматривать церковных историков СПбДА последних поколений как своеобразную привилегированную экспертную группу, приближенную к бюрократии и правительственным кругам и занимавшую в этом смысле особую нишу в исторической науке. Разумеется, общий тренд, связанный с политизацией академической среды в революционную эпоху начала ХХ в., не обошел и духовные академии31. Однако все же прямое участие в политике — как в партийной деятельности, так и в выборных органах власти — для историков СПбДА было нехарактерно (в том числе ввиду известного Синодального воспрещения участия в политических партиях)32, в отличие от их многочисленных коллег по университету начала ХХ в. (Э. Д. Гримм, Ф. Ф. Зелинский, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский, А. С. Лаппо-Данилевский, М. И. Ростовцев, А. А. Шахматов и многие другие),

25 Храпов А. В. Болотов Василий Васильевич // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. V. С. 663.

26 Герд Л. А. «Наша отечественная церковь занимает первое место между всеми православными церквами»: Отчет профессора И. Е. Троицкого о командировке на Восток. 1886 г. // Исторический архив. 2001. № 4. С. 135-174.

27 Фирсов С. Л. Симптомы болезни «симфонического» государства: «дело» Бейлиса и Православная Российская Церковь / Иудейско-христианские отношения. URL: http://www. jcrelations.net/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0.3174.0.htmI? L=7 (дата обращения: 19.11.2019).

28 Жукович П. Н. Об униатском приходском духовенстве в Галиции. Пг., 1915; Он же. Об общем положении церковных дел в Галиции. Пг., 1915.

29 Жукович П. Н. Записка о духовной академии в Вильне. СПб., 1914.

30 Соколов И. И. Константинополь, Палестина и Русская Церковь. Пг., 1915.

31 См. об этом: Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России. С. 196; Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский: Судьба христианского ученого. М.; СПб., 2010; Езова Л. Д. Московская духовная академия в конце XIX — начале XX в. // Россия и современный мир. 2005. С. 221-237 и др.

32 Пастырям православной Российской Церкви пред выборами в Государственную Думу // Церковный вестник. 1906. № 8. С. 225-229; Краткий обзор церковной жизни в России в минувшем году // Прибавление к «Православным ведомостям». 1907. № 1. С. 4-11. Подробнее см.: Бабкин М. А. События Первой Русской революции и Святейший Синод Русской Православной Церкви (1905-1906 гг.) // Уральский исторический вестник. 2008. № 4(21). С. 30-38.

выступавших органичной частью российской левой профессуры начала ХХ в., находившейся в оппозиции к российскому самодержавию33.

Между тем и «освободительные» идеалы русского общества, и христианские и национальные идеалы Русской Церкви, лежавшие в основе конструирования истории светскими и церковными историками, расходились с идеалами победившего большевизма. В этом контексте очевидно, почему судьба церковных историков (в большинстве своем лояльных «старому режиму») и светских (в своем большинстве режиму оппозиционных) в условиях послереволюционной России была очень похожа. СПбДА была закрыта в 1918 г. (проект ее объединения с университетом провалился)34, историко-филологический факультет прекратил существование в 1919 г., а большинство историков старой школы в 1920-е гг. были вытеснены из советского университета. Из 13 переживших 1917 г. церковных историков репрессировано советской властью было четверо, из девяти историков последних двух поколений — трое (двое из них потом эмигрировали). Размах репрессий сопоставим с ударом по университетской науке — по приблизительным подсчетам из 231 историка, работавшего в дореволюционном Санкт-Петербургском (Петроградском) университете в разное время и пережившего события 1917 г., советским режимом было репрессировано 53 человека (около 23%). По примерной оценке число историков-эмигрантов, работавших в разное время в бывшем столичном университете, составило 66 человек (почти 29%)35. Но если более многочисленной светской науке удалось перенести удар, подстроившись под новый социальный уклад и в значительной мере сохранить преемственность и традиции петербургской исторической школы, то традиция церковно-исторической науки оказалась более чем на четверть века прервана — до возрождения Ленинградской духовной академии в 1946 г.

33 См., напр.: Грибовский М. В. Политическая активность «левой» университетской профессуры в России в конце XIX — начале ХХ века // Новый исторический вестник. 2015. № 2 (44). С. 54-71; Ростовцев Е. А. Российские мандарины: Столичная профессура, студенчество и власть в начале ХХ века // Родина. 2010. Спецвыпуск. Образование в России: вчера, сегодня, завтра. С. 47-52.

34 См.: Карпук Д. А. Стражи «академического святилища». Петроградская Духовная академия в 1918 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной академии. 2019. № 1 (3). С. 129-132.

35 Подсчитано по базе данных «Биографика СПбГУ». URL: https://bioslovhist.spbu.ru/ (дата обращения: 14.07.2020).

Таблица 1

Историки, работавшие в СПбДА (1869-1917)*

Ф. и.о. Сословие Дата рожд. Дата смерти Учеби. заведение Год. окончания Защита маг. Защита ДОК. Год получения профес- Наличие/ отсутствие сана Учитель Ученик Область научных интересов Кол-во изд. по каталогу РНБ, публикационная активность Год начала работы в Год окончания работы Репрессии, эмиграция

суры СПбДА

1. Долоцкий Сын священ- 1815. 1885. СПбДА 1837 1837 Не 1851 г. Нет Прот. История хрис- 0 1840 1873 Нет/

Василий Ива- ника 04.01 20.11 защи- Ф. А. Павло- тианского бо- нет

нович щал вич гослужения, христианская археология

2. Хвольсон 1819. 1911. Вроцлав- 1850 1850 1855 Нет А. Гейгер И. Е. Троиц- История 27; Работал и 1858 1883 Нет/

Даниил(при 21.11 23.03 ский кий еврейской в университете, и нет

рождении универ- письменности, в Католич. ДА-

Иосиф) Абра- ситет библейская Печатался в разных

мович история журналах

З.Чистович Сын священ- 1828. 1893. СПбДА 1851 1851 1871 1856 Нет История Рус- 44; В 1857 г. 1851 1866 Нет/

Илларион ника 18.10 03.11 ской Церкви получил Деми- нет

Алексеевич Нового и Новейшего времени, история Духовного образования в России довскую премию за «Историю СПбДА»; Печатался в ЖМНП, Известиях 2-го отделения АН, Временнике ОИДР при МУ, ЧОИДР при МУ, Сборнике ОРЯС ИАН и духовных журналах

4. Коялович Сын униат- 1828. 1891. СПбДА 1855 1855 1874 1862 Нет П. Н.Жуко- История 53; Печатался в 1855 1891 Нет/

Михаил ского свя- 20.09 23.08 вич, западно- Русском инвалиде, нет

Иосифович щенника, С. Г. Рунке- русской газете День, в част-

(Осипович) воссоединившегося с Православной Церковью вич, А. С. Буди-лович, К. В. Хар-лампович митрополии, история унии ных и государственных типографиях (департамент уделов, АН)

*Сост. по: Адрес-календари Российской империи за 1869—1917 гг.; Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725—1998) / Российская национальная библиотека. URL: http://nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak (дата обращения: 07.05.2020); Каталог РГБ / Российская государственная библиотека // http://aleph.rsl.ru/F/-?func=file&file_name=find-a (дата обращения: 07.05.2020); Единый электронный каталог / Государственная Публичная историческая библиотека. URL: http://unis.shpl.ru/ (дата обращения: 07.05.2020); Петербургская историческая школа (XVIII — начало XX в.): информационный ресурс / ред. коллегия: Т. Н. Жуковская, А. Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е. А. Ростовцев (отв. ред.), И. JI. Тихонов. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/histschool.html (дата обращения: 11.04.2020); Сетевой ресурс «Историки Петрограда—Ленинграда» (1917—1934) / авт. коллектив: В. В. Андреева, Д. А. Баринов, Д. В. Боднарчук, Т. Н. Жуковская (отв. ред.), И. П. Потехина, Е. А. Ростовцев (отв. ред.), И. В. Сидорчук, Д. А. Сосницкий, И. JI. Тихонов (отв. ред) и др. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/hist-pg-ld.html (дата обращения: 11.04.2020).

Ф. и. о. Сословие Дата ровд. Дата смерти Учебн. заведение Год. окончания Зашита маг. Зашита док. Год получения профес- Наличие/ отсутствие сана Учитель Ученик Область научных интересов Кол-во изд. по каталогу РНБ, публикационная активность Год начала работы в Год окончания работы Репрессии, эмиграция

суры СПбДА

5. Чельцов Сын священ- 1828. 1878. СПбДА 1851 1851 1870 1859 Нет А. И. Садов, История Бого- 8; Только в церков- 1851 1878 Нет/

Иван Василь- ника 28.08 05.03 Герасим словия, история ных журналах нет

евич (Яред), С. Г. Елеонский Древней Церкви, история Византии

6. Предтечен- Сын священ- 1832. 1893. СПбДА 1855 1855 Не 1861 Нет А. П.Лопу- Христанская 3; Только в духов- 1861 1885 Нет/

ский Андрей ника 04.07 06.05 защищал хин археология ных журналах нет

Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Троицкий Сын священ- 1832. 1901. СПбДА 1859 1859 1875 1884 Нет История Вос- 36; Преподавал в 1861 1899 Нет/

Иван Егоро- ника 18.04 02.08 точных Церк- СПб универси- нет

вич вей, межцерковные отношения Нового и Новейшего времени тете, консультировал МИД по церковным вопросам, печатался в частых типографиях; член-учредитель ИО при СПбУ

8. Елеонский Сын диакона 1836. 1906. СПбДА 1863 1863 1884 1875 Нет И. В. Чель- Библеистика, 33; Печатался в 1870 1897 Нет/

Федор Гера- 12.04 03.11 цов история Русской ХЧ, работал только нет

симович Церкви, патристика в ДА

9. Герасим Родился 1840 1899. СПбДА 1869 1871 Не Нет Да. Нет История Визан- 2; Только ДА 1869 1873 Нет/

(Яред) в Палестине в семье арабских крестьян 12.09 защищал иеромонах тии, история Бл ижневосточ -ных Церквей нет

10. Никола- Сын священ- 1841. 1899. СПбДА 1865 1868 1896 1882 Да Н. К. Ни- История Рус- 32; ЖМНП 1871 1899 Нет/

евский Павел ника 20.06 17.11 (присуж- кольский ской Церкви и ХЧ нет

Федорович дена ученым Советом МДА по совокупности работ)

11. Скабалла- Сын священ- 1848 1918. СПбДА 1873 1873 1884 1884 Нет История Ви- 24; Только в Цер- 1873 1903 Нет/

нович Нико- ника 10.11 зантийской ковных журналах (после нет

лай Афанасье- Церкви, история цв, ХЧ выхода

вич Византийской школы, государственно-церковные отношения в Византии в отставку продолжил чтение лекций)

и >

о

я К

И

о to tc

s

П

>о —

о

и о № to

К

о №

Ф. и.о. Сословие Дата рожд. Дата смерти Учеби. заведение Год. окончания Защита маг. Защита док. Год получения профес- Наличие/ отсутствие сана Учитель Ученик Область научных интересов Кол-во изд. по каталогу РНБ, публикационная активность Год начала работы в Год окончания работы Репрессии, эмиграция

суры СПбДА

12. Покров- Сын священ- 1848. 1917. СПбДА 1874 1880 1892 1883 Нет В. И. Долоц- Христианская 100; Одновременно 1874 1917 Нет/

ский Николай ника 20.10 08.03 кий, археология, с работой в ДА нет

Васильевич А. Л. Катан-ский литургика преподавал в СПб Археол. институте, был его директором; печатался в ЖМНПидр.

13. Пономарёв 1849. 1911. СПбДА 1874 1901 Профес- Нет Патрология, 40; издавался в Нет 1911 Нет/

Александр 17.10 28.12 сором нравственное журнале «Стран- данных нет

Иванович был, но год получения не известен богословие, византинис-тика, история Русской Церкви, история русской литературы ник», был его редактором

14. Лопухин Сын священ- 1852. 1904. СПбДА 1878 1881 Не 1883 Нет А. И. Пред- История ветхо- 82; Печатался в ХЧ, 1882 1904 Нет/

Александр ника 10.10 22.08 защи- теченский заветного права, ЦВ, Страннике нет

Павлович щал библейская история, Новейшая история христианской Церкви

15. Жмакин Сын диакона 1853. 1907. СПбДА 1879 1881 Не Нет Да, История Рус- 13; ОИДР 1879 Нет/

Василий 12.07 26.05 защи- но ской Церкви, при МУ, нет

Иванович щиал после увольнения из СПбДА история русской средневековой литературы, история сектантского движения в России частные типографии

16. Болотов Сын диакона 1853. 1900. СПбДА 1879 1879 1896 Нет И. В. Чель- А. А. Брил- История Визан- 52; Член-корр. АН, 1879 1900 Нет/

Василий 31.12 05.04 цов лиантов тии, история делегат при особой нет

Васильевич богословия, история древневосточных Церквей, история Древней Церкви комиссии при Астрономическом обществе по согласованию рус. и зап. евро п. календаря, печатался в Виз Временник, ЦВ, ХЧ

90

U>

Ф.И. о. Сословие Дата ровд. Дата смерти Учебн. заведение Год. окончания Зашита маг. Зашита док. Год получения профессуры Наличие/ отсутствие сана Учитель Ученик Область научных интересов Кол-во изд. по каталогу РНБ, публикационная активность Год начала работы в СПбДА Год окончания работы Репрессии, эмиграция

17. Пальмов Иван Саввич Сын священника 1855 30.01 1920. 28.11 СП6ДА 1880 1881 1904 1887 Нет М. О. Кояло-вич История Славянских церквей 53; ХЧ, Славянские известия, Славянское обозрение 1885 1918 Нет/ нет

18. Прилежаев Евгений Михайлович Сын священника 1856. 06.01 1900. 06.02 СП6ДА 1875 Не защищал Не защищал Не получал Нет И. В. Чель- ЦОВ, И. Ф. Нильский, М. О. Кояло-вич История духовного образования в России, русская гражданская история 7 ЖМНП, Странник, Олонецкие губернские ведомости 1875 1884 Нет/ нет

19. Жукович Платон Николаевич Сын священника 1857. 26.09 1919. 13.12 СП6ДА 1881 1883 1901 1894 Нет М. О. Кояло-вич Д. А. Зин-чук История Западнорусской митрополии, история унии. 40 Виленский вестник, ИОРЯС, ЦВ, ЖМНП, Записки имп. АН, Прибалтийский ЦВ 1891 1910 Нет/ нет

20. Бронзов Александр Александрович Нет данных 1858. 07.08 1936/ 1937 СП6ДА 1883 1884 1899 Нет Нет Новейшая история Церкви, история духовного образования, история греческого языка 57; Странник, ЦВ 1894 1913 гг. (с 1913 г. в отставке, но чтение лекций продолжил) Нет/ нет

21. Троицкий Иван Гаврилович 1858. 23.06 1929. 10.03 СП6ДА 1882 1886 1904 1905 Нет Д. А. Хволь-сон Библейская история и археология 34; ХЧ. 1883 1918 Нет/ нет

22. Смирнов Пётр Семёнович Сын священника 1861. 17.11 1917, не ранее СП6ДА 1887 1899 1909 1910(9?) Нет История старообрядческого раскола 31; Только в духовных журналах 1887 1918 Нет/ нет

23. Никольский Николай Константинович Сын священника 1863. 29.07 1936. 23.03 СП6ДА 1887 1893 1899 1906 Нет П. Ф. Николаевский История Русской Церкви, история русской средневековой литературы, книговедение 45; В период работы в ДА в церковных журналах 1888 1909 Нет/ нет

24. Соколов Иван Иванович Сын священника 1865. 11.12 1939. 03.05 КазДА 1890 1893 (КазДА) 1904 (СП6ДА) 1903 (СП6ДА) Нет История византийской Церкви, межцерков-ные отношения Новейшего времени 50; Византийский временник и церковные журналы 1903 1918 Да/нет

25. Бриллиантов Александр Иванович Сын священника 1867. 22.08 1933. 01.06 СП6ДА 1891 1898 1914 Нет В. В. Болотов Нет История Византии, История Древней Церкви 27; В церковных журналах 1900 1918 Да/нет

И >

о

я К

И

о

te

s

П

>о а\

S —

о И о

я= ï=

к

о Я'

Ф. и.о. Сословие Дата рожд. Дата смерти Учеби. заведение Год. окончания Защита маг. Защита док. Год получения профес- Наличие/ отсутствие сана Учитель Ученик Область научных интересов Кол-во изд. по каталогу РНБ, публикационная активность Год начала работы в Год окончания работы Репрессии, эмиграция

суры СПбДА

26. Соколов 1870. 1921. СПбДА 1894 1907 Не 1909 г. Нет История Като- 9; В церковных 1900 1918 Нет/

Иван Пав- 16.09 16.09 защи- личества, исто- изданиях нет

лович щал рия Англиканской Церкви

27. Дьяконов Сын священ- 1873. 1943. СПбДА 1897 1912 1940 г. С 1912 г. Нет В. В. Боло- История Визан- 18; ВВ, ХЧ. 1903 1912 Нет/

Александр ника 31.10 01.08 (без (проф. тов, тии, история нет

Петрович защиты диссертации по совокупности трудов) ВЖК) Н. А. Ска-балл анович Восточных Церквей, Античный способ производства

28. Верюж- Сын священ- 1874. 1955. СПбДА 1898 1908 В 1947 г. С 1914 г. Да, И. С. Паль- Игорь Тихо- История Право- Журнал Москвской 1913 1918 Да/нет

ский Василий ника 18.07 28.02 вЛДА с 1909 г. мов новский, славия на Бал- Патриархии, ХЧ,

Максимович о. Василий Стойко в канах, греко-болгарский церковный спор Церковные ведомости, Архангельский епархиальный вестник

29. Карташев Сын ураль- 1875. 1960. СПбДА 1899 Не Не Не Нет И. Мейен- История Рус- 36; Состоял в ре- 1900 1905 Да/да

Антон Влади- ского завод- 11.07 10.09 защи- защи- получал дорф, ской Церкви, лигиозно-фило-

мирович ского рабочего щал щал А. Шмеман История Древней Церкви, исагогика софских общест-вах; ХЧ

30. Титлинов Сын чинов- 1878. 1944, СПбДА 1903 1905 1916 1912 Нет История духов- 19; ХЧ 1908 1918 Да/да

Борис Василь- ника 08.09 не ного образова-

евич ранее ния в России Нового времени, Церковь и революция, взаимоотношения Церкви и государства в Российской империи

31. Зинчук Сын воен- 1881 1941 СПбДА 1907 Не Не С 1938 г. Нет П. Н. Жуко- Нет История запад- 0 1910 1918 Нет/

Дамиан ного защи- защи- и.о. про- вич норусской ми- нет

Арсеньевич щал щал фессора на кафедре Украинского языка Запорожского гос. университета трополии, история униатства, библейская археология, библейская история; украинский язык, церковнославянский язык

Таблица 2

Характеристика историков СПбДА (1869-1917) по поколениям*

Кол-во

Продолжительность жизни

Сословие

Учебн. заведение

Годы работы — продолжитель-

на щита дис.

Динамика карьеры (получение профессуры)

Публ. активность/ «место среди историков»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сан

Репрессии

Область научных интересов

Поколение 1815—1836. Общая характеристика

7 - СПбДА, 1 — Университет Бреслау или 87,5% окончили СПбДА, а 12,5% другой университет (в данном случае, университет Бреслау)_

Примерно 67,5 лет

Духовное — все

28,3 года

Магистерскую защитили 8 чел., докторскую — 6

В среднем профессуру получали через 10,25 лет

В среднем 25,5 публикаций на человека/ 4 (50%)

публиковались в нецерковных журналах, занимались публицистикой, работали в других вузах или гос. структурах

Никто сана не имел

Никто репрессирован не был

Преимущественно

занимались

Библеистикой,

Христианской

археологией,

историей Русской

Церкви. История

Византийской

Церкви менее

востребована

00 U\

Поколение 1837—1848. Общая характеристика

65 лет

3 человека (75%) из духовного сословия,1 (25%) - из крестьян

Все 4 (100%)

окончили

СПбДА

В среднем 26,25 лет

Магистерскую защищали все 4 (100%); докторскую — 2 (50%) защитили; 1 (25%) не защищал;

1 (25%) получил докторскую степень по совокупности трудов (присуждена ученым советом МДА)

В среднем через 9,25 лет после окончания Академии. Профессорскую должность получили 3 (75%) из 4

39,5/2 (50%) печатались в нецерковных журналах, 1 (25%) работал в другом вузе

2 из 4 имели сан (50 %). 1 (25%) был монахом

Никто не репрессирован

Преимущественно

история

Византийской

Церкви,

Византии,

христианская

археология

*Сост. по: Адрес-календари Российской империи за 1869—1917 гг.; Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725—1998) / Российская национальная библиотека. URL: http://nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak (дата обращения: 07.05.2020); Каталог РГБ / Российская государственная библиотека // URL:http://aleph.rsl.ru/F/-?func=file&file_name=find-a (дата обращения: 07.05.2020); Единый электронный каталог / Государственная Публичная историческая библиотека. URL: http://unis.shpl.ru/ (дата обращения: 07.05.2020); Петербургская историческая школа (XVIII — начало XX в.): информационный ресурс / ред. коллегия: Т. Н. Жуковская, А. Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е. А. Ростовцев (отв. ред.), И. Л. Тихонов. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/histschool.html (дата обращения: 11.04.2020); Сетевой ресурс «Историки Петрограда—Ленинграда» (1917—1934) / авт. коллектив: В. В. Андреева, Д. А. Баринов, Д. В. Боднарчук, Т. Н. Жуковская (отв. ред.), И. П. Потехина, Е. А. Ростовцев (отв. ред.), И. В. Сидорчук, Д. А. Сосницкий, И. Л. Тихонов (отв. ред.) и др. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/hist-pg-ld.html (дата обращения: 11.04.2020).

Кол-во Продолжительность жизни Сословие Учебн. заведение Годы работы — продолжительность Защита ДИС. Динамика карьеры (получение профессуры) Публ. активность/ «место среди историков» Сан Репрессии Область научных интересов

Поколение 1849—1860. Общая характеристика

9 59,5 лет 6 (66,6%) из духовенства; о 3(33,3%) данных нет СПбДА В среднем 15 лет Магистерская диссертация была у 8 (88%) из 9; Докторская у 6 (66%) из 9 Через 9,6 лет после окончания академии. Степень была у 7 (77%) из 9 человек 40/5(55,5%) печатались в нецерковных научных журналах. 1 (11,1%) состоял членом научной группы вне академии Никто во время работы в академии сана не имел Никто репрессирован не был История Русской Церкви, история Византийской Церкви, библейская история и археология

Поколение 1861—1872. Общая характеристика

5 54,5 года 4 (80%) из 5 из духовного СОСЛОВИЯ. Об 1 (20%) -нет данных 4 (80%) -СПбДА; 1 (20%) -КазДА 21, 4 года Магистерскую защитили все 5, докторскую — 4 чел. 16,4 года 32,4 кн./ 1 (20%) печатался в нецерковных журналах Никто сана не имел 2 (40%) были репрессированы История Русской Церкви, история России, история Византийской Церкви и инославных Церквей

Поколение 1873—1881. Общая характеристика

4 65,25 лет 1 (25%) -из духовного СОСЛОВИЯ. 3 (75%) из рабочих, ЧИНОВНИКОВ, военных СПбДА 8 лет в среднем 2 (50%) защитили магистерскую; 2 (50%) имели докторскую степень). При этом 1 (25%) докторскую получил после 1918 г. В среднем через 6 лет 18,5/2(50%) печатались в нецерковных журналах, состояли в нецерковных общественных организациях Нет, в период преподавания в академии сана не имел никто 1 (25%) История Русской Церкви, История Древней Церкви, История революции, взаимоотношения государства и Церкви в России

Общие показатели по поколениям за период 1815—1881 гг.

30 человек 62,4 в среднем 16,6% (5 из 30)-не из духовного сословия; о 13,3% (4 из 30) нет данных; 21 (70,1%) из духовного СОСЛОВИЯ 6,6% (2 из 30) ОКОНЧИЛИ другие учебные заведения (КазДА и университет Бреслау) 93,4% -СПбДА В среднем 20 лет 28 (93,4%) защитили магистерские; Докторскую 20 (66,6%) В среднем через 10,3 года В среднем 31,8 публикации на человека / 14 человек (46,2%) печатались в нецерковных изданиях В период преподавания 2(6,6%) из 30 имели священнический сан. 1 (3,3%) был монахом 3(9,9%) были репрессированы Преимущественно история русской и византийской Церквей, библейская и христианская археология

Список литературы

Алеврас Н. Н., Выдрин О. В. База данных по диссертационной культуре российских ученых-историков (1814-1919): информационный ресурс и опыт его анализа // Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию: сб. науч. статей. Челябинск, 2018. С. 10-18.

Алеврас Н. Н., Гришина Н. В., Скворцов А. М. К созданию коллективного портрета историков — соискателей ученых степеней в России XIX — начала XX в.: разработка базы данных и предварительный анализ // Учитель истории в социокультурном пространстве Евразии в конце ХХ — начале XXI в.: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2016. С. 32-40.

Андреев А. Ю., Цыганков Д. А. Преподавание церковно-богословских дисциплин и подготовка историков в Императорском Московском университете // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Т. 68. № 1. С. 70-97.

Андреев А. Ю., Цыганков Д. А. Императорский Московский университет: 1755-1917: Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2010.

Бабкин М. А. События Первой Русской революции и Святейший Синод Русской Православной Церкви (1905-1906 гг.) // Уральский исторический вестник. 2008. № 4(21). С. 30-38.

Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.: СПб.: Альянс-Архео, 2010.

Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725-1998) / РНБ. Российская национальная библиотека. URL: www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak (дата обращения: 07.05.2020).

Герд Л. А. «Наша отечественная Церковь занимает первое место между всеми православными церквами»: Отчет профессора И. Е. Троицкого о командировке на Восток. 1886 г. // Исторический архив. 2001. № 4. С. 135-174.

Грибовский М. В. Профессорско-преподавательский корпус Императорских университетов как социально-профессиональная группа российского общества. 1884 г. — февраль 1917 г.: дис. ... д-ра ист. наук. Томск, 2018.

Грибовский М. В. Политическая активность «левой» университетской профессуры в России в конце XIX — начале XX века // Новый исторический вестник. 2015. № 2 (44). С. 54-71.

Дворниченко А. Ю., Ростовцев Е. А., Баринов Д. А. Опыт коллективного портрета историков столичного университета Российской империи // Вестник СПбГУ. История. 2019. Т. 64. Вып. 1. С. 24-52.

Единый электронный каталог / ГПИБ. Государственная Публичная историческая библиотека. URL: www.unis.shpl.ru (дата обращения: 07.05.2020).

Езова Л. Д. Московская духовная академия в конце XIX — начале XX в. // Россия и современный мир. 2005. № 1(46). С. 221-237.

Иванов А. Е. Ученое достоинство в Российской империи. XVIII — начало XX века: Подготовка и научная аттестация профессоров и преподавателей высшей школы. М.: Новый хронограф, 2016.

Иннокентий (Павлов), иером. С.-Петербургская духовная академия как церковно-историческая школа // Богословские труды. Юбилейный сборник. Ленинградская Духовная академия: 175 лет. М., 1986. С. 211-268.

Карпук Д. А. История кафедры гомилетики Императорской Санкт-Петербургской духовной академии // Xристианское чтение. 2014. № 2-3. С. 156-206.

Карпук Д. А. Кафедра русской церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии на рубеже XIX — XX вв. // Xристианское чтение. 2015. № 5. С. 175-218.

Карпук Д.А. Стражи «академического святилища»: Петроградская Духовная академия в 1918 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной академии. 2019. № 1 (3). С. 121-136.

Каталог РГБ / РГБ. Российская государственная библиотека. URL:www.aleph.rsl.ru/F/-?func=file&file_name=find-a (дата обращения: 07.05.2020).

Куприянов А. В. От просопографии университетской профессуры до цифрового следа философского парохода: «средние данные» и формальные подходы в истории науки // Топос. 2017. № 1-2. С. 111-137.

Лягушкин И. А., Вишленкова Е. А. Профессиональная самоорганизация русских ученых (опыт просопографического анализа зоологической секции на съездах русских естествоиспытателей и врачей второй половины XIX — начала ХХ века) // История и историческая память. 2013. № 7-8. С. 172-190.

Махно Л. Л. Православная историография в трудах отечественных историков дореволюционного периода // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. История. Исторические науки. 2016. № 2. С. 154-159.

Мельков А. Развитие церковно-исторической науки в России до начала ХХ века // Журнал Московской Патриархии. 2003. № 2. С. 70-75.

Петербургская историческая школа (XVIII — начало XX в.): информационный ресурс / ред. коллегия: Т. Н. Жуковская, А. Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е. А. Ростовцев (отв. ред.), И. Л. Тихонов. URL: www.bioslovhist.spbu.ru/histschool.html (дата обращения:11.04.2020).

Потехина И. П. Портал «Биографика СПбГУ» и новые возможности в изучении петербургской медиевистики // Средние века. 2018. Т. 79. № 3. С. 180-195.

Проскурякова М. Е. Просопографические базы данных как инструмент работы с массовыми источниками в современной историографии // Петербургский исторический журнал. 2016. № 3. С. 190-198.

Ростовцев Е. А. Российские мандарины: Столичная профессура, студенчество и власть в начале ХХ века // Родина. 2010. Спецвыпуск: Образование в России: вчера, сегодня, завтра. С. 47-52.

Ростовцев Е. А. Столичный университет Российской империи: ученое сословие, общество и власть (вторая половина XIX — начало ХХ века). М.: РОССПЭН, 2017.

Ростовцев Е. А., Баринов Д. А. Историко-филологический факультет Петербургского университета: проблемы коллективной биографии (1819-1917) // Клио. Журнал для ученых. 2013. № 10 (82). С. 36-41.

Сетевой ресурс «Историки Петрограда-Ленинграда» (1917—1934) / авт. коллектив:

B. В. Андреева, Д. А. Баринов, Д. В. Боднарчук, Т. Н. Жуковская (отв. ред.), И. П. Потехина, Е. А. Ростовцев (отв. ред.), И. В Сидорчук, Д. А. Сосницкий, И. Л. Тихонов (отв. ред) и др. URL: www.bioslovhist.spbu.ru/hist-pg-ld.html (дата обращения: 11.04.2020).

Сидорчук И. В. Биографика в контексте современных исследований по истории Петербургского университета // Международные отношения и диалог культур. 2016. № 4.

C. 224-235.

Сосницкий Д. А. Основные направления изучения истории Санкт-Петербургского университета в современной российской историографии // Клио. 2017. № 10 (130). С. 207217.

Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX — начале ХХ в. М.: ПСТГУ, 2012.

Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в конце XIX — начале XX в. М.: Новый хронограф, 2005.

Фирсов С. Л. Симптомы болезни «симфонического» государства: «дело» Бейлиса и Православная Российская Церковь / Иудейско-христианские отношения. URL: www.

jcrelations.net/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0.3174. 0.html?L=7 (дата обращения: 19.11.2019). Храпов А. В. Болотов Василий Васильевич // Православная энциклопедия. Т. 5. М.:

Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 663-668. Цыганков Д. А. Московская школа историков в научной литературе // История мысли.

Русская мыслительная традиция / под ред. И. П. Смирнова. Т. 6. М., 2013. С. 79-102. Dvornichenko Andrey Yu., Rostovtsev Evgeniy A., Barinov Dmitriy A. The Верайтей of Russian History at St. Petersburg University (1821-1917): a Group Portrait // Vestnik of Saint-Petersburg University. History. 2016. Iss. 3. P. 46-56. Andrejev Andrey Iu. "Die gespaltene Universität". Moskauer Gelehrten 1911-1917 // "Kollegen— Kommilitonen — Kämpfer. Europäische Universitäten im Ersten Weltkrieg". Stuttgart: Franz Steiner Verlag 2006. S. 159-176. Potehina Irina P. The History of the Medieval Papacy at the St. Petersburg University (1819— 1917) // Vestnik of Saint-Petersburg State University. History. 2019. Iss. 1. P. 136-158.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2020. Vol. 95. P. 70-93 DOI: 10.15382/sturII202095.70-93

Evgeny Rostovtsev, Doctor of Scinces in History, Professor, Institute of History, St. Petersburg State University, Department of History of Russia from Ancient Times to the 20th Century, 7-9 Universitetskaya nab., St. Petersburg 199034, Russian Federation e.rostovtsev@spbu.ru ORCID: 0000-0002-5833-448X

Dmitry Bodnarchuk, Candidate of Historical Sciences, Researcher, Institute of History, St. Petersburg State University, 7-9 Universitetskaya nab., St. Petersburg 199034, Russian Federation d.bodnarchuk@spbu.ru ORCID: 0000-0002-5310-9283

Historians of St. Petersburg Theological Academy (1869—1917): an Attempt of a Collective Portrait

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E. Rostovtsev, D. Bodnarchuk

Abstract: The purpose of this article is to create a collective portrait of historians who worked at St. Petersburg Theological Academy between 1869 and 1917 and to compare it with data on historians who worked in secular educational and scientific institutions of St. Petersburg, with St. Petersburg University as a whole, with its Faculty of History

and Philology, and with the Department of Russian History of the Faculty of History and Philology. The authors of the article analysed data on historians of St. Petersburg Theological Academy during the relevant period using a number of parameters, such as class origin, percentage of master dissertations and doctoral theses, the time between graduation and defending a dissertation, their publication activity, and time taken to obtain professorship, as well as some other parameters. The data was obtained from analysis of an array of sources (the portal Emгра$ика CnöIY, address-calendars of the Russian Empire for 1869-1917m electronic catalogues of the Russian National Library in St. Petersburg, State Russian Library in Moscow, State Public Historical Library in Moscow, etc.). The article shows a continuity of the academic school of St. Petersburg Theological Academy, a high degree of corporate closedness that distinguished the school of church history of St. Petersburg. Although the "church-historical science" was seen by the historians of St. Petersburg Theological Academy as a special branch of historical knowledge, and they themselves were looked at by contemporaries as "belonging to a special church world" , different from the "secular" world, the resulting collective portrait of historians of St. Petersburg Theological Academy provides all evidence to state that in a professional sense, in building their career and pursuing their scientific concerns, they were very close to historians who worked in secular educational and scientific institutions. It should be noted that a significant part of scholars of St. Petersburg Theological Academy published articles in secular scientific periodicals and provided advisory services to government bodies. In other words, as shown in the article, the corporation of church historians was quite integrated both in the scientific life of the professional historical community of the second half of the 19th and early 20th centuries, and in the state milieu of the Empire.

Keywords: Higher Theological School, St. Petersburg Theological Academy, prosopography, church history, church historians, theological education, collective portrait of historians, St. Petersburg School of History.

References

Alevras N., Grishina N., Skvortsov A. (2016) "K sozdaniiu kollektivnogo portreta istorikov-soiskatelei uchenykh stepenei v Rossii XIX — nachala XIX v.: razrabotka bazy dannykh i predvaritel'nyi analiz" [Making a collective portrait of historians-applicants for academic degrees in Russia of the 19th — early 20th centuries: development of a database and preliminary analysis], in Uchitel'istorii v sotsiokul'turnomprostranstve Evrazii v kontseXX — nachale XXIv.: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [History teacher in the socio-cultural space of Eurasia in late 20th — early 21st centuries: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Kazan. P. 32-40 (in Russian).

Alevras N., Vydrin O. (2018) "Baza dannykh po dissertatsionnoi kul'ture rossiiskikh uchenykh-istorikov (1814-1919): informatsionnyi resurs i opyt ego analiza" [Database on the dissertation culture of Russian historians (1814-1919): information resource and an attempt of its analysis], in Aktual'nyeproblemy i sovremennyepodkhody kprepodavaniiu [Current issues and modern approaches to teaching]. Cheliabinsk. P. 10-18 (in Russian).

Andrejev A. (2006) "Die gespaltene Universität". Moskauer Gelehrten 1911-1917", in Kollegen — Kommilitonen — Kämpfer. Europäische Universitäten im Ersten Weltkrieg. Stuttgart. P. 159-176.

Andreev A., Tsigankov D. (2010) Imperatorskii Moskovskii universitet: 1755—1917. Entsiklopedi-cheskiislovar [Imperial Moscow University: 1755-1917. Encyclopaedic dictionary]. Moscow. (in Russian).

Andreev A., Tsigankov D. (2016) "Prepodavanie tserkovno-bogoslovskikh distsiplin i podgotovka istorikov i Imperatorskom Moskovskom universitete" [Teaching of church-related theological disciplines and training of historians at the Imperial University of Moscow]. Vestnik PSTGU universiteta. Seriia 2: Istoriia. IstoriiaRusskoiPravoslavnoi Tserkvi, 68 (1), p. 70—97 (in Russian) DOI: 10.15382/sturII201668.45-64

Babkin M. (2008) "Sobytiia Pervoi Russkoi revoliutsii i Sviateishii Sinod Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (1905—1906 gg.)" [Events of the First Russian Revolution and the Holy Synod of the Russian Orthodox Church (1905—1906)]. Uralskii istoricheskii vestnik, 4 (21), p. 30—38 (in Russian).

Bogdanova T. (2010) N. N. Glubokovskii. Sud'ba khristianskogo uchenogo [N. N. Glubokovsky. The fate of the Christian scholar]. Moscow; St. Petersburg (in Russian).

Dvornichenko A., Rostovtsev E., Barinov D. (2016) "Opyt kollektivnogo portreta istorikov stolichnogo universiteta Rossiiskoi imperii" [Department of Russian history at St. Petersburg university (1821-1917): a group portrait". Vestnik SPbGU. Istoriia, 3, p. 46—56. DOI: 10.21638/11701/spbu02.2016.304

Dvornichenko A., Rostovtsev E., Barinov D. (2019) "Opyt kollektivnogo portreta istorikov stolichnogo universiteta Rossiiskoi imperii' [The experience of group portrait of historians of the university of the capital Russian Empire]. Vestnik SPbGU. Istoriia, 64 (1), p. 24—52. (in Russian). DOI: 10.21638/11701/spbu02.2019.102

Ezova L. (2005) Moskovskaia dukhovnaia akademiia v kontse XIX — nachale XX v." [Moscow Theological Academy in the late 19th — early 20th centuries]. Rossiia isovremennyimir, 1 (46), p. 221—237 (in Russian).

Firsov S. "Simptomy bolezni «simfonicheskogo» gosudarstva: «delo» Beilisa i Pravoslavnaia Rossiiskaia Tserkov'" [Symptoms of disease of the :symphonic state": the "case" of Beilis and the Russian Orthodox Church], available at: www.jcrelations.net/%D0%A1%D1%82%D0% BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0.3174.0.html?L=7 (19.11.2019).

Gerd L. (2001) "«Nasha otechestvennaia Tserkov zanimaet pervoe mesto mezhdu vsemi pravoslavnymi tserkvami»: Otchet professora I. E. Troitskogo o komandirovke na Vostok. 1886 g." ["Our Russian Church occupies the first place among all Orthodox churches": Report of Professor I. E. Troitsky on a trip to the East. 1886]. Istoricheskii arkhiv, 4, p. 135—174. (in Russian).

Gribovskii M. (2015) "Politicheskaia aktivnost' «levoi» universitetskoi professury v Rossii v kontse XIX — nachale ХХ veko" [The political activity of the "leftist" university professors in Russia at the end of the 19th — early 20th centuries]. Novyi istoricheskii vestnik, 2 (44), p. 54—71 (in Russian).

Khrapov A. (2002) "Bolotov Vasilii Vasil'evich", in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 5, p. 663—668 (in Russian).

Innokentii (Pavlov), hieromonk (1986) "S.-Peterburgskaia dukhovnaia akademiia kak tserkovno-istoricheskaia shkola" [St. Petersburg Theological Academy as a church-historical school], in Bogoslovskie trudy. Iubileinyi sbornik. Leningradskaia Dukhovnaia akademiia: 175 let [Papers in theology. Anniversary collection. Leningrad Theological Academy: 175 years], p. 211—268 (in Russian).

Ivanov A. (2016) Uchenoe dostoinstvo v Rossiiskoi imperii. XVIII — nachlo ХХ veka. Podgotovka i nauchnaia attestatsiia professorov i prepodavatelei vysshei shkoly [Scientific value in the Russian Empire. 18th — beginning of the 20th century. Training and scientific certification of professors and teachers in higher education]. Moscow (in Russian).

Karpuk D. (2014) "Istoriia kafedry gomiletiki Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii" [History of the Department of Homiletics of St. Petersburg Theological Academy]. Khristianskoe chtenie, 2—3, p. 156—206 (in Russian).

Karpuk D. (2015) "Kafedra russkoi tserkovnoi istorii v Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii na rubezhe XIX — XX vv." [Department of Russian Church History at St. Petersburg

Theological Academy at the turn of the 19th — 20th centuries], Khristianskoe chtenie, 5, p. 175-218 (in Russian),

Karpuk D. (2019) "Strazhi «akademicheskogo sviatilishcha». Petrogradskaia Dukhovnaia akademiia v 1918 g." [Guardians ofthe "academic sanctuary". Petrograd Theological Academy in 1918]. Vestnik Istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii, 1 (3), p. 121-136 (in Russian).

Kuprianov A. (2017) "Ot prosopografii universitetskoi professury do tsifrovogo sleda filosofskogo parokhoda: «srednie dannye» i formal'nye podkhody v istorii nauki" [From prosopography of university professions to the digital footprint of a philosophical ship: "average data" and formal approaches in the history of science]. Topos, 1-2, p. 111-137 (in Russian).

Liagushkin I., Vishlenkova E. (2013) "Professional'naia samoorganizatsiia russkikh uchenykh (opyt prosopograficheskogo analiza zoologicheskoi sektsii na s"ezdakh russkikh estestvoispy-tatelei i vrachei vtoroi poloviny XIX — nachala XX veka" [Professional self-organisation of Russian scientists (attempt of prosopographic analysis of the zoological section at congresses of Russian naturalists and doctors of the second half of the 19th — early 20th centuries)]. Istoriia i istoricheskaiapamiaf, 7-8, p. 172-190 (in Russian).

Makhno L. (2016) "Pravoslavnaia istoriografiia v trudakh otechestvennykh istorikov dorevoliutsionnogo perioda" [Orthodox historiography in the works of Russian historians of the pre-revolutionary period]. Izvestiia Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. Istoriia. Istoricheskie nauki, 2, p. 154-159 (in Russian).

Melkov A. (2003) "Razvitie tserkovno-istoricheskoi nauki v Rossii do nachala XX veka" [The development of church-historical science in Russia until the beginning of the twentieth century]. ZhurnalMoskovskoiPatriarkhii, 2, p. 70-75 (in Russian).

Potekhina I. (2018) "Portal «Biografika SPbGU» i novye vozmozhnosti v izuchenii peterburgskoi medievistiki" [The portal "Biographica SPbGU" and new opportunities for the history of St. Petersburg mediaeval studies]. Srednie veka, 79/3, p. 180-195 (in Russian).

Proskuriakova M. (2016) "Prosopograficheskie bazy dannykh kak instrument raboty s massovymi istochnikami v sovremennoi istoriografii" [Prosopographic databases as a tool for working with mass sources in modern historiography]. Peterburgskiiistoricheskiizhurnal, 3, p. 190-198 (in Russian).

Rostovtsev E. (2010) "Rossiiskie mandariny. Stolichnaia professura, studenchestvo i vlast' v nachale XX veka" [Russian mandarins. Metropolitan professors, students and authorities at the beginning of the twentieth century]. Rodina. Spetsvypusk. Obrazovanie v Rossii: vchera, segodnia, zavtra, p. 47-52 (in Russian).

Rostovtsev E. (2017) Stolichnyi universitet Rossiiskoi imperii: uchenoe soslovie, obshchestvo i vlast' (vtoraia polovina XIX — nachalo XX veka) [Metropolitan University of the Russian Empire: academic class, society and government (second half of the 19th — early 20th centuries)]. Moscow (In Russian).

Rostovtsev E., Barinov D. (2013) "Istoriko-filologicheskii fakul'tet Peterburgskogo universiteta: problemy kollektivnoi biografii (1819-1917)" [Historical and Philological Faculty of St. Petersburg University: issues in collective biography (1819-1917)]. Klio. Zhurnal dlia uchenykh, 10 (82), p. 36-41 (in Russian).

Sidorchuk I. (2016) "Biografika v kontekste sovremennykh issledovanii po istorii Peterburgskogo universiteta" [Biography in the context of modern research on the history of St. Petersburg University]. Mezhdunarodnye otnosheniia i dialogkul'tur, 4, p. 224-235 (in Russian).

Sosnitsky D. (2017) "Osnovnye napravleniia izucheniia istorii Sankt-Peterburgskogo universiteta v sovremennoi rossiiskoi istoriografii" [Main directions of studying the history of St. Petersburg University in modern Russian historiography]. Klio, 10 (130), p. 207-217 (in Russian).

Sukhova N. (2012) Sistema nauchno-bogoslovskoi attestatsii v Rossii v XIX — nachala ХХ v. [The system of scientific and theological certification in Russia in the 19th — early 20th centuries]. Moscow (In Russian).

Tarasova V. (2005) Vysshaia dukhovnaia shkola vRossii v kontseXIX — nachaleXXvv. [The Higher Theological School in Russia at the end ofthe 19th and beginning ofthe 20th centuries]. Moscow (In Russian).

Tsigankov D. (2013) "Moskovskaia shkola istorikov v nauchnoi literature" [«Moscow school of historians in the scientific literature], in I. P. Smirnov (ed.) Istoriia mysli. Russkaia myslitel'naia traditsiia [History of thought. Russian cognitive tradition], vol. 6, p. 79—102 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.