Научная статья на тему 'К вопросу о докторских, магистерских и кандидатских крестах в синодальный период'

К вопросу о докторских, магистерских и кандидатских крестах в синодальный период Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
365
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синодальный период / система духовного образования Российской империи / уставы духовных академий / духовные академии / знаки отличия выпускников / докторский крест / магистерский крест / кандидатский крест / the synodal period / the system of theological education of the Russian Empire / charters of theological academies / theological academies / insignia of graduates / doctoral cross / master’s cross / candidate’s cross

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Василий Олегович Яковлев

Статья знакомит с неразработанным в современной историографии вопросом о знаках отличия для выпускников высших духовных учебных заведений Российской империи — докторских, магистерских и кандидатских крестах. Появившись согласно Уставу духовных академий 1814 г., так называемые докторские и магистерские кресты на протяжении 70 лет оставались единственными знаками отличия для выпускников духовных учебных заведений. Устав 1884 г. вводил крест уже для кандидатов богословия. Тем не менее, только в 1886 г. появились знаки для выпускников без священного сана — особые нагрудные знаки для докторов и магистров. Кандидаты же богословия, не состоящие в сане, были отмечены своим знаком только в 1901 г. Подобные нагрудные знаки являлись пусть и скромным, но наглядным выражением системы духовного образования синодального периода, а также неотъемлемой ее частью, демонстрируя принадлежность их обладателей к корпорациям четырех высших духовных учреждений страны — духовным академиям. Возрождение обсуждаемых нагрудных знаков в современной системе духовного образования Русской Православной Церкви, которое произошло в начале 2020 г., лишь актуализирует изучение темы настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Василий Олегович Яковлев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Doctoral, Master and Candidate Crosses of the Synodal Period

The article introduces the question of the insignia for graduates of higher religious educational institutions of the Russian Empire — doctoral, master’s and candidate’s crosses — that has not been developed in modern historiography. Appearing in the Charter of Theological Academies of 1814, the so-called doctoral and master’s crosses for 70 years remained the only insignia for graduates of theological educational institutions. The charter of 1884 introduced a cross already for the degree of candidate of theology. However, it was only in 1886 that signs appeared for graduates without holy orders — special badges for doctors and masters. Candidates of theology who were not ordained were marked with a sign only in 1901. Such badges were a modest but visual expression of the theological education system of the synodal period, as well as an integral part of it, demonstrating that their owners belong to the four higher theological education institutions of the country — the theological academies. The revival of the discussed badges in the modern system of theological education of the Russian Orthodox Church, which occurred in early 2020, only actualizes the study of the topic of this article.

Текст научной работы на тему «К вопросу о докторских, магистерских и кандидатских крестах в синодальный период»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (4) 2020

В. О. Яковлев

К вопросу о докторских, магистерских и кандидатских крестах в синодальный период

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10011

Аннотация: Статья знакомит с неразработанным в современной историографии вопросом о знаках отличия для выпускников высших духовных учебных заведений Российской империи — докторских, магистерских и кандидатских крестах. Появившись согласно Уставу духовных академий 1814 г., так называемые докторские и магистерские кресты на протяжении 70 лет оставались единственными знаками отличия для выпускников духовных учебных заведений. Устав 1884 г. вводил крест уже для кандидатов богословия. Тем не менее, только в 1886 г. появились знаки для выпускников без священного сана — особые нагрудные знаки для докторов и магистров. Кандидаты же богословия, не состоящие в сане, были отмечены своим знаком только в 1901г. Подобные нагрудные знаки являлись пусть и скромным, но наглядным выражением системы духовного образования синодального периода, а также неотъемлемой ее частью, демонстрируя принадлежность их обладателей к корпорациям четырех высших духовных учреждений страны — духовным академиям. Возрождение обсуждаемых нагрудных знаков в современной системе духовного образования Русской Православной Церкви, которое произошло в начале 2020 г., лишь актуализирует изучение темы настоящей статьи.

Ключевые слова: синодальный период, система духовного образования Российской империи, уставы духовных академий, духовные академии, знаки отличия выпускников, докторский крест, магистерский крест, кандидатский крест.

Об авторе: Василий Олегович Яковлев

соискатель Санкт-Петербургской духовной академии, аспирант Санкт-Петербургского института истории РАН, младший научный сотрудник ГМП «Исаакиевский собор». E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3359-3602

Ссылка на статью: Яковлев В. О. К вопросу о докторских, магистерских и кандидатских крестах в синодальный период // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 135-143.

* Фотографии предоставлены автором. История духовного образования в России

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (4) 2020

V.O. Yakovlev

To the Question of Doctoral, Master and Candidate Crosses of the Synodal Period

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10011

Annotation: The article introduces the question of the insignia for graduates of higher religious educational institutions of the Russian Empire — doctoral, master's and candidate's crosses — that has not been developed in modern historiography. Appearing in the Charter of Theological Academies of 1814, the so-called doctoral and master's crosses for 70 years remained the only insignia for graduates of theological educational institutions. The charter of 1884 introduced a cross already for the degree of candidate of theology. However, it was only in 1886 that signs appeared for graduates without holy orders — special badges for doctors and masters. Candidates of theology who were not ordained were marked with a sign only in 1901. Such badges were a modest but visual expression of the theological education system of the synodal period, as well as an integral part of it, demonstrating that their owners belong to the four higher theological education institutions of the country — the theological academies. The revival of the discussed badges in the modern system of theological education of the Russian Orthodox Church, which occurred in early 2020, only actualizes the study of the topic of this article.

Keywords: the synodal period, the system of theological education of the Russian Empire, charters of theological academies, theological academies, insignia of graduates, doctoral cross, master's cross, candidate's cross.

About the author: Vasily Olegovich Yakovlev

applicant for the St. Petersburg Theological Academy, graduate student of the St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, junior research fellow at the St. Isaac's Cathedral. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3359-3602

Article link: Yakovlev V. O. To the Question of Doctoral, Master and Candidate Crosses of the Synodal Period. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 135-143.

В 1808-1814гг. на фоне таких важных геополитических событий, как присоединение Российской империи к континентальной блокаде Англии после заключения Тильзитского мира, Русско-турецкой войны 1806-1812 гг., Отечественной войны 1812 г., войны шестой коалиции (Заграничный поход русской армии), в нашей стране разворачивалось и знаковое событие церковной истории — реформа духовного образования Русской Церкви. По ее итогам 30 мая 1814 г. был принят Высочайше утвержденный Устав духовных академий1, а также создана централизованная многоуровневая система духовного образования: академия-семинария-училище, которая просуществовала, с некоторыми оговорками, до 1918 г. Среди других результатов реформы стало приравнивание статуса семинарий к гимназиям, а академий — к университетам и иным высшим учебным заведениям империи2. Кроме этого, Устав 1814 г. впервые вводил особые знаки отличия для докторов и магистров богословия из лиц духовного звания — т. н. докторские и магистерские кресты: «Одобренному сочинителю (т. е. доктору богословия. — В.Я.) из духовного звания, сверх диплома, доставляется еще из Комиссии чрез ту же Конференцию крест на золотой цепочке, для ношения на пер-сях»3, и выше: «Конференция испрашивает от Комиссии Духовных Училищ с званием магистра и крест, сему званию присвоенный»4. Эти кресты выдавались только духовенству, а их ношение на «светском платье» запрещалось5. После смерти обладателя докторский крест должен был быть возвращен в Комиссию духовных училищ. Туда же возвращались и магистерские кресты в случаях кончины их владельца, получения докторского креста или исключения из духовного ведомства6.

Как видно, Устав духовных академий 1814 г. не предусматривал знаков отличия для кандидатов богословия, равно как и для светских лиц, получивших ученые степени. Знаки отличия для кандидатов были введены только 70 лет спустя — согласно Уставу от 20 апреля 1884 г. В частности, новый Устав предусматривал следующее: «Кандидатам и магистрам духовных академий, по принятии им духовного сана, выдается от Святейшего Синода установленный крест, для ношения в петлице, первым — серебряный, а последним — золотой. Удостоенным степени доктора выдается от Святейшего Синода, по принятии им духовного сана, особо установленный наперсный крест»7. Особые же нагрудные знаки отличия докторов и магистров богословия для лиц, не состоящих в духовном сане, появились согласно Высочайшему указу от 11 октября 1886 г.8, а для кандидатов — от 23 ноября 1901 г.9

Таким образом, уставы духовных академий Русской Церкви в XIX в. предусматривали следующие знаки отличия для представителей духовенства, получивших ученые степени: наперсный крест для докторов, золотой крест для ношения в петлице воротника рясы для магистров, и такой же, но серебряный, крест для кандидатов10.

Обсуждаемые нагрудные знаки, за исключением, очевидно, докторского наперсного креста, не являлись церковными наградами как таковыми, т. е. их нельзя

1 Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. 1649-1825гг. Т.ХХХ11. СПб., 1830. С. 910.

2 Данилов В. Л. Реформа духовного образования в России: история и современность // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2017. № 1 (2). С. 165.

3 Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. 1649-1825гг. Т.ХХХ11... С. 949.

4 Там же. С. 947.

5 Там же.

6 Там же.

7 Полное собрание законов Российской империи. Собрание Третье. 1884 г. Т.1У СПб., 1887. С. 243.

8 Полное собрание законов Российской империи. Собрание Третье. 1886 г. Т. VI. СПб., 1888. С. 460.

9 Полное собрание законов Российской империи. Собрание Третье. 1901г. Т.ХХ1. Отделение I. СПб., 1903. С. 1139.

10 БарсовН.И. Крест наперсный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. СПб., 1895. Т.ХШа. С. 658.

Кандидатский крест (1880-е гг.).

Из коллекции ГМП «Исаакиевский собор»

рассматривать в одном ряду с орденами, медалями и пр., также их следует отличать от государственных наград, которыми награждались лица духовного звания11. Эти знаки показывали наличие у их владельцев определенных ученых степеней, а также могли отражать принадлежность к корпорациям четырех высших духовных учреждений страны — духовным академиям12.

На протяжении 1814-1918гг. в России существовала трехступенчатая система аттестации научно-богословских кадров: кандидат-магистр-доктор богословия (дополненная званием действительного студента «снизу»)13. До проведения реформы духовного образования 1808-1814гг. в духовных образовательных учреждениях Российской империи не существовало единой системы аттестации научных кадров — каждое

11 КомаровскийЕ.А. Знаки нагрудные церковные // Православная энциклопедия. Т.ХХ.М., 2009. С. 267.

12 До 1917 г. в Российской империи функционировало 4 духовных академии (и 57 духовных семинарий): Санкт-Петербургская (осн. 1809 г.), Московская (на территории Троице-Сергиевой лавры; осн. 1814 г.), Киевская (осн. 1819 г.), Казанская (осн. 1842 г.). В настоящее время в Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) функционируют 5 духовных академий: Санкт-Петербургская, Московская и Киевская (в юрисдикции Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата), Минская, Кишинёвская.

13 Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX — начале XX в. / 2-е изд., испр. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 90.

Рисунок знаков отличия для не состоящих в духовном сане докторов и магистров богословия.

Высочайше утверждены 11 октября 1886 г.

из них присваивало ученые степени исходя из своего устава. После принятия Устава духовных академий 1814 г. ученые степени всех духовных учебных заведений были приведены к единообразию. Отметим, что до 1869 г. степень магистра богословия не следовала за степенью кандидата, а присваивалась параллельно. Подобным образом, более успешные выпускники (по 1-му разряду) становились магистрами, менее успешные (по 2-му разряду) — кандидатами. Защита диссертации не требовалась. Создание и защита подобной научной работы — главное требование для присвоения степени уже доктора богословия.

Новый устав духовных академий 1869 г. вводил строгую иерархичность в последовательности присвоения ученых степеней (т. е. как и в настоящее время в системе высшего образования Российской Федерации), а также давал возможность лицам не духовного звания получить степень доктора богословия14. Изменились требования и к выпускникам. Если для получения степени кандидата требовалась успешная сдача магистерского экзамена, то для присвоения самой степени магистра было необходимо представить, опубликовать и публично защитить диссертацию. Те же условия сохранялись и для получения степени доктора богословия.

Непосредственно сам знак магистра и кандидата богословия представляет собой прямой равноконечный крест, между лучами которого помещено сияние. В центр креста помещен круглый медальон с изображением образа Спаса Нерукотворного (Убрус). Знак двусторонний, с аналогичным видом реверса. Знак носился на особой сдвоенной цепочке с кольцом на конце. Носился на груди, крепился либо к пуговице рясы или подрясника, или к цепочке наперсного креста или панагии (у архиереев).

Согласно документам из фондов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) кандидатские кресты направлялись из Хозяйственного управления при Святейшем Синоде в Правление духовной академии, которое уже самостоятельно взимало плату за них с выпускников15. По состоянию на 1885 г. стоимость кандидатского креста составляла 13 рублей16. Кресты также могли

14 Там же. С. 83.

15 ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3067. Л. 2.

16 Там же.

выдаваться выпускникам, окончившим духовные академии в прежние годы, и отсылаться им в места их служения17.

Судя по данным современных электронных ресурсов в сети «Интернет» (официальные сайты аукционов и коллекционеров), кандидатские кресты были серебряными, как правило, 84-й пробы, с клеймами мастеров (напр., фабрика Алексеева Ивана Алексеевича, Москва), выполненные методом литья, канфарения, с последующей ручной гравировкой штихелем18. Размер знака — примерно

5 на 4,5 см. Вес знака — примерно 45 г, вес цепочки — 30 г. Длина знака с цепью — примерно 15 см19. Цена отдельных экземпляров на современных аукционах в сети «Интернет» достигает 75000 руб.20

На сегодняшний день в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА), к сожалению, не удалось обнаружить документы

06 учреждении обсуждаемых нагрудных знаков, включая их подробное описание, эскизы, и Высочайшие резолюции о них. Единственным наиболее подробным источником сведений о них продолжают оставаться тома «Полного собрания законов Российской империи». Тем не менее, работа по поиску установочных документов продолжается.

Отметим, что обсуждаемые нагрудные знаки для докторов, магистров и кандидатов богословия в качестве единых знаков для выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви (как для лиц в сане, так и без него) были возрождены в январе 2020 г.21 За исключением нововведенного знака для бакалавров богословия, остальные знаки по внешнему виду практически полностью воспроизводят дореволюционные образцы.

Рисунок знака отличия для кандидатов богословия не имеющих духовного сана. Высочайше утвержден 23 ноября 1901 г.

17 Там же. Д. 3122. Л. 5, 15.

18 Нагрудный знак царской России нач. 20 в. кандидата богословия, состоящего в духовном сане // Антикварный магазин «Лавка старины». URL: https://www.dvaveka.ru/raznoe/znachki-sssr/nagrudnyy-znak-kandidata-bogosloviya-sostoyashchego-v-dukhovnom-sane-serebro-rossiya-nach-20-v/ (дата обращения 25.02.2020).

19 Очевидно, размеры и вес знака могли варьироваться от изделия к изделию в зависимости от материала и мастера.

20 Знак отличия для состоящих в духовном сане кандидатов богословия православных Духовных Академий из серебра // TransAntique Ltd. URL: http://transantique.ru/good/view/id/2877 (дата обращения 25.02.2020).

21 В рамках Международных Рождественских образовательных чтений Учебный комитет провёл презентацию образцов знаков выпускников духовных учебных заведений // Учебный комитет Русской Православной Церкви. URL: http://uchkom.info/novosti/6437/ (дата обращения 25.02.2020).

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Документы из фондов ЦГИА СПб и ОР РНБ о выдаче магистерских и кандидатских крестов22.

№ 1.

Отношение из Хозяйственного управления при Святейшем Синоде в Правление Санкт-Петербургской духовной академии о препровождении 5 кандидатских крестов для выдачи окончившим курс воспитанникам.

№ 8418, Санкт-Петербург 6 июля 1885 г.

Вследствие отношения, от 25-го минувшего июня за № 769, Хозяйственное управление, препровождая при сем в Правление С. Петербургской духовной академии 5 кандидатских крестов23 для выдачи окончившим курс воспитанникам Академии диаконам: Аркадию Вознесенскому и Михаилу Жилину; иеромонахам: Серафиму (Мещерякову) и Никанору (Надежину) и иеродиакону Антонию (Храповицкому), покорнейше просит сделать распоряжение о взыскании с них за означенные кресты по 13 р. с каждого, а всего 65 руб.24, которые и выслать в Хозяйственное управление, о получении же крестов не оставить уведомлением.

Директор [нрзб]

Начальник Отделения [нрзб]

ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3067. Л. 2.

(Дело о кандидатских крестах, выданных окончившим курс воспитанникам Академии)

№ 2.

Отношение из Правления Санкт-Петербургской духовной академии в Хозяйственное управление при Святейшем Синоде о получении 5 кандидатских крестов для выдачи окончившим курс воспитанникам.

Санкт-Петербург 27 июля 1885 г.

Правление С. Петербургской духовной академии честь имеет уведомить Хозяйственное управление при Святейшем Синоде, что препровожденные при отношении Управления, от 6 сего июля за № 8418, 5 кандидатских крестов для выдачи окончившим курс воспитанникам Академии диаконам: Аркадию Вознесенскому и Михаилу Жилину; иеромонахам: Серафиму (Мещерякову) и Никанору (Надежину) и иеродиакону Антонию (Храповицкому), Академическим Правлением получены.

ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3067. Л. 3. Копия.

22 Тексты документов приведены согласно археографическим рекомендациям издания: Правила издания исторических документов в СССР. М., 1990.

23 Подчеркнуто в оригинале.

24 Подчеркнуто в оригинале.

Отношение законоучителя Прибалтийской учительской семинарии священника Василия Березского в Правление Санкт-Петербургской духовной академии о препровождении 13 руб. за полученный кандидатский крест.

3 февраля 1886 г. Гольдинген (Курляндская губ.).

(л. 5)

Имею честь препроводить в Правление академии тринадцать (13) руб. серебром за высланный Академиею кандидатский крест на имя директора Прибалтийской учительской семинарии.

При сем считаю долгом присовокупить, что при отсутствии какого бы то ни было официального уведомления со стороны Академии о количестве [нрзб] в уплату за крест денег, а равно и о // (л. 5об.) назначении этого креста, сим я должен был частным образом получать сведения о том и другом и вследствие этого замедлить уплатою денег.

Законоучитель Прибалтийской учительской семинарии,

священник Василий Березский

ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3122. Л. 5-5об.

(О кандидатских крестах, выданных в 1886г. окончившим курс Академии)

№ 4.

Отношение Хозяйственного управления при Святейшем Синоде в Правление Санкт-Петербургской духовной семинарии о препровождении магистерского креста для иеромонаха Герасима

№ 1880, Санкт-Петербург 14 февраля 1872 г.

На основании определения Св. Синода от 13/26 сентября 1871 г. за № 1205, Хозяйственное управление при Св. Синоде, препровождая при сем в Правление С. Петербургской духовной семинарии магистерский крест для наставника сей семинарии иеромонаха Герасима, покорнейше просит о получении сего креста уведомить, а следующие за оный деньги 16 руб.25 взыскать с иеромонаха Герасима и хранить в кассе семинарии неприкосновенно в числе наличных остаточных сумм по семинарии, подлежащих зачёту на содержание оной в 1873 г.

Директор [нрзб]

Начальник Отделения [нрзб]

[Внизу листа от руки чернилами написано]:

Получил иеромонах Герасим

ОР РНБ. Ф. 574. Оп. 1. № 935. Л. 2-2 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Дело о выдаче наставнику семинарии иером. Герасиму магистерского креста)

25 Подчеркнуто в оригинале. 142

источники и литература

1. БарсовН.И. Крест наперсный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XVIa. СПб., 1895. С. 658-659.

2. В рамках Международных Рождественских образовательных чтений Учебный комитет провёл презентацию образцов знаков выпускников духовных учебных заведений // Учебный комитет Русской Православной Церкви. URL: http://uchkom.info/novosti/6437/ (дата обращения 25.02.2020).

3. Данилов В. Л. Реформа духовного образования в России: история и современность // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2017. № 1 (2). С. 164-169.

4. Дело о выдаче наставнику семинарии иером. Герасиму магистерского креста // ОР РНБ. Ф. 574. Оп. 1. № 935.

5. Дело о кандидатских крестах, выданных окончившим курс воспитанникам Академии // ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3067.

6. Знак отличия для состоящих в духовном сане кандидатов богословия православных Духовных Академий из серебра // TransAntique Ltd. URL: http://transantique.ru/good/view/ id/2877 (дата обращения 25.02.2020).

7. Комаровский Е. А. Знаки нагрудные церковные // Православная энциклопедия. Т. XX. М., 2009. С. 266-268.

8. Нагрудный знак царской России нач. 20 в. кандидата богословия, состоящего в духовном сане // Антикварный магазин «Лавка старины». URL: https://www.dvaveka.ru/ raznoe/znachki-sssr/nagrudnyy-znak-kandidata-bogosloviya-sostoyashchego-v-dukhovnom-sane-serebro-rossiya-nach-20-v/ (дата обращения 25.02.2020).

9. О кандидатских крестах, выданных в 1886 г. окончившим курс Академии // ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3122.

10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. 1649-1825 гг. Т. XXXII. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1830.

11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание Третье. 1884 г. Т. IV. СПб., 1887; 1886 г. Т. VI. СПб., 1888; 1901 г. Т. XXI. Отделение I. СПб., 1903.

12. Правила издания исторических документов в СССР. М., 1990.

13. СуховаН.Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX — начале XX в. / 2-е изд., испр. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.