Научная статья на тему 'Правовые основы административно-правового регулирования отношений в области использования и охраны недр (на примере Сибирского федерального округа)'

Правовые основы административно-правового регулирования отношений в области использования и охраны недр (на примере Сибирского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Илюшин Алексей Владимирович

Исследуется двухуровневая система законодательства, регулирующего отношения в области использования и охраны недр РФ; анализируется вопрос о разграничении предметов ведения в указанной сфере между федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ; рассматривается вопрос о развитии регионального законодательства о недрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis of administrative legal regulation in the field of usare and protection of subsoil (by the example of Siberian Federal Region)

Bimodal system of law is being studied in the field of usage and protection of Russian Federation subsoil in the following paper; the subject of demarcation and authority in the following area between Federal Legislation and Legislation of Russian regions is being analysed in the following paper; the development of regional law in the field of usage and protection of subsoil is being considered here.

Текст научной работы на тему «Правовые основы административно-правового регулирования отношений в области использования и охраны недр (на примере Сибирского федерального округа)»

А.В. Илюшин

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Исследуется двухуровневая система законодательства, регулирующего отношения в области использования и охраны недр РФ; анализируется вопрос о разграничении предметов ведения в указанной сфере между федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ; рассматривается вопрос о развитии регионального законодательства о недрах.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды, а также административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В связи с этим ст. 76 Конституции РФ предоставляет субъектам РФ право на основе и в соответствии с федеральными законами принимать свои законы и иные нормативные правовые акты.

В ст. 1 Закона РФ «О недрах» прямо предусматривается, что законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Таким образом, двухуровневая система административного законодательства и законодательства о недрах (федеральное и субъектов РФ) в РФ на сегодняшний день является объективной реальностью.

В качестве основного отраслевого акта в системе горного законодательства выступил Закон РФ № 2395-1 «О недрах», принятый Верховным Советом РСФСР 21 февраля 1992 г. [1]. После принятия в него неоднократно (в 1995, 1999-2004, 2006 гг.) вносились изменения и дополнения. Несмотря на это, указанный базовый закон нуждается в дальнейшем совершенствовании [2. С. 27].

По обоснованному мнению Б.Д. Клюкина, в Российской Федерации должен быть принят новый законодательный акт о недрах - Кодекс о недрах, Горный кодекс или Горный закон России, в соответствии с которым будут приняты новые горные законы на уровне субъектов РФ. Указанный акт должен не только устанавливать общие принципы развития горных отношений, но и интегрировать в единую систему действующее и будущее горное законодательство [3. С. 61].

Однако внесенный в июне 2005 г. Правительством РФ проект Федерального закона № 187513-4 «О недрах» Федеральным Собранием РФ поддержан не был. Более того, он получил отрицательную оценку и со стороны законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Так, по мнению депутатов Законодательного Собрания Красноярского края, указанный законопроект предусматривает недостаточное участие органов власти субъектов РФ в регулировании вопросов природопользования, не соответствующее их роли и ответственности за обеспечение социально-экономического развития регионов [4].

Тем не менее на основании Конституции РФ и в соответствии с Законом РФ «О недрах» в Российской Федерации были приняты: Федеральный закон РФ от 30.11.95 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ»

[5], Федеральный закон РФ от 30.12.95 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» [6], Федеральный закон РФ от 20.06.96 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» [7], Федеральный закон РФ от 21.07.97 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» [8], Федеральный закон РФ от 26.03.98 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [9] и некоторые другие.

Принятие каждого из указанных законов было вызвано объективной необходимостью обеспечить дальнейшее развитие законодательства РФ в области недропользования с учетом особенностей различных видов регулируемых ими отношений по использованию и охране недр (инвестиционных, финансовых, производственных, социальных и др.).

Среди источников административно-правового регулирования отношений в области использования и охраны недр следует выделить Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [10].

Ст. 1.1 КоАП РФ устанавливает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В КоАП РФ содержится все федеральное законодательство об административной ответственности, т.е. он регулирует все вопросы административной ответственности за нарушение норм и правил, охраняемых федеральным законодательством РФ, в том числе и в области использования и охраны недр.

Положения ст. 1.3 КоАП РФ в развитие конституционных положений абсолютно четко решают вопросы разделения предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ в части, касающейся административной ответственности физических и юридических лиц за совершенные ими правонарушения. Так, к ведению Российской Федерации отнесено определение общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, перечня административных наказаний и правил их применения, порядка производства по делам об административных правонарушениях, а также порядка исполнения постановлений о наложении административных наказаний. Кроме того, к ведению федеральной власти отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе админи-

стративной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вне предметов ведения Российской Федерации субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения.

Исходя из этого, следует признать, что с указанного момента установление административной ответственности за нарушение федерального законодательства о недрах может осуществляться только нормами КоАП РФ.

Помимо федеральных законов достаточно крупный нормативный массив составляют федеральные подзаконные акты: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств. Принятие указанных актов направлено на реализацию, разъяснение и уточнение положений федеральных законов в области недропользования, а поэтому их количество существенно превышает число федеральных законов.

Таким образом, на федеральном уровне в России заложены серьезные нормативно-правовые основы, необходимые для полноценного государственноправового регулирования отношений в области использования и охраны недр.

Что касается регионального законодательства о недрах, то субъекты РФ, находящиеся в пределах Сибирского федерального округа, уже в полной мере воспользовались своим правом на законотворчество в названной сфере.

К моменту написания настоящей статьи приняты: Закон Республики Алтай от 02.03.1993 г. «О недрах и недропользовании» [11], Закон Республики Тыва от 05.02.1996 г. № 487 «О недрах» [12], Закон Новосибирской области от 12.02.96 г. № 31-ОЗ «О недропользовании» [13], Закон Иркутской области от 28.07.1999 г. № 38-оз «О недропользовании в Иркутской области» [14], Закон Омской области от 29.12.2001 г. № 334-ОЗ «О государственном регулировании пользования недрами на территории Омской области» [15], Закон Читинской области от 28.02.2002 г. № 353-ЗЧО «О разграничении полномочий органов государственной власти Читинской области в сфере регулирования отношений недропользования и о финансировании работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы» [16], Закон Томской области от 12.09.2003 г. № 116-ОЗ «О недропользовании на территории Томской области»

[17], Закон Алтайского края от 09.04.2003 г. «О пользовании участками недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых»

[18], Закон Кемеровской области от 09.03.2005 г. № 40-ОЗ «Об установлении полномочий Администрации Кемеровской области в сфере недропользования» [19], Закон Красноярского края от 28.04.2005 г. № 14-3363 «О порядке предоставления и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Красноярского края», Закон Республики Хакасия от 11.10.2005 г. № 60-ЗРХ «О порядке предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных иско-

паемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых» [20], Закон Республики Бурятия от 29.11.2005 г. № 1346-Ш «О порядке пользования недрами на участках недр местного значения, а также участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в Республике Бурятия» [21].

Кроме того, органами исполнительной власти субъектов РФ принимаются и подзаконные нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы, связанные с использованием и охраной недр.

Характеризуя законодательство о недрах субъектов РФ, необходимо отметить, что в законодательные акты, которые были приняты в период с 1993 по 2000 г., старались включить весь возможный комплекс вопросов в области недропользования на территории соответствующего субъекта РФ. По сути, в значительной части это осуществлялось за счет копирования в полном объеме положений Закона РФ «О недрах», а также регламентации отдельных вопросов, прямо затрагивающих интересы соответствующих территорий (компетенция органов законодательной и исполнительной власти, порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, использования недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений). К примеру, принятые в это время Закон Республики Алтай от 02.03.1993 г. «О недрах и недропользовании», Закон Республики Тыва от 05.02.1996 г. № 487 «О недрах», Закон Иркутской области от 28.07.1999 г. № 38-оз «О недропользовании в Иркутской области» (в первоначальной редакции) по объему и количеству статей превышают Закон РФ «О недрах».

В период с 2000 по 2004 г. вновь принимаемое региональное законодательство о недрах перестает дублировать положения федерального законодательства, а акцентируется лишь на урегулировании вопросов, прямо не отнесенных к ведению РФ. Именно по этому пути пошли законодательные органы Омской, Томской, Читинской областей, Алтайского края. Кроме того, в этот период была принята новая редакция Закона Новосибирской области от 12.02.96 г. № 31-ОЗ «О недропользовании», сократившая объем закона с 40 до 10 статей, а объем статей Закона Иркутской области от 28.07.1999 г. № 38-оз «О недропользовании в Иркутской области» был сокращен с 61 до 6 статей.

Начиная с 2005 г. принятие региональных законов (Кемеровская область, Красноярский край, Республика Бурятия, Республика Хакасия) направлено исключительно на регламентацию порядка предоставления и пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Последняя тенденция объясняется внесением с 1 января 2005 г. дополнений в федеральное законодательство, в соответствии с которыми вопросы установления порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых,

участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, были отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, которые они осуществляют самостоятельно [22].

В целом же наличие различных подходов к формированию регионального законодательства о недрах объясняется еще и тем, что вопрос о соотношении и разграничении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ с момента принятия Конституции РФ и по настоящее время является предметом острейших научных и политических дискуссий.

На наш взгляд, при решении вопроса о взаимоотношениях федерального и регионального законодательства в области использования и охраны недр следует учитывать положительный опыт КоАП РФ (ст. 1.3), в связи с чем отнести к ведению Российской Федерации регламентацию общих положений и принципов законодательства о недрах, закрепление системы органов государственного управления данной сферой, определение видов использования недр, закрепление оснований возникновения и прекращения права пользования недрами, а также порядка проведения соответствующих процедур, выработку форм организации работ в горном производстве (лицензии, договоры аренды, сервисные контракты, концессионные соглашения), установление особенностей правового статуса горнодобывающих (горнопромышленных) предприятий, формулирование требований по рациональному использованию и охране недр, а также окружающей среды, определение особенностей эксплуатации месторождений отдельных видов полезных ископаемых (нефть, газ, золото, уголь и т.п.) и использования недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, регулирование вопросов безопасности ведения горных работ, определение основных вопросов геологического изучения недр, установление системы платежей при пользовании недрами.

Другими словами, федеральное законодательство о недрах должно быть направлено исключительно на правовую регламентацию ключевых, наиболее важных и общераспространенных вопросов, возникающих в сфере недропользования, и определение законотворческих рамок для субъектов РФ.

Развитие отдельных положений федерального законодательства, отнесенных к компетенции органов власти и государственного управления субъектов РФ, а также определение порядка эксплуатации месторождений общераспространенных полезных ископаемых и использования недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, должно найти отражение в законодательстве субъектов РФ. Разрешение указанных вопросов именно региональным законодательством позволит учесть региональные и местные геологогеографические, социально-экономические и культурно-исторические условия и особенности соответствующих территорий.

Отдельно следует сказать о том, что установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов

РФ отнесено к ведению региональных органов государственной власти.

Учитывая, что вопросы пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентируются органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно, в отношении нарушений названных положений субъекты РФ вправе самостоятельно вводить и меры административной ответственности.

Правомерность подобного подхода к решению данного вопроса отмечена в научной литературе и подтверждена судебными актами, принятыми Конституционным Судом РФ [23] и Верховным Судом РФ [24].

Единственным субъектом РФ на территории Сибирского федерального округа, который на момент написания настоящей статьи воспользовался данным правом, является Красноярский край. Законом Красноярского края от 27.10.2005 г. № 16-3948 «О внесении изменений в Закон края «Об административных правонарушениях» положения названного закона были дополнены статьей 4.2, которая установила административную ответственность за нарушение порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых [25].

Другие субъекты РФ, входящие в состав Сибирского федерального округа, каких-либо дополнительных составов административных правонарушений за нарушение порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не устанавливают.

Таким образом, региональное законодательство об использовании и охране недр постоянно развивается, совершенствуется, устраняет имеющиеся пробелы и противоречия, постепенно все более и более превращаясь в самостоятельный, самодостаточный и жизненно важный пласт горного законодательства Российской Федерации.

Помимо всего изложенного, следует также отметить высокую роль в регулировании отношений недропользования международных договоров и соглашений.

Среди международных договоров, регулирующих межгосударственные отношения по вопросам недропользования, можно назвать Соглашение государств -участников СНГ о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов 1997 г. [26], Горную хартию государств - участников СНГ 1997 г. [27].

В ряде случаев только заключение межгосударственных договоров и соглашений позволяет беспрепятственно приступить к изучению и промышленному использованию недр. К примеру, нормальное освоение Россией дна Каспийского моря в целях добычи нефти невозможно без заключения межгосударственных соглашений между Азербайджаном [28], Ираном, Казахстаном [29] и Туркменистаном.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 16. Ст. 834.

2. Теплов О.М. Развитие федерального законодательства о недрах // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 27-36.

3. Клюкин Б.Д. Формирование нового горного права России // Журнал российского права. 2001. № 3. С. 61-62.

4. Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 27.10.2005 г. № 16-3959П «Об обращении Законодательного Собрания

Красноярского края к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о необходимости восстановления полномочий субъектов Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2005. № 41. 21 нояб.

5. Собрание законодательства. 1995. № 49. Ст. 4694.

6. Собрание законодательства. 1996. № 1. Ст. 18.

7. Собрание законодательства. 1996. № 26. Ст. 3033.

8. Собрание законодательства. 1997. № 30. Ст. 3584.

9. Собрание законодательства. 1998. № 13. Ст. 1463.

10. Российская газета. 2002. № 256. 31 дек.

11. Ведомости Верховного Совета Республики Алтай. 1993. № 3. 20 авг.

12. Тувинская правда. 1996. 4 апр.

13. Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. 2001. № 25. 22 июня.

14. Ведомости Иркутского Законодательного Собрания. 1999. 29 июля.

15. Омский вестник. 2001. № 65. 30 дек.

16. Забайкальский рабочий. 2002. № 55. 26 марта.

17. Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2003. № 22.

18. Сборник законодательства Алтайского края. 2003. № 84.

19. Кузбасс. 2005. № 42. 15 марта.

20. Вестник Хакасии. 2005. № 50. 21 окт.

21. Бурятия. 2005. 1 дек.

22. ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» // Российская газета. 2004. № 290. 30 дек.

23. Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 г. № 137-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статей 15.14, 15.15, 15.16 и 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 6.

24. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.03.2004 г. № 38-Г04-1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 10.

25. Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2005. № 40. 14 нояб.

26. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1997. № 2. С. 5-10.

27. Бюллетень международных договоров. 1999. № 7. С. 3-8.

28. Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря от 23.09.2002 г. // Бюллетень международных договоров. 2004. № 8. С. 60-62.

29. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 06.07.1998 г. // Бюллетень международных договоров. 2004. № 1. С. 71-77.

Статья представлена научной редакцией «Право» 20 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.