Научная статья на тему 'Правовые основания сохранения культурного наследия в регионе'

Правовые основания сохранения культурного наследия в регионе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИКИ / КОНСЕРВАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Савельева Елена Викторовна, Дахин Сергей Дмитриевич, Мазаева Светлана Юрьевна

Освещена система анализа законодательной системы сохранения культурного наследия как на общемировом, так на федеральном и региональном уровнях. Отмечены как достижения в этой сфере за последние годы, так и продол- жающие сохраняться проблемы, связанные с охраной нематериального культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основания сохранения культурного наследия в регионе»

9. Eller, C. The Myth of Matriarchal Prehistory. Why an Invented Past Won't Give Women a Future [Text] / C. Eller. - Boston, 2000.

10. Gimbutas, M. The Goddesses and Gods of Old Europe, 6500-3500 B.C.: Myths and Cult Images [Text] / M. Gimbutas. - 2nd ed. - Berkley and Los Angeles : University of California Press, 1982.

11. Hutton, R The Pagan Religions of the Ancient British Isles: Their Nature and Legacy [Text] / R. Hutton. - Oxford, 1991.

12. Levack, B. The Witch-Hunt in Early Modern Europe [Text] / B. Levack. - London, 1987.

13. Magliocco, S. Witching Culture: Folklore and Neo-Paganism in America [Text] / S. Magliocco. - Philadelphia, 2004.

14. Pearson, J. Wicca, Paganism and History: Contemporary Witchcraft and the Lancashire Witches [Text] / J. Pearson // The Lancashire Witches. Histories and Stories. - Manchester, 2002. -P. 188-203.

15. Rüssel, J.B.R Witchcraft in the Middle Ages [Text] / J. B. R. Russel. - Ithaca, 1985.

16. Salomonsen, J. Enchanted Feminism. Ritual, Gender and Divinity among the Reclaiming Witches of San Francisco [Text] / J. Salomonsen. - London, 2002.

17. Sanders, A. A Deed Without a Name: The Witch in Society and History [Text] / A. A. Sanders. - Oxford, 1995.

18. Sjoo, M. The Great Cosmic Mother: Rediscovering the Religion of the Earth [Text] / M. Sjoo, B. Mor. - San Francisco, 1987.

19. Starhawk Dreaming the Dark: Magic, Sex and Politics [Text] / Starhawk. - Boston, 1982.

20. Starhawk The Spiral Dance. A Rebirth of the Ancient Religion of the Great Goddess [Text] / Starhawk. - 2nd ed. - San Francisco, 1989.

21. Starhawk Truth or Dare: Encounters with Power, Authority and Mystery [Text] / Starhawk. - San Francisco, 1987.

22. Stone, M. When God Was a Woman [Text] / M. Stone. - New York, 1976.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕГИОНЕ

Е.В. Савельева, С.Д. Дахин, С.Ю. Мазаева (Россия, г. Астрахань)

Аннотация. Освещена система анализа законодательной системы сохранения культурного наследия как на общемировом, так на федеральном и региональном уровнях. Отмечены как достижения в этой сфере за последние годы, так и продолжающие сохраняться проблемы, связанные с охраной нематериального культурного наследия.

Annotation. The article is devoted to the legislative system ofpreservation of cultural heritage on international, federal and regional levels. The article examines the achievements in this sphere for the last few years as well as nowadays problems connected with preservation of non-material spiritual cultural heritage.

Ключевые слова: культурное наследие, нематериальное культурное наследие, нематериальное культурное наследие, памятники, консервация, стратегия.

Key words: cultural heritage, non-material cultural heritage, monuments, conservation, strategy.

XXI в. заявил себя как век глобализации. Наметились определенные сдвиги в области экономики, политики, экологии, культуры. В связи с глобализацией многие специалисты отмечают утрату природного разнообразия, которая повлекла за собой многочисленные изменения. Но если утрата природного многообразия налицо, то утрата культурного многообразия еще пока мало заметна и не привела к катастрофическим последствиям. Однако ее нельзя не заметить. Разнообразие - одна из основ устойчивого развития культуры. Вопрос сохранения культурного наследия в целом и культурного многообразия в частности становится особенно актуальным в современном мире. Фактически общество столкнулось с двойственной ситуацией: с одной стороны, это технический прогресс и все вытекающие из него последствия, связан-

ные со стиранием границ между многочисленными культурами. Также техническому прогрессу современного общества свойственно создание виртуальной культуры, которая вбирает в себя все существующие культуры и не имеет четких границ. С другой стороны, наметившиеся процессы глобализации культур не имеют своих ландшафтных границ, оторваны от реальности и фактически растворяются в общей культуре. На фоне всех этих процессов становится понятным многочисленный интерес к культурному наследию и многообразию.

Существует достаточное количество определений культурного наследия. В данной статье под культурным наследием мы будем подразумевать совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.

Следует отметить, что в определенные этапы мировой истории к культурному наследию относились по-разному. Что-то уходило в прошлое, так как было уже не актуально в современном обществе, что-то не потеряло своей ценности и по сей день. Однако свое правовое осмысление проблема культурного наследия получила 17 декабря 1975 г., когда в свет вышла «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия». По сути это был первый документ, официально закрепляющий статус культурного наследия наряду с природным. Согласно этой конвенции, под культурным наследием понимались: 1) памятники - произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; 2) ансамбли - группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; 3) достопримечательные места - произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии» [1].

Нетрудно заметить, что аспекты духовной жизни общества, а именно язык, обряды, фольклор и многое другое не вошли в понятие «культурное наследие».

Следующим шагом в истории законодательства по проблеме сохранения культурного наследия стал выход 17 октября 2003 г. «Конвенции об охране нематериального культурного наследия». В данной Конвенции «нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития [2].

Данная Конвенция определяет и области, в которых нематериальное культурное наследие проявляется: а) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; б) исполнительские искусства; в) обычаи, обряды, празднества; г) знания и обычаи, относящиеся к природе и Вселенной; д) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами [2].

Естественно, что создание юридической базы по сохранению культурного наследия было инициировано европейскими странами и, прежде всего, - ЮНЕСКО. Однако и Россия не осталась в стороне от этого процесса. Базовые моменты были заложены в Конституции РФ, где декларируется постулат о взаимосвязи гражданственности и охраны культурного наследия: «Каждый обязан заботиться о сохранении

исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» [3]. Очевидно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства РФ о культуре. Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Указом Президента РФ утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, включающий такие объекты всех регионов страны.

Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Также на территории РФ существует Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В преамбуле Федерального закона говорится, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предметами регулирования настоящего Федерального закона являются: 1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; 3) порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно данному закону, объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

• памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

• ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

• достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) собы-

тиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов [6]. В законе гораздо более подробнее нежели в конвенциях ЮНЕСКО, расшифровано само понимание объектов культурного наследия.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26.04.2008 г. № 315 «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», установлен порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон. «Установлено, что на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта» [4].

Для охраны культурного наследия необходимо регламентировать особые мероприятия. В первую очередь, это реставрация (меры по укреплению (консервированию) физического состояния, раскрытия наиболее характерных признаков, возобновления потерянных или поврежденных элементов объектов культурного наследия, с обеспечением сохранения их подлинности) и музеефикация (мероприятия по приведению объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения). Также используются такие методы, как консервирование - мероприятия, которые позволяют защитить объекты культурного наследия от последующих разрушений и обеспечивают сохранение их подлинности с минимальным вмешательством в их существующий вид, и реабилитация (ревалоризация) - мероприятия по возобновлению культурных и функциональных свойств объектов культурного наследия, приведения их в состояние, пригодное для использования. Но в последнее время многие деятели культуры выступают за приватизацию памятников архитектуры и истории частными лицами. По их мнению, только это может спасти культурное наследие России.

Надо отметить, что за рубежом перевод памятников истории и культуры вполне привычная практика. Например, в Чехии тот, кто владел собственностью (предположим, замком) до 1945 г., может получить его обратно, а затем продать или отдать в ренту. Те же, что остаются у государства, выставляются на специальные аукционы. Во Франции владельцы памятников должны содержать их в соответствии с исторической эпохой и платят довольно большие налоги, если не используют его для проведения экскурсий. В России эта идея особо заинтересовала бывшего министра культуры Михаила Швыдкого, который подчеркивал необходимость таких перемен в 2004 г. на Госсовете по культуре. Его также поддержал Юрий Лужков, заявивший, что памятники надо отдавать тем, кто может их восстановить.

Многие государственные деятели одобряют подобную инициативу. Ведь многие памятники истории и культуры находятся в плачевном состоянии, желающим хоть как-то продлить их существование нужно идти навстречу. Однако специалисты говорят о том, что необходим жесткий контроль над процедурой приватизации.

Помимо общемирового и общегосударственного законодательства существует и региональное. Ярким примером таких решений является «Петербургская стратегия сохранения культурного наследия». Она разработана Комитетом по государственному использованию и охране памятников. Стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления деятельности по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах [6].

Наш регион, как полиэтничный, с богатейшей историей, имеет свою политику в сфере охраны культурного наследия. Астрахань - один из немногих городов России, на территории которого проживают более 100 этносов. В связи с этим Астрахань занимает особое положение. Это связано, прежде всего, с тем, что Астрахань издревле занимала промежуточное положение между европейской Россией и Азией. Именно через Астрахань в 1Х-Х вв. проходил Великий шелковый путь. В регионе Нижнего

Поволжья сменяли другу друга цивилизации гуннов, сарматов, хазар, печенегов, половцев, татаро-монгол.

Именно благодаря многовековому взаимодействию различных народов сложилась своеобразная культура Астрахани.

На территории современной Астрахани находится огромное количество национальных обществ, которые продолжают сохранять свою культуру, передавая ее новым поколениям.

На данный момент на территории Астраханской области действует Областная целевая программа «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области».

Целями настоящей Программы по сохранению культурного наследия Астраханской области являются:

1) обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ;

2) обеспечение сохранности, пополнения, изучения музейного фонда Астраханской области, модернизация деятельности музеев, создание современных экспозиций;

3) внедрение в деятельность учреждений культуры новейших информационных технологий;

4) комплекс мероприятий, предусматривающий поддержку коллективов и мастеров профессионального искусства и народного творчества сельской культуры, национальной культуры;

5) модернизация и укрепление материально-технической базы учреждений культуры образовательного процесса, библиотечного и музейного дела;

6) обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия [5].

В реализации Программы принимают участие департамент культуры Астраханской области, совместно с областными учреждениями культуры и образования в сфере культуры, региональными отделениями Всероссийских творческих союзов, органами местного самоуправления Астраханской области, департамент экономического развития Астраханской области, департамент образования Астраханской области, департамент по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации области, ГУ «Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области» [5].

Однако, несмотря на обилие законодательных актов, законодательная база РФ по охране культурного наследия недостаточно хорошо проработана, так как до сих пор законом не защищены объекты нематериального культурного наследия. Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов.

Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.

В Российской Федерации требуется принятие новых законов, которые бы вывели культурное наследие на новую и более эффективную степень защиты, так как культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального

самоуважения и признания мировым сообществом. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Библиографический список

1. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://whc.Unesco.orglarcyive/con vention-ru.pdf, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус.

2. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minervaplus.ru/docums/Konvetsiya_ob_ohrane_nematerial_kul _turnogo_ naslediya.pdf, свободный. - Загл. с экр. - Яз. рус.

3. Конституция Российской Федерации. [Текст] : офиц.текст. -М., 1993.

4. Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 г № 315 «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.realtymag.ru/laws/429, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

5. Правительство Астраханской области Постановление о концепции отраслевой целевой программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008-2010 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.jilkin.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

6. Правительство Санкт-Петербурга Постановление от 1 ноября 2005 года № 1681, «О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия». Федеральный закон № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.spb.rU/gov/admin/otrasl/c _govcontrol/proekt, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

ВИРТУАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В РЕАЛЬНОМ И ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ

А.П. Романова, С.Н. Якушенков (Россия, г. Астрахань)

Аннотация. Рассмотрена проблема соотношения такого нового явления, как виртуальная реальность, и культурного наследия. Авторы полагают, что под культурным наследием понимают слишком узкий круг явлений, а новые феномены информационного общества полностью игнорируются. Необходимы усилия самых разнообразных ученых по осмыслению феномена виртуальной реальности и различных ее составляющих. Она полностью подходит под определение «достижения человеческого общества», а значит, отдельные ее элементы требуют внимательного и бережного к себе отношения. Для будущих поколений очень важно получить полную информацию о сегодняшнем времени, а возможности некоторых форм виртуальной реальности просто безграничны в этом вопросе. Забвение некоторых форм этой реальности приводит к потере очень важного пласта современной культуры.

Annotation. The article "Virtual cultural heritage in a virtual reality" deals with a very important phenomenon of nowadays - virtual reality as a new reality that shares many common features with physical reality. The scientists paid a lot of attention in definition of cultural heritage in past historical perspective but ignored a new phenomenon that changed very quickly - virtual reality. The authors tried to pay attention to this problem because every moment some elements of this reality stop to exist, changed by new elements, programs or forms. Our task is to make all possible to safe them for future generations because they are a real source of information about nowadays, our trends, our desires, etc.

Ключевые слова: виртуальная реальность, культурное наследие, материальное и нематериальное культурное наследие, мультимедийная продукция, социальные сети, блоги.

Key words: virtual reality, cultural heritage, material cultural heritage, intangible cultural heritage, multimedia, computer programs, software, social networking, blogging.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.