Научная статья на тему 'Правовые основания оперативно-чекистского обслуживания контингентов в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и первые послевоенные годы'

Правовые основания оперативно-чекистского обслуживания контингентов в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и первые послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спецконтингент / проверочно-фильтрационные мероприятия / репатриация / оперативночекистское обслуживание / проверочно-фильтрационные лагеря / нормативная правовая база / правовое регулирование. / special contingent / verification and filtration measures / repatriation / operational security service / verification and filtration camps / regulatory framework / legal regulation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гребенщикова Ирина Васильевна

Статья посвящена вопросам правового регулирования мероприятий, осуществляемые органами государственной безопасности в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы по выявлению предателей Родины, агентов иностранных разведок, пособников фашистам, диверсантов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гребенщикова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal grounds for operational security service of contingents during the great Patriotic war (1941–1945) and the first post-war years

The article is devoted to the legal regulation of activities carried out by state security agencies during the great Patriotic war and the first post-war years to identify traitors to the Motherland, foreign intelligence agents, accomplices to the Nazis, saboteurs, etc.

Текст научной работы на тему «Правовые основания оперативно-чекистского обслуживания контингентов в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и первые послевоенные годы»

УДК 342

Правовые основания оперативно-чекистского обслуживания контингентов в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

и первые послевоенные годы

Гребенщикова Ирина Васильевна, Уральский юридический институт МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: grebenshikova_iv@ mail.ru

Статья посвящена вопросам правового регулирования мероприятий, осуществляемые органами государственной безопасности в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы по выявлению предателей Родины, агентов иностранных разведок, пособников фашистам, диверсантов и др.

Ключевые слова: спецконтингент; проверочно-фильтрационные мероприятия; репатриация; оперативно-чекистское обслуживание; проверочно-фильтрационные лагеря; нормативная правовая база; правовое регулирование.

Legal grounds for operational security service of contingents during the great Patriotic war (1941-1945) and the first post-war years

Grebenschikova Irina Vasilyevna,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Law

The article is devoted to the legal regulation of activities carried out by state security agencies during the great Patriotic war and the first post-war years to identify traitors to the Motherland, foreign intelligence agents, accomplices to the Nazis, saboteurs, etc.

Key words: special contingent; verification and filtration measures; repatriation; operational security service; verification and filtration camps; regulatory framework; legal regulation.

В последние годы в связи с попытками ряда политических деятелей переписать историю Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) (далее - война) представляется важным в научных исследованиях уделять внимание объективному освещению событий тех лет.

В этой связи особый интерес историков и юристов вызывает изучение архивных материалов данного исторического периода.

Трудно переоценить деятельность органов государственной безопасности при проведении проверки в отношении бывших военнослужащих Красной Армии, а также в период проведения репатриации граждан в СССР и первые послевоенные годы.

Следует сказать, что еще до начала 1990-х годов вся деятельность органов внутренних дел и органов государственной безопасности была засекречена. Основная масса всех документов носила гриф «секретно», «совершенно секретно». И только с началом процесса рассекречивания ряда архивных материалов у ученых появилась возможность изучать исто-

рические события, опираясь на подлинники нормативных правовых актов (указов, приказов, директив, распоряжений и т.д.).

Уже с первого года войны принимается постановление Государственного Комитета Обороны (далее - ГКО) от 27 декабря 1941 г. № 1069сс, согласно которому создаются сборно-пересыльные пункты Наркомата обороны (далее - СПП) для бывших военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену и в окружении противника, обнаруживаемых в местностях, освобожденных от войск противника1. С целью обеспечения содержания и фильтрации указанных лиц начальниками СПП назначались опытные оперативные работники.

Следует отметить, что с продвижением наших войск количество спецконтингента, подлежащего фильтрации неуклонно росло. Поэтому основной задачей оперативно-чекистских отделов проверочно-фильтрационных лагерей НКВД СССР (далее - ПФЛ) при проверке и фильтрации прибывающего в лагеря

1 https://ru.wikisource.org/wiki.

контингента, в соответствии нормативными правовыми актами НКВД СССР, согласно Инструкции по работе оперативно-чекистских отделов проверочно-фильтрационных лагерей НКВД СССР, утвержденной директивой НКВД СССР от 13 апреля 1945 г. № бЭсс1, было выявление сотрудников и работников различных органов противника, и в первую очередь, разведывательных, контрразведывательных, полицейских и карательных.

К ним относились не только агенты этих органов, но и агенты иных иностранных разведок, переброшенные в СССР для вражеской работы (шпионаж, террор, диверсия и др.), а также активные участники различных вооруженных формирований, антисоветских организаций; предатели и изменники Родине и активные пособники фашистской Германии.

После проведения комплекса мероприятий по оперативно-чекистскому обслуживанию, если не было выявлено никакой компрометирующей информации, лиц, годных к службе в Красной Армии, направляли в местные военные комиссариаты, а негодных к военной службе - к месту постоянного их места жительства, за исключением городов Москвы, Ленинграда, Киева и погранполосы. Остальной контингент в соответствии с постановлением ГКО от 4 ноября 1944 г. № 6884с по специальным указаниям НКВД СССР откомандировывались в кадры промышленности2.

Среди граждан, в отношении которых проводились оперативно-чекистские мероприятия в ПФЛ, были и советские граждане немецкой национальности. В отношении указанных лиц действовал иной порядок направления к постоянному месту жительства. Так, в соответствии с директивой НКВД СССР от 11 октября 1945 г. № 181сс (далее - директива) все репатриированные советские граждане немецкой национальности направлялись в места постоянного поселения и наделялись статусом спецпереселенцев3.

Указанные граждане подлежали учету в спецкомендатурах НКВД СССР и агентурно обслуживались органами НКВД СССР наравне с другими спецпереселенцами. Документальное оформление персонального учета данного спецконтингента регламентировалось этой же директивой, а также инструкцией по учету спецпереселенцев, утвержденной приказом НКВД СССР 1941 г. № 0170.

В свою очередь, репатриированные немцы согласно инструкции, объявленной приказом НКВД СССР от 21 июля 1945 г. № 00865 «О порядке учета и регистрации репатриированных советских граждан», не подлежали учету и регистрации, поэтому фильтрационные дела на них не заводились4.

1 Боер В. М., Маркитан А. В. Правовые проблемы фильтрации (специальной государственной проверки) советских репатриантов в послевоенные годы (1945-1946 гг.) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 2 (34). С. 22.

2 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. Ф. 1. Д. 191. Л. 62.

3 ГАРФ. Ф. 9408. Оп. 1с. Д. 2. Л. 155.

4 Большакова Г. И. Начальный период массовой репатри-

В отношении прибывающего контингента репатриантов-немцев в обязательном порядке проводились все мероприятия по оперативно-чекистскому обслуживанию с целью выявления среди них диверсантов, немецких агентов и пособников, предателей и изменников Родине. Проведение таких мероприятий возлагалось на оперативный состав райотделов и спецкомендатур НКВД СССР. Спецконтингент, в отношении которого были выявлены компрометирующие материалы, подлежал аресту и суду. Отчетность по репатриированным немцам предоставлялась в соответствии с приказом НКВД СССР 1944 г. № 001152 вместе с другими спецпереселенцами.

Проверка в отношении прибывающих в ПФЛ советских граждан в соответствии с указанной Инструкцией проводилась в двухмесячный срок. Срок мог быть продлен в случае, если у проводивших проверку органов были какие-либо подозрения.

Кроме того, оперативно-чекистские мероприятия в отношении спецконтингента ПФЛ проводились в несколько этапов, начиная с проверки по розыскным спискам и заканчивая направлением запросов в органы НКГБ - НКВД СССР по прежнему месту жительства. Одним из этапов был тщательный допрос как самих проверяемых, так и свидетелей, которые знали проверяемых.

По прибытии в ПФЛ спецконтингента оперативно-чекистские отделы лагерей насаждали среди них агентурную сеть и устанавливали связь с агентурой, которая была завербована еще на проверочно-фильтрационных пунктах НКВД СССР (далее - ПФП).

Расстановка осведомительной сети предусматривалась во всех отделениях и бараках лагерей, где содержался спецконтингент. Вербовку агентов и осведомителей проводили из патриотически настроенных лиц, добровольно заявивших о своих преступлениях, а также из лиц, на которых имелись компрометирующие материалы. Вербовку лиц, изобличенных в каких-либо действиях, проводили лишь после их откровенных признаний в содеянном.

Все производственные бригады, особенно бригады, работающие у сложных и ответственных агрегатов или в опасных (в диверсионном отношении) цехах и производственных участках, обеспечивались противодиверсионным осведомлением. Агентурную работу в отношении контингента, работающего в промышленности, проводили совместно Народный комитет государственной безопасности (далее - НКГБ) - Управление народного комитета государственной безопасности (далее - УНКГБ).

При разработке спецконтингента в агентурных комбинациях активно использовалась агентура из медицинского состава лагерей.

Довольно часто при разработке контингента по

ации гражданского населения и военнопленных из Финляндии (1944-1946 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (89). С. 17.

согласованию с НКГБ - НКВД в лагеря подсаживали проверенных квалифицированных агентов местных органов с соответствующими легендами.

Вербовке также подлежали лица из обслуживающего персонала.

Для оперативного обслуживания личного состава агентурой обеспечивали все служебные подразделения лагерей. Особое внимание обращали на разработку личного состава военизированной охраны, состоящей из числа прошедших проверку контингента, куда могла просочиться агентура противника, предатели и т.д.

Осведомительная сеть после соответствующего инструктажа сводилась в резидентуры. Агентура находилась на личной связи у оперсостава и в резиден-туры не сводилась. Вербовка резидентов из числа контингента допускалась только в исключительных случаях, после тщательной проверки.

В работе агентуры также учитывалась возможность двойничества и попыток агентуры иноразведок проникнуть в агентурную сеть НКВД СССР. Для предупреждения таких случаев практиковалась проверка получаемых от агентуры материалов через другие источники. Агентов и осведомителей, заподозренных в принадлежности к разведывательным органам противника, в измене Родине, в предательстве и т.д., в отношении которых не было достаточных для ареста компрометирующих материалов, брали в активную агентурную разработку с оформлением дел-формуляров и агентурных дел.

За правильным оформлением личных фильтрационных дел, которые были заведены на спецконтингент, наблюдали отделения и группы, входившие в состав оперативно-чекистских отделов. Такие дела заводились на каждого проверяемого оперативно-чекистским отделом. Фильтрационное дело состояло из анкеты установленной формы, агентурных материалов, протоколов допросов проверяемого и свидетелей, заявлений, а также всех представленных и обнаруженных у проверяемого личных документов.

Все фильтрационные дела проверяемых до окончания проверки находились на хранении в оперативно-чекистском отделе ПФЛ как «совершенно секретные» документы.

При аресте спецконтингента из фильтрационного дела изымались все материалы, необходимые для приобщения к следственному делу. После окончания следствия и суда личное фильтрационное дело также пересылалось I Спецотделу НКВД - УНКВД СССР в архив для хранения. Туда же направлялись личные фильтрационные дела на бежавших из ПФЛ, но уже не для хранения в архиве, а для объявления их во всесоюзный розыск.

Личные фильтрационные дела проверенных и отправленных по месту постоянного проживания направлялись в I Спецотдел НКВД - УНКВД СССР по территориальности для хранения в архиве и взятия на общесправочный учет.

Учет и наблюдение за правильностью оформления дел резидентов, агентов и осведомителей осуществлялись в соответствии с приказом НКВД СССР от 28 июля 1939 г. № 00858. Учет и наблюдение за правильностью оформления дел-формуляров и агентурных дел осуществлялись в соответствии с приказом НКВД СССР от 11 октября 1939 г. № 001223. Всеми указанными мероприятиями по ведению дел и наблюдению за правильностью их ведения занимались учетные отделения и группы оперативно-чекистских отделов ПФЛ.

В свою очередь, следственные дела оформляли в соответствии с существующими на тот момент приказами НКВД - НКГБ СССР, учет и наблюдение за выполнением всех норм Уголовно-правового кодекса (далее - УПК) вели те же самые отделения и группы при оперативно-чекистских отделах.

Помимо вышеперечисленных задач отделения и группы при оперативно-чекистских отделах осуществляли также учет и объявление в розыск лиц, в отношении которых в ходе оперативно-чекистских мероприятий были выявлены изобличающие материалы.

Так, ежемесячно, к 15 числу, оперативно-чекистские отделы ПФЛ НКВД СССР представляли в Отдел ПФЛ НКВД СССР докладные записки, в которых содержалась информация о состоянии агентурной и следственной работы, а также описывался ход проверочной работы. Копии всех докладных записок направлялись в НКВД - УНКВД и НКГБ - УНКГБ СССР.

В соответствии с директивой НКВД СССР от 7 мая 1945 г. бывшие солдаты русской армии войны 19141917 гг., белые эмигранты и другие, являющиеся подданными Германии или лицами без гражданства, для проверки направлялись только в ПФЛ.

Отдельной категорией по оперативно-чекистскому обслуживанию были «власовцы». В соответствии с директивой НКВД СССР от 4 июля 1945 г. № 110 «О приеме, размещении, охране и использовании на работах корпуса «власовцев»1 принятые от союзников «власовцы» в количестве 46 000 тысяч были сосредоточены в лагерях НКВД СССР: № 0302 (Кизел), № 0314 (Кемерово), № 0315 (Прокопьевск)2. Весь остальной, в том числе офицерский, состав корпуса «власовцев», их семьи и инструкторский состав из числа немцев был сосредоточен в лагере для военнопленных ГУП-ВИ НКВД СССР № 525 (Прокопьевск). Оперативная проверка такого спецконтингента была возложена на орган контрразведки НКО «СМЕРШ»3.

В соответствии с постановлением ГКО от 18 августа 1945 г. № 9871с НКО СССР репатриируемых советских граждан из числа бывших военнослужащих Красной Армии и лиц призывного возраста передавали на предприятия черной металлургии, угольной промышленности и лесозаготовки Наркомлеса СССР в районы Камского бассейна. Весь контингент после

1 Петров Н. В. История империи «Гулаг» [Электронный ресурс]. URL: http://moskva-volga.ru/istoriya-imperii-gulag-glavy-iz-knigi-n-v-petrova.

2 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 191. Л. 125-126.

3 Петров Н. В. Указ соч.

предварительной регистрации формировался НКО в рабочие батальоны и организованным порядком направлялся на предприятия1.

Совместным приказом НКВД СССР, НКГБ СССР и начальника Главного Управления Контрразведки НКО «СМЕРШ» от 8 сентября 1945 г. № 0011027/00381/00169сш «Об организации проверки репатриируемых бывших военнослужащих Красной Армии и лиц призывных возрастов, передаваемых для работы в промышленности» оперативно-чекистские мероприятия в отношении такого спецконтингента были возложены на НКВД - НКГБ, УНКВД - УНКГБ и Управление контрразведки НКО «СМЕРШ» военных округов по месту дислокации предприятий, где использовались рабочие батальоны. Срок проверки был установлен в течение 2-3 месяцев2.

Для осуществления мероприятий по оперативно-чекистскому обслуживанию были созданы специальные проверочные комиссии из ответственных работников НКВД - НКГБ, УНКВД - УНКГБ и Управление контрразведки НКО «СМЕРШ» под председательством заместителей народных комиссаров внутренних дел республик - заместителей начальников управлений НКВД СССР. Для проведения проверки были созданы оперативные группы, на каждую тысячу проверяемых - три оперативных работника, из них: НКВД - 1; НКГБ -1 и Управление контрразведки НКО «СМЕРШ» - 1.

Проверочные комиссии занимались выявление среди спецконтингента лиц, на которых имелись компрометирующие материалы в причастности к немецким и иным разведывательным и контрразведывательным, полицейским и карательным органам, в изменческой деятельности, а также к белоэмигрантским и националистическим организациям.

Контингент, изобличенный в вышеперечисленных преступлениях, подлежал аресту. Для проведения дальнейших следственных мероприятий агентов гестапо и иностранных разведок передавали в НКГБ -УНКГБ; предателей и изменников Родине, пособников оккупантам - в НКВД - УНКВД; лиц, из числа военнослужащих - органам контрразведки НКО «СМЕРШ».

Не допускали передачи в постоянные кадры промышленности лиц, служивших в немецкой армии, немецких строевых формированиях (исключая трудовые), «легионеров», «власовцев» и полицейских.

Так, оперативные группы НКВД - НКГБ НКО «СМЕРШ», осуществляющие регистрацию и проверку контингента в лагерях, находящихся за пределами СССР, при выявлении таких лиц сразу направляли их в ПФЛ НКВД или приграничные ПФП НКВД СССР.

Если же компрометирующие данные были выявлены при дальнейшей проверке спецконтингента в рабочих батальонах, то их срочно изымали и также направляли в ПФЛ НКВД СССР.

В соответствии с директивой НКВД СССР от 29 октября 1945 г. № 188 оперативно-чекистские меропри-

1 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д.180. Л. 96.

2 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 180. Л. 97.

ятия в отношении гражданских лиц проводились органами НКВД СССР в порядке приказа № 00706/00268 по месту жительства репатриированных гражданских лиц.

Совместным приказом НКВД СССР и НКГБ СССР

1946 г. № 001113/00536 срок проверки всех репатриантов проверочными комиссиями был установлен до 1 февраля 1947 г.3

Следует отметить, что активные оперативно-чекистские мероприятия по выявлению лиц, принадлежащих диверсионным и контрразведывательным органам иностранных разведок, органами НКВД-МГБ СССР проводились и в первые послевоенные годы.

Так, из спецсообщения Управления МГБ по Свердловской области секретарю Свердловского обкома ВКП(б) В. И. Недосекину «Об установлении и разоблачении агентуры иностранных разведывательных и контрразведывательных органов» докладывалось, что в результате реализации оперативно-розыскных материалов объявленный УМГБ по Свердловской области во всесоюзный розыск как агент-диверсант германских разведорганов З. был арестован в 1947 г.

В этом же году был арестован П., обвиняемый в принадлежности к японским разведывательным органам (служебная записка № 1/6837 от 13 декабря

1947 г.)4, и др.

Как правило, судьбы арестованных были схожими. В первые месяцы войны они попадали в плен, были завербованы разведывательными и контрразведывательными органами противника, проходили специальное обучение в школах агентов немецкой и других разведок, а затем перебрасывались в СССР под видом репатриации.

Таким образом, деятельность по оперативно-чекистскому обслуживанию спецконтингента началась с первых месяцев вероломного вторжения фашистской Германии в СССР. Данные мероприятия проводились в первые годы войны, в основном в отношении бывших военнослужащих Красной Армии, самовольно бежавших с поля боя, попавших в плен или находившихся на оккупированной немцами территории. В дальнейшем, после контрнаступления Красной Армии, после освобождения территории СССР, мероприятиям по выявлению предателей, пособников фашистов, изменников Родине, служивших в немецких формированиях и т. д., подверглась более обширная группа лиц, по тем или иным причинам оказавших на территории, захваченной противником, не только среди бывших военнослужащих Красной Армии, но и гражданских лиц. Самый большой поток проверяемых лиц пришелся на конец войны, когда для проведения репатриации создавалось большое количество проверочно-фильтрационных пунктов и проверочно-фильтрационных лагерей.

Несмотря на то, что в работе по выявлению предателей, пособников фашистов, изменников Родине,

3 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 180. Л. 96.

4 Архив УФСБ РФ по Свердловской области. Ф-1-П. Оп. 1. Ед. хр. 344. Л. 8, 12.

служивших в немецких формированиях и т.д., были перегибы и недочеты, органами госбезопасности была проведена огромная работа которая внесла свой вклад в дело победы над фашистской Германией.

При изучении рассекреченных архивных материалов документов о методике проведения оперативно-чекистского обслуживания не было обнаружено. Это свидетельствует о том, что либо такие документы еще не рассекречены, либо в данный исторический период они не создавались, а действовали еще созданные до войны нормативные правовые акты.

Вся деятельность оперативно-чекистских подразделений была регламентирована в основном ведомственными нормативными правовыми актами органов НКВД СССР, НКГБ СССР и Управления контрразведки НКО «СМЕРШ», имеющими гриф «совершенно секретно» и «секретно».

Библиографический список

1. Архив Управления ФСБ РФ по Свердловской области. - Ф-1-П. - Оп. 1. - Ед. хр. 344. - Л. 8, 12.

2. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. 9408. - Оп. 1с. - Д. 2. - Л. 155.

3. ГАРФ. Ф. 9401. - Оп. 1ф. - Д. 191. - Л. 62, 125-126.

4. ГАРФ. Ф. 9401. - Оп. 1а. - Д. 180. - Л. 96, 97.

5. Боер В. М. Правовые проблемы фильтрации (специальной государственной проверки) советских репатриантов в послевоенные годы (1945-1946 гг.) / В. М. Боер, А. В. Маркитан // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. -№ 2 (34). - С. 19-26.

6. Большакова Г. И. Начальный период массовой репатриации гражданского населения и военнопленных из Финляндии (1944-1946 гг.). / Г. И. Большакова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 3 (89). - С. 14-19.

7. Петров Н. В. История империи «Гулаг» [Электронный ресурс] / Н. В. Петров. - URL: http://moskva-volga. ru/istoriya-imperii-gulag-glavy-iz-knigi-n-v-petrova.

Bibliograficheskij spisok

1. Arhiv Upravleniya FSB RF po Sverdlovskoj oblasti. -F-1-P. - Op. 1. - Ed. hr. 344. - L. 8, 12.

2. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (dalee -GARF). F. 9408. - Op. 1s. - D. 2. - L. 155.

3. GARF. F. 9401. - Op. 1f. - D. 191. - L. 62, 125-126.

4. GARF. F. 9401. - Op. 1a. - D. 180. - L. 96, 97.

5. Boer V. M. Pravovye problemy fil'tracii (special'noj gosudarstvennoj proverki) sovetskih repatriantov v poslevoennye gody (1945-1946 gg.) / V. M. Boer, A. V. Markitan // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2007. - № 2 (34). - S. 19-26.

6. Bol'shakova G. I. Nachal'nyj period massovoj repatriacii grazhdanskogo naseleniya i voennoplennyh iz Finlyandii (1944-1946 gg.). / G. I. Bol'shakova // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - 2018. - № 3 (89). - S. 14-19.

7. Petrov N. V. Istoriya imperii «Gulag» [Elektronnyj resurs] / N. V. Petrov. - URL: http://moskva-volga.ru/ istoriya-imperii-gulag-glavy-iz-knigi-n-v-petrova.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.