Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственная гражданская служба / государственный гражданский служащий / служебный контракт / должность / гражданин / Конституция РФ / закон / правовое регулирование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко А.Г., Майстренко Г.А.

Авторами в статье рассматриваются вопросы возникновение трудовых отношений государственных гражданских служащих в Российской Федерации. Исследуются актуальные проблемы заключения служебного контракта на государственной гражданской службе. Проведя анализ отечественной законодательной базы, констатируется, что служебный контракт содержит права и обязанности сторон. Применительно к государственной службе этими сторонами являются представитель нанимателя и гражданин, поступающий на гражданскую службу. Кроме того, служебный контракт предусматривает в себе ряд существенных условий, которые рассматриваются в данной статье. Предлагаются рекомендации с целью дальнейшей детализации нормативно-правовой базы регулирующей данную сферу общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ»

МАЙСТРЕНКО Анна Григорьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного университета нефти и газа

имени И.М. Губкина, Москва, Россия, e-mail: annamajstrenko@yandex.ru

МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доцент кафедры уголовного права и процесса Открытого гуманитарно-экономического университета,

Москва, Россия, e-mail: g.maуstrenko@yandex.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Аннотация. Авторами в статье рассматриваются вопросы возникновение трудовых отношений государственных гражданских служащих в Российской Федерации. Исследуются актуальные проблемы заключения служебного контракта на государственной гражданской службе. Проведя анализ отечественной законодательной базы, констатируется, что служебный контракт содержит права и обязанности сторон. Применительно к государственной службе этими сторонами являются представитель нанимателя и гражданин, поступающий на гражданскую службу. Кроме того, служебный контракт предусматривает в себе ряд существенных условий, которые рассматриваются в данной статье. Предлагаются рекомендации с целью дальнейшей детализации нормативно-правовой базы регулирующей данную сферу общественных отношений.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий, служебный контракт, должность, гражданин, Конституция РФ, закон, правовое регулирование.

MAISTRENKO Anna Grigorievna,

PhD in Law,

associate Professor of Department of Civil and Entrepreneurial Law,

All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russia, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Gubkin

University, Moscow, Russia

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law, Senior Researcher

of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure,

Open University for the Humanities and Economics, Moscow, Russia

чтттжжжжжжжжжжжжттттттжжшжжжттттттття/жжжжеттттттт*^^

346 ПРАВО n УПРАВЛЕНИЕ - № 1 - 2023

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-346-353 NIION: 2021-0079-1/23-65 MOSURED : 77/27-025-2023-0 1-65

LEGAL GROUNDS FOR EMPLOYMENT RELATIONSHIPS IN THE STATE CIVIL SERVICE

Annotation. The authors of the article consider the issues of the emergence of labor relations of state civil servants in the Russian Federation. The actual problems of concluding a service contract in the state civil service are investigated. After analyzing the domestic legislative framework, it is stated that the service contract contains the rights and obligations of the parties. In relation to the civil service, these parties are the representative of the employer and the citizen entering the civil service. In addition, the service contract provides for a number of essential conditions, which are discussed in this article. Recommendations are proposed for the purpose of further detailing the legal framework governing this area of public relations.

Key words: Constitution of the Russian Federation, law, law, civil service, civil servant, contract, position, citizen.

Основанием возникновения трудовых отношений государственных служащих, представляет сложный юридический состав. Поданному вопросу обоснованно пишет Е.А. Ершова, что основанием возникновения таких отношений между государственным гражданским служащим и государственным органом, является сложный юридический состав, и представляет собой совокупность юридических фактов, связанных с:

1. объявлением и проведением конкурса;

2. изданием акта о назначении на должность;

3. заключением служебного контракта [16, с. 11].

Необходимо отметить, что в п.п. 1, 4 ст. 32 Конституции РФ содержится положение, закрепляющее право граждан нашей страны на равный доступ к государственной службе, а также право на участие в управлении делами государства [1].

Так, при рассмотрении первого юридического факта, необходимо отметить, что порядок установлен ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» [5]. Исходя из положений рассматриваемой статьи мы видим, что в подавляющем количестве случаев для того, чтобы принять гражданина на государственную службу, необходимо предшествующее проведение конкурса для последующей оценки претендента квалификационным требованиям, необходимым для замещения должности, а также для оценки профессионального уровня.

Однако п. 2 рассматриваемой статьи указаны пять общих случаев, при которых конкурс не проводится. К их числу относят:

• назначение на замещаемые на определенный срок должности гражданской службы категории «руководители» и «помощники (советники)»;

• назначение на должности категории «руководители», назначение, а также освобождение, от которых осуществляется Президентом или Правительством РФ;

• заключение срочного контракта;

• назначение на должность гражданина и/или гражданского служащего, включенного в кадровый резерв на гражданской службе;

• назначение гражданского служащего на должность гражданской службы в случаях, которые предусмотрены законом. Сюда относят случаи принятия госслужащего на иную должность, если на текущей он не может продолжать исполнять свои обязанности в связи с состояние здоровья (необходимо наличие медицинского заключения). Второе основание - сокращение должностей или упразднение государственного органа (необходимо наличие письменного согласия работника). Третий случай - отказ от предложенной для замещения должности в порядке ротации [5].

Кроме того, рассматриваемой статьей предусмотрено еще одно основание, при котором конкурс может не проводиться. Так, данное основание связано с назначением на отдельные должности госслужбы, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, которые составляют государственную тайну. К числу таких сведений относят государственную, коммерческую, налоговую, банковскую тайну, врачебную, нотариальную и иные. Кроме того, конкурс может не проводиться по перечню должностей, которые утверждается нормативным актом государственного органа [5]. В качестве примера можно привести Приказ Минфина РФ от 26.08.2010 № 94н «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и при назначении на которые конкурс может не проводиться» [9], аналогичный приказ Росархива от 20.02.2019 № 20-к. (утратил силу) [12].

Еще одним случаем, при котором конкурс может не проводиться, это - решение представителя нанимателя при назначении на должности

гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Кроме того, нельзя не отметить существование Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ [6], которое утверждается Указом Президента и определяет порядок, а также условия проведения конкурса на замещение должности.

Следующим шагом является издание закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о назначении на должность, что закреплено ч. 1 ст. 26, в которой говорится, что "служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы" [5].

Так, в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», профессиональная служебная деятельность гражданских служащих осуществляется на основе служебного контракта. Указанный документ является первым в истории российского законодательства о государственной службе документом, в котором было использовано понятие «служебный контракт» [5]. В соответствии со ст. 23, служебным контрактом является соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы [5].

Действующее до вступления в силу 79-ФЗ законодательство о государственной службе (в частности, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» [11], утративший ныне силу) предусматривало, что граждане при поступлении на государственную службу заключают с соответствующим государственным органом трудовой договор: «Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах граждан Российской Федерации» (ч. 6 ст. 21). Применение трудового договора давало прочную основу для того, чтобы включать гражданскую службу в сферу действия трудового права, а служащих рассматривать в качестве особой категории наемных работников.

Однако, как подчеркивает А.В. Гусев, «уже тогда трудовой договор с государственным служащим имел ряд существенных особенностей: до его заключения в ряде случаев необходимо было проведение конкурса, в содержание должны

были включаться некоторые особые условия, а расторжение производилось как по общим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, так и по дополнительным основаниям, установленным законодательством о государственной службе» [15, с. 77].

Таким образом, можно констатировать, что использование контрактов для опосредования трудовых отношений с некоторыми работниками является достаточно традиционным для российской правовой системы [13].

Ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как «отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором» [3].

Необходимо отметить, что, в соответствии с положениями рассматриваемого выше закона, в служебном контракте включаются права, а также обязанности представителя нанимателя и гражданина, поступающего на гражданскую службу.

Кроме того, в ст. 24 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлены существенные условия договора. Так, к числу таких условий относят:

1) наименование замещаемой должности с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды, а также условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха. Указывается в случае, если данный режим для гражданского служащего отличается от служебного распорядка;

8) условия оплаты труда. Сюда относят размер должностного оклада, надбавки, иные выплаты, в том числе связанные с результативностью профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Главным отличием оплаты труда гражданских служащих является то, что структура оплаты труда, а также ее размер, нашел свое закрепление на федеральном уровне либо уровне субъектов РФ [5].

В частности, в структуру оплаты труда гражданского служащего входят:

• месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью (должностной оклад);

• месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин);

• ежемесячная надбавка к окладу за выслугу лет на гражданской службе;

• ежемесячная надбавка к окладу за особые условия службы;

• ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну;

• премии за выполнение особо важных, сложных заданий;

• ежемесячное денежное поощрение;

• единовременная выплата и материальная помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска [5].

Важно отметить, сегодня не в полной мере проработаны и изучены проблемы мотивации гражданских служащих в части применения комплекса стимулирующих мер, включающего в себя не только материальное, но и нематериальное стимулирование, что порождает необходимость проведения и сравнения дополнительных научных теоретических и практических исследований.

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;

10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.

Помимо этого, в служебном контракте могут быть определены еще некоторые условия. К ним относят испытание, устанавливающееся в соответствии с ст. 27 79-ФЗ [5]. Так, в соответствии с данной статьей с лицом, впервые поступающим на гражданскую службу, для проверки его соответствия занимаемой должности, предусматривается условие об испытании. Продолжительность такого испытания может составлять от одного месяца до года.

Следующим условием, которое может быть предусмотрено контрактом, является условие,

касающееся неразглашение сведений, составляющих государственную и иную, охраняемую законом тайну.

Помимо вышеуказанных условий, в служебном контракте также может быть предусмотрена обязанность лица, касающаяся прохождения гражданской службы по окончании обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования.

Еще одним условием, которое может найти отражение в служебном контракте, являются показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Под ними понимают ориентиры, на которые государственный гражданский служащий должен быть нацелен как в начале профессиональной деятельности, так и в процессе работы. Впоследствии за достижение таковых результатов государственный служащий может быть поощрен. Стоит отметить, что "показатели эффективности деятельности государственного органа, принятие, а также исполнение управленческих, иных решений, правовое, организационное и докумен-тационное обеспечение исполнение указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа, учитывая особенности его функций и поставленных перед ним задач" [13]. Как мы уже выше отмечали, нельзя оставлять без внимания принятый в 2019 г. Указ Президента, предусматривающий порядок осуществления профессионального развития госслужащих субъектов [7].

Кроме того, ст. 24 79-ФЗ также закреплено положение, касающееся наличия в служебном контракте ответственности сторон за неисполнение/ ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств [5].

Помимо этого, п. 5 рассматриваемой статьи предусматривает возможность изменения условий контракта путем соглашения сторон и в письменном виде.

В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в служебном контракте могут указываться и иные условия, которые не ухудшают положения гражданского служащего [5].

Стоит отметить, что служебный контракт может быть двух видов:

1) служебный контракт, заключенный на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

Что касается второго вида контракта, то заключается он на срок от одного года до пяти лет, если иное не предусмотрено 79-ФЗ. Так, в п.2 ст. 35 указанного закона отмечено, что срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторга-

ется по завершении выполнения этого задания, и гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы [5].

Кроме того, в законе указан перечень случаев, при которых заключается срочный служебный контракт.

Так, срочный служебный контракт может быть заключен в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» и категории «помощники (советники)».

Вторым случаем, при котором заключается срочный служебный контракт - является замещение должности гражданской службы на период отсутствия служащего, за которым, в свою очередь, сохраняется должность.

Следующее основание для заключения срочного служебного контракта возникает при замещении должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы

Еще одним случаем, являющимся основанием для заключения срочного контракта, является замещения должности в дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, а также иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, которые находятся за пределами нашей страны.

Пятым случаем, при котором заключается срочный трудовой контракт, является замещение должности гражданской службы в государственном органе, который образован на определенный срок или же для выполнения определенных задач и функций, однако стоит отметить, что 79-ФЗ не раскрывает порядок заключения срочного служебного контракта в данном случае. Если учитывать субсидиарное регулирование государственной службы и трудовым законодательством, и рассматриваемым федеральным законом, можно сделать вывод о том, что применительно к данной ситуации могут быть применены нормы, установленные трудовым законодательством. Так, в ст. 61 ГК РФ отмечается, что юридическое лицо может быть ликвидировано в связи с истечением срока, на который оно было создано, а также в связи с достижением цели, ради которой оно было создано [2]. Кроме того, ч. 2 ст. 79 ТК РФ закреплено, что трудовой договор, который был заключен на время определенной работы прекращается по завершении данной работы [3].

Стоит обратить внимание на п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2, где указано положение, закре-

пляющее, что "при установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок" [10].

Так, для того, чтобы не заключать договор на неопределенный срок зачастую работодатель прибегает к заключению нескольких срочных договоров для выполнения одной функции.

Замещение временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта - еще одно из оснований, при котором между государственным служащим и представителем нанимателя заключается срочный служебный контракт.

Кроме вышеизложенного, срочный служебный контракт заключается при замещении должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе и при замещении должности, по которой установлен особый порядок оплаты труда.

Еще одно из оснований, по которому может быть заключен срочный служебный контракт -замещение должности гражданской службы в порядке ротации. Стоит отметить, что данный термин подразумевает под собой назначение госслужащих на иные должности государственной гражданской службы в том же или ином государственной органе в целях противодействия коррупции, а также в целях повышения эффективности гражданской службы.

Как правило, ротация осуществляется в органах исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Так, ротации подлежат служащие, замещающие должности руководителей указанных органов.

Кроме того, в Методических рекомендациях [8] указано, что "под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации гражданских служащих в порядке, установленном положениями ст. 60.1 79-ФЗ, назначение гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается на иные должности гражданской службы в том же или в другом государственном органе" [5].

И, наконец, ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и другими федеральными законами могут быть установлены иные случаи, при которых имеет место заключение срочного служебного контракта, однако рассматриваемый ФЗ не содержит таких случаев.

Так, например, еще одним основанием для заключения срочного служебного контракта будет являться п. 1 ст. 38 ФЗ от 08.05.1994 № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [4]. Так, в п. 2 ст. 37 рассматриваемого закона указано, что "помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории «помощники (советники)», замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Кроме того, отмечено, что законодательство о государственной гражданской службе РФ распространяется на таких помощников в полном объеме."

Помимо этого, в ст. 38 рассматриваемого законно закреплено, что прием на работу помощников члена Совета Федерации, Государственной Думы осуществляется в соответствии с законодательством о государственной службе РФ и срочные служебные контракты с ними заключаются на основе распоряжения руководителя аппарата [4].

Стоит отметить, что проводя сравнительный анализ трудового договора и служебного контракта, можно сделать вывод, что каждый из двух указанных документов содержит как обязательные, так и дополнительные условия, которые прописываются в рассматриваемых документах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень оснований возникновения трудовых отношений закреплен ст. 16 ТК РФ [3], а что касается возникновения служебных (трудовых) отношений госслужащих, то там основанием является проведение конкурса, издание акта о назначении и последующее заключение служебного контракта.

Считаем, порядок поступления на государственную службу имеет особенности, связанные с тщательным отбором кандидатов на замещение должностей гражданской службы, что вызвано особым характером должностных обязанностей, выполняемых гражданскими служащими на любом уровне, и высокой ответственностью за выполнение этих обязанностей.

Таким образом, проанализировав основание возникновения трудовых отношений государственных служащих, возникающее посредством проведения конкурса (в определенных законом случаях конкурс не проводится), последующим изданием акта о назначении на должность и, наконец, заключением служебного контракта, можно сделать вывод, что ныне вместо характерного для использования в трудовом законодательстве понятия «трудовой договор», используется термин «служебный контракт», что, в свою очередь, порождает ряд дискуссий в юридическом сообществе.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 12.12.2023).

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/(дата обращения: 12.12.2023).

[3] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 12.12.2023).

[4] Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http://council.gov.ru/services/reference/10056/ (дата обращения: 12.12.2023).

[5] Федеральный закон от27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_48601/(дата обращения: 12.12.2023).

[6] Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/187829/ (дата обращения: 12.12.2023).

[7] Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке осуществления

'^mmmmmmmmmmmmiiimmmmmsmmmmm^

профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации») (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318654/ (дата обращения: 12.12.2023).

[8] Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия - 4.0) (утв. Минтрудом России) [Электронный ресурс]. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135462/968ffa4ac1c1142ba11e80a0a1672744e9af80d5/ (дата обращения: 12.12.2023).

[9] Приказ Минфина РФ от 26.08.2010 № 94н «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и при назначении на которые конкурс может не проводиться» // Российская газета. № 228. 08.10.2010.

[10] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 297. 31.12.2006.

[11] Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7379/ (дата обращения: 12.12.2023).

[12] Приказ Федерального архивного агентства от 20.02.2019 № 20-к «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральном архивном агентстве, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и при назначении на которые может не проводиться конкурс» (утратил силу) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320493/2ff7a8c 72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 12.12.2023).

[13] Воробьев Н.И., Галкин В.А., Мокеев М.М., Осипова И.Н., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) [Электронный ресурс] - URL: https://base.garant.ru/57631767/ (дата обращения: 16.01.2023).

[14] Гарячук И.Н. Изменение условий служебного контракта (правоприменительная практика) [Электронный ресурс]. - URL: http://center-bereg.ru/n1544.html (дата обращения: 06.01.2023).

[15] Гусев А.В. Служебный контракт на государственной гражданской службе // Южно-Уральский юридический вестник: Научно-практический журнал. 2006. № 6. - С. 77.

[16] Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. - М.: Статут, 2008. - 668 с.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izm., odobren-nymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 12.12.2023).

[2] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.11.1994 № 51-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/(data obrashcheniya: 12.12.2023).

[3] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/(data obrashcheniya: 12.12.2023).

[4] Federal'nyj zakon ot 08.05.1994 № 3-FZ (red. ot 27.12.2018) "O statuse chlena Soveta Federacii i statuse deputata Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii" (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://council.gov.ru/services/reference/10056/ (data obrashcheniya: 12.12.2023).

[5] Federal'nyj zakon ot 27.07.2004 № 79-FZ "O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii" (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_48601/(data obrashcheniya: 12.12.2023).

[6] Ukaz Prezidenta RF ot 01.02.2005 № 112 "O konkurse na zameshchenie vakantnoj dolzhnosti gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base. garant.ru/187829/ (data obrashcheniya: 12.12.2023).

[7] Ukaz Prezidenta RF ot 21.02.2019 № 68 "O professional'nom razvitii gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih Rossijskoj Federacii" (vmeste s "Polozheniem o poryadke osushchestvleniya professional'nogo

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяе^^

razvitiya gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih Rossijskoj Federacii") (s izm. i dop.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318654/(data obrashcheniya: 12.12.2023).

[8] Metodicheskie rekomendacii po organizacii rotacii federal'nyh gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih (versiya - 4.0) (utv. Mintrudom Rossii) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LA W_135462/968ffa4ac 1c1142ba11 e80a0a1672744e9af80d5/ (data obrashcheniya: 12.12.2023).

[9] Prikaz Minfina RF ot 26.08.2010 № 94n "Ob utverzhdenii Perechnya dolzhnostej federal'noj gosu-darstvennoj grazhdanskoj sluzhby v Ministerstve finansov Rossijskoj Federacii, ispolnenie dolzhnostnyh obyazannostej po kotorym svyazano s ispol'zovaniem svedenij, sostavlyayushchih gosudarstvennuyu tajnu, i pri naznachenii na kotorye konkurs mozhet ne provodit'sya"//Rossijskaya gazeta. № 228. 08.10.2010.

[10] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 17.03.2004 № 2 (red. ot 24.11.2015) "O primenenii sudami Rossijskoj Federacii Trudovogo kodeksa Rossijskoj Federacii" // Rossijskaya gazeta. № 297.31.12.2006.

[11] Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 1995 g. № 119-FZ "Ob osnovah gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii» (utratil silu) [Elektronnyjresurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7379/ (data obrashcheniya: 12.12.2023).

[12] Prikaz Federal'nogo arhivnogo agentstva ot 20.02.2019 № 20-k "Ob utverzhdenii perechnya dolzhnostej federal'noj gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby v Federal'nom arhivnom agentstve, ispolnenie dolzhnostnyh obyazannostej po kotorym svyazano s ispol'zovaniem svedenij, sostavlyayushchih gosudarstvennuyu tajnu, i pri naznachenii na kotorye mozhet ne provodit'sya konkurs" (utratil silu) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320493/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddaf-daddf518/ (data obrashcheniya: 12.12.2023).

[13] Vorob'ev N.I., Galkin V.A., Mokeev M.M., Osipova I.N., Yudina A.B. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 27 iyulya 2004 g. № 79-FZ "O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii" (postate-jnyj) [Elektronnyj resurs] - URL: https://base.garant.ru/57631767/(data obrashcheniya: 16.01.2023).

[14] Garyachuk I.N. Izmenenie uslovij sluzhebnogo kontrakta (pravoprimenitel'naya praktika) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://center-bereg.ru/n1544.html (data obrashcheniya: 06.01.2023).

[15] Gusev A.V. Sluzhebnyj kontrakt na gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe // Yuzhno-Ural'skij yurid-icheskij vestnik: Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2006. № 6. - S. 77.

[16] Ershova E.A. Trudovye pravootnosheniya gosudarstvennyh grazhdanskih i municipal'nyh sluzhash-chih v Rossii. - M.: Statut, 2008. - 668 s.

'■smmmmmmmmmmmmms^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.