А.В. Петрянин
Петрянин Алексей Владимирович — доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородская академия МВД России
Правовые ограничения на распространение экстремистской идеологии: теория, практика, техника
Учитывая широкомасштабное распространение экстремистской идеологии в современном мире, становятся актуальными направления противодействия столь деструктивному феномену. Решением выявленной проблемы озабочены все цивилизованные государства. Российская Федерация не стала исключением. Огромное количество ученых, а также представители законодательной, судебной и исполнительной власти находятся в активном поиске юридических, идеологических, политических, социальных и иных рычагов воздействия на идеологию нетерпимости, активно внедряемую в сознание граждан в целях возбуждения ненависти или вражды.
В представленной статье особый акцент будет сосредоточен на анализе уже существующих правовых ограничений распространения экстремистской идеологии в России.
Безусловно, базисом в данном вопросе является Конституция РФ, содержащая в себе концептуальные идеи в проблеме противодействия экстремизму1. Причем их основа заложена непосредственно в преамбуле, указывающей на недопустимость основанной на неравенстве борьбы. Эта позиция прямо указывает на антиконституционность любых видов противостояния, в основу которых заложена идея отрицания общепризнанного на мировой арене принципа равенства граждан, вне зависимости от их политической, идеологической, расовой, религиозной и иной принадлежности. Находит она свое подтверждение и в ряде других статей Основного закона нашей страны. Прямо указание на нее содержат статьи 13, 17, 19, 29 и 55 Конституции РФ2.
Представленная позиция является главенствующей идеей в противодействии экстремизму и поэтому пронизывает все иные нормативные предписания федерального или регионального уровней, затрагивающие исследуемую нами проблему.
Свое расширительное толкование исследуемое направление получило в рамках принятого 25 июля 2002 года Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»3. Этот документ является основным нормативным актом в борьбе с распространением экстремистских идеологий4. Он сконцентрировал в себе комплекс юридических норм, выполняющих координирующую функцию по отношению к иным отраслевым законодательствам, также выполняющих функцию в области противодействия экстремизму. Предложенная законодателем идея, бесспорно, является обоснованной. Сегодня мы наблюдаем внушительный пласт антиэкстремистского законодательства, требующего координации в реализации механизмов противодействия. Особая роль рассматриваемого Федерального закона заключается в консолидации в нем понятийного инструментария, содержащего признаки и формы распространения экстремистской идеологии, что, безусловно, облегчит применение всех норм российского права в данной области5.
С момента вступления Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в юридическую силу, он существенно видоизменился. Обусловлено это рядом следующих обстоятельств.
Во-первых, мутация экстремистских идеологий требует оперативного реагирования на изменение угроз, а также сфер влияния, имеющих свое присутствие на территории России, представителей запрещенных в стране экстремистских и террористических организаций.
Во-вторых, с нашей точки зрения, рассматриваемый документ не содержит конструктивных признаков экстремизма, определяющих его сущность. Это и становится первопричиной постоянного внесения в него изменений, в основной своей массе затрагивающих расширение перечня запрещенных видов экстремистской деятельности. Представленная проблема, к сожалению, повлекла за собой коллизию в определении исчерпывающего перечня преступлений, экстремистской направленности. Сегодня он
1 См.: Петрянин А.В. Конституция Российской Федерации 1993 года как правовая основа противодействия экстремизму // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. Н. Новгород. 2014. № 1 (25). С. 318—320.
2 Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4, ст. 445.
3 О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 144-ФЗ // Российская газета. 2002. 30 июля.
4 См.: Устинов В.В. Создать общегосударственную систему предупреждения и пресечения экстремизма // Российская юстиция. 2003. № 1. С. 52.
5 См.: Сергун Е.П. Экстремизм в российском уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. С. 86.
отсутствует и, исходя из содержания примечания 1 к ст. 2821 УК РФ, предоставляет нам легитимное основание для признания 100% умышленных преступлений экстремистскими при условии наличия при их совершении одноименного мотива.
В-третьих, высочайший уровень его бланкетности также затрудняет достижение тех целей, которые продиктованы законодателем в реализации направлений снижения уровня распространения экстремистской идеологии. В целом разделяя мнение нормотворцев о том, что терроризм является наиболее радикальной формой проявления экстремизма, для ознакомления с его понятием и признаками мы должны обратиться к Федеральному закону от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»1.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования этого нормативного правового акта федерального уровня.
В рассматриваемой нами области также заслуживает внимания Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом РФ 28 ноября 2014 года № Пр-27532.
Она восполняет ряд пробелов, имеющихся в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», и содержит в себе терминологический инструментарий, раскрывающий такие базовые понятия, как «идеология экстремизма», «проявление экстремизма» и т. д.
Экстремистская идеология, в понимании Президента России, включает в себя систему насильственных, то есть противоправных взглядов и идей, выступающих в качестве средств разрешения противоречий, основанных на социальных, расовых, национальных, религиозных и политических мотивах3.
Вопросы противодействия распространяющимся экстремистским идеологиям освещены и в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года4. В ней внимание обращено на возрождение националистической идеологии, получившей свое активное распространение не только в России, но и близ наших национальных границ.
Исследуя заявленную проблему, не можем не затронуть положения Уголовного кодекса РФ, содержащего в себе целый комплекс уголовно-правовых механизмов, нацеленных на снижение объема распространения экстремистских идеологий.
Уголовная политика в рассматриваемой области имеет глубокий репрессивный уклон. Это прослеживается путем анализа поступательно вносимых в Кодекс изменений и новелл, что представляет возможность для выделения самостоятельных этапов развития уголовного законодательства в рассматриваемой области.
Первый напрямую связан с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»5.
Предпринятый законодательный шаг поспособствовал криминализации таких ранее неизвестных уголовному праву деяний, как «организация экстремистского сообщества» и «организация деятельности экстремистской организации». Отличительной чертой рассматриваемого этапа является закрепление исчерпывающего перечня деяний экстремистской направленности в примечании к ст. 2821 УК РФ.
Второй этап ознаменован принятием Федерального закона от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»6, заложившим полярный подход от ранее предложенного в определении системы преступлений экстремистской направленности. Переход от исчерпывающего списка к неограниченному, обремененному лишь специальной мотивацией, существенно усилил превентивное воздействие на распространение экстремистской идеологии.
Третий связан с потребностью правоприменителей в разъяснении столь сложных в применении новелл уголовного законодательства в области противодействия экстремизму. Ознаменован он разработкой Пленумом Верховного Суда Российской Федерации постановления от 28 июня 2011 года № 11 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». В нем сосредоточены рекомендации по наиболее острым вопросам правовой оценки деяний, в том числе сопряженных с распространением экстремистской идеологии.
Немаловажным является выделяемый нами четвертый этап, в рамках коорого была не только изменена категория преступлений экстремистской направленности на более общественно опасную, но и
1 О противодействии терроризму: федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 // Российская газета. 2006. 10 марта.
2 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. 11К1_: https://scrf.gov.ru (дата обращения: 23.10.2017).
3 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утв. Президентом РФ от 28 ноября 2014 года № Пр-2753 // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 20.10.2017).
4 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19декабря 2012 года № 1666 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52, ст. 7477.
5 О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30, ст.3029.
6 Собрание законодательства РФ. 2007. № 31, ст. 4008.
Петрянин А.В. Правовые ограничения на распространение экстремистской идеологии.
585
Кодекс вновь был дополнен новыми видами таких деяний, в частности статьей 2801 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»1 и ст. 3541 УК РФ «Реабилитация нацизма»2. Их принятие ознаменовано потребностью государства в усилении защиты конституционного строя Российской Федерации, а в целом — всего мира и безопасности человечества от нарастающих внешних и внутренних угроз3.
Пятый этап целесообразно связать с отраженными в Федеральном законе от 5 мая 2014 года № 130-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4 положениями, затрагивающими тему нашей статьи.
Во-первых, этот Закон расширил максимальные размеры наказаний, назначаемых за совершение наиболее общественно опасных форм экстремистской деятельности5.
Во-вторых, им был введен такой новый отягчающий признак, как ««совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма».
В-третьих, дополнительно криминализирована подготовительная деятельность к совершению рассматриваемой группы преступлений. В частности, обособленно установлена ответственность за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества.
В качестве самостоятельного (шестого) этапа необходимо выделить направление реализации уголовной политики, нацеленной на подрыв экономических основ организованной экстремистской преступности. Так, Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»6 в рамках статьи 2823 УК РФ закреплена ответственность за финансирование экстремистской деятельности. Данная новелла свидетельствует о переоценке угроз экстремизма и придании ему в том числе и экономических характеристик.
Таким образом, современная государственная концепция в области противодействия распространению экстремистской идеологии построена на идее ужесточения ответственности за проявление любых форм экстремистской деятельности и выражается в усилении репрессивного воздействия путем увеличения санкций и криминализации новых, ранее не известных отечественному уголовному законодательству деяний7.
1 Собрание законодательства РФ. 2013. № 52, ч. I, ст. 6998.
2 Собрание законодательства РФ. 2014. № 19, ст. 2333.
2 См.: Хлебушкин А.Г. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации // Российский следователь. 2014. № 11. С. 25—29.
4 Собрание законодательства РФ. 2014. № 19, ст. 2335.
5 При частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более тридцати лет, а по совокупности приговоров — более тридцати пяти лет.
6 Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 26, ч. I, ст. 3385.
7 См.: Петрянин А.В. Современные законодательные решения в области уголовно-правового противодействия экстремизму // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XII Международной научно-практической конференции (29—30 января 2015 г.). М., 2015. С. 430—433.