Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридова Екатерина Александровна

В статье рассматриваются меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развивающих высокотехнологичные отрасли экономики. Выделены группы правовых мер поддержки инновацонных субъектов СМП в сфере налогообложения, государственных закупок, кредитования, разработки результатов интеллектуальной деятельности. Проанализированы изменения в налоговое законодательство в части льгот, направленных на развитие инноваций и высокотехнологичных производств. Проведен сравнительный анализ практики реализации в зарубежных странах концепции стимулирующих правовых средств поддержки интеллектуальной собственности «patent box» и института «банков патентов», осуществляющих учет взаимосвязанных патентов. Рассмотрены меры поддержки субъектов СМП в рамках пакета «антикризисных мер». Делается вывод о необходимости совершенствования правового регулирования, направленного на защиту прав инвесторов, установление эффективного финансового обеспечения и внедрение новых каналов финансирования для СМП, а также создания информационной инфраструктуры, отражающей уровни риска финансирования СМП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Свиридова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MEASURES TO SUPPORT INNOVATIVE AND HIGH-TECH SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article discusses measures to support small and medium-sized businesses developing high-tech sectors of the economy. Groups of legal measures to support innovative subjects of SMEs in the field of taxation, public procurement, lending, development of intellectual activity results are identified. The changes in the tax legislation in terms of benefits aimed at the development of innovations and high-tech industries are analyzed. A comparative analysis of the practice of implementation in foreign countries of the concept of stimulating legal means of intellectual property support “patent box” and the institute of “patent banks”, accounting for interrelated patents. Measures to support the subjects of the NSR within the package of “anti-crisis measures” are considered. It is concluded that there is a need to improve legal regulation aimed at protecting the rights of investors, establishing effective financial support and introducing new financing channels for SMEs, as well as creating an information infrastructure that reflects the risk levels of financing SMEs.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Е. А. СВИРИДОВА

E. A. SVIRIDOVA

УДК 346.2

Правовые меры поддержки инновационных и высокотехнологичных

субъектов малого и среднего предпринимательства

Legal measures to support innovative and high-tech small and medium-sized

businesses

Аннотация

В статье рассматриваются меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развивающих высокотехнологичные отрасли экономики. Выделены группы правовых мер поддержки инновацонных субъектов СМП в сфере налогообложения, государственных закупок, кредитования, разработки результатов интеллектуальной деятельности. Проанализированы изменения в налоговое законодательство в части льгот, направленных на развитие инноваций и высокотехнологичных производств. Проведен сравнительный анализ практики реализации в зарубежных странах концепции стимулирующих правовых средств поддержки интеллектуальной собственности «patent box» и института «банков патентов», осуществляющих учет взаимосвязанных патентов. Рассмотрены меры поддерж-

ки субъектов СМП в рамках пакета «антикризисных мер». Делается вывод о необходимости совершенствования правового регулирования, направленного на защиту прав инвесторов, установление эффективного финансового обеспечения и внедрение новых каналов финансирования для СМП, а также создания информационной инфраструктуры, отражающей уровни риска финансирования СМП.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, меры поддержки, инновации, интеллектуальная собственность, налоговые льготы, антикризисные меры.

Abstract

The article discusses measures to support small and medium-sized businesses developing high-tech sectors of the economy. Groups of legal measures to support innovative subjects of SMEs in the field of taxation, public procurement, lending, development of intellectual activity results are identified. The changes in the tax legislation in terms of benefits aimed at the development of innovations and high-tech industries are analyzed. A comparative analysis of the practice of implementation in foreign countries of the concept of stimulating legal means of intellectual property support "patent box" and the institute of "patent banks", accounting for interrelated patents. Measures to support the subjects of the NSR within the package of "anti-crisis measures" are considered. It is concluded that there is a need to improve legal regulation aimed at protecting the rights of investors, establishing effective financial support and introducing new financing channels for SMEs, as well as creating an information infrastructure that reflects the risk levels of financing SMEs.

Keywords: small business entities, support measures, innovations, intellectual property, tax benefits, anti-crisis measures.

Введение

Среди субъектов малого предпринимательства (далее — СМП) встречаются высокотехнологичные и инновационные предприятия, которые предлагают инновационные решения таких проблем, как изменение климата, эффективное использование ресурсов, решение социальных вопросов. Такие субъекты способствуют развитию устойчивой и цифровой экономики и имеют решающее значение для развития конку-

рентоспособности страны, ее экономического и технологического суверенитета, а также устойчивости к внешним потрясениям. Именно поэтому СМП представляют собой важный элемент реализации промышленной стратегии страны, в связи с чем крайне важно на начальном этапе их развития оказывать им правовую и финансовую поддержку.

В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании

в Российской Федерации» была разработана Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года1. В целом можно выделить три основных составляющих, на которых базируется установленный Стратегией план мероприятий:

- усиление возможностей и мер поддержки для перехода к устойчивой и цифровой экономике;

- совершенствование нормативного правового регулирования и оптимизация доступа к рынкам;

- повышение доступа к финансированию.

Цель Стратегии состоит в раскрытии потенциала высокотехнологичных и инновационных СМП для увеличения численности СМП, использующих устойчивую деловую практику и цифровые технологии. Конечная цель оказываемых СМП мер поддержки состоит в том, чтобы Российская Федерация стала страной, привлекательной для создания малого бизнеса и для его роста и развития на международном рынке.

В соответствии с действующим российским законодательством можно разделить все меры поддержки высокотехнологичных и инновационных субъектов МСП на несколько групп. К первой группе следует отнести льготы в сфере налогообложения и бухгалтерской отчетности. Вторая группа представлена мерами поддержки МСП при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Третья группа включает меры финансовой поддержки, в том числе в об-

Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // «Собрание законодательства РФ», 13.06.2016, № 24, ст. 3549.

ласти кредитования. Кроме того, можно отдельно выделить меры поддержки разработки продуктов интеллектуальной собственности.

Меры налоговой поддержки СМП

В целях реализации плана мероприятий («дорожной карты») по трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения в части введения новых налоговых льгот в сфере интеллектуальной собственности2. Во-первых, расходы, понесенные в связи с приобретением исключительных прав на объекты патентного права, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем в рамках договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора можно учесть в составе расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, но лишь при условии, если исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности будут использоваться сугубо в научных исследованиях или опытно-конструкторских разработках. Данная налоговая льгота позволяет СМП сократить налоговую базу по налогу на прибыль за счет учета расходов на приобретение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.

Еще одна налоговая льгота была введена в рамках реализации концепции стимулирующих правовых средств, направленных на развитие инноваций и высокотехнологичных производств — «patent box».

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», № 147 - 148, 07.07.2021.

Впервые на территории европейских стран режим «patent box» был принят в Ирландии в 1973 году, затем в 2001 году аналогичный режим был введен во Франции, чуть позже по данному пути развития налогового законодательства пошли и другие страны Европейского союза, в частности, Болгария, Венгрия, Люксембург. Начиная с 2013 года действовал режим «patent box» на территории Великобритании, предусматривавший постепенное введение до 1 апреля 2017 года ставки налогообложения в размере 10% на доходы от патентов. Следует отметить, что условием применения британского режима «patent box» является необходимость получения патента строго теми органами, которые указаны в налоговом законодательстве Великобритании. Так, например, Национальный институт интеллектуальной собственности Франции не входит в их число. В связи с этим изобретение, запатентованное на территории Франции, будет подпадать под действие налогового режима «patent box» в Великобритании только при условии, что оно будет запатентовано одним из ведомств, перечисленных в британском законе. В этом плане французский режим «patent box» менее ограниченный и распространяется на изобретения, получившие иностранный патент, при условии, что изобретение уже запатентовано или может быть запатентовано во Франции.

Франция, как одна из первых европейских стран, внедривших налоговый режим «patent boх», в настоящее время применяет корпоративный налог по сниженной ставке в размере 15% на доходы, полученные в результате отчуждения исключительного права, а также на доходы в виде лицензионных платежей по договорам о передаче права пользования изобретениями, внесенными в них усовершенствованиями и связанными

с ними средствами промышленного производства, при условии, что эти средства соответствуют требованиям, перечисленным в статье 39 Налогового кодекса, в соответствии с которой применение режима долгосрочного прироста капитала зависит от характера нематериальных активов, а также от минимального срока владения не менее чем два года в случае, если нематериальные активы были приобретены за определенную плату. Однако срок владения не учитывается, если нематериальные материалы были разработаны самим инновационным предприятием-налогоплательщиком.

В 2019 году во Франции произошло реформирование системы IP-box. Задача реформы состояла в том, чтобы обеспечить сосредоточение объектов интеллектуальной собственности в рамках территории одной страны. Таким образом, был принят закон о финансах, который распространил режим «patent box» на программное обеспечение. Доходы от использования объектов патентного права и программного обеспечения облагаются льготной ставкой корпоративного налога в размере 10%.

В США установлены меры, позволяющие ограничить перемещение нематериальных активов на территорию других стран с целью локализовать производство и использование инновационных технологий преимущественное на территории США. Так, американское законодательство предусматривает налоговый вычет в размере 13% (16% начиная с 2026 года). Такой налоговый режим применяется в отношении прибыли, полученной от использования нематериальных активов, зарегистрированных на территории США. Кроме того, на территории США налогом на прибыль облагаются доходы иностранных дочерних компаний американских организаций, полученные от принадле-

жащих им нематериальных активов. Такой механизм применяется, если такая прибыль считается недостаточно налогооблагаемой. Таким образом, эффективная ставка налога в рамках рассмотренного налогового режима составляет 10,5% (13% в 2026 году). Следует отметить, что таким организациям предоставляется налоговый кредит в размере 80% от суммы налогов, уплаченных за рубежом. Цель такого частичного начисления иностранных налогов состоит в том, чтобы сделать американские компании более восприимчивыми к налогам, уплачиваемым за границей с целью повышения привлекательности США как основного места ведения бизнеса.

В Российской Федерации налоговый режим «patent box» находит свое проявление в наделении субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению пониженной ставки налога на прибыль, полученную от передачи прав использования результатов интеллектуальной деятельности в рамках лицензионного договора, в том числе при осуществлении экспорта. Таким образом, субъекты Российской Федерации могут на региональном уровне понизить ставку налога, перечисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, за исключением той части налогового бремени, которая подлежит зачислению в бюджет Российской Федерации. Режим «patent box» СМП может применять только при соблюдении ряда условий. Во-первых, СМП необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, извлеченных в результате деятельности по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности, осуществляемой на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и доходов, и расходов, извлекаемых от иных видов деятельности.

Во-вторых, исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности должны принадлежать СМП и быть зарегистрированы в единой базе Роспатента. В-третьих, перечень результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от использования прав на которые будет облагаться по пониженной налоговой ставке (от 0% до 17%), должен быть установлен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Льготы в сфере бухгалтерской отчетности касаются предоставленной МСП возможности использования упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность3. СМП вправе, в частности, осуществлять полное списание расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы на расходы по обычным видам деятельности, а также относить расходы, связанные с приобретением или созданием нематериальных активов к расходам по обычным видам деятельности в полной сумме.

Меры финансовой поддержки субъектов СМП

Вторая группа мер направлена на создание оборота продукции СМП в рамках осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»4, участниками которых являются СМП, должны быть проведены в электронной форме.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 15.12.2022) «О бухгалтерском учете» // «Российская газета», № 278, 09.12.2011.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 15.12.2022) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // «Российская газета», № 159, 22.07.2011.

Закупка для государственных и муниципальных нужд с участием исключительно СМП может быть проведена посредством двух видов процедур: конкурентной (осуществляемой только в электронной форме при условии включения операторов в специальный перечень5) и неконкурентной (осуществляемой в соответствии с положением о закупке). Исполнение договора, заключаемого с СМП может обеспечиваться в размере, не превышающим пять процентов от начальной минимальной цены контракта, либо в размере аванса, установленного договором. При осуществлении конкурентной закупки СМП можно обязать предоставить обеспечение в форме банковской гарантии или путем внесения денежных средств на специальный счет в банке из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ6.

Постановлением Правительства РФ установлен минимальный годовой объем закупок у СМП равный 25 процентам совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок7. Если речь идет о закупке инновационной и высокотехнологичной продукции, то ее годовой объем определяется как увеличенный на 5 процентов совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных

Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (ред. от 23.11.2022) «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-Ф3» // «Собрание законодательства РФ», 23.07.2018, № 30, ст. 4767.

Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р (ред. от 19.08.2022) «Об утверждении перечня банков в соответствии с частью 10 статьи 44 и частью 5 статьи 84.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ» // «Собрание законодательства РФ», 23.07.2018, № 30, ст. 4771. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (ред. от 20.12.2022) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // «Собрание законодательства РФ», 22.12.2014, № 51, ст. 7438.

заказчиками, включенными в перечень заказчиков, обязанных осуществить закупку такой продукции у СМП.

По мнению И.В. Бит-Шабо, основная задача государства состоит в реализации контроля за соблюдением заказчиками правил предоставления преимуществ СМП, что в итоге положительно скажется на национальной экономике [2].

Среди мер финансовой поддержки СМП можно назвать бюджетные субсидии. Так, Правительством города Москвы предусмотрен порядок предоставления субсидий для СМП, являющихся участниками договора коммерческой концессии. Получить субсидии имеют право СМП, имеющие статус франчайзи по договору коммерческой концессии, а также лицензиата по лицензионному и сублицензионному соглашениям. При этом лицензионный договор и договор коммерческой концессии на дату подачи заявки на получение субсидии должны быть зарегистрированы в Роспатенте не ранее чем за двадцать дней до дня подачи заявки. Бюджетные субсидии предоставляются СМП в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам на поддержку и развитие их деятельности, возмещения части затрат на выплату вознаграждений по договорам коммерческой концессии и затрат на приобретение оборудования и оплату коммунальных услуг, возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), а также возмещения затрат на выплату лицензионных платежей правообладателю-лицензиару. Максимальный размер субсидии устанавливается в размере одного миллиона рублей по одному договору коммерческой концессии или лицензионному договору.

Еще одной мерой финансовой поддержки СМП можно назвать кредитования субъектов малого бизнеса под залог

нематериальных активов [3]. Основным препятствием развития залога исключительных прав является отсутствие единой и прозрачной методики оценки объектов интеллектуальной собственности и практики ее реализации при дефолте заемщика. Любая попытка сделать «объективным» оценку такого актива как интеллектуальная собственность, в экономическом смысле обречена на провал. Единственными субъектами, которые будут в выигрыше от установления объективного механизма оценки интеллектуальной собственности являются те, кто его разрабатывает, поскольку именно такие субъекты будут контролировать правила и методы оценки [1].

В настоящее время на рынке интеллектуальных прав появились новые участники, оказывающие влияние на оценочную стоимость интеллектуальных активов — т.н. банки патентов — частные или государственные организации, основной целью которых является учет взаимосвязанных патентов между несколькими участниками. Так, в США действует некоммерческий кооператив Allied Security Trust, а также RPX Corporation (Rational Patent EXchange). По сути, данные организации снижают риски судебных разбирательств со стороны патентных троллей. Организации приобретают исключительные права, обладающие высокой ценностью, перспективностью и повышенными рисками, если считают, что обладатели таких прав могут впоследствии использовать их в недобросовестных целях против членов таких организаций. В результате члены RPX получают лицензию на все исключительные права, объединенные в портфеле RPX.

Во Франции существует похожая организация — France Brevets. В Южной Корее и Тайване действуют фонды инвестиций в интеллектуальную собственность

Discovery и ITRI. В России наиболее близкой к подобного рода организациям можно назвать торговую площадку RUPatent для владельцев интеллектуальной собственности. Однако, она представляет собой лишь систему электронных торгов, на которой проводятся он-лайн аукционы по предоставлению или передаче прав на объекты интеллектуальной собственности. Т.е. речь идет скорее об осуществлении посреднических функций. Для компаний, заинтересованных в приобретении или продаже прав на изобретения, ресурс дает информацию о результатах интеллектуальной деятельности, правообладатели которых готовы передать права на них или предоставить лицензию на их использование. Кроме того, Роспатент совместно с Московским инновационным кластером создали онлайн сервис «Биржа патентов», целью которого является предоставление доступа к существующим результатам научно-технической деятельности и оказание содействия в регистрации объектов интеллектуальной собственности и в заключении и оформлении сделок в сфере интеллектуальных прав.

Зарубежные организации являются фондами, задача которых заключается в приобретении патентных прав на изобретения, которые, вероятно, могут быть противопоставлены изобретениям национальных промышленных предприятий. Корейский Intellectual Discovery выступает в роли национального патентного агрегатора и приобретателя зарубежных патентов, которые могут быть противопоставлены патентам корейских компаний, препятствуя таким образом возникновению риска угрозы со стороны иностранных правообладателей. Данная организация финансируется как за счет частного сектора, так и со стороны правительства и банков.

Однако, помимо позитивной стороны деятельности банков патентов, выражающейся в поддержке стартап компаний, их экономическая модель связана с риском отклонения от концепции защиты, сталкиваясь с которым органы публичной власти должны иметь возможность ответить наиболее адекватным и приемлемым способом в общественных интересах. Так, некоторые из этих банков патентов уполномочены по заявлению одного из своих членов за счет средств всех своих членов приобретать патенты третьих лиц, права по которым могут быть противопоставлены такому заявителю. Поэтому в США за деятельностью банков патентов следят антимонопольные органы, а в некоторых случаях Департамент торговли проводит расследование с целью исключить монопольный сговор. Действительно, банки патентов вполне могут превратиться в патентных троллей за счет аккумуляции большого количества интеллектуальных активов.

В Российской Федерации АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», наравне с фондами содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) являются участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства. В полномочия данных субъектов входит реализация поддержки СМП по предоставлению доступа к кредитным и иным финансовым ресурсам путем выдачи участниками НГС обеспечения кредитных обязательств в форме поручительства или независимой гарантии.

Одним из приоритетных направления развития НГС является расширение доступности мер финансовой поддержки для СМП, осуществляющих деятельность в приоритетных сферах экономики, в том числе, инновационных и технологических отраслях, приоритеты оказания

поддержки которым определены национальным проектом и (или) предусмотрены антикризисными мерами, реализуемыми Правительством Российской Федерации8.

В рамках пакета антикризисных мер Правительством РФ были установлены максимальные ставки по кредитным договорам для субъектов малого и среднего предпринимательства9. Также был определен перечень отраслей, действуя в которых субъекты малого бизнеса вправе потребовать от кредитора изменения условий кредитного договора в части приостановления исполнения должником обязательств, возникших до 1 марта 2022 года [4].

Следует отметить, что системы кредитного обеспечения остаются наиболее широко используемым инструментом поддержки СМП и в странах ОЭСР. Экспортные гарантии и меры по поддержке коммерческого кредитования, улучшение процентной ставки, а также оказание консультативной помощи СМП, нуждающимся во внешнем финансировании, относятся к числу дополнительных инструментов, часто используемых для решения проблемы недостаточного финансирования инновационной деятельности СМП. В некоторых юрисдикциях государственная поддержка в форме расширения воз-

Приказ Минэкономразвития России от 09.09.2020 № 586 «Об утверждении Основных положений развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.10.2020.

Постановление Правительства РФ от 16.08.2022 № 1420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 — 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке» // «Собрание законодательства РФ», 22.08.2022, № 34, ст. 5975.

можностей доступа инновационных стар-тапов к финансированию дополняется вспомогательным набором мер, направленных на решение сопутствующих проблемы, с которыми сталкиваются СМП, в частности, высокие нормативные требования, низкие управленческие навыки, отсутствие квалифицированных кадров и интернационализация.

В рамках реализации инвестиционного плана для Европы (т.н. плана Юнкера) в 2015 году был создан Европейский фонд стратегических инвестиций (FEIS). Реализуемый и контролируемый Европейским инвестиционным банком, данный фонд направлен на решение проблемы нехватки альтернативных источников финансирования для СМП и предприятий со средней капитализацией путем привлечения частного капитала, в том числе посредством предоставления гарантий и участия в капитале. В целях улучшения качества инвестиционных проектов, была запущена европейская инвестиционная консалтинговая платформа (EIAH), которая действует как единый центр, оказывающий консультативные услуги и техническое содействие разработчикам европейских проектов.

Кроме того, наблюдается все более заметная тенденция к адаптации финансовых мер поддержки СМП к местным и региональным условиям. Так, например, Банк Франции создал сеть, состоящую из ста региональных корреспондентов и консультантов, которые оказывают консультативную поддержку местным предприятиям малого бизнеса, испытывающим финансовые трудности. Во Франции начиная с 2005 года действует несколько программ поддержки инновационных компаний (стартапов и малых и средних предприятий). В частности, запущенная в 2013 году программа «French Tech», направлена на укрепление развития и систематиза-

ции стартапов во Франции, улучшение международного регионального сотрудничества, поддержку талантов, предпринимателей и иностранных инвесторов. В 2018 году «French Tech» сосредоточилась на поддержке инновационных стартапов, могущих стать потенциальными мировыми лидерами в области высоких технологий.

В Великобритании в 2017 году британский Бизнес-Банк создал региональный фонд «Инвестиционный фонд Северной электростанции» (Northern Powerhouse Investment Fund) в сотрудничестве с десятью местными предприятиями в целях обеспечения коммерческого финансирования СМП и содействия их развитию и росту. В Китае национальный фонд развития малого и среднего бизнеса, созданный в 2015 году, в 2016 году создал свой первый региональный вспомогательный фонд в Шэньчжэне (провинции Гуандун на юге Китайской Народной Республики). В 2017 году начала реализовываться национальная экспериментальная программа поддержки микропредприятий в инновационных городах, целью которой стало прямое финансирование СМП и инновационного предпринимательства на муниципальном уровне и создание благоприятной для инноваций городской среды.

Меры поддержки развития инновационной деятельности СМП

Что касается мер поддержки СМП в сфере интеллектуальной собственности, то, прежде всего, следует отметить льготы по оплате пошлин за регистрацию объектов интеллектуальной собственности в Роспатенте, в частности, введенную по инициативе Минэкономразвития России тридцати процентную льготу за подачу заявки на географическое указание в электронной

форме, а также специальные льготы для субъектов малого предпринимательства, образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, научных организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, значительно способствуют стимулированию инновационной деятельности субъектов малого бизнеса наличие открытой системы информации об объектах промышленной собственности, в том числе негосударственных сервисов на основе международных источников патентной информации, возможности осуществления регистрации объектов интеллектуальной собственности в цифровой среде путем подачи электронной заявки. Так, например, государственная информационная система «Интеллектуальная система экспертизы средств индивидуализации» призванная решить проблему отсутствия открытого доступа к поиску для заинтересованных лиц и заявителей по сравнению с теми возможностями, которыми обладают специалисты по индексированию заявок на средства индивидуализации и эксперты. Развитию конкурентоспособности на рынке инноваций способствует использование инструментов патентной аналитики в форме отраслевых патентных ландшафтов.

Заключение

Нормативно-правовое регулирование играет ключевую роль в разработке стимулирующих мер поддержки СМП, особенно если такие меры сопряжены с большим риском для инвесторов [5]. Так, надежные механизмы обеспечения соблюдения прав кредиторов будут способствовать формированию доверия у широкого круга инвесторов к деятельности СМП. Разработка и внедрение эффективного правового регулирования, которое совмещает стабильное финансовое

обеспечение, защиту прав инвесторов и внедрение новых каналов финансирования для СМП, является решающей задачей для стимулирования развития инновационных и высокотехнологичных СМП. Нормативно-правовая база и система мониторинга должны учитывать новые разработки, обеспечивая при этом защиту прав потребителей, персональных данных, конфиденциальность и финансовую стабильность. Например, на уровне Европейского Союза директива PSD2 устанавливает правовые рамки, способствующие использованию радикально инновационных решений для банковских и платежных услуг. Очень быстрое расширение доступа к финансовым услугам, сопровождаемое ослаблением контроля, может поставить под угрозу кибербезопасность. Информационная безопасность снижается при использовании постоянного удаленного доступа и повышает риск кибератак извне с вторжением в данные, хранящиеся в облаке. Опыт решения данной проблемы имеется в зарубежных юрисдикциях. Так, французское агентство по защите данных ANSSI и его немецкий аналог BSI совместно опубликовали стандарт для сертификации надежных поставщиков облачных услуг с использованием облачного сервиса European Secure Cloud .

Кроме того, необходимо разработать информационную инфраструктуру для более точного отражения уровней риска, связанных с финансированием СМП, и привлечения инвесторов. Оценки кредитных рисков, например, рейтинговых агентств, или реестры или базы данных, содержащие подробную информацию по кредитам, могут облегчить оценку рисков финансирования малого и среднего бизнеса в глазах инвесторов и помочь им выявить инвестиционную привлекательность.

Список литературы

1. Ollivier Pierre, Simon Philippe. La gestion et l'usage de la propriété intellectuelle par les entreprises françaises. Étude pour le Commissariat général à la stratégie et à la prospective. Winnove, 2013.

2. Бит-Шабо И. В. Особенности реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы закупок: вопросы теории и практики // Безопасность бизнеса. — 2022. — № 5. — С. 3-8.

3. Ермолов Н. С. Льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства как мера финансовой поддержки в условиях международных санкций // Банковское право. — 2022. — № 3. — С. 7-13.

4. Ручкина Г. Ф. Некоторые антикризисные финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Банковское право. — 2022. — № 3. — С. 29-37.

5. СтепинА. Б. Способы защиты в системе мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Безопасность бизнеса. — 2020. — № 1. — С. 33-36.

References

1. Ollivier Pierre, Simon Philippe. La gestion et l'usage de la propriété intellectuelle par les entreprises françaises. Étude pour le Commissariat général à la stratégie et à la prospective. Winnove, 2013.

2. Bit-Shabo I. V. Osobennosti realizatsii gosudarstvennoi politiki po podderzhke sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v ramkakh sistemy zakupok: vo-prosy teorii i praktiki [Specific features of implementing state policy on supporting small and medium-sized business entities within the procurement system: issues of theory and practice] // Business SecuriH. 2022. No. 5. P. 3-8.

3. ErmolovN. S. L'gotnoe kreditovanie sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva kak mera finansovoi podderzhki v usloviyakh mezhdunarodnykh sanktsii [Reduced-rate loans to small and medium-sized enterprises as a measure of financial support in conditions of international sanctions] // Bankovskoe pravo — Banking Law. 2022. No 3. P. 7-13.

4. Ruchkina G. F. Nekotorye antikrizisnye finansovye mery podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Some anti-crisis financial measures of support of small and medium-sized enterprises] // Bankovskoe pravo — Banking Law. 2022. No. 3. P. 29-37.

5. Stepin A. B. Sposoby zashchity v sisteme mer gosudarstvennoi podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Protection means in the system of measures of state support of smalland medium-size enterprises] // Bezopasnost' biznesa — Business Security. 2020. No. 1. P. 33-36.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Свиридова Екатерина Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ

ESviridova@fa.ru

ABOUT THE AUTHOR

Ekaterina A. Sviridova, Ph.D. in Law Science, Associate Professor, Department of Legal Regulation of Economic Activity, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

ESviridova@fa.ru

Статья поступила в редакцию 17.02.23; одобрена после рецензирования 20.03.23;

принята к публикации 06.06.23; Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 17.02.23; approved after reviewing 20.03.23;

accepted for publication 06.06.23 The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.