Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ'

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ФИНАНСОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЕС / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО / ПОД/ФТ / COUNTERING TERRORISM FINANCING / MONEY LAUNDERING / EUROPEAN BANKING AUTHORITY / EUROPEAN UNION / FINANCIAL INTERESTS OF THE EU / EUROPEAN LAW / AML/CFT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котляров Иван Иванович

Террористические акты в любых проявлениях представляют собой одну из наиболее серьезных угроз миру и безопасности, нарушая такие общечеловеческие ценности, как равенство, солидарность, обеспечение прав человека и основных свобод, и подрывая принципы демократии и верховенства права. Террористические организации, получая финансирование из широкого круга источников, используют незаконные средства для совершения террористических актов, поддержания и развития своей деятельности. Противодействие финансированию терроризма является одним из главных приоритетов современной стратегии внутренней безопасности ЕС, что сосредоточило усилия институтов ЕС на укреплении данной сферы и привело к полному обновлению правовых основ противодействия финансированию терроризма в ЕС, обеспечивающих гармонизацию национальных законодательств государств-членов ЕС. Новые правила адаптированы к конкретным угрозам, рискам и уязвимостям, с которыми сталкиваются государства-члены ЕС в настоящее время, учитывают современные тенденции и технологии, используемые преступниками для незаконного движения финансовых средств. В статье проведен анализ актуальных правовых механизмов противодействия финансированию терроризма в Европейском Союзе с выявлением ключевых аспектов, направленных на обеспечение единого режима противодействия финансированию терроризма на территории ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MECHANISMS FOR COUNTERING TERRORISM FINANCING IN EUROPEAN UNION

Acts of terrorism of any kind constitute one of the most serious threats to peace and security, violating the universal human values such as equality, solidarity, enjoyment of human rights and fundamental freedoms, and undermining the principles of democracy and the rule of law. Terrorist groups receive funding from a wide range of sources and use illegal means to commit terrorist acts, to maintain and develop their activities. Countering terrorism financing is one of the main priorities of the current Security Union Strategy, which has focused the efforts of the EU institutions on strengthening this area and has led to a complete renewal of the EU legal framework for countering terrorism financing, which ensure the harmonization of national legislations of the EU member states. The article analyzes the current legal mechanisms for countering terrorism financing in the European Union with the identifying of the key aspects establishing a single regime for countering terrorism financing on the territory of the EU. New rules adapted to the specific threats, risks and vulnerabilities currently facing the EU member states, and take into account modern trends and technologies, which criminals use for the illegal movement of funds.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ»

Правовые механизмы противодействия финансированию терроризма в Европейском союзе

Котляров Иван Иванович,

заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: ikotlyarov@mail.ru

Террористические акты в любых проявлениях представляют собой одну из наиболее серьезных угроз миру и безопасности, нарушая такие общечеловеческие ценности, как равенство, солидарность, обеспечение прав человека и основных свобод, и подрывая принципы демократии и верховенства права. Террористические организации, получая финансирование из широкого круга источников, используют незаконные средства для совершения террористических актов, поддержания и развития своей деятельности. Противодействие финансированию терроризма является одним из главных приоритетов современной стратегии внутренней безопасности ЕС, что сосредоточило усилия институтов ЕС на укреплении данной сферы и привело к полному обновлению правовых основ противодействия финансированию терроризма в ЕС, обеспечивающих гармонизацию национальных законодательств государств-членов ЕС. Новые правила адаптированы к конкретным угрозам, рискам и уязвимостям, с которыми сталкиваются государства-члены ЕС в настоящее время, учитывают современные тенденции и технологии, используемые преступниками для незаконного движения финансовых средств. В статье проведен анализ актуальных правовых механизмов противодействия финансированию терроризма в Европейском Союзе с выявлением ключевых аспектов, направленных на обеспечение единого режима противодействия финансированию терроризма на территории ЕС.

Ключевые слова: противодействие финансированию терроризма, отмывание денежных средств, Европейская система финансового надзора, Европейский Союз, финансовые интересы ЕС, европейское право, ПОД/ФТ.

Начиная с 2015 г. государства ЕС подверглись ряду террористических атак, в частности, наиболее громкие теракты были совершены в Париже: захват заложников в магазине 7-9 января 2015 г. и нападение на полицейских, расстрел членов редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо» 17 января 2015 г., взрывы вблизи стадиона «Стад де Франс» и расстрел посетителей ресторанов зрителей в концертном зале «Батаклан» 13-14 ноября 2015 г., громкие теракты во Франции, Бельгии и Германии 2016 г., ответственность за которые взяла на себя международная террористическая организация «Исламское государство» [1].

Последовательность террористических атак и невосполнимые потери выявили необходимость принятия институтами ЕС дальнейших мер по совершенствованию борьбы с финансированием терроризма (далее - ФТ), что было подчеркнуто в коммюнике Европейской комиссии «Европейская повестка дня по безопасности» [2] от 28 апреля 2015 г. Обозначенное коммюнике легло в основу заключений Совета ЕС от 16 июня 2015 г., определивших «Стратегию внутренней безопасности ЕС на период 2015-2020 гг.» [4], где противодействие финансированию терроризма было определено одним из ключевых приоритетов, что сосредоточило усилия институтов ЕС на укреплении данной сферы.

С 2015 г. институты ЕС полностью обновили нормативно-правовую базу в сфере противодействия финансированию терроризма, новые инструменты учитывают рекомендации, принятые Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) 2012 г. и более масштабны по ряду вопросов, направленных на продвижение самых высоких стандартов борьбы с финансированием терроризма.

Директива (ЕС) 2015/849 Европейского парламента и Совета ЕС от 20 мая 2015 г. «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег или финансирования терроризма, дополняющая Регламент (ЕС) № 648/2012 Европейского парламента и Совета, отменяющая Директиву 2005/60/EC Европейского парламента и Совета и Директиву Комиссии 2006/70/ EC» [5] (англ. 4th Anti-Money Laundering Directive; далее - 4 АМЛ) установила новые стандарты защиты финансовой системы ЕС от отмывания денежных средств и финансирования терроризма (далее - ОДС/ФТ), которые были дополнительно усилены Директивой (ЕС) 2018/843 Европейского парламента и Совета от 30 мая 2018 г. «О внесении поправок в Директиву (ЕС) 2015/849 о предот-

5 -о

сз

<

CM

о

CM

вращении использования финансовой системы для целей отмывания денег или финансирования терроризма и изменении Директив 2009138/ЕС и 2013/36/ЕС» (далее - 5 АМЛ) [6].

Названные инструменты обязывают государства-члены ЕС ввести запрет на отмывание денежных средств и финансирование терроризма (далее - ОДС/ФТ) в национальных законодательствах. Под «финансированием терроризма» понимается «предоставление или сбор средств любыми способами, прямо или косвенно, с намерением их использования или осознанием того, что они будут использоваться, полностью или частично, в целях совершения любого из террористических преступлений, преступлений, связанных с террористической группой, и преступлений, связанных с террористической деятельностью».

Посредством возложения обязательств на субъекты, участвующие в финансовых операциях на территории ЕС, рассматриваемые директивы АМЛ позволяют предотвращать и выявлять незаконную деятельность, направленную на ОДС/ ФТ.

К обязанным субъектам Директива 4 АМЛ относит: 1) кредитные и 2) финансовые институты, а также 3) физические или юридические лица, связанные c финансовыми операциями, а именно а) аудиторы, внешние бухгалтеры, налоговые консультанты, и любые другие лица, которые обязуются предоставлять, прямо или через посредников, материальную помощь, помощь или консультации по налоговым вопросам в качестве основного бизнеса или профессиональной деятельности; б) нотариусы и иные независимые юристы, участвующие от имени и в пользу своего клиента в любой финансовой сделке или сделке с недвижимостью, или оказывающие помощь в планировании или проведении операций клиента; в) агенты по недвижимости; г) иные лица, торгующие товарами, когда суммы операций превышают 10 тыс. евро; д) поставщики игорных услуг. Директива 5 АМЛ дополнительно включила такие субъекты, как: е) провайдеры, предоставляющие услуги обмена между виртуальными (Цифровое представление валюты, которое не выпущено или не гарантировано центральным банком или государственным органом, не обязательно привязано к законно установленной валюте и не имеет юридического статуса валюты или денег, но принимается физическими или юридическими лицами в качестве средства обмена, и может передаваться, храниться и продаваться в электронном виде // Official Journal № L 156, 19.06.2018, p. 43-74.) и фи-атными валютами; ж) провайдеры кастодиальных кошельков (Организации, предоставляющие услуги по защите частных криптографических ключей от имени своих клиентов, для хранения и передачи виртуальных валют // Ibid.); з) лица, торгующие произведениями искусства или действующие в качестве посредников, когда стоимость сделки составляет 10 000 евро или более; и) лица, хранящие, торгующие произведениями искусства или

выступающие в качестве посредников, когда это осуществляется через свободные порты, если стоимость сделки составляет 10 000 евро или более.

В рамках Директив АМЛ заложен подход, основанный на оценке рисков ОДС/ФТ в целях выявления тех направлений противоправной финансовой деятельности, которым следует уделять первостепенное значение. На Еврокомиссию возложены обязательства проведения наднациональной оценки рисков ОДС/ФТ, затрагивающих внутренний рынок ЕС и связанных с трансграничной деятельностью, а также публикации соответствующих отчетов.

Государства-члены ЕС, в свою очередь, должны проводить национальную оценку рисков ОДС/ ФТ, основываясь на результатах отчетов Евроко-миссии, и поддерживать ее в актуальном состоянии. Для координации национальных мер реагирования на выявленные риски, каждое государство-член ЕС обязано назначить специальный орган или создать соответствующий механизм.

Рассматриваемые директивы АМЛ налагают на обязанные субъекты обязательства проведения внутренней оценки рисков ОДС/ФТ, основываясь на факторах риска, которые относятся к их клиентам, государствам или географическим регионам, продуктам, услугам, транзакциям или каналам доставки. Соответствующая оценка рисков должна быть актуальной, отражена в документах и предоставляться компетентным органам по их запросу. Государства-члены должны обеспечить введение обязанными субъектами необходимых средств контроля, снижения и эффективного управления рисками ОДС/ФТ.

Директива 4 АМЛ закрепила требование проверки обязанными субъектами личности клиента и бенефициарного собственника (лицо, которое владеет средствами или контролирует клиента, либо от имени которого проводится транзакция, прим. авт.) до установления деловых отношений или проведения сделки. Государства-члены должны хранить информацию о бенефициарных собственниках всех корпоративных и других юридических лиц, зарегистрированных на их территории, в единых национальных центральных реестрах. Директива 5 АМЛ обязала государства-члены обеспечить публичный доступ к информации о бенефициарных собственниках, хранящейся в реестре.

Обязанные субъекты должны проводить комплексную процедуру проверки «дью-дилидженс» (пер. «должная осмотрительность») клиентов в целях сбора объективной информации при установлении деловых отношений, при проведении случайной операции на сумму превышающей 15 тыс. евро, осуществлении перевода на сумму более 1000 евро, а также при любых подозрениях на ОДС/ФТ и сомнениях в достоверности ранее полученных идентификационных данных клиента.

Директива 5 АМЛ дополнительно обязала государства-члены ЕС запретить своим кредитным и финансовым учреждениям вести анонимные счета, анонимные сберегательные книжки или

анонимные депозитные ячейки. Также был снижен порог, при котором поставщики финансовых услуг обязаны идентифицировать транзакции, совершаемые посредством электронных денег с предо-плаченных карт. Анонимное использование предо-плаченных карт теперь разрешено только 1) при оплате товаров или услуг на сумму ниже 150 евро (ранее пороговое значение составляло 250 евро); 2) при погашении или снятии наличных с карты на сумму менее 50 евро, или совершении дистанционных транзакций на сумму менее 50 евро.

Более того, анонимные предоплаченные карты, выпущенные за территорией ЕС, могут быть использованы только при соответствии требованиям законодательства ЕС. Таким образом, обязанные субъекты должны отказываться от платежей, произведенных с помощью карт из третьих государств, чьи режимы противодействия ОДС/ФТ не соответствуют стандартам ЕС.

Директива 4 АМЛ усилила требования к обязанным субъектам в отношении деловых отношений с «политически значимыми лицами» (физические лица, выполняющие важные государственные функции). В дополнение к обычной процедуре проверки клиента они обязаны: получить одобрение высшего руководства на установление или продолжение деловых отношений с такими лицами; принять меры в целях установления источника средств, использующихся в деловых отношениях или сделках с такими лицами; проводить усиленный и постоянный мониторинг таких деловых отношений. Согласно Директиве 5 АМЛ Еврокомис-сия обязуется вести и публиковать единый список важных государственных функций, что теперь позволяет четко определить категорию политически значимых лиц.

Также Директива 4 АМЛ ужесточила требования в отношении финансовых операций с государствами, не входящими в состав ЕС. Теперь в целях защиты внутреннего рынка ЕС Еврокомиссия уполномочена выявлять и обозначать государства с высоким уровнем риска, которые имеют серьезные недостатки в регулировании противодействия ОДС/ФТ. Присутствие клиентов из таких государств может стать серьезным бременем для обязанных субъектов, требуя дополнительных мер контроля.

В целях надлежащего функционирования режима ОДС/ФТ и выявления незаконных финансовых операций Директива 4 АМЛ предусматривает создание в государствах-членах ЕС специальных Подразделений финансовой разведки (далее -ПФР), обладающих автономностью и независимостью. Основными задачами ПФР являются: запрос, получение и анализ сообщений о подозрительных транзакциях и информации, имеющей отношение к ОДС/ФТ, а также передача данных анализа компетентным органам государств-членов ЕС в целях дальнейшего расследования. Государства-члены ЕС обязаны обеспечить, чтобы ПФР имели доступ к финансовой, административной и информации из правоохранительных органов, необходимой для

выполнения их задач, а также к национальным реестрам о бенефициарной собственности.

Обязанные субъекты своевременно по собственной инициативе должны информировать ПФР, когда есть основания подозревать, что активы являются результатом преступной деятельности, а также отвечать на запросы ПФР. О любых подозрительных транзакциях, а также их попытках, должно быть сообщено в ПФР, независимо от их суммы.

Директива 5 АМЛ обязала государства-члены ЕС создать централизованные реестры банковских счетов или системы поиска данных, позволяющие своевременно идентифицировать лиц, владеющих банковскими и платежными счетами и сейфами, а также обеспечить прямой доступ ПФР к таким реестрам.

Новая Директива (ЕС) 2019/1153 Европейского парламента и Совета от 20 июня 2019 г. «Об установлении правил, облегчающих использование финансовой и иной информации в целях предотвращения, выявления, расследования и уголовного преследования за определенные уголовные преступления, и отмене Решения Совета 2000/642/ JHA» [7] наделила компетентные органы, осуществляющие деятельность по предотвращению, выявлению, расследованию или уголовному преследованию за совершение преступлений, правом незамедлительного прямого доступа и поиска информации о банковских счетах в национальных централизованных реестрах банковских счетов или системах поиска данных, созданных в соответствии с Директивой 5 АМЛ, когда это необходимо для выполнения их задач в целях предотвращения, обнаружения, расследования или уголовного преследования за серьезные преступления, включая ОДС/ФТ.

Названная директива дополнительно усилила координацию ПФР и правоохранительных органов, обязав государства-члены ЕС обеспечить: 1) чтобы их компетентные органы своевременно отвечали на запросы ПФР и предоставляли оперативную информацию, когда это необходимо в целях борьбы с ОДС/ФТ; 2) право ПФР обмениваться финансовой информацией и финансовым анализом между подразделениями, который может иметь отношение к обработке информации, имеющей отношение к ОДС/ФТ, 3) обмен финансовой информацией или финансовым анализом, полученным от ПФР, между компетентными органами государств-членов, если это необходимо для предотвращения, обнаружения и борьбы с ОДС/фТ.

Согласно положениям Директив АМЛ в государствах-членах ЕС должны быть установлены Надзорные органы по борьбе с отмыванием денег, уполномоченные осуществлять мониторинг и контроль над деятельностью обязанных субъектов. Государства-члены ЕС обязаны обеспечить координацию и сотрудничество ПФР, надзорных, налоговых, правоохранительных и других компетентных органов, участвующих в противодействии ОДС/ФТ. Компетентные органы финансового над-

5 -о

сз

<

зора государств-членов ЕС должны выступать контактным лицом с Европейской системой финансового надзора (Европейская служба банковского надзора, Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг, Европейская организация страхования и пенсионного обеспечения; далее - ЕСФН).

Полномочия ЕСФН недавно были усилены дополняющим Регламентом (ЕС) 2019/2175 Европейского парламента и Совета от 18 декабря 2019 г., который наделил ЕСФН полномочиями по руководству, координации и мониторингу деятельности всех операторов финансового сектора и компетентных органов ЕС в сфере ОДС/ФТ [8]. ЕСФН должна создать централизованную базу данных, где будет храниться информация о рисках ОДС/ФТ и недостатках деятельности операторов финансового сектора, выявленных компетентными органами, в масштабах всего ЕС, проводить оценку рисков в компетентных органах и, при необходимости, обращаться к властям государств-членов ЕС с просьбой провести расследование и рассмотреть возможность принятия мер в отношении отдельных финансовых институтов.

Таким образом, режим противодействия ОДС/ ФТ ЕС усилен двойной системой надзора, что позволит обеспечить надлежащий контроль за деятельностью финансовых операторов ЕС.

Полномочия по мониторингу соблюдения директив АМЛ государствами-членами ЕС возложены на Еврокомиссию. К 11 января 2022 и каждые последующие три года Еврокомиссия должна предоставить доклад Европарламенту и Совету ЕС о ходе выполнения положений директив, мерах и механизмах, введенных государствами-членами ЕС, что позволит обеспечить соблюдение режима ОДС/ФТ ЕС и устранять выявленные недостатки.

Положения директив ЕС обязательны к им-плементации государствами-членами ЕС в полном объеме, при нарушении Еврокомиссия уполномочена инициировать процедуру невыполнения обязательств государствами-членами ЕС посредством передачи дела на рассмотрение в Суд ЕС, которая позволяет привлекать государства-члены ЕС к материальной ответственности за несоблюдение права ЕС (ст. 258-260 Договора о функционировании ЕС [3].

В целях противодействия ОДС/ФТ контроль переводов денежных средств на территории ЕС дополнительно регулируется Регламентом (ЕС) 2015/847 Европейского парламента и Совета от 20 мая 2015 г. «Об информации, сопровождающей переводы средств, и отмене Регламента (ЕС) № 1781/2006» [9]. Названный инструмент устанавливает правила, касающиеся информации о плательщиках и получателях, сопровождающей переводы денежных средств в любой валюте, если хо-5= тя бы один из поставщиков платежных услуг, уча— ствующих в переводе, учрежден в ЕС. ^ Согласно документу поставщики платежных ус-^ луг обязаны обеспечить, чтобы переводы денеж-Ц ных средств содержали следующую информацию

о плательщике: 1) имя; 2) номер платежного счета; 3) адрес, номер официального личного документа плательщика, идентификационный номер клиента или дату и место рождения, а также обязательную информацию о получателе платежа: 1) имя получателя и 2) номер платежного счета получателя. При отсутствии платежного счета, поставщик платежных услуг плательщика должен гарантировать, что перевод средств сопровождается уникальным идентификатором транзакции.

В случае отсутствия необходимой информации, либо неверного заполнения, поставщик платежных услуг получателя обязан отклонить перевод или запросить необходимую информацию. Если поставщик платежных услуг плательщика неоднократно не предоставляет требуемую информацию о плательщике или получателе платежа, поставщик платежных услуг получателя должен сообщить об этом сбое и предпринятых шагах в компетентный орган, ответственный за мониторинг соблюдения положений ОДС/ФТ. Те же правила установлены для поставщиков платежных услуг - посредников, которые получают и отправляют переводы денежных средств от имени поставщика платежных услуг плательщика, получателя или другого поставщика - посредника.

Записи с информацией о плательщике и получателе платежа должны храниться поставщиками платежных услуг в течение 5 лет.

Таким образом, установленные правила обеспечивают прозрачность при переводе денежных средств, осуществляемые поставщиками платежных услуг, зарегистрированными на территории ЕС, тем самым помогая правоохранительным органам отслеживать транзакции, направленные на финансирование терроризма, и выявлять преступников.

В целях контроля движения наличных денежных средств на территории ЕС, дополнения положений Директивы 5 АМЛ и укрепления режима противодействия ОДС/ФТ ЕС Европейским парламентом и Советом ЕС был принят новый Регламент (ЕС) 2018/1672 от 23 октября 2018 г. «О контроле за ввозом или вывозом наличных денежных средств из Союза, заменивший Регламент (ЕС) 1889/2005» [10].

Как и предыдущий инструмент, новый Регламент 2018/1672 обязывает физических лиц, прибывающих или покидающих ЕС, декларировать наличные денежные средства на сумму 10 тыс. евро и более, а также предъявлять их для контроля. Однако одним из ключевых нововведений является определение «наличных денежных средств». Теперь оно включает такие категории, как 1) валюта, 2) оборотные инструменты на предъявителя (например, чеки или денежные переводы), 3) товары, используемые в качестве высоколиквидных средств сбережения (например, золотые монеты или самородки), 4) предоплаченные карты.

Более того, теперь компетентные органы государств-членов ЕС вправе требовать от отправителя или получателя несопровождаемых де-

нежных средств (на сумму 10 тыс. евро и более) раскрытия информации посредством декларации в течение 30 дней. Это касается, например, наличных денег, отправленных в почтовых посылках, курьерскими отправлениями, в несопровождаемом багаже или в контейнерных грузах.

Все декларации в обязательном порядке должны содержать полную информацию о владельцах, отправителях, происхождении, источника и предполагаемой цели использования денежных средств. При неполном заполнении декларации компетентные органы должны самостоятельно составлять декларацию с внесением всей необходимой информации. Новые правила обязывают компетентные органы направлять все декларации и зарегистрированную информацию в ПФР своих государств-членов ЕС.

В целях выполнения положений Регламента компетентные органы государств-членов ЕС вправе проводить проверки физических лиц, багажа, транспортных средств, емкостей и любых грузов. При невыполнении обязательств по декларированию денежных средств, либо когда есть основания полагать, что они связаны с ОДС/ФТ, независимо от суммы, компетентные органы вправе временно задержать наличные деньги посредством административного решения на срок до 90 дней, а также обязаны направить эту информацию компетентным органам всех государства-членов ЕС. А в случаях, когда предполагаемая преступная деятельность, связанная с перевозимыми денежными средствами, затрагивает финансовые интересы ЕС, информация должна быть передана в Европейскую комиссию, Европейскую прокуратуру и Европол.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время правовые механизмы противодействия финансированию терроризма ЕС усилены посредством:

1. Постоянной согласованной оценки рисков ОДС/ФТ, проводимой Европейской комиссией, государствами-членами ЕС, а также кредитными и финансовыми учреждениями ЕС, позволяющей выявлять наиболее уязвимые для ОДС/ ФТ сектора, требующие первостепенного внимания.

2. Повышения прозрачности финансовых транзакций на территории ЕС посредством централизованных национальных реестров бенефициарной собственности и национальных банковских реестров с предоставлением прямого доступа Подразделениям финансовой разведки.

3. Запрета финансовым и кредитными учреждениям вести анонимные счета, анонимные сберегательные книжки или анонимные депозитные ячейки, проводить анонимные переводы денежных средств с предоплаченных карт на сумму свыше 50 евро, а также взаимодействовать с государствами, чьи режимы ОДС/ ФТ не соответствуют стандартам ЕС.

4. Тщательных проверок клиентов «дью-дилид-женс» финансовыми и кредитными учреждени-

ями, в особенности при случайных операциях на сумму свыше 15 тыс. евро, переводах свыше 1 тыс. евро, в отношении политически значимых лиц.

5. Введения контроля за движением виртуальных, фиатных валют, кастодиальных кошельков, денежных переводов любыми поставщиками платежных услуг, учрежденными на территории ЕС, а также движения наличных денежных средств, ввозимых и вывозимых из ЕС.

6. Укрепления полномочий Подразделений финансовой разведки и Европейской системы финансового надзора.

7. Обеспечения координации ЕСФН, ПФР, надзорных, налоговых, правоохранительных и других компетентных органов, участвующих в противодействии ОДС/ФТ.

Литература

1. Долгов Б.В. Терроризм в Европе: Причины возникновения, практика и глобальный аспект // Актуальные проблемы Европы. 2017. № 4. С. 15-34.

2. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee of the regions: The European Agenda on Security // COM (2015) 185 final, Strasbourg, 28.04.2015.

3. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union // Official Journal of the EU, № С 202, 07.06.2016, p. 1-388.

4. Council of the EU. Draft Council Conclusions on the Renewed European Union Internal Security Strategy 2015-2020 // Council doc. 9798/15, Brussels, 10.06.2015.

5. Directive (EU) 2015/849 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2015 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing // Official Journal of the EU, № L 141, 05.06.2015, p. 73-117.

6. Directive (EU) 2018/843 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2018 amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing, and amending Directives 2009/138/EC and 2013/36/ EU // Official Journal № L 156, 19.06.2018, p. 4374.

7. Directive (EU) 2019/1153 of the European Parliament and of the Council of 20 June 2019 laying down rules facilitating the use of financial and other information for the prevention, detection, investigation or prosecution of certain criminal offences, and repealing Council Decision 2000/642/JHA // Official Journal of the EU, № L 186, 11.07.2019, p. 122-137.

8. Regulation (EU) 2019/2175 of the European Parliament and of the Council of 18 December 2019 amending Regulation (EU) No 1093/2010

5 -a

C3

<

establishing a European Supervisory Authority (European Banking Authority), Regulation (EU) No 1094/2010 establishing a European Supervisory Authority (European Insurance and Occupational Pensions Authority), Regulation (EU) No 1095/2010 establishing a European Supervisory Authority (European Securities and Markets Authority), Regulation (EU) No 600/2014 on markets in financial instruments, Regulation (EU) 2016/1011 on indices used as benchmarks in financial instruments and financial contracts or to measure the performance of investment funds, and Regulation (EU) 2015/847 on information accompanying transfers of funds // Official Journal of the EU, № L 334, 27.12.2019, p. 1-145.

9. Regulation (EU) 2015/847 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2015 on information accompanying transfers of funds and repealing Regulation (EC) No 1781/2006 // Official Journal of the EU, № L 141, 05.06.2015, p. 1-18.

10. Regulation (EU) 2018/1672 of the European Parliament and of the Council of 23 October 2018 on controls on cash entering or leaving the Union and repealing Regulation (EC) 1889/2005 // Official Journal of the EU, № L 284, 12.11.2018, p. 6-21.

LEGAL MECHANISMS FOR COUNTERING TERRORISM FINANCING IN EUROPEAN UNION

Kotlyarov I.I.

Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Acts of terrorism of any kind constitute one of the most serious threats to peace and security, violating the universal human values such as equality, solidarity, enjoyment of human rights and fundamental freedoms, and undermining the principles of democracy and the rule of law. Terrorist groups receive funding from a wide range of sources and use illegal means to commit terrorist acts, to maintain and develop their activities. Countering terrorism financing is one of the main priorities of the current Security Union Strategy, which has focused the efforts of the EU institutions on strengthening this area and has led to a complete renewal of the EU legal framework for countering terrorism financing, which ensure the harmonization of national legislations of the EU member states. The article analyzes the current legal mechanisms for countering terrorism financing in the European Union with the identifying of the key aspects establishing a single regime for countering terrorism financing on the territory of the EU. New rules adapted to the specific threats, risks and vulnerabilities currently facing the EU member states, and take into account modern trends and technologies, which criminals use for the illegal movement of funds.

Keywords: countering terrorism financing, money laundering, European Banking Authority, European Union, financial interests of the

EU, European law, AML/CFT.

References

1. Dolgov B.V. Terrorism in Europe: Causes, Practice and Global Aspect // Actual Problems of Europe. 2017. No. 4. P. 15-34.

2. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee of the regions: The European Agenda on Security // COM (2015) 185 final, Strasbourg, 28.04.2015.

3. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union // Official Journal of the EU, № C 202, 07.06.2016, p. 1-388.

4. Council of the EU. Draft Council Conclusions on the Renewed European Union Internal Security Strategy 2015-2020 // Council doc. 9798/15, Brussels, 10.06.2015.

5. Directive (EU) 2015/849 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2015 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing // Official Journal of the EU, № L 141, 05.06.2015, p. 73-117.

6. Directive (EU) 2018/843 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2018 amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing, and amending Directives 2009/138/EC and 2013/36/EU // Official Journal № L 156, 19.06.2018, p. 43-74.

7. Directive (EU) 2019/1153 of the European Parliament and of the Council of 20 June 2019 laying down rules facilitating the use of financial and other information for the prevention, detection, investigation or prosecution of certain criminal offences, and repealing Council Decision 2000/642/JHA // Official Journal of the EU, № L 186, 11.07.2019, p. 122-137.

8. Regulation (EU) 2019/2175 of the European Parliament and of the Council of 18 December 2019 amending Regulation (EU) No 1093/2010 establishing a European Supervisory Authority (European Banking Authority), Regulation (EU) No 1094/2010 establishing a European Supervisory Authority (European Insurance and Occupational Pensions Authority), Regulation (EU) No 1095/2010 establishing a European Supervisory Authority (European Securities and Markets Authority), Regulation (EU) No 600/2014 on markets in financial instruments, Regulation (EU) 2016/1011 on indices used as benchmarks in financial instruments and financial contracts or to measure the performance of investment funds, and Regulation (EU) 2015/847 on information accompanying transfers of funds // Official Journal of the EU, № L 334, 27.12.2019, p. 1-145.

9. Regulation (EU) 2015/847 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2015 on information accompanying transfers of funds and repealing Regulation (EC) No 1781/2006 // Official Journal of the EU, № L 141, 05.06.2015, p. 1-18.

10. Regulation (EU) 2018/1672 of the European Parliament and of the Council of 23 October 2018 on controls on cash entering or leaving the Union and repealing Regulation (EC) 1889/2005 // Official Journal of the EU, № L 284, 12.11.2018, p. 6-21.

OJ

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.