Научная статья на тему 'Опыт проведения наднациональной оценки риска отмывания денег и финансирования терроризма'

Опыт проведения наднациональной оценки риска отмывания денег и финансирования терроризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДНАЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РИСКОВ / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ / ДИРЕКТИВА ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА / РИСКИ / УГРОЗЫ / УЯЗВИМОСТИ / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ / МЕТОДОЛОГИЯ НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ / ОТЧЕТ НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ / SUPRANTATIONAL RISKS ASSESSMENT / MONEY LAUNDERING / TERRORISM FINANCIG / EUROPEAN UNION / EUROPEAN COMMISSION / DIRECTIVE OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND COUCIL / RIRKS / THREATS / VULNERABILITIES / RECOMENDATIONS ON DECREASING OF RISKS / METHODLOGY OF SUPRANTATIONAL RISKS ASSESSMENT / REPORT OF SUPRATANTIONAL RISKS ASSESSMET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотов В.И., Кржечковскис И.

Анализируя опыт проведения международных наднациональных или межрегиональных оценок рисков, помогающих эффективно реализовать Первую рекомендацию ФАТФ (утверждена в феврале 2012 г.), а также улучшить систему выявления, определения, управления и минимизации рисков, угроз и уязвимостей отмывания денег и финансирования на уровне международных организаций и учреждений, необходимо отметить, что интересный опыт проведения вышеуказанной наднациональной оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма имеется у Европейской комиссии. Наднациональная оценка рисков ОД/ФТ Европейской комиссии и подготовленные ее экспертами Первый и Второй отчеты являются уникальным примером, иллюстрирующим сложный механизм разработки и реализации комплекса мер и мероприятий по оценке рисков ОД/ФТ при активном содействии и координации Европейской комиссии, отдельных ее подразделений, а также участия экспертов различных учреждений Европейского союза и компетентных учреждений всех 28 государств членов Европейского союза. И хотя первый отчет стал некоего рода «пробным камнем», уже второй отчет ННОР продемонстрировал не только эффективность самой методики, которая была использована экспертами ЕС по вопросам ПОД/ФТ ЕС, но и практические результаты ряд важных правовых актов и других инициатив, которые были приняты и реализованы как на европейском, так и на национальном уровне в области усиления противодействия ОД/ФТ, внутренней безопасности, повышения прозрачности коммерческой и финансовой деятельности путем внедрения мер по контролю оборота наличных денег и виртуальных активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глотов В.И., Кржечковскис И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF CARRYING OUT THE SUPRANATIONAL RISK AS-SESSMENTS OF MONEY LAUNDER-ING AND TERRORISM FINANCING

Analyzing the practice of carrying out the National and Inter-regional Risk Assessments of Money Laundering and Terrorism Financing, which help to effectively implement the FATF Recommendation No. 1 (approved in February 2012), as well as to improve the system for identification, definition, management and minimization of risks, threats and vulnerabilities of money laundering and terrorist financing, at the level of international organizations and institutions, it is important to mention that the European Commission has an interesting practice in performing the above-mentioned money laundering and terrorist financing national risk assessment. The Supra-national ML/TF Risk Assessment of the European Commission and the first and second reports prepared by its experts are a unique example, which illustrates the complicated mechanism in developing and implementing the set of measures for assessing the ML/TF risks with the active assistance and coordination of the European Commission, its individual subdivisions, as well as with the participation of experts from different institutions of European Union and competent authorities of all 28 member State of the European Union. Even if the first report became a sort of “first stage”, the second SNRA report has demonstrated not only the effectiveness of the methodology itself, which was used by the EU experts in the field of AML/CFT standards, but also demonstrated practical results, such as creation of important legal acts and other initiatives, which were approved and implemented at the European and national level in the field of enhancing the fight against ML/TF, internal security, enhancing of transparency of commercial and financial activity through the implementation of measures for controlling the flow of cash money and virtual assets.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения наднациональной оценки риска отмывания денег и финансирования терроризма»

ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ

Глотов В.И.,

заместитель директора Федеральной

службы по финансовому мониторингу,

к.э.н., профессор, директор Института

финансово-экономической безопасности

НИЯУМИФИ

Кржечковскис И.,

доцент кафедры № 75 «Финансовый

мониторинг» НИЯУМИФИ

E-mail: igoriskrz@gmail.com

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКА ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Анализируя опыт проведения международных наднациональных или межрегиональных оценок рисков, помогающих эффективно реализовать Первую рекомендацию ФАТФ (утверждена в феврале 2012 г.), а также улучшить систему выявления, определения, управления и минимизации рисков, угроз и уязвимостей отмывания денег и финансирования на уровне международных организаций и учреждений, необходимо отметить, что интересный опыт проведения вышеуказанной наднациональной оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма имеется у Европейской комиссии.

Наднациональная оценка рисков ОД/ФТ Европейской комиссии и подготовленные ее экспертами Первый и Второй отчеты являются уникальным примером, иллюстрирующим сложный механизм разработки и реализации комплекса мер и мероприятий по оценке рисков ОД/ФТ при активном содействии и координации Европейской комиссии, отдельных ее подразделений, а также участия экспертов различных учреждений Европейского союза и компетентных учреждений всех 28 государств - членов Европейского союза.

И хотя первый отчет стал некоего рода «пробным камнем», уже второй отчет ННОР продемонстрировал не только

эффективность самой методики, которая была использована экспертами ЕС по вопросам ПОД/ФТ ЕС, но и практические результаты - ряд важных правовых актов и других инициатив, которые были приняты и реализованы как на европейском, так и на национальном уровне в области усиления противодействия ОД/ФТ, внутренней безопасности, повышения прозрачности коммерческой и финансовой деятельности путем внедрения мер по контролю оборота наличных денег и виртуальных активов.

Ключевые слова: наднациональная оценка рисков, отмывание денег, финансирование терроризма, Европейский союз, Европейская комиссия, Директива Европейского парламента и совета, риски, угрозы, уязвимости, рекомендации по снижению рисков, методология наднациональной оценки рисков, отчет наднациональной оценки рисков.

V.I. Glotov, I. Krzeckovskis

THE PRACTICE OF CARRYING OUT

THE SUPRANATIONAL RISK ASSESSMENTS OF MONEY LAUNDERING AND TERRORISM FINANCING

Analyzing the practice of carrying out the National and Inter-regional Risk Assessments of Money Laundering and Terrorism Financing, which help to effectively implement the FATF Recommendation No. 1 (approved in February 2012), as well as to improve the system for identification, definition, management and minimization of risks, threats and vulnerabilities of money laundering and terrorist financing, at the level of international organizations and institutions, it is important to mention that the European Commission has an interesting practice in performing the above-mentioned money laundering and terrorist financing national risk assessment.

The Supra-national ML/TF Risk Assessment of the European Commission and the first and second reports prepared by its experts are a unique example, which illustrates the complicated mechanism in develop-

ing and implementing the set of measures for assessing the ML/TF risks with the active assistance and coordination of the European Commission, its individual subdivisions, as well as with the participation of experts from different institutions of European Union and competent authorities of all 28 member State of the European Union.

Even if the first report became a sort of "first stage", the second SNRA report has demonstrated not only the effectiveness of the methodology itself, which was used by the EU experts in the field of AML/CFT standards, but also demonstrated practical results, such as creation of important legal acts and other initiatives, which were approved and implemented at the European and national level in the field of enhancing the fight against ML/TF, internal security, enhancing of transparency of commercial and financial activity through the implementation of measures for controlling the flow of cash money and virtual assets.

Keywords: Suprantational risks assessment, money laundering, terrorism financig, European Union, European Commission, Directive of the European Parliament and Cou-cil, rirks, threats, vulnerabilities, recomenda-tions on decreasing of risks, methodlogy of suprantational risks assessment, report of su-pratantional risks assessmet.

I. Правовая основа проведения наднациональной оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма.

Основной «Европейской» правовой базой для проведения ННОР стала Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2015/849 от 20 мая 2015 о предотвращения использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма (4-я Директива ПОД/ФТ). Основной задачей данной Директивы ПОД/ФТ являлась гармонизация либо внедрение во внутренних правовых актах Европейского союза требований Рекомендаций ФАТФ от 2012 г.

Особенное внимание в 4-й Директиве ПОД/ФТ было уделено следующим положениям:

- расширению списка обязательств субъектов, выполняющих требования в области ПОД/ФТ (далее - субъектов ПОД/ФТ);

- применению более строгих мер по идентификации клиента и выгодополучате-ля, а также лиц, участвующих в политике;

- созданию национального регистра выгодополучателей;

- замораживанию подозрительных операций;

- применению строгих санкций за нарушение правил применения ПОД/ФТ.

1.1. Одним из самых интересных нововведений 4-й Директивы ПОД/ФТ стал раздел II «Оценка рисков», включающий статьи 6-8, в которых была установлена трехуровневая система оценки риска и угроз отмывания денег и финансирования терроризма:

1.1.1. На уровне Европейской комиссии - наднациональная оценка рисков и угроз.

Согласно данным положениям статьи 6 указанной Директивы ПОД/ФТ, Европейская комиссия раз в два года проводит и публикует отчет оценки рисков и угроз отмывания денег и финансирования терроризма, который влияет на внутренний рынок и связан с международной деятельностью, обращая особое внимание на:

- области внутреннего рынка, в отношении которых появляется самый большой риск;

- риски, связанные с каждым соответствующим сектором;

- наиболее широко распространенные инструменты, которые используют преступники для отмывания средств, полученных из незаконной деятельности.

Европейская комиссия обязалась не только опубликовать отчет об установленных рисках, угрозах и уязвимостях ОД/ФТ, но и предоставить рекомендации государствам ЕС о применении эффективных мер по снижению установленных рисков ОД/ФТ, которые должны быть использованы во внутренней политике по ПОД/ФТ государств ЕС.

1.1.2. На уровне государств - членов ЕС - национальная оценка рисков и угроз (НОР).

На основании требований 4-й Директивы ПОД/ФТ, используя рекомендации ННОР, каждое государство ЕС должно осуществить следующие необходимые меры, направленные на эффективное выявление и управление рисками:

- осуществить необходимые действия в целях установления, оценки, понимания и уменьшения рисков ОД/ФТ, а также любых, связанных с ними проблем;

- назначить ответственное государственное учреждение или создать соответствующий межведомственный механизм, основной функцией которого будет координация осуществления национальных ответных действий в отношении установленных действий.

Используя, в свою очередь, результаты национальной оценки риска (НОР) государства ЕС должны разработать и осуществить следующий комплекс действий:

- установить сферы либо отрасли, осуществляя деятельность в которых субъекты ПОД/ФТ обязаны применять более строгие правила ПОД/ФТ;

- распределить ресурсы, необходимые для успешной реализации мер ПОД/ФТ, и установить приоритеты для их эффективного использования;

- разработать для каждого сектора, охватывающего группу субъектов ПОД/ФТ, правила в соответствии с установленным риском ОД/ФТ;

- предоставить необходимую помощь субъектам ПОД/ФТ, облегчающую проведение ими собственной внутренней оценки риска ОД/ФТ.

1.1.3. На уровне субъектов ПОД/ФТ - секторальная и внутренняя оценка рисков и угроз.

Субъекты ПОД/ФТ, используя результаты национальной оценки риска, обязаны:

- осуществить все необходимые действия для установления и оценки возникающих в их отношении рисков ОД/ФТ, анализируя такие факторы риска, как национальный и географический, риск отдель-

ных продуктов, услуг, каналов предоставления сделок и услуг;

- задокументировать все действия по оценки рисков ОД/ФТ, а также постоянно предоставлять соответствующим надзорным органам и органам саморегулирования соответствующие обновленные данные;

- создать, подтвердить на уровне руководства и внедрить правила, меры по контролю и процедуры, направленные на эффектное уменьшение и управление рисками ОД/ФТ, установленными на уровне Европейского союза, государства, на территории которого они действуют, а также в своей собственной деятельности.

I.II. Директивой ПОД/ФТ был установлен стандартный список факторов и признаков значительного риска, связанного с:

1.11.1. Деятельностью клиента субъекта ПОД/ФТ:

- деловые отношения осуществляются в необычных условиях;

- клиент является резидентом страны, которая включена в список высокорискованных государств;

- юридические лица, акционеры которых являются номинальными;

- предприятия, которые проводят основную массу расчетов наличными деньгами.

1.11.2. Продуктами, услугами, сделками и каналами предоставления услуг:

- банковская деятельность по обслуживанию частных лиц;

- продукты и сделки, которым могут быть созданы благоприятные условия для анонимности;

- платежи, поступающие из неизвестных или не связанных с бизнесом лиц и государств.

1.11.3. Географическим положением:

- государства и юрисдикции, в которых, по данным объективных источников, не применяется эффективное ПОД/ФТ;

- государства, в которых установлен высокий уровень преступности;

- государства, которые финансируют или поддерживают деятельность террористов или на чьей территории действуют

террористические организации, включенные в списки международных организаций.

II. В данной статье будут детально проанализированы Первый и Второй рапорты Европейской комиссии, подготовленные Европейскому парламенту и Совету об оценке риска ОД/ФТ, влияющего на внутренний рынок и международные отношения с целью выявления условий использования поставщиков/продавцов услуг и продуктов для ОД/ФТ, которые были утверждены 26 июня 2017 (далее - первый отчет ННОР - COM (2017) 340 final) и 24 июля 2019 г. (второй отчет ННОР - COM(2019) 370 final) и включили в себя пакет следующих основных документов.

A. Общий отчет ЕК об оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма, воздействующих на внутренний рынок и связанных с международной детальностью.

Согласно первому отчету ННОР, в ходе анализа экспертами были использованы количественные (статистика) и качественные данные (интервью экспертов). ЕК установила 40 услуг/продуктов, предоставляемых 11 профессиональными секторами (во втором отчете ННОР были установлены уже 7 новых видов услуг/продуктов, что расширило список до 47), которые потенциально уязвимыми для ОД/ФТ, включающий секторы, как включенные (например, кредитные и финансовые учреждения, платежные компании, обменные пункты валюты и т.д.), так и не включенные в данную директиву, но также уязвимые для ОД/ФТ (например, операции в криптовалютах, деятельность некоммерческих организаций, подпольные платежные организации по типу Хавала и др.).

A.I. Основные риски для внутреннего рынка были установлены в ходе ННОР в деятельности таких секторов, как:

1. Финансовый сектор:

- частная банковская деятельность и профессиональное инвестирование;

- услуги по предоставлению хранения ценностей;

- операции электронными деньгами;

- операции по обмену иностранной валюты и переводу средств;

- операции с виртуальными валютами;

- ФинТех;

- потребительские и мелкие кредиты.

2. Сектор азартных игр (в качестве высокорискованного был выделен сектор азартных игр онлайн);

3. Услуги нефинансового сектора и профессий (основные проблемы связаны с идентификацией выгодополучателя и в деятельности сектора по торговле недвижимостью).

4. Сектор, осуществляющий операции наличными деньгами или подобными продуктами:

- операции с наличностью;

- торговля товарами высокой стоимости, включая антиквариат, часы, ювелирные изделия, золото и драгоценные камни.

5. Некоммерческие организации.

6. Хавала.

7. Подделка денег.

8. Профессиональный футбол.

9. «Свободные порты».

10. Инвестиционное гражданство и резидентство.

А.П. Горизонтальные (системные) уязвимости, охватывающие все секторы:

1. Анонимность финансовых операций (в частности, операций с наличными деньгами).

2. Идентификация выгодополучате-лей, а также доступ к источникам информации о выгодополучателях (в частности, создание и использование сложных корпоративных структур на территории третьих стран, с более «мягким законодательством» в области идентификации выгодо-получателей).

3. Надзор внутреннего рынка Европейского союза (в частности, в качестве основной проблемы было отмечено отсутствие должного правового механизма по обмену информацией и взаимодействию между надзорными учреждениями).

4. Взаимодействие и обмен информацией между ПФР.

5. Высокая вероятность приобретения и использования преступными элементами легально зарегистрированных юри-

дических лиц, в том числе субъектов ПОД/ФТ.

6. Использование современных технологий для подделки документов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Недостаточно эффективный уровень взаимодействия и обмена информацией между государственными учреждениями и частным сектором (в частности, в качестве серьезной проблемы был отмечен недостаток должного уровня обратной связи ПФР с субъектами ПОД/ФТ).

8. Неадекватный уровень обеспечения ответственных подразделений субъектов ПОД/ФТ ресурсами, знаниями и умениями применять риск-ориентированный подход в ходе реализации мер ПОД/ФТ.

9. Возникновение новых рисков в связи со стремительным развитием и внедрением ФинТеха (в частности, стремительный рост онлайн-услуг и цифровой экономики).

А.Ш. Меры по снижению установленных рисков ОД/ФТ на уровне Европейского союза и на уровне государств -членов Европейского союза.

Предлагая комплекс мер по снижению установленных рисков ОД/ФТ, Европейская комиссия уделила особое внимание «сбалансированию» следующих принципов и факторов:

- уровень (степень) выявленных рисков ОД/ФТ;

- необходимость и пропорциональность (масштаб) разработки и применения мер по снижению рисков ОД/ФТ на уровне ЕС, а также использование данных принципов при разработке и предоставлении рекомендации государствам - членам ЕС;

- необходимость и пропорциональность (масштаб) разработки и применения мер по снижению рисков ОД/ФТ в сфере надзора;

- строгое соответствие с фундаментальными правами, включая право на частную жизнь.

Здесь необходимо отметить, что, выполняя ряд рекомендаций по усилению противодействия ОД/ФТ, 30 мая 2018 г. Европейский парламент и Совет Европейского союза утвердили Директиву 2018/843 по противодействию от-

мыванию денег и финансированию терроризма (или так называемая Пятая Директива ЕС по ПОД/ФТ).

Положения данной директивы были направлены на:

- улучшение прозрачности экономической и финансовой деятельности путем развития регистров конечных бенефициаров компаний, а также публично доступных регистрам трастов и других юридических формирований;

- ограничение анонимности, которая обеспечивалась при использовании виртуальных валют, лиц, представляющих услуги по открытию и управлению кошельками для хранения виртуальных валют, а также предоплатных платежных карт;

- расширение списка критериев по оценке и включению в списки высокорискованных государств, а также улучшение правил безопасности / снижение рисков, связанных с финансовыми операциями, проведенными с данными странами;

- установление требований к государствам - членам Европейского союза по созданию центральной базы данных регистров счетов или специальных систем, позволяющих осуществлять поиск информации об открытии счетов;

- улучшение сотрудничества организаций, осуществляющих надзор в области ПОД/ФТ, а также организация обмена информацией между ними.

А.Ш.1. Исходя из данных принципов и факторов, Европейской комиссией был разработан и реализован ряд мер, направленных на:

- изменение и дополнение Директивы ПОД/ФТ, включая усиление мер по идентификации клиентов, осуществляющих операции с наличными (в частности, для торговцев дорогостоящими товарами и участников сектора азартных игр);

- введение более строгих правил по применению риск-ориентированного подхода и идентификации выгодополучателя;

- увеличение санкций за нарушения правил внедрения мер ПОД/ФТ как для финансового, так и для нефинансового сектора;

- усиление контроля в сфере реализации предметов искусства и ресурсов дикой природы;

- усиление деятельности ПФР путем улучшения межведомственного и международного обмена информацией;

- усиление мониторинга и оценки развития и применения новых технологий на предмет их возможного использования в целях ОД, ФТ либо другой преступной деятельности.

А.Ш.2. Также был разработан ряд мер, которые Европейская комиссия должна реализовать в будущем:

- улучшение сбора и анализа статистических данных;

- разработка инструкций и правил, позволяющих субъектам ПОД/ФТ более точно установить отдельные и взаимосвязанные операции;

- организация и проведение семинаров и обучений для лиц юридических профессий с целью разъяснения понятия «правовые привилегии», а также содействия в целях более эффективного и надлежащего выполнения правил ПОД/ФТ;

- проведение углубленного анализа рисков, связанных с хавалой и подобными неформальными системами расчетов;

- усиление применения мер надзора за ОД/ФТ на уровне Европейского союза.

В качестве отдельной меры во Втором рапорте ННОР была включена рекомендация по усилению противодействия подделке денег и связанному с ней отмыванию денег.

А.1У. Рекомендации, включенные в первый отчет ННОР:

А.1У.1. Рекомендации для европейских надзорных учреждений в сфере контроля применения мер ПОД/ФТ финансовым сектором, в частности:

- усиление контроля мер по применению риск-ориентированного подхода;

- улучшение межведомственного и международного взаимодействия;

- разработка и предоставление субъектам ПОД/ФТ инструкций, внедрение которых во внутренние правила поможет

усилить эффективность применения мер ПОД/ФТ ответственными сотрудниками;

- разработка и предоставление необходимых инструкций по идентификации выгодополучателей субъектов ПОД/ФТ, предоставляющих инвестиционные услуги;

- проведение анализа операционных рисков, связанных с применением мер ПОД/ФТ в банковском и инвестиционном секторах, а также в секторах перевода средств, операций с электронными деньгами и др.

АЛУ2. Рекомендации по контролю применения мер ПОД/ФТ в нефинансовом секторе (учитывая, что на уровне ЕС таких надзорных учреждений не создано, странам - членам ЕС было рекомендовано использовать для данных целей налоговые органы, а также усилить эффективность деятельности саморегулирующих организаций).

А1У3. Рекомендации государствам - членам ЕС:

3.1. Разработать и внедрить меры по снижению рисков, особенно в деятельности таких секторов, как секторы, использующие расчеты в наличных, а также осуществляющие операции и сделки с антиквариатом, сектор НКО, сектор, предоставляющий услуги по расчету электронными деньгами.

3.2. В сфере идентификации выгодо-получателя разработать и внедрить меры, направленные на обеспечение и реализацию надлежащих мер по идентификации выгодополучаетелей, обеспечение деятельности и доступа к регистру, в котором хранятся данные о выгодополучателях, проведение мер контроля и надзора за секторами, которые сталкиваются с высоким риском применения схем, направленных на маскировку конечного выгодополучателя.

3.3. Предоставить необходимые ресурсы для обеспечения эффективной деятельности ПФР и надзорных учреждений.

3.4. Усилить применение мер по надзору должной реализации мер ПОД/ФТ.

3.5. Включение в список субъектов ПОД/ФТ секторов и профессий, которые не предусмотрены Директивой ПОД/ФТ,

исходя из установленного НОР высокого риска ОД/ФТ.

3.6. Усиление эффективности реализации мер по идентификации клиента и выгодополучателя в случаях, когда высокорискованные операции проводятся на сумму, меньшую чем установлена в качестве пороговой в Директиве ПОД/ФТ, а также в таких секторах, которые осуществляют операции по хранению ценностей, и им подобных.

3.7. Улучшение взаимодействия между компетентными государственными органами и субъектами ПОД/ФТ (включая предоставление соответствующих инструкций), особенно теми, которые осуществляют операции в сфере азартных игр, предоставляют налоговые, аудиторские, нотариальные и прочие свободные юридические услуги, предоставляют услуги по осуществлению перевода денежных средств.

3.8. Организация семинаров и обучений для субъектов ПОД/ФТ (особенно для нефинансового сектора).

3.9. Публикация подробных годовых отчетов компетентными учреждениями и саморегулирующими организациями, направленными на улучшение проведения национальной оценки рисков ОД/ФТ, а также реализацию мер по применению риск-ориентированного подхода (особенно в деятельности торговцев недвижимостью и представителей свободных юридических профессий).

А.1У.4. В качестве дополнительных рекомендаций во Второй отчет ННОР были включены следующие:

- в ходе реализации мер ПОД/ФТ обращать особое внимание на операции на сумму, меньшую чем 10 000 евро, но которые могут быть связаны с преступной деятельностью;

- улучшение системы мониторинга тех продуктов, которые могут быть подвержены большему риску финансирования терроризма;

- организация семинаров и обучений, а также разработка инструкций по выявлению факторов повышенного риска, в частности, осуществление финансовых опера-

ций без физического присутствия, использование офшорных посредников и т.д.;

- улучшение эффективности реализации мер по надзору и контролю со стороны саморегулирующих надзорных органов;

- существенное улучшение реализации мер ПОД/ФТ в сфере азартных игр, особенно в тех ситуациях, когда для расчетов могут использоваться анонимные электронные деньги либо виртуальные активы;

- более широкое включение НКО в процесс национальной оценки риска отмывания денег и финансирования терроризма;

- включение в систему ПОД/ФТ в качестве субъектов первичного финансового мониторинга организаций и лиц, осуществляющих операции и сделки в профессиональном футболе;

- обеспечение выполнения требований в сфере ПОД/ФТ организациями и лицами, осуществляющими деятельность в качестве «операторов свободных портов»;

- проведение усиленного мониторинга рисков отмывания денег при реализации программ «инвестиционного гражданства и резидентства».

В. Общая методология, примененная при проведении первой и второй ННОР.

В пакете документов ННОР, опубликованных Европейской комиссией, особый интерес вызывает Приложение II к общему отчету ННОР, в котором содержится подробная информация о методологии, примененной в ходе подготовке ННОР (методика ННОР).

В.1. Создание рабочей группы экспертов.

Одним из первых шагов на пути начала процесса ННОР было создание Европейской комиссией в феврале 2014 г. группы экспертов ПОД/ФТ, выразивших желание оказать содействие в данной сфере, основной задачей которой являлась разработка проекта методики ННОР, используя в качестве одного из примеров руководящие указания ФАТФ (февраль 2013) «Оценка рисков отмывания денег и финансирования терроризма на национальном уровне». Методика ННОР, разработанная

данной группой экспертов, была утверждена Межведомственной группой Европейской комиссией 4 ноября 2015.

Впоследствии к процессу проведения ННОР привлекались эксперты из следующих организаций:

1. Постоянно действующая при Европейской комиссии группа экспертов по ПОД/ФТ, члены которой также смогли предоставить данные о результатах НОР, проводимых в различных государствах ЕС.

2. Европейские надзорные органы, отвечающие за надзор исполнения правовых актов ЕС в банковской сфере, на рынке акций и ценных бумаг, в сфере страхования и деятельности пенсионных фондов.

3. Подразделения финансовой разведки путем тесного взаимодействия с постоянно действующей рабочей группой экспертов ПФР при Европейской комиссии (Платформа ПФР).

4. Секторальные специфические группы экспертов, в том случае если в деятельности их секторов выполнение требований ПОД/ФТ является обязательным.

5. Европол - Полицейская служба Европейского союза.

6. Евростат — статистическая служба Европейского союза, занимающаяся сбором статистической информации по странам - членам ЕС и гармонизацией статистических методов используемых данными странами.

7. ФАТФ, а также региональные организации, действующие по принципам ФАТФ.

8. Некоммерческие экспертные и консультационные организации.

9. Действующие на европейском уровне организации, объединяющие саморегулирующие организации государств ЕС.

10. Другие государственные и частные организации, обладающие необходимой информацией.

B.II. Установление основных механизмов ОД/ФТ, которые стали объектами анализа.

В ходе проведения ННОР были идентифицированы основные механизмы ОД/ФТ (modi operandi) на уровне Европейского союза в государствах - членах ЕС,

которые могут создавать риски с точки зрения внутреннего рынка ЕС. Уровень и вид угроз оценивался с помощью анализа возможностей и вероятностей применения данных механизмов ОД/ФТ в секторах, в которых действуют субъекты ПОД/ФТ, указанные в 4-й Директиве ПОД/ФТ. Также оценивалась возможность и вероятность использования преступниками различных существующих и разрабатываемых продуктов и услуг финансового и нефинансового рынков в целях ОД/ФТ.

В качестве основного источника данных для проводимой ННОР экспертами использовалась доступная информация аналитического характера, данные, представленные как в количественной, так и в качественной форме, а также другие данные методы, обычно используемые для оценки угроз в различных сферах и секторах. Также был составлен список основных угроз, исходя из данных, представленных правоохранительными учреждениями Европейского союза и государств -членов ЕС, а также экспертов, проводящих исследования и анализ в данном секторе.

В.Ш. Разработка ключевых определений и рейтингов уровня рисков.

Также экспертами для целей ННОР были разработаны следующие ключевые определения:

1. РИСК - возможность проявления и практической реализации угроз ОД/ФТ вследствие уязвимости отдельных секторов.

2. УРОВЕНЬ УГРОЗЫ - вероятность террористическим группам и организованной преступности (ТГ/ОП) использовать услуги/продукты различных секторов для своих незаконных целей.

3. УРОВЕНЬ УЯЗВИМОСТИ - потенциальные слабости/уязвимости тех же услуг/продуктов (включая уязвимости в деятельности администрирующих и контролирующих их оборот учреждений), которые могут быть использованы ТГ/ОП в своих незаконных целях.

На основании установленных критериев угроз/уязвимости каждый продукт/услуга были оценены по уровню риска от низкого до существенно высокого.

Рейтинг уровня риска установлен от

1 до 4 (как общий результат исходя из отдельной оценки и установленного рейтинга уровня угрозы и уязвимости ФТиОД отдельно для каждого продукта или услуги):

1) существенно низкий (оценка: 1);

2) существенно средний (оценка: 2);

3) существенный (оценка: 3);

4) очень существенный (оценка: 4).

С. Оформление отчета ННОР и

представление единого списка рейтингов угроз и уязвимостей ФТ и ОД.

Наиболее интересным, содержательным и полезным для практической работы экспертов ПОД/ФТ как государственного, так и частного сектора является представленный Европейской комиссией в пакете документов ННОР «Отчет по анализу рисков и определению рейтингов угроз и уязвимостей отдельных видов продуктов и услуг для финансирования терроризма и отмывания денег».

Данное исследование включает в себя хорошо иллюстрированный и детальный материал, позволяющий понять причину определения того или иного рейтинга угрозы или уязвимости использования того или иного вида проектов и услуг отдельных финансовых и нефинансовых секторов. Также в исследовании отдельно представлен раздел, в котором указаны уязвимости и недостатки деятельности ПФР, а также надзорных учреждений.

С.1. Отчет исследования показал уровень угроз и уязвимостей в следующих сферах:

I. Секторы, использующие наличные деньги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II. Услуги финансового сектора.

III. Услуги нефинансового сектора.

IV. Азартные игры.

V. Неприбыльные организации.

VI. Уязвимости и недостатки в деятельности ПФР и надзорных органов.

Второй отчет ННОР, опубликованный Европейской комиссией 24 июля 2019 г., включил в вышеприведенный список четыре дополнительных сферы экономической финансовой деятельности:

- находящиеся в частном владении автоматы по выдаче наличных денег;

- операции, связанные с профессиональным футболом;

- операции, проводимые на территории так называемых свободных портов;

- предоставляемое за инвестиции гражданство или резидентство (более известное как «золотые паспорта/визы»).

Также во втором отчете ННОР был проведен более углубленный анализ таких продуктов, как ФинТех, платформы по обмену виртуальных валют и предоставлению услуг кошельков, а также открытие банковских счетов нерезидентам.

С.П. Обобщенные результаты анализа нескольких универсальных секторов, актуальных как для государств ЕС, так и для государств, находящихся за его пределами.

C.ПЛ. Курьеры наличных денег.

Угроза: ФТ/ОД - 4.

Наличие достаточного количества доказательств, что курьеры наличных денег часто используются террористами для финансирования детальности или поездок. Организованные преступные группы (далее - ОПГ) также активны при перевозке наличных денег по причине легкой доступности, отсутствия необходимости долгой подготовки, а также низкой стоимости.

Уязвимость: ФТ/ОД - 3 (перевозка денег физическими лицами) / 4 (почта/грузоперевозки).

Анонимность перевозимо-

го/отправляемого «товара», а также недостаток контроля.

C.П.2. Бизнес, активно использующий наличные деньги.

Угроза: ФТ - 2, ОД - 3.

Могут использовать «спящие террористические ячейки». Основной объект, используемый ОПГ для отмывания денег.

Уязвимость: ФТ/ОД - 4.

Широкое использование наличных в странах ЕС. Слабая активность сектора в процессе ПОД/ФТ. Ограниченные возможности правоохраны.

C.П.3. Операции наличными.

Угроза: ФТ/ОД - 4.

Террористические группы (далее -ТГ) используют операции с наличными, поскольку данные операции проводятся без дополнительного контроля, быстро и имеют низкую стоимость. Наличные используются при нелегальных операциях и сделках. В связи с низким уровнем контроля особенно оперативно могут использоваться для международных и межрегиональных расчетов.

Уязвимость: ФТ/ОД - 4.

Операции наличными могут быть осуществлены в крупных суммах, оперативно, анонимно, включая перемещение из одного государства в другое. Уровень и эффективность контроля достаточно низкие. Поэтому и ТГ/ОПГ ориентируются в нелегальной деятельности на данный вид и форму расчетов.

C.II.4. Лица, осуществляющие обмен валюты (ОВ).

Угроза: ФТ/ОД - 3.

ТГ используют для своей деятельности денежные средства, получаемые из-за рубежа, поэтому им необходимо совершать обмен на местную валюту. Данная услуга легкодоступна, не нуждается в долгом планировании и специальных знаниях. В процессе обмена легко скрыть первоначальное происхождение средств.

Уязвимость: ФТ/ОД - 3.

Лица, осуществляющие обмен валюты, используют в основном наличные деньги. Могут обмениваться купюры крупного номинала. Недостаточная система мониторинга операций, а также понимания сектора. Легкодоступен выскорис-кованным клиентам. Недостаточный контроль.

C.II.5. Сектор электронных денег (E-money).

Угроза: ФТ/ОД - 3 (уменьшилась по сравнению с выводами первого ННОР).

E-money привлекательные для ТГ/ОПГ, поскольку ими легко воспользоваться с помощью различных карт по предоплате. Имеются доказательства о регулярном использовании таких карт. В сравнении с наличными деньгами, данный продукт менее популярен, но привлекате-

лен именно из-за возможности быстро перевести небольшие суммы.

Уязвимость: ФТ - 3, ОД - 2/3 (уменьшилась по сравнению с выводами первого ННОР).

Уровень понимания сектором угрозы ФТ/ОД вырос, но еще не находится на достаточном уровне. Доказательством этому является количество сообщений о подозрительных операциях. Недостаточен уровень подготовки и обучений. Надзор сектора нуждается в улучшении.

C.II.6. Перевод средств (Money value transfer services).

Угроза: ФТ/ОД - 4.

Компании по переводу денежных средств (Money Value Transfer Services) регулярно используются ТГ. У компетентных служб/ПФР имеются многочисленные доказательства об использовании таких компаний для сбора и перевода денег в преступных целях. Услуги таких компаний легкодоступны для местных и международных платежей.

Уязвимость: ФТ- 3/4, ОД - 3 (уменьшилась по сравнению с выводами первого ННОР).

Указанные компании лучше осведомлены о мерах по ПОД/ФТ, и выявление подозрительных операций улучшилось. Но необходимо улучшение сотрудничества надзорных органов, а также применения мер по идентификации клиента при международных операциях, особенно проводимых через агентов компаний.

C.II.7. Криптовалюты.

Угроза: ФТ/ОД - 3 (увеличилась по сравнению с выводами первого ННОР).

Правоохранительные органы располагают данными, что криптовалюты используются ТГ. Также выросло количество расследований преступных деяний с использованием криптовалюты. Установлено, что криптовалюты использует широкий спектр организованной преступности, включая не только киберпреступность, но и наркодилеров.

Уязвимость: ФТ/ОД -3/4.

Деятельность поставщиков услуг, связанных с криптовалютами, не попала под полный контроль правовыми актами

ЕС. Хотя новые правовые акты ЕС частично решают данную проблему, но применение их было начато только недавно. При этом операции с криптовалютами могут быть осуществлены с легкодоступными технологиями, обеспечивающими анонимность (интернет, международные переводы, технологические особенности). Сектору не сформулированы требования по ПОД/ФТ.

C.П.8. Потребительские или быстрые кредиты.

Угроза: ФТ - 3, ОД - 2 (в первом ННОР угроза ОД не была установлена).

Как показывает практика, такие виды кредитов, несмотря на применяемые меры контроля, доступны для ТГ и используются ими. Не применяются активно ОПГ, но могут быть интересны с точки зрения отмывания, «разбивая операции» на мелкие суммы.

Уязвимость: ФТ - 3, ОД - 2 (в первом ННОР уязвимость ОД не была установлена).

Неэффективная система «красных флагов» и контроля. В данном секторе мерам ПОД/ФТ уделяется меньше внимания, чем в банковском секторе. Ограниченные возможности выявления подозрительных операций правоохранительными органами и ПФР, особенно когда возможность выдавать такие кредиты имеется у предприятий нефинансового сектора.

C.П.9. Курьеры, перевозящие благородные металлы и драгоценные камни (БМДК).

Угроза: ФТ - 2, ОД - 3.

ТГ больше предпочитают использовать наличные, чем золото и драгоценные камни. Но ОПГ часто используют БМДК для отмывания денег. Операции с БМДК требуют некоторой подготовки, но при этом они являются высоколиквидными, в особенности золото и драгоценные камни (алмазы).

Уязвимость: ФТ/ОД - 4.

Лица, перевозящие золото и драгоценные камни, не контролируются на достаточном уровне. Недостаточная подготовка и понимание сектора. Также недостаточный контроль и надзор как на внут-

реннем рынке, так и в процессе пересечения границы.

C.П.10. Инвестиции в недвижимость.

Угроза: ФТ/ОД - 4.

ТГ/ОПГ активно используют сделки с недвижимостью в целях маскировки нелегального источника происхождения средств. Для операций не требуются специальные знания/подготовка, широкий спектр форм и видов расчета. Особенно часто используется для ОД.

Уязвимость: ФТ - 4, ОД - 3/4.

Сектор недостаточно структурирован и организован, чтобы выполнять правила ПОД/ФТ на должном уровне. Проверка клиента осуществляется поверхностно. Количество поступающих сообщений о подозрительных операциях низкое. Надзор и контроль сектора недостаточно эффективны.

C.П.11. Услуги бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов.

Угроза: ФТ/ОД 4 (для налоговых консультантов) / 3 (бухгалтеров и аудиторов - уменьшилась по сравнению с выводами первого ННОР).

ТГ/ОПГ используют услуги сектора в целях маскировки нелегального источника средств. Особенно активно указанные услуги используются в схемах по ОД, поскольку легко доступны для ОПГ как средство компенсации недостатка знаний.

Уязвимость: ФТ/ОД - 3.

Сектор существенно лучше организован и структурирован, чем другие секторы, предоставляющие правовые услуги. К сожалению, лица, предоставляющие указанные услуги, осуществляют недостаточный контроль/мониторинг деятельности клиента, а также установление реального выгодополучателя.

C.П.12. Услуги правового характера, предоставляемые юристами (адвокатами, юристами и нотариусами).

Угроза: ФТ/ОД - 4.

ТГ/ОПГ используют услуги сектора в целях легализации преступных активов. Особенно большим спросом указанные услуги пользуются при регистрации офшорных компаний с номинальными ди-

ректорами и бенефициарами, придания им респектабельного вида.

Уязвимость: ФТ/ОД - 3.

Для сектора применяются особые правила - «привилегии». Широкие требования в области охраны профессиональной тайны могут противоречить требованиям в области ПОД/ФТ. Небольшое количество сообщений ПФР о подозрительных операциях. Недостаточный надзор над сектором в сфере выполнения правил ПОД/ФТ.

С.11.13. Некоммерческие организации.

Угроза: ФТОД - 3 (в случаях получения помощи от официальных организаций - 1) / ОД - 2 (в случаях получения помощи от официальных организаций -1) (уменьшилась по сравнению с выводами первого ННОР).

ТГ/ОПГ не используют активно НКО в целях финансирования терроризма/легализации преступных активов. Но есть угроза, что террористы могут достаточно легко использовать действующие НКО (как извне, так и изнутри) или регистрировать новые НКО для ФТ, используя также каналы предоставления гуманитарной помощи.

Уязвимость: ФТ/ОД - 2 (в случаях получения от официальных организаций - 1) (уменьшилась по сравнению с выводами первого ННОР).

НКО различных типов (спорт, культура, правовая работа, а также предоставление гуманитарной помощи) могут стать объектом инфильтрации террористов, а также представлять интерес ТГ в связи с их работой в зонах повышенного риска и контактами с лицами, позитивно настроенными в отношении ТГ. Отсутствует единая система управления и организации деятельности НКО. И хотя многими НКО реализуются меры ПОД/ФТ, они не включены в систему ПОД/ФТ Европейского союза.

С.11.14. Уязвимости надзорных финансовых органов / ПФР (детальный анализ был проведен только в ходе первой ННОР).

С.ПЛ4.1. Надзорные финансовые органы:

- механизмы межведомственного обмена информацией, полученной в ходе надзора реализации мер ПОД/ФТ, недостаточно оперативны и эффективны;

- недостаток инструментов, позволяющих своевременно установить риски, связанные с применением новых технологий;

- недостаточно эффективный надзор за деятельностью дочерних компаний и представительских сетей субъектов ПОД/ФТ, в особенности тех, кто осуществляет деятельность за рубежом;

- недостаток человеческих и других ресурсов, предоставляемых для надзора за деятельностью финансовых учреждений, что снижает эффективность надзора, также применение действенных санкций;

- недостаточно эффективное применение процедур по установлению рисков ОД/ФТ в поднадзорных секторах, а также процедур надзора, основанных на риск-ориентированном подходе.

С.11.14.2. Подразделения финансового мониторинга:

- ПФР стран Европейского союза не всегда располагают достаточными полномочиями для получения необходимой финансовой или административной информации, а также данных, которыми располагают правоохранительные органы.

- нехватка инструментария, позволяющего своевременно идентифицировать выгодополучателя или собственника банковского счета;

- существуют некоторые ограничения возможностей проведения финансового анализа и предоставления исчерпывающей информации по запросу, полученному от ПФР другого государства ЕС.

С.11.15. Как уже упоминалось ранее, во втором рапорте ННОР был представлен анализ угроз и уязвимостей сектора находящихся в частном владении автоматов по выдаче наличных денег (далее - АТМ). Сделанные выводы дают основания для планирования и реализации дополнительных усиленные мер ПОД/ФТ.

Угроза: ФТ/ОД - 4.

В последнее время предприятия среднего бизнеса активно приобретают

либо берут в аренду АТМ для создания благоприятных условий для расчета наличными деньгами. Также активно расширяется рынок услуг по заполнению АТМ наличными деньгами. Использование широкой сети частных АТМ для снятия больших сумм денег мелкими операциями легко доступно членам ТГ/ОПГ и позволяет избежать сообщения в ПФР.

Уязвимость: ФТ/ОД - 4.

Уязвимость АТМ плотно связана с уязвимостью, присущей сектору операций с наличными деньгами. Риск использования АТМ для преступной деятельности недостаточно изучен, и банки не применяют должных мер по контролю операций владельцев АТМ, а также мониторингу реализуемой ими политики ПОД/ФТ.

С.П.16. Также актуальность включения во второй ННОР такого сектора, как инвестиционное гражданство и рези-дентство («золотые паспорта/визы»), показали выводы осуществленного анализа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Угроза: ФТ/ОД - 3/4.

«Золотые паспорта/визы» могут выдаваться с нарушениями требованиями правил ЕС в области безопасности, а также без физического присутствия получателя на территории ЕС. Являются объектом повышенного интереса со стороны лиц, которые подозреваются в коррупции или других тяжких преступлениях на территории государств, чьими гражданами они являются.

Уязвимость: ФТ - 3/4, ОД - 4.

Недостаточное надлежащее применение баз данных ЕС в ходе проверки лиц, претендующих на «золотые паспорта/визы», а также нехватка информации о прозрачности самих применяемых процедур. Недостаточный обмен информацией между государствами ЕС о лицах, участвующих в данных программах.

Б. Выводы и практические меры, предпринятые Европейской комиссией по снижению выявленных в ходе ННОР рисков ОД/ФТ.

Анализируя практические результаты внедрения использования результатов ННОР, можно отметить следующее:

D.I. Применение результатов ННОР на национальном уровне в государствах - членах ЕС:

- в разработке и реализации методологии ННОР были успешно использованы рекомендации ФАТФ, а также опыт государств ЕС в проведения оценок рисков и угроз ОД/ФТ, а также другой противоправной деятельности в различных сферах деятельности национальных правоохранительных органов, а также банковских, финансовых и других частных учреждений;

- в целях достижения максимального эффекта и качества объектом анализа ННОР Европейского союза стали риски, угрозы и слабости экономического/финансового/нефинансового сектора, который в большей степени регулируется общими директивами, регламентами и другими правовыми актами Европейского союза, что подразумевает общее понимание и единое применение методологии ННОР всеми экспертами - представителями государств ЕС;

- результаты ННОР были активно использованы при разработке и внедрении секторальных и внутренних оценок рисков банками, финансовыми и нефинансовыми учреждениями, поскольку в отчете ННОР был дан развернутый анализ угроз и уяз-вимостей ОД/ФТ, с которыми сталкиваются данные учреждения в своей ежедневной деятельности;

- также результаты ННОР были в полном объеме использованы европейскими надзорными учреждениями, которые осуществляют надзор за выполнением правовых актов ЕС в области регулирования деятельности учреждений, предоставляющих услуги в банковской сфере, торговли ценными бумагами, в области страхования и администрирования пенсионных фондов;

- результаты ННОР были оперативно использованы Европейской комиссией для подготовки и публикации новых директив, регулирующих ПОД/ФТ, что дало позитивный импульс для всех стран ЕС в области улучшения и модернизации внутреннего законодательства в области ПОД/ФТ.

Э.И. В целях снижения выявленных в ходе ННОР рисков, угроз и уязви-мостей ответственными учреждениями Европейского союза был разработан и принят ряд директив, направленных на увеличение эффективности применения мер ПОД/ФТ во всех государствах Европейского союза:

1. Директива Европейского парламента и совета 2017/541 от 15.03.2017 о борьбе с терроризмом (противодействие финансированию терроризма).

2. Директива Европейского парламента ис 2017/1371 от 05.07.2017 о борьбе с мошенничеством, наносящим ущерб финансовым интересам Европейского союза, с помощью применения мер уголовного права (установлено, что операции по легализации имущества, полученного в результате мошенничества, должны признаваться отмыванием денег и преследоваться в уголовном порядке).

3. Директива Европейского парламента и совета 2018/843 от 30.05.2018 о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма (регламентация мер ПОД/ФТ в отношении операций с криптовалютами, а также развития национальных регистров выгодополучателей).

4. Директива Европейского парламента и совета 2018/1673 от 23.10.2018 о борьбе с отмыванием денег с помощью применения мер уголовного права (указан список предикативных преступлений, состав преступного деяния, направленного на легализацию имущества, полученного преступным путем, уголовные санкции в отношении лиц, совершивших отмывание денег).

5. Директива Европейского парламента и совета 2019/1153 от 20.06.2019 об установлении правил, позволяющих более оперативно использовать финансовую и другую информацию в целях противодействия, выявления, расследования и уголовного преследования определенных преступных деяний (установление компетентных органов, имеющих доступ к центральному регистру счетов, а также имеющих полномочия направлять запрос и получать информацию, которой располагает ПФР,

улучшение межведомственного сотрудничества и обмена информацией).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Международные стандарты по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и оружия массового уничтожения - Рекомендации ФАТФ (обновлены в июне 2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendati ons/pdfs/FATF%20Recommendations%2020 12.pdf (дата обращения: 06.09.2019).

2.Директива Европейского парламента и совета Европейского союза 2015/849 от 20 мая 2015 о предотвращения использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://eur-lex .europa.eu/l egal -content/EN/TXT/?uri=celex%3A32015L0849 (дата обращения: 6.09.2019).

3. Рапорт Европейской комиссии Европейскому парламенту и совету об оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма, негативно воздействующих на внутренний рынок и международную деятельность COM/2017/0340 final [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/ce3cb 15d-5a5a-11 e7-954d-01aa75ed71a1 (дата обращения: 06.09.2019).

4. Рабочий документ для персонала Европейской комиссии 2/2 сопровождающий Рапорт Европейской комиссии Европейскому парламенту и совету об оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма, негативно воздействующих на внутренний рынок и международную деятельность {C0M(2017) 340 final} [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52017SC 0241 (дата обращения: 6.09.2019).

5. Рапорт Европейской комиссии Европейскому парламенту и совету об оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма, негативно воздействующих на внутренний рынок и международную деятельность {SWD(2019) 650 final} [Электронный ресурс]. - Режим до-

ступа :https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52017SC 0241 (дата обращения: 06.09.2019).

6. Рабочий документ для персонала Европейской комиссии 2/2 сопровождающий Рапорт Европейской комиссии Европейскому парламенту и совету об оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма, негативно воздействующих на внутренний рынок и международную деятельность {COM (2019) 370 final} [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:///C :/Users/Expert/Desktop/HLA2021/Re ports2019/Monthes/September/SNRAeuII/W orkingPaperSNRAII2019.pdf (дата обращения: 06.09.2019).

7. Директива Европейского парламента и совета Европейского союза 2018/843 от 30 мая 2018 о предотвращения использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32018L08 43 (дата обращения: 06.09.2019).

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. International Standards on combating money laundering and the financing of terrorism and proliferation - FATF Recommendations (updated June 2019) [Electronic resource]. - Access mode: https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendati ons/pdfs/ FATF% 20 Recommendations %202012.pdf (date of the address: 06.09.2019).

2. Directive 2015/849 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2015 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing. [Electronic resource]. - Access mode: https://eur-lex.europa.eu/legal-

content/EN/TXT/?uri=celex%3A32015L0849 (date of the address: 06.09.2019).

3. REPORT FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT AND THE COUNCIL on the assessment of the risks of money laundering and terrorist financing affecting the internal market and relating to cross-border activities COM/2017/0340 final [Electronic resource]. -

Access mode: https://publications.europa.eu/ en/publication-detail/-/publication/ce3cb15d-5a5a-11e7-954d-01aa75ed71a1 (date of the address: 06.09.2019).

4. COMMISSION STAFF WORKING DOCUMENT, 2/2, Accompanying the document Report from the Commission to the European Parliament and to the Council on the assessment of the risks of money laundeirng and terrorist financing affecting the internal market and relating to cross-border situations {COM (2017) 340 final} [Electronic resource]. - Access mode: https://eur-lex.europa.eu/legal-

con-

tent/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52017SC024 1 (date of the address: 06.09.2019).

5. REPORT FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT AND THE COUNCIL on the assessment of the risk of money laundering and terrorist financing affecting the internal market and relating to cross-border activities {SWD (2019) 650 final} [Electronic resource]. - Access mode: https://eur-lex.europa.eu/legal-con-

tent/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52017SC024 1 (date of the address: 06.09.2019).

6. COMMISSION STAFF WORKING DOCUMENT Accompanying the document REPORT FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT AND THE COUNCIL on the assessment of the risk of money laundering and terrorist financing affecting the internal market and relating to cross-border activities {COM (2019) 370 final} [Electronic resource]. - Access mode: file:///C:/Users/Expert/Desktop/HLA2021/Re ports2019/Monthes/September/SNRAeuII/W orkingPaperSNRAII2019.pdf (date of the address: 06.09.2019).

7. Directive 2018/843 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2018 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing} [Electronic resource]. - Access mode: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri= CELEX%3A32018L0843 (date of the address: 06.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.