Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОТСТРАНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ОТ ВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА'

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОТСТРАНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ОТ ВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО / ОТСТРАНЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО / ЖАЛОБА НА АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балычевцева А. А.

В данной статье рассмотрены проблемы толкования положений Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ в части оснований отстранения арбитражных управляющих от процедур банкротства. Проанализированы основные недостатки законодательства в данной части, а именно коллизия в толковании ст. 20.4 и ст. 65,83,98,145 и рассмотрения причинения убытков или возможность их причинения арбитражным управляющим должнику и кредиторам, как критерий для отстранения управляющего от процедур. На основе проведенного исследования автором предлагается исключить вышеупомянутую коллизию законодательства с целью недопущения злоупотребления законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОТСТРАНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ОТ ВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА»

УДК 347.736

А.А. Балычевцева

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОТСТРАНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ОТ ВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА

В данной статье рассмотрены проблемы толкования положений Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"от 26.10.2002N 127-ФЗ в части оснований отстранения арбитражных управляющих от процедур банкротства. Проанализированы основные недостатки законодательства в данной части, а именно коллизия в толковании ст. 20.4 и ст. 65,83,98,145 и рассмотрения причинения убытков или возможность их причинения арбитражным управляющим должнику и кредиторам, как критерий для отстранения управляющего от процедур. На основе проведенного исследования автором предлагается исключить вышеупомянутую коллизию законодательства с целью недопущения злоупотребления законодательством.

Ключевые слова: банкротство, ответственность арбитражного управляющего, отстранение арбитражного управляющего, жалоба на арбитражного управляющего.

В связи с сложившейся кризисной ситуацией в стране многие предприятия не в силах справиться с финансовыми трудностями. Эти обусловлена актуальность исследуемой темы так как в связи с вышесказанным банкротство приобретает все большее распространение.

На любую процедуру банкротства Арбитражным судом назначается арбитражный управляющий.

В соответствии с ст. 20 ФЗ №127 «Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.» [1]

В соответствии с ст. 20.3 п. 4 «при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.» Таким образом, арбитражный управляющий является неким транзитом между кредиторов, должником и обществом. Хотя сложно представить на практике как возможно подобное соблюдение интересов т.к. должник и кредитор - это заведомо противостоящие друг другу стороны, но тем не менее в законе установлено именно это.

В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" несостоятельность (банкротство) определяется как «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

В соответствии с ФЗ №127 в процедуре банкротства предприятий можно выделить 4 процедуры и в каждой из процедур арбитражному управляющему именуется по-разному: в процедуре наблюдения -временный управляющий, конкурсное производство - конкурсный управляющий, финансовое оздоровление - административный управляющий, внешнее управление - внешний управляющий. Это обусловлено тем, что в каждой конкретной процедуре арбитражный управляющий должен выполнять различные функции, обладая очень специфическими узконаправленными знаниями. К арбитражному управляющему законодательно закреплены достаточно строгие требования о соответствии (ст. 20.2 ФЗ №127). Кандидатуру арбитражного управляющего или же СРО предоставляет заявитель в суд. Затем уже СРО предоставляет сведения о соответствии кандидатуры требованиям ст. 20 и ст. 20.2 ФЗ №127.

В соответствии с ст. 20 арбитражный управляющий обязан иметь гражданство РФ, а также состоять в СРО. Для того, чтобы стать членом СРО необходимо:

•Иметь стаж на руководящей должности не менее 1 года, а также стаж в должности помощника арбитражного управляющего не менее 2 лет,

•Сдача теоретического экзамена,

© Балычевцева А.А, 2019.

Научный руководитель: Толстухина Татьяна Викторовна - доктор юридических наук, доцент, Тульский государственный университет, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 4-1(91)

•Отсутствие дисквалификации в виде административного правонарушения и отсутствие лишения права занимать определенные должности,

•Отсутствие судимости за совершение умышленного преступления, •Отсутствие за последние 3 года исключения из СРО, •Наличие договора обязательного страхования ответственности.

Также, не могут быть назначены на должность временного, конкурсного, внешнего или административного управляющего лица, которые:

•Являются заинтересованными лицами к должнику,

•Не возместили причиненные убытки должнику или кредиторам в процедурах, которые вели ранее, •В отношении которых введена процедура банкротства,

•Которые не имеют допуска к государственной тайне, если таковая необходима. Несмотря на то, что законодательством установлены достаточно строгие требования к арбитражным управляющим это не исключает возможность ошибки, человеческого фактора. В связи с этим законодательством предусмотрено отстранение или освобождение арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей в процедуре банкротства. В своей статье А. П. Кузнецов и В. Н. Хохлов [5, 114122] делают разграничение между двумя этими понятиями говоря, что «отстранение выступает в качестве меры принуждения, санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей. Что касается освобождения, то его применение связывается с различного рода жизненными обстоятельствами». Основанием для освобождения арбитражного управляющего от занимаемой им должности может послужить заявление самого арбитражного, либо заявление СРО. СРО может обратиться в Арбитражный суд с заявлением об освобождении арбитражного управляющего при выходе его из состава СРО или же при выявлении несоответствия арбитражного требованиям, установленным в ст. 20.2 ФЗ №127.

Прекращение полномочий арбитражного управляющего в связи с его некомпетентностью может быть произведено по следующим основаниям:

•По требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве; •По ходатайству СРО, членом которой он является; •В связи с совершением административного правонарушения.

В соответствии с ФЗ №127 с. 20.4 помимо отстранения арбитражного управляющего за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязанностей предусмотрено возмещение убытков, которые возникли в связи с его деятельностью и которые подтверждены вступившим в законную силу судебным актом. Но как один из обязательных критериев для отстранения арбитражного управляющего возмещение убытков рассматривать нельзя. В данном вопросе важен факт существенности, а это уже определяет суд. позиция ВАС РФ по вопросу существенности такова: «существенные...нарушения, которые приводят к возникновению сомнений в дальнейшем надлежащем ведении дел арбитражным управляющим». [2]

В следствии того, что в каждой отдельной процедуре банкротства полномочия у арбитражного управляющего отличаются, необходимо рассмотреть не только ст. 20.4, но и ст. 65, 83, 98, 145. В данных статьях указывается, что арбитражный управляющий может быть отстранен от своих обязанностей в связи с «удовлетворением жалобы на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов».

Налицо коллизия ст. 20.4 и ст. 65,83,98,145. Известно, что при коллизии общей и специальной норм, которыми, соответственно, выступают ст. 20.4 и ст. 65 ФЗ №127, применяются положения специальной нормы. Однако есть один нюанс: во всех иных нормах, являющимися специальными по отношению к ст. 20.4 и закрепляющих условия отстранения арбитражного управляющего на любой стадии банкротства, устанавливается обязательное условие в виде наличия убытков или угрозы их наличия. [3,4]

Возникает резонный вопрос: почему бы не устранить данные разногласия в ФЗ №127 для достижения единства в судебной практике? Суды ссылаются на то, что отстранить арбитражного управляющего не представляется возможным в следствии того, что невозможно установить причинно-следственную связь между фактом неисполнением или ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим своих обязанностей и факта причинения или не возможности причинения убытков должнику и кредиторам. Жалоба на арбитражного управляющего может подаваться в Росреестр, в суд и СРО. Доказать обоснованность жалобы еще предстоит, но тем не менее возбуждаются сразу 3 производства. Как правило арбитражный управляющий ведет не одно и даже не 5 предприятий, а гораздо больше. И тот факт, что возбуждается сразу 3 производства по которым необходимо предоставить отзывы и пояснения значительно усложняют работу управляющего. [6, с. 37]

Как уже указывалось выше арбитражный управляющий обязан соблюдать интересы 3 сторон: должника, кредиторов и общества. Очень часто трактовка данной нормы приводит к жалобам на действия (бездействия) арбитражных управляющих с целью оказания давления на них. Данные мероприятия значительно усложняю и снижают результативность работы арбитражных управляющих.

Резюмируя вышесказанное можно прийти к выводу, что ФЗ №127 в части отстранения арбитражных управляющих нуждается в доработке, а именно основания отстранения касающиеся причинения убытков или возможности их причинения арбитражным управляющим должнику или кредиторам. Неточная трактовка в законе может привести к злоупотреблению правом что является абсолютно недопустимым.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018)

2.Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2012 г. №150 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих»

3.Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 июля 2014 г. №Ф06-11538/13 по делу №А65-2485/2010

4.Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июля 2014 г. №Ф01-2375/14 по делу №А29-3229/2012

5.А. П. Кунецов, В. Н. Хохлов, Вестник тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Статья на тему «Правовые механизмы отстранения арбитражного управляющего от ведения процедуры банкротства», 2015, Том 1. №4 (4). 114-122

6.И. В. Карнаух, Журнал «Эффективное антикризисное управление», статья «Перспективы ограничения ответственности арбитражных управляющих», 2017, №2 (101), с. 36-39

БАЛЫЧЕВЦЕВА АННА АНДРЕЕВНА - магистрант, Тульский государственный университет», Россия, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.