Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артамонов Алексей Николаевич, Касьянов Сергей Николаевич

В статье на основе анализа проблем ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и результатов их обсуждения на коллегиальных мероприятиях, проводимых территориальными органами Минюста России, делается вывод о целесообразности приобщения к работе по уменьшению их негативного проявления представителей общественности, в частности казачьего сообщества. Обосновывается необходимость проведения мониторинга регионального законодательства в сфере социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, формулируются предложения по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артамонов Алексей Николаевич, Касьянов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND SOCIAL ISSUES OF RE-SOCIALIZATION OF CITIZENS RELEASED FROM PRISON

The article, based on an analysis of the problems of the resocialization of persons released from places of deprivation of liberty and the results of their discussion at collegial events held by the territorial bodies of the Ministry of Justice of Russia, concludes that it is advisable to involve representatives of the public, in particular the Cossack community, in the work to reduce their negative manifestation. The need to monitor regional legislation in the field of social adaptation of citizens released from places of deprivation of liberty is justified, proposals are made to improve it.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ -

УДК 67.409 ББК 343.8

Артамонов Алексей Николаевич Artamonov Alexey Nikolaevich

заместитель начальника Главного управления Минюста России по Ростовской области, кандидат юридических наук. E-mail: artamonov_mj@mail.ru

Deputy Head of the Main Department of the Ministry of Justice of the Russian Federation for the Rostov Region, PhD in Law.

Касьянов Сергей Николаевич Kasyanov Sergey Nikolaevich

заместитель начальника отдела координации деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб, федеральных бюджетных учреждений и организационно-документационного обеспечения и контроля Главного управления Минюста России по Ростовской области. Тел.: +7 863 210-67-59.

Deputy Head of the Department for Coordination of Activities of Territorial Bodies of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Subordinate Federal Services, Federal Budgetary Institutions and Organizational and Documentation Support and Control of the Main Directorate of the Ministry of Justice of the Russian Federation for the Rostov Region.

ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Legal and social issues of re-socialization of citizens released from prison

В статье на основе анализа проблем ресоциа-лизации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и результатов их обсуждения на коллегиальных мероприятиях, проводимых территориальными органами Минюста России, делается вывод о целесообразности приобщения к работе по уменьшению их негативного проявления представителей общественности, в частности казачьего сообщества. Обосновывается необходимость проведения мониторинга регионального законодательства в сфере социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, формулируются предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: ресоциализация, институты гражданского общества, освобождение из мест лишения свободы, социальная адаптация осужденных.

Одной из важнейших задач современной уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является социальная адаптация осужденных, предполагающая целенаправленный процесс возвращения или приобретения ими способности к существованию в обществе при соблюдении правовых норм и правил человеческого общежития.

Сегодня территориальными управлениями ФСИН России и Минюста России уделяется пристальное внимание вопросам участия ин-

The article, based on an analysis of the problems of the resocialization ofpersons released from places of deprivation of liberty and the results of their discussion at collegial events held by the territorial bodies of the Ministry of Justice of Russia, concludes that it is advisable to involve representatives of the public, in particular the Cossack community, in the work to reduce their negative manifestation. The need to monitor regional legislation in the field of social adaptation of citizens released from places of deprivation of liberty is justified, proposals are made to improve it.

Keywords: resocialization, institutions of civil society, release from places of deprivation of liberty, social adaptation of convicts.

ститутов гражданского общества в работе исправительных учреждений, связанной с социальной защитой и реабилитацией освобождающихся осужденных. Так, начиная с 2018 года на территории Ростовской области на постоянной основе проводятся встречи (1 круглый стол, 2 конференции - в 2018 и 2019 годах) с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, служителями различных конфессий и сотрудниками компетентных органов исполнительной власти Рос-

товской области, принимающих участие (планирующих участие) в ресоциализации осужденных, освобождающихся из исправительных учреждений ГУФСИН России по Ростовской области.

Прежде чем приступить к изучению заявленной в статье проблемы, представляется необходимым познакомиться с некоторыми исходными данными, в том числе статистическими. Так, по состоянию на 1 января 2021 года на территории Южного федерального округа действовало 71 учреждение уголовно-исполнительной системы (далее -УИС), в которых содержалось свыше 44 тыс. человек (осужденных - более 35 тыс., подозреваемых, обвиняемых - более 8 тыс., женщин -около 3 тыс., несовершеннолетних - около 200), что составляло 9,2 % от общероссийского количества лиц, находившихся под стражей, и осужденных, отбывавших наказание в местах лишения свободы.

Одной из важнейших задач уголовно-исполнительной системы России является исправление осужденных. Согласно ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправление - это формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения, т. е. подготовка к возвращению в общество. Для подавляющего большинства лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, эта процедура неизбежна.

В соответствии со ст. 180 УИК РФ за шесть месяцев до истечения срока наказания в виде лишения свободы администрацией учреждений УИС проводится комплекс мер по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных. По состоянию на конец 2020 года в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России содержалось свыше 3 тыс. осужденных, которым до истечения срока наказания оставалось не более шести месяцев (в 2019 году - свыше 4 тыс.).

В Южном федеральном округе во всех исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России для решения вопроса о трудоустройстве лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, заключены соглашения о сотрудничестве с районными отделами службы занятости населения, социальной

защиты, региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации. Организованы справочно-консультационные пункты, в которых осужденные могут получить разъяснения о порядке трудового и бытового устройства после освобождения, законодательстве в сфере охраны труда и социального обеспечения, а также сведения о возможности профессионального обучения и переподготовки. Кроме того, в исправительных учреждениях регулярно проводятся ярмарки вакансий с привлечением мобильных центров занятости, консультации по преодолению психологических трудностей, связанных с адаптивным периодом жизни на свободе.

В ряде учреждений территориальных органов ФСИН России (в Республике Адыгея, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях) установлены сенсорные терминалы, в которых можно получить актуальную информацию о ситуации на рынке труда и вакансиях в городах и районах субъектов Российской Федерации

Следует отметить, что институты гражданского общества непосредственно участвуют в реализации средств исправления осужденных, предусмотренных, в частности, в ст. 9 УИК РФ, а также тесно взаимодействуют с самими заключенными, а не только с представителями учреждений и органов, исполняющих наказание.

Анализ практики привлечения общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними свидетельствует об использовании различных ее форм и методов в субъектах Российской Федерации, расположенных в Южном федеральном округе.

Следует особо отметить роль религиозных объединений в процессе ресоциализации осужденных, которые помогают им произвести переоценку ценностей и осознать значение человеческой жизни, воспитать толерантность и любовь к ближнему. Соблюдение религиозных канонов дисциплинирует заключенных и формирует правопослушный образ жизни. В целом религиозность способствует отходу от криминального образа мыслей, нравственному преображению лиц, оказавшихся в местах лишения свободы.

В учреждениях территориальных органов ФСИН России действуют 29 храмов и 7

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

православных часовен, оборудованы молитвенные комнаты, имеются предметы культа и религиозная литература.

Во всех субъектах Южного федерального округа налажено тесное взаимодействие между Русской православной церковью (далее -РПЦ) и органами УИС. За всеми пенитенциарными учреждениями закреплены священнослужители, которые проводят религиозные обряды и таинства, осуществляют духовную работу с осужденными. В учреждениях УИС накоплен значительный опыт реализации осужденными своего права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Такое же взаимодействие налажено с региональными духовными управлениями мусульман. В учреждениях оборудовано 8 мечетей и 1 буддийский храм.

Вместе с тем священнослужители различных религиозных конфессий осуществляют не только проповедническую работу, но и активно участвуют в деятельности общественных и попечительских советов целого ряда исправительных учреждений и территориальных органов ФСИН России, основной целью которых является привлечения широких слоев общественности к задачам и проблемам учреждений УИС. В состав советов также входят представители государственных, общественных и некоммерческих организаций.

По инициативе общественных советов в местах лишения свободы проводятся традиционные спортивные мероприятия по мини-футболу, легкоатлетические и шахматные спартакиады среди осужденных. А различные некоммерческие организации активно участвуют в социальной и психологической реабилитации осужденных.

Отметим, что рассмотрение взаимодействия институтов гражданского общества и учреждений УИС будет не полным без изучения статистических сведений о количестве осужденных, освобожденных из мест лишения свободы по основаниям, предусмотренным в ст. 172 УИК РФ. Так, анализ динамики статистических данных о количестве осужденных, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, показал их сокращение в 2020 году в сравнении с 2019 годом на 1 997 человек, или 8,3 %. В 2020 году значительную часть (75,2 %) лиц,

освобожденных из мест лишения свободы, от их общего числа, составляли осужденные, которые освобождены в связи с отбытием срока наказания, назначенного по приговору суда (в 2019 году - 73 %).

В 2020 году в связи с болезнью или инвалидностью освобождены от отбывания наказания 0,5 % от общего числа лиц, освобожденных от отбывания наказания (в 2019 году - 0,9 %).

Если за осужденными, в отношении которых районными (городскими) судами принято решение об условно-досрочном освобождении, а также освобожденными из мест лишения свободы в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания осуществляется контроль компетентными органами, то поведение отдельной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы в связи с отбытием срока наказания, вызывает необходимость профилактического надзора или сопровождения. Так, в 2020 году в соответствии со ст. 173.1 УИК РФ административный надзор устанавливался за 11,7 % осужденных, освобожденных из мест лишения свободы (в 2019 году - за 9,3 %).

Изучение практики оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, показало, что предусмотренная ст. 181 УИК РФ совокупность мер социально-экономического характера, направленная на интеграцию бывших осужденных в современное общество, с различной интенсивностью применяется территориальными органами ФСИН России. Так, в субъектах Южного федерального округа разработаны и приняты нормативные правовые акты, соответствующие целевые программы, в которых предусмотрен ряд мероприятий по социально-бытовому и трудовому устройству освободившихся осужденных.

Более подробный анализ нормативного регулирования общественных отношений в сфере ресоциализации граждан в Южном федеральном округе, освобождаемых из мест лишения свободы, будет проведен территориальными органами Минюста России, которыми будет дана оценка в том числе полноты и качества принятых нормативных документов и реализованных региональных полномочий, определены вопросы, требующие урегулирования или корректировки.

На сегодняшний день по информации территориальных органов Минюста России, во исполнение представленных федеральным законодательством полномочий на территории Южного федерального округа действует 73 нормативных правовых акта, регулирующих общественные отношения в сфере ресоциали-зации и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Следует обратить внимание на то, подходы к решению задач по профилактике повторной преступности, ресоциализации и реинтеграции в общество осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы в субъектах Южного федерального округа, разнятся и требуют совершенствования.

В 2020 году территориальные органы ФСИН России в рамках реализации государственной политики в области социального обслуживания направили в региональные учреждения социального обслуживания материалы в отношении 1 034 осужденных (в 2019 году - 942), освобожденных из мест лишения свободы. По результатам проверки установлено, что 101 человек не имел жилья и находился в трудной жизненной ситуации. Таких граждан помещают в центры социального обслуживания, действующие во

всех регионах страны, имеющие различную наполняемость и сроки пребывания в них.

Полагаем, что наиболее полноценной ре-социализации граждан, освобождающихся из мест лишения свободы, и минимизации оснований рецидива преступных проявлений будет способствовать привлечение к этой работе представителей казачества. На наш взгляд, у них есть для этого все возможности и инфраструктура: их структурные подразделения представлены не только в каждом субъекте Южного федерального округа, но и в большинстве муниципальных образований (более 1 тыс. объединений общей численностью свыше 90 тыс. человек); их участниками являются специалисты в разных профессиональных сферах, в том числе юристы, педагоги, психологи, которые могли бы оказывать консультационное сопровождение данной категории российских граждан. Не будем забывать, что, являясь элементом гражданского общества, современное возрождающееся казачество выполняет и государственные функции, в том числе правоохранительную, а от успехов в обсуждаемом вопросе выигрывает любое общество и государство, а значит, каждый из нас должен быть в этом заинтересован.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.