Научная статья на тему 'Правовые и социальные аспекты формирования общества российской империи в конце XVII века - середине XVIII века'

Правовые и социальные аспекты формирования общества российской империи в конце XVII века - середине XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСОЛЮТИЗМ / МОНАРХ / ЗАКОН / ГОСУДАРСТВО / ПРИКАЗ / ABSOLUTISM / MONARCH / LAW / STATE / ORDER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковалева Д.Ю., Леонтьева Я.К., Кухарев Ю.С.

В статье исследуется историческое формирование правовых и социальных аспектов общества Российской империи в конце XVII середине XVIII, а также историческое преобразования государственного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые и социальные аспекты формирования общества российской империи в конце XVII века - середине XVIII века»

Ковалева Д.Ю.1, Леонтьева Я.К.2, Кухарев Ю.С.3 ©

1,2Студент юридического факультета; 3преподаватель кафедры ТИГ иП.

Юго-Западный государственный университет

ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVII ВЕКА - СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА

Аннотация

В статье исследуется историческое формирование правовых и социальных аспектов общества Российской империи в конце XVII середине XVIII, а также историческое преобразования государственного аппарата.

Ключевые слова: абсолютизм, монарх, закон, государство, приказ.

Keywords: absolutism, monarch, the law, the state, the order.

Актуальность выбранной темы объясняется несколькими актуальными жизненными обстоятельствами.

Во второй половине XVIII в. в России начал складываться буржуазный уклад, однако он не имел возможность прочно утвердиться, помехой тому стал абсолютистский строй, консервировавший крепостничество. Самодержавие усиливало феодально-крепостническую эксплуатацию крестьянства, расширяло и укрепляло права и привилегии, а значит ии финансовое, и политическое владычество дворянства. Абсолютизм, который стремился сохранить существующий строй, мешал развитию страны в социально-политическом, финансовом плане. Все это демонстрировало, что российское общество в тот этап можно было легко отнести к обществу циклического типа развития (или восточного типа цивилизации).

Уже окончательно идеология «просвещенного абсолютизма» сложилась в эпоху Екатерины II. Идеология являлась системой общественно-политических взглядов, основанных на вере в «мудреца на троне», который правит страной по разумным и объективным законам, стремится к общему благу всех своих подданных. Предоставленная идеология определяла гражданскую позицию большинства деятелей российской культуры, стремившихся доступными им средствами говорить «истину царям», «учить царствовать монарха». Ее разделяли представители дворянской, консервативной мысли (А.П. Сумароков, М.М. Щербатов) и сторонники просветительства, дворянско-либеральной оппозиции (Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин). Идеальным монархом считался Петр I, в деятельности которого особенно подчеркивалась государственная польза.

Суть политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении заморозить существующий в то время строй путем закрепления позиций дворянства, усиления его преимуществ и прав. Для этой политики свойственны либеральная фразеология, социальная демагогия, использование идей просветителей. «Просвещенный абсолютизм» в ряде случаев содействовал и проведению мероприятий, беспристрастно означавших становление и развитие буржуазного уклада. Важной чертой политики «просвещенного абсолютизма» было стремление по возможности ослабить остроту общественныхных противоречий путем издания законов.

Власть монарха была окончательно зафиксирована в законодательстве первой четверти XVIII в.

Монархия Петра I носила характер «просвещенного абсолютизма». Делая упор на философию естественного права, Петр I все свои действия оправдывал «всенародными пользой и нуждами». Стремление вывести государство из отсталости привело к подготовке

© Ковалева Д.Ю., Леонтьева Я.К., Кухарев Ю.С., 2015 г.

кадров для культуры и экономики за границей, созданию учебных заведений; Петром I было подготовлено открытие Академии Наук в декабре 1725 г.

Реформы первой четверти XVIII в. укрепили феодально-крепост-нический строй Российской империи, заложили основы крепостной мануфактуры и увеличили продуктивность помещичьего хозяйства. Проводимая правительством Петра I политика меркантилизма создавала подходящие благоприятные условия для последующего становления товарно-рыночных отношений, развития зарождавшейся буржуазии в лице ключевым образом торговой буржуазии — купечества. Подъем производительных сил, особенно в области промышленности, становление товарно-денежных отношений привели к складыванию с середины XVIII в. капиталистического уклада в недрах феодально -крепостнического строя.

Законом от 5 февраля 1722 г. Петр I отменил действовавшие до него порядки передачи престола старшему сыну или же избрания царя Земским собором и установил новый порядок, базирующийся на назначении наследника престола по собственному усмотрению монарха. Петр I умер внезапно и не успел воспользоваться своим законом. Престол после смерти Петра I заняла его жена — Екатерина I. С этого времени началась полоса дворцовых переворотов: за 37 лет, с 1725 по 1762 г., их было шесть. Все эти перевороты были «до смешного легки», так как «речь шла о том, чтобы от одной кучки дворян или феодалов отнять власть и отдать другой» [2, 44-45]. В одном ряду с господствующей тенденцией к укреплению безоговорочной монархии выявлялась и другая — стремление небольшой группы представителей высшей знати ограничить права носителя верховной власти в свою пользу.

Боярская дума к концу XVII в. потеряла свое значение. В 90-е годы Дума ещё собиралась, однако главные вопросы внутренней и внешней политики царь разрешал самостоятельно, закрепляя их в именных указах. Состав Думы за последнее десятилетие века сократился более чем вдвое.

В 1699 г. В эпоху Боярской думы была образована Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. В скором времени зона ответственности этой канцелярии увеличилась. Она стала пространством заседаний членов Боярской думы. С 1704 г. здесь стали встречаться начальники приказов. С 1708 г. эти постоянные собрание стали называться Консилией министров (так именовались иногда начальники приказов, где обсуждались различные вопросы управления страной). В отсутствие царя Консилия министров управляла государством. Боярская дума перестала собираться. С учреждением Сената Консилия министров прекратила своё существование. ограничительной функцией денежного контроля Ближняя канцелярия просуществовала до образования Ревизион-коллегии.

В 1726 г. был учрежден Верховный тайный совет для внешних и внутренних государственных дел. Верховный тайный совет занимался вопросами внешней и внутренней политики страны: назначение чиновников, экономическое управление, отчетность Ревизион-коллегии, а также те дела, которые правящее объединение считала нужным изъять из ведения Сената. Совету подчинялись три немаловажных коллегии (Военная,

Адмиралтейская и Иностранная), Г лавная полицеймейстерская канцелярия и

Преображенский приказ.

Вскоре после вступления на престол Елизаветы Петровны Кабинет министров указом 12 декабря 1741 г. был упразднен. При Петре III высшим органом, который направлял политику государства, был Императорский совет, состоящий из 8 членов [3, 55-56].

Итак, все вышестоящие советы и кабинеты, несмотря на разную степень влияния в государстве, юридические права, воплощали в жизнь направление внутренней и внешней политики России, управляли государственным аппаратом. Политическое значение Сената в этот период потеряло своё значение.

Появилось больше новых потребностей, особенно с началом Северной войны появились некоторые новые приказы. К осени 1699 г. насчитывалось 44 приказа, большинство из них действовали объединено, составляя 25 самостоятельных учреждений.

Отдельные ветви управления (заведование городским сословием, финансами, горным делом, мануфактурами, торговлей) были разделены между приказами. Всё это замедляло воплощение в жизнь целей государства в новых исторических требованиях, толкало на поиски других организационных форм центрального государственного аппарата.

Уменьшение собственного состава государственного аппарата в последствии смерти Петра сказалось и на коллегиях. Под поводом экономии средств правительство соединило и упразднило некоторые из них. В 1725—1730 гг. Камер-коллегия действовала объединено со Штатс-конторой. Смирение российской промышленности целям внешней торговли вызвало объединение в 1731 г. Берг - Мануфактур и Коммерц-коллегий и их контор в Под поводом экономии средств правительство соединило и упразднило кое-какие из них общую Коммерц-коллегию. В 1727 г. был ликвидирован Главный магистрат, а управление городским населением передано губернаторам и воеводам [1, 43-44].

Не изменились три «главные» коллегии: Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел, а также те коллегии, которые были связаны с охраной классового «правосудия» и помещичьей собственности: Юстиц-коллегия и Вотчинная. В 1742 г. были восстановлены как самостоятельные центральные учреждения Берг - и Мануфактур-коллегии, в 1743 г. — Главный магистрат.

Важное место среди центральных государственных органов занимал политический розыск — Тайная розыскных дел канцелярия (1731 — 1762гг.) и Тайная экспедиция Сената (1762— 1801гг.). Когда прекратили действовать Тайная канцелярия (1726г.) и Преображенский приказ (1729г.) расследование дел по государственным преступлениям было делегировано в ведение Сената и Верховного тайного совета. Эти дела возбуждались по системе доносов («слово и дело»).

Ликвидировав Тайную розыскных дел канцелярию, правительство оставило политический розыск, но передало его в полномочия Сената, в составе которого в октябре 1762 г. оформляется Тайная экспедиция.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для государственного аппарата до 1775 г. были характерны лишь частичные преобразования, заключавшиеся в дальнейшей бюрократизации коллежского аппарата, в укреплении централизма и упрощении дорогостоящей системы местного управления и суда.

Литература

1. Григорьев В.А. Просвещенный абсолютизм в России. - М., 2001. - С. 43-44.

2. Павленко Н.И. Идеи абсолютизма в законодательстве XVIII века. Абсолютизм в России (XVII— XVIII вв.). - М., 1994. - С. 44-45.

3. Павленко Н.И. Идеи абсолютизма в законодательстве XVIII века. Абсолютизм в России (XVII— XVIII вв.). - М., 1994. - С. 55-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.