DOI: 10.24412/2076-1503-2021-9-126-131 NIION: 2018-0076-9/21-168 MOSURED: 77/27-023-2021-09-367
ГНЕТОВА Людмила Валентиновна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета
им. К. Минина, e-mail: [email protected]
ГУЛЯЕВА Татьяна Борисовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного права Нижегородского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected]
ПЕРЯШКИНА Арина Алексеевна,
студент 3 курса, факультета управления и социально-технических сервисов Нижегородского государственного педагогического
университета им. К. Минина, e-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСЫНОВЛЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена изучению правовых и психологических особенностей такой формы устройства детей, как усыновление. В первую очередь, в статье обращается внимание на правовые нормы, регламентирующие права каждого ребенка на семью. Анализируя нормы семейного законодательства, сделан вывод, что при принятии такого решения, как усыновление, следует полагаться не только на искреннее желание, но также стоит учитывать свою финансовую и физическую составляющую. Кроме того детально рассмотрено главное условие усыновления - согласие родителей на усыновление их ребенка и проанализированы также все обстоятельства, при которых возможно усыновить ребенка без согласия его биологических родителей. Предложены рекомендации по внесению изменений в семейный кодекс РФ по исследуемому вопросу.
Авторами также подобно рассмотрены и психологические аспекты усыновления супругами, не имеющих детей по ряду причин и одинокими женщинами или мужчинами. Обращается внимание и на внутреннее состояние ребенка, ведь главенствующим является именно наилучшее обеспечение его прав и интересов. Разобраны конкретные ситуации и выявлены проблемы, которые возникают при усыновлении данной группой лиц. Предложены пути их разрешения.
Ключевые слова: усыновление, усыновитель, семья, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, согласие, форма устройства детей.
GNETOVA Lyudmila Valentinovna,
candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General History, Classical Disciplines and Law, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina
GULYAEVA Tatiana Borisovna,
candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil and International Law
of the Nizhny Novgorod Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration
under the President of the Russian Federation
PERYSHKINA Arina Alekseevna,
3rd year student,
Faculty of Management and Social and Technical Services Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
LEGAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ADOPTION
Annotation. The article is devoted to the study of the legal and psychological characteristics of such a form of arrangement of children as adoption. First of all, the article draws attention to the legal norms governing the rights of every child to a family. Analyzing the norms of family law, it was concluded that when making such a decision as adoption, one should rely not only on a sincere desire, but also consider one's financial and physical component. In addition, the main condition of adoption is considered in detail - the consent of the parents to the adoption of their child, and all the circumstances under which it is possible to adopt a child without the consent of his biological parents are also analyzed. Recommendations are proposed for amending the family code of the Russian Federation on the issue under study.
The authors also similarly considered the psychological aspects of adoption by spouses who do not have children for a number of reasons and single women or men. Attention is also paid to the inner state of the child, because it is the best provision of his rights and interests that is dominant. Specific situations have been analyzed and problems have been identified that arise during adoption by this group of persons. The ways of their solution are suggested.
Key words: adoption, adoptive parent, family, Constitution of the Russian Federation, Family Code of the Russian Federation, consent, the form of the device of children.
На сегодняшний день тема усыновления (удочерения) становится все более актуальной. Для нормального функционирования всего общества необходимо, чтобы подрастающее поколение росло в семьях, которые соблюдают законные интересы и права ребенка. Примечательно, что по статистическим данным на 2021 год в России число детей, которых усыновляют, давая возможность жить и воспитываться в полноценной семье, превышает число тех детей, которые остаются в детском доме. [8] Как сообщается на официальном сайте Министерства Просвещения РФ, на 2021 год в России насчитывается несколько тысяч приемных родителей и усыновленных детей, примерно столько же - кровных опекунов. [6] Следует начать с роли государства в данном вопросе. Нужно отметить, что оно выделяет достаточное количество денежных средств для содержания и развития детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее рациональным способом помочь ребенку, который по тем или иным причинам, остался без попечения родителей, признается усыновление, так как именно при реализации данного способа ребенок становится равным с другими членами семьи по правам и обязанностям.
С 15 сентября 1960 года, в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Российская Федерация приняла множество обязательств, которые направлены именно на реализацию и защиту интересов каждого несовершеннолетнего ребенка нашей страны. Важно отметить, что Конвенция описывает ребенка, как самостоятельную личность с рядом определенных прав. [3]
Одно из самых главных - право жить и воспитываться в семье, в атмосфере дружбы, любви и понимания. Эта же норма закреплена и в ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
Забота о детях, внимательность к их воспитанию является не только естественной потребностью родителей, но и их конституционной обязанностью, что закреплено в ст. 38 Конституции РФ.
СК РФ, среди разнообразных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет именно воспитанию семейному. Это может быть усыновление, опекунство или устройство ребенка в приемную семью.
Наиболее приближено к воспитанию детей в родной семье - усыновление. Чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для воспитания детей, лишившихся родителей, удовлетворить желание как несовершеннолетних, так и взрослых граждан, законодательно принята возможность усыновлять (удочерять) детей. Согласно ст. 137 СК РФ, ребенок, который признан усыновленным, становится родным сыном или дочерью для усыновителя, приобретая соответствующие права и обязанности в отношении всех его родственников. Так, например, дети усыновителя будут являться братьями или сестрами, а родители усыновителя - бабушкой и дедушкой.
Усыновление в Российской Федерации, как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, довольно широко распространено. Ежегодно у нас в стране в семьи в качестве усыновленных принимается большое количество детей. [8] Это усыновление, в первую очередь, родственниками, знакомыми и усыновление отчимом или мачехой, так называемое внутрисемейное усыновление, а также усыновление из детских учреждений.
Поэтому в настоящей статье хотелось бы раскрыть некоторые морально-правовые аспекты, возникающие в процессе и после усыновления ребенка.
Начнем с того, что усыновление в Российской Федерации возможно только при соблюдении определенных условий, установленных и закрепленных в ст. 125 СК РФ. Это строго добровольный акт. Усыновление производится только по желанию граждан, которые должны заменить усыновляемому ребенку отца или мать. Отметим, что без их воли процедура усыновления не может быть выполнимой, и никто другой не вправе возбудить дело об усыновлении в суде. По этой же причине данная статья закрепляет возможность усыновления только по инициативе усыновителя.
Поднимая о вопрос о том, кто может выступать в роли усыновителя, российское законодательство перечисляет следующие категории лиц: супружеская пара, либо один из них, родственники ребенка (бабушки, дедушки и т.д.)
Однако на практике приходится сталкиваться с разными случаями. Так, если родители не состояли в зарегистрированном браке и у них родился ребенок, то биологическому отцу ребенка нет необходимости оформлять отцовство путем усыновления. Достаточно только оформить отцовство путем подачи совместно с матерью ребенка заявления об установлении отцовства в орган ЗАГСа по месту жительства одного из родителей, в так называемом добровольном порядке, а при отсутствии согласия матери - в судебном порядке посредством предъявления соответствующего иска в суд (ст. 48, 49 СК РФ).
Усыновить ребенка разрешается гражданам, которые не только этого хотят, но и смогут надлежаще его воспитать. Требования, предъявляемые к усыновителям, установлены в ст. 127 СК РФ. Необходимо отметить, что право на воспитание собственных детей является личным правом родителей согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации. Лишить его можно только в установленных законом случаях и исключительно в судебном порядке. Получается, что согласие кровных родителей выступает не только одним из условий усыновления, но также является залогом обеспечения законного права человека. Основываясь на нормы Семейного кодекса РФ, следует сказать, что необходимо согласие обоих родителей независимо от того, живут они вместе с ребенком или нет. Считаем, что это правильно.
Если мы проанализируем семейное законодательство РФ по рассматриваемому вопросу, то оно предусматривает два вида согласия родителей на усыновление ребенка: - согласие на то, чтобы ребенок был усыновлен конкретным лицом, т.е. конкретное согласие на усыновление. Данный вид характерен для усыновления родственником, например, мачехой или отчимом.
- согласие без указания личности конкретного усыновителя - общее согласие на усыновление. Данный случай характерен, когда ребенок с самого раннего возраста воспитывается в детских учреждениях, поэтому право выбора человека, который сможет стать усыновителем, присуще органам опеки и попечительства.
Отметим, что в обязательном порядке подпись родителей должна быть заверена нотариально, и само согласие на усыновление дается только в судебном заседании. После того, как будет вынесено решение суда об усыновлении, биологические родители утрачивают все права и обязанности в отношении ребенка, но до принятия решения они вправе отозвать свое согласие, данное раннее.
Если мы обратимся снова к нормам семейного законодательства по исследуемому вопросу, то можно заметить, что существуют определенные случаи, когда усыновление ребенка возможно и без согласия родителей. Данный вопрос четко регламентирован российским законодательством. Так, ребенок может быть передан на усыновление без согласия родителей, когда они:
- неизвестны (в случаях при усыновлении подкинутых или найденных детей);
- безвестно отсутствующие (на основании решения суда);
- признаны судом недееспособными вследствие психических отклонений в соответствии со ст. 29 ГК РФ;
- лишены родительских прав по решению суда. В данной ситуации усыновление возможно только по истечении шести месяцев со дня вынесения судом решения о лишении родителей родительских прав.
Очень важно в этом вопросе обратить внимание на следующее обстоятельство: нередко развод супругов проходит болезненно, наносит одному из них или обоим душевную травму. Поэтому после того как супруги расстанутся, бывает так, что один их них ничего не желает знать о бывшей семье, как бы вычеркивая ее, а вместе с ней и ребенка из своей жизни. При этом, в одних случаях, материальная помощь ребенку отцом оказывается, а в других, если на ней не настаивают, - нет. Мысль о том, что таким образом можно потерять сына или дочь навсегда, иногда вовсе не приходит в голову.
Но это, на наш взгляд, большая ошибка, так как законодательно регламентирована возможность усыновления без согласия родителей. Случается это при наличии единовременно трех условий:
1. Родители живут отдельно от ребенка более 6 месяцев;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
2. Родители уклоняются от воспитания и материального содержания ребенка более 6 месяцев;
3. Родители не участвуют в воспитании ребенка без уважительных причин (ст.130 СК РФ). Причинами может выступать, например, болезнь, длительная командировка по работе и т.д.
Важным является тот факт, что органы опеки и попечительства не обязаны предупреждать родителя, забывшего о родительском долге, чтобы он изменил свое поведение. Поэтому, в семье, где только один из родителей воспитывает ребенка, а второй не участвует ни в воспитании, ни в содержании своего ребенка, суд имеет право принять решение об усыновлении с согласия только одного родителя.
Когда ребенок воспитывается в детском учреждении, то для его усыновления необходимо согласие администрации этого учреждения, на которую, в соответствии со ст. 35 Гражданского кодекса РФ, возлагаются обязанности опекуна (попечителя) в отношении детей, находящихся в нем.
Это, однако, не исключает необходимости получения согласия от родителей ребенка, если они живы, не признаны судом недееспособными или безвестно отсутствующими, не лишены родительских прав, а также не уклоняются от его воспитания и материального обеспечения.
Необходимо отметить, что интересы ребенка являются первостепенными, поэтому при отказе опекуна (попечителя), приемных родителей или администрации детского учреждения все-таки возможно усыновить ребенка. Ведь суд, который выносит решение об усыновлении, вправе не принимать во внимание мнение вышеперечисленных лиц, и вынести соответствующее решение, полагаясь исключительно на интересы ребенка.
Обратим внимание и на то, что усыновление ребенка является основанием для освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей, а также для досрочного расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. [1]
Нередко встречаются случаи, когда опекуны (попечители) и приемные родители сами хотят усыновить воспитываемого ими ребенка. Хотя это прямо не предусмотрено законом, но в этих случаях им, исходя из интересов усыновляемого, как правило, отдается предпочтение перед другими лицами, желающими усыновить.
При процедуре усыновления самым важным является мнение и отношение самого ребенка к грядущим переменам. Семейное законодательство закрепляет, что если ребенок достиг десятилетнего возраста, то его согласие является обяза-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
тельным. Но следует учесть, что на практике возникают такие ситуации, когда ребенок, привязываясь к определенным людям, уже до усыновления считает их своей семьей, своими родителями. Полагаем, что необходимо для этого правовое закрепление, т.е. внесение в семейный кодекс РФ нормы, в соответствии с которой усыновление ребенка, уже проживающего в семье и считающего приемных родителей родными, проводить в упрощенном порядке без судебного заседания, на основании решения органов опеки и попечительства. Конечно, необходимо установить определенный минимальный срок проживания ребенка 3 года. Такую же норму нужно установить, на наш взгляд, и в случаях усыновления мачехой или отчимом, поскольку на практике часто встречаются случаи, когда ребенок даже не знает о том, что родители его не родные и судебные заседания также могут негативно сказаться на дальнейшем его развитии.
В случае если ребенку меньше десяти лет, то его согласия на усыновление не требуется. Однако и здесь может возникнуть ситуация, когда ребенок развит настолько, что уже в таком возрасте может адекватно оценить складывающуюся ситуацию. В данном случае, мнение ребенка, конечно, должно учитываться.
На основе вышеизложенного следует отметить, что в процедуре усыновления, помимо юридической стороны, прослеживаются и психологические аспекты.
Так, например, существует две группы лиц, которые по статистике чаще всего хотят усыновить ребенка:
- Супруги, не имеющие детей по ряду причин;
- Одинокие женщины или мужчины
Выявляются разнообразные причины, которые направляют ту или иную группу лиц на мысль об усыновлении. Разберем конкретные ситуации.
1. Усыновление бесплодной парой. Принятие супругами факта того, что у них никогда не будет собственных детей, становится психологически тяжелым и зачастую с этим невозможно смириться, поэтому они решаются на усыновление. Но проблемой выступает тот факт, что не пережитая травма родителей зачастую может сыграть свою роль в отношениях с ребенком. Поэтому необходимо, чтобы у родителей было искреннее желание дать усыновленному все то, что бы они смогли дать родному сыну или дочери. [2]
2. Заместительный ребенок. К сожалению, существует немало случаев, когда родители теряют родных детей по разнообразным причинам, это может быть автокатастрофа, тяжелая болезнь и т.д. И зачастую, к усыновлению приходят для замены умершего ребенка. [9] Проблема заключается в том, что такое решение, принятое в
состоянии отрицания, не уменьшает душевную боль, и приемный ребенок не сможет полностью заменить умершего. Усыновление по такой причине отрицательно сказывается на усыновленном ребенке, ведь с возрастом он все больше понимает, что является всего лишь заменой. Такие отношения могут понести травматические последствия, а именно чувство вины со стороны родителей, детская травма, неблагоприятная обстановка в семье, нехватка родительской любви и т.д. [2] 3. Усыновление одним родителем. Чаще всего такая тенденция развита среди одиноких женщин, которые могут быть успешными в карьере, но не получается в личной жизни. Обычно женщины идут на такой шаг для того, чтобы заполнить пустоту в душе. Ребенок в данном случае является не только сыном или дочерью, но и другом, доверенным лицом, и обычно это очень теплые, семейные отношения. Казалось бы, нет никаких отрицательных сторон, но, к сожалению, ребенку не всегда удается справляться со всеми перечисленными ролями, также в такой семье может развиваться чувство страха потерять единственного близкого человека. [5] Следует отметить, что в данных ситуациях прослеживаются как осознанные, так и бессознательные мотивы усыновления.
Бессознательные мотивы могут быть разными и обычно они индивидуальны для каждой пары или одинокого человека. Например, это может быть борьба с депрессивным состоянием, спасение от душевной боли или внутренней пустоты, замена усыновленным ребенком потерянного родного ребенка.
Осознанные мотивы обычно прослеживаются у людей, которые не могут иметь собственного ребенка по причине бесплодия, возрастных и других ограничений; также которые искренне желают стать нужным, любимыми кем-то.
Из сказанного можно сделать вывод, что основной проблемой усыновления, по нашему мнению, выступает поспешность принятия решения. Поэтому прежде чем принять решение об усыновлении (удочерении) ребенка нужно сначала спросить себя:
- готов ли я принять и полюбить чужого ребенка как своего - родного;
- смогу ли я осуществить полноценное развитие усыновленного ребенка;
- смогу ли я вернуть утраченные им, но жизненно необходимые - родительскую любовь, внимание, заботливые материнские и отцовские руки.
От правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его будущее. Ошибки приводят к чрезвычайно неблагоприятным последствиям, как для самого ребенка,
так и для его родителей, а также для лиц, желающих его усыновить, и для общества в целом. Конечно, заранее трудно все предвидеть. В жизни могут случиться самые неожиданные ситуации, поэтому, прежде чем прийти к решению об усыновлении, нужно все хорошо продумать, взвесить, предусмотрев основные сложности, которые могут возникнуть в будущем.
Рассмотрев психологические аспекты со стороны усыновителей, следует обратить внимание и на внутреннее состояние ребенка, ведь главенствующим является именно наилучшее обеспечение его прав и интересов.
В первую очередь, усыновителям следует учитывать, что усыновленный не всегда может соответствовать требованиям «идеального» ребенка. Это характеризуется следующими факторами:
- Дети, которые воспитывались в неблагополучной семье, обычно, имеют изменения в нервно-психическом развитии. Поэтому усыновителям, необходимо создать благополучную семейную обстановку для восстановления внутреннего состояния ребенка.
- Дети, которые воспитывались в детских домах или других учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, обычно страдают от отсутствия любви, внимания, родительского тепла и заботы. Этот фактор еще раз подтверждает, насколько важно создать гармоничные отношения между членами семьи.
Из вышеизложенного, можно сделать вывод, что усыновителю необходимо понять, способен ли он создать благополучную обстановку в семье. Семейные психологи понимают под «здоровой» семьей, ту ячейку общества, где на первое место становится уважение друг друга, где члены семьи имеют свободу слова и право выбора, где царит любовь и взаимопонимание. [2]
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Усыновление выступает одной из самых приоритетных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, именно для психологического состояния ребенка, так как она больше приближена к воспитанию детей в родной семье.
2. Внести изменения в семейный кодекс РФ в ст.125, в соответствии с которой усыновление ребенка, уже проживающего в семье и считающего приемных родителей родными, проводить в упрощенном порядке без судебного заседания, на основании решения органов опеки и попечительства, если он проживает в этой семье более 3 лет.
3. Внести изменения в семейный кодекс РФ в ст. 125, в соответствии с которой усыновление
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
ребенка, уже проживающего в семье и считающего отчима или мачехи родными, проводить в упрощенном порядке без судебного заседания, на основании решения органов опеки и попечительства, если он проживает в этой семье более 3 лет.
Список литературы:
[1] Бимбаева О.Л. К вопросу о понятии усыновления // Baikal Research Journal. 2013. №5. -С.23.
[2] Кирова А.А., Спиридонова М.А., Старцева С.В. Актуальные проблемы усыновления в российском праве // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4-4. - С.18-20.
[3] Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.)
[4] Конституция РФ от 12.12.1993 г./с изм. по состоянию на 01.01.2021 г.
[5] Маркина О.А. Мотивы и ценности личности женщин - кандидатов в приемные родители // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №11. - С.48-52.
[6] Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] / Сайт «Министерство Просвещения РФ». - Режим доступа: https://edu.gov.ru (дата обращения: 03.11.2021).
[7] Попова Е.Н. Особенности условий усыновления (удочерения) в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2020. №4. -С.231-232.
[8] Статистика усыновления детей в России 2021 [Электронный ресурс]/ Сайт «Знай свои законы». - Режим доступа: https://clck.ru/Ydkye (дата обращения: 03.11.2021).
[9] Тащёва А. И., Нагоева Р.А. Психологические особенности феномена замещающего роди-тельства // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. №3. - С 39-42.
[10] Уханов Ю.Д. Понятие и значение усыновления (удочерения) детей в законодательстве РФ // 2018. №3 (23). - С.79-83.
Spisok literatury:
[1] Bimbaeva O.L. K voprosu o ponyatii usynov-leniya // Baikal Research Journal. 2013. №5. -S.23.
[2] Kirova A.A., Spiridonova M.A., Starceva S.V. Aktual'nye problemy usynovleniya v rossijskom prave // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestven-nyh nauk. 2021. №4-4. - S.18-20.
[3] Konvenciya o pravah rebenka (odobrena General'noj Assambleej OON 20.11.1989, vstupila v silu dlya SSSR 15.09.1990 g.)
[4] Konstituciya RF ot 12.12.1993 g./s izm. po sostoyaniyu na 01.01.2021 g.
[5] Markina O.A. Motivy i cennosti lichnosti zhenshchin - kandidatov v priemnye roditeli // Obsh-chestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016. №11. - S.48-52.
[6] Podderzhka detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej [Elektronnyj resurs] / Sajt «Ministerstvo Prosveshcheniya RF». - Rezhim dos-tupa: https://edu.gov.ru (data obrashcheniya: 03.11.2021).
[7] Popova E.N. Osobennosti uslovij usynovleniya (udochereniya) v Rossijskoj Federacii // Gosu-darstvennaya sluzhba i kadry. 2020. №4. - S.231-232.
[8] Statistika usynovleniya detej v Rossii 2021 [Elektronnyj resurs]/ Sajt «Znaj svoi zakony». -Rezhim dostupa: https://clck.ru/Ydkye (data obrashcheniya: 03.11.2021).
[9] Tashchyova A. I., Nagoeva R.A. Psihologich-eskie osobennosti fenomena zameshchayushchego roditel'stva // Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. 2011. №3. - S 39-42.
[10] Uhanov YU.D. Ponyatie i znachenie usynovleniya (udochereniya) detej v zakonodatel'stve RF // 2018. №3 (23). - S.79-83.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021