Научная статья на тему 'Правовые и практические аспекты соблюдения принципа pacta sunt servanda в современных условиях'

Правовые и практические аспекты соблюдения принципа pacta sunt servanda в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международное право / pacta sunt servanda / критерий законности / международные обязательства / international law / pacta sunt servanda / criterion of legality / international obligations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарагурбанлы Рафат Рашад Оглы

В данной статье предпринята попытка исследования принципа pacta sunt servanda, который является ключевым для международного права. Этот принцип обеспечивает устойчивость и правовую безопасность в международных отношениях, поддерживая порядок. Механизм выполнения обязательств по международным договорам представляет собой сложное правовое явление, включающее ряд институтов международного права. Сюда входят институт обязательности, институты, связанные с добросовестностью, средства обеспечения выполнения обязательств, институты международных судебных органов и институт ответственности. Международные договоры предотвращают отказ от обязательств в течение определенного периода времени именно для защиты стабильности и правовой определенности в международных отношениях. В современных условиях международное право требует значительной гибкости, чтобы оставаться пригодным для строгого применения принципа pacta sunt servanda, поскольку современные реалии быстро меняются, тем самым изменяя характер соответствующих международных обязательств. Цель исследования заключается в комплексном рассмотрении международного и национально-правового механизма адаптации принципа pacta sunt servanda в контексте международного права — в смысле, направленном на его реализацию и эффективное осуществление. Сделан вывод, что на сегодняшний день принцип pacta sunt servanda не исполняется безоговорочно, как того предполагает сама его суть. Неисполнение государствами — участниками международного договора принципа pacta sunt servanda приводит к снижению гарантий выполнения международных договоров и объективно размывает основополагающие положения международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and practical features of adhering to the pacta sunt servanda principle in modern conditions

This article attempts to study the principle of pacta sunt servanda, which is key to international law. This principle ensures stability and legal security in international relations by maintaining order. The mechanism for fulfilling obligations under international treaties is a complex legal phenomenon that includes a number of institutions of international law. This includes the institution of obligation, institutions related to good faith, means of ensuring the fulfillment of obligations, institutions of international judicial authorities and the institute of responsibility. International treaties prevent the denunciation of obligations for a certain period of time precisely to protect stability and legal certainty in international relations. In modern conditions, international law requires considerable flexibility in order to remain suitable for the strict application of the principle of pacta sunt servanda, since modern realities are changing rapidly, thereby changing the nature of the relevant international obligations. The purpose of the study is to comprehensively consider the international and national legal mechanism for adapting the principle of pacta sunt servanda in the context of international law in the sense aimed at its implementation and ensuring an effective implementation. It is concluded that, to date, the principle of pacta sunt servanda is not fulfilled unconditionally, as its very essence suggests. Failure by the States parties to an international treaty to comply with the principle of pacta sunt servanda leads to a decrease in guarantees for the implementation of international treaties and objectively erodes the fundamental provisions of international law.

Текст научной работы на тему «Правовые и практические аспекты соблюдения принципа pacta sunt servanda в современных условиях»

Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 237 — 246. State service and personnel. 2024;(3):237 — 246.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 341.1/8

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-237-246 NIION: 2012-0061-03/24-157

EDN: https://elibrary.ru/KLMBPC MOSURED: 77/27-008-2024-03-357

Правовые и практические аспекты соблюдения принципа pacta sunt servanda в современных условиях

Гарагурбанлы Рафат Рашад оглы

Институт законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве Российской Федерации, Москва,

Россия, rafat.garagurbanli@gmail.com

Аннотация. В данной статье предпринята попытка исследования принципа pacta sunt servanda, который является ключевым для международного права. Этот принцип обеспечивает устойчивость и правовую безопасность в международных отношениях, поддерживая порядок. Механизм выполнения обязательств по международным договорам представляет собой сложное правовое явление, включающее ряд институтов международного права. Сюда входят институт обязательности, институты, связанные с добросовестностью, средства обеспечения выполнения обязательств, институты международных судебных органов и институт ответственности.

Международные договоры предотвращают отказ от обязательств в течение определенного периода времени именно для защиты стабильности и правовой определенности в международных отношениях.

В современных условиях международное право требует значительной гибкости, чтобы оставаться пригодным для строгого применения принципа pacta sunt servanda, поскольку современные реалии быстро меняются, тем самым изменяя характер соответствующих международных обязательств.

Цель исследования заключается в комплексном рассмотрении международного и национально-правового механизма адаптации принципа pacta sunt servanda в контексте международного права — в смысле, направленном на его реализацию и эффективное осуществление.

Сделан вывод, что на сегодняшний день принцип pacta sunt servanda не исполняется безоговорочно, как того предполагает сама его суть. Неисполнение государствами — участниками международного договора принципа pacta sunt servanda приводит к снижению гарантий выполнения международных договоров и объективно размывает основополагающие положения международного права.

Ключевые слова: международное право, pacta sunt servanda, критерий законности, международные обязательства.

Для цитирования: Гарагурбанлы Рафат Рашад оглы. Правовые и практические аспекты соблюдения принципа pacta sunt servanda в современных условиях // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 237—246. https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-237-246 EDN: https://elibrary.ru/KLMBPC

INTERNATIONAL LEGAL SCIENCES

Original article

Legal and practical features of adhering to the pacta sunt servanda principle in modern conditions

Rufat R. oglu Garagurbanli

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, rafat.garagurbanli@gmail.com

Annotation. This article attempts to study the principle of pacta sunt servanda, which is key to international law. This principle ensures stability and legal security in international relations by maintaining order. The mechanism for fulfilling obligations under international treaties is a complex legal phenomenon that includes a number of institutions of international law. This includes the institution of obligation, institutions related to good faith, means of ensuring the fulfillment of obligations, institutions of international judicial authorities and the institute of responsibility.

International treaties prevent the denunciation of obligations for a certain period of time precisely to protect stability and legal certainty in international relations.

© Гарагурбанлы Рафат Рашад оглы. М., 2024.

№ 3/2024

In modern conditions, international law requires considerable flexibility in order to remain suitable for the strict application of the principle of pacta sunt servanda, since modern realities are changing rapidly, thereby changing the nature of the relevant international obligations.

The purpose of the study is to comprehensively consider the international and national legal mechanism for adapting the principle of pacta sunt servanda in the context of international law - in the sense aimed at its implementation and ensuring an effective implementation.

It is concluded that, to date, the principle of pacta sunt servanda is not fulfilled unconditionally, as its very essence suggests. Failure by the States parties to an international treaty to comply with the principle of pacta sunt servanda leads to a decrease in guarantees for the implementation of international treaties and objectively erodes the fundamental provisions of international law.

Keywords: international law, pacta sunt servanda, criterion of legality, international obligations.

For citation: Garagurbanli Rafat Rashid oglu. Legal and practical features of adhering to the pacta sunt servanda principle in modern conditions // Civil service and personnel. 2024. No. 3. P. 237—246. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-237-246 END: https://elibrary.ru/KLMBPC

Серьезным нарушением принципа pacta sunt servanda является отказ или одностороннее нарушение принятых юридических обязательств1. Ф. Лист и А. Тейзен рассматривают принцип pacta sunt servanda как фундаментальный принцип международного права, не подлежащий обсуждению2. Л.А. Камаровский отмечал, что «обязательность договоров логически и непосредственно вытекает из основных положений права, обеспечивающих мирное сосуществование народов»3. Ф.И. Кожевников утверждал, что «принцип pacta sunt servanda является основой всех международных отношений и проистекает из самой природы международного сообщества государств»4. Дж. Фицморис также считал, что принцип pacta sunt servanda «является принципом естественного права с характером jus cogens, который придает международному праву объективную действительность, то есть действительность, не зависящую от согласия его субъектов»5.

Принцип pacta sunt servanda тесно связан с гражданским правом и именами таких ученых, как Г. Гроций и С. фон Пуфендорф. Однако его истоки находятся в средневековом каноническом праве, которое основано на христианских учениях. Изначально этот принцип утверждал, что все обещания равны перед Богом и их нарушение считается грехом6. Современное понимание этого принципа в публично-правовой теории сохра-

1 Бальхаева С.Б. Действие международных договоров // Журн. рос. права. 2015. № 2. С. 126.

2 Liszt F., Teisen A. The Reconstruction of International Law / / University of Pennsylvania Law Review and American Law Register. 1916. Vol. 64, No. 8. P. 767.

3 Камаровский Л.А., Ульяницкий BA. Международное право. М., 1908. С. 117

4 Цит. по.: Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Т. 2. С. 4.

5 Fitzmaurice J. British Year Book of International Law. 1959. P. 195. Цит. по.: Лукашук И.И. Указ. соч. С. 2.

6 Полдников Д.Ю. Проблема обязательности договоров:

взгляд Саламанскои школы XVI века // Право. 2011.

№ 2. С. 39.

няет идею обязательности исполнения договоров, но с некоторыми изменениями. Ф.Ф. Мартене считал, что договоры должны соблюдаться на основе pacta sunt servanda, но также начал задумываться о том, на чем фактически базируется обязательность договоров7. Ученый отмечал, что соблюдение международных договоров обеспечивается лучше, когда учтены все жизненные взаимоотношения между сторонами договора. Он поддерживал идею, что частые нарушения договоров происходят из-за отсутствия знания и уважения интересов всех контрагентов8.

Таким образом, Ф.Ф. Мартенс дал важное объяснение тому, как основывается обязательность международных договоров и как их исполнимость может быть обеспечена через уважение и понимание интересов всех сторон.

Подтверждение данной точки зрения можно найти и в трудах М.Н. Капустина, российского специалиста по гражданскому и международному праву. В его лекциях 1873 г. обсуждается форма выражения международного права, и он отмечает, что признание международных договоров как общепринятой международной нормы напрямую зависит от их внутренней силы и соответствия принципам справедливости9.

М.Н. Капустин считал, что справедливый (aequitas) договор «должен исполняться, в противном случае вопрос решается силой»10. Лучшей гарантией выполнения международного договора, по его мнению, является его соответствие реальным интересам народов, а также способность изменяться в соответствии с этими условиями. Таким образом, в международное договорное право вводилась категория «интерес».

7 Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов: В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 300.

8 Там же. С. 301.

9 Капуетин М. Международное право: конспект лекции / / Золотой фонд российской науки международного права. Т. 1. М., 2007. С. 176. Печатается по изд. 1873 г.

10 Там же. С. 211.

№ 3/2024

По мнению Б.И. Осминина, в основе норм международного права лежат интересы государств. Но это не односторонние интересы. Именно в процессе создания норм общего международного права интересы государств трансформируются в нормы, в основе которых лежит и в которых выражается согласованный интерес, интерес всего мирового сообщества. Международные нормы возникают и исчезают со временем. Однако существует различие между соблюдением международного договора до его окончания в рамках условий самого договора и нарушением государством своих обязательств из-за того, что они перестали соответствовать его интересам11.

В 1871 г. была созвана Лондонская конференция для урегулирования последствий Франко-прусской войны 1870—1871 гг. и восстановления мира в Европе. Основные цели конференции:

1) урегулирование вопроса Эльзаса и Лотарингии. Конференция рассматривала вопрос о передаче Эльзаса и Лотарингии Германии после поражения Франции в войне. Это привело к франко-германскому перемирию и заключению Фрид-рихсрухского соглашения;

2) формирование нового политического баланса в Европе. Конференция также стремилась создать новый политический баланс с участием Германии, Франции и других европейских держав после окончания войны;

3) решение вопросов относительно Люксембурга. В рамках конференции также обсуждались вопросы, связанные с нейтралитетом Люксембурга и его статусом;

4) обсуждение вопросов, касающихся международного права и норм международных отношений. Конференция также представляла собой попытку установить новые нормы и принципы международных отношений после завершения войны.

Лондонская конференция 1871 г. сыграла важную роль в формировании нового европейского порядка после Франко-прусской войны и установлении условий для мира и стабильности в регионе.

В Лондонском протоколе 1871 г. между Австро-Венгрией, Великобританией, Германией, Италией и Турцией впервые был закреплен принцип pacta sunt servanda в договорной форме. Этот принцип признавал, что никакое государство не может освободить себя от обязательств по договору

11 Осминин Б.И., Хабриева Т.Я., Королъкова Т.О. и др. Теории соблюдения международных обязательств / / Pacta sunt servanda в эпоху перемен: к 85-летию со дня рождения О.И. Тиунова: Сб. ст. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИД «Юриспруденция», 2022. С. 97.

или изменить его положения без согласия сторон, достигнутого путем дружеского соглашения12.

Необходимо отметить, что сфера применения и сила применяемого принципа pacta sunt servan-da не являются неизменными. Ряд доктрин, идущих из цивилистики, включая объективную невозможность исполнения договоров, изменение обстоятельств и форс-мажорные обстоятельства, а также право на расторжение, создают исключения из обязательной силы контрактов. Известны случаи, когда государства нарушали установленный принцип:

■ атака Великобританией йеменского города Хариб в 1964 г. — нарушение принципов Хартумской резолюции 1963 г., которая запрещала использование силы в международных отношениях и требовала урегулирования споров путем мирных средств;

■ вторжение войск НАТО в Ливию в 2011 г. — вопросы о соблюдении принципов международного права, связанных с использованием силы и решением конфликтов путем дипломатии и мирных переговоров;

■ бомбардировки странами НАТО Югославии в 1999 г.— данное действие вызвало споры относительно легитимности применения силы без одобрения Совета Безопасности ООН и нарушения принципов международного права о невмешательстве и суверенитете государства;

■ вторжение американцев в Ирак в 2003 г. — возникли вопросы о легальности и легитимности использования силы на основе резолюции Совета Безопасности ООН, а также о соответствии действий с международными нормами.

Пределы действия принципа должны определяться с учетом не только обстоятельств, существующих между сторонами, но и относительно надлежащего баланса между стабильностью и гибкостью международного права. В марте 2022 г. Европейской комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией) был принят доклад «О внутренних процедурах ратификации и денонсации международных договоров»13. Доклад анализирует процессы, которые государства-участники применяют для утверждения или отмены международных соглашений, и исследует возможные тенденции в их развитии и трансформации.

12 Лондонская конференция. СПб., 1871. С. 9—10.

13 Report on the domestic procedures of ratification and denunciation of international treaties (CDL-AD(2022)001). Принят Венецианской комиссии на 130-й пленарной сессии (18—19 марта 2022 г.). URL: https://venice. coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2022)001-e

№ 3/2024

Согласно докладу, все государства — члены Совета Европы требуют утверждения парламентом заключения международных договоров как минимум в passivum (т.е. без активного одобрения)14.

Исследование принципа pacta sund servanda на примере Европейской конвенции по правам человека в особенности интересно в силу того, что, как отмечает судья Европейского суда по правам человека Л.Г. Гусейнов, договорные обязательства в области основных прав и свобод человека предполагают объективные обязательства, которые касаются всех и каждого15. Многие национальные законы признают международные договоры частью своей правовой системы, и в этом контексте существует принцип pacta sunt servan-da, который предполагает добросовестное исполнение обязательств по международным договорам. Этот принцип означает, что государства — участники международных договоров должны добросовестно соблюдать их условия.

Исполнение условий и обязательств, принятых участниками договора, является основой эффективности любого соглашения. Венская конвенция о праве международных договоров подчеркивает обязательность соблюдения договоров16.

Особенно ярко этот принцип проявляется в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Впервые в истории там суверенные государства приняли обязательства по обеспечению прав человека для всех лиц в своей юрисдикции и признали право всех лиц подавать против них иски и получать обязательные решения от международного суда17.

Необходимо отметить, что ЕКПЧ в отличие от иных международных договоров обладает действенным механизмом защиты заявленных прав посредством деятельности Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ)18. Так, госу-

14 Shugart M.S. Comparative Executive — Legislative Relations / / The Oxford Handbook of Political Institutions Edited by Sarah A. Binder, R. A. W. Rhodes, and Bert A. Rockman. Oxford; New York: OUP 2008. P. 352.

15 Гусейнов Л.Г. Оговорки: необходимость установления особого режима для международных договоров о правах человека // Моск. журн. междунар. права. 1999. № 4. С. 101.

16 Венская конвенция о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969). Ст. 11—15 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37.

17 Харрис Д., О'Бойл М., Уорбрик К. Право Европейской конвенции по правам человека / Пер. с англ. В.А. Вла-сихин и др.; Науч. ред. А.И. Ковлер. М.: Развитие правовых систем, 2016. С. 43.

18 См., например: Нуссбергер А. Европейский Суд по

правам человека / Пер. с англ. А.Г. Румянцева. М.:

Ин-т права и публичной политики, 2022. 260 с.

дарства — участники Конвенции, ратифицировав ее, приняли на себя обязательство исполнять окончательные постановления правозащитного органа по делам, в которых они выступают в качестве сторон. Следует согласиться с Л.Г. Гусейновым, что «нарушение какого-либо основного права человека, предусмотренного Конвенцией, влечет за собой нарушение договорного обязательства государства и, следовательно, нарушение международного права»19.

В случае нарушения договорного обязательства государства в связи с нарушением основного права человека пострадавшая сторона может обратиться в ЕСПЧ для защиты своих прав. Механизм защиты включает в себя ЕСПЧ, который является компетентным органом по рассмотрению индивидуальных жалоб, и Комитет министров, ответственный за надзор за выполнением решений Суда.

В силу п. 1 ст. 46 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод решения ЕСПЧ, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти, в том числе и для судов.

В соответствии с решениями ЕСПЧ ряд государств внесли изменения в свое законодательство. Так, например, в Австрии в 1999 г. был изменен Уголовно-процессуальный кодекс; в Германии в 1974 г. были изменены положения Уголовно-процессуального кодекса, касающиеся досудебного содержания под стражей, а в 1978 г. приняты различные меры к ускорению разбирательства уголовных и гражданских дел; в Нидерландах в 1980 г. были внесены изменения в Кодекс о воинских преступлениях и в законодательство о содержании под стражей лиц, страдающих психическими заболеваниями; в Ирландии в 1987 г. упрощена процедура судебного разбирательства и созданы системы гражданско-правовой помощи и консультаций; в Италии в 1988 г. был введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которому был изменен закон, регулирующий содержание под стражей подследственных. В 2023 г. Азербайджанская Республика, присоединившись к Протоколу № 1320 после завершения соответствующего процесса ратификации в стране, официально подтвердила свое

19 Гусейнов Л.Г. Ответственность государств за нарушения договорных обязательств в области прав человека (на примере Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека) // Моск. журн. междунар. права. 1998. № S1. С. 158.

20 Протокол № 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах ETS № 187 (Вильнюс, 3 мая 2002 г.) URL: https://base.garant.ru/ 12130647/

№ 3/2024

намерение полностью запретить смертную казнь, в том числе за преступления, совершенные в военное время или при непосредственной угрозе войны, а также гарантировать право на жизнь на высшем уровне.

Приведенные примеры демонстрируют, что решения ЕСПЧ приводят к изменениям в национальных законодательствах разных стран, что направлено на приведение их в соответствие с требованиями Конвенции. Эти изменения включают в себя различные аспекты, такие как уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, правовая процедура и процессуальные гарантии, судебная система, условия содержания под стражей, процедуры судебного разбирательства, защита личной жизни и т.д. Таким образом, нарушение основного права человека, которое признается ЕСПЧ, может привести к изменениям в законодательстве и практике государства в соответствии с решениями Суда. Это является одним из способов, которыми государство исполняет свои договорные обязательства по Конвенции.

Добросовестность сама по себе является правовым принципом и является неотъемлемой частью принципа pacta sunt servanda.

Принцип pacta sunt servanda — это универсальный правовой принцип. В соответствии с этим принципом ожидается, что каждый будет добровольно выполнять соглашение, заключенное с другими сторонами.

Нельзя оставить без внимания и моральные аспекты. Вопрос о том, насколько важно соблюдение норм и стандартов прав человека, остается актуальным. Касательно моральных аспектов, соблюдение норм и стандартов прав человека является крайне важным. Уважение прав человека является основой для справедливого и гуманного общества.

Чтобы отвечать стандартам международной защиты, страны могут создавать внутренние механизмы защиты прав человека. Это может включать в себя разработку и усовершенствование национальных законов, создание независимых органов по защите прав человека и содействие образованию и обучению населения в области прав человека.

В 1979 г. ЕСПЧ принял два решения, положившие начало коренному сдвигу в правоприменительной практике в области защиты прав человека: по делу «Тайрер против Великобрита-нии»21 и по делу «Маркс против Бельгии»22. Решения по делу «Тайрер против Великобритании»

21 ECHR. Tyrer v. the United Kingdom. Application no. 5856/72. Judgment of 25 April 1978.

22 ECHR. Marckx v. Belgium. Application no. 6833/74.

Judgment of 13 June 1979.

и по делу «Маркс против Бельгии», принятые в 1979 г. ЕСПЧ, имели существенное значение для будущего развития защиты прав человека.

В решении по делу «Тайрер против Великобритании» Суд признал, что применение телесных наказаний к несовершеннолетним является бесчеловечным, уничижающим достоинство обращением и противоречит положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в частности ст. 3. Это решение создало прецедент, закрепивший норму о запрещении таких наказаний и о важности защиты прав детей.

В решении по делу «Маркс против Бельгии» Суд пришел к выводу, что дискриминация детей, рожденных вне брака, является нарушением их прав и приводит к дискриминации, не соответствует принципам равенства, закрепленным в Конвенции. Это решение утвердило примат принципов равенства перед законом и открывает путь к более широкой защите прав всех детей вне зависимости от обстоятельств их рождения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оба решения суда внесли ощутимые изменения в правоприменительную практику, провозгласив принципы гарантирования прав и свобод всех людей, включая детей, и закрепив защиту их прав.

Решения по делу «Тайрер против Великобритании» и по делу «Маркс против Бельгии» создали предпосылки для развития диалога между национальными и международными органами защиты прав человека. Доктрина о поле усмотрения государств — участников Конвенции обеспечивает гибкость в интерпретации и применении ее положений, учитывая особенности национальных правовых систем. Это открывает возможность для конструктивного диалога и обмена мнениями между Судом и государствами-участниками.

Кроме того, стремление Суда анализировать национальные законодательные акты на соответствие международным стандартам защиты прав человека имеет большое значение. Это способствует приведению национальных законов в соответствие с обязательствами государств по защите прав человека и укрепляет правовую основу защиты23.

Открытость ЕСПЧ к принятию решений по различным жалобам является важным аспектом его работы. Это позволяет Суду рассмотреть конкретные случаи нарушений прав и свобод индивидов и принять решение согласно Конвенции.

23 Хабриева Т.Я., Капустин А.Я., Ковлер А.И. и др. Им-плементация решений Европейского Суда по правам человека в российской правовой системе: концепции, правовые подходы и практика обеспечения: Монография / Под общ. ред. В.В. Лазарева. М. : ИЗиСП: Норма — Инфра-М, 2019.

№ 3/2024

Однако необходимо отметить, что Суд относится к жалобам с должным вниманием и исходя из принципов справедливости и уважения прав всех заинтересованных сторон. Решения Суда обязательны для государств-участников, и в случае непринятия государством мер по исполнению решения в отношении него могут быть применены механизмы воздействия в силу ст. 46 Конвенции. Это подчеркивает важность и значимость решений Суда для государств и общества в целом в обеспечении защиты прав и свобод человека.

ЕСПЧ совместно с введением инновационной процедуры «пилотных» постановлений начал выявлять системные проблемы, которые могут привести к нарушению прав граждан. В рамках этой процедуры Суд не только констатирует нарушения прав конкретного заявителя, но и анализирует причины возникновения этих проблем. Это особенно важно в случаях, когда поступают однотипные жалобы, вызванные системными проблемами в государстве — участнике Конвенции. Целью процедуры «пилотных» постановлений является прекращение нарушений прав граждан, чьи права были нарушены или могут быть нарушены из-за системных проблем в стране24.

Постановление по делу «Броневски против Польши», принятое 22 июня 2004 г., является первым «пилотным» решением ЕСПЧ. В рамках таких дел Суд выносит модельные решения, которые представляют общую позицию по определенному вопросу. Если государство-ответчик не выполняет требования «пилотного» постановления в установленные сроки, Суд может возобновить рассмотрение аналогичных жалоб и принять дополнительные меры.

Процедура «пилотных» постановлений была введена для эффективного решения системных проблем нарушений прав человека. Она позволяет Суду выявить корни и причины нарушений, а также предложить государству-участнику конкретные меры для их устранения. Эта инновация помогает улучшить соблюдение прав человека и обеспечить их защиту на европейском уровне25. Если государство не исполнит постановление Суда в разумные сроки, ЕСПЧ может возобновить рассмотрение отложенных жалоб-клонов и принять соответствующие меры по принудительному ис-

24 О достоинствах и дискуссионных вопросах, касающихся «пилотных» постановлений ЕСПЧ см.: Алиеие-вич Е.С. О процедуре «пилотных» постановлений в практике Европейского Суда по правам человека // Рос. правосудие. 2010. № 6 (50). С. 29—38.

25 Ковлер А.И. Европейская Конвенция: проблемы толко-

вания и имплементации: Монография. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма: Инфра-М, 2019. С. 345.

полнению. Это негативное влияние на государство-ответчик направлено на продвижение улучшений в системе прав человека и обеспечение защиты прав всех заявителей.

Процедура «пилотных» постановлений является важной частью работы ЕСПЧ, направленной на преодоление системных проблем и нарушений прав и свобод человека в государствах-участниках. Она способствует поддержанию и развитию стандартов защиты прав человека на международном уровне и подтверждает обязательность исполнения решений Суда.

Первым «пилотным» постановлением в отношении России было постановление по делу «Бур-дов против России». ЕСПЧ дважды рассматривал жалобы Бурдова (от 20 марта 2000 г. и от 15 июля 2004 г.), по которым признал нарушение п. 1 ст. 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции (право на защиту собственности). 15 января 2009 г. ЕСПЧ принял «пилотное» постановление по делу Бурдова, учитывая массовое нарушение прав в России. Это решение было принято из-за большого количества жалоб на аналогичные нарушения прав, поступивших в ЕСПЧ. Комитет министров Совета Европы отметил, что хоть Россия предприняла положительные шаги для исправления ситуации, но необходим закон, который гарантировал бы доступность и эффективность правовой защиты от невыплаты государством своих долгов по судебным решениям.

Нагрузка на ЕСПЧ значительно возрастает с каждым годом. Если в 2020 г. количество заявлений составляло 41 700, то уже в 2021 г. было подано 44 300 заявлений (число заявлений увеличилось на 6% по сравнению с предыдущим годом), в 2022 г. — 45 500 (число заявлений увеличилось на 3% по сравнению с предыдущим годом); по состоянию на июнь 2023 г. было подано 23 150 обращений26. Увеличение числа обращений может быть связано с различными факторами, такими как более широкое информирование о правах человека, а также усиление самосознания и готовности граждан обратиться в Суд для защиты своих прав. Такое увеличение нагрузки на Суд может вызывать определенные проблемы с обработкой и рассмотрением дел в разумные сроки.

Для упрощения и ускорения процесса рассмотрения обращений Суд принимает во внимание концепцию «пилотных» постановлений, о которых мы говорили ранее. Однако, несмотря на это, Суд все равно сталкивается с огромными трудно-

26 Analysis of statistics 2022 // ECHR — Analysis of Statistics 2022 URL: https://www.echr.coe.int/docu-ments/d/echr/stats_analysis_2022_eng

№ 3/2024

стями в управлении таким объемом дел, что может привести к задержкам в процессе обработки и рассмотрения конкретных жалоб. Более эффективное использование ресурсов и возможностей, а также сотрудничество с национальными судами могут помочь справиться с этой проблемой и обеспечить более своевременное исследование дел.

В апреле 2023 г., во время представления доклада Константиносом Эфстатиу (Кипр), Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) выразила свою обеспокоенность задержками в исполнении решений Суда. Ассамблея напомнила государствам — участникам Конвенции, что по закону они обязаны исполнять окончательные решения ЕСПЧ «добросовестно и без задержек». Этого обязательства нельзя избежать, ссылаясь на технические проблемы или препятствия, такие как отсутствие политической воли, недостаточные ресурсы или национальное законодательство, включая Конституцию.

ПАСЕ подчеркнула важность реализации ведущих и сложных дел, включая межгосударственные дела или дела с межгосударственными признаками, которые должны быть приоритетными. Она призвала все государства — участники Конвенции, вовлеченные в процесс исполнения таких решений, к сотрудничеству с Комитетом министров и призвала государства-члены, а также инстанции Совета Европы «рассмотреть возможность использования инновационных и творческих методов и мер для достижения прогресса в решении трудноразрешимых проблем в таких делах»27. Было отмечено, что наибольшее количество неисполненных решений ЕСПЧ приходится на Украину, Румынию, Турцию и Азербайджан, которые по-прежнему сталкиваются с серьезными структурными или комплексными проблемами, некоторые из которых не решаются уже более десяти лет. На эти пять стран, помимо России, приходится более 70% дел, ожидающих исполнения.

Наконец, Ассамблея призвала Комитет министров ежегодно представлять Ассамблее обновленную информацию о прогрессе, достигнутом в выполнении решений ЕСПЧ. Она также предложила запустить проекты по оказанию помощи национальным парламентам и парламентариям в проведении необходимых законодательных реформ для эффективного выполнения постановлений ЕСПЧ, а также в привлечении правительств к ответственности «за принятие своевременных мер по выполнению таких постановлений»28.

27 ПАСЕ призвала страны-участницы ускорить исполнение решений ЕСПЧ. URL: https://news.rambler.ru/ politics/45681659/?utm_content=news_media&utm_me-dium=read_more&utm_source=copylink

28 Там же.

В свете высказанных озабоченностей ПАСЕ важно, чтобы государства — участники Конвенции принимали эти решения всерьез и добросовестно исполняли их без задержек. Это способствует поддержанию авторитета ЕСПЧ и принципов, на которых он основан. В случае нарушения обязательства исполнения решений государствами-участниками могут быть предприняты соответствующие меры, включая международные процедуры и механизмы защиты прав человека. Ликвидация задержек и обеспечение исполнения решений ЕСПЧ являются важными шагами для гарантирования справедливости и защиты прав человека в Европе.

Проблемы выполнения решений ЕСПЧ могут быть связаны с недостаточной добросовестностью государств-членов. Некоторые страны не выполняют решений суда или делают это с задержкой, что создает препятствия для защиты прав человека. Такие проблемы могут быть вызваны как политическими, так и юридическими причинами. Некоторые государства не соглашаются с решениями ЕСПЧ и отказываются их исполнять из-за своих внутренних политических соображений. Также возможны проблемы с обеспечением финансовых и организационных ресурсов для выполнения решений Суда. Для решения этих проблем необходимы совершенствование механизмов контроля за исполнением решений ЕСПЧ и укрепление сотрудничества между государствами-членами и самим Судом для обеспечения надлежащего исполнения его решений. Повышение осведомленности общественности о значимости и необходимости исполнения решений ЕСПЧ для защиты прав человека также играет значительную роль.

В заключение следует отметить, что выполнение конвенций по правам человека зависит от коллективных усилий международных и национальных судов. Их соответствующие функции, полномочия и проблемы должны быть признаны и решены для обеспечения эффективной защиты и продвижения прав человека во всем мире.

Международные судебные органы, такие как ЕСПЧ или Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций (ООН), занимаются разрешением индивидуальных или коллективных жалоб на нарушения прав, прописанных в соответствующих конвенциях. Они являются независимыми органами, которые исследуют факты, слушают стороны по делу и выносят окончательные решения. Главная цель их работы — обеспечить справедливость в защите и соблюдении прав человека, а также содействовать созданию прецедентов и развитию норм международного права.

Национальные судебные органы, в свою очередь, имеют важную задачу преобразования международных стандартов в конкретные обязатель-

№ 3/2024

ства внутри страны. Они являются компетентными органами для принятия решений по конкретным делам, связанным с нарушениями прав человека, и обязаны осуществлять контроль за соблюдением этих прав. Национальные суды также могут решать конституционные вопросы, связанные с противоречиями между международными нормами и национальным законодательством.

Роль национальных судов в соблюдении принципа pacta sunt servanda конвенций по правам человека включает следующие аспекты:

1) интерпретация и применение международных норм: национальные суды должны правильно интерпретировать и применять международные стандарты в своих решениях и сделать их обязательными для всех сторон;

2) мониторинг и контроль: национальные суды должны контролировать, что обязательства, принятые государствами-участниками, выполняются и реализуются внутри страны. Это может включать рассмотрение жалоб на нарушения прав, а также контроль за соблюдением принципов правового государства и соблюдением процедурных гарантий;

3) развитие национального права: национальные суды могут использовать международные нормы как источник вдохновения и обоснования при разработке национального законодательства и разрешении правовых споров на национальном уровне;

4) поддержка и сотрудничество с международными судами: Национальные суды должны обеспечивать сотрудничество соответствующих международных судов и исполнять их решения без задержек или противодействия.

Исследовав принцип pacta sunt servanda в современных условиях на территории постсоветских государств на примере Европейской конвенции по правам человека как особого международного договора, следует констатировать, что принцип pacta sunt servanda не исполняется безоговорочно, как того предполагает сама его суть. Безусловно, можно ссылаться на то, что в современных условиях международной напряженности, роста недоверия государств друг к другу безоговорочная приоритетность международного права не является возможной, однако нельзя отрицать и тот факт, что несоблюдение государствами — участниками международного договора принципа pacta sunt servanda приводит к снижению гарантий выполнения международных договоров и объективно размывает основополагающие положения международного права. К сожалению, это тренд последних лет, касающийся и таких острых и жизненно важных проблем, как международная безопасность, сокращение вооружений, контроль за ядерными вооружениями и

т.д. Видимо, более активную позицию должны занять ООН, Комиссия ООН по международному праву, а также Международный суд ООН. Излишне напоминать о необходимости пересмотра ряда позиций Совета Европы ввиду очевидного углубляющегося кризиса этой организации и ее очевидной политизации.

На сегодняшний день, существует несколько международных военных договоров, которые либо не исполняются, либо были денонсированы. Некоторые из них включают:

1) Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). В 2019 г. США вышли из этого договора, обвинив Россию в нарушении. В ответ Россия также приостановила свое участие в договоре;

2) Договор о противоракетной обороне (ABM). США вышли из этого договора в 2002 г., объявив о своих планах развернуть систему противоракетной обороны;

3) Договор о ядерном нераспространении (ДЯН). Несмотря на то что многие страны подписали этот договор, некоторые из них, такие как Иран и Северная Корея, были обвинены в нарушении его условий;

4) Договор о запрещении ядерных испытаний (ДЗЯИ). Хотя многие страны подписали этот договор, он до сих пор не вступил в силу из-за недостаточного количества ратификаций;

5) Договор о конвенционных вооружениях в Европе (КВЕ). Ряд стран, включая Россию, приостановили свое участие или полностью вышли из этого договора.

Это лишь несколько примеров международных военных договоров, которые находятся под угрозой или уже не исполняются. Проблемы неисполнения или денонсирования международных военных договоров могут иметь серьезные последствия как на международном уровне, так и внутри стран, которые участвуют в этих договорах. Неисполнение или денонсирование военных договоров может создать неопределенность и угрозу для международной безопасности, спровоцировать гонку вооружений, увеличить вероятность конфликтов и даже вооруженных столкновений.

Неисполнение международных договоров может рассматриваться как нарушение международного права, что подрывает принципы международного сотрудничества и доверия между странами. Договоры обеспечивают прозрачность и доверие между странами по поводу их военной политики и возможных угроз. Неисполнение или денонсирование таких договоров может привести к потере доверия и снижению прозрачности в военной сфере.

Многие военные договоры содержат механизмы разрешения споров и конфликтов. Их неис-

№ 3/2024

полнение или денонсирование означает потерю этих механизмов, что усложняет урегулирование возможных конфликтов. Некоторые военные договоры направлены на ограничение использования определенного типа оружия или на защиту окружающей среды. Их неисполнение может привести к экологическим и гуманитарным катастрофам. В целом неисполнение или денонсирование международных военных договоров угрожает стабильности и безопасности на мировой арене, а также может вызвать серьезные последствия для международных отношений.

Принцип jus cogens укрепился в международном праве как обязательная норма. Его императивный характер является одним из основных принципов обязательности международных договоров наряду с консенсусной природой самих норм в договорах. При оценке обязательности международного договора и его выполнимости важно учитывать интересы государств и выгоду, которую они получают от выполнения своих обязательств по договору. Принцип jus cogens представляет собой сжатое выражение идей о неотъемлемости выполнения международных договоров и применим ко всем типам договоров независимо от уровня развития международного права и порядка.

Международные договоры предотвращают отказ от обязательств в течение определенного периода времени именно для защиты стабильности и правовой определенности в международных отношениях. Однако тот факт, что международные обязательства достаточно редко прекращаются, является признаком силы принципа pacta sunt servanda в международном праве. Этот принцип также способствует развитию доверия между государствами и обеспечивает основу для сотрудничества и взаимодействия на мировой арене. Тем не менее в случае изменения обстоятельств или возникновения серьезных изменений существуют механизмы, позволяющие пересмотреть или модифицировать международные обязательства. Это может происходить через переговоры, дипломатические усилия или другие мирные методы, чтобы учитывать изменяющиеся условия без нарушения основных принципов международного права.

Список источников

1. Балъхаева С.Б. Действие международных договоров // Журн. рос. права. 2015. № 2. С. 126.

2. Венская конвенция о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969). Ст. 11— 15 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37.

3. Гусейнов Л.Г. Оговорки: необходимость установления особого режима для международных договоров о правах человека // Моск. журн. меж-дунар. права. 1999.№ 4.

4. Гусейнов Л.Г. Ответственность государств за нарушения договорных обязательств в области прав человека (на примере Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека) // Моск. журн. междунар. права. 1998. № S1.

5. Камаровский ЛЛ., Улъяницкий ВЛ. Международное право. М., 1908.

6. Капустин М. Международное право: конспект лекции // Золотой фонд российской науки международного права. Т. 1. М., 2007. Печатается по изд. 1873 г.

7. Ковлер А.И. Европейская Конвенция: проблемы толкования и имплементации: Монография. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма — Инфра-М, 2019.

8. Конвенция Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (CETS № 210).

9. Лондонская конференция (1871). Лондонская конференция: [Протоколы, выс. рескрипты и указы]. СПб., 1871. 52 с.

10. Полдников Д.Ю. Проблема обязательности договоров: взгляд Саламанскои школы XVI века // Право. 2011. № 2. С. 39.

11. Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов: В 2 т. М., 2008. Т. 1.

12. Нуссбергер А. Европейский Суд по правам человека / Пер. с англ. А.Г. Румянцева. М.: Инт права и публичной политики, 2022.

13. Осминин Б.И., Хабриева Т.Я., Королъко-ва Т.О. и др. Теории соблюдения международных обязательств // Pacta sunt servanda в эпоху перемен: к 85-летию со дня рождения О.И. Тиунова: Сб. ст. / Отв. ред. А.Я. Капустин. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИД «Юриспруденция», 2022. С. 83—98.

14. Хабриева Т.Я., Капустин АЯ., Ковлер А.И. и др. Имплементация решений Европейского Суда по правам человека в российской правовой системе: концепции, правовые подходы и практика обеспечения: Монография / Под общ. ред. В.В. Лазарева. М. : ИЗиСП : Норма — Инфра М, 2019. 416 с.

15. Харрис Д., О'Бойл М., Уорбрик К. Право Европейской конвенции по правам человека / Пер. с англ. В.А. Власихин и др.; Науч. ред. А.И. Ковлер. М.: Развитие правовых систем, 2016.

References

1. Balkhaeva S.B. The effect of international treaties // Journal of Russian Law. 2015. No. 2. Р. 126.

2. Vienna Convention on the Law of International Treaties (concluded in Vienna on 05/23/1969). Articles 11—15 // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1986. No. 37.

№ 3/2024

3. Huseynov L.G. Reservations: the need to establish a special regime for international human rights treaties // Moscow. International Journal. rights. 1999. № 4.

4. Huseynov L.G. Responsibility of States for violations of contractual obligations in the field of human rights (on the example of the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) // Moscow. International Journal. rights. 1998. № S1.

5. Kamarovsky L.A., Ulyanitsky V.A. International law. M., 1908.

6. Kapustin M. International law: lecture notes // Golden Fund of the Russian Science of International Law. Vol. 1. M., 2007. Published according to the edition of 1873.

7. Kovler A.I. European Convention: problems of interpretation and implementation: Monograph. M.: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation: Norm — Infra-M, 2019.

8. Council of Europe Convention on Preventing and Combating Violence against Women and Domestic Violence (CETS No. 210).

9. The London Conference (1871). London Conference: [Protocols, high rescripts and decrees]. St. Petersburg, 1871. 52 p.

10. Poldnikov D.Y. The problem of binding contracts: the view of the Salaman school of the XVI century // Right. 2011. No. 2. P. 39.

11. Martens F.F. Modern international law of civilized peoples: In 2 volumes, 2008. Vol. 1.

12. Nussberger A. The European Court of Human Rights / Translated from English by A.G. Rumyantseva. M.: Institute of Law and Public Policy, 2022.

13. Osminin B.I., Khabrieva T.Ya., Korolkova T.O., etc. Theories of compliance with international obligations // Pacta sunt servanda in the era of change: to the 85th anniversary of the birth of O.I. Tiunov: Collection of articles / Ed. by A.Ya. Kapustin. M.: Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation: Publishing house "Jurisprudence", 2022. P. 83—98. 14. Khabrieva T.Ya., Kapustin A.Ya., Kovler A.I. et al. Implementation of the decisions of the European Court of Human Rights in the Russian legal system: concepts, legal approaches and practice of ensuring: Monograph / Under the general editorship of V.V. Lazarev. Moscow : IZiSP : Norma — Infra M, 2019. 416 p.

15. Harris D., O'Boyle M., Warbrick K. The law of the European Convention on Human Rights / Translated from English by V.A. Vlasikhin et al.; Scientific ed. by A.I. Kovler. M.: Development of legal systems, 2016.

Информация об авторе

Гарагурбанлы Рафат Рашад оглы — аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Россииской Федерации

Статья поступила в редакцию 30.07.2024; одобрена после рецензирования 02.08.2024; принята к публикации 05.08.2024.

Information about the author

Garagurbanli Rafat Rashid oglu — Postgraduate student at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

The article was submitted 30.07.2024; approved after reviewing 02.08.2024; accepted for publication 05.08.2024.

№ 3/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.