Научная статья на тему 'К вопросу о реформе Венской конвенции о праве международных договоров '

К вопросу о реформе Венской конвенции о праве международных договоров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международное право / международный договор / Венская конвенция / имплементация / реформирование Венской конвенции / international law / international treaty / Vienna Convention / implementation / reform of the Vienna Convention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рафат Рашад Оглы Гарагурбанлы

В статье предпринята попытка исследования возможности и необходимости реформирования Венской конвенции о праве международных договоров. Венская конвенция о праве международных договоров кодифицировала и развила многие обычные нормы международного права. Без развития международного права как любой надстроечной категории динамично развивающегося общества не может осуществляться прогресс. При этом процесс эволюции в международном праве требует рассмотрения не всех изменений в международном праве, а исключительно тех, что оказывают влияние на его качественное совершенствование. Без данного подхода реформирование Венской конвенции о праве международных договоров становится невозможным. Сделан вывод о том, что на сегодняшний день в целях последующего реформирования Конвенции в качестве предварительной меры целесообразно усиление механизмов имплементации Венской конвенции о праве международных договоров в целях учета и правового регулирования новых форм цифрового обмена информацией, а также усиления и четкого определения обязательности принципа pacta sunt servanda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of reform of the Vienna convention on the law of treaties

The article attempts to explore the possibility and necessity of reforming the Vienna Convention on the Law of Treaties. The Vienna Convention on the Law of Treaties codified and developed many customary rules of international law. Nevertheless, progress cannot be made without the development of international law as any superstructure category of a dynamically developing society. At the same time, the process of evolution in international law requires consideration of not all changes in international law, but only those that have an impact on its qualitative improvement. Without this approach, the reform of the Vienna Convention on the Law of Treaties becomes impossible. It is concluded that, to date, in order to further reform the Convention, as a preliminary measure, it is advisable to strengthen the mechanisms for the implementation of the Vienna Convention on the Law of Treaties, in order to take into account and legally regulate new forms of digital information exchange, as well as strengthen and clearly define the binding principle of pacta sunt servanda. In general, it is necessary to rethink and re-evaluate approaches and principles aimed at matching international treaties with modern challenges and ensuring their proper implementation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реформе Венской конвенции о праве международных договоров »

Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 251 —258. State service and personnel. 2024;(2): 251 —258.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 341.1/8

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-251-258 NIION: 2012-0061-02/24-108

EDN: https://elibrary.ru/DNBNFO MOSURED: 77/27-008-2024-02-308

К вопросу о реформе Венской конвенции о праве международных договоров

Рафат Рашад оглы Гарагурбанлы

Институт законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, rafat.garagurbanli@gmail.com

Аннотация. В статье предпринята попытка исследования возможности и необходимости реформирования Венской конвенции о праве международных договоров. Венская конвенция о праве международных договоров кодифицировала и развила многие обычные нормы международного права. Без развития международного права как любой надстроечной категории динамично развивающегося общества не может осуществляться прогресс. При этом процесс эволюции в международном праве требует рассмотрения не всех изменений в международном праве, а исключительно тех, что оказывают влияние на его качественное совершенствование. Без данного подхода реформирование Венской конвенции о праве международных договоров становится невозможным.

Сделан вывод о том, что на сегодняшний день в целях последующего реформирования Конвенции в качестве предварительной меры целесообразно усиление механизмов имплементации Венской конвенции о праве международных договоров в целях учета и правового регулирования новых форм цифрового обмена информацией, а также усиления и четкого определения обязательности принципа pacta sunt servanda.

Ключевые слова: международное право, международный договор, Венская конвенция, имплементация, реформирование Венской конвенции.

Для цитирования: Гарагурбанлы Рафат Рашад оглы. К вопросу о реформе Венской конвенции о праве международных договоров //// Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 251—258. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-251-258. EDN: https://elibrary.ru/DNBNFO

INTERNATIONAL LEGAL SCIENCES

Original article

On the issue of reform of the Vienna convention on the law of treaties

Rafat R. oglu Garagurbanli

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government

of the Russian Federation, Moscow, Russia, rafat.garagurbanli@gmail.com

Annotation. The article attempts to explore the possibility and necessity of reforming the Vienna Convention on the Law of Treaties. The Vienna Convention on the Law of Treaties codified and developed many customary rules of international law. Nevertheless, progress cannot be made without the development of international law as any superstructure category of a dynamically developing society. At the same time, the process of evolution in international law requires consideration of not all changes in international law, but only those that have an impact on its qualitative improvement. Without this approach, the reform of the Vienna Convention on the Law of Treaties becomes impossible.

It is concluded that, to date, in order to further reform the Convention, as a preliminary measure, it is advisable to strengthen the mechanisms for the implementation of the Vienna Convention on the Law of Treaties, in order to take into account and legally regulate new forms of digital information exchange, as well as strengthen and clearly define the binding principle of pacta sunt servanda. In general, it is necessary to rethink and re-evaluate approaches and principles aimed at matching international treaties with modern challenges and ensuring their proper implementation.

Keywords: international law, international treaty, Vienna Convention, implementation, reform of the Vienna Convention

For citation: Garagurbanli Rafat. On the issue of reform of the Vienna convention on the law of treaties / / Civil service and personnel. 2024. № 2. P. 251—258. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-251-258. EDN: https://elibrary.ru/DNBNFO

© Гарагурбанлы Рафат Рашад оглы. М., 2024.

№ 2/2024

Венская конвенция о праве международных договоров относится к ключевым источникам международного права договоров [1]. На фоне кризисных явлений в международном праве, его фрагментации раздаются голоса о необходимости реформирования одной из его докт-ринальных основ — Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Вопрос о реформировании Венской конвенции о праве международных договоров неочевиден, поскольку данная Конвенция является основополагающим документом в области международного права, регулирующим процедуры заключения, применения и исполнения международных договоров. Работа над новым текстом потребует не один год, а в нынешних условиях международной турбулентности это нереализуемо. Как следствие, необходима работа над усилением механизмов им-плементации Венской конвенции о праве международных договоров, роли ООН, Комиссии ООН по международному праву.

Первой причиной необходимости усиления механизмов имплементации Венской конвенции о праве международных договоров является ослабление обязательности принципа pacta sunt servanda. Принцип pacta sunt servanda устанавливает, что договорные обязательства должны быть соблюдены сторонами bona fide (по доброй воле). Однако в некоторых случаях этот принцип может ослабевать или подвергаться неоднозначному толкованию, что может вызывать конфликт и споры между сторонами [11, с. 21].

Примеры данного ослабления могут включать следующие ситуации:

1) изменение обстоятельств. Если обстоятельства, на которых основывается договор, значительно изменяются, стороны могут считать, что они больше не обязаны соблюдать договорные условия [7, с. 26]. Однако определение того, что является достаточным изменением обстоятельств, может вызвать разногласия и привести к спорам;

2) несоблюдение обязательств другой стороной. Если одна из сторон не соблюдает своих обязательств по договору, это может влиять на обязательность для других сторон [5, с. 27]. В таких случаях возникают вопросы, можно ли продолжать выполнять свои обязательства, если другая сторона не исполняет свои;

3) противоречие с другими международньми обязательствами. Если одно положение договора противоречит другим международным обязательствам сторон, возникает вопрос о том, какое из обязательств должно быть приоритетом [4, с. 32]. Определение приоритета может быть сложным и вызывать разногласия.

Ослабление обязательности принципа pacta sunt servanda может привести к правовой нео-

пределенности в международных отношениях. Поэтому пересмотр Конвенции в смысле усиления обязательности этого принципа поможет укрепить стабильность и предсказуемость в международном праве. В то же время в современных условиях международное право требует значительной гибкости, чтобы оставаться пригодным для строгого применения принципа pacta sunt servanda, поскольку современные реалии быстро меняются, тем самым изменяя характер соответствующих международных обязательств.

Ряд авторов (в частности, М.Б. Лобов) считают целесообразным перенести в право международных договоров принципы внутреннего конституционного права для упрочнения его правовых основ. Демократия и верховенство закона являются общими, взаимозависимыми руководящими принципами внутреннего права, однако до сегодняшнего дня демократия и верховенство права в целом не являются руководящими принципами международного права [7, с. 284]. В отличие от внутреннего права международное право обычно рассматривается не как система управления, а как система сосуществования и сообщества государств [8, с. 202]. При этом часто утверждают, что руководящие принципы демократии и верховенства права не применяются к международному праву так же, как к внутреннему праву.

Соблюдение принципа pacta sunt servanda в современных условиях при рассмотрении последующего изменения согласия после ратификации международных договоров зачастую четко не определен во внутреннем законодательстве и, таким образом, лишь частично охвачен нормами верховенства права [3, с. 129].

Данный факт можно довольно заметно увидеть в Соединенных Штатах Америки (США). Президент Трамп прекратил участие США в ряде международных договоров без предварительных консультаций с Конгрессом благодаря праву президента, наделенному Конституцией США данными полномочиями.

Аналогично Швейцария четко не определяет процессы, необходимые для прекращения международных обязательств. Несмотря на то что согласие государства на соблюдение международных обязательств прочно укоренено в руководящих принципах демократии и верховенства закона внутри страны, прекращение или изменение таких обязательств остается по большей части в пределах полномочий только внутренней законодательной и исполнительной власти. Как следствие, государства обладают возможностью смены своих международных обязательств [14, с. 694]. С точки зрения роли принципа pacta sunt servanda вопрос о его толковании имеет высокую

№ 2/2024

актуальность, поскольку все большее число современных государств отклоняются от своих обязательств или игнорируют их.

С точки зрения роли принципа pacta sunt servanda вопрос о его толковании имеет высокую актуальность, поскольку все большее число современных государств отклоняются от своих обязательств или игнорируют их.

Таким образом, возросла необходимость укрепления демократии как процедуры принятия решений в международном праве. Поэтому высказано предположение, что включение демократии в качестве руководящего принципа в международное право может укрепить его легитимность. Поскольку демократия изначально не является руководящим принципом международного права, это оказывается сложнее, в следующих случаях.

1. Принцип pacta sunt servanda в международном экономическом праве отдает предпочтение текстовой и исторической интерпретации по сравнению с телеологической интерпретацией, что само по себе исключает возможность введения новых руководящих принципов.

2. Переговоры по новым многосторонним соглашениям — или обновлению существующих соглашений — в последние годы оказались сложной, а то и вовсе не возможной задачей. Так, недавние соглашения о свободной торговле (ССТ) предусматривают «живое» регулирование, направленное на то, чтобы сделать международные обязательства гибкими до такой степени, чтобы их можно было адаптировать к меняющимся обстоятельствам с течением времени. Однако этого не происходит в соглашениях ВТО и в принятых соглашениях о свободной торговле, которые для промышленно развитых стран обеспечивают лишь ограниченную гибкость в рамках общих исключений.

Следовательно, при обсуждении проблемы толкования норм международного права и предполагаемого кризиса легитимности международных договоров оценка основы международного права является необходимой.

Также одной из основных причин, по которым возникла необходимость усиления механизмов имплементации Венской конвенции о праве международных договоров, выступает изменение международной политической и правовой среды.

Необходимо отметить, что применительно к сформировавшимся обычным нормам международного права их эволюция предусматривает собой этап их изменения, как правило, прогрессивного характера, который включает в себя идею пересмотра и обновления международно-правовых норм [9, с. 44].

Фактором влияния на необходимость данных изменений в Венской конвенции за последние десятилетия стало развитие коммуникаций и об-

мена информацией, в том числе в международных отношениях.

Таким образом, в современных условиях наблюдается недостаточность правил и норм, установленных Венской конвенцией. Очевидно их устаревание в ходе решения современных проблем и, как следствие, необходимость усиления механизма имплементации Венской конвенции и ее эффективности в целях учета последних достижений в сфере информационных и коммуникационных технологий [6, с. 83].

Причины необходимости усиления механизмов имплементации Венской конвенции о праве международных договоров представлены в виде рис. 1.

Немаловажным аспектом является то, что для формирования нового общего правила межгосударственных отношений желательно, чтобы отклонение от прежней обычной нормы в поведении государств и иных субъектов международного права носило массовый характер, возможно первоначально локальный, а в последующем всеобщий [10, с. 27]. Именно такой последовательностью действий, по мнению И.И. Лукашука, норма международного права может быть изменена международным сообществом [11, с. 129]. Мнение И.И. Лукашука основано на том факте, что, согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров, императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

В настоящее время этому процессу способствует договорный процесс на универсальном уровне с максимальным числом государств. Наиболее отчетливо это проявилось при принятии в 1945 г. Устава ООН. В решении Международного суда ООН по делу о военных и полувоенных действиях США против Никарагуа отмечено, что под влиянием данного Устава нормы обычного права получили еще большее развитие, причем такое, что теперь многие положения Устава сами обладают самостоятельным статусом обычных норм международного права [11, с. 78].

Рассматривая возможность реформирования Венской конвенции относительно усиления механизмов имплементации международных договоров, нетрудно предположить, что будет осуществляться целенаправленная деятельность по разработке стандартов и правил электронного подписания и обмена электронными документами, что, как следствие, будет способствовать как заключению, так и соблюдению данных договоров (рис. 2).

№ 2/2024

Рис. 1. Причины необходимости усиления механизмов имплементации Венской конвенции о праве международных договоров

Таким образом, реформирование Венской конвенции связано с целенаправленной деятельностью по модернизации составляющих ее норм. Применительно к обычной норме международного права это, прежде всего, преобразование нормы в результате целенаправленной деятельности государств, характеризующееся появлением ее новых качественных свойств, в результате чего меняется и содержание регулируемых новой обычной нормой правоотношений.

По мнению автора, процесс усиления механизмов имплементации Венской конвенции о праве международных договоров с учетом современных условий цифровой трансформации позволит предельно эффективно и надежно заключать, а также соблюдать международные договоры.

Также, по мнению автора, в ходе реформирования необходимо учитывать опыт применения Венской конвенции, который демонстрирует, что некоторые положения могут вызывать различные толкования, что может привести к спорам и конфликтам. Вот некоторые примеры проблемных или неоднозначных положений.

1. Положение об исполнении договоров по доброй воле: Венская конвенция требует, чтобы договоры исполнялись добросовестно. Однако понятие «добрая воля» может быть различно интерпретировано, и это может вызвать разногласия и споры при определении, было ли исполнение договора реализовано.

№ 2/2024

Рис. 2. Предполагаемые результаты реформирования Венской конвенции относительно усиления механизмов имплементации о праве международных договоров

2. Положение об окончательности и невозможности изменения международного договора: Венская конвенция содержит положения о том, что договоры являются окончательными и не могут быть изменены односторонне. Однако возникают случаи, когда стороны хотят изменить или отменить некоторые положения, и в таких случаях возникают сложности в применении данного положения.

3. Положение о временном применении договора: Венская конвенция предусматривает возможность временного применения договора до его ратификации. Однако осуществление временного применения может вызывать споры, особенно если стороны не согласны или имеют разные интерпретации условий временного применения.

4. Положение о разрешении споров: Венская конвенция устанавливает различные способы разрешения споров, включая переговоры, медиацию

и арбитраж. Однако возникают проблемы в выборе и применении таких способов разрешения споров, и стороны могут иметь разные предпочтения или подходы к разрешению споров.

Данные примеры показывают, что некоторые положения Венской конвенции могут быть подвержены неоднозначному толкованию и вызывать споры. При усилении механизмов имплемента-ции Венской конвенции о праве международных договоров важно учесть опыт применения и рассмотреть возможные недочеты или проблемы, чтобы обеспечить более ясные и понятные нормы и процедуры для заключения и применения международных договоров. Реформирование призвано помочь устранить эти неясности и уточнить положения, чтобы обеспечить более однозначное и согласованное применение Конвенции [4, с. 37].

№ 2/2024

Государственная служба и кадры

Усиление механизмов имплементации Венской конвенции о праве международных договоров по наиболее насущным проблемам обеспечит юридический способ устранения разрыва между чрезмерно статичным международным правом и целесообразным управлением современными процессами.

На многостороннем уровне необходим пересмотр положений Венской конвенции, которые наряду с конкретными правилами, регулирующими внесение изменений, включали бы проце-

дуры, касающиеся обязательств государств-членов, которые сделали бы их более динамичными и более соответствующими принципу демократии.

Делегирование нормотворчества международным организациям может быть еще одним аспектом усиления механизмов имплементации Венской конвенции о праве международных договоров как способа обеспечения того, чтобы соответствующие правила оставались адекватными и современными.

Препмущества

Позволит учесть изменяющиеся международные условия, новые вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются

государства. Международные организации обладают экспертизой и ресурсами для проведения исследований, анализа и консультаций, необходимых для разработки современных и актуальных норм и правит!

Способствует ускорению процесса обновления международного права. Вместо того чтобы каждое государство проводило самостоятельные пересмотры и внесение изменений в Конвенцию, международные организации могут предложить эффективные и рациональные механизмы для разработки и принятия

новых норм, что позволит более оперативно реагировать на вызовы п изменения в мире

Должно осуществляться с соблюдением

принципа суверегаггета государств. Государства должны иметь возможность участвовать в процессе принятия решений п представлять своп интересы и взгляды

Особенности

Является важным механизмом реформирования Конвенции о праве международных договоров, который способствует разработке и принятию более актуальных и адекватных норм международного права. Это помогает обеспечить гибкость и реагирование на современные вызовы и тменення в мировом правопорядке

Рис. 3. Преимущества и особенности делегирования нормотворчества международным организациям

Международные организации, такие как Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирная торговая организация (ВТО) и др., играют значительную роль в разработке и усовершенствовании правил и норм международного права.

Представленные на рис. 3 преимущества и особенности делегирования нормотворчества международным организациям свидетельствуют о

необходимости реформирования Венской конвенции о праве международных договоров, а также о необходимости соответствующих изменений национальных законодательств.

Таким образом, необходимо изменение «всеобщей практики», которое сопровождается признанием в качестве международно-правовой нормы.

Необходимо определить, какие вопросы следует регулировать на уровне международных до-

№ 2/2024

говоров, а какие могут быть урегулированы национальным законодательством или подзаконными актами. Координация и согласование правовых норм на международном уровне позволят обеспечить единообразное и согласованное применение норм в разных странах.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Усиление механизмов имплементации Венской конвенции о праве международных договоров, связанных с применением искусственного интеллекта, цифровыми правами, является необходимым и актуальным для обеспечения правового регулирования этих сфер в международном масштабе. Одновременно следует тщательно рассмотреть целесообразность регулирования данных вопросов на национальном уровне.

Наконец, усиление механизмов имплемента-ции Венской конвенции о праве международных договоров может быть полезным для обеспечения современной и всесторонней адаптации и учета новых вызовов и технологических возможностей, а также расширения участия государств, включая развивающиеся страны. Если некоторые положения или механизмы Конвенции вызывают сомнения или критику, реформирование может помочь обеспечить более широкое доверие и согласие государств и, таким образом, усилить эффективность и применимость Конвенции.

Цифровизация современного мира привела к возникновению новых вызовов и технологических возможностей, которые не были предусмотрены Конвенцией о праве международных договоров, принятой в 1969 г. Ослабление обязательности принципа pacta sunt servanda [3] является одной из первостепенных причин, по которой возникает необходимость пересмотра этой Конвенции.

В силу различных факторов, таких как быстрое развитие технологий, расширение глобальной коммуникации и развитие Интернета, стандартные правила и процедуры заключения, применение и исполнение международных договоров сталкиваются с новыми вызовами. В цифровую эпоху появились новые формы обмена информацией и заключения договоров, такие как электронные соглашения и подписи, что может усложнить определение обязательного характера и интерпретацию договорных обязательств.

Ослабление обязательности принципа pacta sunt servanda наблюдается в ситуациях, когда государства нарушают договорные обязательства или ищут лазейки в интерпретации договоров для реализации своих интересов. Причинами этого также могут быть непредвиденные обстоятельства, изменение политической ситуации или изменение экономических условий, которые провоцируют страны на нарушение своих обязательств.

В свете этих изменений и вызовов целесообразно усилить механизмы имплементации Венской конвенции о праве международных договоров для учета и регулирования новых форм обмена информацией, а также усилить и четче определить обязательность принципа pacta sunt servanda.

Необходимы переосмысление и переоценка подходов и принципов, чтобы соответствовать современным вызовам и обеспечить надлежащее исполнение и соблюдение международных договоров.

Список источников

1. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/internatio-nal_contracts/international_contracts/-/asset_ publisher/kxW4m3muIEqP/content/id/787094

2. Венская конвенция о праве международных договоров // Сайт ООН. URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/law_trea-ties.shtml

3. Гарагурбанлы P.P. Принцип pacta sunt servanda в современных условиях (опыт постсоветских государств) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2023. Т. 19, № 3. С. 126—134.

4. Залоило М.В. Фрагментация как современная тенденция развития правового пространства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 1. С. 27—49.

5. Ильинская О.И. Влияние коренного изменения обстоятельств на действие международных договоров / / Актуальные проблемы международного права. 2018. № 3. С. 23—31.

6. Исполинов А. Прекращение международных договоров: буйство красок за рамками Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года // Международное правосудие. 2022. № 3 (43).

7. Лобов М.Б. Заключение и денонсация международных договоров: эволюция конституционно-правовых моделей // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.

2024. Т. 20, № 1. С. 23—31.

8. Мажорина М.В. Международное частное право в условиях глобализации: от разгосударствления к фрагментации // Право. Журнал Высшеи школы экономики. 2018. № 1.

9. Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М.: Юрид. лит., 1972. 216 с.

10. Ромашев Ю.С. Право международных обычаев в системе международного права // Право. Журнал ВШЭ. 2016. № 1. С. 22—30.

№ 2/2024

11. Современное право международных договоров. Т. 1: Заключение международных договоров / Отв. ред. И.И. Лукашук. М., 2004.

12. Современная концепция применения международных договоров: Монография / А.Я. Капустин, С.В. Шульга, И.А. Шулятьев и др.; Отв. ред. А.Я. Капустин; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Норма— Инфра-М, 2020.

13. Международное правосудие как фактор интеграции: Монография / Т.Я. Хабриева, А.И. Ковлер, А.М. Белялова и др.; Отв. ред. Т.Я. Хабриева, А.И. Ковлер; Предисл. В. М. Лебедева. М.: Инфра-М, 2019. 192 с.

14. Peters A. The refinement of international law: From fragmentation to regime of interaction and politicization // International Journal of Constitutional Law. 2017. № 3.

15. Vincy F., Parisi F. Stability and Change in International Customary Law // Supreme Court Economic Review. 2009. № 1. Р. 279—309.

References

1. The Vienna Convention on the Law of International Treaties of May 23, 1969 // Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/internatio-nal_contracts/international_contracts/-/asset_publi-sher/kxW4m3muIEqP/content/id/787094

2. Vienna Convention on the Law of International Treaties // UN website. URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ law_treaties.shtml

3. Garbanly R.R. Acceptance of the contract of service in state institutions (the experience of Soviet states) // Journal of foreign legislation. public administration. 2023. Vol. 19. № 3. Р. 126—134.

4. Zaloilo M.V. Fragmentation as a modern trend in the development of the legal space // Right. Journal of the Higher School of Economics. 2020. № 1. Р. 27—49.

5. Ilyinskaya O.I. The influence of a radical change in circumstances on the operation of international

treaties / O.I. Ilyinskaya // Actual problems of international law. 2018. № 3. P. 23—31.

6. Ispolinov A. Termination of international treaties: a riot of colors beyond the framework of the Vienna Convention on the Law of International Treaties of 1969 // International Justice. 2022. № 3 (43). P. 83.

7. Lobov M.B. Conclusion and denunciation of international treaties: evolution of constitutional and legal models // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2024. Vol. 20,

№ 1. P. 23—31.

8. Mazhorina M.V. International private law in the context of globalization: from denationalization to fragmentation // Pravo. Journal of the Higher School of Economics. 2018. № 1.

9. Movchan A.P. Codification and progressive development of international law. Moscow: Yurid. literature, 1972. 216 p.

10. Romashev Yu.S. The law of international customs in the system of international law / Yu.S. Romashev // Law. HSE Journal. 2016. № 1. P. 22—30.

11. Modern law of international treaties. In Volume 1. Conclusion of international treaties / ed. by I.I. Lukashuk. M., 2004.

12. The modern concept of the application of international treaties: monograph / A Ya. Kapus-tin, S. V. Shulga, I. A. Shulyatyev, etc. ; ed. by A.Ya. Kapustin ; Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. M.: Norm: INFRA-M, 2020.

13. International justice as a factor of integration: monograph / T.Ya. Khabrieva, A.I. Kovler, A.M. Belyalova et al.; ed. by T.Ya. Khabrieva, A.I. Kovler; preface by V. M. Lebedev. M.: INFRA-M, 2019. 192 p.

14. Peters A. Improvement of international law: from fragmentation to the regime of interaction and politicization // International Journal of Constitutional Law. 2017. № 3. P. 694.

15. Vincy F., Parisi F. Stability and changes in customary international law // Economic Review of the Supreme Court. 2009. № 1. P. 279—309.

Информация об авторе

Рафат Рашад оглы Гарагурбанлы — аспирант Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Статья поступила в редакцию 15.05.2024; одобрена после рецензирования 20.05.2024; принята к публикации 28.05.2024.

Information about the author

Rafat Rashad oglu Garagurbanli — Postgraduate student at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

The article was submitted 1 5.05.2024; approved after reviewing 20.05.2024; accepted for publication 28.05.2024.

№ 2/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.