Научная статья на тему 'Правовые и организационные проблемы исполнения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, не связанного с изоляцией от общества'

Правовые и организационные проблемы исполнения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, не связанного с изоляцией от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА / СОЕДИНЕННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЯ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО / НЕ ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ВМЕНЯЕМОСТИ / ОГРАНИЧЕННАЯ ВМЕНЯЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кононов А.Д.

В статье рассматриваются организационно-правовые проблемы исполнения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания; предлагаются меры по совершенствованию правового регулирования и организации принудительного лечения лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кононов А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные проблемы исполнения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, не связанного с изоляцией от общества»

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА, СОЕДИНЕННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННОГО С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

© Кононов А.Д.*

Приокский государственный университет, г. Орел

В статье рассматриваются организационно-правовые проблемы исполнения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания; предлагаются меры по совершенствованию правового регулирования и организации принудительного лечения лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

Ключевые слова принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания; принудительное наблюдение и лечение в амбулаторных условиях; психическое расстройство, не исключающее вменяемости; ограниченная вменяемость.

Согласно концепции, заложенной в ч. 3 ст. 97 УК РФ, в целом порядок исполнения принудительных мер медицинского характера (далее - ПММХ) должен определяться уголовно-исполнительным законодательством и иными федеральными законами. Но в настоящее время это предписание закона остается фактически нереализованным. УИК РФ вопреки данному требованию не затрагивает вопросы исполнения ПММХ кроме тех, которые отбываются по месту отбывания лишения свободы, ареста, принудительных работ. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в п. 11 ст. 20 ограничивается лишь указанием на то, что к лицам, совершившим преступления, могут быть применены ПММХ по основаниям и в порядке, которые установлены ФЗ. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [3] также носит бланкетный характер и в ч. 1 ст. 13 отсылает к основаниям и порядку применения ПММХ, установленным УК и УПК РФ.

Таким образом, имеется существенные недостатки в нормативно-правовом регулировании и организационно-методическом обеспечении применения принудительного наблюдения и лечения в амбулаторных условиях (далее - ПНЛАУ), соединенных с исполнением наказания. На практике многие вопросы принудительного лечения решаются по аналогии с общепсихиатрической практикой, ранее действовавшим законодательством РСФСР либо по логике здравого смысла.

Ассистент кафедры «Уголовное право и процесс».

Юридические науки

149

Исходя из системного анализа действующего законодательства и правоприменительной практики, исполнение ПММХ в отношении осужденных к иным видам наказаниям (за исключением лишения свободы, ареста и принудительных работ) полностью возложено на медицинские организации государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь в амбулаторных условиях. Среди таких медицинских организаций ведущими являются психоневрологические диспансеры и диспансерные отделения психиатрических больниц. Диспансеры являются самостоятельными медицинскими организациями или структурными подразделениями медицинских организаций и выполняют широкие функции - от раннего выявления, диагностики психических расстройств, лечебно-консультативного и диспансерного наблюдения в амбулаторных условиях до реализации программ медико-социальной реабилитации и трудоустройства [9]. В диспансерах в качестве структурных подразделений должны быть созданы кабинеты активного диспансерного наблюдения и проведения амбулаторного принудительного лечения [9].

Однако в настоящее время такие специализированные кабинеты созданы лишь в некоторых крупных диспансерах (Тверь, Омск). Деятельность таких кабинетов, специализирующихся на курации больных группы АДН и ПНЛАУ, заслужила положительной оценки со стороны многих экспертов [12, c.715], т.к. свидетельствует о «тенденции к специализации» в профилактике ООД лиц с психическими расстройствами, позволяет наладить более эффективное взаимодействие с полицией и приводит к более высоким показателям предупреждении преступности [6, с. 93]. В этой связи приоритетным направлением в повышении эффективности принудительного лечения является организация кабинетов активного диспансерного наблюдения в структуре психоневрологических диспансеров (отделений).

Лица, направленные на ПНЛАУ в психоневрологические диспансеры (отделения, кабинеты) подлежат активному диспансерному наблюдению и обследуются врачом-психиатром не реже 1 раза в месяц [8].

Возникает вопрос, каким образом осуществляется контроль над применением ПММХ и как врачи-психиатры могут обеспечить регулярность посещения больными диспансеров, систематические осмотры, соблюдение лечебного режима, медико-социальных рекомендаций. Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что контроль исполнением ПММХ должным образом не урегулирован на нормативном уровне.

Определенное содействие в применении ПММХ медицинским организациям оказывают ОВД. Согласно ФЗ «О полиции» полиция формирует банки данных о лицах, в отношении которых применены ПММХ (ст. 17), осуществляет розыск лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом ПММХ (п. 12 ч. 1 ст. 12), может задержать таких лиц - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер (п. 7 ч. 2 ст. 14), обязана участвовать совместно с органами здравоохранения в наблюдении за лицами,

150 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

страдающими психическими расстройствами и представляющими опасность для окружающих, обязана обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра (п. 35 ч. 1 ст. 12) [14].

Более подробно порядок участия полиции в наблюдении за данным контингентом урегулирован Инструкцией об организации взаимодействия органов здравоохранения и ОВД РФ по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами [8]. Согласно данному документу психоневрологический диспансер направляет в ОВД списки лиц, находящихся на АДН и АПНЛ на начало года, данные о лицах, вновь включенных в список, а также сведения об изменении ими места жительства или длительном отсутствии по месту регистрации (п. 2.1.1). ОВД незамедлительно принимает меры к установлению места нахождения таких лиц и предупреждению возможных с их стороны общественно опасных действий (п. 2.3.4). В свою очередь ОВД направляет в психоневрологический диспансер сведения об установлении места нахождения таких лиц, о перемене ими места жительства, о совершении ими ООД или административных правонарушений, возбуждении уголовного дела, задержании, заключении под стражу, появлении у таких лиц особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения ими общественно опасных деяний, и необходимости их освидетельствования (п. 2.3.1). Психоневрологический диспансер, получив соответствующую информацию, обеспечивает освидетельствование (в необходимых случаях с выездом в подразделение ОВД, в котором задержано указанное лицо) и решает вопрос о целесообразности немедленной госпитализации (п. 2.1.2).

Таким образом, действующее правовое регулирование затрагивает лишь вопросы обмена информацией, розыска, задержания и однократной доставки указанных лиц к врачу-психиатру либо обеспечения доступа психиатра к больному. При этом к таким лицам недопустимо применение мер «прямого медицинского насилия» в форме физического стеснения, изоляции, насильственного введения препаратов (согласно ст. 30 ФЗ «О психиатрической помощи» такие меры могут быть применены только к лицам, находящимся на лечении в стационаре или подлежащим госпитализации). Таким образом, после очередной доставки к психиатру лица, уклоняющегося от ПММХ, все ограничивается осмотром, дачей соответствующих медицинских рекомендаций, возможно, разъяснительными беседами и убеждением в необходимости соблюдения лечебного режима.

В этой связи многие авторы задаются вопросом, как может быть реализовано принуждение к лечению в случае осознанного отказа от него [17, с. 290], высказывают сомнения в надлежащем исполнении данной принудительной меры и возможности достижения должного лечебно-предупредительного эффекта [12, с.740].

Полагаем, что принудительное лечение лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, должно реализовываться посредст-

Юридические науки

151

вом возложения на указанных лиц обязанности подвергнуться назначенной судом ПММХ,, за неисполнение которой должны применяться соответствующие правовые санкции. В отличии от иных категорий граждан, к которым применяются ПММХ, такие лица страдают относительно неглубокими психическим расстройствами, не утрачивают способности к осознанно-волевой регуляции своего поведения, являются субъектами юридической ответственности. Такой подход частично признан законодателем. Так, согласно ст. 115117 УИК РФ уклонение от исполнения ПММХ в местах лишения свободы является нарушением установленного порядка отбывания наказания и влечет наложение взыскания. В ч. 3 ст. 314 УК РФ предусмотрена уголовную ответственность лица, страдающего педофилией, за уклонение от применения ПММХ после отбытия наказания. Таким образом, законодатель признает, что за неисполнение возложенных судом обязанностей к лицам с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, должны применяться соответствующие санкции. Однако в действующем законодательстве не предусмотрена ответственность всех лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, за уклонение от ПММХ.

В этой связи одни авторы предлагают дополнить УК РФ предписанием о том, что в случае уклонения от ПММХ, необходимо производить замену наказания, не связанного с лишением свободы, наказанием в виде лишения свободы [1, с. 61], другие предлагают рассматривать уклонение в качестве отягчающего обстоятельства при совершении лицом нового преступления [2]. Мы же считаем, что при внесении изменений необходимо придерживаться тех концептуальных положений, которые уже заложены в УК и УИК РФ, и решить этот вопрос следующим образом. В ч. 3 ст. 314 УК РФ целесообразно предусмотреть уголовную ответственность за уклонение лица, страдающего психическим расстройством, не исключающим вменяемости, от ПММХ, применяемых к нему в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь в амбулаторных условиях. При этом в санкции данной статьи в качестве альтернативы лишению свободы допустимо предусмотреть принудительные работы.

Что касается ПММХ, исполняемых по месту отбывания принудительных работ, ареста, лишения свободы, то уклонение от их применения следует рассматривать в качестве нарушения установленного порядка в местах отбывания наказания, которое влечет наложение соответствующих мер взыскания, предусмотренных статьями УИК РФ.

Между тем, до настоящего времени не сформирована практика привлечения к уголовной ответственности лиц с расстройством сексуального предпочтения за уклонение от ПММХ (по ч. 3 ст. 314 УК РФ). Почти все научные комментарии к ч. 3 ст. 314 УК РФ гласят: «УИК РФ не содержит разъяснения, кого следует признавать уклоняющимся. Можно предположить, что таковыми надо считать лиц, допустивших нарушение порядка и условий принудительного лечения в течение 1 года после применения к нему пись-

152 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

менного предупреждения, а также больных, чье местонахождение неизвестно уголовно-исполнительной инспекции более 30 дней» [4; 5]. Однако это лишь гипотеза, основанная на аналогии с практикой привлечения лиц к уголовной ответственности за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы (ч. 1 ст. 314 УК РФ, ч. 4 ст. 58 УИК РФ) и не имеющая нормативного подкрепления. Обусловлено это тем, что УИК РФ ограничивается лишь указанием на то, что контроль за применением ПММХ в отношении лиц с расстройством сексуального предпочтения (педофилией) осуществляют уголовно-исполнительный инспекции (ч. 13 ст. 16 УИК РФ), но порядок осуществления такого контроля на нормативном уровне не разработан [см.: 7; 11].

В этой связи считаем необходимым более подробно остановиться на вопросе возможных механизмов контроля за принудительным лечением. Сразу оговоримся, что контроль за исполнением ПММХ, применяемых в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, должны осуществлять уголовно -исполнительные инспекции (далее - УИИ). Полномочия УИИ следует расширить на всех лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Это позволит принципиально повысить эффективность исполнения ПММХ. В контексте данного вопроса мы поддерживаем позицию, которую на протяжении нескольких лет отстаивают многие ученые, - исполнение ПММХ является составной частью уголовноисполнительной деятельности, должно регулироваться уголовно-исполнительным законодательством, а контроль за исполнением ПММХ осуществляться органами и учреждениями УИС [см.: 15; 16]. Механизмы контроля за лицами, принятыми на ПНЛАУ сходны с теми, которые применяются при исполнении наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества [13, с. 25]. Возложение контроля именно на УИИ вполне обосновано, т.к. данные органы обладают схожими полномочиями и опытом деятельности по контролю за прохождением курса лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании при условном осуждении (ч. 5 ст. 35 УК РФ, ч. 13 ст. 16 УИК РФ), контролю за прохождением курса лечения при отсрочке отбывания наказания больным наркоманией (ст. 78.1 УК РФ, ст. 178.1 УИК РФ), а согласно изменениям, внесенным ФЗ от 29.02.2012 № 14-ФЗ, и полномочиями по контролю за применением ПММХ к лицам с расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающей вменяемости (ч. 13 ст. 16 УИК РФ).

В качестве модели для разработки соответствующего нормативного акта, определяющего порядок контроля за применением ПММХ, даем следующие рекомендации. Лица с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, к которым применяется принудительное лечение в медицинских организациях в амбулаторных условиях, подлежат постановке на учет и регистрируются в УИИ. Такие лица обязаны регулярно являться на осмотр в психоневрологический диспансер (не реже 1 раза в месяц либо с большей

Юридические науки

153

частотой, обусловленной медицинскими показаниями), на освидетельствования, соблюдать медицинские рекомендации и лечебный режим, исполнять законные предписания УИИ. Работники УИИ могут посещать осужденного по месту жительства, по месту работы, по месту лечения, истребовать по месту жительства, работы, лечения сведения о его поведении и отношении к лечению, вызывать на беседы по вопросам, связанным с лечением.

В случае нарушения лицом порядка и условий принудительного лечения, УИИ вызывает либо посещает лицо по месту жительства, проводит профилактические беседы (в том числе совместно с лечащим врачом-психиатром) с ним, его родственниками, лицами, которые могут оказать на него положительное влияние. Врач-психиатр предупреждает о возможном ухудшении психического состояния в случае уклонения от лечения, а УИИ выносит предупреждение о возможном привлечении лица к уголовной ответственности за уклонение от применения ПММХ (ч. 3 ст. 314 УК РФ), которое объявляется под роспись, а также разъясняет санкцию данной статьи и сообщает, что принудительное лечение будет обеспечено в условиях исправительного учреждения.

Уклоняющимся от применения ПММХ признается лицо, допустившее нарушение порядка и условий принудительного лечения в течение 6 месяцев после применения к лицу письменного предупреждения, либо скрывшееся от контроля УИИ, место нахождения которого не установлено в течение более 30 суток. В таких случаях УИИ сообщает об уклонении в компетентный орган государственной власти с целью привлечения лица к уголовной ответственности.

Вышеизложенные предложения позволяют устранить существующий пробел в правовом регулировании. При этом мы посчитали целесообразным сократить срок повторного нарушения с 1 года (как это предполагают в комментариях к ст. 314 УК РФ) до 6 месяцев (именно с этим сроком законодатель связывает частоту периодических освидетельствований и возможного изменения психического состояния лица).

Предписание об уголовной ответственности за уклонение от ПММХ обладает высоким превентивным потенциалом, направлено на обеспечение надлежащего контроля за принудительным лечением и призвано оказать должное психологическое воздействие на лицо, уклоняющееся от ПММХ. В то же время, к решению вопроса о фактическом привлечении лица к уголовной ответственности за уклонение следует подходить весьма осторожно и избирательно. В каждом конкретном случае необходимо точно установить, что нарушение порядка лечения было обусловлено сознательно-волевым отношением лица к проводимому лечению, т.е. совершено виновно, а не обусловлено обострением психического заболевания (вопреки ранее соблюдавшимся медицинским рекомендациям). В этой связи необходимо активное взаимодействие и обмен информацией между врачами-психиатрами и работниками УИИ.

Предстоящая в ближайшие годы реализация контроля за применением ПММХ в отношении лиц с расстройством сексуального предпочтения (педо-

154 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

филией) потребует активного взаимодействия УИИ с медицинскими организациями, оказывающими психиатрическую помощь в амбулаторных условиях. Более того, по смыслу Приказа Минздрава РФ N 133, МВД РФ N 269 от 30.04.1997 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» требуется активное взаимодействие УИИ с ОВД. В то же время в Регламенте взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете УИИ, преступлений и других правонарушений такое взаимодействие не предусмотрено [10]. Все это обуславливает чрезвычайную актуальность разработки межведомственного нормативно-правового акта по взаимодействию между медицинскими организациями, УИИ и ОВД в исполнении ПНЛАУ

Список литературы:

1. Жамбалова А.Ю. Ответственность лиц с психическими аномалиями за уклонение от принудительных мер медицинского характера // Вестник Российской правовой академии. - 2007. - № 2. - С. 61-62.

2. Зайцева О. Порядок лечения ограниченно вменяемых осужденных требует дополнительной регламентации // Российская юстиция. - 2003. -№ 5.

3. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 14.10.2014) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 20.08.1992. - N 33. - Ст. 1913.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.К. Агузаров, А.А. Ашин, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чу-чаева. - Испр., доп., перераб. - М.: КОНТРАКТ, 2013. - 672 с.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2015. - Т. 2. - 704 с.

6. Полубинская С.В., Макушкина О.А. Организационные и правовые проблемы исполнения принудительного наблюдения и лечения у врача психиатра в амбулаторных условиях // Социальная и клиническая психиатрия. -2014. - Т. 24, № 3. - С. 90-95.

7. Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 N 729 (ред. от 23.04.2012) «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» // СЗ РФ. - 23.06.1997. -N 25. - Ст. 2947.

8. Приказ Минздрава РФ N 133, МВД РФ N 269 от 30.04.1997 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» // Медицинская газета. - 19.09.1997. - N 73.

9. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2012 N 24895) // Российская газета. - 25.07.2012. - N 168.

Юридические науки

155

10. Приказ Минюста России N 190, МВД России N 912 от 04.10.2012 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовноисполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» // Российская газета. - 26.10.2012. - N 248.

11. Приказ Минюста России от 20.05.2009 N 142 (ред. от 22.08.2014) «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2009 N 14140) // Российская газета. - 14.08.09. - N 151.

12. Руководство по судебной психиатрии: практическое пособие / под ред. А.А. Ткаченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 966 с.

13. Трубецкой В.Ф. Принудительные меры медицинского характера: содержание и правовое регулирование // Медицинское право. -2009. - N 3. -С. 23-26.

14. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.02.2015) // Российская газета. -08.02.2011. - N 25; Российская газета. - 16.02.2015. - N 31.

15. Шишков С.Н. Исполнение принудительных мер медицинского характера // Законность. - 2007. - N 6. - С. 2-6.

16. Шишков С.Н. Исполнение принудительных мер медицинского характера как составная часть уголовно-исполнительной деятельности // Бюллетень Министерства юстиции РФ. - 2002. - N 11. - С. 115-119.

17. Энциклопедия уголовного права. Т. 12. Иные меры уголовно-правового характера. - Издание профессора Малинина. - СПб.: СПб ГКА, 2009. -463 с.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

© Куватова А.А.*

Астраханский филиал Саратовской государственной юридической академии,

г. Астрахань

В статье рассматривается понятие и сущность экологической функции российского права, формулируется своя точка зрения на такие понятия как «функция права» и «экологическая функция права».

Ключевые слова: функции права, экологическая функция права, экологическая политика, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

* Старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин, заведующий очным отделением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.