Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киреев Михаил Павлович, Левин Александр Олегович

Рассматриваются правовые основы и организация предупреждения террористических актов в современной России, зарубежный опыт по противодействию (профилактике) терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL FUNDAMENTALS OF PREVENTING TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Legal and organizational fundamentals of preventing terrorist acts in the contemporary Russia, foreign experience of counteracting terrorism are viewed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РАЗДЕЛ II

ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ

МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ КИРЕЕВ,

Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления ОВД в особых условиях ФГКОУ ВПО «Академия управления МВД России»;

АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ ЛЕВИН,

преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки ФГКОУ ВПО «Московский университет МВД России»

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматриваются правовые основы и организация предупреждения террористических актов в современной России, зарубежный опыт по противодействию (профилактике) терроризму.

Ключевые слова: терроризм, террористический акт, организация предупреждения терроризма, совершенствование противодействия терроризму, зарубежный опыт предупреждения терроризма.

M.P. Kireev, RF Honored Lawyer, DSc (Law), Professor, Sub-department of Managing Police Units in Special Conditions, Russia MI Academy of Management; e-mail: amvd@mail.ru, tel.: 8 (499) 150-10-34;

A.O. Levin, Lecturer, Sub-department of Managing Police Units in Special Conditions, Educational-and-Scientific Complex of Special Training, Russia MI Moscow University; e-mail: Levin-s70@mail.ru, tel.: 8 (495) 335-41-00.

Legal and organizational fundamentals of preventing terrorism in the Russian Federation.

Legal and organizational fundamentals of preventing terrorist acts in the contemporary Russia, foreign experience of counteracting terrorism are viewed.

Key words: terrorism, terrorist acts, organizing terrorism counteracting, upgrading terrorism counteracting, foreign experience of preventing terrorism.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму 10 марта 2006 г образованы два уровня государственной системы предупреждения, пресечения и минимизации (ликвидации) террористических актов. Первый уровень - Федеральный, показан на рис. 1.

Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации (далее - Комитет) является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Состав Комитета показан на рис. 2.

На Комитет возлагаются задачи по разработке мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих терроризму, подготовке предложений по социальной защите лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом, и социальной реабилитации граждан, пострадавших от террористических актов, подготовке проектов международных договоров РФ в области противодействия терроризму.

Комитет наделен правом оценивать эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти и контролировать исполнение решений по противодействию терроризму. В этих же целях Комитет может запрашивать и по-

Рис. 1. Структура противодействия терроризму

Директор ФСБ - председатель Комитета

Зам. председателя Комитета Министр внутренних дел РФ

Зам. Руководителя Адм. Президента РФ

Зам. Председателя Правительства РФ-Руководитель Аппарата Правительства РФ

Зам. Председателя Правительства РФ. полномочный представитель Президента РФ в СевероКавказском ФО

Зам. Председателя Правительства РФ. координирующий работу федеральных органов исполнительной власти

Министр обороны РФ Зам. председателя Комитета Заместитель директора ФСБ

- руководитель аппарата НАК

Началь ник Генерального штаба ВС РФ - первый заместитель Министра обороны РФ

Заместитель Председателя СФ ФС РФ

Министр иностранных дел РФ Заместитель Председателя ГДФС РФ

Министр юстиции РФ Министр здравоохранения и социального развития РФ

Зам. Секретаря Совета Безопасности РФ Министр промышленности и торговли РФ

Директор ФСО России

Директор ФСКН России

Директор СВР России

Руководитель Росфинмониторинга

Министр МЧС России

Министр связи и массовых коммуникаций РФ

Рис. 2. Состав Национального антитеррористического комитета

Руководитель ФОШ - Директор ФСБ России

Заместитель руко ведите ля ФОШ Министр МВД

Министр обороны РФ

Заместитель руководителя ФОШ Заместитель директора ФСБ - руководитель аппарата НАК (заместитель руководителя штаба)

Министр МЧС России

Министр иностранных дел РФ

Директор ФСКН России

Директор СВР

Директор ФСО Директор Росфинмониторинга

Заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ

Заместитель Секретаря Совета Безопасности

Начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ ■ первый заместитель Министра обороны РФ

Заместитель Министра - главнокомандующий внутренними войсками

Рис. 3. Состав Федерального оперативного штаба

£ Ж

И

а н

и ы

сь

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (председатель комиссии)

Заместитель председателя комиссии Начальник территориального органа ФСБ России

Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ

Начальник территориального органа ФСКН России

Начальник территориального органа МВД России

Начальник Главного управления МЧС России по субъекту РФ

Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте РФ

09 К а О а а и н

Рис. 4. Антитеррористическая комиссия в субъекте РФ

Руководитель 0Ш Начальник УФСБ субъекта РФ

Зам. руководителя ОШ Начальник УМВД субъекта РФ

Зам. руководителя ОШ Зам. начальника УФСБ субъекта РФ

Представитель Вооружённых сил субъекта РФ

1-й зам. губернатора субъекта РФ

Начальник Главного управления МЧС по субъекту РФ

09

К ^

и а н

и ы

сь

£ а О а а и н

Начальник центра специальной связи и информации ФСО по субъекту РФ

Начальник территориального органа ФСКН России

Рис. 5. Структура оперативного штаба субъекта РФ

лучать необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц.

Решения Федерального оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в его состав и в состав оперативных штабов в субъектах РФ.

Второй уровень - региональный. Организационной основой предупреждения являются антитеррористические комиссии (далее - Комиссии), созданные для координации деятельности территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предупреждению (профилактике) терроризма, а также по минимизации (ликвидации) последствий терроризма.

В каждом субъекте Российской Федерации, кроме антитеррористической комиссии, одновременно действует оперативный штаб (далее - ОШ), созданный для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправле-

ния по пресечению террористических актов.

Такой подход расточителен и противоречит криминологической теории. Суть теории заключается в том, что и предупреждение, и пресечение должны находиться в единых руках.

Предупреждение неотделимо от пресечения, так как противодействие терроризму предусматривает создание единой скоординированной системы антитеррора, функционирование которой основывается на базе хорошо налаженного механизма информационно-прогностического, правового, организационного и психологического обеспечения.

Следует выделить несколько основных направлений предупредительной работы в современной России:

1) координация антитеррористической деятельности правоохранительных органов как внутри России, так и в рамках СНГ;

2) совершенствование законодательной базы;

3) создание и совершенствование специализированных служб по борьбе с терроризмом, в первую очередь под эгидой МВД, ФСБ;

4) создание единой информационно-прогностической системы учетов;

5) пресечение незаконного оборота взрывча-

тых веществ, взрывных устройств, боеприпасов и оружия;

6) пропагандистское обеспечение антитеррористических действий правоохранительных органов и специальных служб.

Деятельность правоохранительных органов по предупреждению терроризма предполагает два этапа соответствующей превентивной работы, проводимой:

1) на ранней стадии, т.е. при формировании и оформлении замысла террористов и подготовке ими конкретных противоправных акций;

2) на стадии начала активных действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На стадиях приготовления к террористическому посягательству совершаются многие общеуголовные преступления, такие как хищение, незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия, взрывчатых, токсичных, радиоактивных и других веществ, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористического акта. Кроме того, значительные группы и даже слои населения вовлекаются в различные негативные криминогенные процессы.

Перечисленные обстоятельства остро ставят вопрос о необходимости раннего предупреждения терроризма. Оно заключается в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо благоприятствуют реализации террористических намерений. Предупреждение терроризма должно осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, т.е. на тех этапах, когда формируется террористическая мотивация.

На первом этапе изучаются и анализируются: а) негативные процессы, происходящие в сфере социальных, экономических, политических, национальных отношений, в деятельности организаций, фронтов и объединений, их отдельных групп и представителей; б) причины и факторы, способствующие развитию террористических тенденций.

Осуществляются сбор, накопление и обобщение данных о деятельности группировок и отдельных лиц, вынашивающих террористические цели. Здесь большое значение приобретает четкая организация информационной и аналитической работы. Эффективность предупреждения преступной деятельности террористов во многом обусловливается правильной оценкой собранной информации.

Практика свидетельствует, что серьезно затрудняет работу правоохранительных органов отсутствие единого банка информации и режима информационного обмена о совершенных в том или ином регионе террористических акциях,

смежных криминальных деяниях и подозреваемых в их совершении лицах, в том числе объявленных в федеральный и международный розыск, о пособниках террористов. Отсутствие такой информации до сих пор негативно сказывается на состоянии предупреждения терроризма, а важность ее использования давно уже подтверждена отечественной и зарубежной практикой.

Так, например, в семидесятые годы полиция ФРГ внедрила компьютерную систему «ИНПОЛ», в которую вводились сведения о преступниках и лицах, подозреваемых в причастности к терроризму. Эта информация включала характеристики на лиц, данные о методах совершения преступлений, что позволяло определять круг подозреваемых лиц. В настоящее время к системе «ИНПОЛ» подключено более 4 тыс. терминалов. В память компьютерной системы заложены данные более чем на 3 млн лиц.

Положительную роль в предупреждении терроризма сыграло взаимодействие полиции и разведслужб европейских стран и США, которое началось с обмена имеющейся информацией. В США разработана специальная программа «ТИМС» (Информационная система против терроризма) для микрокомпьютеров, которая позволяет полицейским проанализировать и оценить степень риска, а также подготовить план контрмер. Программа включает в себя сведения почти об одной тысяче террористических инцидентов, которые ранее имели место, и набор готовых решений по организации профилактических операций против террористов. Через интерфейсы полицейские управления имеют доступ в Национальный центр уголовной информации ФБР, где прием и обработка сообщений осуществляются со скоростью 3-5 секунд. Таким образом, успешно решается основная задача Национального центра - повышение эффективности работы правоохранительных органов посредством оперативной обработки и обмена информацией.

На втором этапе деятельности правоохранительных органов основное внимание должно уделяться недопущению дальнейшего развития актов терроризма. Здесь важно быстрое реагирование на складывающуюся оперативную обстановку с прогнозированием развития событий и вариантов вероятных предупредительных действий.

По мере того как предупредительная деятельность получает правовую и теоретическую базу, ее функции становятся все более многогранными, появляются возможности углубленного исследования явлений, составляющих ее предмет.

09 £

И

а н

и ы

сь

£ а О а а и н

К Ы

а ь

и *

09 К а О а а ы ь

Исходя из сказанного сформулируем основные задачи предупреждения терроризма:

выявление и устранение причин и условий, способствующих росту и распространению терроризма;

выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;

привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством РФ;

поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма;

обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности объектов террористических посягательств, в том числе объектов жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий1.

Сформулируем некоторые меры по предупреждению (профилактике) терроризма:

а) политические (нормализация общественно-политической обстановки, разрешение социальных конфликтов, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области про-

тиводействия терроризму);

б) социально-экономические (оздоровление экономики регионов Российской Федерации и обеспечение социальной защиты населения);

в) правовые (реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, финансирование терроризма, а также регулирование миграционных процессов);

г) информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму);

д) культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога);

е) организационно-технические (совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористических атак и улучшение технической оснащенности органов, осуществляющих противодействие терроризму).

Таким образом, предупреждение террористической деятельности представляет собой систему названных нами разноплановых мер по недопущению террористических преступлений путем раннего выявления и устранения причин и условий, порождающих терроризм.

1 Указ Президента РФ от 5 октября 2009 г. «О Концепции противодействия терроризму в РФ» // Российская газета. 2009. № 5022. 20 окт. Федеральный выпуск.

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.