Научная статья на тему 'Правовые и организационные основы использования прокурорами информационных технологий при осуществлении основных видов деятельности прокуратуры'

Правовые и организационные основы использования прокурорами информационных технологий при осуществлении основных видов деятельности прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2690
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROSECUTOR OFFICE / INFORMATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / LAW PROTECTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гурулев Дмитрий Викторович

Рассмотрены правовые и организационные основы использования прокурорами информационных технологий при осуществлении основных видов деятельности прокуратуры. Выявлено значение внедрения новых информационных технологий в деятельность правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гурулев Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW AND ORGANIZATIONAL BASES OF USE BY PROSECUTORS THE INFORMATION TECHNOLOGIES AT MAIN TYPES OF PROSECUTOR OFFICE ACTIVITY

Law and organizational bases of use by prosecutors the information technologies at main types of prosecutor office activity are considered. The meaning of introduction of new information technologies in activity of law protection bodies is revealed.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные основы использования прокурорами информационных технологий при осуществлении основных видов деятельности прокуратуры»

УДК 343.2/.7

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОКУРОРАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

© Дмитрий Викторович ГУРУЛЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доцент кафедры уголовного права и процесса, e-mail: vera1705@mail.ru

Рассмотрены правовые и организационные основы использования прокурорами информационных технологий при осуществлении основных видов деятельности прокуратуры. Выявлено значение внедрения новых информационных технологий в деятельность правоохранительных органов.

Ключевые слова: прокуратура; информация; информационные технологии; правоохранительная деятельность.

Одним из основных направлений совершенствования организационной деятельности государственных органов по выполнению ими функций государства является активное внедрение и эффективное использование информационных технологий.

По мнению С.Е. Чанова, важной задачей каждого государственного органа (системы) является формирование единого информационного пространства для работы с информационными потоками и налаживание коммуникационных отношений [1].

В полной мере это относится и к прокуратуре, к организации различных видов ее деятельности.

В «Настольной книге прокурора» содержание деятельности прокуратуры тесно связано с обработкой информации. Эта работа характеризуется многообразием источников и потребителей информации; нарастающим объемом и большим удельным весом процедур обработки; многократным повторением циклов получения и отправки в установленные временные периоды (декада, месяц, квартал, год); необходимостью обеспечения конфиденциальности в использовании отдельных ее частей; чрезвычайной важностью в подготовке и принятии решений.

Несмотря на значительное количество учетных документов, единая система сбора, регистрации, обработки и хранения информации, которая характеризовала бы с исчерпывающей полнотой то или иное направление деятельности, отсутствует [2, с. 75].

Использование прокурорами информационных технологий при осуществлении основных видов деятельности прокуратуры несколько снизили проблемы информационного обеспечения процесса принятия решения, но не решили их полностью.

Анализ организационно-распорядительных документов использования прокурорами информационных технологий при осуществлении основных видов деятельности прокуратуры свидетельствует об отсутствии единообразия в использовании учетных документов, системы сбора, регистрации, обработки и хранения информации.

Для оптимизации функционирования прокурорской системы по реализации целей и задач прокуратуры в рамках использования информационных технологий необходимо выполнение определенной деятельности, включающей в себя ряд последовательных действий, а именно усовершенствования нормативного регулирования и фактического устройства автоматизированной системы информационного обеспечения прокуратуры Российской Федерации.

Всеобщая информатизация рассматриваемых нами органов начата приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. (без номера) «О создании информационной системы органов прокуратуры Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратурами субъектов РФ активизирована работа по переводу используемых информационных систем на более высокий качественный уровень, осу-

ществлено расширение доступа к электронным ресурсам баз данных, информирование населения о деятельности органов прокуратуры в сети Интернет.

В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ на основе методологии системного структурного анализа разработана Концепция автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации.

Применение автоматизированной системы ведомственного документооборота автоматизированного информационного комплекса «Надзор» в повседневной деятельности определяется приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 17-10 «О вводе в эксплуатацию объектов информационной системы обеспечения надзора за исполнением законов».

В целях повышения эффективности прокурорского надзора на основе внедрения и последующего применения в органах прокуратуры Российской Федерации информационной системы обеспечения надзора за исполнением законов, создаваемой во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2003 г. № 162-р, приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № 25-10 и от 16 июня 2006 г. № 17-10, рекомендовано утвердить технологическую структуру первой очереди информационной системы обеспечения надзора за исполнением законов субъектов Российской Федерации.

Одной из информационных систем функционального назначения является автоматизированная информационная система (далее - АИС) «Досудебное производство 2010/3», являющаяся информационносправочным программным комплексом, состоящим из автоматизированных систем информационного обеспечения участия прокурора на стадиях судебного производства.

Важнейшей разработкой в информационной системе функционального назначения можно считать информационное обеспечение государственного обвинения по уголовным делам. Целью создания «АРМ-Гособвине-ние» является информационное обеспечение возможностей анализа материалов уголовного дела для повышения эффективности участия гособвинителя в состязательном уго-

ловном процессе. «АРМ-Гособвинение»

предназначено для оптимизации работы прокурора, повышения качества работы за счет сокращения затрат на поиск информации [2, с. 82].

Подчеркнем, что функционирование автоматизированных АИС «Досудебное производство 2010/3» и «АРМ-Гособвинение» носит условный характер, поскольку не используется в деятельности органов и учреждений прокуратуры.

Реализация п. 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28 августа 2009 г. № 264 «Об утверждении инструкции по формированию ведомственной статистической отчетности в органах прокуратуры Российской Федерации, распоряжения Генерального прокурора от 5 февраля 2010 г. «О порядке подготовки форм статистической отчетности в электронном виде с использованием специального программного обеспечения Автоматизированное рабочее место «Статистика Генеральной прокуратуры Российской Федерации» реализует использование специального программного обеспечения.

Полноценное присутствие отечественной прокуратуры в сети Интернет началось с марта 2004 г. Именно в это время было введено в эксплуатацию специально созданное официальное информационное представительство Генеральной прокуратуры Российской Федерации (доменное имя - www. genproc.gov.ru)1.

По мнению А.Н. Васильева и М.В. Мамонтова, в интернет-пространство все активнее смещаются и наиболее перспективные площадки взаимодействия прокуратуры со СМИ, что предопределяет потребность систематизации уже накопленного опыта, чтобы акцентировать усилия прокуроров на эффективном решении своих основных задач в информационной сфере, последовательном разрешении накопившихся проблем.

В настоящее время правовую основу для работы прокуроров в сети Интернет составляют соответствующие положения приказа Генерального прокурора Российской Феде-

1 Следует отметить, что интернет-представительства в настоящее время созданы и функционируют у прокуратур всех субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

рации от 23 октября 2009 г. № 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» и действующий в части, им не противоречащей, приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 марта 2004 г. № 4 «О создании официального информационного представительства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации». В целях реализации положений указанных правовых актов в прокуратурах субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратурах, как правило, приняты собственные организационно-распорядительные документы, которыми четко регламентирована деятельность нижестоящих прокуратур, а также аппарата региональных прокуратур в рассматриваемой сфере [3, с. 17].

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19 июня 2008 г. № 112 «Об утверждении и введении в действие статистического отчета «О работе прокурора» по форме II и инструкции по составлению статистической отчетности прокуроров внесены изменения, в т. ч. введена новая самостоятельная строка отчета (№ 8) - Выступление в информационной сети Интернет и информационных агентствах, в которых надлежит отражать как выступления прокуроров, так и использованную СМИ информацию с сайта прокуратуры. Эти же положения нашли свое отражение в действующем приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 415 «Об утверждении и введении в действие статистического отчета о работе прокурора по взаимодействию со средствами массовой информации по форме СМИ и инструкции по ее составлению».

В.Н. Монахов наиболее значимым и заметным индикатором присутствия прокуратуры в электронной медиасреде считает создание и деятельность официальных интернет-представительств («интернет-сайт», «интернет-ресурс», «интернет-портал» и др.). Правовая природа этого явления своей содержательной стороной достаточно близка правовой природе СМИ, будучи в термино-

логии ст. 2 федерального закона от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» иной формой периодического распространения массовой информации.

Однако до настоящего времени, несмотря на существование уже несколько судебных прецедентов, организационная правовая коалиция «сайт - СМИ» однозначного нормативно-правового разрешения не получила, что означает длящееся наличие в регулировании отношений по распространению массовой информации в Рунете серьезного правового пробела [4, с. 46].

Масштабность и разносторонность реализуемых прокурорами с помощью информационных технологий задач очевидна. Со всей определенностью это свидетельствует о необходимости создания во всей системе органов и учреждений прокуратуры, начиная от районного и городского звена, технических условий для доступа в информационную сеть. Более того, предстоит обеспечить новые стандарты информационной открытости прокуратуры, определившиеся в связи с реализацией федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которому государственные органы должны принять меры по организации доступа к информации о своей деятельности, в т. ч. установить перечни информации о деятельности государственных органов, размещаемой в сети Интернет (ч. 5 ст. 14).

В рассматриваемом нами контексте наиболее значимыми при анализе информационного обеспечения управленческой деятельности в органах прокуратуры является автоматизация основных сфер учета и опера-ционирования информационных блоков, формируемых при аккумулировании многопрофильных данных. Длительное время в ходе реализации мероприятий по построению многоуровневой информационной системы прокуратуры возникали проблемы, обусловленные, с одной стороны, отсутствием общей федеральной концепции развития и соответствующего финансирования, и затяжным внедрением электронно-вычислительной техники, трудностями подбора и подготовки необходимых специалистов - с другой.

Непонятным, на наш взгляд, является то, что прокуратура одним из последних госу-

дарственных органов примкнула к информационной революции, начавшей происходить в нашей стране с конца XX столетия. При этом до настоящего времени не завершен процесс обеспечения работников прокуратуры современными компьютерными технологиями и электронными средствами связи, использование ресурсов сети Интернет не организовано на необходимом уровне.

Не во всех прокуратурах города, района осуществлен монтаж локально-вычислительных сетей, с помощью которых должен происходить непрерывный обмен данными между сотрудниками прокуратуры субъекта Российской Федерации и подчиненных им прокуратур.

На наш взгляд, необходимо расширить систему информационных технологий органов прокуратуры за счет банков данных и информационных ресурсов с целью обеспечения работников прокуратуры оперативной информацией, которая остро необходима в повседневной деятельности.

Проводимые работы по внедрению информационных технологий в практику работы органов прокуратуры несколько снизили проблемы информационного обеспечения принятия решения, но не решили их полностью. Эти проблемы касаются систематического оснащения эффективными программными продуктами, которые позволили бы осуществить поддержку принимаемых решений.

В целях обеспечения единства реализации прокурорскими работниками специфических полномочий, создания единообразного представления о прокурорской деятельности со стороны молодых сотрудников, их скорейшего обучения, предотвращения и устранения ошибок и просчетов при осуществлении внутреннего управления, надлежащей организации работы на каждом направлении (в т. ч. по участию прокурора в арбитражном процессе), а также формирования непрерывного информационного обмена целесообразно создать в рамках Концепции создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации Единую автоматизированную информационно-коммуникационную систему прокуратуры Российской Федерации (ЕАИКСП РФ), т. е. формирование единого информационного пространства прокуратуры Российской Федера-

ции. В итоге будет создана современная инфраструктура, которая позволит работникам прокуратур, в т. ч. прокуратур субъектов Российской Федерации, а также в части открытой информации всем заинтересованным организациям и гражданам в кратчайшие сроки получать необходимую информацию.

Разработанная Концепция информационного обеспечения работы системы прокуратуры Российской Федерации предусматривает разработку и внедрение системы, состоящей из следующих подсистем:

- «делопроизводство» - предназначена для автоматизации и обеспечения единства ведения процесса делопроизводства в прокуратуре Российской Федерации. В ней осуществляется учет и накопление массива первичных данных, на основе которых впоследствии решаются задачи анализа, контроля, принятия управленческих решений во взаимодействии с другими подсистемами ЕАИКСП РФ;

- «архив» - предназначена для автоматизации процессов архивного хранения дел в прокуратуре. Система охватывает архивное хранение номенклатурных дел и организационно-распорядительных, кадровых и бухгалтерских документов. Разработка подсистемы базируется на концепции функционирования единого хранилища документов, единства системы учета и отчетности. Подсистема автоматизирует деятельность прокуроров, сотрудников архивных отделов и делопроизводственных отделов прокуратур;

- «дистанционное обучение» - предназначена для автоматизации профессиональной подготовки работников прокуратуры, планирования карьеры государственных служащих и прохождения ими государственной службы в соответствии с федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и федеральным законом «Об основах государственной службы РФ», а также обеспечения контроля их квалификации. Потенциальными пользователями подсистемы «дистанционное обучение» являются прокуроры и работники прокуратуры, а также специалисты специализированных учебных заведений;

- «бухгалтерский учет» - предназначена для автоматизации деятельности финансовых отделов прокуратур в части учета бух-

галтерских операций по исполнению смет доходов и расходов бюджетных средств;

- «сведение отчетности» - предназначена для автоматизации задач формирования, сбора и сведения бухгалтерской, статистической и ведомственной отчетности прокуратуры;

- «планирование расходов» - предназначена для автоматизации планирования бюджетного финансирования прокуратуры;

- «финансирование расходов» - предназначена для автоматизации процессов распределения и доведения до прокуратур объемов бюджетного финансирования;

- «учет договоров» - предназначена для автоматизации учета договоров и документов, возникающих при их исполнении, а также контроля исполнения договоров;

- «материально-техническое обеспечение» - предназначена для автоматизации централизованного обеспечения прокуратур материально-техническими ресурсами;

«кадры и государственная служба» -предназначена для автоматизации кадрового учета и прохождения государственной службы работниками прокуратуры;

- «подсистема информационного взаимодействия с гражданским обществом» -предназначена для информирования граждан, участвующих во взаимодействии с работниками прокуратур.

Современные функциональные возможности этих систем позволяют руководителям прокурорского ведомства с рабочего места оперативно осуществлять контроль исполнения заданий, поручений, указаний, сроков подготовки ответов на обращения граждан, реализации плановых мероприятий, исполнения решений коллегий и оперативных совещаний и т. д.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в результате расширения границ информационной деятельности, информационных технологий остро встает вопрос об эффективном использовании в работе современной прокуратуры информационного потенциала, отвечающим меркам научно-технического прогресса. Действующие системы информационного обеспечения несовершенны и требуют корректировки.

Проведенный анализ правовых и организационных основ использования прокурорами информационных технологий при осуще-

ствлении основных видов деятельности прокуратуры показал, что для оптимизации работы данного направления необходимо создать Единую автоматизированную информационно-коммуникационную систему прокуратуры Российской Федерации. В итоге будет создана современная инфраструктура, которая позволит работникам прокуратур, в т. ч. прокуратур субъектов Российской Федерации, а также в части открытой информации всем заинтересованным организациям и гражданам в кратчайшие сроки получать необходимую информацию.

В рамках совершенствования нормативной правовой базы в отношении информационных технологий необходимо обеспечить следующее.

1. В целях совершенствования правового регулирования внедрения информационных технологий в деятельность прокуратуры целесообразно внести изменение в название ст. 52 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и изложить в следующей редакции.

Статья 52 «Финансовое, информационнотехнологическое и материально-техническое обеспечение».

Дополнить п. 2 ст. 52 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и текст п. 2 изложить в следующей редакции.

Обеспечение органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации формированием единого информационного пространства. Под осуществлением формирования единого информационного пространства в настоящем федеральном законе понимаются:

- для прокуратур субъекта Российской Федерации - осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-коммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

- для прокуратур городов, районов (и других территориальных прокуратур) осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований и функционированию информационных систем и ис-

пользованию информационно-коммуника-

ционных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

- Генеральная прокуратура Российской Федерации организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения деятельности прокуратуры, а также информационно-правового обеспечения деятельности прокуратуры;

организует мероприятия по формированию единого информационного пространства прокуратуры;

осуществляет работу по систематизации законодательства, ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

обеспечивает прокуратуры города, района (и другие территориальные прокуратуры) программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения деятельности прокуратуры, а также информационно-правового обеспечения деятельности указанных прокуратур, осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства прокуратур субъектов Российской Федерации.

2. Внести изменения и дополнения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации».

Добавить в Приложение № 3 Перечень информации о деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации, прирав-

ненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, размещаемой на их официальных сайтах в сети Интернет следующие пункты:

- правотворческая деятельность;

- прокурорско-судебная практика;

- борьба с коррупцией;

- о защите трудовых прав;

- соблюдение прав субъектов предпринимательской деятельности;

- противодействие незаконному обороту наркотиков;

- телефон доверия.

Разумеется, сама по себе информатизация не может превратить неэффективно управляемую организацию в эффективную, но она может помочь хорошо управляемой организации работать еще более эффективно и действенно.

1. Чанов С.Е. Конфликт интересов по-новому // Эж-юрист. 2009. 15 июня.

2. Настольная книга прокурора / под общ. ред.

С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М., 2012.

3. Васильев А.Н., Мамонтов М.В. Интернет-технологии в системе отношений «Прокуратура - СМИ» // Законность М., 2010. № 8.

4. Монахов В.Н. Свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации. М., 2007.

Поступила в редакцию 24.04.2013 г.

UDC 343.2/.7

LAW AND ORGANIZATIONAL BASES OF USE BY PROSECUTORS THE INFORMATION TECHNOLOGIES AT MAIN TYPES OF PROSECUTOR OFFICE ACTIVITY

Dmitriy Viktorovich GURULEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Associate Professor of Criminal Law and Process Department, e-mail: vera1705@mail.ru

Law and organizational bases of use by prosecutors the information technologies at main types of prosecutor office activity are considered. The meaning of introduction of new information technologies in activity of law protection bodies is revealed.

Key words: prosecutor office; information; information technologies; law protection activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.