Научная статья на тему 'Правовые и нравственные основы политико-правовых связей личности и государства'

Правовые и нравственные основы политико-правовых связей личности и государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
328
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИУМ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / SOCIOLOGY OF GENDER / SOCIETY / GENDER / GENDEROLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гостенина В. И., Волконский Ю. К., Волконская А. С.

В статье рассмотрены социальные аспекты развития гендерной социологии в России и на западе, история гендерной социологии, отличия терминов «пол», «род», «гендер», направления и измерения гендерной социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND MORAL BASES OF POLITICAL AND LEGAL COMMUNICATIONS OF THE PERSONALITY AND STATE

The article deals with the social aspects of gender sociology in Russia and in the West, the history of gender sociology, the differences of the terms «sex», «kind», «gender», directions and measuring gender sociology.

Текст научной работы на тему «Правовые и нравственные основы политико-правовых связей личности и государства»

УДК 343.124

ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ СВЯЗЕЙ

ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА

В.И. Гостенина, Ю.К. Волконский, А.С. Волконская

В статье рассмотрены социальные аспекты развития гендерной социологии в России и на западе, история гендерной социологии, отличия терминов «пол», «род», «гендер», направления и измерения гендерной социологии. Ключевые слова: социология, гендерная социология, социум, гендер, гендерология.

Гендерная социология - это одна из отраслей социологии, предметом изучения которой являются закономерности дифференциации женских и мужских социальных ролей [1]. Исследования гендерной социологии направлены на неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин, которые сложились исторически.

Отметим, что термин «гендер» в отличие от термина «пол» является амбивалентным и наиболее точно может быть переведен как «социальный пол», т.к. акцентирует внимание на социальных, а не на биологических различиях между полами.

В рамках гендерной социологии существуют различные теоретические и практические подходы, эмпирические исследования, но при этом все они признают, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами являются одним из решающих принципов организации общества.

Например, Т. Лакер рассматривал вопрос о том, что существует только мужской пол, а женский считался его недоразвитой формой.

Роберт Столлер в 1968 году ввел понятие гендер. Таким образом, в отличие от своих предшественников, Столлер выделил понятия sex как биологический пол и gender как пол социальный.

Гендер конструируется и трактуется социумом как общественная модель женщин и мужчин и выявляет и определяет их статус (положение) и роль в обществе и его институтах — политике, экономике, образовании, семье, СМИ и др. Гендер систематизирует и создает дифференциации в положении женщин и мужчин в обществе через соотношение власти и подчинения.

Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами.

С развитием науки стало очевидно, что единственное четкое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Пол включает в себя анатомические, биологические различия между мужчиной и женщиной, «гендер» - психологические, социальные и культурные аспекты.

Границы пола и гендера являются фундаментальными, так как многие различия между мужчиной и женщиной обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе [2].

В западной социологии термин «гендерная социология» встречается довольно редко. Используются такие понятия как «гендерные отношения» и «гендерные исследования».

Социология гендера представляет собой специальную социологическую теорию, которая рассматривает и структурирует процессы развития и социального взаимодействия двух гендерных общностей: мужской и женской.

Изучается их взаимодействие друг с другом в конкретных исторических, экономических, политических, социальных, духовных, правовых, информационных, культурных условиях.

Во многих социологических теориях представлен гендерный аспект: социология детства, социология управления, социология труда и занятости, социология семьи и т.д.

Объектом исследования гендерной социологии выступают мужчины и женщины как две большие социально-демографические группы, отличные по социальному статусу (положению в обществе), ролевым функциям, особенностям психологического склада, поведения и сознания. Исследователей интересуют исторически сложившиеся взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им образ социальной действительности.

Предметом гендерной социологии является социальный статус мужчин и женщин в обществе и его генезис под влиянием некоторых условий: культурных, экономических, исторических, политических, духовных.

Гендерная социология изучает разделение труда по признаку пола, массовые культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности), их влияние на разные стороны жизни социума.

На данном этапе развития гендерной социологии существуют три основных направления гендерной теоретической мысли:

> традиционно-философское (интерпретация гендерных отношений и тендерного неравенства);

> феминизм (проблема преодоления гендерного угнетения женщин и их борьбы за свои права);

> теория социального конструирования гендера, в основе которой лежит концепция исследования объективной и субъективной реальности, согласно которой важнейшими функциями является информационная, прикладная (эмпирическая), управленческая, прогностическая.

Социологами всегда был признан сам факт присутствия различий в общественных ролях женщин и мужчин, социального неравенства, и всегда исследователи стремились выявить и объяснить причины появления неравных отношений мужчин и женщин с точки зрения социально-психологических, социально-экономических, социально-культурных аспектов.

Гендер можно рассматривать с точки зрения следующих измерений:

> индивидуальное — через гендерную идентичность и гендерную социализацию,

> структурное — как реальное положение мужчин и женщин в структуре социальных институтов, включая экономику, политику, культуру, религию, образование, семью, медицину;

> символическое, или культурное, исходя из того, что в каждой культуре в конкретное историческое время включается в образы «настоящий мужчина» и «настоящая женщина».

Социологи, этнографы, историки, антропологи, психологи и педагоги давно установили представления относительно о типично мужском и типично женском: то, что в одной культуре и в одном обществе может считаться типично мужским поведением (занятием), чертой характера, в другом - может определяться как типично женское. В рассмотрении вопросов гендера, необходимо учитывать культурный аспект а национальные различия и принадлежности.

Гендер формируется с самого рождения человека и продолжает развитие на протяжении всей его жизни. Родители, при воспитании детей, общении с ними, применяют совершенно различные стили общения, делая упор на том мальчик это или девочка, но часто родители уверены что не делают различий между мальчиками и девочками. С момента рождения человек попадает под объект воздействия гендерной системы: в зависимости от пола ребенка выбирается цвет коляски, одежды, набор игрушек. При процессе социализации и самоидентификации личности в семье (родители, братья, сестры, бабушки и дедушки, другие родственники), в образовании (учителя, преподаватели, воспитатели в дошкольных учреждениях), в культуре, особенно массовой, так как она особо влияет на положение человека в обществе, его поведение, отношения к другим людям, (СМИ, книги, театр, кино, шоу-бизнес), пропагандируют в сознании детей, подрастающего поколения гендерные стереотипы, формируют определенные правила поведения и создают представления о «настоящем мужчине» и «настоящей женщине». Внедренные в сознание индивидов гендерные нормы поддерживаются культурными механизмами, например, через гендерные стереотипы в СМИ. В современном обществе очень низкий уровень культуры, необходимо ее переосмысление через наполнение более высокими идеями, иначе культурный потенциал общества обеднеет.

Термин «гендерный подход» в социологии возник в 1970-х годах. Он появился благодаря формированию оппозиции исследований взаимоотношений между полами. Под гендерным подходом в социологии принято понимать анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно-символическое определение пола (то, что называется гендером) является смешанной характеристикой статуса, возникающего на сведении многих признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход является одним из вариантов стратификационного подхода, который исследует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. Гендер становится «полезной» многоуровневой категорией социального анализа, которая «работает» на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне.

На Западе изучение тендерного подхода берет свое начало с 1970-х годов, как познавательная практика движения женщин второй волны и как подвергнутая критике теория социализации, и потому во многом определяется закономерностями развития последней. Исследования опираются на приспособленность теории социализации к проблематике общественных взаимоотношений между женщинами и мужчинами.

Благодаря американской исследовательнице Дж. Скотт в середине 1980-х гг. в профессиональный тезаурус социологов проник новый термин - «гендер», который не завоевал всеобщего признания, но очень популярен в XXI веке, так как гендерная социология, считается одной из самых перспективных и прогрессивных отраслей современной социологии. В отличие от термина «пол» («sexsus»), обозначающего только анатомические отличия мужчин и женщин, и термина «род» («genus»), обозначающего грамматическое явление, термин «гендер» («gender») по мнению Дж. Скотт, не снимая и не отрицая половых различий, делает акцент на те общественные особенности мужчин и женщин, которые развиваются у них в результате их деятельности в обществе и которые, в конечном счете, определяют своеобразие их поведения и положения в социуме.

Понятие "гендер" было введено в русский язык в начале 1990-х г. Посадской Анастасией. В России исследования гендера начали свое развитие в конце 80-х - начале 90-х годов, в период становления и появления первых феминистских групп и женских организаций, пропагандирующих независимость, а в средствах массовой информации стали появляться первые публикации и переводы статей по гендерной проблематике. Опубликованная в 1989 году в журнале «Коммунист» статья А. Посадской, Н. Римашевской и Н. Захаровой «Как мы решали женский вопрос» [3] стала своего рода программным документом начальной стадии нового направления в науке и общественном женском движении, которое позже, в 1994 году, с легкой руки английских издателей книги «Women in Russia» [4], было названо «Новой эрой феминизма в России».

Историки датируют исторические события и явления по упоминанию о них в письменных источниках. И если обратить взгляд на историю развития и возникновения гендерных исследований в России (бывшем СССР) с этих позиций, то начало появления исследований о гендере начинается с 1990 года, когда в рамках Академии наук, в Институте социально-экономических проблем народонаселения была создана лаборатория, в официальном названии которой впервые использовался термин «гендер». Позже это научное подразделение приобрело известность в качестве Московского центра гендерных исследований (МЦГИ). По этой причине 2000 и 2010 годы можно считать юбилейными - сегодня российским гендерным исследованиям четверть века. С исторической точки зрения, двадцать пять лет, естественно, совсем малый срок, но для нашей страны и науки это были годы колоссальных перемен, связанных, в том числе, с зарождением и развитием новых демократических институтов, одним из которых по праву можно считать гендерные исследования.

Говоря о соцологии гендерологии необходимо помнить, что исследования российских ученых уступают западным, наблюдается значительный пробел в теории и практике этого направления. Но, гендерная социология набирает популярность в России, в высших учебных заведениях вводятся курсы по ее изучению, для ознакомления студентов с традиционными социальными проблемами сквозь призму гендерных проблем и гендерной асимметрии,

имеющей место во всех сферах общественной жизни. Исследование гендерных отношений стало составной частью большинства социальных и гуманитарных наук.

В России гендерная социология находится в стадии становления: идет интенсивное обсуждение основных понятий, некоторые проблемы, впервые поставленные в западной социологии, получают свое переосмысление применительно к социально-историческим и политическим условиям постсоветского общества. Интенсивно переводятся многие зарубежные учебники и научные работы, посвященные гендерной проблематике, издаются собственные работы в этой области. В последние годы были проведены многочисленные самостоятельные исследования, непосредственно анализирующие социальные отношения между полами, специфику социальных ролей мужчин и женщин. Отечественные ученые активно участвуют в международных форумах, посвященных положению женщин и гендерным проблемам.

The article deals with the social aspects of gender sociology in Russia and in the West, the history of gender sociology, the differences of the terms «sex», «kind», «gender», directions and measuring gender sociology. Key words: sociology, sociology of gender, society, gender, genderology.

Список литературы

1. Титаренко Л.Г. Социология гендерная. Энциклопедия социологии.

2. Гидденс Э. Социология. 2-е изд., полн. перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.

3. Захарова Н., Посадская А., Римашевская Н. Как мы решаем женский вопрос // Коммунист. 1989. № 4. С. 56-65.

4. Barbara Alpern Engel Women in Russia, 1700-2000. Cambridge University Press, 2004. 304 с.

Об авторах

Гостенина В.И. - доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии, рекламы и связей с общественностью Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.

Волконский Ю.К. - кандидат юридических наук, доцент кафедры социологии, рекламы и связей с общественностью Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.

Волконская А.С. - ассистент и аспирантка кафедры социологии, рекламы и связей с общественностью Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.