ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БОДРОВ А.Н.
В статье обоснован переход к преимущественно экономическим формам управления профессиональным образованием, который предполагает соответствующие изменения правовых, организационных и педагогических отношений.
In the article transition to mainly economic forms of management is proved by vocational training which assumes respective alterations of legal, organizational and pedagogical attitudes.
Предусмотренная утвержденной Правительством Москвы Городской целевой программой «Рабочие кадры» модернизация системы СПО может рассматриваться в качестве императива дальнейшего развития экономики столицы. Это объясняется комплексом социально-экономических причин, связанных с новым вызовом времени: потребность населения в социальной защищенности на рынке труда путем приобретения профессии с необходимым уровнем квалификации; изменение существующих и увеличение разнообразия форм занятости населения в условиях развития предприятий различных форм собственности; расширение возможностей самореализации работников в профессиональной деятельности; формирование новых ценностных ориентиров и навыков предпринимательской деятельности; более ранняя мотивация готовности молодежи к труду на основе определения жизненных целей.
Государственные органы управления средним профессиональным образованием все больше выступают в роли покупателей образовательных услуг, функции этих органов постепенно перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей таких услуг. В основе формирования образовательного пространства административный компонент перестает быть главным и уступает место договорным (в том числе экономическим) отношениям по выполнению образовательными учреждениями заказов на подготовку кадров. Для эффективного функционирования этой системы государство способствует развитию в сфере образования рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг. Принцип развития конкурентной образовательной среды, создания насыщенного рынка образовательных услуг является важнейшим принципом управления современным профессиональным образованием. Реализация этого принципа предполагает развитие новых экономических стимулов в сфере образования.
Наряду с прямым финансированием учреждений СПО важное значение играют налоговые льготы. Следует отметить, что федеральным законодательством практически не предусмотрены налоговые льготы для развития учреждений профессионального образования. В ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные законы, устанавливающие льготы для образовательных учреждений. Например, в Москве принят закон об освобождении бюджетных учреждений от уплаты налога на имущество и земельного налога. Указанные льготы распространяются на учреждения СПО, финансируемые из бюджета.
По оценке профессора Тодосийчука А.В. основным источником финансирования профессиональных колледжей является городской бюджет - 85%. Второй по значимости источник - доходы от предпринимательской деятельности - 8,4%. Третий - оплата потребителем образовательных услуг -5,5%. Обращает на себя внимание низкая доля средств работодателей на подготовку кадров (0,22%) и отсутствие средств социальных партнеров в укрепление материально-технической базы колледжей [1].
Профессиональное образование. Столица | № 8 2009 1
По данным за последние 5 лет в структуре затрат совокупного бюджета среднего профессионального образования Москвы доминировали текущие затраты - 99%, а инвестиции в основной капитал равны только примерно 1%. Такая структура и объемы финансирования не позволяют обновлять основные фонды учреждений СПО, что привело к высокому их износу, который составляет 84%. Подобная ситуация характерна в целом для России.
Ситуация резко изменилась только с 2008 года, после утверждения Городской целевой программы «Рабочие кадры», согласно которой только в 2008 году выделено на развитие учебноматериальной базы профессиональных колледжей более 3 млрд рублей. Однако, данная программа носит целевой характер поддержки колледжей и не входит в ежегодную нормативную базу финансирования.
Рассмотрение системы СПО с точки зрения выполнения ею экономической функции в современном обществе требует пересмотра ряда концептуальных положений педагогической науки и, прежде всего, теории профессионального образования. В связи с этим необходимо критически проанализировать ряд сформировавшихся подходов к профессиональной педагогике, месту и роли среднего профессионального образования в развитии общества.
В работах В.В. Краевского показано, что педагогика является самостоятельной и самодостаточной наукой, имеющей свой объект, предмет, свои конкретные только ей присущие цели, задачи и средства их реализации, собственные методы исследования [2]. Мы не разделяем эту точку зрения применительно к системе среднего профессионального образования, т.к. она одновременно является и частью экономической системы, одним из ее структурных компонентов, который в значительной мере определяется тенденциями развития современного производства. Именно в зависимости от потребностей рынка труда она реализует себя как образовательная система, выполняющая функцию профессионального обучения и воспитания, подготовки молодого поколения к жизни и труду.
Экономическая функция СПО ориентирует на то, чтобы в образовательном пространстве сформировалась и действовала четкая система подчинения не некоему вышестоящему аппарату, а экономической необходимости. Поэтому в основе целеполагания для системы СПО должен лежать спрос и предложение кадров. Спрос отражает объем и структуру потребностей рынка труда. Предложение - характеризует численность и состав экономически активного населения, способного к труду. При этом в условиях рыночной экономики, стремящейся к удешевлению себестоимости конечного продукта и его высокому, конкурентоспособному качеству, предложение рабочей силы всегда превышает ее спрос.
В современных условиях впервые создается возможность сопоставить экономические и педагогические ценности, ощутить зависимость оплаты труда от уровня квалификации, осознать зависимость хорошей карьеры от деловых качеств человека, его предпринимательских способностей. Другими словами, оценить педагогическую эффективность экономического стимулирования среднего профессионального образования. В рыночных условиях общественные затраты труда на образование получают реальный, а не декларируемый стоимостной способ измерения. Затраты на всю сумму знаний и навыков, которыми обладает совокупная рабочая сила страны независимо от времени их приобретения, представляют собой накопленные (кумулятивные) затраты, которые можно определить как национальный фонд образования.
Оценка эффективности реализации экономической функции СПО представляется весьма трудной задачей. Это обусловлено специфическим характером ее «продукции», которой являются усваиваемые знания, умения и навыки, имеющие длительный эффект действия. Однако, важно отметить наличие общемировой тенденции увеличения затрат на профессиональное образование, как абсо-
лютно, так и относительно, что свидетельствует о признании высокой роли и значении экономической функции профессионального образования для повышения его педагогической эффективности.
Переход к преимущественно экономическим формам управления профессиональным образованием предполагает соответствующие изменения правовых, организационных и педагогических отношений. Их совокупность может быть определена как проблема развития системы отношений участников образовательного процесса, прежде всего педагогов и обучающихся, в направлении перехода к субъект-субъектным отношениям.
В настоящее время продолжает доминировать подход, сложившийся на предшествующих этапах развития отечественной школы под влиянием господствующих общественных отношений. Он состоит в ориентации на произвольное определение обязанностей обучающихся при одновременном ограничении их прав. Несмотря на переход к подушевому финансированию как основному экономическому стимулу среднего профессионального образования, права обучающихся, за которыми, как утверждается, «следует норматив», не возросли.
Ни в одном законе не названы права студента или обязанность администрации знакомить обучающихся с нормативными документами. Кстати, в связи с Копенгагенским процессом значимость информированности студентов в части конкретизации содержания своего образования резко возрастает.
Например, наиболее важным моментом в студенческой жизни является сдача экзаменов. По-сути, это важный юридический факт, с которым связано множество правовых последствий: стипендия, вид диплома, переход на более высокий уровень обучения, возможности трудоустройства. Однако, ввиду отсутствия обязывающих нормативных предписаний, практически все эти вопросы решает администрация колледжа. К ним относятся форма проведения экзамена, количество дней между экзаменами, продолжительность подготовки первого отвечающего, возможность использования вспомогательных материалов на экзамене (справочники, интернет и т.п.), объем и характер дополнительных вопросов, запрещение требовать конспекты лекций, право взять второй билет, пересдать экзамен и т.д. Данные рекомендации должны быть изложены в соответствующих нормативно-законодательных актах.
Концептуальные идеи формирования правовых и экономических основ функционирования современной системы среднего профессионального образования заложены в идеологии приоритетного национального проекта «Образование». Одной из основных задач данного проекта является реорганизация современного, имеющего замкнутый характер профессионального образования в открытую многоуровневую, вариативную, систему, адекватно отражающую динамику развития рынка труда и создающую возможность удовлетворения творческих потребностей личности. Результатом реализации национального проекта «Образование» станет: для сферы образования - создание качественно новых условий для обучения, повышение привлекательности начального и среднего профессионального образования для молодежи, а для работодателей - повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений этого уровня.
Библиографический список
1. Тодосийчук А.В., Смирнов И.П. Новый экономический механизм управления профессиональным образованием. - М.: 2006, с. 22
2. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - с. 44.